передовая статья
© В. А. Аверин, Е. Р. Зинкевич
ГБоУ ВПо «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» минздрава россии
Резюме. В статье анализируется система педагогических понятий, среди которых: инновационные процессы в системе образования, инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании, инновационная деятельность преподавателя. Воспроизводится контекст инновационной педагогической деятельности преподавателя медицинского вуза.
Ключевые слова: инновационные процессы в системе образования, инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании, инновационная деятельность преподавателя, дидактическое, технологическое и организаторское творчество.
УДК: 377
инновационным подход как стратегия профессионального образования в XXI веке
«Глубокие преобразования, которые пережили или переживают в настоящее время современные общества, требуют соответствующих преобразований в национальном образовании.
Но, прекрасно чувствуя, что изменения необходимы, мы плохо
знаем, какими они должны быть».
Эмиль Дюркгейм
В настоящее время мы наблюдаем реформирование системы образования России. Реформа осуществляется благодаря инновациям, которые реализуются, в частности, в системе высшего профессионального образования. С. М. Вишнякова дает следующее определение инновации: «Инновация, нововведение (от англ. innovation — нововведение). В обучении — введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности преподавателей и учащихся, изменения в стиле мышления» [2, с. 105]. С. М. Вишнякова дифференцирует следующие словосочетания: инновационные процессы в системе образования, инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании, инновационная деятельность преподавателя. Прокомментируем все эти педагогические конструкты.
Инновационные процессы в системе образования — управляемые процессы создания, анализа, оценки, применения ряда новшеств в системе образования педагогическим сообществом. В качестве примера можно привести участие российской системы образования в Болон-ском процессе, результатом которого является реструктуризация системы образования, ее диверсификация и существенное обновление. Начало XXI века характеризуется поисками путей развития высшего медицинского образования в общеевропейском образовательном пространстве в связи с вступлением России в Болонский процесс. Это актуализирует вопросы улучшения качества медицинского образования, необходимость создания и внедрения ФГОС ВПО, оптимизирующего компетентностный подход в образовании. «Болонский процесс — путь к европейскому пространству высшего образования: основные цели, действия, достижения и трудности; гармонизация медицинского образования в Европейском регионе; европейская система передачи и накопления кредитов [ECTS] в медицинском образовании; характеристики последипломного медицинского образования и непрерывного профессионального развития» [9,с.149].
На рубеже XX-XXI вв. в педагогике профессионального образования в фокусе особого внимания ученых находится проблема инновационных образовательных технологий. Это обусловлено возрастающей потребностью общества в повышении качества профессиональной подготовки специалистов, чему не способствует традиционная лекционно-аудиторная система, ориентированная на трансляцию содержания изучаемых дисциплин.
♦ педиатр
том III № 4 2012
ISSN 2079-7850
Современная педагогическая наука часто использует понятие «технология», которое пришло «<...> к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление — педагогическая технология» [10, с. 309].
Сущностными характеристиками педагогической технологии являются «управляемость (диагностическое целеполагание, осуществление мониторинга учебного процесса, его необходимая коррекция); эффективность (соответствие образовательным стандартам, возможность достижения поставленных целей обучения, минимальные временные и экономические затраты); воспроизводимость (возможность применения другими преподавателями)» [11, с. 269].
Инновационные педагогические технологии применительно к высшему медицинскому образованию — это технологии обучения и воспитания, целью которых является развитие у студентов компетенций овладевать новым опытом на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, овладение ими инструментарием учебно-исследовательской деятельности, ролевым и имитационным моделированием. В свою очередь, реализация компетент-ностного подхода в профессиональном образовании станет возможной при такой организации учебно-познавательного процесса, где существенно меняется роль преподавателя, применяющего педагогические технологии, стимулирующего обучение «посредством действия, обмена опытом, творческого решения проблем, постановки и решения креативных идей и проблем, использования ролевых моделей» [6, с. 359].
Примером, иллюстрирующим инновационные педагогические технологии, могут быть информационные компьютерные технологии. Их роль невозможно оценить в условиях развития непрерывной личностно-ориентированной образовательной траектории.
Сегодня наиболее оптимальным способом приема и передачи знаний является персональный компьютер, оснащенный Интернетом. Эта информационная система реализует разные функции, но главная — хранение и распространение информации.
В виртуальном информационном пространстве содержится огромнейшее количество ресурсов, поддерживающих и обеспечивающих образовательные потребности человека [8]. Электронные (мультимедийные) энциклопедии — пример такого образовательного продукта. «Очевидно, что до конца текущего десятилетия предстоит: <...> создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями <...>; обеспечение качества, стандартизации и сертификации средств информационных технологий учебного назна-
чения; <...> подготовка педагогических <...> кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии; <...> обеспечение образовательных учреждений <.> современными электронными учебными материалами, а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам» [7, с. 121].
Применение информационных компьютерных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Информационные компьютерные технологии позволяют максимально удобно и быстро представить нужную для студентов информацию, привлечь его внимание, заинтересовать.
Как правило, технологизация образовательного процесса касается собственно процесса обучения, в котором отсутствуют технологии воспитания. С нашей точки зрения, «технология воспитания есть продуманная во всех деталях модель совместной деятельности преподавателей и студентов по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий как для одних, так и для других его участников, реализующих идею полной управляемости воспитательным процессом. И если подходить к понятию «педагогическая технология воспитания» с позиций личностного подхода, то в ней можно выделить следующие признаки:
• возможность воспроизведения (и распространения) технологии применительно к заданным условиям;
• результативность — высокая степень достижения запланированного уровня воспитанности;
• направленность на развитие личности;
• целеполагание (таксономия);
• организация воспитательного процесса в соответствии с учебными целями, то есть через содержание учебных дисциплин и через «погружение» в различные модели будущей профессиональной деятельности;
• мониторинг уровня воспитанности студентов:
◦ исходная (стартовая) диагностика — для получения информации о состоянии нравственной сферы и готовности студентов к ее преобразованиям;
◦ текущая, или промежуточная, диагностика — с целью выявления пробелов в ходе воспитательной работы и необходимости коррекции состояния нравственной сферы;
◦ итоговая диагностика — для оценки конечного уровня воспитанности выпускников» [4, с. 180].
Выделим ряд принципиальных требований, которые предопределяют технологию воспитания. Прежде всего, следует исходить из необходимости
подчинения содержания предмета не только профессиональным знаниям, но и воспитательному результату, который должен заключаться в качественных материальных и идеальных изменениях личности, ее внешнего облика, интеллектуальной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сферы, поведения и деятельности [1].
Непременным требованием к организации любого вида воспитательной деятельности является создание условий обязательного переживания студентом положительных эмоций и, главное, чувства удовлетворенности собой, веры в свои силы и возможности, что, в свою очередь, будет способствовать формированию социально ценных мотивов поведения и деятельности [5]. Социально окрашенные мотивы поведения и деятельности обеспечивают постепенное вхождение в профессию врача и овладение необходимыми компетенциями, значимыми для специалиста.
Технология воспитания может быть результативна только в том случае, когда она применяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей студентов, содействуя нравственному и профессиональному становлению личности.
Собственно инновационная деятельность преподавателя реализуется в дидактическом, технологическом и организаторском творчестве.
Дидактическое творчество является по праву самым распространенным и доступным для преподавателей. Варианты могут быть следующие: комбинирование действий студентов, использование новых педагогических приемов, обеспечивающих развитие мотивации учения, формирование адекватной самооценки, оценки знаний студентов и т. д. Мы остановимся на использовании балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов, которая является иллюстрацией дидактического творчества преподавателей.
«Государственная политика в области профессионального образования в контексте Болонских соглашений предусматривает изменения в подходах к оценке качества образования. В качестве аналогового механизма оценки используется накопительная система баллов за результаты учебно-познавательной деятельности студентов.
В современном динамичном мире способы, средства диагностики и контроля качества образования быстро меняются. Отметочная система, существовавшая доныне и измеряющая только конкретный результат, становится малоэффективной. Для анализа результатов образовательных целей сегодня востребованы такие способы и средства, которые позволяют увидеть и оценить динамичность протекания самого процесса реализации образовательных целей и задач. Все это объективизирует необходимость внедрения в процесс профессионального образования
накопительной системы оценок, которая может быть представлена в виде технологической карты, облегчающей процесс обучения и оценки его результатов.
В качестве преимуществ балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов можно назвать:
• обеспечение индивидуально-личностного подхода к каждому студенту;
• улучшение состояния учебной дисциплины и развитие учебной мотивации;
• реализацию свободы выбора заданий, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей;
• создание условий для самостоятельной систематической работы и, как следствие, развитие когнитивных процессов;
• формирование субъект-субъектных отношений, в условиях которых каждый отвечает за свои учебные и обучающие действия;
• осуществление систематического самоанализа, самооценки и оценки учебной и внеучебной самостоятельной работы, а также собственной профессиональной деятельности» [3, с. 89]. Технологическое творчество как отражение инновационной деятельности преподавателя заявляет о себе в области педагогических технологий и проектирования, когда осуществляются поиск и создание новых педагогических систем, педагогических процессов и учебных педагогических ситуаций, способствующих повышению результативности воспитания и обучения студентов. И здесь будет своевременным упоминание о программированном и модульном обучении, технологии учебного диалога и игрового моделирования и, более всего, о педагогическом проектировании.
Педагогическое проектирование реализуется в следующем алгоритме действий преподавателя:
• выбор приоритетных целей обучения и воспитания, отвечающих на вопрос, какие профессиональные и личностные качества будут сформированы у студентов в процессе преподавания им проектируемой дисциплины;
• выбор содержания обучения и воспитания, предусмотренного учебным планом и учебными программами;
• выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель;
• выбор способов оценки результатов деятельности;
• разработка технологии обучения. Необходимо отметить тот факт, что технологическое творчество как отражение инновационной деятельности преподавателя непосредственно связано с использованием инновационных педагогических технологий в профессиональном образовании.
В завершение хотелось бы остановится на организаторском творчестве преподавателей, которое можно на-
6
передовая статья
блюдать в сфере управления педагогической и учебно-познавательной деятельностью, в процессе наблюдения и контроля за результатами этих видов деятельности, наконец, в осуществлении связи со средой, в контексте взаимодействия студентов и преподавателей и т. д. В качестве аналога организаторского творчества преподавателей может служить психолого-педагогический клуб для учителей и родителей, который создан на базе ГБОУ СОШ № 594 Московского района Санкт-Петербурга силами профессорско-преподавательского состава и студентов факультета клинической психологии ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет».
Подводя итоги сказанному выше, можно сделать вывод: анализ и погружение в педагогический смысл понятий, в ряду которых инновационные процессы в системе образования, инновационные технологии в профессиональном образовании, инновационная деятельность преподавателя, позволят правильно интерпретировать свой собственный инновационный педагогический опыт.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверин В. А, Зинкевич Е. Р., Кульбах О. С. Теория и методика воспитательной работы в медицинском вузе: учебное пособие для преподавателей. - Санкт-Петербург, изд-во ГПМА, 2011. - 83 с.
2. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - С. 538.
3. Зинкевич Е. Р. Оценка качества образования студентов медицинских вузов // Вестник Южно-Уральского университета. - 2012. - № 26(285). - С. 87-91.
4. Кульбах О. С, Зинкевич Е. Р. К проблеме воспитания студентов медицинских вузов как неотъемлемой части профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 4(35). - С. 178-181.
5. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения в 2 томах. Т. 1 / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1983. - 391 с.
♦ Информация об авторах
Аверин Вячеслав Афанасьевич - д. психол. н., профессор. Заслуженный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин факультета клинической психологии. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. Е-таН: [email protected].
Зинкевич Елена Романовна - к. п. н., доцент кафедры общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин факультета клинической психологии. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. Е-та^: [email protected].
6. Матвеева Т. А. Понятийный аппарат компетентностно-го подхода в профессиональном образовании / Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. Вып. 5 / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - С. 359-361.
7. Непрерывное образование и потребность в нем / Под ред. Г. А. Ключарева. - М.: Наука, 2005. - 153 с.
8. Нечипоренко Т. Л. Образование как фактор перехода к информационному обществу: Автореф. дис. ... канд. филос. - М., МГОУ, 2003. - 24 с.
9. Пальцев М. А, Денисов И. Н., Чекнев Б. М. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс. Выпуск III. - М.: Русский врач, 2005. - 250 с.
10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. Б. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 544 с.
11. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. П. Бе-лозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 368 с.
INNOVATION APPROACH AS STRATEGY OF VOCATIONAL EDUCATION IN XXI THE CENTURY
Averin V. A., Zinkevich E. R.
♦ Resume. In the article is analyzed the system of the pedagogical concepts, among which: innovation processes in formation system, innovation pedagogical technologies in the vocational education, the innovation activity of instructor. The context of the innovation pedagogical activity of the instructor of medical Institute of Higher Education is reproduced.
♦ Key words: Innovation processes in formation system, innovation pedagogical technologies in the vocational education, the innovation activity of instructor, didactic, technological and organizational creation.
Averin VyacheslavAfanasyevich — Dr. psychol. sci., Professor, Head, Department of general and applied psychology with a course of biomedical disciplines of the department of clinical psychology. Saint-Petersburg State Pediatric Medical University of Health Ministry of Russia. 2, Litovskaya St., St. Petersburg, 194100, Russian Federation. E-mail: [email protected].
Zinkevich Elena Romanovna — PhD, Associate Professor at the Department of general and applied psychology with a course of biomedical disciplines of the department of clinical psychology. Saint-Petersburg State Pediatric Medical University of Health Ministry of Russia. 2, Litovskaya St., St. Petersburg, 194100, Russian Federation. E-mail: [email protected].
♦ педиатр
том III № 4 2012
ISSN 2079-7850