УДК 378.661.015.62+378.14.015.62 ББК Ч448.44+Ч448.47
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
Е.Р. Зинкевич Санкт-Петербургский педиатрический медицинский университет
Исследуется актуальная проблема готовности преподавателей вузов к оценке качества образования студентов вузов на основе компетентностного подхода. Осуществлен анализ учебного модуля, в котором изучаются вопросы оценки качества образования студентов медицинского вуза. Охарактеризована методическая поддержка преподавателей в оценке качества образования студентов. Приводится логика развития учебного модуля «Оценка качества образования студентов медицинского вуза», реализуемого в условиях факультета последипломного профессионального педагогического образования.
Ключевые слова: качество образования, компетентность, компетенция, методическая подготовка преподавателей, учебный модуль, педагогический тест.
Интерес к личности преподавателя, к его индивидуальным, социальным, ценностным основам во все эпохи оставался важным: образовательный потенциал государства определяет его конкурентоспособность на мировом рынке. При этом имеется в виду не только потенциал обучающихся, который в удаленном будущем выразится в их успешной профессиональной деятельности, но и оперативное повышение педагогической и психологической образованности тех, кто организует процесс обучения и воспитания в вузе, а именно его преподавателей.
Врачи, которые являются преподавателями медицинского вуза, занимают особое место в системе высшей школы, так как специфика их деятельности обусловлена двумя профессиональными детерминантами - медицинской и педагогической практикой. Чаще всего они испытывают трудности в анализе, осмыслении своей педагогической практики, в изучении и использовании наиболее продуктивных, с точки зрения результата, педагогических подходов к формированию процесса обучения, развития и воспитания студентов, оценке качества медицинского образования. Для этого необходимо осуществлять своевременное «...развитие у преподавателей оценочно-ориентировочных умений и качеств личности» [6, с. 195].
С нашей точки зрения, качество образования - это интегрированный продукт, зави-
сящий от совокупности объективных и субъективных условий. К объективным условиям достижения качества образования относится своевременная системная подготовка профессорско-преподавательского состава университета к оценке результатов образовательного процесса, занимающая одну из главных позиций в модели управления качеством образования в вузе. Стремление, с одной стороны, удовлетворить социальный запрос государства и общества в вопросах подготовки врачей, с другой, соответствие требованиям Европейского сообщества в вопросах качества медицинского образования актуализируют проблему оценки качества образовательных результатов.
XXI век характеризуется поисками путей развития высшего медицинского образования в общеевропейском образовательном пространстве в связи с вступлением России в Болонский процесс [11]. «Болонский процесс -путь к Европейскому пространству высшего образования: основные цели, действия, достижения и трудности; гармонизация медицинского образования в Европейском регионе; европейская система передачи и накопления кредитов (БСТ8) в медицинском образовании; характеристики последипломного медицинского образования и непрерывного профессионального развития» [5, с. 149].
Традиционной формой подготовки преподавателей к распространению инноваций
в обучении и воспитании студентов являются факультеты последипломного профессионального педагогического образования преподавателей, функционирующие при ведущих высших учебных заведениях. Инновационная деятельность нацеливает преподавателей на личностное развитие и поиск творческого решения проблемных вопросов, современное понимание задач профессионального образования и дальнейших возможностей их решения.
Такой факультет создан и в ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет».
Цель функционирования курсов этого факультета - осуществление психолого-педаго-гической, методической и дидактической подготовки преподавателей - слушателей курсов к осуществлению образовательного процесса в условиях модернизации профессионального образования:
о психолого-педагогическая подготовка способствует формированию системы теоретических, методологических и прикладных знаний об оценке качества образования студентов медицинских вузов;
о методическая подготовка оказывает содействие в овладении компетенцией решения профессиональных проблем оценки качества медицинского образования;
о дидактическая подготовка обеспечивает знаниями современных традиционных и инновационных технологий оценки качества образования в высшей школе; обеспечивает опытом применения дидактических компетенций, составляющих деятельностную сторону специальной подготовки преподавателей; опытом эмоционально-ценностного отношения к субъектам и объектам деятельности, выраженным в педагогической культуре.
В своей статье мы рассмотрим ту область методической подготовки преподавателей медицинских вузов, которая позволяет изменить их традиционное представление о подходах, в частности, к оценке качества образования.
В аспекте методической подготовки слушателям курсов повышения квалификации предлагается учебный модуль «Оценка качества образования студентов медицинского вуза», содержание которого посвящено одному из средств педагогического измерения -педагогическому тесту. В учебном модуле заявлены такие темы, как: «Категория „качество образования“», «Компетентностный под-
ход к оценке качества образования», «Теория педагогических измерений», «Виды педагогического тестирования», «Дидактические принципы педагогического тестирования», «Контроль способностей студентов к профессиональной деятельности», «Измерение и оценка качества образования студентов медицинских вузов», «Экспертиза качества образования».
Остановимся на основных положениях этого учебного модуля.
Категория качества, как известно, является одной из актуальнейших проблем изучения, обсуждения, интерпретации в многочисленных зарубежных и отечественных исследованиях, касающихся образования [8]. В конце ХХ - начале XXI в. в мире произошли глобальные изменения, которые коснулись структуры и характера рынка труда, системы общественных отношений, информатизации и компьютеризации сфер общественной и производственной жизни страны, детерминировали становление новой техногенной цивилизации, повлекли за собой изменение вектора образования, которое стало ориентироваться на новое качество своего результата [10]. В связи с чем широкое распространение в России и в странах европейского сообщества получил компетентностный подход.
Определение понятия «компетентность» вызывает к жизни целый ряд дополнительных проблем, связанных как с пониманием самой сущности, характеристики, так и природы компетентности [2, 12].
Анализ современной психологической и педагогической литературы показывает, что термин «компетенция» может использоваться как синоним знаний, умений, навыков. Этот термин может трактоваться и как более широкое по отношению к знаниям и умениям понятие, если имеется в виду собственно компетентность. Таким образом, говоря о компетентностном подходе, нужно иметь в виду, что:
о компетентность понимается как личностное свойство, основывающееся на знаниях, как личностно и интеллектуально обусловленное проявление социально-профессиональной жизнедеятельности человека в его поведении;
о компетенция рассматривается как совокупность знаний, правил оперирования ими и их использование.
В предлагаемой трактовке в основе ком-петентностного подхода лежат компетентно-
Теория и методика профессионального образования
сти человека, формирование которых есть цель и результат образования [4].
Один из первых перечней компетентностей (всего 37) был составлен британским психологом Дж. Равеном. Он отметил, что одни компетентности могут относиться к интеллектуальной сфере, другие - к эмоциональной сфере, они могут заменять друг друга, наконец, они являются, по сути, «мотивированными способностями» [7].
Способности - это психологические особенности человека, от которых зависит успешность в освоении знаний, в формировании умений и развитии навыков, но сами по себе способности не тождественны знаниям, умениям, навыкам [9].
Педагогический контроль можно распространить на сферу способностей студентов, так как формирование способностей будущих специалистов - одна из задач высшего профессионального образования. Но для этого необходимо понять и освоить методологию создания тестов и теорию педагогических измерений.
Методология создания тестов очерчивает круг понимания такой категории как «знание». В свою очередь, теория педагогических измерений раскрывает виды и формы предоставления заданий студентам, характеризует методы отбора содержания тестирования, где в качестве единицы педагогического измерения используется педагогический тест.
Наша точка зрения созвучна мнению педагогического сообщества, что педагогический тест - это совокупность заданий, отражающих различные уровни освоения знаний (по Б. Блуму), среди которых:
о знание - выступающее в виде запоминания и воспроизведения учебного материала;
о понимание - представляющее преобразование материала из одной формы выражения в другую;
о применение - демонстрирующее умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых профессиональных ситуациях;
о анализ - показывающий умение дифференцировать учебный материал с учетом его структуры;
о синтез - иллюстрирующий умение осуществлять комбинирование элементов знания, чтобы получить что-то новое;
о оценка - выражающаяся в умении оценить значение того или иного учебного материала для субъекта и его развивающегося знания [3].
В процессе освоения учебного модуля преподаватели изучают систему принципов и правил, обеспечивающих решение задач дидактического и организационного характера в создании теста:
о тестирование осуществляется в рамках программированного контроля с визуальной шкалой оценки результатов;
о применяются необходимые педагогические меры, предупреждающие искажение результатов и распространение информации о содержании теста;
о тест должен быть надежным, валидным, объективным.
Как известно, надежность - определение возможной степени погрешности в педагогической оценке. Сегодня все чаще заявляет себя экспертный опрос: письменные или устные ответы студентов оценивают несколько преподавателей, и посредством установления коэффициента корреляции результатов появляется возможность надежности оценки. Валидность теста - соответствие выбранной формы и методов контроля цели тестирования. Педагогические причины невалидности педагогического теста лежат в области нарушений условий тестирования. С целью увеличения показателя валидности теста также используется метод экспертных оценок. Критерий объективности лежит в плоскости психологических, аксиологических, педагогических смыслов учебно-познавательной деятельности студентов.
На практических занятиях преподаватели отрабатывают алгоритм разработки различных тестовых заданий (по классификации В. А. Аванесова), который включает в себя: о выбор содержания заданий; о выбор формы заданий; о создание инструкции и описания теста; о интерпретация результатов обработки; о экспертиза качества теста [1]. Экспертиза качества образования предлагает проведение различных видов контроля, среди которых
о входной контроль: цель - получение достоверной информации об уровне готовности студентов к последующей работе;
о текущий (промежуточный) контроль: цель - выявление пробелов, трудностей в ус-
воении материала и проведение необходимой коррекции;
о итоговый (рубежный) контроль: цель -оценка уровня и качества сформированности компетенций.
Таким образом, решая задачу качества профессионального образования, осуществляя внедрение в образовательный процесс новых способов его оценки, следует принимать во внимание личностную и профессиональную готовность к ним преподавателей высших учебных заведений. Личностная и профессиональная готовность выражается в качестве их компетентности и компетенций, поддерживающих и реализующих любые инновационные проекты в вузе.
Литература
1. Аванесов, В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: учеб. пособие / В.С. Аванесов. - М. : Исслед. центр, 1989. - 167 с.
2. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе /
В.А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. -
2003. - № 10. - С. 8-14.
3. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. - М.: Арена, 1994. -222 с.
4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная моногр. / под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н. Ф. Ра-дионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 392 с.
5. Пальцев, М.А. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс /М.А. Пальцев, И.Н. Денисов, Б.М. Чекнев. - М. : Издат. дом «Русский врач», 2005. - Вып. III. - 250 с.
6. Попков, В.А. Теория и практика высшего профессионального образования: учеб. пособие для системы доп. пед. образования /
B.А. Попков, А.В. Коржуев. - М.: Академ. проект, 2004. - 432 с.
7. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М. : Когито-Центр, 2002. - 400 с.
8. Селезнева, Н.А. Размышления о качестве образования: международный аспект / Н.А. Селезнева // Высш. образование сегодня. -
2004. - № 4. - С. 35-44.
9. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. -М.: Издат. центр «Академия», 2003. - 304 с.
10. Соколов, В.С. Оценка качества подготовки специалиста в российской высшей школе / В. С. Соколов // Педагогика. - 2006. -№ 6. - С. 3-9.
11. Струминская, Л.М. Обеспечение качества высшего образования - центральный вопрос Болонского процесса / Л.М. Струмин-ская // Философия образования. - 2006. - № 3. -
C. 48-53.
12. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур // Высш. образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.
Зинкевич Елена Романовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей и прикладной психологии, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, lenazinkevich@mail.ru
METHODOLOGICAL SUPPORT OF LECTURERS IN ASSESSMENT OF EDUCATION QUALITY OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS
E.R. Zinkevich Saint Petersburg State Pediatric Medical University
The topical problem of university lecturers’ readiness for the assessment of education quality of university students on the basis of competence approach is analyzed. The analysis of educational unit is carried out where the questions connected with the assessment
Теория и методика профессионального образования
of education quality of medical university students are discussed. The methodological support of lecturers in assessment of students’ education quality is characterized. The development logic of educational unit “Assessment of educational quality of medical university students” is given. The unit is implemented at the faculty of post-diploma professional pedagogical education.
Keywords: quality of education, competency, competence, methodological support of lecturers, educational unit, pedagogical test.
Zinkevich Elena, Candidate of Pedagogical Sciences (PhD), Associate Professor, associate professor of Basic and Applied Psychology Department, St. Petersburg Pediatric Medical University, lenazinkevich@mail.ru
Поступила в редакцию 7 декабря 2012 г.