Научная статья на тему 'Стратегии инновационного медицинского образования'

Стратегии инновационного медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОНИТОРИНГ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ВУЗА / INNOVATIVE EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / MONITORING OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS / THE INSTITUTE INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкребко Александр Николаевич, Щапов Андрей Николаевич, Заманкова Ирина Вячеславовна

Залогом высокого качества медицинских услуг является профессиональная компетентность будущего врача, в свою очередь зависящая от профессионально-педагогической компетентности преподавателей вуза. В статье приводится описание информационных и педагогических технологий, используемых в учебном процессе Ярославской государственной медицинской академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкребко Александр Николаевич, Щапов Андрей Николаевич, Заманкова Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies of innovative education

The professional competence of a future doctor and pedagogical competence of institute instructors guarantee the quality of the medical services. The description of informational and pedagogical technologies which are used in educational process to increase the quality of training future specialists of Yaroslavl state medical academy is given.

Текст научной работы на тему «Стратегии инновационного медицинского образования»

А.Н. ШКРЕБКО, профессор, проректор по учебной работе А.Н. ЩАПОВ, доцент И.В. ЗАМАНКОВА, начальник отдела

Стратегии

инновационного

медицинского

образования

Залогом высокого качества медицинских услуг является профессиональная компетентность будущего врача, в свою очередь зависящая от профессионально-педагогической компетентности преподавателей вуза. В статье приводится описание информационных и педагогических технологий, используемых в учебном процессе Ярославской государственной медицинской академии.

Ключевые слова: инновационное образование, профессиональные компетенции, мониторинг учебных достижений, информационная система вуза.

Миссия медицинских вузов - готовить кадры для здравоохранения. К специалисту в этой области сегодня предъявляются принципиально новые требования. Для их реализации необходимы качественные изменения структуры, содержания и организационных форм системы медицинского образования. Качество выпускника как будущего специалиста является одним из важнейших критериев оценки деятельности вуза. В современных условиях «главным становится научить учиться, привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке стремительно изменяющейся информации» [1, с. 53].

П оказателем успешной работы высшего учебного заведения является уровень предоставляемых образовательных услуг по таким позициям, как стабильность, хорошая репутация, гарантия высокого качества образования и способность удовлетворить новые образовательные потребности. Очевидно, что повышение качества подготовки специалистов невозможно без внедрения в образовательный процесс оригинальных педагогических и информационных технологий, инновационных методик обучения и методических приемов. При этом только объективная и надежная оценка учебных достижений может и должна быть сред-

ством управления процессом формирования качественных знаний. В этих условиях вопросы разработки и внедрения в учебный процесс эффективных, надежных и объективных методик оценки качества являются особенно актуальными. Медицина - одна из сфер человеческой деятельности, где вопросы качества и его оценки имеют особое значение. Тот уровень медицинской компетенции, который сегодня закладывается в вузе, завтра будет предоставлен пациентам. Поэтому

профессионально-педагогическая компетентность преподавателей вуза является залогом высокого качества медицинских услуг.

В академии многие годы функционирует Центральный координационный методический совет как своеобразный идеологический центр учебно-методического сопровождения учебного процесса, а также факультетские методические советы по направлениям подготовки «Лечебное дело», «Педиатрия», «Фармация» и цикловые (предметные) методические комиссии. Важную роль мы отводим комиссии по научным основам организации учебного процесса и контролю качества обучения и недавно образованной комиссии «Новые информационные технологии в обеспечении научных исследований и учебного процесса». Все эти подразделения позволяют координировать межкафед-ральные и междисциплинарные связи в учебном процессе, реализовывать принцип преемственности в преподавании учебных дисциплин.

Для совершенствования внутриву-зовской системы контроля качества подготовки специалистов и образовательного процесса в целом у нас создан отдел качества образования и инноваций. С помощью анкетирования он получает информацию, исходящую от внутренних и внешних потребителей (студентов и работодателей). Ее анализ позволяет определять тенденции развития вуза, выявлять наиболее актуальные проблемы и способы их разрешения. Социологические исследования обеспечивают механизм обратной связи, учитывающий наличие как положительных, так и негативных факторов, влияющих на эффективность деятельности академии. Мониторинг удовлетворенности потребителей помогает руководству планировать работу по повышению качества предоставления образовательных услуг.

Одним из показателей инновационного развития ЯГМА является эффективно действующая система сопровождения учебного процесса новыми информационными технологиями. В академии создан Центр информатизации - структурное подразделение, ответственное за эффективное использование технических средств, новейших программных продуктов, необходимых для повышения качества образовательного процесса и развития систем управления. Потребность оперативно получать, передавать информацию и обмениваться ею в учебном процессе способствовала созданию и внедрению электронных баз данных. В настоящее время они успешно функционируют и пополняются. К примеру, модуль Абитуриент оптимизирует работу приемной комиссии, содержит данные о количестве поданных заявлений по специальностям, формирует списки абитуриентов. Данные о поступивших переносятся в модуль Студент. Содержащиеся в нем сведения облегчают деятельность структурных подразделений, использующих персонифицированную информацию. Формируется личное дело обучающегося (личная карточка, учебная карточка), отслеживается движение студенческих контингентов с момента поступления до выпуска. Сведения о студентах поступают в модуль Читатель, используемый научной библиотекой академии. Модули Интерн, Ординатор, Аспирант сохраняют личные дела обучающихся в интернатуре, ординатуре или аспирантуре.

С 2007 г. у нас начала внедряться и в настоящее время успешно работает система электронного документооборота. К ней подключены специально подготовленные сотрудники всех отделов и кафедр академии. Документирование осуществляется на бумажных и электронных носителях. При подго-

товке и оформлении документов соблюдаются правила, обеспечивающие юридическую силу документов, оперативное и качественное их исполнение и поиск, возможность обработки средствами вычислительной техники. С помощью электронной системы документооборота осуществляется контроль за исполнением приказов и распоряжений, входящими письмами и документами. В целях оптимизации обмена электронной информацией между подразделениями ЯГМА выделено пространство на сервере сетевого диска. Сотрудники, ответственные за ведение электронного документооборота, имеют возможность добавлять и изменять информацию в пределах выделенной области. Каждое подразделение получает право на чтение материалов других отделов без возможности изменения.

Благодаря использованию компьютерной техники и сетевых технологий возникли новые формы и методы библиотечно-информационного обслуживания. Например, автоматизированы все основные технологические процессы, связанные с комплектованием, каталогизацией, информационным обслуживанием читателей, подпиской на периодические издания, электронной выдачей литературы (работает на библиотечной программе «Буки»). В комплектовании используются Интернет-технологии и электронная почта для изучения прайс-листов издательств, поиска необходимых изданий и создания базы данных заказов, позволяющей оформлять и контролировать их исполнение. В библиотечной обработке и аналитическом описании применяется машиночитаемая каталогизация. Как результат - созданы электронный каталог и электронная библиотека. В информационно-библиографической работе внедрены новые формы информирования и предостав-

ления библиографических ресурсов ^еЬ-сайт, виртуальная справочная служба). В сфере обслуживания читателей введены такие новшества, как автоматизированная регистрация и учет пользователей, электронная выдача литературы, удаленный доступ к информационным ресурсам, электронная форма МБА (электронный заказ и электронная доставка документов). В ЯГМА открыты Интернет-классы, обеспечивающие доступ и использование электронной информации (собственной, приобретенной, удаленного доступа). В гуманитарно-просветительской области стоит отметить такие нововведения, как виртуальные выставки, календарь знаменательных дат, совместные мероприятия библиотеки и отдела по внеучебной работе и молодежной политике.

Библиотека ЯГМА является партнером проекта «МЕДАРТ» - «Медицинский научно-образовательный портал». Его цель - предоставление пользователям качественной, актуальной и полной информации в оперативном режиме с использованием едино-

го лингвистического обеспечения и современных средств доступа. Активное сотрудничество с НП «МЕДАРТ» позволяет медицинской библиотеке получать корпоративные сервисы и внедрять инновационные технологии в разные сферы своей деятельности. Для развития и совершенствования новых технологий были внесены изменения в структуру библиотеки. Создан отдел компьютеризации и информатизации библиотечных процессов, выделен сектор информационного обслуживания, внесены изменения в программу библиографических занятий с читателями библиотеки. Инновационная структурная модель, обновленные формы и методы реализации задач потребовали от сотрудников библиотеки профессионализма нового уровня.

Управление образовательным процессом на основе критериев качества невозможно без использования надежных количественных измерений. Отсутствие инструментов таких измерений как раз и сдерживает внедрение систем управления в учебный процесс. Поэтому особое внимание в академии уделяется повышению надежности и валидности оценок учебных достижений. Только такие оценки могут быть средством управления, стимулирования и вознаграждения учебных усилий студентов. Достижению этой цели способствует активное использование, наряду с традиционными формами контроля, научно обоснованных тестовых материалов. Тестовая форма контроля позволяет проводить частый тотальный контроль, что существенно повышает надежность итоговой оценки.

Развитие информационных и телекоммуникационных технологий в образовательной сфере открывает широкие возможности в организации, проведении и совершенствовании контроля знаний студентов. С 2006 г. ЯГМА активно участвует в эксперименте по

оценке качества обучения, который проводят Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Национальное аккредитационное агентство. Для оценки соответствия результатов обучения студентов требованиям государственных образовательных стандартов в 2006-2009 гг. студенты всех факультетов участвовали и планируют участвовать в будущем в Федеральном экзамене в сфере высшего профессионального образования (ФЭПО) в режиме Интернет-тестирования по блокам дисциплин ГСЭ и ЕН.

Организацией и проведением ФЭПО занимается отдел качества образования и инноваций. После окончания тестирования на основании информационно-аналитической карты отдел проводит анализ и обработку результатов. Отчет о результатах ФЭПО предоставляется ректору и проректору по учебной работе, зачитывается на Центральном координационнометодическом совете. Результаты педагогических измерений направляются в деканаты факультетов и на кафедры, участвовавшие в экзамене.

В последнее время Ярославская государственная медицинская академия является активным пользователем Интернет-сервиса «Личный кабинет экзаменатора» (ЛКЭ), разработанного в Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии » МГУ им. М.В. Ломоносова (www.ht.ru/cabinet/ teacher/ index.htm). Использование возможностей ЛКЭ позволило определить параметры (трудность, дифференцирующая способность, привлекательность дистракторов) заданий тестов рубежного и итогового контроля. Важно отметить, что статистической обработке тестов, составленных преподавателями, предшествуют их редактирование, рецензирование и апробация. Наличие в документах кафедры «полного пакета» аттестационной до-

кументации: тестов, рецензий на них со стороны специалистов по содержанию и форме заданий, листов ответов, протоколов тестирования и результатов статистической обработки - является важным звеном в системе управления качеством обучения и контроля учебных достижений.

Регулярный контроль с активным использованием стандартизированных тестов становится инструментом мониторинга учебных достижений, одним из элементов которого является постоянное отслеживание и публикация текущего рейтинга. Для всех без исключения студентов последнее является мотивирующим фактором. Слабые стараются улучшить свое положение, сильные - не потерять завоеванные позиции. Здесь включается элемент соревновательности в учебных достижениях. Кроме того, студентам из нижней части списка настоятельно рекомендуется посещать консультации, воспользоваться кафедральными учебными пособиями. Следует отметить и такой важный факт: использование рейтинговой технологии оценки приводит к снижению числа пропусков занятий без уважительной причины на 40-50%.

В академии принято положение о рейтинге, в котором учитывается не только успешность усвоения учебных дисциплин, но и объем дисциплин, выраженный определенным числом зачетных единиц (образовательных кредитов). Следует отметить, что рейтинговая технология, позволяющая получить более объективную, дифференцированную, надежную, прозрачную оценку, соотносится с одним из положений Болонской декларации в части установления совместимых методологий оценки качества образования. Рейтинг - надежный показатель уровня достижений, усвоения необходимого минимума, обязательного уровня ком-

петенции, четкий критерий отбора. Кроме того, рейтинг соответствует основным дидактическим принципам построения систем оценки качества учебных достижений (целенаправленность, регулярность, эффективность, охват содержания, дифференцирование, объективность, единство требований, индивидуальный подход).

Рейтинговая технология наиболее эффективно сочетается с модульным принципом организации предметного материала и построения учебного процесса. Отбор и структурирование учебного содержания, подлежащего модульному изложению и контролю, с одной стороны, способствуют совершенствованию преподавания, с другой - значительно облегчают процесс адаптации студентов 1-2-х курсов к обучению в вузе. Поскольку далеко не все студенты начальных курсов умеют конспектировать лекции, выделять главное из прочитанного, работать с литературой, все это становится особенно важным.

С учетом специфики организации обучения в медицинских вузах преподавателями кафедры поликлинической педиатрии разработана и внедрена рейтинговая система оценки учебных достижений студентов, обучающихся на клинических кафедрах. В ходе практического использования были подтверждены ее основные преимущества: объективность, универсальность и многоплановость, наличие элементов компетентностного подхода. Одним из базовых принципов формирования кафедрального рейтинга стало создание четкой, продуманной и единообразной структуры оценивания. На сегодняшний день на кафедре выделено пять модулей в структуре изучения дисциплины: два - на 5-м курсе, три - на 6-м курсе. Формирование модулей проводилось на основе существующих учебных циклов. Каждый из выделенных

модулей предполагает проведение текущего и рубежного контроля, причем все формы контроля построены в соответствии с едиными принципами.

Сделать образовательный процесс управляемым помогают системы управления качеством TQM (Total Quality Management). В академии накоплен положительный опыт использования некоторых принципов TQM на уровне кафедры в процессах передачи знаний и контроля усвоения по дисциплинам «Органическая химия» и «Биоорганическая химия» на фармацевтическом, лечебном и педиатрическом факультетах.

В методическом арсенале кафедр всех факультетов используются диагностические и лечебные алгоритмы, карты ориентировочных основ действий, клинические ситуационные задачи для обучения и контроля, а также элементы деловых игр, методические рекомендации и пособия. На всех кафедрах внедрены унифицированные учебно-методические комплексы, позволяющие совершенствовать методическую помощь и студентам, и преподавателям. Учебно-методические комплексы дают возможность осуществлять интеграцию преподавания как по горизонтали, так и по вертикали.

Кафедрой гистологии разработан комплекс учебно-методических материалов, включающий оригинальные тесты по основным разделам курса, первые отечественные обучающие Интернет-программы «Знаете ли Вы гистологию?» и «Знаете ли Вы цитологию?», электронная версия пособия по возрастной гистологии для педиатров. Данные материалы утверждены Министерством здравоохранения РФ в качестве учебных пособий для медицинских вузов и внедрены в учебный процесс в 23 вузах России и Белоруссии. Версия программы «Знаете ли вы гистологию?» на английском языке используется в учебном процессе за ру-

бежом (Каролинская медицинская академия и Университет Умеа, Швеция), при индивидуальной работе Интернет-пользователей из разных стран, а также в преподавании гистологии иностранным студентам в пяти медицинских вузах России.

Кафедрой патологической анатомии разработан электронный вариант словаря-справочника «Патология человека», представленный в Интернете. На кафедрах педиатрического факультета внедрены электронные учебники по детской хирургии, обучающие компьютерные программы по детской гастроэнтерологии, электронный тренажер «Малыш» для отработки практических умений по оказанию помощи при неотложных состояниях, мультимедийные программы по эндоскопической диагностике заболеваний желудка, острого живота, сосудистой хирургии, малоинвазивным технологиям в операционной хирургии.

Кафедрой поликлинической терапии разработана «Карта комплексной оценки профессиональных действий и умений студентов при самостоятельной работе с амбулаторными больными», которую заполняет преподаватель во время амбулаторного приема, проводимого студентом под наблюдением преподавателя. При этом преподаватель выступает в роли эксперта качества и производительности самостоятельной работы студента, оценивая его действия по разработанной шкале баллов.

На фармацевтическом факультете введена поэтапная аттестация по дисциплине «органическая химия» в соответствии с рекомендациями Всероссийского учебно-методического центра непрерывного медицинского образования. Этапы включают:

1) оценку практических навыков;

2) оценку умения решать типовые задачи; 3) оценку знания теоретических

основ по результатам экзаменационного тестирования с учетом итогового рейтинга. Эта форма аттестации сочетает в себе два подхода к оценке учебных достижений студентов: нормативный (в период обучения) и критериальный (проверку образовательного минимума на тестовом экзамене). Оценка в зачетную книжку выставляется с учетом успешности выполнения всех этапов. Усилия экзаменационной комиссии при этом переориентированы на более продуктивный труд, а именно: на отбор содержания и структурирование учебного материала, на разработку, редактирование и рецензирование экзаменационных тестов, заданий междисциплинарного характера, на выработку надежных критериев оценки, организацию и проведение тестирования. Защита выпускниками фармацевтического факультета квалификационной дипломной работы выступает как одна из составляющих итоговой государственной аттестации, что дает основание для комплексной оценки уровня их подготовки в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Около 40% дипломных работ имеют междисциплинарный характер, до 70% работ выполняются по заказам фармацевтических предприятий. Будущее фармацевтического факультета связано с участием нашего вуза в программе экономического развития региона, признанного перспективным для размещения новых фармацевтических производств, создания и развития фармацевтического кластера.

Одним из направлений Болонского процесса является ориентация на формирование у студентов определенных видов компетенций. Это подразумевает описание целей обучения через виды деятельности (профессиональные, познавательные и пр.), которые должен освоить выпускник вуза. В 2009 г. в

ЯГМА создан Учебный центр формирования и совершенствования практических навыков, задачами которого являются формирование у студентов профессиональных практических навыков с использованием муляжей (фантомов), тренажеров, моделей. В его структуру входят Российский эндоскопический учебно-исследовательский центр и кабинеты: по уходу, процедурный, врача общей практики, сердечно-легочной реанимации, «модель аптеки».

Исторически тренажерные технологии возникли и получили наибольшее развитие там, где ошибки при обучении на реальных объектах могут привести к чрезвычайным последствиям. В условиях учебного центра содержание обучения может быть направлено не только на приобретение обучающимися отдельных навыков, но и на обучение их работе в команде, выработку у них индивидуальных профессиональных мануальных навыков, навыков общения с пациентом. Как методики обучения используются моделирование клинических ситуаций и выполнение

манипуляций на тренажерах. Оценка проводится с помощью компьютерных программ и экспертным методом. Создание и функционирование учебного центра по совершенствованию практических навыков студентов позволяет реализовывать требования Международного стандарта медицинского образования.

Внедрение эффективных систем оценки качества требует высокого профессионализма, знания руководством и работниками всех уровней методов и способов современного управления [2, с. 22]. Система управления качеством образования становится эффективной, если все участники образовательного процесса объединены общими задачами для достижения намеченной цели. Поэтому поддержка инновационно-образователь-

ной среды вуза важна сегодня как никогда.

Литература

1. Трегубова Е.С. Система качества в меди-

цинском вузе. Мониторинг качества. СПб: Изд-во СПбГМА, 2008. 396 с.

2. См.: Психология и педагогика в инновацион-

ных процессах современного медицинского образования: Межрегиональный сборник научных работ / Под ред. Н.А. Руси-ной. Ярославль: Аверс Плюс, 2008. 256 с.

SHKREBKO A, SHCHAPOVA, ZAMANKOVA I. STRATEGIES OF INNOVATIVE EDUCATION

The professional competence of a future doctor and pedagogical competence of institute instructors guarantee the quality of the medical services. The description of informational and pedagogical technologies which are used in educational process to increase the quality of training future specialists of Yaroslavl state medical academy is given.

Keywords: innovative education, professional competence, monitoring of educational achievements, the institute information system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.