современные образовательные тренды в подготовке специалистов в области онкологии
в российской федерации
М.И. Давыдов, Ш.Х. Ганцев, Л.З. Вельшер, И.В. Поддубная, В.Н. Павлов, Л.В. Демидов, В.Г. Поляков, И.С. Стилиди, И.Р. Рахматуллина, А.М. Ханов
ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, г. Москва
ГБОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа ГБОУ ВПО Московский государственный медико-стоматологический университет, г. Москва ГБОУ ДПО Российская медицинская академия последипломного образования, г. Москва ФГБУ Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина РАМН, г. Москва
Давыдов Михаил Иванович, зав. кафедрой онкологии 1-го
МГМУ им. И.М.Сеченова, генеральный директор РОНЦ им. Н.Н. Блохина
РАМН, академик РАН и РАМН, профессор,
115478, Россия, г. Москва, Каширское шоссе, д. 24,
тел 8 (495)324-11-14,
e-mail: [email protected]
Ганцев Шамиль Ханафиевич, зав. кафедрой онкологии БГМУ, директор НИИ онкологии, член-кор. АН РБ, д-р мед. наук, профессор, Вельшер Леонид Зиновьевич, зав. кафедрой онкологии и луч. терапии МГМСУ, д-р мед. наук, профессор, Поддубная Ирина Владимировна, проректор по учебной работе и международному сотрудничеству РМАПО, зав. кафедрой онкологии РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН, член-кор. РАМН, д-р мед. наук, профессор,
Павлов Валентин Николаевич, ректор БГМУ, зав. кафедрой урологии с курсом ИПО, д-р мед. наук, профессор,
Демидов Лев Вадимович, зав. отделением биотерапии опухолей опухолей РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН, профессор кафедры онкологии 1-го МГМУ им. И.М.Сеченова,
Поляков Владимир Георгиевич, зав. кафедрой детской
онкологии РМАПО, главный детский онколог МЗ РФ,
академик РАМН, д-р мед. наук, профессор,
Стилиди Иван Сократович, рук-ль отделения абдоминальной
онкологии РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН, член-кор. РАМН,
д-р мед. наук, профессор кафедры онкологии РМАПО,
Рахматуллина Ирина Робинзоновна, декан лечебного факультета
БГМУ, д-р мед. наук, профессор кафедры онкологии,
Ханов АйратМидхатович, д-р мед. наук, профессор кафедры
онкологии БГМУ
В статье обобщен опыт научно-педагогических, коллективов ведущих, вузов РФ по подготовке специалистов новой формации в области онкологии в соответствии с требованиями современного общества и потребностями модернизируемого здравоохранения. Показаны перспективы и возможности внедрения передовых образовательных. технологий в медицинском профессиональном образовании на основе компетентностного подхода. Реализована современная модель непрерывного профессионального развития на кафедрах онкологии ведущих, российских, вузов.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное развитие, онкология, медицинское образование, компетентностный подход, обучение, компетенции.
modern educational trends in the training of specialists in oncology in russian federation
M.I. Davydov, Sh.Kh. Gantsev, L.Z. Velsher, I.V. Poddubnaya, V.N. Pavlov, L.V. Demidov, V.G. Polyakov, I.S. Stilidi, I.R. Rakhmatullina, A.M. Khanov
КРеати1н1я1ницуРпиЯ1и1онкошпиЯ
МОДЕРНИЗАЦИЯ ВМО
5
I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow Bashkir State Medical University, Ufa
Moscow State University of Medicine and Dentistry, Moscow Russian Medical Academy For Post-Graduate Education, Moscow N.N. Blokhin Cancer Research Center, Moscow
The article summarizes the experience of academic and pedagogical leading of universities in Russia to train specialists of new formation in oncology, in accordance with the challenges of modern society and the needs of the modernized health. There are prospects and the possibility of the introduction of advanced educational technology in health professional education on the basis of the competence approach. The modern model of continuing professional development is implemented in the departments of oncology leading Russian universities.
The key words: continuous professional development, oncology, medical education, competence approach, education, competences.
На современном этапе развития общества, исходя из программы обеспечения доступности и повышения качества медицинской помощи в РФ все структурные, кадровые, образовательные и прочие преобразования должны быть подчинены единой цели - повышению доступности и качества медицинской помощи, т.е. достижению результата, выраженного в показателях здоровья населения.
Повышение качества медицинской помощи обеспечивается, в том числе, и инновациями в образовательной системе. Специалисты по качеству, профилю и численности должны соответствовать нуждам отрасли (заказчика). Эту задачу можно реализовать через обновление стандартов качества медицинского образования и приведения программ, учебных планов, учебников и требований к преподавателям в соответствие с этими стандартами. Необходимо внедрять автоматизацию и информационные технологии (электронные истории болезни с поддержкой принятия клинических решений, электронные назначения лекарств и др.) для достижения качества, безопасности медицинской помощи и повышения ее экономической эффективности.
Необходимо создать эффективную систему непрерывного медицинского образования. Однако следует отметить, что Всемирной федерацией медицинского образования термин «непрерывное медицинское образование» совершенно логичным образом был заменен на новый «непрерывное профессиональное развитие».
Непрерывное профессиональное развитие врачей в соответствии с определением «Международных стандартов Всемирной Федерации медицинского образования» подразумевает «период образования и подготовки врачей, начинающийся после завершения базового медицинского образования и последипломной подготовки, и продолжающийся после этого в течение всей профессиональной жизни каждого врача». Непрерывное профессиональное развитие рассматривается как профессиональное обязательство каждого врача и как образование, которое проводится постоянно в виде самостоятельной подготовки, а не под чьим-либо руководством. Если базовое медицинское образование и систематическое последипломное обучение врачей соответствующим образом
регламентированы и являются формализованными, то за непрерывное профессиональное развитие персональную ответственность несет каждый врач.
В свете меняющихся потребностей пациентов в развивающемся обществе с вторжением в повседневную жизнь информационных технологий, повышения информированности пациентов и их грамотности, а также постоянным потоком новой медицинской информации врач не имеет морального права работать в соответствии с правилами, принятыми в советском здравоохранении 80-х годов - то есть обучение в медицинском университете, далее интернатура, клиническая ординатура и систематические усовершенствования 1 раз в 5 лет. На сегодняшнем этапе развития общества знания неизбежно устаревают, принципы и подходы к лечению в любой отрасли медицины, а особенно в онкологии, меняются ежечасно. Для поддержания профессионального реноме с учетом персональной ответственности перед каждым пациентом, мотивированное желание врача к непрерывному медицинскому развитию должно быть поддержано соответствующими ресурсами.
На наш взгляд, студент, а в последующем специалист в процессе додипломной, послевузовской и последипломной подготовки должен получать базовые знания. Дальнейшее его непрерывное профессиональное развитие также должно быть поддержано, возможно, это должно происходить в рамках профессиональных ассоциаций, как принято в западных странах. На современном этапе этот раздел в РФ должным образом не регламентирован и законодательно не утвержден. Без доказательств можно утверждать, что специалисты-онкологи, работающие в медицинских учреждениях на различных «маршрутах» оказания специализированной помощи онкологическим больным, имеют достаточно отличающиеся степени профессионального развития. Соответственно, требования к квалификационным характеристикам специалистов, работающих, в сельской местности и в условиях крупных стационаров в городских условиях не должны быть унифицированы. Требует также дополнительного внимания раздел разработки средств контроля непрерывного профессионального развития специалистов.
Приоритетными задачами профессионального образования на современном этапе являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
На этапе базовой подготовки требуется пересмотр некоторых традиционных представлений об учебном процессе и технологиях преподавания клинических дисциплин. Опережающий характер медицинского профессионального образования требует формирования готовности выпускника к работе в условиях технологий «завтрашнего дня». Результирующим продуктом качественной подготовки специалиста в системе профессионального образования становится компетентность (компетенция) - потенциальное действие, актуализированное в определенной профессиональной ситуации.
Компетентностный подход к подготовке специалиста в системе высшего профессионального образования позволяет формировать ключевые (базовые, универсальные) и профессиональные компетенции, т.е. готовность выпускников использовать усвоенные в додипломном образовании фундаментальные знания, умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических проблем, возникающих в процессе их профессиональной деятельности.
Понятие компетенции для медицинского образования и практики, сформулированное Ассоциацией американских медицинских школ, включает 4 компетенции, основанные на общем мнении о том, каким должен быть хороший врач: 1) врач должен быть альтруистом, уметь сочувствовать и быть честным; 2) врач должен обладать хорошими знаниями в области медицины; 3) врач должен обладать навыками коммуникативного общения при лечении пациентов; 4) врач должен с чувством ответственности относиться к работе с людьми для обеспечения здоровья отдельного человека и всего общества в целом.
Высшая медицинская школа РФ, безусловно, своевременно включилась в процесс отработки системы повышения качества подготовки специалистов на основе компетентностного подхода.
Вместе с тем, перед ней стоит нелегкая задача: с одной стороны, она не может растерять существующие классические традиции, с другой - для оптимизации качества обучения и приведения его в соответствие с международными стандартами необходимо пересмотреть и модифицировать ряд подходов, учитывая позитивный опыт коллег за рубежом.
В РФ к конечным результатам процесса образования в медицинском вузе относят:
1) ценностно-смысловые компетенции;
2) общекультурные компетенции;
3) учебно-познавательные компетенции;
4) информационные компетенции;
5) коммуникативные компетенции;
6) социально-трудовые компетенции;
7) компетенции личностного самосовершенствования.
При организации образовательного процесса в русле идей модернизации профессиональной подготовки в медицинских вузах, достижения подготовки специалиста новой формации необходимыми условиями выступают:
• доминирование исследовательских методов обучения;
• организация творческой деятельности, направленной на оригинальное мышление и нестандартное решение профессиональных задач;
• саморазвитие студента как субъекта образовательной, творческой и профессиональной деятельности;
• мотивация интеллектуальных достижений, развитие аналитико-диагностических умений, прогноз профессиональных действий.
Разработка средств и инструментов для повышения уровня профессиональной подготовки специалистов-онкологов и релевантности высшего профессионального медицинского образования в Российской Федерации проводится при постоянном сотрудничестве научно-педагогических коллективов кафедр онкологии ММА им. И.М.Сеченова, онкологии РМАПО, онкологии Московского государственного медико-стоматологического университета, онкологии с курсами ИПО и урологии с курсом ИПО Башкирского государственного медицинского университета в следующих направлениях:
• повышение профессиональной подготовки на этапе высшего профессионального образования (выпускников) за счет созданных образовательных ресурсов - образовательных, контролирующих, тренинговых и иных средств; высококачественных учебников, учебных пособий (курсов лекций, практикумов, атласов, глоссариев и др.) в классическом и электронном вариантах изданий [3,4,5,6];
• повышение и поддержание уровня профессиональной подготовки на послевузовском этапе образования;
• методическое и организационное обеспечение постоянно действующей системы повышения квалификации специалистов: дистанционное образование, телемедицина и др.
Реализация современной модели образования на кафедрах онкологии ведущих российских вузов осуществляется путем использования технологий активного обучения.
Активный поисковый и исследовательский методы обучения позволяют активизировать познавательную деятельность студентов, освоение ими приемов будущей профессиональной деятельности, приобретение умений ставить задачи и находить пути их решения [1,2].
Особое место в подготовке будущего конкурентоспособного врача на кафедрах онкологии
КРеати1н1я1ницурпиЯ1и1онкошпиЯ
МОДЕРНИЗАЦИЯ ВМО
ведущих вузов РФ отводится внедрению в образовательный процесс интерактивных образовательных технологий, способствующих формированию элементов инновационного потенциала личности, таких как инициативность, стремление к качественному выполнению работы, профессиональная компетентность, нестандартность мышления, стремление к профессиональному росту.
Для подготовки специалистов в рамках требований ГОС ВПО в БГМУ издан первый отечественный электронный обучающе-контролирующий комплекс «Онкология» (e-learning «ONCOLOGY»).
При разработке комплекса e-learning «ONCOLOGY» были поставлены следующие задачи:
1) обучающе-контролирующий комплекс должен содержать актуальные и достоверные учебные материалы, соответствующие современному уровню медицинских знаний и учебной программе;
2) комплекс должен поддерживать разнообразные формы представления информации: тексты, фотографии, слайды, схемы, таблицы, видеоматериалы, интерактивные тестовые системы и тренажеры, существенно выходя за рамки печатного варианта учебника;
3) установка комплекса, навигация и работа с материалами должны быть простыми и интуитивно понятными, не требующими от пользователя глубоких знаний в области работы с компьютером;
4) обучающе - контролирующий комплекс должен иметь максимально широкую сферу применения - как в очном образовании в помощь преподавателю, студенту, курсанту, так и в дистанционном образовании на основе кейс- и Интернет-технологий.
Электронный обучающе-контролирующий комплекс «Онкология» (e-learning «ONCOLOGY») состоит из модуля электронного учебника «Онкология» для студентов образовательных учреждений высшего профессионального (медицинского) образования, адаптированного к традиционным системам обучения, и модуля приложений к учебнику. Приложениями являются электронные формы практикума по онкологии, атласа, тренажера, тестов, а также пособия для врачей общей практики.
Электронный обучающе-контролирующий комплекс «Онкология» (e-learning «ONCOLOGY») - первый подобного рода комплекс в Российской Федерации, в котором реализована концепция электронного образования в рамках государственных образовательных стандартов медицинских специальностей (додипломного, послевузовского и дополнительного профессионального образования).
В проекте e-learning «ONCOLOGY» реализована концепция высшего профессионального (медицинского) образования в рамках государственных образовательных стандартов медицинских специальностей (додипломного, послевузовского и дополнительного профессионального образования).
Реализованы новые принципы и методы обучения для додипломной подготовки специалиста, при которых увеличение объема приобретаемых зна-
ний происходит не путем увеличения трудозатрат и времени обучения, а за счет улучшения качества оказываемых образовательных услуг. Разработаны и внедрены в образовательный процесс новые информационные технологии, прогрессивные формы организации образовательного процесса и активные методы обучения, а также учебно-методические материалы, соответствующие современному мировому уровню. Созданный электронный обучающий комплекс «Онкология» обеспечивает единое образовательное пространство, академическую мобильность обучающихся, обеспечивает развитие инновационности высших профессиональных образовательных учреждений. Внедрение его на территории Российской Федерации позволило повысить качество подготовки специалистов в высших профессиональных образовательных учреждениях медицинского профиля, реализовать мультидисци-плинарный подход в образовании, стандартизировать подходы к обучению. Применение контролирующих и тренинговых программ комплекса согласно принципам Всемирной Федерации медицинского образования повышает качество и эффективность образовательного процесса. Работа получила признание на уровне решений Проблемной учебно-методической комиссии Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки и образования Министерства здравоохранения и социального развития по онкологии в 2005 и 2006 гг., внедрена на территории Российской Федерации в образовательных учреждениях высшего профессионального и последипломного образования. В 2009 году Российская академия естествознания удостоила электронный обучающе-кон-тролирующий комплекс «Онкология» Национальным сертификатом качества №00116 от 13.05.2009 «Лучший информационный проект - 2009». За работу «Научно-технические основы информатизации высшего профессионального (медицинского) образования в Республике Башкортостан» коллектив кафедры хирургии и онкологии с курсами ИПО Башкирского государственного медицинского университета во главе с профессором Ш.Х.Ганцевым в 2009 году удостоен Государственной премии Республики Башкортостан в области науки и техники.
Научно-педагогические коллективы кафедр онкологии ведущих вузов РФ имеют отчетливое понимание актуализированной потребности непрерывного профессионального развития врачей онкологов для обеспечения качественной медицинской помощи.
С этой целью научно-педагогическими коллективами кафедр ведущих вузов РФ созданы и поддерживаются следующие электронные образовательные ресурсы, доступные специалистам онкологам.
• Российский онкологический портал - http:// www.oncology.ru/
В редакционном совете - Директор ГУ Российский онкологический научный центр имени академика Н.Н. Блохина РАМН, Президент РАМН, академик РАН и РАМН, доктор медицинских наук,
8
МОДЕРНИЗАЦИЯ ВМО
КРеДвН1я1ницурпиЯ1и10Вк0шпиЯ
профессор Давыдов Михаил Иванович; директор, главный специалист-эксперт онколог Росмедтех-нологий РФ, ФГУ Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор Чиссов Валерий Иванович; заведующая кафедрой онкологии Российской медицинской академии последипломного образования Минздрав-соцразвития РФ на базе Российского онкологического научного центра им. академика Н. Н. Блохина РАМН, член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор Поддубная Ирина Владимировна; главный детский онколог, заведующий кафедрой детской онкологии Российской медицинской академии последипломного образования Минздравсоцразвития РФ на базе НИИ детской онкологии и гематологии, член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор Поляков Владимир Георгиевич и другие ведущие специалисты в области онкологии.
После регистрации на портале специалисту-онкологу доступны:
• библиотека Oncology.ru;
• электронный журнал Oncology.ru;
• школа патоморфологии;
• диагностика опухолей;
• лечение ЗНО;
• фармация и медтехника;
• эпидемиология и профилактика;
• журнал «Онкохирургия».
Также на сайте есть ссылки на сайты смежных профессиональных ассоциаций, на международные онкологические ресурсы, постоянно присутствует календарь научных конференций и съездов, а также представлены материалы конференций и съездов, видео- и аудиоматериалы. На наш взгляд, в духе времени портал предлагает версию сайта, доступную в AppStore.
• Международный образовательный онкологический портал - http://gantsev.org - создан и поддерживается заведующим кафедрой онкологии Башкирского государственного медицинского университета, доктором медицинских наук, профессором Ганцевым Ш.Х. На сайте в разделе «Специалистам» представлены следующие разделы:
• инновации;
• видео;
• соискателям;
• для обучающихся
• гранты и конференции.
На сайте доступны полнотекстовые версии статей, опубликованных в электронном журнале «Креативная онкология и хирургия», в журнале «Креативная хирургия и онкология» с полнотекстовыми версиями статей.
Региональные онкологические центры и медицинские образовательные учреждения являются одними из ключевых субъектов Дорожной карты «Национальная Система Компетенций и Квалифи-
каций». К примеру, Башкирский республиканский онкологический диспансер входит в число наиболее крупных онкологических центров Российской Федерации как по коечному и материально-техническому фонду, так и по кадровому потенциалу, его сотрудники являются лидерами в научных исследованиях по проблемам рака, резидентами фонда Сколково. Кафедра онкологии и НИИ онкологии Башкирского государственного медицинского университета создают условия для научных исследований и для подготовки и переподготовки медицинских кадров, способных применять на практике новейшие мировые разработки в области биомедицинских технологий. В настоящее время региональными властями рассматриваются возможности придания Башкирскому республиканскому онкологическому диспансеру юридического статуса международного онкологического центра. Логика организации Онкологического центра с международным статусом (для стран ШОС и БРИКС) позволяет создать условия формирования и развития жизненного цикла компетенций в формате от фундаментальной науки до практического применения и коммерциализации научных разработок, а также развитию научного и медицинского туризма.
Таким образом, на кафедрах онкологии ведущих вузов РФ реализуется модель подготовки специалиста новой формации, ориентированного на компетенции, уделяется должное внимание разделам непрерывного профессионального развития онкологов, что позволяет приблизить качество подготовки врача к требованиям современной медицинской науки и практики модернизируемого здравоохранения.
Список литературы
1. Ганцев Ш.Х., Рахматуллина И.Р., Ханов А.М. и др. Онкология: учебник для студентов медицинских вузов: 2-е издание, исправленное и добавленное. -М.: МИА, 2006. - 488 с.
2. Ганцев Ш.Х., Рахматуллина И.Р., Ханов А.М. и др. Пути совершенствования подготовки студентов по онкологии // Материалы 10 научной сессии Ассоциации онкологов РБ. - Т. 2. - Уфа, 2006. - С. 32-38.
3. Ганцев Ш.Х., Рахматуллина И.Р., Ханов А.М., Липатов О.Н. Руководство к практическим занятиям по онкологии // Учебное пособие для студентов медицинских вузов. - М.: МИА, 2007. - 416 с.
4. Давыдов М.И., Ганцев Ш.Х., Липатов О.Н., Рахматуллина И.Р., Поляков Б.И., Ханов А.М. Атлас по онкологии для студентов медицинских вузов. -М.: МИА, 2008. - 416 с.
5. Давыдов М.И., Ганцев Ш.Х. Онкология. - М.: ГЭОТАР, 2010.
6. Давыдов М.И., Ганцев Ш.Х., Поляков Б.И. и др. Проблемы преподавания онкологии в вузах России // Медицинский вестник Башкортостана. -2006. - №1. - Т. 1. - С. 59-62.