Научная статья на тему 'Пути повышения релевантности подготовки студентов и врачей по специальности Онкология в Российской Федерации'

Пути повышения релевантности подготовки студентов и врачей по специальности Онкология в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
233
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНКОЛОГИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / УЧЕБНИКИ / АТЛАСЫ / КОНФЕРЕНЦИИ / ШКОЛА ОНКОЛОГИИ / ONCOLOGY / STAFF TRAINING / TEXT BOOKS / ATLASES / CONFERENCES / ONCOLOGY-SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Давыдов М. И., Ганцев Ш. Х., Хасанов А. Г., Поляков Б. И., Рахматуллина И. Р.

В статье представлены данные, касающиеся улучшения результатов подготовки медицинских кадров по онкологии за счет совершенствования педагогического процесса и издания учебников, мультимедийных руководств, альтернативных подходов в последипломном образовании. Авторами, по сути, создана концепция высшего и последипломного образования по онкологии в Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Давыдов М. И., Ганцев Ш. Х., Хасанов А. Г., Поляков Б. И., Рахматуллина И. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF IMPROVEMENT OF RELEVANCE OF STUDENTS' AND DOCTORS' TRAINING ON A SPECIALITY OF ONCOLOGY IN THE RUSSIAN FEDERATION

In this article there is data concerning development of the results of medical staff training in oncology by perfection of pedagogic process and publishing of text books, multimedia manuals, alternative approaches in postgraduate education in the field of Oncology on the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Пути повышения релевантности подготовки студентов и врачей по специальности Онкология в Российской Федерации»

ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

УДК 378:616-006

© М.И. Давыдов, Ш.Х. Ганцев, А.Г. Хасанов, Б.И. Поляков,

И.Р. Рахматуллина, В.М. Моисеенко, О.Н. Липатов, Т.В. Ахметова, 2008

М.И. Давыдов, Ш.Х. Ганцев, А.Г. Хасанов, Б.И. Поляков,

И.Р. Рахматуллина, В.М. Моисеенко, О.Н. Липатов, Т.В. Ахметова ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕЛЕВАНТНОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И ВРАЧЕЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОНКОЛОГИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедры онкологии Московской медицинской академии, Башкирского государственного медицинского университета, Санкт-Петербургской медицинской академии дополнительного образования

В статье представлены данные, касающиеся улучшения результатов подготовки медицинских кадров по онкологии за счет совершенствования педагогического процесса и издания учебников, мультимедийных руководств, альтернативных подходов в последипломном образовании. Авторами, по сути, создана концепция высшего и последипломного образования по онкологии в Российской Федерации.

Ключевые слова: онкология, подготовка кадров, учебники, атласы, конференции, школа онкологии

By M.N. Davidov, Sh.H. Gantsev, A.G. Hasanov, B.I. Polyakov,

I.R. Rakhmatullina, V.M. Moiseenko, O.N. Lipatov, T.V. Akhmetova WAYS OF IMPROVEMENT OF RELEVANCE OF STUDENTS' AND DOCTORS' TRAINING ON A SPECIALITY OF ONCOLOGY IN THE RUSSIAN FEDERATION

In this article there is data concerning development of the results of medical staff training in oncology by perfection of pedagogic process and publishing of text books, multimedia manuals, alternative approaches in postgraduate education in the field of Oncology on the territory of the Russian Federation.

Key words: oncology, staff training, text books, atlases, conferences, oncology-school.

Проблемная учебно-методическая комиссия «Онкология» Росздрава, которую на протяжении последних лет возглавляет академик РАН и РАМН М.И.Давыдов, поставила перед собой важные задачи, в числе которых повышение релевантности подготовки медицинских кадров по онкологии за счет использования новых обучающих технологий, учебников, программ, новых подходов последипломного образования.

Для обеспечения современного уровня додипломной подготовки по онкологии сотрудниками ММА и БГМУ издан первый отечественный электронный обучающе-контролирующий комплекс «Онкология» (2003 г.), учебник «Онкология» (2004 г.), практикум «Онкология» (2007 г.) и атлас по онкологии (2008 г.).

Электронный обучающе-

контролирующий комплекс «Онкология» (e-leaming «ONCOLOGY») состоит из модуля электронного учебника «Онкология» для студентов образовательных учреждений высшего профессионального (медицинского) образования (по специальностям 060101 «Лечебное дело» и 060103 «Педиатрия»), адаптированно -

го к традиционным системам обучения, и модуля приложений к учебнику. Приложениями являются электронные формы практикума по онкологии, атласа, тренажера, тестов, а также пособия для врачей общей практики.

Электронный обучающе-

контролирующий комплекс «Онкология» (e-leaming «ONCOLOGY») - первый подобного рода комплекс в Российской Федерации, в котором реализована концепция электронного образования в рамках государственных образовательных стандартов медицинских специальностей (додипломного, послевузовского и дополнительного профессионального образования).

Актуальность электронного обучающе-контролирующего комплекса «Онкология» определяется требованиями обеспечения непрерывности образования, необходимостью постоянного обновления знаний ввиду появления новых данных, в особенности в сфере высшего медицинского образования. В комплексе e-leaming «ONCOLOGY» реализованы новые принципы и методы обучения, при которых увеличение объема приобретаемых знаний происходит не путем увеличения тру-

дозатрат и времени обучения, а за счет улучшения качества оказываемых образовательных услуг. Научная и практическая новизна электронного обучающе-контролирующего комплекса «Онкология» состоит в разработке и внедрении в образовательный процесс новых информационных технологий, прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню, повышающих качество и эффективность образовательного процесса. Создано новое поколение интерактивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов, адаптированных к традиционным и дистанционным системам обучения.

Электронный обучающе-

контролирующий комплекс «Онкология» обеспечивает непрерывность высшего профессионального образования в рамках Болонского процесса, обеспечивает единое образовательное пространство, академическую мобильность обучающихся, обеспечивает развитие инновационности высших профессиональных образовательных учреждений. Внедрение его в рамках программ Национальных проектов «Образование» и «Здоровье» на территории Российской Федерации позволяет повысить качество подготовки специалистов в высших профессиональных образовательных учреждениях медицинского профиля, реализовать мультидисциплинарный подход в образовании, стандартизировать подходы к обучению. Применение контролирующих и тренинговых программ комплекса согласно принципам Международной Федерации медицинского образования повышает качество и эффективность образовательного процесса.

Электронный обучающе-

контролирующий комплекс «Онкология», получивший признание Проблемной учебнометодической комиссией Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки и образования Министерства здравоохранения и социального развития по онкологии в 2005 и 2006 гг., внедрен на территории Российской Федерации.

Учебник «Онкология» (издан в 2004 году, переиздан в 2006 году) рекомендован Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для студентов медицинских вузов. В соответствии с учебной программой учебник состоит из двух частей. Часть первая «Общая онкология»

содержит сведения об истории, современных проблемах онкологии, организации онкологической помощи, патогенезе клинических симптомов, методах диагностики злокачественных новообразований, принципах лечения злокачественных новообразований и деонтологии в онкологии. Часть вторая «Частная онкология» содержит современные данные об основных нозологических формах злокачественных новообразований, отраженных в соответствующих главах - рак кожи, меланома, опухоли головы и шеи, предраковые заболевания и рак молочной железы, рак легкого, рак пищевода, рак желудка, рак ободочной кишки, рак прямой кишки, рак печени, рак поджелудочной железы, опухоли костей и мягких тканей, лимфогранулематоз.

«Руководство к практическим занятиям», изданное в 2007 году, рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов. Руководство составлено в соответствии с требованиями практической подготовки студентов старших курсов медицинских вузов, иллюстрировано значительным количеством авторских фотографий и рисунков, которые наглядно демонстрируют ряд практических навыков. В руководстве имеется раздел частной онкологии, где освещены статистические данные, вопросы диагностики и лечения злокачественных новообразований. Оно предназначено для студентов 4-6 курсов медицинских вузов, клинических ординаторов, аспирантов.

Для додипломной подготовки по онкологии предназначен «Атлас по онкологии» под редакцией М.И. Давыдова и Ш.Х.Ганцева, изданный в 2008 году. Издание рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов. В атласе приведены краткие сведения и многочисленные иллюстрации, позволяющие получить наглядное представление о методах диагностики и лечения злокачественных новообразований, а также статистические показатели, характеризующие онкологическую заболеваемость и смертность в динамике. Материалом для иллюстраций в основном послужили собственные клинические наблюдения авторов. Ряд рисунков, посвященных хирургическим операциям, выполнен авторами на основе компьютерных технологий и графических программ. Иллюстрационный материал,

представленный в атласе, способствует углублению знаний по онкологии, полученных на лекциях, практических занятиях, а также из учебников.

Последипломное образование предусматривает различные формы подготовки специалистов - от первичной специализации, совершенствования, стажировок до проведения симпозиумов, школ, научно-практических конференций. Для достижения максимального результата последипломной подготовки изданы лекции ведущих онкологов России под редакцией чл - корра РАМН И.В. Поддубной, проф. В.М. Моисеенко и др. (РМАПО,

СПМАПО). В них отражены современные достижения мировой онкологии, рассматриваются вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, профилактики и лечения некоторых наиболее часто встречающихся злокачественных опухолей - рака молочной железы, рака толстой кишки, рака яичников, немелкоклеточного рака легкого, рака яичников, рака предстательной железы, рака желудка, меланомы, рака шейки матки, а также вопросы симптоматического лечения и паллиативной помощи. Следует признать опыт проведения школ «Практическая онкология» уникальным, позволяющим повысить уровень подготовки врачей. Работа школ сопровождается выпуском журнала «Практическая онкология», который распространяется бесплатно, и материалов, которые в значительной степени обогащают врачей знаниями. Мастер-классы, которые стали проводиться повсеместно, также способствуют повышению профессиональной подготовки онкологов. Большую образовательную роль играет сайт www.rosoncoweb.ru (куратор проекта проф.С.А.Тюляндин), на котором размещена электронная версия журнала «Практическая онкология», приводятся ссылки на русскоязычные и англоязычные онкологические ресурсы в Интернете, размещаются материалы съездов, конгрессов, конференций по актуальным вопросам онкологии.

Европейская школа онкологии (ЕШО) основана 25 лет назад, за эти годы она стала

эффективно работающей организацией, усилия которой направлены на улучшение знаний представителей разных медицинских специальностей по онкологии. Одним из активных участников этого проекта на протяжении большого времени был проф. Л.П. Демидов С 2004 года. ЕШО издает журнал «Сапсе^огЫ», который регулярно выходит 6 раз в году тиражом 10000 экземпляров. Журнал выдается бесплатно участникам школ ЕШО и отправляется по почте всем членам клуба ЕШО. Он бесплатно доступен на электронном сайте: www.cancerworld.org. В журнале публикуются интервью с лидерами в области онкологии. Благодаря поддержке президента РАМН, директора ГУ РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН, академика РАН и РАМН М.И.Давыдова ЕШО активно работает в России и странах СНГ. Московский офис ЕШО начал работать в 1992 году, его основателем был академик РАН и РАМН Н.Н.Трапезников. За 15 лет деятельности московского офиса ЕШО были проведены более 50 курсов по различным разделам клинической онкологии. Курсы посетили более 5000 врачей, а для чтения лекций были приглашены более 200 иностранных специалистов и такое же число ведущих российских ученых. Организация курсов ЕШО в ГУ РОНЦ им.

Н.Н. Блохина РАМН внесла много нового и полезного в послевузовское обучение по онкологии. В 2007 году директор ЕШО доктор А.Со81а утвердил единогласное решение научного комитета о включении русского языка в число официальных языков ЕШО, а РФ и СНГ стали приоритетными географическими регионами.

Таким образом, в Российской Федерации благодаря усилиям ведущих отечественных школ создана стройная система непрерывного, мультидисциплинарного, качественного и эффективного преподавания онкологии в системе высшего профессионального образования и последипломного образования, обеспечивающая релевантность подготовки специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ганцев Ш.Х. Онкология (E-learning oncologi ), Мультимедийный учебный комплекс.- Уфа,

2003.

2. Ганцев Ш.Х. Онкология: Учебник для студентов медицинских вузов.- 2-е изд., испр. и доп. -М.:ООО «МИА», 2006.- 488 с.: ил.

3. Ганцев Ш.Х. Онкология: Учебник для студентов медицинских вузов.-М.:ООО «МИА»,

2004.- 516 с.: ил.

4. Ганцев Ш.Х. Руководство к практическим занятиям по онкологии: Учебное пособие для студентов медицинских вузов.- М.:ООО «МИА», 2007.- 416 с.

5. Давыдов М.И., Ганцев Ш.Х. Атлас по онкологии: Учебное пособие для студентов медицинских вузов.- М.:ООО «МИА», 2008.- 416 с.: цв.ил.

6. Давыдов М.И., Демидов Л.В., Поляков Б.И. Основы современной онкологии: Учебник для студентов медицинских вузов.-М.-2002.- 240 с.

7. Моисеенко В.М., Тюляндин С.А. Практическая онкология: избранные лекции. - СПб.:

Центр ТОММ, 2004. - 784 с.

8. www.rosoncoweb.ru

9. www.cancerworld.org.

УДК 113:577.4 © Г.З. Нафикова, 2008

Г.З. Нафикова ФЕНОМЕН ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ (НА МАТЕРИАЛАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОРА РЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА)

ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава, г. Уфа

В статье представлены результаты исследования проблемы формирования социокультурных ценностей студенческой молодежи, разработка которой проводится на кафедре философии БГМУ. Экологическая безопасность жизнедеятельности - это одна из общезначимых ценностей, которая сегодня должна стать основой формирования экологической культуры, и определять динамику реализации человеческого потенциала.

Ключевые слова: студенты, здоровье, экологические и социокультурные ценности, социальная безопасность, социальная среда, человеческий потенциал.

G.Z. Nafikova

PHENOMENON OF ECOLOGICAL SAFETY IN CONTEXT AXIOLOGICAL OF THE PROBLEMATICS (ON MATERIALS OF RESEARCH OF ECOLOGICAL CULTURE OF STUDENT'S YOUTH AS FACTOR OF REALIZATION OF HUMAN POTENTIAL)

In clause results of research of a problem of formation sociocultural values of student's youth which development is carried out on faculty of philosophy BSMU are submitted. Ecological safety of ability to live is one of valid values who today should become a basis of formation of ecological culture which defines dynamics of realization of human potential.

Key words: students, health, ecological and sociocultural values, social safety, the social environment, human potential.

В отечественной научной литературе пасности, его границ, степени детерминиро-

все чаще дискутируется проблема жизнеспо- ванности социетальной безопасности [8,

собности (выживаемости) российского обще- с.318]. Феномен безопасности как социально-

ства, которая зависит от безопасных условий философская проблема переходного общества

развития «человеческого потенциала» [4,6,8]. предъявляет как минимум два основных тре-

Этот потенциал обычно трактуется как сово- бования к его научному исследованию: 1)

купность природных, социальных условий, а комплексность и междисциплинарность кате-

также физических и духовных сил индивидов, гории «безопасность» (необходимо принять

которые могут быть использованы для дости- во внимание как внешние, так и внутренние

жения их собственных и коллективных целей аспекты безопасности, потенциальную и реи возможностей самореализации [7, с.191]. альную ее составляющие, а также экономиче-

Названные условия представляют собой «ин- ские, политические, психологические и дру-

тегральную характеристику безопасности и гие «проекции» этого многогранного феноме-

жизнеспособности общества» [4, с.209]. на); 2) взаимосвязанное изучение разных

Разные области социально- уровней социальной реальности, связанных с

философского знаний, в которых исследуются феноменом безопасности социетального, со-

различные аспекты связи индивида с общест- циального (группового) и индивидуального, с

вом, накопили большой научный задел для акцентом на групповой уровень как расшири-

осмысления феномена индивидуальной безо- тель или ограничитель безопасности индиви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.