Научная статья на тему 'Проблемы преподования онкологии в вузах Росии'

Проблемы преподования онкологии в вузах Росии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
1276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНКОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЕ / ОБУЧЕНИЕ / ONCOLOGY / MEDICAL EDUCATION / TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдов М. И., Ганцев Ш. Х., Поляков Б. И., Вельшер Л. З., Петерсон Сб

Учитывая социальную значимость проблемы злокачественных новообразований, которые устойчиво занимают третью позицию в структуре причин смертности населения России, авторы статьи убеждены в том, что преподавание онкологии должно быть приоритетным как в системе высшего профессионального образования, так и в последипломной подготовке специалистов. Преподавание онкологии в системе высшего профессионального и последипломного образования должно быть непрерывным, мультидисциплинарным, качественным и эффективным. Обобщен опыт преподавания онкологии в ряде отечественных школ онкологии, определены пути оптимизации преподавания онкологии в медицинских вузах в условиях перехода к Болонской декларации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыдов М. И., Ганцев Ш. Х., Поляков Б. И., Вельшер Л. З., Петерсон Сб

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ONCOLOGY TEACHING IN UNIVERSITIES OF RUSSIA

Considering the social importance of a problem of malignant new growths, which steadily take of the third position in structure of the reasons of death rate of the population of Russia, authors of article are convinced of the teaching of oncology should be priority both in system of the universities training, and in afterdiploma to preparation of experts. Teaching of oncology in system of the universities training and afterdiploma educations should be continuous, multidisciplinary, qualitative and effective. Experience of teaching of oncology in a number of domestic schools of oncology is generalized, ways of optimization of teaching of oncology to medical universities in conditions of transition to Bolones declarations are certain.

Текст научной работы на тему «Проблемы преподования онкологии в вузах Росии»

© М.И. Давыдов, Ш.Х. Ганцев, Б.И. Поляков, Л.З. Вельшер, СБ. Петерсон,

В.Ю. Сельчук, А.А. Шайн, И.Р. Рахматуллина, A.M. Ханов, О.Н. Липатов, 2006 УДК 616-006: 378.147

М.И. Давыдов, Ш.Х. Ганцев, Б.И. Поляков, Л.З. Вельшер, СБ. Петерсон,

В.Ю. Сельчук, А.А. Шайн, И.Р. Рахматуллина, A.M. Ханов, О.Н. Липатов ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДОВАНИЯ ОНКОЛОГИИ В ВУЗАХ РОСИИ

Учитывая социальную значимость проблемы злокачественных новообразований, которые устойчиво занимают третью позицию в структуре причин смертности населения России, авторы статьи убеждены в том, что преподавание онкологии должно быть приоритетным как в системе высшего профессионального образования, так и в последипломной подготовке специалистов. Преподавание онкологии в системе высшего профессионального и последипломного образования должно быть непрерывным, мультидисциплинарным, качественным и эффективным.

Обобщен опыт преподавания онкологии в ряде отечественных школ онкологии, определены пути оптимизации преподавания онкологии в медицинских вузах в условиях перехода к Болонской декларации.

Ключевые слова: онкология, образование медицинское, обучение.

M.I. Davydov, Sh.H. Gantsev, B.I. Polyakov, L.Z. Velsher, S.B. Peterson,

V.J. Selchuk, A.A. Shajn, I.R. Rahmatullina, A.M. Hanov, O.N. Lipatov PROBLEMS OF ONCOLOGY TEACHING IN UNIVERSITIES OF RUSSIA.

Considering the social importance of a problem of malignant new growths, which steadily take of the thirdposition in structure of the reasons of death rate of the population ofRussia, authors ofarticle are convinced of the teaching of oncology should be priority both in system of the universities training, and in afterdiploma to preparation of experts. Teaching of oncology in system of the universities training and afterdiploma educations should be continuous, multidisciplinary, qualitative and effective. Experience of teaching of oncology in a number of domestic schools of oncology is generalized, ways of optimization of teaching of oncology to medical universities in conditions of transition to Bolones declarations are certain.

Key words: oncology, medical education, teaching.

В Российской Федерации на рубеже веков произошли существенные изменения в сфере высшего профессионального образования, затронувшие философию образования, его глобальные цели и задачи, организационные структуры, содержание образования, подходы к разработке образовательных стандартов и учебных программ, формы и методы обеспечения качества образования и многие другие составляющие образовательного процесса.

Согласно принципам Болонской декларации, онкология не входит в перечень дисциплин, обязательных для преподавания в медицинских вузах.

Однако Болонская декларация - это не международная конвекция, следовательно, ее положения не являются юридически обязательными. Любая страна в процессе реформирования имеет право учитывать специфику и своей национальной системы образования, и медицинского образования в целом.

Учитывая социальную значимость проблемы злокачественных новообразований, которые устойчиво занимают третью позицию в структуре причин смертности населения России, мы убеждены, что преподавание онкологии должно быть приоритетным как в системе высшего профессионального образования, так и в последипломной подготовке специалистов.

Преподавание онкологии в системе высшего профессионального и последипломного образования должно быть непрерывным, мультидисципли-нарным, качественным и эффективным.

Обеспечение непрерывности высшего образования и обучения в течение всей жизни - это неотложная проблема, которая требует, прежде всего, усовершенствования учебно-методического обеспечения преподавания онкологии в соответствии с международными требованиями.

С целью повышения качества образования очевидна необходимость совершенствования тестового контроля, создания унифицированного блока ситуационных задач и стандартных тренажеров для освоения практических навыков. Особое внимание должно было уделено качеству ситуационных задач, которые позволят оценить не только знания, но и умения и навыки, необходимые в практической деятельности врача.

Онкология - мультидисцигшинарная, быстро и эффективно развивающаяся наука, которая претерпела огромные изменения в связи с появлением компьютерных технологий, программ моделирования, развития Интернет.

На кафедре онкологии Башкирского государственного медицинского университета накоплен многолетний опыт использования информационных технологий в области медицинского образования. На кафедре онкологии более десяти лет разрабатывается серия обучающе-контролирующих систем. Первый учебник "Онкология" (2001) был разработан с использованием базовой технологии HTML, содержал в основном текстовые материалы с относительно небольшим количеством иллюстраций. Видеоматериалы и интерактивное тестирование пользователей отсутствовали. В 2003 г. была разработана вторая версия. Кроме обновления собственно текстовых материалов был разработан новый, более удобный интерфейс, добавлен глоссарий, изменен дизайн.

Была внедрена технология Dynamic HTML-Java Script: ключевое отличие от предыдущей версии состояло в разработке модуля интерактивного тестирования пользователей. В системе было предусмотрено три режима тестирования: режим обучения - правильный ответ на вопрос виден сразу, ре-

жим проверки - после ответа на вопрос можно тут же узнать правильный ответ и режим экзамена, когда пользователь проходит весь тест и только по его окончании узнает процент правильных ответов. Тесты имеют разную степень сложности и назначения - входящие, репетиционные, экзаменационные, итоговые. Разработанные нами тестовые задания состоят из следующих компонентов. В смысловом содержании задания содержится способ выполнения: эталон (вариант ответа) или дистракторы (неправильные ответы). Тесты отвечают требованиям надежности, валидности и объективности. Надежность теста состоит в обеспечении устойчивости последовательных результатов тестирования одного и того-же испытуемого тестами одного и того же уровня. Валидность теста - точное соответствие задаваемой тестом пробы смыслу и содержанию выявляемого признака, т.е. речь идет о доброкачественности показаний, объективность - независимость показаний от действий субъектов контроля, В электронных тестовых заданиях этот пункт обеспечивается наилучшим образом, так как функции субъекта контроля (преподавателя) сводятся к автоматизированной выдаче результатов тестирования пользователю.

В 2004г. вышла очередная версия. Был изменен дизайн, добавлены новые интерактивные элементы, например раскрывающиеся - закрывающиеся пункты меню. В 2006г. был создан электронный учебник "Рак молочной железы". Добавлено 2 новых элемента: вопросы тестов теперь сопровождаются фото- и видеоматериалами, а также разработан компьютерный тренажер для тренировки выполнения разреза. В будущих проектах планируется дальнейшее развитие интерактивности- в частности, применение Flash- технологии для создания более сложных интерактивных компьютерных тренажеров.

Ключевым моментом при проектировании информационных систем является осознание творческого характера задачи, в первую очередь со стороны заказчика, который формирует техническое задание на разработку, определяет будущее системы. Разрабатываемая система должна не только более удобно реализовывать известные приемы работы, но и включать новые элементы. Например, в электронном учебнике "Онкология" для врачей общей практики (2004) предложена оригинальная идея использования нескольких подходов к структуризации информации: традиционный - нозологический и альтернативный - симптомный. Разработка медицинского тренажера также является примером введения принципиально нового элемента, возможного только в информационной системе. Кроме того, разработка проектов информационных систем в области медицины требует активного взаимодействия медицинских специалистов и 1Т-спе-циалистов на всех этапах работы в силу специфичности предметной области. Поэтому необходимы создание коллектива, работающего по проекту,

формирование списка работ и назначение конкретных исполнителей отдельных работ, например, по сбору видео- и фотоматериалов, их редактирования и т.п. Участники проекта должны подбираться в зависимости от масштабов разработки и требуемой квалификации. Тестовый контроль является важной составляющей педагогического процесса. Обязательным компонентом всех мультимедийных учебников для до- и последипломной подготовки в медицинских вузах, разработанных на кафедре онкологии Башкирского государственного медицинского университета, являются тестовые задания. 1

Рынок информационных систем, предназначенных для решения прикладных задач в различных областях, в том числе и медицины, в настоящее |

время является одним из самых быстрорастущих, 1

Многие компании инвестируют в это направление значительные финансовые средства, так как очевидно, что эти вложения приносят значительную отдачу, проявляющуюся в повышении оперативности и точности, снижении затрат человеческого труда на выполнение рутинных операций, и, в конечном счете, повышают эффективность и прибыльность. Согласно оценкам, приводимым министром информационных технологий и средств связи Л. Рейманом, динамика роста российского рынка информационных технологий составляет примерно 20-25% в год. Это превышает темпы роста ВВП в 3 раза. В области здравоохранения прослеживаются аналогичные тенденции. Поиск в Интернете позволяет получить ссылки на большое количество русскоязычных сайтов, есть и специализированные ресурсы, касающееся проблем информатизации здравоохранения и медицины. Кроме того, информационные технологии сами по себе активно развиваются: средства вычислительной техники устаревают - не физически, но морально за 3-4 года. Аналогичная ситуация и с системным программным обеспечением - операционные системы меняются каждые 3-4 года, постоянно усложняясь, и с прикладными программами- то, что было разработано 5 лет назад, на сегодняшний день имеет явно устаревший, зачастую неудобный интерфейс, эта система не поддерживает работу удаленных пользователей, часто конфликтует с новыми операционными системами, под которые они не были разработаны. Поэтому и разработчикам, и заказчикам информационных систем надо сразу же настраиваться на длительное сотрудничество, постоянное развитие и совершенствование проектов.

На наш взгляд, недостаточный доступ к больным в процессе обучения не позволяет достичь качественной подготовки специалиста. В ряде учебных заведений, в частности Тюменской государственной медицинской академии, складывается ситуация, когда студенты лишены возможности общения с больными, не пишут академические истории болезни. Такая ситуация объясняется, прежде всего, недостаточным количеством часов, выделяемых для подготовки по онкологии. По нашему глу-

бокому убеждению, написание истории болезни -важная часть образовательного процесса, имеющая большее значение в обучении врача, позволяющая проводить обучение у "постели больного".

Проблемой, связанной с реформированием высший школы, является необходимость ежедневной проверки исходных и итоговых знаний каждого студента с помощью тестового контроля. Причина затруднений, по мнению А.А.Шайна, кроется в том, что из-за внедрения кредитно-модульной системы с балльно-рейтинговой оценкой студент вместо изучения темы часто зубрит вопросы тестового контроля и не владеет материалом. Из-за ограниченного количества часов не удается осветить как на лекциях, так и на практических занятиях ряд обязательных тем, включенных в рабочую программу. Студенты осваивают эти темы самостоятельно, нет возможности проконтролировать усвоение этого материала.

Подготовка по онкологии в Тюменской государственной медицинской академии проводится многоступенчато - занятия проводятся на 4-м курсе лечебного и педиатрического факультетов и на 6 курсе лечебного (недельный цикл). Повысить качество подготовки врача, по нашему мнению, возможно, обеспечив непрерывное, мультидисциплинарное обучение, включив вопросы онкологии в программы фундаментальных теоретических дисциплин.

Конечной целью эффективного преподавания онкологии, по мнению проф. С Б. Петерсона, является увеличение выживаемости онкологических больных за счет повышения выявляемое™ ранних форм онкологических заболеваний, улучшения качества лечебной помощи, тщательности динамического наблюдения. Средства для достижения названной цели могут быть следующие - монополизировать преподавание онкологии специалистами; увеличить количество часов; обеспечить многоступенчатость преподавания онкологии; повысить уровень контроля знаний.

Для обеспечения эффективного преподавания онкологии в вузе необходимо осознать приоритетность преподавания дисциплины в системе высшего профессионального медицинского образования.

Ключ к решению этой проблемы видится нам в реализации ряда организационных, тактических и стратегических вопросов.

Среди организационных вопросов, для решения которых потребуется до 1 года, нами определены следующие:

1. Создание электронной базы данных - "Кафедры онкологии медицинских вузов РФ", куда будут включены все вопросы, начиная от руководства кафедрой до материально-технического состояния учебной базы, обеспеченности учебными материалами и т.д.

2. Оценка обеспеченности и потребности кафедр онкологии учебными материалами, наглядными пособиями и, следуя из этого, планирование централизованного (подконтрольного) выпуска

учебно-методической литературы.

3. Подготовка стандарта учебно-методического комплекса по онкологии, например учебник - атлас

- учебное пособие по практическим навыкам -справочники - тесты.

4. Определение места и объема знаний, представляемых в электронном варианте.

Среди тактических перспективных вопросов, на решение которых необходимо до 2-3 лет, были выделены следующие:

1. На всех кафедрах онкологии РФ должны использоваться единые клинические классификации заболеваний, стадий, морфологических данных и т.д., что позволит унифицировать преподавание и выйти на один российский конечный стандарт подготовки врача-онколога.

2. Разработать схемы и стандарты диагностики и лечения в онкологии для уровня студентов вузов. Они будут, безусловно, отличаться от известных стандартов 2002 года некоторой обобщенностью, меньшей детализацией и т.д. После окончания вуза студент будет готов к восприятию любых стандартов - как локальных, так и федеральных.

3. Сформировать авторский коллектив, определить базовый учебник онкологии и выпустить новый, согласованный по основным параметрам учебник для вузов РФ под редакцией зав. кафедрой онкологии ММА им. И.М.Сеченова, президента РАМН, акад. РАН и РАМН Давыдова М.И. Все другие издания можно определять на конкурсной основе, объявив конкурс в "Медицинской газете" и принимать на рассмотрение учебно-методические работы из Москвы и регионов - атласы, учебные пособия, справочники и пр.

4. Важными представляются выпуск мультимедийных лекций на основе нового учебника и то, что профессора как в Москве, так и на Дальнем Востоке должны читать лекции по одной методологии и содержанию. Другое дело региональные особенности. Они могут уточняться на элективных курсах, на заседаниях студенческого кружка и пр.

Среди стратегических, перспективных вопросов, на решение которых потребуется до 5 лет, определены следующие:

1. Создание предприятия по централизованному выпуску наглядных пособий по онкологии для вузов РФ (слайды, тесты, лекции, глоссарии, атласы., учебные фильмы и пр.).

2. Изменение учебного плана по специальности

- онкология (до 118 аудиторных часов вместо 68 на лечебном факультете) с включением часов по: онкогинекологии; онкоурологии; противоопухолевой химиотерапии; лучевой терапии; онкопедиатрии; онкогематологии.

Этот раздел стратегического развития специальности не исключает включение и других актуальных вопросов онкологии.

3. Введение вместо зачета переводного экзамена по предмету.

4. Обоснование необходимости организации

интернатуры по онкологии и подготовка методической основы для ее реализации в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ.

5. Переход с 2- годичной на 3- и более годичную подготовку в клинической ординатуре (в соответствии с международными стандартами) при крупных онкологических центрах с кафедрами онкологии.

Безусловно, это не полный перечень проблем и вопросов, которые предстоит решать, но это те вопросы, которые можно решить и значительно улуч-

шить подготовку на кафедрах онкологии медицинских вузов с участием Проблемной учебно-методической комиссии по онкологии.

Улучшение и обеспечение качественной медицинской помощи в перспективе - это дело следующего поколения медицинских работников, наших учеников. Гарантия качества специалистов основывается на том, кого воспитает, обучит и подготовит к практической реализации помыслов сегодняшняя высшая медицинская школа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.