Научная статья на тему 'Ярославской государственной медицинской академии 65 лет'

Ярославской государственной медицинской академии 65 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЕ КАДРЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / HIGHER MEDICAL EDUCATION / TEACHING STAFF / INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Алексей Владимирович, Ерегина Наталья Тимофеевна

В статье рассматриваются основные вехи в развитии Ярославской государственной медицинской академии, этапы формирования ее материально-технической базы, становления преподавательского коллектива, научных и других направлений вузовской деятельности за 65 лет истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The yaroslavl medical academy: 65-year history

The basic stages of the Yaroslavl state medical academy's 65-year history, forming of the teaching staff, development of science and higher school activity are considered.

Текст научной работы на тему «Ярославской государственной медицинской академии 65 лет»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

А.В. ПАВЛОВ, профессор, ректор Н. Т. ЕРЕГИНА, доцент, проректор Ярославская государственная медицинская академия

Ярославской государственной медицинской академии - 65 лет

В статье рассматриваются основные вехи в развитии Ярославской государственной медицинской академии, этапы формирования ее материально-технической базы, становления преподавательского коллектива, научных и других направлений вузовской деятельности за 65 лет истории.

Ключевые слова: высшее медицинское образование, преподавательские кадры высшей школы, качество образования, инновационные технологии.

Ярославская государственная медицинская академия - одно из старейших высших учебных заведений региона. В 1943 г. в Ярославле по распоряжению СНК СССР начал работу Белорусский медицинский институт (БМИ), сформированный из эвакуированных Минского и Витебского медицинских вузов. Директор Белорусского института проф. З.К. Могилевчик вспоминал: «Минск подвергся оккупации в первые дни войны и уже 24 июня 1941 г. был почти целиком разрушен. Люди не эвакуировались, а бежали. Все, что было ценного, осталось на месте, было разбито и расхищено. Уцелела только значительная часть кадров, которые вместе с армией отступали пешком» [1].

После освобождения западных районов страны вуз возвратился в свою республику, а на его базе был открыт Ярославский медицинский институт (распоряжение СНК СССР от 15 августа 1944 года №16725-р). Собственно, термин «набазе» выглядит здесь слишком технократичным. Именно люди стали главным богатством, оставшимся в Ярославле после реэвакуации БМИ. Это - высококвалифицированные и преданные своему делу врачи-педагоги И.М. Перельман, И.М. Верткин, А.А. Липманова, С.А. Ботвинник, И.М. Турецкий. Это - студенты, начавшие учиться в 1943 г. и выросшие впоследствии в известных ученых и авторитетных специалистов:

Т.М. Голикова, Т.Г. Железнова, Е.Л. Иванова-Тихвинская, В.Н. Ильина, Л.А. Муравьева, Р.Н. Потехина и др. Это - традиции человеческой доброты, порядочности и ответственности, со всей полнотой проявившиеся в тяжелые военные годы.

Создавать институт приходилось практически с нуля. Прием студентов, многие из которых являлись участниками Великой Отечественной войны, осуществлялся на все пять курсов, поэтому выпуск врачей состоялся уже в 1945 г. Подавляющее большинство выпускников было направлено по распределению в только что освобожденную Белоруссию, особенно остро нуждавшуюся в медицинских кадрах. В их числе - будущий академик РАМН, широко известный в стране и за рубежом специалист в области торакальной хирургии и фтизиопульмонологии М.И. Перельман.

Среди студентов первых наборов было много фронтовиков и тружеников тыла. Они учились лучше других, лидировали во всех общественных делах и патриотических начинаниях. Прошедшие фронт, партизанские отряды, работу в госпиталях, они по показателям успеваемости превосходили своих сокурсников, даже несмотря на значительный перерыв в учебе. То ли повзрослели на войне раньше своих сокурсников, то ли слишком часто за эти годы сталкивались со смертью, а потому острее других осознавали важность и значимость

профессии? Из их среды выросло немало талантливых ученых и первоклассных врачей: Г.В. Стовичек - впоследствии ректор института, заведующие кафедрами профессора Г.В. Курыгин, В.М. Никитин, Н.П. Пампутис, В.Н. Ильина, М.С. Ремизов, Г.П. Бабанов, А.А. Столярчук, организаторы практического здравоохранения В.А. Кис-ленков, Ю.М. Касаткин, М.С. Сковородкин. Работая в Ярославском медицинском институте на протяжении многих лет, они воспитали не одно поколение студентов.

Становление учебной, воспитательной и научной деятельности, освоение клинических баз проходило в сложных условиях военного и послевоенного времени. Не было квартир для преподавателей, отсутствовала база для научных исследований. 17 апреля 1947 г. институт посетил заместитель министра здравоохранения СССР Н.А. Виноградов, принявший участие в заседании Ученого Совета. В своем выступлении он отметил: «... Коллектив ученых у вас провел большую работу по восстановлению института. Из всех виденных мною институтов с точки зрения темпов организации, результатов ее, подготовки кадров ваш институт производит наилучшее впечатление» [2].

В 50-60-е годы институт пополнился высококвалифицированными специалистами, профессорами, приехавшими в Ярославль из различных регионов страны и возглавившими ведущие кафедры института. Среди них Н.Е. Ярыгин (будущий ректор института), М.Г. Заикина, С.В. Захаров, Д.Ф. Цимбалист, Н.Н. Чумаков, Н.Н. Кочетов, М.Е. Курмаева, А.К. Шипов, Л.М. Бедрин, М.П. Вилянский и др. Они и их коллеги, профессора М.Э. Василевский, В.П. Матешук, Т.А. Зайцева, Е.К. Александров и другие, стали основоположниками авторитетных научных школ, воспитали целую плеяду ученых. С 1955 по 1968 гг. сотрудники института защитили 20 докторских и 122 кандидатские диссертации. Семь молодых докторов наук: Л.К. Хохлов, Г.П. Бабанов, Г.В. Курыгин, М.С. Ремизов, Г.В.

Стовичек, В.Н. Саляев, Г.Е. Сабуров -являлись выпускниками вуза. Уже с конца 60-х годов кафедры института стали возглавлять в основном собственные воспитанники, прошедшие путь от студента до профессора.

На протяжении первых 20 лет институт развивался в рамках одного лечебного факультета. В 1966 г. открылся стоматологический факультет, в последующие годы -педиатрический факультет (1970), факультет повышения квалификации преподавателей средних специальных медицинских учебных заведений (1975), факультет специализации и усовершенствования врачей (1979), фармацевтический факультет (1982). С 1992 г. в стенах вуза начата подготовка специалистов для зарубежных стран (Марокко, Индии, Израиля, Намибии, Перу, Сирии, Палестины, Египта, Сьерра-Леоне, Конго, Зимбабве, стран СНГ и др.). В1994 г. после успешной аттестации Ярославский государственный медицинский институт получил статус академии.

Сегодня Ярославская государственная медицинская академия - авторитетный вуз, обеспечивающий подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации врачей и провизоров для Центрального и Северо-Западного регионов России. Успешно функционируют три студенческих факультета (лечебный, педиатрический и фармацевтический с заочным отделением) и факультет последипломного образования. Более 72% преподавателей имеют ученые степени и звания. На 57 кафедрах трудятся свыше 90 докторов наук и 350 кандидатов наук, 1 академик РАМН (президент академии профессор Ю.В. Новиков), 4 заслуженных деятеля науки РФ, 27 заслуженных врачей и 7 заслуженных работников высшей школы Российской Федерации.

За шесть десятилетий деятельности в ЯГМА создана внушительная материальная база, позволяющая осуществлять образовательный процесс на современном уров-

Страницы истории

135

не. В учебных корпусах расположены современные аудитории и лаборатории, компьютерные классы, фундаментальная библиотека с фондом более 500 тысяч книг, административные подразделения. Работа клинических кафедр осуществляется более чем в 30 базовых городских и областных лечебно-профилактических учреждениях на основании договоров о совместной деятельности. Для подготовки провизоров вуз имеет современную учебно-производственную аптеку и питомник лекарственных растений. Социальная база академии включает пять общежитий, столовые для сотрудников и студентов, спортивный комплекс.

Консолидации научно-практической деятельности клинических и теоретических кафедр, обеспечению условий для получения грантов и участия в научных программах, эффективному использованию дорогостоящего оборудования способствуют такие инновационные структуры академии, как «Центр клинико-фармакологических исследований », «Центр изучения тромбозов и аутоиммунных заболеваний», «Учебно-исследовательский эндоскопический центр». В новом корпусе, открывшемся в 2009 г., создается Центр формирования и совершенствования практических навыков студентов, интернов и ординаторов. Его работа позволит существенно повысить качество обучения через имитацию клинических ситуаций и обеспечение условий, позволяющих студентам самостоятельно выполнять медицинские манипуляции на муляжах (фантомах) и тренажерах в соответствии с программами обучения.

В последние годы в академии активно используются и развиваются компьютерные технологии. Учебные аудитории оснащаются мультимедийным оборудованием, работает 12 компьютерных классов, в рамках реализации проекта по созданию единого информационного пространства вуза все учебные корпуса объединены в единую локальную сеть через каналы оптоволоконной связи. Внедрены в практику блочномодульный вариант расписания занятий и

лекционных курсов, тестовый контроль с использованием Интернет-технологий, рейтинговая система оценки знаний студентов.

Повышению эффективности образовательного процесса способствует сформированная в научной библиотеке ЯГМА полнофункциональная база данных и фонд электронных документов и изданий. Быстрыми темпами развиваются средства доступа пользователей к российским и зарубежным электронным информационным ресурсам. С 2005 г. преподаватели и студенты имеют возможность использовать в локальной академической сети базу данных «МедАрт», где полностью расписано 270 медицинских журналов с предметными рубриками начиная с 2000 г. Благодаря новой услуге - Электронной доставке документа (ЭДД) - можно получать нужные статьи. Создана полнотекстовая база данных, которая включает фонд электронных учебных пособий, электронных учебников и методических пособий, разработанных на кафедрах академии, трудов сотрудников академии и литературу на электронных носителях. Электронный каталог на web-сайте академии (http://www.yma.ac.ru/) имеет удобный графический интерфейс для простого и расширенного поиска по базам данных книг и статей из периодических изданий.

Существующая система подготовки в полной мере позволяет реализовать принцип непрерывности обучения, начиная с довузовской подготовки. В настоящее время в академии обучается около 4,5 тыс. студентов, интернов, ординаторов и аспирантов. За годы деятельности вуз подготовил свыше 27 тыс. врачей и провизоров, в том числе для стран Азии и Африки. Более 35 тыс. врачей и преподавателей прошли различные формы повышения квалификации и профессиональной переподготовки на факультете последипломного образования, созданном в 2007 г. на базе действовавших ранее факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки

специалистов здравоохранения и повышения квалификации преподавателей.

Сегодня факультет последипломного образования предлагает более 50 циклов первичной специализации, общего и тематического усовершенствования. Послевузовское обучение организовано на 25 кафедрах по 23 лицензированным специальностям в интернатуре и 39 - в клинической ординатуре. Высококвалифицированные специалисты факультета проводят выездные сертификационные циклы в городах Центрального и Северо-Западного феде-ральныхокругов России.

За шесть десятилетий своей истории академия стала важным научным центром, в котором ведутся фундаментальные и прикладные исследования по ряду приоритетных направлений теоретической и клинической медицины («Ревматизм, ревматические заболевания и системные васкулиты», «Сосудистая хирургия и хирургия неотложных состояний », «Закономерности строения и функций клеток, тканей и органов в норме и патологии», «Охрана материнства и детства», «Фармакологическое и фармакогностическое изучение лекарственных растений», «Экология и здоровье населения»), сложились крупные научные школы, широко известные в России и за рубежом. На протяжении многих лет успешно действуют два совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям «Ревматология», «Анатомия» и «Хирургия».

Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации ведется в аспирантуре по 29 лицензированным специальностям. За период с 1944 по 2008 гг. подготовлено свыше 190 докторов и более 900 кандидатов наук. Результаты исследований наших ученых ежегодно публикуются в виде научных монографий и статей в рецензируемых журналах. Только за последние 5 лет издано 65 научных монографий. На базе вуза регулярно проводятся международные, республиканские и региональные конференции, форумы терапевтов и педи-

атров Ярославской области. В центре внимания врачей и ученых - важнейшие для практики здравоохранения темы, такие как «Новые технологии в эндоскопии и перспективы их клинического применения», «Актуальные проблемы хирургии в Центральном федеральном округе», «Лечение ран и раневой инфекции », «Здоровье ребенка XXI века» и другие.

Совместно с центром телемедицины Ярославской областной клинической больницы сотрудники академии задействованы в реализации научно-образовательных Интернет-сессий и телемедицинских проектов (организация плановых и экстренных телеконсультаций в ведущих научных центрах Москвы и зарубежья для больных из Ярославля и Ярославской области). Нашими специалистами проводится дистанционная диагностика гистологических препаратов -материалов биопсий и аутопсий. С 2002 г. в академии действует единый Центр информатизации.

В научно-исследовательской работе на большинстве кафедр ежегодно участвует более 550 студентов. Доброй традицией студенческого научного общества стало проведение ежегодных конференций с публикацией итогов исследований молодых ученых. Предстоящему 65-летию ЯГМА была посвящена прошедшая в апреле 2009 г. Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы медицинской науки», на которой свои доклады представили студенты и молодые ученые из 71 вуза России и стран ближнего и дальнего зарубежья. В рамках этой конференции при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере был проведен конкурс «У.М.Н.И.К.», право участия в котором академия выиграла в числе ряда других вузов страны.

В ЯГМА есть все условия для повышения культурного уровня студентов, их гармоничного развития, воспитания у них милосердия и гуманизма. Каждый имеет возможность развивать свои таланты, участво-

Страницы истории

137

вать в разнообразных общественныхи культурных инициативах. Для этого в 2008 г. создан отдел по внеучебной работе и молодежной политике, призванный поддерживать и развивать добрые вузовские традиции. Его стараниями организуются вечера первокурсника, фестивали художественной самодеятельности «Студенческая весна», выступления студенческого театра эстрадных миниатюр, команд КВН, клуба самодеятельной песни. В последние годы большую популярность приобрели интеллектуальные встречи «Что? Где? Когда?» между студентами и преподавателями, выставки-конкурсы живописных работ и художественной фотографии, активно работают объединения по интересам (кино, литература). В рамках подготовки к 1000-летию Ярославля реализуются разнообразные творческие проекты («Любимый город», День Победы и др.), способствующие патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи.

Большую воспитательную роль играет музей академии, формирование которого продолжается и сегодня. Здесь можно узнать о тех, кто стоял у истоков вуза, создавал его материально-техническую базу и формировал научные школы, параллельно с учебой осваивал целину и поднимал Нечерноземье, защищал спортивную честь академии и совершенствовал врачебное искусство. Изучая многолетнюю историю alma mater, отраженную в монографических исследованиях [3], студенты и молодые преподаватели приобщаются к тем добрым и красивым традициям, которые складывались в вузе на протяжении десятилетий.

Важнейшей частью жизни многих студентов являются спортивно-оздоровительные мероприятия, вузовские спартакиады и олимпиады, чему, безусловно, способствует наличие собственного современного спортивно-учебного корпуса. Руководство академии всегда поддерживало и поддерживает спортивное движение, здоровый образ жизни, развивает деятельность

спортивных кружков и обществ. Среди наших преподавателей и студентов немало мастеров спорта, призеров соревнований различных уровней. Имена спортсменов-медиков, передающих свой опыт молодежи, золотыми буквами вписаны в спортивную летопись Ярославля. Хорошей традицией стали ежегодные спортивные состязания между командами преподавателей и студентов, студенческие соревнования по оказанию первой медицинской помощи и правилам действия в чрезвычайных ситуациях.

В современной непростой социальноэкономической ситуации руководство академии предпринимает реальные шаги по обеспечению социальной поддержки преподавателей и студентов. Стипендиальный фонд 2008 г. позволил произвести достаточно ощутимые дополнительные выплаты по итогам года. Академия благодарна губернатору Ярославской области С.А. Вах-рукову за активную поддержку высшей школы и назначение дополнительных областных стипендий наиболее отличившимся в учебе студентам и аспирантам. В 2008 г. осуществлен переход на новую систему оплаты труда, и уже можно говорить о его результатах: с одной стороны, возросла ответственность каждого работника за результаты труда, с другой - повысился средний уровень заработной платы по всем категориям преподавателей и сотрудников. Сохранение запланированного уровня финансирования заработной платы работников бюджетной сферы в 2009-2010 гг., заявленное руководством страны в качестве первоочередной социальной задачи, является реальной антикризисной мерой поддержки кадрового потенциала высшей школы.

В юбилейном 2009 году академия в очередной раз успешно прошла лицензионную экспертизу условий осуществления образовательного процесса. По результатам экспертных заключений и заседания коллегии Рособрнадзора вынесено решение о выдаче академии лицензии на ведение об-

разовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации на 2009-2014 гг. В стенах вуза открывается обучение по новым специальностям интернатуры и ординатуры (6), аспирантуры (3) и по программе дополнительного профессионального образования «Преподаватель высшей школы».

За 65 лет своей деятельности Ярославская государственная медицинская академия приобрела прочный авторитет в здравоохранении, стала неотъемлемой частью общественно-политической жизни Ярославского региона и высшего медицинского образования России. Все достигнутое обеспечено трудом многих поколений преподавателей, сотрудников, студентов. Их преданность alma mater и активная жизненная позиция позволили вузу выстоять в сложнейшей социально-экономической ситуации 90-х годов, сохранить научные школы и кадровый потенциал. Эти же качества, характеризующие наш коллектив, позволят

уверенно двигаться вперед. Только в сплоченности и единстве мы сможем решать масштабные задачи, которые стоят перед высшей медицинской школой и сформулированы в Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 г.

Литература

1. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 8009. Оп. 14. Д. 221. Л. 169.

2. Государственный архив Ярославской об-

ласти. Ф. Р-839. Оп. 1. Д. 26. Л. 74.

3. Ерегина Н.Т. Ярославская государственная

медицинская академия. Хроника первого десятилетия (1944-1954). Ярославль: Литера, 2002; Ерегина Н.Т. Ярославская государственная медицинская академия. Страницы истории (1944-2004). Ярославль: Аверс пресс, 2004; Ерегина Н.Т., Шелия Ж.А. Память о войне. Исторический очерк о преподавателях и сотрудниках Ярославского медицинского института-академии - участниках Великой Отечественной войны. Ярославль: Ремдер, 2005.

PAVLOV A, EREGINA N. THE YAROSLAVL MEDICAL ACADEMY: 65-YEAR HISTORY

The basic stages of the Yaroslavl state medical academy’s 65-year history, forming of the teaching staff, development of science and higher school activity are considered.

Keywords: higher medical education, teaching staff, innovative technologies.

О.И. КАЗАНИН, доцент, директор филиала Санкт-Петербургского государственного горного института (ТУ) «Воркутинский горный институт»

Форпост горного образования и науки за полярным кругом

В статье рассмотрены вопросы становления высшего горного образования и науки в Печорском угольном бассейне. Показана роль регионального вуза как важнейшего фактора развития северных территорий.

Ключевые слова: Воркутинский горный институт, Печорский угольный бассейн, наука, образование, инновации, региональное развитие.

В текущем году Воркутинский горный институт - филиал Санкт-Петербургского государственного горного института (технического университета), первого технического вуза России, отмечает свой полувеко-

вой юбилей. Образованный в 1959 г. как вечерний факультет Ленинградского горного института, в настоящее время филиал представляет собой современный научнообразовательный комплекс с развитой учеб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.