СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
А.В. ПАВЛОВ, профессор, ректор Н. Т. ЕРЕГИНА, доцент, проректор Ярославская государственная медицинская академия
Ярославской государственной медицинской академии - 65 лет
В статье рассматриваются основные вехи в развитии Ярославской государственной медицинской академии, этапы формирования ее материально-технической базы, становления преподавательского коллектива, научных и других направлений вузовской деятельности за 65 лет истории.
Ключевые слова: высшее медицинское образование, преподавательские кадры высшей школы, качество образования, инновационные технологии.
Ярославская государственная медицинская академия - одно из старейших высших учебных заведений региона. В 1943 г. в Ярославле по распоряжению СНК СССР начал работу Белорусский медицинский институт (БМИ), сформированный из эвакуированных Минского и Витебского медицинских вузов. Директор Белорусского института проф. З.К. Могилевчик вспоминал: «Минск подвергся оккупации в первые дни войны и уже 24 июня 1941 г. был почти целиком разрушен. Люди не эвакуировались, а бежали. Все, что было ценного, осталось на месте, было разбито и расхищено. Уцелела только значительная часть кадров, которые вместе с армией отступали пешком» [1].
После освобождения западных районов страны вуз возвратился в свою республику, а на его базе был открыт Ярославский медицинский институт (распоряжение СНК СССР от 15 августа 1944 года №16725-р). Собственно, термин «набазе» выглядит здесь слишком технократичным. Именно люди стали главным богатством, оставшимся в Ярославле после реэвакуации БМИ. Это - высококвалифицированные и преданные своему делу врачи-педагоги И.М. Перельман, И.М. Верткин, А.А. Липманова, С.А. Ботвинник, И.М. Турецкий. Это - студенты, начавшие учиться в 1943 г. и выросшие впоследствии в известных ученых и авторитетных специалистов:
Т.М. Голикова, Т.Г. Железнова, Е.Л. Иванова-Тихвинская, В.Н. Ильина, Л.А. Муравьева, Р.Н. Потехина и др. Это - традиции человеческой доброты, порядочности и ответственности, со всей полнотой проявившиеся в тяжелые военные годы.
Создавать институт приходилось практически с нуля. Прием студентов, многие из которых являлись участниками Великой Отечественной войны, осуществлялся на все пять курсов, поэтому выпуск врачей состоялся уже в 1945 г. Подавляющее большинство выпускников было направлено по распределению в только что освобожденную Белоруссию, особенно остро нуждавшуюся в медицинских кадрах. В их числе - будущий академик РАМН, широко известный в стране и за рубежом специалист в области торакальной хирургии и фтизиопульмонологии М.И. Перельман.
Среди студентов первых наборов было много фронтовиков и тружеников тыла. Они учились лучше других, лидировали во всех общественных делах и патриотических начинаниях. Прошедшие фронт, партизанские отряды, работу в госпиталях, они по показателям успеваемости превосходили своих сокурсников, даже несмотря на значительный перерыв в учебе. То ли повзрослели на войне раньше своих сокурсников, то ли слишком часто за эти годы сталкивались со смертью, а потому острее других осознавали важность и значимость
профессии? Из их среды выросло немало талантливых ученых и первоклассных врачей: Г.В. Стовичек - впоследствии ректор института, заведующие кафедрами профессора Г.В. Курыгин, В.М. Никитин, Н.П. Пампутис, В.Н. Ильина, М.С. Ремизов, Г.П. Бабанов, А.А. Столярчук, организаторы практического здравоохранения В.А. Кис-ленков, Ю.М. Касаткин, М.С. Сковородкин. Работая в Ярославском медицинском институте на протяжении многих лет, они воспитали не одно поколение студентов.
Становление учебной, воспитательной и научной деятельности, освоение клинических баз проходило в сложных условиях военного и послевоенного времени. Не было квартир для преподавателей, отсутствовала база для научных исследований. 17 апреля 1947 г. институт посетил заместитель министра здравоохранения СССР Н.А. Виноградов, принявший участие в заседании Ученого Совета. В своем выступлении он отметил: «... Коллектив ученых у вас провел большую работу по восстановлению института. Из всех виденных мною институтов с точки зрения темпов организации, результатов ее, подготовки кадров ваш институт производит наилучшее впечатление» [2].
В 50-60-е годы институт пополнился высококвалифицированными специалистами, профессорами, приехавшими в Ярославль из различных регионов страны и возглавившими ведущие кафедры института. Среди них Н.Е. Ярыгин (будущий ректор института), М.Г. Заикина, С.В. Захаров, Д.Ф. Цимбалист, Н.Н. Чумаков, Н.Н. Кочетов, М.Е. Курмаева, А.К. Шипов, Л.М. Бедрин, М.П. Вилянский и др. Они и их коллеги, профессора М.Э. Василевский, В.П. Матешук, Т.А. Зайцева, Е.К. Александров и другие, стали основоположниками авторитетных научных школ, воспитали целую плеяду ученых. С 1955 по 1968 гг. сотрудники института защитили 20 докторских и 122 кандидатские диссертации. Семь молодых докторов наук: Л.К. Хохлов, Г.П. Бабанов, Г.В. Курыгин, М.С. Ремизов, Г.В.
Стовичек, В.Н. Саляев, Г.Е. Сабуров -являлись выпускниками вуза. Уже с конца 60-х годов кафедры института стали возглавлять в основном собственные воспитанники, прошедшие путь от студента до профессора.
На протяжении первых 20 лет институт развивался в рамках одного лечебного факультета. В 1966 г. открылся стоматологический факультет, в последующие годы -педиатрический факультет (1970), факультет повышения квалификации преподавателей средних специальных медицинских учебных заведений (1975), факультет специализации и усовершенствования врачей (1979), фармацевтический факультет (1982). С 1992 г. в стенах вуза начата подготовка специалистов для зарубежных стран (Марокко, Индии, Израиля, Намибии, Перу, Сирии, Палестины, Египта, Сьерра-Леоне, Конго, Зимбабве, стран СНГ и др.). В1994 г. после успешной аттестации Ярославский государственный медицинский институт получил статус академии.
Сегодня Ярославская государственная медицинская академия - авторитетный вуз, обеспечивающий подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации врачей и провизоров для Центрального и Северо-Западного регионов России. Успешно функционируют три студенческих факультета (лечебный, педиатрический и фармацевтический с заочным отделением) и факультет последипломного образования. Более 72% преподавателей имеют ученые степени и звания. На 57 кафедрах трудятся свыше 90 докторов наук и 350 кандидатов наук, 1 академик РАМН (президент академии профессор Ю.В. Новиков), 4 заслуженных деятеля науки РФ, 27 заслуженных врачей и 7 заслуженных работников высшей школы Российской Федерации.
За шесть десятилетий деятельности в ЯГМА создана внушительная материальная база, позволяющая осуществлять образовательный процесс на современном уров-
Страницы истории
135
не. В учебных корпусах расположены современные аудитории и лаборатории, компьютерные классы, фундаментальная библиотека с фондом более 500 тысяч книг, административные подразделения. Работа клинических кафедр осуществляется более чем в 30 базовых городских и областных лечебно-профилактических учреждениях на основании договоров о совместной деятельности. Для подготовки провизоров вуз имеет современную учебно-производственную аптеку и питомник лекарственных растений. Социальная база академии включает пять общежитий, столовые для сотрудников и студентов, спортивный комплекс.
Консолидации научно-практической деятельности клинических и теоретических кафедр, обеспечению условий для получения грантов и участия в научных программах, эффективному использованию дорогостоящего оборудования способствуют такие инновационные структуры академии, как «Центр клинико-фармакологических исследований », «Центр изучения тромбозов и аутоиммунных заболеваний», «Учебно-исследовательский эндоскопический центр». В новом корпусе, открывшемся в 2009 г., создается Центр формирования и совершенствования практических навыков студентов, интернов и ординаторов. Его работа позволит существенно повысить качество обучения через имитацию клинических ситуаций и обеспечение условий, позволяющих студентам самостоятельно выполнять медицинские манипуляции на муляжах (фантомах) и тренажерах в соответствии с программами обучения.
В последние годы в академии активно используются и развиваются компьютерные технологии. Учебные аудитории оснащаются мультимедийным оборудованием, работает 12 компьютерных классов, в рамках реализации проекта по созданию единого информационного пространства вуза все учебные корпуса объединены в единую локальную сеть через каналы оптоволоконной связи. Внедрены в практику блочномодульный вариант расписания занятий и
лекционных курсов, тестовый контроль с использованием Интернет-технологий, рейтинговая система оценки знаний студентов.
Повышению эффективности образовательного процесса способствует сформированная в научной библиотеке ЯГМА полнофункциональная база данных и фонд электронных документов и изданий. Быстрыми темпами развиваются средства доступа пользователей к российским и зарубежным электронным информационным ресурсам. С 2005 г. преподаватели и студенты имеют возможность использовать в локальной академической сети базу данных «МедАрт», где полностью расписано 270 медицинских журналов с предметными рубриками начиная с 2000 г. Благодаря новой услуге - Электронной доставке документа (ЭДД) - можно получать нужные статьи. Создана полнотекстовая база данных, которая включает фонд электронных учебных пособий, электронных учебников и методических пособий, разработанных на кафедрах академии, трудов сотрудников академии и литературу на электронных носителях. Электронный каталог на web-сайте академии (http://www.yma.ac.ru/) имеет удобный графический интерфейс для простого и расширенного поиска по базам данных книг и статей из периодических изданий.
Существующая система подготовки в полной мере позволяет реализовать принцип непрерывности обучения, начиная с довузовской подготовки. В настоящее время в академии обучается около 4,5 тыс. студентов, интернов, ординаторов и аспирантов. За годы деятельности вуз подготовил свыше 27 тыс. врачей и провизоров, в том числе для стран Азии и Африки. Более 35 тыс. врачей и преподавателей прошли различные формы повышения квалификации и профессиональной переподготовки на факультете последипломного образования, созданном в 2007 г. на базе действовавших ранее факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки
специалистов здравоохранения и повышения квалификации преподавателей.
Сегодня факультет последипломного образования предлагает более 50 циклов первичной специализации, общего и тематического усовершенствования. Послевузовское обучение организовано на 25 кафедрах по 23 лицензированным специальностям в интернатуре и 39 - в клинической ординатуре. Высококвалифицированные специалисты факультета проводят выездные сертификационные циклы в городах Центрального и Северо-Западного феде-ральныхокругов России.
За шесть десятилетий своей истории академия стала важным научным центром, в котором ведутся фундаментальные и прикладные исследования по ряду приоритетных направлений теоретической и клинической медицины («Ревматизм, ревматические заболевания и системные васкулиты», «Сосудистая хирургия и хирургия неотложных состояний », «Закономерности строения и функций клеток, тканей и органов в норме и патологии», «Охрана материнства и детства», «Фармакологическое и фармакогностическое изучение лекарственных растений», «Экология и здоровье населения»), сложились крупные научные школы, широко известные в России и за рубежом. На протяжении многих лет успешно действуют два совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям «Ревматология», «Анатомия» и «Хирургия».
Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации ведется в аспирантуре по 29 лицензированным специальностям. За период с 1944 по 2008 гг. подготовлено свыше 190 докторов и более 900 кандидатов наук. Результаты исследований наших ученых ежегодно публикуются в виде научных монографий и статей в рецензируемых журналах. Только за последние 5 лет издано 65 научных монографий. На базе вуза регулярно проводятся международные, республиканские и региональные конференции, форумы терапевтов и педи-
атров Ярославской области. В центре внимания врачей и ученых - важнейшие для практики здравоохранения темы, такие как «Новые технологии в эндоскопии и перспективы их клинического применения», «Актуальные проблемы хирургии в Центральном федеральном округе», «Лечение ран и раневой инфекции », «Здоровье ребенка XXI века» и другие.
Совместно с центром телемедицины Ярославской областной клинической больницы сотрудники академии задействованы в реализации научно-образовательных Интернет-сессий и телемедицинских проектов (организация плановых и экстренных телеконсультаций в ведущих научных центрах Москвы и зарубежья для больных из Ярославля и Ярославской области). Нашими специалистами проводится дистанционная диагностика гистологических препаратов -материалов биопсий и аутопсий. С 2002 г. в академии действует единый Центр информатизации.
В научно-исследовательской работе на большинстве кафедр ежегодно участвует более 550 студентов. Доброй традицией студенческого научного общества стало проведение ежегодных конференций с публикацией итогов исследований молодых ученых. Предстоящему 65-летию ЯГМА была посвящена прошедшая в апреле 2009 г. Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы медицинской науки», на которой свои доклады представили студенты и молодые ученые из 71 вуза России и стран ближнего и дальнего зарубежья. В рамках этой конференции при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере был проведен конкурс «У.М.Н.И.К.», право участия в котором академия выиграла в числе ряда других вузов страны.
В ЯГМА есть все условия для повышения культурного уровня студентов, их гармоничного развития, воспитания у них милосердия и гуманизма. Каждый имеет возможность развивать свои таланты, участво-
Страницы истории
137
вать в разнообразных общественныхи культурных инициативах. Для этого в 2008 г. создан отдел по внеучебной работе и молодежной политике, призванный поддерживать и развивать добрые вузовские традиции. Его стараниями организуются вечера первокурсника, фестивали художественной самодеятельности «Студенческая весна», выступления студенческого театра эстрадных миниатюр, команд КВН, клуба самодеятельной песни. В последние годы большую популярность приобрели интеллектуальные встречи «Что? Где? Когда?» между студентами и преподавателями, выставки-конкурсы живописных работ и художественной фотографии, активно работают объединения по интересам (кино, литература). В рамках подготовки к 1000-летию Ярославля реализуются разнообразные творческие проекты («Любимый город», День Победы и др.), способствующие патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи.
Большую воспитательную роль играет музей академии, формирование которого продолжается и сегодня. Здесь можно узнать о тех, кто стоял у истоков вуза, создавал его материально-техническую базу и формировал научные школы, параллельно с учебой осваивал целину и поднимал Нечерноземье, защищал спортивную честь академии и совершенствовал врачебное искусство. Изучая многолетнюю историю alma mater, отраженную в монографических исследованиях [3], студенты и молодые преподаватели приобщаются к тем добрым и красивым традициям, которые складывались в вузе на протяжении десятилетий.
Важнейшей частью жизни многих студентов являются спортивно-оздоровительные мероприятия, вузовские спартакиады и олимпиады, чему, безусловно, способствует наличие собственного современного спортивно-учебного корпуса. Руководство академии всегда поддерживало и поддерживает спортивное движение, здоровый образ жизни, развивает деятельность
спортивных кружков и обществ. Среди наших преподавателей и студентов немало мастеров спорта, призеров соревнований различных уровней. Имена спортсменов-медиков, передающих свой опыт молодежи, золотыми буквами вписаны в спортивную летопись Ярославля. Хорошей традицией стали ежегодные спортивные состязания между командами преподавателей и студентов, студенческие соревнования по оказанию первой медицинской помощи и правилам действия в чрезвычайных ситуациях.
В современной непростой социальноэкономической ситуации руководство академии предпринимает реальные шаги по обеспечению социальной поддержки преподавателей и студентов. Стипендиальный фонд 2008 г. позволил произвести достаточно ощутимые дополнительные выплаты по итогам года. Академия благодарна губернатору Ярославской области С.А. Вах-рукову за активную поддержку высшей школы и назначение дополнительных областных стипендий наиболее отличившимся в учебе студентам и аспирантам. В 2008 г. осуществлен переход на новую систему оплаты труда, и уже можно говорить о его результатах: с одной стороны, возросла ответственность каждого работника за результаты труда, с другой - повысился средний уровень заработной платы по всем категориям преподавателей и сотрудников. Сохранение запланированного уровня финансирования заработной платы работников бюджетной сферы в 2009-2010 гг., заявленное руководством страны в качестве первоочередной социальной задачи, является реальной антикризисной мерой поддержки кадрового потенциала высшей школы.
В юбилейном 2009 году академия в очередной раз успешно прошла лицензионную экспертизу условий осуществления образовательного процесса. По результатам экспертных заключений и заседания коллегии Рособрнадзора вынесено решение о выдаче академии лицензии на ведение об-
разовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации на 2009-2014 гг. В стенах вуза открывается обучение по новым специальностям интернатуры и ординатуры (6), аспирантуры (3) и по программе дополнительного профессионального образования «Преподаватель высшей школы».
За 65 лет своей деятельности Ярославская государственная медицинская академия приобрела прочный авторитет в здравоохранении, стала неотъемлемой частью общественно-политической жизни Ярославского региона и высшего медицинского образования России. Все достигнутое обеспечено трудом многих поколений преподавателей, сотрудников, студентов. Их преданность alma mater и активная жизненная позиция позволили вузу выстоять в сложнейшей социально-экономической ситуации 90-х годов, сохранить научные школы и кадровый потенциал. Эти же качества, характеризующие наш коллектив, позволят
уверенно двигаться вперед. Только в сплоченности и единстве мы сможем решать масштабные задачи, которые стоят перед высшей медицинской школой и сформулированы в Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 г.
Литература
1. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 8009. Оп. 14. Д. 221. Л. 169.
2. Государственный архив Ярославской об-
ласти. Ф. Р-839. Оп. 1. Д. 26. Л. 74.
3. Ерегина Н.Т. Ярославская государственная
медицинская академия. Хроника первого десятилетия (1944-1954). Ярославль: Литера, 2002; Ерегина Н.Т. Ярославская государственная медицинская академия. Страницы истории (1944-2004). Ярославль: Аверс пресс, 2004; Ерегина Н.Т., Шелия Ж.А. Память о войне. Исторический очерк о преподавателях и сотрудниках Ярославского медицинского института-академии - участниках Великой Отечественной войны. Ярославль: Ремдер, 2005.
PAVLOV A, EREGINA N. THE YAROSLAVL MEDICAL ACADEMY: 65-YEAR HISTORY
The basic stages of the Yaroslavl state medical academy’s 65-year history, forming of the teaching staff, development of science and higher school activity are considered.
Keywords: higher medical education, teaching staff, innovative technologies.
О.И. КАЗАНИН, доцент, директор филиала Санкт-Петербургского государственного горного института (ТУ) «Воркутинский горный институт»
Форпост горного образования и науки за полярным кругом
В статье рассмотрены вопросы становления высшего горного образования и науки в Печорском угольном бассейне. Показана роль регионального вуза как важнейшего фактора развития северных территорий.
Ключевые слова: Воркутинский горный институт, Печорский угольный бассейн, наука, образование, инновации, региональное развитие.
В текущем году Воркутинский горный институт - филиал Санкт-Петербургского государственного горного института (технического университета), первого технического вуза России, отмечает свой полувеко-
вой юбилей. Образованный в 1959 г. как вечерний факультет Ленинградского горного института, в настоящее время филиал представляет собой современный научнообразовательный комплекс с развитой учеб-