Научная статья на тему 'Arte et humanitate, labore et scientia искусством и человеколюбием, опытом и знанием интервью с ректором ЯГМА'

Arte et humanitate, labore et scientia искусством и человеколюбием, опытом и знанием интервью с ректором ЯГМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Ярославская государственная медицинская академия начала свою историю в судьбоносное для страны время. В 1943 г. в Ярославле возобновил работу Белорусский медицинский институт (БМИ), сформированный из эвакуированных Минского и Витебского медицинских вузов. На их базе по распоряжению СНК СССР в 1944 г. и был открыт Ярославский медицинский институт. Становление учебной, воспитательной и научной деятельности, освоение клинических баз проходило в сложных условиях военного и послевоенного времени. Создавать институт приходилось практически с нуля. Подавляющее большинство выпускников а выпуск врачей состоялся уже в 1945 г. было направлено по распределению в только что освобожденную Белоруссию, особенно остро нуждавшуюся в медицинских кадрах. Среди студентов первых наборов было много фронтовиков и тружеников тыла. Из их среды выросло немало талантливых ученых и первоклассных врачей: М.И. Перельман будущий академик РАМН, широко известный в стране и за рубежом специалист в области торакальной хирургии и фтизиопульмонологии, Г.В. Стовичек, впоследствии ректор института, заведующие кафедрами профессора Г.В. Курыгин, В.М. Никитин, Н.П. Пампутис, В.Н. Ильина, М.С. Ремизов, Г.П. Бабанов, А.А. Столярчук, организаторы практического здравоохранения В.А. Кисленков, Ю.М. Касаткин, М.С. Сковородкин. Работая в Ярославском медицинском институте на протяжении многих лет, они воспитали не одно поколение студентов. В 1994 г. после успешной аттестации Ярославский государственный медицинский институт получил статус академии. Развитие и высокий авторитет академии обеспечены трудом многих поколений преподавателей и сотрудников. Свыше 27 тыс. её выпускников успешно работают во всех регионах России, в государствах ближнего и дальнего зарубежья. За 65 лет своей истории ЯГМА стала важным научным центром, в котором проводятся фундаментальные и прикладные исследования, активно развиваются информационные технологии и инновационная деятельность. Сформировались научные школы, широко известные в России и за рубежом. В академии успешно функционируют три студенческих факультета(лечебный, педиатрический и фармацевтический) и факультет последипломного образования. На 57 кафедрах трудятся свыше 90 докторов наук и 350 кандидатов наук. Академия обеспечивает подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации врачей и провизоров для Центрального и Северо-Западного регионов России. Динамичное развитие России в наступившем тысячелетии, ее активное вхождение в европейское образовательное пространство, впечатляющие перспективы развития и реформирования системы отечественного здравоохранения все это ставит перед высшей медицинской школой качественно новые задачи. Опираясь на славные традиции вуза, достигнутый интеллектуальный и материальный потенциал, коллектив академии полон решимости обеспечить их эффективное решение и уверенно двигаться вперед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Arte et humanitate, labore et scientia искусством и человеколюбием, опытом и знанием интервью с ректором ЯГМА»

Ярославская государственная медицинская академия начала свою историю в судьбоносное для страны время. В 1943 г. в Ярославле возобновил работу Белорусский медицинский институт (БМИ), сформированный из эвакуированных Минского и Витебского медицинских вузов. На их базе по распоряжению СНК СССР в 1944 г. и был открыт Ярославский медицинский институт. Становление учебной, воспитательной и научной деятельности, освоение клинических баз проходило в сложных условиях военного и послевоенного времени. Создавать институт приходилось практически с нуля. Подавляющее большинство выпускников - а выпуск врачей состоялся уже в 1945 г. - было направлено по распределению в только что освобожденную Белоруссию, особенно остро нуждавшуюся в медицинских кадрах. Среди студентов первых наборов было много фронтовиков и тружеников тыла. Из их среды выросло немало талантливых ученых и первоклассных врачей: М.И. Перельман - будущий академик РАМН, широко известный в стране и за рубежом специалист в области торакальной хирургии и фтизиопульмонологии, Г.В. Стовичек, впоследствии ректор института, заведующие кафедрами профессора Г.В. Курыгин, В.М. Никитин, Н.П. Пампутис, В.Н. Ильина, М. С. Ремизов, Г.П. Бабанов, А.А. Столярчук, организаторы практического здравоохранения В.А. Кисленков, Ю.М. Касаткин, М.С. Сковородкин. Работая в Ярославском медицинском институте на протяжении многих лет, они воспитали не одно поколение студентов.

В 1994 г. после успешной аттестации Ярославский государственный медицинский институт получил статус академии. Развитие и высокий авторитет академии обеспечены трудом многих поколений преподавателей и сотрудников. Свыше 27 тыс. её выпускников успешно работают во всех регионах России, в государствах ближнего и дальнего зарубежья.

За 65 лет своей истории ЯГМА стала важным научным центром, в котором про-

водятся фундаментальные и прикладные исследования, активно развиваются информационные технологии и инновационная деятельность. Сформировались научные школы, широко известные в России и за рубежом. В академии успешно функционируют три студенческих факультета (лечебный, педиатрический и фармацевтический) и факультет последипломного образования. На 57 кафедрах трудятся свыше 90 докторов наук и 350 кандидатов наук. Академия обеспечивает подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации врачей и провизоров для Центрального и Северо-Западного регионов России.

Динамичное развитие России в наступившем тысячелетии, ее активное вхождение в европейское образовательное пространство, впечатляющие перспективы развития и реформирования системы отечественного здравоохранения - все это ставит перед высшей медицинской школой качественно новые задачи. Опираясь на славные традиции вуза, достигнутый интеллектуальный и материальный потенциал, коллектив академии полон решимости обеспечить их эффективное решение и уверенно двигаться вперед.

Мы беседуем с ректором ЯГМА, доктором медицинских наук, профессором Алексеем Владимировичем Павловым.

- Алексей Владимирович, Ярославская медицинская академия была создана в 1944 году, когда страна остро нуждалась в медицинских кадрах. Насколько востребовано высшее медицинское образование сегодня?

- Мы встретили 65-летний юбилей Alma Mater с оптимизмом и уверенностью в собственных силах. Для этого у нас есть все основания. В последнее десятилетие академией сделан уверенный шаг к преобразованию в современный инновационный медицинский вуз: открываются новые образовательные программы, меняется облик корпусов и учебных аудиторий, развивается материальная база учебного процесса и научных исследований, широко внедряются современные информационные технологии, создаются инновационные структуры.

Существующая система подготовки, кадровый и материальный потенциал академии в полной мере позволяют реализовать принцип непрерывности подготовки высококвалифицированных специалистов в области здравоохранения. В 2009 г. вуз в очередной раз получил лицензию на образовательную деятельность и свидетельство о государственной аккредитации, при этом ощутимо расширилось число реализуемых образовательных программ последипломного и дополнительного профессионального образования. Руководство

академии прилагает все усилия, чтобы в стенах вуза происходило становление не только хороших специалистов, но и гармонично развитых личностей.

Не сомневаюсь, что потребность в профессионалах, мастерах своего дела в области медицины и фармации, в наше время и в ближайшие годы будет только возрастать. Для молодого человека, серьезно задумывающегося о своем будущем, обучение в медицинском вузе - достойное и перспективное вложение сил и средств, особенно в наше непростое время. Главное - стратегически правильно выбрать профессию, не только максимально соответствующую личностным и психофизиологическим особенностям, но и потенциально востребованную на рынке труда. К высшему медицинскому образованию последнее относится в полной мере. Активно идущие социальные процессы и научно-технический прогресс неизбежно увеличивают распространенность в обществе стрессов, конфликтных ситуаций, психоэмоциональных нагрузок. Как следствие - люди не становятся более здоровыми. А значит, у квалифицированных врачей всегда будет полезная для общества и интересная в профессиональном плане работа.

- В 2009 г. для абитуриентов, в том числе поступающих и в медицинские вузы, серьезно изменились правила приема. Сегодня в высшей школе это один из самых обсуждаемых вопросов. Как справилась академия с приемом по результатам ЕГЭ?

- Мы приложили немало усилий по адаптации к новым правилам и поэтому в целом оказались готовы к непростой приемной кампании 2009 г. Процесс зачисления по новым правилам получился сложным и многоэтапным, со своими достоинствами и недостатками. О последних много говорилось в прессе, большинство из них учтены в новых правилах приема в вузы в 2010 г. Хотел бы сказать о плюсах. Впервые в полной мере мы ощутили реальную конкуренцию между вузами за наиболее сильных абитуриентов, «голосующих» подлинниками и высокими проходными баллами. Результаты этого «голосования» - новый и достаточно объективный индикатор авторитета и востребованности вуза. В 2009 г. вуз успешно выполнил план приема на госбюджетные места. Несмотря на экономический кризис, увеличилось количество желающих обучаться на внебюджетной основе, по сравнению с предыдущим годом отчетливо возрос проходной балл. В целом итоги прошедшего приема свидетельствуют, что мы находимся на правильном пути.

- Как Вы оцениваете степень подготовки тех, кто поступал в академию по новым правилам? Что можно сказать о студентах нынешнего набора?

- ЕГЭ - не более чем одна из форм заключительного контроля знаний, и на процент молодежи с нормальной школьной подготовкой он существенно не влияет. Ведь если представить, что ЕГЭ отменят и вернут прежние формы вступительных экзаменов, изменится от этого общий уровень подготовки выпускников? Вопрос в другом: в какой мере полученные в школе знания, оцениваемые с помощью процедуры ЕГЭ, соответствуют требованиям, необходимым для успешной учебы в медицинском вузе. По моему мнению, главный недостаток системы тестирования, лежащей в основе идеологии ЕГЭ, заключается в том, что она не позволяет оценить целостность освоения абитуриентом того или иного предмета. Как следствие этого, в процессе школьного обучения не вырабатываются навыки усвоения дисциплины как единой области знаний. А для медицинского образования этот аспект важен

вдвойне. Ведь медицина по самой своей сути предполагает междисциплинарное рассмотрение человеческого организма как целостной системы. Именно поэтому с первых шагов первокурсника в стенах академии перед нами встает дополнительная непростая задача - объединить раздробленные знания вчерашних школьников воедино. Иначе впоследствии мы не получим современного врача.

- Кризисные явления в экономике затронули всех. Как Ярославская медицинская академия строит свою социальную политику в нынешних непростых условиях?

- Действительно, ухудшение экономической ситуации потребовало от руководства академии выработки эффективной стратегии ответных действий по предотвращению развития социальной напряженности в коллективе, сохранению существующего делового настроя при условии выполнения достаточно жестких лицензионных и аккредитационных нормативов работы. Это сложный и комплексный процесс, затронувший и тех, кто учится, и тех, кто учит, и тех, кто обеспечивает жизнедеятельность учебного заведения.

Важной мерой по поддержке студентов, аспирантов, интернов и ординаторов, обучающихся на бюджетной основе, явилось увеличение на 35% размеров стипендиального фонда по сравнению с 2008 г. Кроме того, в рамках реализации инициативы Президента РФ об антикризисных мерах поддержки студенчества Ученым Советом академии в 2009 г. на вакантные бюджетные места в условиях гласности переведены 53 студента с хорошей и отличной успеваемостью, обучающиеся на внебюджетной основе. При этом оплата стоимости обучения внебюджетного студента зафиксирована на уровне 2008 г. Применительно к специфике медицинского вуза дополнительным условием получения данных преференций по успеваемости явилось заключение студентом договора о целевой контрактной подготовке с органом управления здравоохранения региона. Принимая подобное решение, мы исходили из предпосылки, что государство, переводя студентов с внебюджетного на бюджетное финансирование, вправе ожидать от них не только достаточно высокого уровня успеваемости, но и готовности после окончания вуза работать в государственных лечебных учреждениях в рамках существующего социального заказа на специалистов определенного профиля. Этот подход полностью соответствует задачам повышения качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров, сформулированным Министерством здравоохранения и социального развития РСФСР в Концепции развития здравоохранения до 2020 года.

Реальным шагом по социальной защите сотрудников академии, в существенной степени облегчившим вхождение в непростые социально-экономические условия 2009 г., явился проведенный Минздравсоцразвития России перевод на новую систему оплаты труда. В результате этого процесса, потребовавшего больших усилий от всего коллектива академии, средний уровень заработной платы увеличился по всем категориям в среднем на 35,7%. В 2009 г. запланированный уровень федерального финансирования, заявленный руководством страны в качестве приоритетной социальной задачи, был своевременно и полностью обеспечен. Несмотря на все экономические сложности, с учетом привлечения дополнительных внебюджетных средств в 2009 г. нам удалось увеличить фонд оплаты труда сотрудников на 10% по сравнению со стартовым месяцем реформы, декабрем прошлого года, и за счет этого скомпенсировать годовую инфляцию.

- Ярославская область хорошо известна своим промышленным потенциалом. Какова роль вашего вуза в социально-экономическом развитии региона?

- О месте и роли академии в жизни региона красноречиво свидетельствуют следующие цифры: свыше 90% врачей и провизоров Ярославской области, 75% врачей Вологодской и Костромской областей - наши выпускники. Заканчивая академию, большинство из них не расстаются с нами надолго, поскольку раз в пять лет проходят различные формы повышения квалификации и профессиональной переподготовки на нашем факультете последипломного образования. Замечательный русский врач начала XIX века М.Я. Мудров отмечал, что «во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку». Врач учится всю жизнь

- такова специфика нашей профессии.

В рамках выполнения государственных задач по модернизации системы здравоохранения роль ЯГМА в регионе будет объективно возрастать. Сотрудники академии активно участвуют в реализации на территории Ярославской области ряда федеральных программ по совершенствованию медицинской помощи пациентам с сосудистой патологией и пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, охране материнства и детства, профилактике и лечению онкологических заболеваний. В 2009 г. Правительство Ярославской области сделало ставку на диверсификацию региональной экономики и локализацию на территории области новых конкурентоспособных предприятий, в том числе и в области фармации. Учитывая 25-летний опыт вуза по подготовке и переподготовке фармацевтических кадров, полагаю, что роль специалистов академии в успешном формировании фармацевтического кластера будет достаточно велика.

- Алексей Владимирович, с какими планами развития вуза Вы вступаете в 2010 год?

Работа коллектива вуза нацелена на повышение качества подготовки специалистов в тесной связи с решением задач социального и экономического развития региона. Впереди большие планы, которые потребуют от всех нас активной творческой работы. Назову лишь отдельные приоритетные для вуза «точки роста». В 2010 г. мы планируем начать подготовку врачей-стоматологов, открыть академический медицинский центр, запустить в полнофункциональном режиме Центр формирования и совершенствования практических навыков, вести активную работу по развитию при вузе инновационных структур, реализующих результаты творческих наработок наших сотрудников, развивать международное сотрудничество в образовательной сфере.

Выбор вектора дальнейшего развития, реализация наших проектов, решение текущих проблем - все это было бы невозможным без эффективной поддержки и взаимодействия с нашим учредителем - Министерством здравоохранения и социального развития РФ, а также с созданным в 2008 г. Советом ректоров медицинских и фармацевтических вузов России.

Нематериальным, но тем не менее абсолютно объективным фактором, позволяющим вузу уверенно жить и развиваться, являются прочные академические традиции, которые мы будем сохранять и приумножать. Начав работать в тяжелом для страны 1944 г., мы справились с гораздо более серьезными и масштабными проблемами военных и послевоенных лет и стали современным авторитетным медицинским вузом. Не сомневаюсь, что и на новые вызовы времени мы найдем достойные ответы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.