Применение на занятиях по декоративно-прикладному искусству технологии творческих мастерских с высокой вероятностью будет способствовать становлению будущих дизайнеров активными участниками образовательного процесса, позволяя тем самым реализовать практическую направленность их подготовки.
Привлечение студентов-дизайнеров к составлению и реализации учебных проектов позволяет сформировать у них такие важные для современного специалиста компетенции как умение ориентироваться в информационном поле, умение самостоятельно находить оптимальные решения в различных ситуациях, а при работе над коллективными проектами -также умение адаптироваться к социальной среде.
Литература:
1. Бредихин, А.П. Глобализация культуры и современное дизайн-образование: личность художника в диалоге традиций и инноваций / А.П. Бредихин // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. - Ереван: РАУ, 2019. - С. 71-77.
2. Бредихин, А.П. Проблемы и опыт организации взаимодействия преподавателя со студентами-дизайнерами в электронной информационно-образовательной среде / А.П. Бредихин // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования. - Минск: БГУ, 2020. - С. 39-47.
3. Ватунский, А.А. Современные инновационные технологии в профессиональном образовании / А.А. Ватутинский // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 4(71). - С. 225-226.
4. Галкина, И.С. Профессиональная культура современного дизайнера: факторы и механизмы формирования / И.С. Галкина // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. - 2019. - № 4(43). - С. 224-232.
5. Зверева, Л.Г. Инновационные методы и передовые технологии в современном преподавании / Л.Г. Зверева, Э.Э. Темирова // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2022. - Vol. 1-1(64). - Pp. 143-145.
6. Иванова, А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения / А.В. Иванова // Стратегические решения и риск-менеджмент. - 2018. - № 3(108). - С. 88-107.
7. Корнеева, Е.Н. Традиции декоративно-прикладного искусства в дизайне / Е.Н. Корнеева // Наука и Школа. - 2021.
- № 1. - С. 209-217.
8. Коротков, С.Г. Использование методов проблемного обучения при подготовке бакалавров профессионального обучения / С.Г. Коротков // Вестник Марийского государственного университета. - 2017. - № 1(25). - С. 13-17.
9. Магомедов, М.П. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности студентов / М.П. Магомедов, А.С. Саидова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 1(92). - С. 183-185.
10. Малушко, Е.Ю. Система электронного образования как инструмент повышения конкурентоспособности специалиста в условиях цифровой экономики / Е.Ю. Малушко, В.Г. Лизунков // Вестник Мининского университета. - 2020.
- Т. 8. - №2. - С. 3-14.
11. Медведев, Л.Г. О творческих аспектах освоения декоративно-прикладного искусства / Л.Г. Медведев, Л.В. Шокорова // Гуманитарные исследования. - 2020. - № 2(27). - С. 149-151.
12. Петров, Ю.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования / Ю.Н. Петров, М.В. Фирсов, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. -№ 2 (52). - С. 7-11.
13. Репринцев, М.А. Этнокультурные основы современного дизайн-проектирования: опыт разработки и реализации проектов историко-этнографических комплексов / М.А. Репринцев // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. - Чебоксары: ЧГПУ, 2017. - С. 464-469.
14. Тимиркаева, А.В. Технология проблемного обучения / А.В. Тимиркаева // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». - 2021. - № 1. - С. 1-5.
15. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, А.В. Гущин, Н.А. Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61(2). - С. 200-202.
16. Хубиев, А.И. Формирование пространственных представлений студентов в процессе обучения начертательной геометрии на художественно-графическом факультете: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ахмат Ибрагимович Хубиев. - Москва, 1998. - 163 с.
17. Эзиева, С.Т. Формирование художественного образа в передаче характерных особенностей живописи портрета у студентов художественно-графического факультета: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Саният Тохтаровна Эзиева. -Москва, 2014. - 224 с.
18. Эсеккуев, К.В. Формирование этнохудожественной культуры студентов художественно-графического факультета в процессе обучения декоративноприкладному искусству (на материале КЧР: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Казимир Владимирович Эсеккуев. - Москва, 2011. - 167 с.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники Эсетов Ферхад Эзединович
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики Кулибеков Нурулла Асадуллаевич
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);
доктор педагогических наук, профессор, заместитель декана инженерного факультета Паштаев Булат Дагирович
ФГБОУ ВО Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова (г. Махачкала)
МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Аннотация. Мобильные технологии рассматриваются как эффективное средство организации самостоятельной работы студентов. Непосредственно перед началом их изучения в соответствующем качестве исследуются наиболее значимые особенности развития современного общества и, в частности, системы высшего образования. Демонстрируется, в каких целях современная учащаяся молодёжь чаще всего использует мобильные устройства и приложения. На этом основании доказывается необходимость расширения использования мобильных технологий при организации самостоятельной учебной работы будущих профессионалов. Далее приводятся примеры существующих на сегодняшний день мобильных приложений и предлагаются пути его использования в целях оптимизации самостоятельной учебной деятельности современных студентов.
Ключевые слова: высшее образование, самостоятельная работа студентов, мобильные технологии в образовании, дистанционные образовательные технологии, ИКТ в образовании.
Annotation. Mobile technologies are considered as an effective means of organizing students' independent work. Immediately before their using as means of organizing students' independent work study beginning, the most significant features of the modern society and, in particular, the higher education system development are investigated. It demonstrates the purposes for which modern students most often use mobile devices and applications. On this basis, the necessity of expanding the use of mobile technologies in the future professionals' independent educational work organization is proved. The following are examples of currently existing mobile applications and suggest ways to use it in order to optimize the independent learning activities of modern students.
Key words: higher education, independent work of students, mobile technologies in education, distance learning technologies, ICT in education.
Введение. Совершенствование ИКТ и мобильных технологий является одним из важнейших факторов, определяющих вектор развития системы отечественного ВО. Большинство современных педагогов-исследователей и практиков считают, что расширение использования мобильных технологий при организации самостоятельной работы студентов с высокой вероятностью будет способствовать развитию их личностных качеств. Кроме того, по мнению ряда авторов, использование мобильных приложений в соответствующих целях будет способствовать развитию у обучающихся навыков, связанных с ориентированием в почти безграничных потоках информации, а также умения принимать оптимальные решения в различных ситуациях, могущих возникнуть в ходе осуществления профессиональной деятельности [3; 8-9; 11-12; 17].
С другой стороны, основываясь на анализе специальной литературы и педагогического опыта авторов настоящей статьи, приходится констатировать, что большинство представителей современного российского студенчества использует лишь незначительную часть известных на сегодняшний день мобильных технологий. К наиболее популярным относятся:
- приложения, позволяющие осуществлять видеосвязь;
- социальные сети;
- сервисы мгновенного обмена сообщениями.
Перечисленные сервисы зачастую также используются студентами не в образовательных целях [4; 7-8; 12; 18].
При этом на современной стадии развития отечественной системы ВО использование возможностей существующих мобильных технологий позволяет успешно решать многие дидактические задачи, в т.ч. в области организации самостоятельной работы обучающихся. В их числе следует отметить:
- развитие у студентов навыков продуктивной самостоятельной учебной деятельности;
- осуществление моментальной связи между участниками образовательного процесса;
- существенное повышение интенсивности образовательного процесса;
- формирование информационной компетентности у будущих профессионалов [11, с. 50-51].
Соответственно, эффективное использование мобильных технологий в качестве средства организации самостоятельной работы студентов с высокой вероятностью будет способствовать дальнейшему совершенствованию отечественной системы высшего образования. Более детально оно будет рассмотрено в ходе изложения основного материала настоящей статьи.
Изложение основного материала статьи. В образовательном пространстве современного вуза определённой эффективностью в плане организации самостоятельной работы студентов обладают облачные технологии (англ. - Cloud computing). Большинство авторов склонны трактовать их как технологии, предназначенные для распределённой обработки данных, в ходе которой вычислительные мощности удалённых ЭВМ предоставляются пользователям в качестве интернет-сервиса [2-3; 5-6; 13-14].
Таким образом, в ходе самостоятельной работы студентов применение облачных технологий позволяет обеспечить повсеместный и удобный доступ к общим вычислительным ресурсам, таким, как устройства хранения данных, сети передачи данных или некоторые прикладные программы. При использовании облачных технологий всё вышеперечисленное может быть оперативно предоставлено и освобождено при условии минимальных эксплуатационных затрат. Используя облачные технологии в самостоятельной учебной деятельности, студенты получают возможность для сохранения, редактирования, обмена информацией в различных форматах с другими участниками образовательного процесса [14, С. 37]. Так как в среде современной молодёжи мобильные устройства имеют самое широкое распространение, то использование рассматриваемых технологий является весьма перспективным с точки зрения организации самостоятельной работы студентов. Оно позволяет осуществлять быстрый и удобный доступ участников учебно-воспитательного процесса к ресурсам с их устройств, обеспечивая при этом синхронизацию деятельности отдельных пользователей, осуществляемой с нескольких устройств. Как видим, расширение использования облачных сервисов при организации самостоятельной работы студентов позволяет активизировать их индивидуальные мотивы и эффективно реализовывать современные методы обучения [6, С. 27-28].
В настоящее время наиболее популярными сервисами, использующими технологию облачных вычислений, используемыми в образовательном процессе российских вузов, являются:
- Google Документы;
- Google Dиск [8, С. 102].
Использование указанных приложений позволяет участникам образовательного процесса осуществлять эффективное педагогическое общение и совместную образовательную деятельность даже на значительном удалении друг от друга в пространстве и во времени [10, С. 789].
Главное преимущество вышеуказанных сервисов состоит в том, что они характеризуются доступностью для всех пользователей. Следовательно, с их помощью можно организовать совместную деятельность преподавателей, студентов и их родителей. Кроме того, их широкое применение даёт участникам образовательных отношений возможность для быстрой публикации и использования данных в различных форматах, выполнения самостоятельных работ или проектной деятельности. С их помощью также можно осуществлять контроль как конечного результата, так и процесса выполнения заданий [5; 17-18].
Перспективным в плане расширения использования мобильных устройств в ходе самостоятельной работы студентов является использование офисных приложений, совместимых с мобильными устройствами. Например, приложение «Документы Google» позволяет создавать и редактировать текстовые документы. Этот общедоступный продукт имеет такой же функционал, как и популярный текстовый редактор Microsoft Word. При этом пользоваться документами, созданными при помощи этого приложения, участники образовательного процесса могут в любое время и с любого мобильного или стационарного устройства, имеющего доступ к сети Интернет [7; 9]. Отличительными особенностями рассматриваемого сервиса являются:
- редактирование документов;
- возможность обсуждения результатов самостоятельной работы студентов в режиме онлайн;
- передача документов одновременно нескольким участникам образовательного процесса [9; 12; 15].
Основной функцией мобильного приложения Keynote является создание презентаций. Таким образом, данная программа представляет собой замену программе PowerPoint, предназначенной для ноутбуков и персональных компьютеров. Основным его преимуществом является возможность создания студентами презентаций в любом удобном для них месте в любое время. Возможна и дистанционная демонстрация конечного продукта такой деятельности вскоре после завершения работы над ним. Это, в свою очередь, позволяет студентам в кратчайшие сроки дополнять свои презентации или ещё каким-либо образом редактировать их [4; 7; 15-16].
В целях группировки и обобщения материала, усвоенного студентами в ходе самостоятельной работы, возможно использование мобильных приложений Popplet lite или Inspiration [5, С. 61]. Эти программы характеризуются наличием набора макетов для схем, каковые студенты должны самостоятельно заполнить материалом. При этом возможен не только ввод текста, но и вставка иллюстраций, а аудио- или видеофрагментов [1, С. 7]. Разница между указанными приложениями невелика. Inspiration содержит элемент игры, в то время как Popplet lite характеризуется наличием строгих форм. Отрицательная сторона обеих программ состоит в том, что с их помощью можно сохранять лишь ограниченное количество схем.
На современном этапе развития мобильных образовательных технологий можно с определённой долей уверенности говорить о существовании нескольких путей решения соответствующей проблемы. Например, студенты могут сфотографировать готовую схему или сделать её скриншот, поместив затем в специально созданный фотоальбом. С другой стороны, зафиксированный таким образом результат работы нельзя будет редактировать. Ещё один, более перспективный, вариант - хранение созданных материалов на одном из уже упоминавшихся облачных сервисов [1-2; 18]. Не менее эффективным решением соответствующей проблемы является установка на стационарные и мобильные устройства участников образовательных отношений программы Dropbox. Скачав её на своё устройство, студенты получают возможность помещать туда все материалы, позже используя их в любом месте, где есть выход во всемирную сеть [5, С. 60].
Для проведения опросов, самостоятельных работ студентов на может быть с успехом использована специальная форма в виде тестирования сервиса Google Forms. Преподавателю, использующему данный сервис в указанных целях, необходимо на начальном этапе ввести варианты вопросов и ответов, затем - отметить правильный ответ и количество баллов, которые обучающийся может получить в случае правильного ответа на данный вопрос. Параметры предлагаемых студентам тестов могут быть изменены в настройках соответствующего приложения. К таковым относятся:
- ответы на задания могут быть отправлены один или несколько раз;
- проверка знаний студентов может проводиться анонимно или со сбором данных участников;
- разрешение или запрет на отправку заданий и ответов на них посредством gmail [8, С. 104].
Далее, используя мобильные устройства, студенты могут самостоятельно входить со своих аккаунтов, отвечать на вопросы и отправлять данные преподавателю. Последний со своей стороны может проверять результаты их деятельности в любое удобное для него время [2, С. 36].
В целом широкое использование мобильных технологий при организации самостоятельной работы студентов позволяет реализовать следующие возможности:
- хранение больших объёмов учебной информации в различных форматах;
- возможность дистанционного проведения промежуточной диагностики обученности студентов;
- обеспечение связи между участниками образовательного процесса;
- визуализация необходимой информации;
- формирование личностных компетенций студентов;
- подготовка обучающихся к самостоятельной деятельности в условиях информационного общества;
- развитие коммуникативных способностей будущих профессионалов;
- повышение мотивации обучающихся на освоение средств и методов работы с контентом различного характера в целях эффективного его использования в будущей профессиональной деятельности;
- возможность удалённой работы студентов, индивидуально или в составе мини-групп, в режиме реального времени [15-16].
Несмотря на охарактеризованные возможности, связанные с применением мобильных технологий для организации самостоятельной работы студентов, можно отметить и некоторые проблемы, связанные с их широким использованием в соответствующих целях. Например, результаты работы учащихся, как правило, сохраняются на соответствующих серверах. Следовательно, существует риск её потери. В целях его минимизации необходимо сохранять данные на флэш-носителях или в памяти устройств, используемых участниками образовательного процесса [1; 12; 14; 17].
Выводы. Завершая наше исследование, отметим, что развитие ИКТ и мобильных технологий является одним из важнейших факторов, определяющих дальнейшее совершенствование отечественного ВО.
Использование мобильных приложений в целях организации самостоятельной работы студентов будет способствовать развитию у них навыков, связанных с ориентированием в почти безграничных потоках информации, а также умения принимать оптимальные решения в различных ситуациях, могущих возникнуть в ходе осуществления профессиональной деятельности.
При этом сегодня большинство студентов использует лишь незначительную часть известных на сегодняшний день мобильных технологий и не в образовательных целях.
Соответственно, необходимо расширение использования возможностей существующих мобильных технологий с целью развития у студентов навыков продуктивной самостоятельной учебной деятельности; осуществления моментальной связи между участниками образовательного процесса; повышения интенсивности образовательного процесса; формирования информационной компетентности у будущих профессионалов.
В образовательном пространстве современного вуза определённая эффективностью в плане организации самостоятельной работы студентов присуща облачным технологиям. Их применение позволяет обеспечить повсеместный и удобный доступ к общим вычислительным ресурсам, таким, как устройства хранения данных, сети передачи данных или некоторые прикладные программы.
Далее, перспективным в плане расширения использования мобильных устройств в ходе самостоятельной работы студентов является использование офисных приложений, совместимых с мобильными устройствами. В качестве примеров таких приложений могут выступать «Документы Google», позволяющие создавать и редактировать текстовые документы и программа Keynote, предназначенная для создания презентаций.
Для группировки и обобщения материала, усвоенного студентами в ходе самостоятельной работы, можно использовать мобильные приложения Popplet lite или Inspiration.
Для проведения опросов, самостоятельных работ студентов может быть использован сервис Google Forms.
Выводы. Широкое использование мобильных технологий при организации самостоятельной работы студентов позволяет реализовать следующие возможности: хранение больших объёмов учебной информации в различных форматах; возможность дистанционного проведения промежуточной диагностики обученности студентов; обеспечение связи между участниками образовательного процесса; визуализация необходимой информации; формирование личностных компетенций студентов; подготовка обучающихся к самостоятельной деятельности в условиях информационного общества; развитие коммуникативных способностей будущих профессионалов; повышение мотивации обучающихся на освоение средств и методов работы с контентом различного характера в целях эффективного его использования в будущей профессиональной деятельности; возможность удалённой работы студентов, индивидуально или в составе мини-групп, в режиме реального времени.
С определённой долей уверенности можно говорить и о некоторых проблемах, связанных с широким использованием мобильных технологий для организации самостоятельной работы студентов. Например, результаты работы учащихся, как правило, сохраняются на соответствующих серверах, что повышает риск её потери. Для его минимизации необходимо сохранять данные на флэш-носителях или в памяти устройств, используемых участниками образовательного процесса.
Литература:
1. Ананьева, Г.Е. Из опыта применения современных технологий в обучении английскому языку / Г.Е. Ананьева // Обучаем иностранному языку: из опыта учителя Московской области. - Москва: Просвещение, 2018. - С. 6-8.
2. Архипова, А.И. Электронные образовательные ресурсы инновационной компьютерной дидактики и их применение в воспитательной работе педагогов / А.И. Архипова, В.И. Грищенко. - Краснодар: КубГУ, 2017. - 123 с.
3. Бакирова, Л.Р. Применение современных технических средств обучения, компьютерной и специальной техники на занятиях по русскому языку как иностранному / Л.Р. Бакирова, А.Д. Атнагулова // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2020. - С. 16-19.
4. Восковская, А.С. Особенности обучения студентов нового поколения в условиях цифрового общества / А.С. Восковская // Самоуправление. - 2019. - № 2(115). - С. 288-290.
5. Гузь, Ю.А. Эффективное использование мобильных приложений и планшетов в обучении иностранному языку / Ю.А. Гузь // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - № 4. - С. 59-62.
6. Друшляков, Г.И. Облачные технологии в образовании. Опыт Академии социального управления / Г.И. Друшляков, Н.В. Мокрова, Э.Г. Назаренко // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. - 2017. - № 2. - С. 24-32.
7. Дрыгина, М.В. К вопросу использования мобильных технологий для изучения иностранного языка / М.В. Дрыгина // Самарский научный вестник. - 2018. - № 3(24). - С. 317-321.
8. Зулпукарова, Д.И. Применение Google приложений в организации самостоятельной работы студентов / Д.И. Зулпукарова // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. - 2019. - № 4(37). -С. 98-106.
9. Козлова, Н.М. Цифровые технологии в образовании / Н.М. Козлова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. - № 1. - С. 83-91.
10. Корышева, С.Е. Использование электронной образовательной среды в образовательных организациях ФСИН России как условие формирования профессиональной направленности обучающихся / С.Е. Корышева, Н.А. Тулкинбаев // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. мат. Всеросс. симпозиума психологов с международным участием. - Рязань: Академия ФСИН России, 2020. - С. 785-790.
11. Львова, О.В. ИКТ-инструменты для интернационализации непрерывного образования / О.В. Львова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2019. - Т.16. - № 1. - С. 56-63.
12. Надха, С.Э. Мобильные приложения как средство обучения русскому языку как иностранному при организации самостоятельной работы иностранных студентов / С.Э. Надха, А.М. Маслова, Е.О. Кузьмина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Т. 13. - Вып. 1. - Тамбов: Грамота, 2020. - C. 335-340.
13. Назаренко, Э.Г. Облачные технологии в образовании / Э.Г. Назаренко // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2020. - № 3. - С. 63-68.
14. Новоселова, Д.В. Облачные технологии в образовании / Д.В. Новоселова, Д.В. Новоселов // Теория и практика социогуманитарных наук. - 2021. - № 4(16). - С. 33-40.
15. Осипова, Н.Н. Возможности дистанционного обучения иностранному языку будущих специалистов в контексте проблемно-информационного подхода (на примере неязыковых специальностей) / Н.Н. Осипова, М.П. Трофименко, О.В. Мойлашова // Наука и школа. - 2021. - № 6. - С. 229-237.
16. Пашута, В.Л. Актуальность применения дистанционных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку в современном военном вузе / В.Л. Пашута, А.С. Никольская, Е.О. Яковлева // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2020. - № 4. - С. 19-22.
17. Тойшева, О.А. Организация самостоятельной работы в военном вузе с использованием интерактивных методов обучения / О.А. Тойшева // Методические особенности преподавания дисциплин естественно-научного цикла в военном вузе. Сборник трудов. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. - С. 84-88.
18. Avdeev, A.A. The Use of Mobile Interaction Technologies for Teaching and Learning English in a Nonlanguage University / A.A. Avdeev // Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. - 2018. - Vol. 2. - Pp. 52-57.
Педагогика
УДК 37.091.3:54
кандидат педагогических наук, доцент Якушева Галина Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); ассистент кафедры химии и методики преподавания химии Коротеева Александра Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Аннотация. В данной статье мы проанализировали понятие познавательная самостоятельность. Провели анализ психолого-педагогической и философской литературы понятия познавательная самостоятельность и цифровые образовательные ресурсы. Рассмотрели применение цифровых образовательных ресурсов при изучение дисциплины «Физическая и коллоидная химия». Рассмотрели эффективность влияния цифровых образовательных ресурсов на повышения уровня познавательной самостоятельности при изучение дисциплины «Физическая и коллоидная химия».
Ключевые слова: химия, познавательная самостоятельность, педагогика, цифровые образовательные ресурсы, «Физическая и колодная химия».
Annotation. In this article we have analyzed the concept of cognitive independence. The analysis of psychological, pedagogical and philosophical literature of the concept of cognitive independence and digital educational resources was carried out. We considered the use of digital educational resources in the study of the discipline "Physical and colloidal Chemistry". We examined the effectiveness of the influence of digital educational resources on increasing the level of cognitive independence in the study of the discipline "Physical and colloidal Chemistry".
Key words: chemistry, cognitive independence, pedagogy, digital educational resources, "Physical and applied Chemistry".
Введение. Современное образование требует пересмотра и усовершенствования системы образования акцентируя внимание на познавательную самостоятельность обучающихся.
Познавательная самостоятельность - свойство личности, характеризующееся стремлением и умением без посторонней помощи овладеть знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи.
Изложение основного материала статьи. Познавательная самостоятельность связана с воспитанием положительных мотивов к учению, формированием системы знаний и способов деятельности по их применению и приобретению новых, а также с напряжением волевых усилий [3, С. 63; 6, С. 77].
В философии самостоятельность исследуется в связи с проблемой свободы и саморазвития. В словаре по философии И.Т. Фролова приводится определение: «самостоятельный человек - это человек, способный сам генерировать цели собственной жизнедеятельности и на практике осуществлять их» [7, С. 501].
Формирование умений познавательной самостоятельности является предметом изучения многих исследователей в области психологии и педагогики. Так Е.Л. Голант, П.И. Пидкасистый, Н.Г. Дайри, М.А. Данилов, И.Т. Огородников, Б.П. Есипов, Р.М. Микельсон, Н.А. Половникова, О.А. Нильсон, О.П. Околелов и др. в своих публикациях привели определения понятий «самостоятельность», «самостоятельная работа», «самостоятельная познавательная деятельность». В научных трудах Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.А. Бодалева, В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, В.С. Мерлина, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, С.Л. Рубинштейна и Д.Б. Эльконина подчеркивается огромная роль самостоятельности в формировании личности человека. А.А. Аюрзанайн, М.И. Ерецкий, В.Н. Васильева, А.А. Вербицкий, Г.Е. Ковалева, М.Г. Гарунов, В.И. Горовая, Т.П. Лизнева, Н.А. Половникова, С.И. Марченко, Т.И. Шамова, Е.К. Осипьянц, А.Н. Рыблова, и др. подчеркивают принципиальную возможность повышения качества обучения за счет применения самостоятельной работы в учебном процессе. Идеи развития познавательной самостоятельности обучающихся в рамках предмета химии развивали выдающиеся химики-методисты: С.И. Созонов, В.Н. Верховского,
Н.П. Гаврусейко и др [1, С. 165; 5, С. 99; 6, С. 77].
Г.И. Щукина определяет познавательную самостоятельность как ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы. Проявление его в каждом последующем возрасте шире, богаче; они оказывают влияние на продуктивность обучения и учения, на активизацию всей учебной деятельности [9, С. 151; 10, С. 201; 11, С. 101].
Самостоятельность, по мнению Г.И. Щукиной, связана с инициативой, с поиском различных путей решения учебно-познавательных задач без участия взрослых и помощи со стороны. От становления самостоятельности с ранних лет зависит и активность ребенка, его ориентировка в окружающей действительности [9, С. 152; 10, С. 250; 11, С. 147].
Выделяют три наиболее существенных компонента познавательной самостоятельности:
1) Мотивационный (наиболее высокий уровень познавательной самостоятельности - чувство долга перед родителями, товарищами, школой и классом. Является источником деятельности человека). У обучающихся происходит осознание собственной познавательной деятельности, развитие воспитания и обучения.
2) Содержательно-операционный (формирует стремление к пополнению знаний и овладению новыми способами деятельности).
3) Волевой (для достижения цели недостаточно одного стремления, нужно приложить волевые усилия).
Наилучшим способом для привлечения обучающихся в познавательную самостоятельность является их
самостоятельная работа при изучение дисциплины. При выполнении самостоятельной работы можно выделить следующие этапы деятельности обучающихся:
• постановка цели;
• планирование способов выполнения задания для достижения поставленной цели;
• выяснение недостающих средств для выполнения задания;
• осуществление контроля над каждым своим шагом;
• соотношение полученного результата с поставленной целью [8, С. 67].
Нами был проведен педагогический эксперимент на базе ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», среди обучающихся 2 курса направление подготовки (специальности) 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) направленность/профиль(и) Биология и Химия. В ходе педагогического эксперимента мы определяли уровень познавательной самостоятельности обучающихся при изучении дисциплины «Физическая и коллоидная химия» и решение практических задач по дисциплине. Нами были определены трудности, которые влияют на