ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 371.38
Д. И.Зулпукарова
ПРИМЕНЕНИЕ GOOGLE ПРИЛОЖЕНИЙ
В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В статье обосновывается эффективность применения приложений Google для организации самостоятельной работы студентов. Рассматриваются преимущества и недостатки использования облачных технологий. Описываются возможности специализированного сервиса Google.docs, Google.tables, Google.presentation и Google.forms для создания документа, презентации, работы с таблицами, создания опросов и он-лайн тестов. Облачные технологии позволяют выполнять обучающимся самостоятельные работы, проекты и многое другое. С их помощью можно осуществлять контроль как конечного результата, так и процесса выполнения заданий. В результате ускоряется процесс работы преподавателя.
Ключевые слова: облачные технологии, самостоятельные задания, компетентностный подход, современные технологии, Google приложения.
В настоящее время совершенствование информационных технологий занимает важное место среди многочисленных инновационных направлений развития образования. О том, какие возможности дают современные информационные технологии, есть много различных мнений педагогов, психологов. Их объединяет одно: чем шире диапазон возможностей для пробы и применения творческого потенциала у студента, тем больше вероятность того, что он проявит себя как личность. Обучающиеся в своём большинстве используют незначительную часть облачных технологий, таких как социальные сети, мгновенный обмен сообщениями и видеосвязь. Однако даже эти сервисы они не используют для обучения [1].
Использование возможностей сети Интернет на занятиях позволяет эффективно решать целый ряд дидактических задач: обеспечение учебного процесса новыми, ранее недоступными материалами, привитие студентам навыков самостоятельной работы, осуществление моментальной обратной связи, повышение интенсивности учебного процесса, реализа-
Зулпукарова Дамира Исмаиловна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики (Ошский государственный университет, Ош, Кыргызстан); e-mail: [email protected].
© Зулпукарова Д. И., 2019
98
ция личностно-ориентированного и дифференцированного подходов к обучению, формирование их информационной компетентности [2].
Одним из перспективных направлений развития современных информационных технологий являются облачные технологии. Под облачными технологиями (англ. Cloud computing) понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мошцости предоставляются пользователю как интернет-сервис.
Облачные технологии — это модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общим вычислительным ресурсам (например, сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, прикладным программам, приложениям и сервисам), которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами и обращениями к провайдеру.
Облачные технологии — это электронное хранилище данных в сети Интернет, которое позволяет хранить, редактировать, делиться интересными файлами и документами с другими пользователями, а также создавать в онлайн-сервисах новые электронные продукты [3].
Количество облачных сервисов ежедневно увеличивается, изменяется их внешний вцц, обновляются технические требования к программному обеспечению, появляются новые функциональные возможности. Так как в молодёжной среде широко распространены мобильные компьютеры, планшетные устройства и смартфоны, то облачные технологии позволяют создать удобную среду для доступа к ресурсам с разнообразных устройств и обеспечить синхронизацию деятельности пользователя, осуществляемой с нескольких устройств: с компьютера в учебном классе, с домашнего компьютера, со смартфона и т. п.
Использование облачных сервисов позволяет активизировать индивидуальные мотивы в организации самостоятельной работы студентов для эффективной реализации современных методов обучения [4].
Наиболее распространённой системой сервисов на основе технологии облачных вычислений, применяемой в образовательном процессе, является Google Dn®, Google Календарь и Google Документы. Они представляют собой WEB-приложения, предоставляющие участникам образовательного процесса инструменты, использование которых призвано повысить эффективность общения и совместной работы (рис. 1, 2).
Главное преимущество в том, что этот сервис доступен для всех пользователей и можно организовать совместную деятельность студентов, родителей и преподавателей. Есть возможность быстро публиковать и использовать данные, выполнять самостоятельные работы, проекты и многое другое. Также с помощью этих технологий можно осуществлять контроль как конечного результата, так и процесса выполнения заданий [5, с. 11]. Использование сервиса Google Docs на занятиях даёт возможность студентам выполнять групповые задания по подготовке документов, презентаций, сводных таблиц и диаграмм; организовывать чаты,
99
форумы, видеоконференции и вывод результатов в он-лайн режиме (рис. 3, 4).
Рис. 1. Использование сервисов Google в обучении
Рябот® с н нтернет-ирвнсамн
Рис. 2. Работа с интернет-сервисами
Рис. 3. Окно приложения Google Документы
100
Oo'Kjlt^ Q, google.docunwifc ■
I Поиск^
Все Kdprmu Втек bum Нжхт* Eu^e Hairer. I P¥i,.i»-a-M ЗЗС (МЛ Mil ¡ПАЕ {«к)
Google Документы: Сес платно создавайте и редактируй^ (
hl^is Г.Т. й googk СОЛгпИ IU •
СйЩЫЙМ ДАг^иСЙГи t ÄiviöiWH ri гАЛЛ4№«1 - hl IM«
Рис. 4. Окно для открытия документов Google
Знакомство с возможностями Google студенты начинают в процессе изучения офисных технологий. Используя «Документы Google», можно создать текстовый документ, который затем будет наполняться и редактироваться. Учащиеся рассматривают процесс редактирования документа, его особенности и новые возможности, понимая, что данный общедоступный продукт имеет практически такой же потенциал, что и Microsoft Word, а также то, что пользоваться созданными здесь документами они могут в любое время и с любого компьютера, подключённого к сети Интернет, при этом отпадает необходимость иметь при себе сменные носители информации. Аналогично, при знакомстве с электронными таблицами, презентациями и базами данных они параллельно рассматривают и возможности Google в этом направлении. При использовании операции пакета программ MS Office [6] отличительными особенностями сервиса Google documents являются:
- передача документов одновременно нескольким пользователям;
- комментирование;
- редактирование документов;
- обсуждение в он-лайн режиме;
- автоматическое сохранение документов.
Несмотря на сложности внедрения облачных технологий, например, недостаток времени у преподавателей, их применение реализует возможности:
- обеспечение обратной связи между преподавателем и студентами;
- доступность и визуализация учебной информации в автономном и on-line режимах;
- хранение больших объёмов данных различных форматов;
- создание новой формы учебного процесса, такой как групповаяу-далённая работа в реальном времени;
- возможность проведения промежуточной диагностики обученно-сти студентов;
- активизация познавательной деятельности обучаемых;
101
- повышение мотивации на освоение средств и методов обработки информации для эффективного применения в профессиональной деятельности;
- развитие личности обучаемого, подготовка его к самостоятельной деятельности в условиях информационного общества, развитие его коммуникативных способностей.
Ещё одной из уникальных особенностей данного сервиса является сбор анкетных данных студента (фамилии, имени, отчества, курса, группы, адреса, контактных данных) и их передача по компьютерной и мобильной сети. В этом случае все данные автоматически отображаются на экране компьютера и создаётся таблица статистического анализа ответов на каждый вопрос, которую можно распечатать в он-лайн режиме [8].
В целях апробации данной технологии среди первых курсов факультетов Ошского государственного университета была проведена олимпиада в тестовой форме по предмету «информатика», с использованием сервиса Google Forms. Данные участников олимпиады, их результаты, ответы и полученные ими баллы отображались в виде таблицы на интерактивной доске (рис. 5).
Рис. 5. Результаты тестирования студентов
Это предоставляло возможность проведения честной и открытой олимпиады. Итоги апробации оказались положительными: участники олимпиады убедились в объективности оценивания их учебной работы, (рис. 6).
При проведении опросов, самостоятельных работ студентов на каждом этапе можно использовать специальную форму в виде тестирования сервиса Google Forms. Необходимо ввести варианты вопросов и ответов, отметить правильный ответ и показать количество баллов на данный вопрос. Каждый студент может войти со своего аккаунта, ответить на вопросы теста и отправить данные преподавателю. В то же время он может просмотреть правильность своих ответов на вопросы и конечные результаты.
102
Рис. 6. Окно тестирования
После прохождения тестирования студент может увидеть общую статистику ответов на вопросы теста в виде диаграммы (рис. 7).
Рис. 7. Окно просмотра ответов
Наличие данного раздела позволяет студентам сориентироваться, на какие моменты стоит обратить внимание при подготовке к экзамену, прочитать примерные вопросы, тем самым снять психологическое напряжение перед тестированием. В настройках можно изменить и параметры опроса:
- отправить не более чем 1 раз;
- собирать электронные адреса почты;
- отправить опрос по адресу gmail;
- создать адресную ссылку.
Преподаватель может установить параметры сдачи тестов один или несколько раз. По электронному адресу gmail можно проверить выполнение самостоятельной работы студента, оценить и просмотреть выполненную работу друг друга. При наличии доступа в интернет с помощью
103
логина и пароля можно эффективно работать с приложениями Google documents как в компьютерной, так и в мобильной сети (рис. 8) [9].
Рис. 8. Окно для отправки тестов
Несмотря на многие возможности и преимущества облачных технологий, можно отметить и некоторые их недостатки. Так, созданные нами проекты, документы сохраняются на сервере, и эта информация является доступной и открытой для пользователей, поэтому есть вероятность её потери. Для предотвращения данной проблемы необходимо сохранять данные на флэш-карте, в электронной почте и в памяти компьютера.
Подведём итоги. Работа на сервере с приложениями Google не занимает память компьютера. Вся информация автоматически сохраняется в «облаке», а не на жёстком диске компьютера, что позволяет ускорить процесс работы преподавателя при проверке самостоятельной работы студента, при сборе и обработке информации.
Использование облачных технологий в учебном процессе обеспечивает стабильный интерес студента к предмету, возможность дифференцированного задания для каждого студента, повышает эффективность организации его самостоятельной работы [7].
Считаю, что внедрение облачных технологий в учебно-воспитательный процесс позволит не только сформировать у обучающихся ИКТ-компетенции, но и позволит вывести обучение на новый уровень, расширив его возможности при создании интерактивной образовательной среды. Это обеспечит гибкое обучение на разных уровнях образования в любое время, в любом месте, в индивидуальной, коллективной или групповой форме обучения на базе свободного доступа к образовательным ресурсам и технологиям.
Приложения Google являются мощным средством повышения эффективности обучения, так как происходит увеличение учебного времени без внесения изменений в учебный план, качественное изменение контроля за деятельностью обучающихся, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, повышение мотивации учащихся к обучению. Каждый студент сможет развить свой творческий потенциал, найти своё
104
любимое занятие, которое даст ему возможность раскрыть талант, проявить себя как личность и успешно адаптироваться в социальной среде.
Список литературы
1. Багаева А. П. Облачные технологии в образовании / / Решетнёвские чтения. 2015. Т. 2. С. 459-461.
2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
3. Киргизова Е. В., Нарчуганов К. Н., Пак Н. И., Хегай Л. Б. Облачная веб-технология проведения конкурсных процедур оценки качества образовательных ресурсов / / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019. Т. 16. № 1. C. 35—45. DOI: 10.22363/2312-8631-2019-16-1-35-45.
4. Королёва А. С. О возможности применения облачных технологий в образовании. 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2012/04/10/nauchnoe-issledovanie-o-vozmozhnosti-primeneniya
5. Кузьмина М. В., Пивоварова Т. С., Чупраков Н. И. Облачные технологии для дистанционного и медиаобразования. Киров: Институт развития образования Кировской области, 2013. 80 с.
6. Леонов В. Google Docs, Windows Live и другие облачные технологии. М.: Эксмо-Пресс, 2012. 304 с.
7. Львова О. В. ИКТ-инструменты для интернационализации непрерывного образования / / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019. Т. 16. № 1. С. 56 — 63.
8. Официальная страница Google. URL: https://www.google.ru/
9. Сидорова Е. В. Используем сервисы Google: электронный кабинет преподавателя. М.: BHV, 2010. 288 с.
•Jc -Jc -Jc
Zulpukarova Damira I.
APPLICATION CLOUD TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORKS OF STUDENTS
(Osh state university, Osh, Kirgizstan)
The article substantiates the effectiveness of the use of Google applications for the organization of independent work of students. The advantages and disadvantages of using cloud technologies are considered. It describes the capabilities of a specialized service Google.docs, Google.tables, Google.presentation and Google.forms for creating a document, a presentation, working with tables, creating surveys and online tests. Cloud technologies allow students to perform independent work, projects, and more. With their help, you can control both the final result and the process of performing tasks. As a result, the teacher's work process is accelerated.
Keywords: cloud technologies, independent tasks, competence-based approach, modern technologies, Google applications.
References
1. Bagaeva A. P. Cloud technologies in education [Oblachnye tekhnologii v obrazovanii], Reshetnevskie chteniya, 2015, vol. 2, pp. 459—461.
2. Verbitskiy A. A. Aktivnoe obuchenie v vysshey shkole: kontekstnyy podkhod (Active learning in higher education: a contextual approach), Moscow, 1991. 207 p.
105
3. Kirgizova E. V., Narchuganov K. N., Pak N. I., Khegay L. B. Cloud-based web technology for conducting competitive procedures for assessing the quality of educational resources [Oblachnaya veb-tekhnologiya provedeniya konkursnykh protsedur otsenki kachestva obrazovatel'nykh resursov], Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov, Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya, 2019, vol. 16, no. 1, pp. 35-45, DOI: 10.22363/2312-8631-2019-16-1-35-45.
4. Koroleva A. S. O vozmozhnosti primeneniya oblachnykh tekhnologiy v obrazovanii (On the possibility of using cloud technologies in education), 2012. Available at: http: / / nsportal.ru/ shkola/informatika-i-ikt/library/2012/04/10/nauchnoe-issledovanie-o-vozmozhnosti-primeneniya
5. Kuz'mina M. V., Pivovarova T. S., Chuprakov N. I. Oblachnye tekhnologii dlya distantsionnogo i mediaobrazovaniya (Cloud technologies for distance and media education), Kirov, 2013. 80 p.
6. Leonov V. Google Docs, Windows Live i drugie oblachnye tekhnologii (Google Docs, Windows Live and other cloud technologies), Moscow, Eksmo-Press, 2012. 304 p.
7. L'vova O. V. ICT tools for the internationalization of continuing education [IKT-instrumenty dlya internatsionalizatsii nepreryvnogo obrazovaniya], Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya, 2019, vol. 16, no. 1, pp. 56 — 63.
8. Ofitsial'naya stranitsa Google (The official Google page). Available at: https://www.google.com/
9. Sidorova E. V. Ispol'zuem servisy Google: elektronnyy kabinet prepodavatelya (We use
Google services: the teacher's electronic office), Moscow, BHV Publ., 2010. 288 p.
* * *
106