Научная статья на тему 'Педагогический потенциал облачных технологий в высшем образовании'

Педагогический потенциал облачных технологий в высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1516
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ / ИНСТРУМЕНТЫ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ОБЛАЧНЫЕ ХРАНИЛИЩА ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сироткин А. Ю.

В статье рассматривается педагогический потенциал облачных технологий в высшем образовании: достоинства их использования для студента и преподавателя, ресурсы облачных технологий для хранения образовательной информации, обсуждаются преимущества использования различных инструментов Google Apps в вузе и алгоритм их подключения для целей образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал облачных технологий в высшем образовании»

УДК 004.7

ПЕДАГОГИЧЕСКИИ ПОТЕНЦИАЛ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

А.Ю. Сироткин

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов.

e-mail: ms12008@rambler.ru

В статье рассматривается педагогический потенциал облачных технологий в высшем образовании: достоинства их использования для студента и преподавателя, ресурсы облачных технологий для хранения образовательной информации, обсуждаются преимущества использования различных инструментов Google Apps в вузе и алгоритм их подключения для целей образовательного процесса.

Ключевые слова: использование облачных технологий в образовании, инструменты облачных технологий, облачные хранилища данных.

Использование облачных технологий в образовании как источник изменения образовательных технологий.

Начало XXI в. приносит с собой значительные изменения в системе образования, в первую очередь это связанно с информатизацией образовательного процесса. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью обучения студентов в вузах, в подготовке и организации практических занятий, сдаче экзаменов в форме тестирования, дистанционных лекций и многого другого.

Развитие Интернета как среды хранения информации предоставляет обучаемым широкий доступ к образовательным ресурсам: онлайн-библиотекам, базам данных, экспертным сетям, электронным журналам, открытым лекциям, сетевым профессиональным сообществам - все может использовать студент в процессе обучения.

Одна из задач современного педагога в этой системе образования - ориентироваться в последних электронных разработках и направлять своих студентов на использование наиболее качественных и полезных ресурсов. Ежедневно регистрируются новые патенты, запускаются новые онлайн-сервисы, количество и качество которых отличается многообразием. Существует множество ресурсов, качество которых далеко до совершенства, испытывают недостаточное внимание со стороны запуска механизмов их экспертной оценки со стороны профессионального сообщества.

Анализ научных публикаций за последние несколько лет в области ГГ позволяет прийти к выводу о том, что во втором десятилетии XXI в. одним из основных игроков

в области информационных образовательных технологий становятся облачные технологии.

Облачные технологии в информатике -это модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, приложениям и сервисам - как вместе, так и по отдельности), которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами и/или обращениями к провайдеру.

Потребители облачных технологий могут значительно уменьшить расходы на инфраструктуру IT и гибко реагировать на изменения потребностей, используя свойства вычислительной эластичности (англ. elastic computing) облачных услуг [1].

Если использовать более доступное для понимания определение, то облачные (рассеянные) вычисления (англ. «cloud computin») -технологии обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис.

Пользователь имеет доступ к собственным данным, но не может управлять и не должен заботиться об инфраструктуре, операционной системе и собственно программном обеспечении, с которым он работает.

Термин «облако» используется как метафора, как образ сложной инфраструктуры, за которой скрываются все технические детали. Согласно документу IEEE, опубликованному в 2008 г., «облачная обработка данных - это парадигма, в рамках которой информация постоянно хранится на серверах в Интернете и временно кэшируется на кли-

ентской стороне, например, на персональных компьютерах, ноутбуках, смартфонах и т.д.».

Достоинства использования облачных технологий в образовательном процессе [2] несут в себе большой потенциал для модернизации образовательных технологий, их можно перечислить уже сейчас:

- участникам образовательного процесса предоставляется возможность доступа к образовательным материалам в удобный период, позволяя оптимизировать время, которое обычно тратится на ожидания: в поезде, на остановке, в метро, в очереди, в кафе, на перемене и т.д.;

- с помощью мобильных устройств и Интернета можно работать в «личном кабинете» подобно тому, как мы покупаем электронный билет на поезд или самолет;

- есть возможность одновременного доступа к многообразным формам образовательной информации: аудио, видео, графической информации, текстовой, базам данных, информационно-поисковым системам, «си-муляторам» для отработки навыков, учебным играм, моделирующим программам, экспертным системам, тестам, учебной литературе, виртуальным образовательным системам, совместной проектной деятельности, консультационным услугам и многому другому полезному материалу, который в настоящее время, находясь «в разрозненном» состоянии, затрудняет быстрый доступ к нему как обучаемого, так и преподавателя;

- существует возможность быстрого обновления образовательной информации всеми участниками образовательного процесса, преподаватель выступает в роли «координатора» динамично развивающегося «предметно ориентированного» образовательного пространства;

- информационная культура обучаемого и преподавателя переходит на качественно иной уровень, позволяющий осуществлять им образовательную, профессионально ориентированную деятельность в условиях, адекватных развитию современных технологий информационного общества и его потребностям в движении к инновациям;

- формируется качественно иное информационное профессионально ориентированное образовательное пространство, которое создает условия, способствующие будущему специали-

сту, еще находясь в стенах учебного заведения, формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности, развивать творческую инициативу, генерировать новые знания, выбирать предпочтения и профиль будущей деятельности, находить деловых партнеров в проектной деятельности;

- развиваются способности для продуктивной (результативной) работы в Интернете при выполнении профессионально ориентированных и образовательных проектов, что в настоящее время является весьма актуальным при высокой динамике развития общества и технологии;

- организация разграничения доступа к документам в облаке позволяет без особых затрат управлять качеством и надежностью предоставляемых образовательных ресурсов.

Рассмотрим достоинства использования «облачных интернет-технологий» для преподавателя:

- предоставляется возможность легко структурировать и надежно хранить динамично изменяемую образовательную информацию и литературу по курсу «в интернет-облаке»;

- есть возможность хранить всю нормативно-организационную информацию (программу, рекомендации, консультации, задания, вопросы к экзаменам и зачетам, примеры и т.п.) в облаке и online раздавать задания при необходимости;

- можно контролировать выполнение заданий студентами, добавлять комментарии, изменять и корректировать индивидуальные задания, отвечать на вопросы конкретного студента, индивидуализировать обучение, подбирая совместно со студентом его траекторию обучения по предмету.

Достоинства использования «облачных интернет-технологий» для студентов:

- постоянный доступ к образовательным ресурсам по курсу;

- отсутствие «замусоренности» образовательных ресурсов по курсу за счет рекомендуемых преподавателем ресурсов, прошедших экспертизу профессиональным сообществом;

- отсутствие проблем программной совместимости;

- отсутствие необходимости приобретения дорогостоящих программных продук-

тов, необходимых для индивидуального обучения;

- постоянный доступ к своим файлам и работам.

Необходимые технические и программные средства для реализации обучения с использованием «облачных интернет-технологий»: веб-браузер, высокоскоростной интернет, компьютер, планшет или смартфон.

Таким образом, возможность применения новых технологий придает заметный импульс развитию образовательных технологий в ближайшем будущем, особенно для целей самообразования, саморазвития, обеспечения технологиями обучения по индиви-дулизированной траектории в режиме дистанционного обучения. Постоянное развитие самих «облачных интернет-технологий» позволяет сделать их общедоступными и легко используемыми в образовании и профессиональной деятельности.

Рассмотрим несколько подробнее наиболее динамичные в своем развитии облачные технологии, ресурсы которых могут быть достаточно эффективно уже сейчас использованы в системе высшего образования.

Облачные хранилища данных для образовательного процесса.

Возможность использования современных облачных технологий в образовательном процессе впечатляют: хранилища данных, общение в рабочих группах, командная работа над одним программным продуктом, видеоконференции, и этот список расширяется если не с каждым днем, то с каждым месяцем. В связи с этим остро стоит проблема внедрения этих технологий в образовательный процесс. Разумеется воспользоваться сразу, никогда до этого не сталкиваясь с подобной технологией, всеми возможностями, которые открывают перед нами «облака», непросто. Поэтому, как и в любой области знаний, рекомендуется постепенное внедрение подобных технологий в образовательный процесс.

Одним из самых простых и в тоже время самых полезных облачных продуктов являются облачные хранилища данных.

Облачное хранилище данных (англ. cloud storage) - модель онлайн-хранилища, в котором данные хранятся на многочисленных распределённых в сети серверах, предостав-

ляемых в пользование клиентам, в основном, третьей стороной. В отличие от модели хранения данных на собственных выделенных серверах, приобретаемых или арендуемых специально для подобных целей, количество или какая-либо внутренняя структура серверов клиенту, в общем случае, не видна. Данные хранятся и обрабатываются в так называемом облаке, которое представляет собой, с точки зрения клиента, один большой виртуальный сервер. Физически же такие серверы могут располагаться удалённо друг от друга географически, вплоть до расположения на разных континентах [3].

Говоря о преимуществах использования «облачных хранилищ данных», мы можем говорить обо всех тех же преимуществах, которые озвучивали в начале главы и которые распространяются на применение облачных технологий в целом.

В настоящее время существует множество «облачных хранилищ». Анализ самых распространенных облачных хранилищ на июль 2014 г. представлен в таблице 1.

На базе каждого из этих сервисов без труда можно организовать свое (индивидуальное), локальное «облачное» хранилище данных. Стоит отметить, что в настоящее время большое внимание уделяется не только функциональным возможностям программного продукта либо технологии, но и дизайну и удобству эксплуатации, поэтому установка и настройка этих программных продуктов идентична.

В современном обучении, в частности в дистанционном обучении, достаточно остро стоит проблема обмена ресурсами между вузом и обучающимся. Неудобно использовать почту либо различного рода файл-обменники из-за своей ограниченности в размерах, количестве файлов, сложными процедурами отправки и т.п.

Облачное хранилище же дает возможность обмениваться файлами как в направлении студент - студент, так и вуз - студент, преподаватель - студент. Данная система работает для осуществления обмена информацией не только между студентами всего вуза, но и внутри академических групп вуза. Появление всех необходимых учебных материалов у каждого студента группы намного упрощает как учебный процесс, так и работу старосты.

Таблица 1

Анализ самых распространенных облачных хранилищ на июль 2014 г.

Название облачного хранилища Предоставляемый объем дискового пространства Возможность платного расширения дискового пространства Особенности сервиса

Google Drive 15 Гб да (от 100 ГБ до 30 ТБ) Поиск по названию, типу и другим параметрам. Поисковая строка находится в верхней части экрана [4]. Возможность работы с Документами Google

Microsoft OneDrive 7 Гб нет Пользователи могут создавать, просматривать и редактировать документы Word, Excel, PowerPoint и OneNote прямо в браузере [5]

Яндекс.Диск 3 Гб да (от 10 ГБ до 1 ТБ) Возможность просмотра почтовых вложений из Яндекс Почты. Возможность использования при переносе данных со старого телефона на новый

Dropbox 2 Гб да (от 100 ГБ) Функция бессрочной истории изменения файлов «Pack-Rat» [5]

Облако@таП.га 100 ГБ нет До 100 Гб бесплатного дискового пространства

Ubuntu One 5 Гб да Сервис потоковой музыки, с помощью которого можно прослушивать загруженную музыку на мобильных устройствах [6]

iCloud Drive 5 Гб да Расширение функциональности за счет следующих компонентов: Mail, Контакты, Календарь, Найти iPhone, iWork, Фотопоток, Заметки, Напоминания

Mega 50 Гб да (от 500 ГБ до 4 ТБ) Шифрование всей информации с помощью алгоритма AES [7]

Облачные хранилища удобны тем, что:

- чрезвычайно просты в работе, практически не требуют обучения;

- поддерживают любой тип файлов;

- позволяют работать с большим количеством файлов и папок одновременно;

- являются кроссплатформенными;

- поддерживают публикацию файлов в Интернет;

поддерживают автоматическое обновление данных в Интернете при обновлении на локальном компьютере;

- поддерживают совместную работу нескольких пользователей. При изменении файлов одним пользователем, эти файлы у остальных изменяются автоматически, при этом появляется сообщение об обновлении [8].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что облачные хранилища данных способны значительно упростить процесс передачи учебных материалов между студентами, существенно сэкономить их время, а поддержка мобильных устройств дает возможность иметь данные всегда под рукой.

Google Apps для образовательных учреждений.

Google Apps - службы, предоставляемые компанией Google для использования своего

доменного имени с некоторыми продуктами Google. Служба поддерживает несколько веб-приложений с похожей функциональностью как у традиционных офисных пакетов и включает: Gmail, Google Calendar, Google Hangouts, Google Docs и Google Sites [9].

Преимущества использования Google Apps в образовании:

- В состав Google Apps входят многие важные функции безопасности, назначение которых - защищать данные и одновременно обеспечивать их доступность. Данные конкретного человека принадлежат только ему, и с помощью служб Apps он может контролировать их: указывать, кому открывать доступ и какие ограничения при этом применять.

С Google Apps для учебных заведений данные автоматически сохраняются в «облаке», а вся работа ведется через Интернет. Это означает, что электронные письма, документы, календари и сайты можно открывать и редактировать практически с любого мобильного устройства или планшетного ПК в любое время и в любом месте.

Простота совместной работы - главная отличительная черта Google Apps. Инструменты для создания веб-сайтов и документов обеспечивают редактирование в режиме

реального времени, эффективные средства контроля доступа и полную совместимость -идеальные условия для обучения в XXI в.

- Google Apps для учебных заведений поможет оптимизировать выполнение текущих задач, например написание сочинений и составление расписаний. Группа студентов сможет работать совместно в «Документах» Google и наблюдать изменения в режиме реального времени, а не ждать получения новых версий по электронной почте. С помощью «Календаря» Google студенты будут всегда знать, когда у профессоров есть свободное время и наоборот. Избавив вас от всего, что вызывает потери времени, Google Apps позволит уделять больше времени учебе и преподаванию.

- Студенты, преподаватели и руководство всегда будут иметь доступ к последней версии программного обеспечения, включая свежие функции и обновления для системы безопасности. Управление всеми инструментами осуществляется в одном интерфейсе: нет нужды приобретать и обслуживать целые серверы [10].

Приведем примеры решения несложных типовых задач образовательного процесса средствами Google Apps:

- Обмен информацией и документами, необходимыми для учебного процесса, студентами друг с другом и с преподавателями: проверка домашней работы, консультирование по проектам и рефератам. Такую возможность предоставляет использование электронной почты, чата и форума.

- Выполнение совместных проектов в группах (одновременно всеми): подготовка текстовых файлов и презентаций, организация обсуждения правок в документах в режиме реального времени с другими соавторами, публикация результатов работы в Интернете в виде общедоступных веб-страниц, выполнение практических заданий на обработку информационных объектов различных видов: форматирование и редактирование текста, создание таблиц и схем в текстовом редакторе. Такие возможности дает использование сервисов Google Docs (Документы и Презентации).

Бесспорно, на практике имеет место быть гораздо больше задач, которые можно решить применяя Google Apps. Одна из задач

современного педагога - обязательно быть в курсе технологических новинок и внедрять подобные средства в свою работу [11].

Сейчас вузы России только начинают применять облачные технологии в образовательном процессе, существует некоторый опыт в зарубежных вузах. Определенное количество западных высших учебных заведений уже активно внедряют Google Apps в процесс обучения.

Анализ практики внедрения Google Apps в образовательный процесс зарубежных университетов позволяет прийти к выводу о том, что на определенном этапе все они ощутили потребность в современном и гибком инструменте, удовлетворяющем следующим характеристикам :

- наличие собственной электронной почты;

возможность быстрой интеграции новых приложений в систему;

- возможность коллективной работы над проектом;

- низкие затраты на поддержку системы;

- минимальное время простоя системы;

- выгоды с материальной точки зрения;

- возможность общения в реальном времени;

большой объем дискового пространства для каждого пользователя системы [12].

Проанализирован опыт внедрения Google Apps более десяти западных высших учебных заведений, среди которых Университет Штата Юта, Линчёпингский Университет (Швеция), Университет Штата Айдахо, Нью-Йоркский Университет, Университет Миннесоты и др. В каждом вузе отмечаются как материальные, так и практические выгоды от перехода с собственных сервисов поддержки образования к Google Apps. Можно с высокой долей уверенности утверждать, что система от Google отвечает практически всем характеристикам, озвученным выше, а интуитивная понятность интерфейса системы обеспечивает быстрое внедрение продукта в образовательный процесс.

При использовании Google Apps для учебных заведений мы получаем набор из следующих инструментов:

- Gmail (от Google Mail) - бесплатная услуга электронной почты от компании Google. Предоставляет доступ к почтовым

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ящикам через веб-интерфейс и по протоколам РОРЗ, SMTP и IMAP [13].

- Google Календарь - сервис для планирования встреч, событий, дел с привязкой к календарю. Можно задавать время встречи, повторения, напоминания, приглашать других участников (им высылается приглашение по электронной почте). Календарь умеет отправлять напоминания о событиях по e-mail и через SMS. Работа осуществляется в окне браузера через веб-интерфейс, данные хранятся на централизованном сервере Google, поэтому получить доступ к расписанию можно с любого компьютера, подключенного к Интернету (при этом данные защищены паролем) [14].

- Диск Google (англ. Google Drive) -облачное хранилище данных, принадлежащее компании Google Inc., позволяющее пользователям хранить свои данные на серверах в «облаке» и делиться ими с другими пользователями в Интернете. После активации заменяет собой Документы Google [15].

- Документы Google (англ. Google Docs) - бесплатный онлайн-офис, включающий в себя текстовый, табличный процессор и сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена [16].

- Сайты Google (англ. Google Sites) -упрощённый бесплатный хостинг на базе структурированной wiki. Может использоваться как часть Google Apps. Позволяет при помощи технологии wiki сделать информацию доступной для людей, которые нуждаются в её быстрой подаче. Пользователи сайта могут работать вместе, добавлять информацию из других приложений Google, например Документы Google, Календарь Google, YouTube, Picasa и из других источников. Создатель сайта может приглашать других пользователей для совместной работы над сайтом, контролировать их доступ к материалам. Сайт может быть использован в private-режиме, например, для организации личного wiki-блокнота либо для ведения записей по частному проекту с доступом к информации только после авторизации [17].

- Google Сейф. Предоставляет функции архивации и поиска документов в Google Apps для учебных заведений. Сейф предоставляется дополнительно и дает возможно-

сти архивации, электронной передачи документов и управления информацией [18].

Как пример регистрации в системе Google Apps рассмотрим опыт И.В. Симоновой из Центра мониторинга и сопровождения образования Рязани.

Для того чтобы начать работать с сервисами Google Apps, необходимо зарегистрировать доменное имя. Это можно сделать на любом сервисе регистрации доменных имен, например на сайте wm-domains.ru. После получения доменного имени можно приступать к регистрации аккаунта на Google Apps.

Завершив регистрацию, необходимо подтвердить права на домен. Для этого существует несколько способов, в справочных материалах Google можно найти их описание и выбрать возможный или наиболее удобный вариант. Мы воспользовались, например, вариантом создания записи txt-файла. Эта запись прописывается в панели управления доменом. Кроме того, для работы почты с нашим доменом необходимо прописать указанные Google почтовые шлюзы МХ.

Сервисы Google Apps доступны для бизнеса (платная версия) и для учебных заведений (бесплатная версия). Авторы выбрали пакет для учебных заведений. Для его использования необходимо отправить заявку и получить подтверждение данной возможности.

После подтверждения права на домен и права на использование бесплатной версии Google Apps для учебных заведений можно добавлять пользователей.

Варианты добавления: по одному с введением фамилии, имени (отчества) и адреса электронной почты каждого пользователя; по несколько пользователей сразу - с загрузкой CSV-файла с данными. После добавления для каждого пользователя можно распечатать инструкцию с информацией об акка-унте. Для пользователей можно сразу установить постоянные пароли или выбрать вариант использования временного пароля, сгенерированного Google Apps. Добавленным пользователям можно присвоить административные роли [19].

Впрочем, дальше можно работать, используя удобные технологии организации образовательного процесса. В Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина с помощью указанных инструментов

осуществляется учебный процесс по ряду дисциплин при подготовке студентов на кафедре информатики и информационных технологий, создается электронный «Кабинет студента» и «Электронный кабинет преподавателя». Планируется широкое распространение опыта для использования в учебном процессе других специальностей в самое ближайшее время.

Литература

1. Облачные вычисления [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wikiЮблачные_вы-числения

2. Сироткин А.Ю. Преимущества использования облачных технологий при подготовке специалистов в вузе // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Естественные и технические науки. Тамбов, 2013. Т. 18. № 1. С. 243-244.

3. Облачное хранилище данных [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Об-лачное хранилище данных

4. Справка - Диск [Электронный ресурс]. URL: https://support.google.com/drive/#topic= 14940

5. Microsoft OneDrive [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Microsoft_One Drive

6. Ubuntu One [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ubuntu_One

7. Mega [Электронный ресурс]. URL: http://ru. wikipedia.org/wiki/Mega

8. Хлапонина Я.В. Использование облачных хранилищ в учебных целях // Компьютерные науки для информационного общества: мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. студ., аспирантов и молодых ученых. Луганск, 2011. С. 253.

9. Google Apps [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Apps

10. Преимущества - Google Apps для учебных заведений [Электронный ресурс]. URL: http:// www.google.ru/intx/ru/enterprise/apps/education/ benefits.html

11. Артюшкин О.В., Манжугин А.С. О возможности применения облачных технологий в системе образования // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сборник статей по мат-лам V Междунар. науч.-практ. конф. студ., магистрантов, аспирантов и преподавателей / под общ. ред. Э.Г. Ски-бицкого. Новосибирск: САФБД, 2014. С. 362.

12. Истории клиентов - Google Apps для учебных заведений [Электронный ресурс]. URL: http:// www.google.ru/intx/ru/enterprise/apps/education/ customers.html

13. Gmail [Электронный ресурс]. URL: http://ru. wikipedia.org/wiki/Gmail

14. Google Календарь [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Календарь

15. Обзор Google Диска [Электронный ресурс]. URL: https://support.google.com/drive/answer/ 2424384?hl=ru&topic=14941&rd=1

16. Документы Google [Электронный ресурс]. URL : http ://ru.wikipedia. org/wiki/Google_Docs

17. Сайты Google [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Сайты_Google

18. Продукты - Google Apps для учебных заведений [Электронный ресурс]. URL: http://www.google.ru/ intx/ru/enterprise/apps/education/products.html#vault

19. Симонова И.В. Опыт организации работы службы сопровождения образования на основе облачных сервисов Google Apps // Информатика и образование. 2014. № 3.

References

1. Oblachnye vychisleniya [Elektronnyj resurs]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Oblachnye_vy-chisleniya

2. Sirotkin A.Yu. Preimuschestva ispol'zovaniya oblachnyh tehnologiy pri podgotovke spetsialis-tov v vuze. // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser. : Estestvennye i tehnicheskie nauki. Tambov, 2013. T. 18. № 1. S. 243-244.

3. Oblachnoe hranilische dannyh [Elektronnyj resurs]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Oblach-noe hranilische dannyh

4. Cpravka - Disk [Elektronnyj resurs]. URL: https://support.google.com/drive/#topic=14940

5. Microsoft OneDrive [Elektronnyj resurs]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Microsoft_OneDrive

6. Ubuntu One [Elektronnyj resurs]. URL: http://ru. wikipedia.org/wiki/Ubuntu_One

7. Mega [Elektronnyj resurs]. URL: http://ru.wiki-pedia. org/wiki/Mega

8. Hlaponina Y.V. Ispol'zovanie oblachnyh hrani-lisch v uchebnyh tselyah // Komp'yuternye nauki dlya informatsionnogo obschestva: mat-ly II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. stud., aspirantov i molodyh uchenyh. Lugansk, 2011. S. 253.

9. Google Apps [Elektronnyj resurs]. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/Google_Apps

10. Preimuschestva - Google Apps dlya uchebnyh zavedeniy [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.google.ru/intx/ru/enterprise/apps/education/ benefits.html

11. Artyushkin O.V., Manzhugin A.S. O vozmozh-nosti primeneniya oblachnhyn tehnologiy v sisteme obrazovaniya // Nepreryvnoe profession-al'noe obrazovanie: teoriya i praktika: sbornik statey po mat-lam V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. stud., magistrantov, aspirantov i prepoda-vateley / pod obsch. Red. E.G.S kibitskogo. Novosibirsk: SAFBD, 2014. S. 362.

12. Istorii klientov - Google Apps dlya uchebnyh zavedeniy [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.google.ru/intx/ru/enterprise/apps/education/ customers.html

13. Gmail [Elektronnyj resurs]. URL: http://ru.wiki-pedia.org/wiki/Gmail

14. Google Kalendar' [Elektronnyj resurs]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Kalendar'

15. Obzor Google Diska [Elektronnyj resurs]. URL: https://support.google.com/drive/answer/2424384 ?hl=ru&topic= 14941&rd=1

16. Dokumenty Google [Elektronnyj resurs]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Docs

17. Sayty Google [Elektronnyj resurs]. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/Sayty_Google

18. Produkty - Google Apps dlya uchebnyh zavedeniy [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. google.ru/intx/ru/enterprise/apps/education/pro-ducts.html#vault

19. Simonova I.V. Opyt organizatsii raboty sluzhby soprovozhdeniya obrazovaniya na osnove ob-

lachnyh servisov Google Apps // Informatika i obrazovanie. 2014. № 3.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF CLOUD TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION

A.Yu. Sirotkin

Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia. e-mail: ms12008@rambler.ru

The article discusses the pedagogical potential of cloud technologies in higher education: the merits of their use for student and instructor resources cloud technology to store educational information, discusses the benefits of using various tools Google Apps in the university and their connection algorithm for the educational process.

Key words: use of cloud technologies in education, tools, cloud technologies, cloud data storage.

УДК 004.7

СОТВОРЧЕСТВО КАК ПУТЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

СВ. Нилова

Ивановский государственный университет, Россия, г. Иваново. e-mail: svnil@narod.ru

В статье рассматривается сотворчество как процесс взаимообусловленного творческого развития различных участников образовательного пространства. Рассматриваются некоторые направления деятельности и информатизации образовательного процесса университета, которые могут быть реализованы через сотворчество.

Ключевые слова: информатизация, образование, сотворчество, технологии МООС, открытое образовательное пространство.

Сотворчество - процесс взаимообусловленного творческого развития различных участников образовательного пространства, которое обеспечивает совместное решение практических и теоретических задач быстро меняющегося мира в условиях глобализации и открытости. Рассмотрим некоторые направления деятельности и информатизации образовательного процесса университета, которые могут быть реализованы через сотворчество.

1. Сотворчество преподавателя и студентов на основе изучения технологии МООС (Massive Open Online Courses). Вопрос новой глобальной технологии международного непрерывного образования весьма перспективен для сотворчества конкретного препода-

вателя университета, который совершенствует качество своего образования и преподавания. Содержание курсов МООС позволяет обеспечить взаимное развитие студентов и конкретного преподавателя, который их использует. Это позволяет расширить образовательный потенциал на содержательном и технологическом уровне, оценить уровень преподавания в зарубежных вузах, усовершенствовать личную методику преподавания. К теме МООС мы обращались ранее [1], поэтому рассмотрим другие направления сотворчества.

2. Внедрение и использование свободного программного обеспечения (СПО) в образовательный процесс школы и вуза. С 2008 г. студенты физического факультета Иванов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.