Научная статья на тему 'Облачные технологии в образовании'

Облачные технологии в образовании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
4030
446
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОБИЛЬНЫЕ ГАДЖЕТЫ / ОБЛАЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЛАТФОРМЫ / СЕРВИСЫ / ТЕНДЕНЦИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ELECTRONIC EDUCATION / CLOUD COMPUTING / MOBILE GADGETS / TENDENCIES / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / SERVICES / PLATFORMS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Митин Анатолий Николаевич

Введение. Облачные технологии это обработка данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис. Материалы и методы. Суть облачных технологий заключается в предоставлении пользователям хостинга удаленного доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через Интернет. Хостинг это услуга по размещению оборудования клиента на территории провайдера, при этом обеспечивается подключение его к каналам связи с высокой пропускной способностью. Развитие этой сферы хостинга осуществляется в связи с возникшей потребностью в программном обеспечении и цифровых услугах, которыми можно было бы управлять изнутри, но которые были бы при этом более экономичными и эффективными. Результаты. По сравнению с традиционным подходом облачные сервисы позволяют управлять более крупными инфраструктурами, обслуживать различные группы пользователей в пределах одного облака, а также означают полную зависимость от провайдера облачных услуг. Обсуждение. При предоставлении облачного сервиса используется тип оплаты «плата за использование». Обычно за единицу измерения времени работы принимается минута или час пользования ресурсами. При оценке объемов данных за единицу измерения принимается мегабайт хранимой информации. В этом случае пользователь оплачивает тот объем ресурсов, который им в реальности использовался в течение определенного времени. Кроме того, облачные технологии предоставляют пользователю возможность при необходимости поднимать или опускать максимальные лимиты выделяемых ресурсов, пользуясь таким образом эластичностью предоставляемого сервиса. Заключение. Пользователю облачных сервисов нет необходимости заботиться об инфраструктуре, которая обеспечивает работоспособность предоставляемых ему сервисов. Все задачи по настройке, устранению неисправностей, расширению инфраструктуры и пр. берет на себя сервис-провайдер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Митин Анатолий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLOUD TECHNOLOGY IN EDUCATION

Introduction. A cloud computing is a data processing in which computer resources and capacities are provided to the user as Internet service. Materials and methods. The essence of a cloud computing consists in provision to users of a hosting of remote access to services, computing resources and applications on the Internet. The hosting is a service in placement of the equipment of the client in the territory of provider, at the same time connection it to communication channels with high handling capacity is provided. Development of this sphere of a hosting is performed in connection with the arisen need for the software and digital services which could be managed from within, but which would be at the same time more economic and effective. Results. In comparison with traditional approach, cloud services allow to manage larger infrastructures, to serve various groups of users within one cloud, and also mean a complete dependence from provider of cloudy services. Discussion. By provision of a cloud service the payment type «a payment for use» is used. Usually minute or hour of use of resources is accepted to a unit of measure of operating time. In case of an assessment of amounts of data the Megabyte of stored information is accepted to a unit of measure. In this case the user pays that amount of resources which in reality was used by it during certain time. Besides, a cloud computing gives to the user an opportunity if necessary to lift or lower the maximum limits of the allocated resources, using thus elasticity of the provided service. Conclusion. The user of cloud services does not have need to care for infrastructure which provides operability of the services provided to him. All tasks on setup, elimination of defects, expansion of infrastructure and so forth are undertaken by service provider.

Текст научной работы на тему «Облачные технологии в образовании»

16. Kuzin A. V., Levonisova S. V. Databases : Proc. allowance for students. Executive. Proc. Institutions. 4th ed. Moscow : Publishing Center «Academy», 2010. 320 p.

17. Mazur I. I., Shapiro V. D. Project management. Omega-L, Modern business education, 2014. 960 p.

18. Odintsov B. E, Romanov A. N. Information resources and technologies in the economy. Tutorial. M. : University textbook: INFRA-M, 2013. 462 p.

19. Novikov L. I. et al. The organization of training and educational work at the university a tutorial. M. : Russian Academy of Justice, 2012. 248 c. [Electronic resource]. Access: http://www.iprbookshop.ru/ 5783. FBS «IPRbooks», password.

20. Pavlov T. A. C / C ++. Programming in high level language : textbook for high schools. i edition, 20i0. 4б4 p.

21. Svetlov N. M., Svetlov G. N. Information technology project management. Infra-M. Higher Educa-ti on , 20i4. 232 pp.

22. Trutnev D. R. Architecture of information systems. Basics of Design : A Tutorial. SPb . : ITMO, 20i2. бб p.

23. Chekmarev Y. Computer systems, networks and telecommunications. M. : DMK Press, 2009. iS4 s. Access: http://www.knigafund.ru/books/42543 FBS «KnigaFond» using login and password.

Дата поступления статьи в редакцию 8.06.2016.

05.13.00 УДК 37.01:007

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

© 2016

Митин Анатолий Николаевич, старший преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация. Введение. Облачные технологии - это обработка данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис.

Материалы и методы. Суть облачных технологий заключается в предоставлении пользователям хостинга удаленного доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через Интернет. Хостинг - это услуга по размещению оборудования клиента на территории провайдера, при этом обеспечивается подключение его к каналам связи с высокой пропускной способностью. Развитие этой сферы хостинга осуществляется в связи с возникшей потребностью в программном обеспечении и цифровых услугах, которыми можно было бы управлять изнутри, но которые были бы при этом более экономичными и эффективными.

Результаты. По сравнению с традиционным подходом облачные сервисы позволяют управлять более крупными инфраструктурами, обслуживать различные группы пользователей в пределах одного облака, а также означают полную зависимость от провайдера облачных услуг.

Обсуждение. При предоставлении облачного сервиса используется тип оплаты «плата за использование». Обычно за единицу измерения времени работы принимается минута или час пользования ресурсами. При оценке объемов данных за единицу измерения принимается мегабайт хранимой информации. В этом случае пользователь оплачивает тот объем ресурсов, который им в реальности использовался в течение определенного времени. Кроме того, облачные технологии предоставляют пользователю возможность при необходимости поднимать или опускать максимальные лимиты выделяемых ресурсов, пользуясь таким образом эластичностью предоставляемого сервиса.

Заключение. Пользователю облачных сервисов нет необходимости заботиться об инфраструктуре, которая обеспечивает работоспособность предоставляемых ему сервисов. Все задачи по настройке, устранению неисправностей, расширению инфраструктуры и пр. берет на себя сервис-провайдер.

Ключевые слова: информационные технологии, мобильные гаджеты, облачные вычисления, облачные технологии, платформы, сервисы, тенденции, электронное образование, электронные образовательные ресурсы.

CLOUD TECHNOLOGY IN EDUCATION

© 2016

Mitin Anatoly Nikolaevich, Senior Lecturer of the Department «Information systems and technologies»

Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino (Russia)

Abstract. Introduction. A cloud computing is a data processing in which computer resources and capacities are provided to the user as Internet service.

Materials and methods. The essence of a cloud computing consists in provision to users of a hosting of remote access to services, computing resources and applications on the Internet. The hosting is a service in placement of the

equipment of the client in the territory of provider, at the same time connection it to communication channels with high handling capacity is provided. Development of this sphere of a hosting is performed in connection with the arisen need for the software and digital services which could be managed from within, but which would be at the same time more economic and effective.

Results. In comparison with traditional approach, cloud services allow to manage larger infrastructures, to serve various groups of users within one cloud, and also mean a complete dependence from provider of cloudy services.

Discussion. By provision of a cloud service the payment type «a payment for use» is used. Usually minute or hour of use of resources is accepted to a unit of measure of operating time. In case of an assessment of amounts of data the Megabyte of stored information is accepted to a unit of measure. In this case the user pays that amount of resources which in reality was used by it during certain time. Besides, a cloud computing gives to the user an opportunity if necessary to lift or lower the maximum limits of the allocated resources, using thus elasticity of the provided service.

Conclusion. The user of cloud services does not have need to care for infrastructure which provides operability of the services provided to him. All tasks on setup, elimination of defects, expansion of infrastructure and so forth are undertaken by service provider.

Keywords: information technologies, electronic education, cloud computing, mobile gadgets, tendencies, electronic educational resources, cloud computing, services, platforms.

Введение

Мир меняется. И изменяется он быстрее, чем мы считаем. Информационные технологии - один из самых мощных катализаторов мировых изменений на сегодняшний день.

Мир в 2016 значительно отличается от мира в 2006, и уж тем более, в 1996. Но все же мир 2020 будет еще менее похожим на сегодняшний день. Развитие высокоскоростного Интернета, мобильного покрытия и устройств, сплошное удешевление и многофункциональность гаджетов существенно меняют нашу жизнь день за днем, а к 2020 году и совсем установят господство в нашей жизни.

Материалы и методы Основные предсказуемые тенденции 2020 года: Тенденция 1. Мир в облаках Cloud Computing - это удаленное интернет-пространство для хранения и доступа к данным, а также для проведения различных вычислений. К 2020 году физическое хранение данных и приобретение вычислительных мощностей потеряют ту роль, которая им отведена сейчас. Данные станет не только удобнее хранить «удаленно», но также недорого и безопасно. А вычисления будут производиться настолько быстро, насколько это позволят технологии. Когда вопрос безопасного хранения данных будет решен, не только бизнес, но и частные лица переведут хранение данных в облака [1].

Тенденция 2. Мир всеобщей мобилизации В настоящий момент все больше пользователей выходят в сеть Интернет с помощью мобильных гад-жетов, чем с помощью стационарных компью-теров. К 2020 мобильные устройства смогут не только заметить компьютер, но и стать первым инструментом почти во всех сферах жизнеде-ятельности человека. Уже сегодня электронная почта, презентации, документы, фото и видео, карты, высокоскоростной Интернет и другие сервисы целиком встроены в мобильные устройства. К 2020 мобильные устройства

заменят принтеры, проекторы, платежные системы, удостоверения личности и остальные документы. Преимущества очевидны: гаджеты не занимают много места, легки, удобны в использовании и многофункциональны. Уже сейчас смартфоны используются вместо дорогих специализированных устройств, а в ближайшем будущем это станет нормой [2].

Тенденция 3. Мир на ладони

Смартфон завоевывает место как основной рабочий инструмент, вся необходимая информация содержится в облаках, то нужда в классическом офисе понемногу отпадает. А это сэкономленные часы дороги от дома до офиса, сохранение физического и психического состояния и возможность работать практически из любого места. Уже в настоящее время во многих городах существуют рабочие кластеры: кафе, коворкинг центры и тому подобное. Масса работников работает удаленно, там, где им удобно находиться. Чувство ответственности работников должно вырасти, и главное, чтобы работодатель целиком удостоверился в этом. Преимущества есть и для бизнеса (меньше расходы на офисные помещения, парковки, коммунальные платежи), и для сотрудников (гибкий график, настроенный на достижение результатов) [3].

Тенденция 4. Мир устройств, а не людей

В будущем вам не понадобится иметь много людей вокруг. Вместо этого задайте вопрос, и система предоставит вам всю необходимую информацию. Вместо обычного тренера в фитнес-клубе вы уже сегодня можете пользоваться электронным тренером. К 2020 году большинство традиционных отраслей успешно заменят устройства и виртуальные системы без потери качества.

Когда же придут все эти инновации? Стоит ли ждать 2020 или перемены наступят ещё раньше? Они уже произошли вчера, и поэтому, если вы не хотите отстать от всех этих современных технологий, то необходимо приступать готовиться к ним прямо сейчас.

IT-индустрия на месте не простаивает, поэтому немаловажно влиться в эту волну сейчас, чтобы в дальнейшем было возможно двигаться в прогрессивное будущее. В этой подготовке нужно не забыть о системе образования, которая, прежде всего, и направляет начинающих пользователей к высоким современным технологиям [4].

В настоящее время, при высокоскоростном развитии информационных технологий, у системы образования появился список целей, для достижения которых необходимо использовать эти технологии. Так как только с помощью внедрения ИТ вероятно достижение эффективного управления и функционирования системы образования.

Современные условия показывают, что автоматизированный сбор данных, их обработка и хранение полезны не только для финансово-хозяйственного управления в системе образования. ИТ все чаще являются ядром для управления учебным процессом и обеспечивают его поддержку. Все высшие учебные заведения (ВУЗы) владеют собственными сайтами в сети Интернет. Это дает возможность публиковать информацию, которая рассказывает о ВУЗе, поддерживать связь со студентами, преподавателями, учеными, предприни-мателями и всеми, кто заинтересован в деятельности ВУЗа [5].

Автоматизация затронула и процессы лицензирования и аккредитации. Это дает возможность предоставления отчетных документов в удобном виде и прозрачность принятия постановлений соответствующими ведомствами. Наряду с этим широкое распространение приобрело дистанционное образование, которое обеспечивает получение знаний из любого места и в любое удобное время. Поэтому из всего этого сформировалось понятие «Виртуальный университет» [6].

Значимость электронного образования для учебных заведений стремительно возросла. Облачные вычисления предоставляют учебным заведениям современные возможности для предоставления динамичных и актуальных, основанных на интернет-технологиях приложений для электронного образования. Облачные вычисления обеспечивают высокий уровень обслуживания потребителей и государственных учебных стандартов. Эта технология оказала влияние на архитектуру, существующие сервисы и этапы внедрения учебных курсов. Облачные технологии несут с собой новые риски, но и возможность для учебных заведений и учащихся предоставлять и получать современные сервисы, при этом затрачивая финансы минимально.

Это существенно меняет существующую модель Virtual Learning Environment (VLE, виртуальная учебная платформа), поставляющуюся как комплект инструментов для электронного образования, внедряемый и обслуживаемый IT службами учебного

заведения. А также существенно поменяет систему управления обучением LMS (англ. Learning Management System). Для которой не нужно будет создавать материалы, все материалы уже будут разработаны поставщиками облачных технологий, нужно будет только зарегистрироваться и сделать нужные настройки.

Для образовательных учреждений все больший смысл имеет наполнение информацией и функционал платформ управления виртуальной учебной средой (VLE), называемых иначе системами управления обучением (LMS). Не существует основного определения VLE-систем, так как по мере их внедрения в мировую сеть они пополняют свои возможности и применяют современные ресурсы в виде блогов и др.

У VLE-систем низкий потенциал создания и сохранения генерируемого пользователями контента. Все стремятся обойти те ограничения, которые системы имеют при работе. Поэтому чаще используют платформы, находящиеся в сети и имеющие бесплатную основу использования. Группируя все инструменты, доступные бесплатно, они создают тот самый набор инструментов, необходимый обучающимся. Но все платформы имеют одну общую особенность - это предоставление контента и инструментов обучения группам студентов, изучающим курс в определенный период времени и находящимся в разных уголках мира.

Многие образовательные учреждения считают разработку учебного контента и его распространение в сети Интернет угрозой своему рыночному положению. Но тут есть и преимущества в виде сотрудничества между обучаемыми и преподавателями. И ко всему этому данная среда закрыта от посторонних лиц, что блокирует доступ «незваным» гостям. К тому же присутствует контроль учебного процесса в виде данных о доступе учащихся к системам. Таким образом, имеется возможность повышения уровня качества образовательного процесса, предоставляемых сервисов и контента, а также уровня опыта и усвоения материалов студентами [7].

Выбор программ дистанционного образования на рынке образовательного программного обеспечения велик, они представлены как элементарными HTML страницами, так и платформами с обширным функционалом. Одно из главных требований, предъявляемое к средствам организации дистанционного образования, - это вероятность одновременного управления образовательным процессом и контроль качества получаемых знаний. Выбор программного обеспечения для дистанционного образования реализовывается в соответствии с заявками, целями и задачами заказчиков программного обеспечения.

Главными критериями выбора программных средств дистанционного образования являются [8]:

1. Функциональность: наличие необходимых опций, в числе которых чаты, форумы, управление курсами, анализ активности учащихся и т. п.

2. Стабильность: уровень устойчивости платформы при разнообразных режимах нагрузки, в зависимости от уровня активности пользователей.

3. Дружественный интерфейс: один из основных параметров, сказывающийся на качестве образовательного процесса.

4. Удобный и простой интерфейс администрирования и обновления контента.

5. Цена: формируется из стоимости платформы и стоимости ее сопровождения.

6. Модульность: образовательный курс может состоять из нескольких блоков (модулей) учебного материала, которые при необходимости могут входить в состав других курсов.

7. Масштабируемость: платформа должна иметь возможность расширяться не только при увеличении числа учащихся, но и при введении новых курсов.

8. Мультимедийность: технический потенциал платформы должен давать возможность применения в качестве инструментов обучения текстовые и графические файлы, видео и аудио, анимацию, 3Б-графику и др..

9. Уровень технической поддержки.

Цель задачи - рассмотреть платформы и сервисы электронного образования для учебных заведений.

В зависимости от основного предназначения все платформы дистанционного образования можно условно разделить на:

• коробочные сервисы (как бесплатные готовые решения, так и платные);

• сервисы с определенной арендной оплатой за их использование;

• платформы для проведения разнообразных вебинаров и конференций [9].

Обсуждение

Ниже рассмотрим примеры некоторых платформ.

МооШе

Разработана австралийскими программистами и является одной из популярных в мире, в том числе и в России. Пользователями платформы являются около 20 млн человек, а число созданных в ней курсов подходит к 3 млн. Представляет собой готовое коробочное решение, бесплатна и ее можно свободно скачать в сети Интернет, оплата производится за дополнительные сервисы и место для хранения файлов [10].

IBM Lotus (Workplace Collaborative Learning,

WCL)

Разработка компании IBM. Универсальная, надежная, гибкая и легко масштабируемая платформа для организации дистанционного электронного образования, управления учебными ресурсами и материалами. Может использоваться при повышении квалификации в больших компаниях, а также в учебных заведениях.

Shareknowledge

Разработка компании Competentum. Представляет собой бесплатное коробочное решение. Главное достоинство платформы - это возможность самостоятельной организации всего цикла дистанционного обучения, от разработки курсов, подготовки и проведения до управления занятиями и контроля уровня знаний слушателей. В обучении используются текстовые и мультимедийные файлы. Преподаватели могут выдавать учащимся задания с ограничением времени выдачи, начала и завершения выполнения заданий и пр. Оценка уровня знаний обучающихся реализовывается при помощи электронных тестов.

WebTutor

Программа разработана российским производителем программного обеспечения WebSoft. Платформа комплексной автоматизации бизнес-процессов, связанных с подбором, оценкой, тестированием и обучением персонала, систематизацией и хранением знаний, а также с организацией корпоративных коммуникаций и взаимодействия между сотрудниками. Имеет модульный подход, дающий возможность организовывать на базе комплекта программных модулей легко настраиваемые системы, функции которых зависят от целей, поставленных перед заказчиком. Платформа доступна как в сети Интернет, так и в сети Интранет.

Прометей

Разработка российского производителя программного обеспечения «Виртуальные технологии в образовании». Выступает в роли готового (коробочного) продукта или по желанию заказчика разрабатывается система обучения под требования заказчика, продается по системе Saas. Платформа обладает архитектурой в виде модулей и, соответственно, имеет широкий потенциал для расширения и обновления платформы.

Можно сделать вывод, что имеется два подхода к предоставлению электронного образования: VLE и учебная среда, созданная из множества Web-сайтов. Но существует и третий подход, своим потенциалом способный разрушить оба имеющихся.

Таблица 1 - Сравнение платформ электронного обучения

~~ ---Платформа Функция --- IBM Lotus Moodle WebTutor Shareknowledge Прометей

учет учащихся, возможности их персонализации и разграничения прав доступа к учебным материалам + + + + +

создание и проведение онлайн-курсов + + + + +

ведение отчетности и статистики по обучению + + + + +

контроль и оценка уровня знаний + + + +

анкетирование и создание опросов + +

возможность интеграции с другими информационными системами + + +

Цена + + + + +

Две компании Google и Microsoft стали предлагать сервисы для работников учебных заведений и студентов. Эти сервисы заменяют или дополняют функции институтских систем, таких как электронная почта, обмен мгновенными сообщениями, составление календарного плана; создание и хранение персональных документов, предоставление к ним общего доступа, создание Web-сайтов. Сервисы «Google Apps для учебных заведений» и «Microsoft Live@edu» включают в себя обширный выбор инструментов, которые можно настраивать под потребности пользователя [11].

Google Apps предоставляет набор сервисов Google, но доступный в домене edu. Почтовый сервис Gmail, облачное хранилище Drive, сервисы по созданию таблиц, документов, презентаций и сайтов (Sheets, Docs, Slides и Sites). Поскольку продукт нацелен на охват целого учреждения, предполагается регистрация корпоративного аккаунта на ответственное лицо. Внутри этого аккаунта создаются уже акка-унты пользовательские с разными правами доступа [12].

Microsoft Office 365 для образовательных учреждений позволяет пользоваться всеми возможностями «облачных» служб, помогая экономить время и деньги, а также повышает работоспособность учащихся и сотрудников. C помощью предложения Windows Azure in education преподаватели получают возможность включить в свой учебный процесс одну из наиболее инновационных и быстро развивающихся технологий, как в теоретическую, так и в его практическую часть. При этом данные системы располагаются у внешнего поставщика сервисов, в так называемом «вычислительном облаке» или просто «облаке» [13].

Результаты

Что же такое «облако» (doud) и «облачные вычисления» (doud сomputing)? Cloud computing - это модель предоставления удаленного доступа к разде-

ляемым вычислительным ресурсам, которые физически распределены на многих удалённых устройствах, образующих так называемое облако (cloud) [14].

Основные характеристики облачных вычислений, которые отличают их от других типов вычислений (интернет-ресурсов):

1. Пользователь сам устанавливает необходимое количество ресурсов для работы, будь то количество серверов, время их работы, объем хранилища данных. При этом он не взаимодействует с поставщиков услуг.

2. Все предоставляемые услуги и мощности доступны из любого места земного шара, независимо от платформ, на которых работает пользователь.

3. Все разделенные физически ресурсы, объединены в единое целое с помощью программных платформ, скрывая все это от пользователей, предоставляя доступ любому их количеству.

4. Удобная масштабируемость предоставляемых ресурсов, предоставляет пользователям в любой момент уменьшить или нарастить потребляемые мощности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Оплата производится только за то, что было реально использовано, а не за весь сервис в целом.

Если модель предоставления распределенных и разделяемых конфигурируемых вычислительных ресурсов соответствует вышеизложенным требованиям, то это cloud computing [15].

Облачные технологии предоставляют пользователям различные информационные технологии как сервис доступный в сети Интернет.

Модели развертывания облачных вычислений, то есть cloud computing:

Private cloud (частное облако) - инфраструктура, предназначенная для использования облачных вычислений в масштабе одной организации.

Community cloud (облако сообщества) - облачная инфраструктура, которая предназначена для исключительного использования облачных вычисле-

ний определенным сообществом потребителей от организаций, которые решают общие проблемы.

Public cloud (публичное облако) - инфраструктура, предназначенная для свободного использования облачных вычислений широкой публикой.

Hybrid cloud (гибридное облако) - это комбинация различных облачных инфраструктур (частных, публичных или сообществ), остающихся уникальными объектами, но связанных между собой стандартизованными или частными технологиями, которые обеспечивают возможность обмена данными и приложениями [16].

Сервисные модели облачных вычислений или cloud computing:

Software as a Service (SaaS) - программное обеспечение как услуга. Пользователю доступен сервис в виде веб-форм и приложений, которые развернуты у провайдера услуги. Пользователи могут при этом контролировать не только выбор аппаратных платформ и инфраструктуры, но и выбор конкретного программного обеспечения, а также его настройку.

Platform as a Service (PaaS) - платформа как услуга. Пользователь получает доступ к определенной инфраструктуре с уже настроенным аппаратным и программным обеспечением. Пользователь не может управлять конфигурациями инфраструктуры, но управляет развернутыми приложениями на платформе.

Infrastructure as a Service (IaaS) - инфраструктура как услуга. Пользователь полностью самостоятельно формирует инфраструктуру, которая ему необходима. То есть он пользуется услугой аутсорсинга или аренды мощностей. Пользователь не управляет основной инфраструктурой облака, но управляет операционными системами, хранилищем и развернутыми им приложениями [17].

Заключение

В образовательный процесс применение «облачных технологий» входит с опозданием и еще не нашло обширного использования. Хотя современные студенты и читают об «облачных технологиях», а некоторые и используют отдельные из них в своей личной деятельности. Однако чем раньше преподаватели и другие пользователи начнут применять облачные сервисы в своей работе, тем раньше они приобретут эффективный инструмент для создания персональной траектории обучения, тем эффективнее и интереснее они смогут сделать процесс обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ackermann T. IT Security Risk Management: Perceived IT Security Risks in the Context of Cloud Computing. Springer, 2013. 206 p. ISBN: 3658011149, 9783658011147.

2. Линдеман Е. В. Тенденции развития информационной поддержки отрасли образования и науки

на современном этапе: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gpntb.ru/win/inter-events/crimea2012/ disk/044.pdf

3. Руденко А. Облачные вычисления преобразуют сферу образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mobiledevice.ru/oblachnie-vichisleniia.aspx

4. Медведев А. Облачные технологии: тенденции развития, примеры исполнения // Современные технологии автоматизации. 2013. № 2. С. 6-9.

5. Цветкова В. А., Павловская Е. И снова об открытом доступе к информационным ресурсам как перспективной модели распространения научного знания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gpntb.ru/win/inter-events/crimea2012/disk/027.pdf

6. Силуянов А. В. Реализация эффективных инновационных технологий представления контента в учебном процессе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gpntb.ru/win/inter-events/crimea2012/ disk/134.pdf.

7. Емельянова О. А. Применение облачных технологий в образовании // Молодой ученый. № 3, 2014. С.907-909

8. Сейдаметова З. С., Сейтвелиева С. Н. Облачные сервисы в образовании // Информационные технологии в образовании. 2011. № 9. С. 105-111.

9. Кречетников К. Г. Социальные сетевые сервисы в образовании / Тихоокеанский военно-морской институт им. С. О. Макарова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/ pdf/3(39)_ 45.pdf

10. Электронное образование в облаке [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://distance-learning.ru

11. Нил Склейтер. Облачные вычисления в образовании: Аналитическая записка / Пер. с англ. Институт ЮНЕСКО по информационным техно-логиям в образовании. Москва, 2010.

12. Леонов В. Google Docs Windows Live и другие облачные технологии: за облачными технологиями будущее: как бесплатно работать со своими программами и файлами из любого места и с любого устройства. Москва : Эксмо, 2012. 120 с.

13. Сафонов В. О. Платформа облачных вычислений Microsoft Windows Azure : учебное пособие. Москва : Национальный открытый ун-т «ИНТУИТ», 2013.25 с.

14. Ткаченко В. Облачные вычисления (Cloud computing) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lessons-tva.info/archive/nov031.html

15. Риз Дж. Облачные вычисления / [пер. с англ. О. Кокоревой]. Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2011. 30 с.

16. Широкова Е. А. Облачные технологии // Современные тенденции технических наук : материалы междунар. науч. конф. Уфа, 2011. С. 30-33.

17. Алексеева Т. В. Использование облачных технологий для организации обучающего информационного пространства // Информационно-коммуникационное пространство и человек : материалы II международной научно-практической конференции. Пенза, 15-16 апреля, 2012. С. 77-80.

18. Орлов Г. В скором времени будет создана цифровая облачная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://internetua.com/v-skorom-vremeni-budet-sozdana-cifrovaya-oblacsnaya-biblioteka

19. Adkins S., Belamaric J., Giersch V. et al. Openstack Cloud Application Development. John Wiley & Sons, 2015. 168 p. ISBN-10: 1119194318, ISBN-13: 978-1-119-19431-6.

20. Кузьмина М. В., Пивоварова Т. С., Чупра-ков Н. И. Облачные технологии для дистанционного и медиаобразования. Старая Вятка. 2013. 80 с.

21. Федеральный портал. Российское образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/

REFERENCES

1. Ackermann T. IT Security Risk Management: Perceived IT Security Risks in the Context of Cloud Computing. Springer, 2013. 206 p. ISBN: 3658011149, 9783658011147

2. Lindeman E. V. Tendencii razvitija informa-cionnoj podderzhki otrasli obrazovanija i nauki na so-vremennom jetape: [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://gpntb.ru/win/inter-events/crimea2012/disk /044.pdf

3. Rudenko A. Oblachnye vychislenija preobra-zujut sferu obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.mobiledevice.ru/oblachnie-vichisle-niia.aspx

4. Medvedev A. Oblachnye tehnologii: tendencii razvitija, primery ispolnenija // Sovremennye tehnologii avtomatizacii. 2013. № 2. S. 6-9.

5. Cvetkova V. A., Pavlovskaja E. I snova ob ot-krytom dostupe k informacionnym resursam kak perspek-tivnoj modeli rasprostranenija nauchnogo znanija [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://gpntb.ru/ win/inter-events/crimea2012/disk/027.pdf

6. Silujanov A. V. Realizacija jeffektivnyh inno-vacionnyh tehnologij predstavlenija kontenta v uchebnom processe [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http: //gpntb. ru/win/inter-events/crimea2012/disk/ 134.pdf.

7. Emel'janova O. A. Primenenie oblachnyh tehnologij v obrazovanii // Molodoj uchenyj. № 3, 2014. S.907-909.

8. Sejdametova Z. S., Sejtvelieva S. N. Oblachnye servisy v obrazovanii // Informacionnye tehnologii v ob-razovanii. 2011. № 9. S. 105-111.

9. Krechetnikov K. G. Social'nye setevye servisy v obrazovanii / Tihookeanskij voenno-morskoj institut im. S. O. Makarova. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dos-tupa: http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf

10. Jelektronnoe obrazovanie v oblake [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://distance-learning.ru

11. Nil Sklejter. Oblachnye vychislenija v obrazovanii: Analiticheskaja zapiska / Per. s angl. Institut Ju-NESKO po informacionnym tehnologijam v obrazovanii. Moskva, 20i0.

12. Leonov V. Google Docs Windows Live i dru-gie oblachnye tehnologii: za oblachnymi tehnologijami budushhee: [kak besplatno rabotat' so svoimi programmami i fajlami iz ljubogo mesta i s ljubogo ustrojstva] / Vasilij Leonov. Moskva : Jeksmo, 20i2. i20 s.

13. Safonov V. O. Platforma oblachnyh vychisle-nij Microsoft Windows Azure : uchebnoe posobie. Moskva : Nacional'nyj otkrytyj un-t «INTUIT», 2013. 25 s.

14. Tkachenko V. Oblachnye vychislenija (Cloud computing) [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.lessons-tva.info/archive/nov03i.html

15. Riz Dzh. Oblachnye vychislenija / [per. s angl. O. Kokorevoj]. Sankt-Peterburg : BHV-Peterburg, 2011. 30 s.

16. Shirokova E. A. Oblachnye tehnologii // Sovremennye tendencii tehnicheskih nauk : materialy mezhdunar. nauch. konf. Ufa, 2011. S. 30-33.

17. Alekseeva T. V. Ispol'zovanie oblachnyh teh-nologij dlja organizacii obuchajushhego informa-cionnogo prostranstva // Informacionno-kommunika-cionnoe prostranstvo i chelovek : materialy II mezhduna-rodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza, 15-16 aprelja, 2012. S. 77-S0.

iS. Orlov G. V skorom vremeni budet sozdana cifrovaja oblachnaja biblioteka [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://internetua.com/v-skorom-vremeni-budet-sozdana-cifrovaya-oblacsnaya-biblioteka

19. Adkins S., Belamaric J., Giersch V. et al. Openstack Cloud Application Development. John Wiley & Sons, 2015. 16S p. ISBN-10: iii91943iS, ISBN-13: 97S-i-ii9-1943i-6.

20. Kuz'mina M. V., Pivovarova T. S., Chupra-kov N. I. Oblachnye tehnologii dlja distancionnogo i me-diaobrazovanija. Staraja Vjatka. 2013. S0 s.

21. Federal'nyj portal. Rossijskoe obrazovanie [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http : //www .edu.ru/

Дата поступления статьи в редакцию 10.16.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.