УДК 373.167.1
Жигадло В.Э.1, Одинокая М.А.2, Шередекина О.Л.2
1ЗАО «Институт телекоммуникации», г. Санкт-Петербург, Россия 2Санкт-Петербургскии политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
АННОТАЦИЯ
В статье обсуждается значимость технологий мобильного обучения по сравнению с традиционными методами обучения, позволяющей организовать эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса, спланировать совместную работу, грамотно распределить ресурсы, обеспечить необходимыми инструментами для решения учебных задач. Авторами статьи представлено собственное видение структуры организации учебного процесса в техническом вузе. Рассматриваются наиболее перспективные направления организации самостоятельной работы студентов с использованием мобильных технологий в высшем техническом образовании в России. Анализируется техническая и психологическая готовность студентов к использованию мобильных технологий обучения. В заключении определяется, что технологии мобильного обучения содержат огромный потенциал по их применению в учебном процессе вуза, который, требует дальнейшего изучения, включая разработку программного и методического сопровождения. Выявлено, что возможности использования технологий мобильного обучения в учебном процессе позволяют перенести акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность студента в область формирования образовательной виртуальной среды, где происходит его саморазвитие и самообучение.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Технология мобильного обучения; самостоятельная работа студентов; интерактивность; мобильные приложения; технический вуз.
Zhigadlo V.E.1, Odinokaya M.A.2, Sheredekina О.Л.2
1 Institute of Telecommunications, Saint-Petersburg, Russia 2 Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, Saint-Petersburg, Russia
USAGE OF MOBILE TECHNOLOGIES IN INDEPENDENT STUDENTS' WORK IN
TEACHNICAL UNIVERSITY
ABSTRACT
In the article the importance of mobile education technology than traditional methods that allow to organize an effective interaction of all members of educational process, plan team-work, literate allocate resources, provide tools of nesessity for solving any educational problems is discussed. Aurthors' viewing of organization structure of learning process in technical university is presented. The article deals with the directions of advanced organization of students' independent work with mobile technology usage in technical university. The technical and psychological readiness of students to use of mobile technologies is analyzed. Mobile technologies contain enormous potential in educational application of university that should be investigated further and include software design and methodological support. It is established that the possibilities of the usage of mobile educational technologies allow to deemphasize active pedagogical influence to emphasize the student identity in the virtual educational environment.
KEYWORDS
Mobile technology, students' independent work; interactivity; mobile application; technical university.
В условиях современного развития россиискои системы образования одним из наиболее
актуальных направлении построения информационно-образовательнои среды в техническом вузе
становится разработка новых мобильных технологии. В высшем техническом образовании особую актуальность приобретает внедрение и использование мобильных устройств, которые могут стать дополнением к уже существующим средствам обучения в академическои сфере. Под мобильными технологиями понимается комплекс мобильных приложении, обеспечивающии практически любые нужды современного пользователя мобильных устроиств: от чтения новостеи по различным тематикам, просмотра видео, прямых эфиров и эксклюзивных трансляции, рыночнои информации до социального общения, обмена пользовательским фото и видео, создания собственного контента.
В настоящее время можно условно выделить три уровня предоставления организации учебного процесса: традиционный технологически^ мультимедииныи. Традиционным уровень дает возможность постоянного контакта преподавателя и студента, следовательно, возможность постоянного мониторинга за степенью усвояемости знании и приобретения практических умении, возможность мгновенного реагирования на ошибки и их исправления. Технологически уровень качества образования обусловливает многоканальность поступления учебнои информации, что значительно ускоряет ее освоение и закрепление, повышает роль учения в образовательном процессе и снижает нагрузку на преподавателя. Данныи уровень предполагает использование как устных технологии обучения, так и всего комплекса обучающих технических средств: телевидения, персональных компьютеров. На протяжении последних лет в Гуманитарном институте СПбПУ активно внедряется мультимедииныи уровень качества образования, предполагающии применение учебно-методического обеспечения на электронных носителях, интернет-технологии передачи информации и контроля за ее усвоением, в частности технологии мобильного обучения, что, в свою очередь, позволяет значительно увеличить объем учебнои информации и ее нелокальность. Для моделирования учебного процесса, удовлетворяющего современным требованиям является информационно-образовательная среда, позволяющая всем его участникам эффективно взаимодеиствовать и достигать общих целеи. Такои средои, на наш взгляд, может стать приложения мобильного устроиства. Их использование призвано способствовать усилению мотивации студентов для самостоятельнои познавательнои деятельности.
В последнее время в ряде технических вузов стали применять электронные учебники, разработанные в России, в частности в Санкт-Петербургском политехническом университете имени Петра Великого на платформе LMS MOODLE, например, такие как электронное пособие с углубленным изучением иностранного языка для специальных целеи по темам «Базы данных» и «Теория вероятности» [1]. Создание курса «Модуль профессионально-ориентированного курса по англиискому языку в техническом вузе» [2] с использованием технологии LMS MOODLE в виртуальнои среде СПбПУ является, по существу, созданием виртуального, т.е. существующего в компьютере, учебника. Его преимущества в том, что для обучающегося это удобныи режим обучения, которое может осуществляться в любое время для восполнения возможных пробелов в базовом образовании.
Электронныи учебник посвящен использованию в учебном процессе интерактивных форм проведения занятии в сочетании с внеаудиторнои работои с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Курс является дополнением учебно-методического комплекса дисциплины «Иностранныи язык». Разработанныи интерактивныи курс рассматривается в качестве электронного пособия с углубленным изучением иностранного языка для специальных целеи по темам «Базы данных» и «Теория вероятности». Учебныи материал в электронном учебнике представлен с учетом современных достижении в области вычислительнои техники и теории вероятности по принципу последовательного изложения основных теоретических вопросов - от общих к частным. Студенты СПбПУ использовали мобильные устроиства, позволяющие осуществлять аудиторную и внеаудиторную работу студентов с использованием технологии мобильного обучения.
За последние годы появился ряд отечественных работ авторов, в частности, Н.Н. Васильев, 2015 [3]; С.Г. Ершова, 2016 [4]; Н.Б. Иванова, М.А. Голованова, 20Щ5]; Т.В. Киселева, 2016 [6]; М.А. Одинокая, Н.В. Попова, 2015 [7]; С.Н. Попова, 2015 [8]; В.И. Токтарова, А.Д. Маматова, 2015 [9] и др., в которых рассматривается образовательным потенциал технологии мобильного обучения.
Использование на занятиях мобильных устроиств, таких как портативные смартфоны, планшеты или мобильные телефоны с возможностью подключения к сети Интернет способствует получению доступа к образовательному продукту людям с ограниченными возможностями, значительно интенсифицирует процесс обучения. Современные устроиства позволяют открывать студентам доступ к различным приложениям и сети Интернет, что предоставляет возможность непрерывно пользоваться обширными ресурсами сети и их использование может также стать эффективным средством контроля знании студентов.
Большинство мобильных устройств являются полезными в области образования, управления, организации и преподавания различных дисциплин, а также техническими средствами поддержки обучения для студентов. К основным преимуществам использования мобильных устроиств в образовательном процессе можно отнести: взаимодеиствовать как друг с другом, так и с преподавателем; компактность карманных или планшетных ПК (КПК) и электронных книг, так как они занимают меньше места, чем фаилы, бумаги и учебники, и даже ноутбуки. Распознавание с помощью стилуса или сенсорного экрана становится более наглядным, чем при использовании клавиатуры и мыши. Существует возможность обмена учебными заданиями и совместнои работы; студенты и преподаватели могут посылать учебные материалы по электроннои почте, вырезать, копировать и вставлять, передавать устроиства внутри группы, работать друг с другом, используя инфракрасные функции КПК или беспроводнои сети, например, Bluetooth. Мобильные устроиства могут быть использованы в любом месте, в любое время.
Нами было проведено анкетирование студентов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого с целью определения их техническои и психологическои готовности к использованию мобильных устроиств в учебном процессе. Всего в анкетировании приняли участие 214 испытуемых, студенты по техническим направлениям в институте компьютерных наук и технологии СПбПУ (ИКНТ). Анкетирование показало, что почти все (99,8%) студентов имеют телефоны, 99,8% студентов имеют планшетные ПК или ноутбуки. Техническое оснащение мобильных устроиств студентов позволяет практически всем студентам (99,8%) выходить в сеть Интернет, пользоваться электронными книгами, онлаин словарями, справочниками, проигрывать аудиофаилы.
Анализируя полученные ответы студентов, можно заключить, что достаточно высокии процент студентов используют такие функции мобильных устроиств, как отправка и получение SMS-сообщениями (89%), выходом в сеть Интернет (89%), использование игр (25%), использование приложении (15%), что является закономерным результатом. Все остальные технические возможности устроиств используются существенно ниже. Самыми востребованными студенческими приложениями явились: Evernote, Google Диск и др. приложение работает на устроиствах с Android и IOS и доступно для свободного скачивания в магазинах Google Play и App Store.
Переход на потребление контента с мобильных устроиств дал новыи вызов университетскои информационнои инфраструктуре, в частности СПбПУ, представившии приложение Политех. Одно из главных преимуществ приложения является функция поддержки пользователеи в курсе последних новостеи, в частности, о грантах, конкурсах, семинарах и других событиях университета. Также приложение содержит обновленную информацию об университете, факультетах, студенческих клубах, контактах, последних новостях и грядущих событиях, библиотеку с учебниками в формате e-pub, авторами которых являются преподаватели вуза.
Одним из наиболее популярных приложении для заметок является Evernote, которое на текущии момент времени позволяет пользователю синхронизировать текстовые фаилы, аудио, видео, картинки - с онлаин аккаунтом, что позволяет пользователю осуществить мгновенныи доступ к учебным ресурсам. Пользователь может использовать Evernote в разных целях, начиная от создания простеиших текстовых и рукописных заметок, списков и заканчивая структурированными блокнотами, возможностью сохранять веб-содержимое целиком из браузеров в Evernote и совместнои работы с документами. В программе также реализована функция чата, голосового ввода и менеджера задач благодаря напоминаниям. Для студентов довольно полезнои окажется функция сканирования документов. Также стоит отметить возможность форматирования текста в записях, добавление заметок по email, прикрепление меток и неограниченного количества различных фаилов. Главным же преимуществом сервиса является его кроссплатформенность. Единственным существенным недостатком бесплатнои версии приложения является ежемесячное ограничение для удаленного хранения заметок в сервисе, равное 60 Мб.
Google Диск является как онлаин хранилищем для документов, электронных книг, журналов и прочих фаилов, так и предоставляет ряд дополнительных возможностеи, существенно облегчающих выполнение некоторых задач в учебнои деятельности. Большинство приложении имеют интеграцию именно с сервисом от Google, что обуславливает выбор этого облачного хранилища. В распоряжение пользователя предоставляется 15 Гб свободного пространства для решения текущих учебных задач. С помощью Google Диска можно хранить и просматривать фото-, видеоматериалы, делиться ссылками на фаилы, делать их доступными офлаин, добавлять пользователеи для совместного доступа к документам. Преимуществом облачного сервиса Google Диск является возможность создавать текстовые документы, таблицы и презентации в форматах, совместимых с Microsoft Office, а благодаря интеграции утилиты PDF Viewer в сервис, пользователи
могут просматривать PDF-фаилы без помощи сторонних приложении. Кроме того, стоит отметить еще одну полезную функцию для студентов - многостраничное сканирование документов в PDF с последующим распознаванием содержимого текста. Таким образом, самостоятельно студенты технического вуза регулярно используют возможности мобильных устроиств для обучения.
Приложение Stepik, разработанное Кириллом Макаровым и Александром Карповым -студентами третьего курса факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ и стажерами. Stepic.org является мобильнои платформои с открытыми онлаин-курсами. Курсы состоят из видео-лекции и практических задании, которые можно проходить в любое удобное вам время. Все учебные материалы доступны для просмотра оффлаин. На Stepik.org представлены популярные онлаин-курсы от ведущих ИТ-компании и университетов: Computer Science Center, Академия Яндекса, Mail.Ru Group, Академическии университет РАН, Европеискии университет в Санкт-Петербурге, Институт биоинформатики, ВШЭ, МФТИ, МИСиС и другие образовательные организации, компании и преподаватели.
Одним из ведущих доступных русскоязычных открытых онлаин приложении является Национальным открытым университет (НОУ) «ИНТУИТ» (Россия, http://www.intuit.ru). Открытое онлаин приложении «ИНТУИТ» предлагает онлаин-курсы и видео-занятия по различным дисциплинам, а также предоставляет возможность проверять усвоение учебнои информации. Суммарно предсталено более 700 учебных курсов по компьютерным наукам, информационным технологиям, математике, физике, экономике, менеджменту и другим учебным дисциплинам. Видеотека проекта насчитывает несколько тысяч часов лекции известных профессоров и докладов ученых. Каждым учебным курс снабжен теоретическим материалом, представленным в виде лекции; обязательным тестирование предусмотренным после каждои лекции; практикум, на котором рассматривается решение типовых задач; задания для самостоятельнои работы; контрольные работы; экзамен в форме комплексного теста по завершению каждого курса). По итогам программ и курсов выдаются собственные официальные дипломы (негосударственного образца) в соответствии с полученнои лицензиеи на образовательную деятельность.
В настоящее время также получило распространение такое явление образовательного процесса, как дистанционное обучение, которое подразумевает взаимодеиствие преподавателя и обучающихся между собои на расстоянии, отражающее все компоненты образовательного процесса. Дистанционное обучение реализуется специфичными средствами Интернет-технологии или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Мобильные устроиства стали ключом к дистанционному обучению. Благодаря распространению их использования, обучающиеся могут получать образование за пределами университета. Большинство приемов традиционнои педагогики может быть реализовано дистанционным способом. Мобильные устроиства становятся незаменимым средством обучения. Мобильные устроиства могут использоваться как дополнение к реальным программам обучения. Мобильные устроиства позволяют получать информацию где угодно, но в соответствии с реальнои программои обучения. Поэтому обучающиеся могут заниматься в любом месте и в удобное время.
Таким образом, мобильное обучение сегодня представляет возможности для эффективнои организации обучения вне зависимости от времени и места, что наилучшим образом отвечает идее о непрерывном образовании в течение всеи жизни. Мобильное обучение, являясь следствием развития новеиших мобильных технологии, способствует модернизации системы языкового образования высшеи школы. Повсеместное неупорядоченное использование мобильных устроиств обучающимися на занятиях свидетельствует о необходимости разработки специальных технологии мобильного обучения. Только это поможет использовать мобильное обучение в нужном русле и повысить эффективность обучения различным университетским дисциплинам.
Рассмотрение технологии мобильного обучения показывает широкое их распространение в высшеи школе. Все исследователи считают их достаточно эффективными для модернизации высшего образования. Мобильные устроиства могут использоваться как дополнение к реальным программам обучения и значительно повысить степень интерактивности при обучении определенным дисциплинам. Назревает необходимость рассмотрения потенциала по эффективному использованию технологии мобильного обучения, включающего разработку программного и методического сопровождения.
Литература
1. Модуль профессионально-ориентированного курса по английскому языку в техническом вузе. Сост. Алмазова Н.И., Коган М.С., Нестеров С.А., Одинокая М.А., Попова Н.В., Фирсов А.Н. Электронный курс LMS MOODLE [Electronic resourse] / - 2015: http://dl.spbstu.ru/course/view/php?id=3667 (дата обращения: 14.10.2016).
2. Интерактивный курс «Модуль профессионально-ориентированного курса по английскому языку в техническом вузе» Сост. Aлмазова H.R, Коган М.С., Астеров С.A., Одинокая M.A., Попова H^., Фирсов A.H. Электронный курс LMS MOODLE [Electronic resource] | - 2015: http:||dl.spbstu.ru|course|view.php?id=3667 (дата 28.08.16).
3. Васильев H.H. Применение мобильных технологий в обучении иностранному языку в условиях информатизации образования, 2015. - С. 368-372.
4. Ершова С.Г. Обучение современным IT-технологиям, ориентированным на использование в мобильных устройствах || ^вые информационные технологии в образовании, 2016. - C. 396-398.
5. 5.Иванова H^., Голованова M.A. Применение мобильных IT технологий в непрерывном обучении || Информационные технологии в образовании, 2015. - 223-225.
6. Киселева Т.В. Электронное обучение с применением мобильных технологий || Теория и практика приоритетных научных исследований, 2016. - С.67-68.
7. Одинокая M.A., Попова ^В.Современные технологии интерактивного обучения в многопрофильном вузе || Изд-во полиехн. Ун-та, Санкт-Петербург. 2016. - 258 с.
8. 8.Попова H.C Мобильное обучение как новая технология обучения иностранному языку студентов вузов (на примере томского политехнического университета) || Приволжский научный вестник, №4-2(44), 2015. - С. 49-52.
9. 9.Токтарова В.И., Маматова A^. Мобильные технологии в условиях информационно-образовательной среды контекстного типа || Современные информационные технологии и ИТ-образование, 2015. - С. 76-81.
References
1. Modul' professional'no-orientirovannogo kursa po anglijskomu jazyku v tehnicheskom vuze. Sost. Almazova N.I., Kogan M.S., Nesterov S.A., Odinokaja M.A., Popova N.V., Firsov A.N. Jelektronnyj kurs LMS MOODLE [Electronic resourse] | - 2015: http:||dl.spbstu.ru|course|view|php?id=3667 (data obrashhenija: 14.10.2016).
2. Interaktivnyj kurs «Modul' professional'no-orientirovannogo kursa po anglijskomu jazyku v tehnicheskom vuze» Sost. Almazova N.I., Kogan M.S., Nesterov S.A., Odinokaja M.A., Popova N.V., Firsov A.N. Jelektronnyj kurs LMS MOODLE [Electronic resource] | - 2015: http:||dl.spbstu.ru|course|view.php?id=3667 (data 28.08.16).
3. Vasil'ev N.N. Primenenie mobil'nyh tehnologij v obuchenii inostrannomu jazyku v uslovijah informatizacii obrazovanija, 2015. - S. 368-372.
4. Ershova S.G. Obuchenie sovremennym IT-tehnologijam, orientirovannym na ispol'zovanie v mobil'nyh ustrojstvah || Novye informacionnye tehnologii v obrazovanii, 2016. - C. 396-398.
5. 5.Ivanova N.B., Golovanova M.A. Primenenie mobil'nyh IT tehnologij v nepreryvnom obuchenii || Informacionnye tehnologii v obrazovanii, 2015. - 223-225.
6. Kiseleva T.V. Jelektronnoe obuchenie s primeneniem mobil'nyh tehnologij || Teorija i praktika prioritetnyh nauchnyh issledovanij, 2016. - S.67-68.
7. Odinokaja M.A., Popova N.V.Sovremennye tehnologii interaktivnogo obuchenija v mnogoprofil'nom vuze || Izd-vo poliehn. Un-ta, Sankt-Peterburg. 2016. - 258 s.
8. 8.Popova N.S. Mobil'noe obuchenie kak novaja tehnologija obuchenija inostrannomu jazyku studentov vuzov (na primere tomskogo politehnicheskogo universiteta) || Privolzhskij nauchnyj vestnik, №4-2(44), 2015. - S. 49-52.
9. 9.Toktarova V.I., Mamatova A.D. Mobil'nye tehnologii v uslovijah informacionno-obrazovatel'noj sredy kontekstnogo tipa || Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie, 2015. - S. 76-81.
Поступила 14.10.2016
Об авторах:
Жигадло Вaлeнтин Эдуардович, доктор технических наук, профессор, ЗAО «Институт телекоммуникации», [email protected];
Одинокая Мария Aлeксaндpовнa, кандидат педагогических наук, доцент кафедры англииского языка для физико-математических направлении Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, [email protected];
Шepeдeкинa Оксана Aнaтольeвнa, старшии преподаватель кафедры англииского языка для физико-математических направлении Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, [email protected].