Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА / СЕЛЬСКИЙ УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асадуллин Раиль Мирваевич, Сергиенко Иван Викторович, Сергиенко Елена Борисовна, Крымова Миляуша Айратовна

Цель статьи - оценить готовность сельского учителя к применению цифровых и интернет-технологий в профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования и предложить систему мер по его поддержке. Материалы и методы исследования: анкета, содержащая вопросы о реализации учебного процесса в цифровой образовательной среде и его методическом обеспечении, о противодействии деструктивным течениям в интернет, о разработке цифрового образовательного контента с применением цифровых и интернет-технологий. Исследование проведено с применением онлайн-сервиса для создания формы опроса, сбора и обработки полученных данных (Google Forms). Количество сельских учителей, принявших участие в исследовании, 2336 чел. Результаты исследования: разработана модель формирования готовности сельского учителя для реализации профессиональной деятельности в условиях цифровой образовательной среды. Результаты диагностики и самодиагностики уровня сформированности цифровой компетентности сельского учителя показали качественное изменение: переход большего количества учителей на уровень самостоятельного применения цифровых технологий и уровень оказания консультационной помощи в применении цифровых технологий коллегам. Область применения: образовательный процесс сельской школы в условиях цифровой образовательной среды. Выводы: применение цифровых и интернет технологий в профессиональной деятельности сельского учителя требуют дополнительной подготовки, самообразования и сформированной готовности к самостоятельному проектированию и реализации учебного процесса в цифровой образовательной среде. Развитие цифровой образовательной среды, эффективное применение цифровых технологий в профессиональной деятельности учителя ставит новую задачу перед всем педагогическим сообществом, направленную на формирование системы наставничества, способствующей повышению эффективности и качества процесса подготовки учителя в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асадуллин Раиль Мирваевич, Сергиенко Иван Викторович, Сергиенко Елена Борисовна, Крымова Миляуша Айратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A VILLAGE TEACHER

Purpose of the study: to assess the readiness of a rural teacher to use digital and Internet technologies in professional activities in a digital educational environment. Materials and research methods: a questionnaire containing questions about the implementation of the educational process in a digital educational environment and its methodological support, about countering destructive currents in the Internet, about the development of digital educational content using digital and Internet technologies. The study was conducted using an online service for creating a survey form, collecting and processing the received data (Google Forms). The number of rural teachers who took part in the study was 2336 people. Research results: a model has been developed for the formation of a rural teacher's readiness for the implementation of professional activities in a digital educational environment. The results of diagnostics and self-diagnostics of the level of formation of the digital competence of a rural teacher showed a qualitative change: the transition of more teachers to the level of independent use of digital technologies and the level of consulting assistance in the use of digital technologies to colleagues. Scope: the educational process of a rural school in a digital educational environment. Conclusions: the use of digital and Internet technologies in the professional activities of a rural teacher requires additional training, self-education and a formed readiness for independent design and implementation of the educational process in a digital educational environment. The development of a digital educational environment, the effective use of digital technologies in the teacher's professional activity poses a new challenge for the entire pedagogical community, aimed at creating a mentoring system that will improve the efficiency and quality of the training process in modem conditions.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND E-EDUCATION

Педагогическийжурнал Башкортостана. 2021. № 4. С. 76-91. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2021; (4): 76-91.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Научная статья УДК 37:004

DOI: 10.21510/1817-3292-2021-94-4-76-91

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ

Раиль Миреаееич Асадуллин1, Иван Викторович Сергиенко2, Елена Борисовна Сергиенко3, Миляуша Айратовна Крымова4

1,2,3,4 Башкирский государственный педагогический университет им.М. Акмуллы, Уфа, Россия, [email protected]

Аннотация. Цель статьи - оценить готовность сельского учителя к применению цифровых и интернет-технологий в профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования и предложить систему мер по его поддержке. Материалы и методы исследования: анкета, содержащая вопросы о реализации учебного процесса в цифровой образовательной среде и его методическом обеспечении, о противодействии деструктивным течениям в интернет, о разработке цифрового образовательного контента с применением цифровых и интернет-технологий. Исследование проведено с применением онлайн-сервиса для создания формы опроса, сбора и обработки полученных данных (Google Forms). Количество сельских учителей, принявших участие в исследовании, 2336 чел. Результаты исследования: разработана модель формирования готовности сельского учителя для реализации профессиональной деятельности в условиях цифровой образовательной среды. Результаты диагностики и самодиагностики уровня сформированное™ цифровой компетентности сельского учителя показали качественное изменение: переход большего количества учителей на уровень самостоятельного применения цифровых технологий и уровень оказания консультационной помощи в применении цифровых технологий коллегам. Область применения: образовательный процесс сельской школы в условиях цифровой образовательной среды. Выводы: применение цифровых и интернет технологий в профессиональной деятельности сельского учителя требуют дополнительной подготовки, самообразования и сформированной готовности к самостоятельному проектированию и реализации учебного процесса в цифровой образовательной среде. Развитие цифровой образовательной среды, эффективное применение цифровых технологий в профессиональной деятельности учителя ставит новую задачу перед всем педагогическим сообществом, направленную на формирование системы наставничества, способствующей повышению эффективности и качества процесса подготовки учителя в современных условиях.

Ключевые слова: цифровые технологии, интернет-технологии, цифровая образовательная среда, система наставничества, сельский учитель © Асадуллин P.M., Сергиенко И.В., Сергиенко Е.Б., Крымова М.А., 2021

Благодарности: статья выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения №073-03-2021-015/2 от 21.07.2021 г. на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Исследование и разработка методических рекомендаций по применению современных цифровых и интернет технологий на примере сельских и малокомплектных школ в части обеспечения качественного образовательного процесса (предлагается реализация в сетевом формате)».

Для цитирования: Асадуллин P.M., Сергиенко И.В., Сергиенко Е.Б., Крымова М.А. Цифровые технологии в профессиональной деятельности сельского учителя // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. №4(94). С. 76-91.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND E-EDUCATION

Original article.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF

A VILLAGE TEACHER

Rail M. Asadullin1, Ivan V. Sergienko2, Elena B. Sergienko3, Milyausha A. Krymova4 1,2,3,4 Bashkir State Pedagogical University n.a.M. Akmulla, Ufa, Russia, [email protected]

Abstract. Purpose of the study: to assess the readiness of a rural teacher to use digital and Internet technologies in professional activities in a digital educational environment. Materials and research methods: a questionnaire containing questions about the implementation of the educational process in a digital educational environment and its methodological support, about countering destructive currents in the Internet, about the development of digital educational content using digital and Internet technologies. The study was conducted using an online service for creating a survey form, collecting and processing the received data (Google Forms). The number of rural teachers who took part in the study was 2336 people. Research results: a model has been developed for the formation of a rural teacher's readiness for the implementation of professional activities in a digital educational environment. The results of diagnostics and self-diagnostics of the level of formation of the digital competence of a rural teacher showed a qualitative change: the transition of more teachers to the level of independent use of digital technologies and the level of consulting assistance in the use of digital technologies to colleagues. Scope: the educational process of a rural school in a digital educational environment. Conclusions: the use of digital and Internet technologies in the professional activities of a rural teacher requires additional training, self-education and a formed readiness for independent design and implementation of the educational process in a digital educational environment. The development of a digital educational environment, the effective use of digital technologies in the teacher's professional activity poses a new challenge for the entire pedagogical community, aimed at creating a mentoring system that will improve the efficiency and quality of the training process in modern conditions.

Keywords: digital technologies, Internet technologies, digital educational environment, mentoring system, rural teacher

Achnowledgments: The article was carried out within the framework of the state assignment of the Ministry of Education No. 073-03-2021-015 / 2 dated July 21, 2021 for the implementation of research work on the topic «Research and development of methodological recommendations on the use of modern digital and Internet technologies on the example of rural and small-scale schools in terms of ensuring a high-quality educational process (implementation in a network format is proposed)».

For citation: Asadullin R.M., Sergienko I.V., Sergienko E.B., Krymova M.A. Digital technologies in the professional activity of a village teacher. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana=Pedagogical journal of Bashkortostan. 2021; 94(4): 76-91. (In Russ)

Введение. Современное российское образование характеризуется многочисленными изменениями, которые в той или иной степени затрагивают сельскую школу. Последняя, в свою очередь, остро нуждается в научных разработках, направленных на формирование современной цировой образовательной среды. Очевидно, что школа, функционирующая в традиционных формах, не способна удовлетворить возросшие потребности сельской молодежи в качественном образовании. Таким образом, проявляется несоответствие содержания и принципов организации деятельности сельской общеобразовательной организации изменившимся социально-экономическим запросам общества. Материально-техническая база школ на селе обновляется медленно и не повсеместно отсутствует система распределения выпускников педагогических вузов в сельские поселения, снижается качество образовательного процесса, потеряны связи с научными центрами, которые еще недавно были постоянными партнарами сельской школы в научно-методическом обеспечении и сопровождении инновационного развития таких образовательных организаций.

Вместе с тем в многочисленных исследованиях (А.Г. Асмолов, Ю.Д. Бабаева, A.C. Гаязов, Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, А.П. Ершов, Г. Клейман, А.Ю. Кравцов, A.A. Кузнецов, C.B. Панюкова, С. Пейперт, И.В. Роберт, А.Л. Семенов, А.Н. Сергеев, Б.Х.Сендов, А.Ю. Уваров) наряду с повышением роли образования в экономике и социальной сфере отмечается ведущее значение цифровой образовательной среды (ЦОС) как важнейшей тенденции развития образования. Таким образом, возникает объективная необходимость во внедрении цифровых инструментов и технологий в традиционные образовательные программы и в формирование модели смешанного обучения.

Современная школа должна обеспечивать достижение каждым обучаемым заданного уровня образовательной подготовки. При этом вербальный процесс передачи информации все чаще замещается на информацию, преобразованную в компьютерной графике. Вместо печатных источников, обучающимся предлагается использовать глобальную сеть Интернет. Но, как показывает практика, применение цифровых технологий в сельской школе затрудняется в связи с недостаточным владением педагогами IT-компетенциями. В то же время и самой системе образования требуется научно-теоретическое обоснование процессов цифровой трансформации школы и специальное исследование проблем подготовки учителей к работе в новой реальности.

Теоретический анализ проблемы и изучение практики работы учителей сельских школ свидетельствуют о том, что отечественной

педагогической науке необходимо пересмотреть приоритеты проводимых исследований в пользу тех, которые направлены на выявление специфических условий формирования информационно-коммуникационных компетенций сельского учителя.

Проблемы использования информационных технологий в образовании достаточно широко исследованы в работах В.А. Адольфа, Ю.С. Барановского, В.Н. Васильевой, В.В. Воронова, М.А. Горюновой, В.А. Извозчикова, М.Б. Лебедева, Д.Ш. Матроса, Т.С. Моспан, И.В. Роберт, А.Н. Сергеева, А.Н. Тихонова, В.П. Топоровского и др. Эти ученые едины во мнении о том, что в процессе информатизации образования принципиально меняются все компоненты методической системы обучения, а в качестве его приоритетных целей выступают информационно-коммуникационные компетентности, определяющие эффективную деятельность современного учителя. Формирование ИКТ-компетентности в качестве метапредметного результата освоения основной образовательной программы зафиксировано во ФГОС основного общего образования второго поколения, а также ФГОС по направлениям и специальностям педагогического образования и профессиональном стандарте педагога.

Указывая на важность формирования цифровой компетентности учителя, М.А. Горюнова, М.Б. Лебедева и В.П. Топоровский утверждают, что «на цифровой грамотности базируется цифровая компетентность педагога» [1, 84]. По мнению В.П. Колыхматова, основу цифровой грамотности педагога составляют «эффективное использование новых цифровых технологий», «эффективная ориентация в Интернете...», «умение создавать новый образовательный контент, интерактивный учебный материал в цифровой среде» [2, 59]. Т.С. Моспан отмечает, что для работы в цифровой образовательной среде необходимо иметь профессионально важные качества, которые позволяют учитывать особые условия цифровой среды [3].

Мы в своих публикациях неоднократно отмечали, что в условиях удаленного обучения необходимо добиваться развития школьников как субъектов самостоятельной учебной деятельности и формирования субъектной педагогической позиции учителей [4]. Однако в настоящее время школы еще не в полной мере реализуют имеющиеся возможности организации электронного образовательного процесса, и основное внимание педагогов направлено преимущественно на использование имеющихся ресурсов, широко представленных на различных цифровых платформах, что не способствует поддержке выского уровня качества образования, особенно на селе. Практика показала, что цифровые образовательные ресурсы используются бессистемно и фрагментарно, очевидно, вследствие недостаточного владения педагогами информационно-коммуникативными компетенциями, слабой

материальной базы школ и отсутствия необходимого учебно-

методического сопровождения профессиональной деятельности учителя в условиях цифровой трансформации образования.

Вместе с тем, как показывают наши исследования, в переиод пандемии короновируса, затронувшей все сферы жизни людей, педагоги продемонстрировали высокую заинтересованность в освоении цифровой техники и овладении цифровыми технологиями. Сельские учителя также отмечают потребность в овладении способами кооперации и сетевого взаимодействия в цифровой образовательной среде, в развитии способности адаптироваться к новым условиям своей профессиональной деятельности, возникшим в связи с информатизацией и цифровизацией образования.

Методика исследования. В целях изучения уровня готовности сельского учителя к применению цифровых технологий и разработке мер научно-методического сопровождения его профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования, сотрудниками Научно-исследовательского института стратегии развития образования БГПУ им. М. Акмуллы выполнялась работа в рамках проекта «Исследование и разработка методических рекомендаций по применению современных цифровых и интернет технологий на примере сельских и малокомплектных школ в части обеспечения качественного образовательного процесса». В соответствии с задачами исследования с января по апрель 2021 г. был проведен социологический опрос педагогов общеобразовательных организаций республики, проанализирована практика использования цифровых образовательных ресурсов педагогами сельских школ, осуществлено опытно-экспериментальное моделирование условий формирования информационно-комуникационных комптенций сельского учителя в процессе его профессиональной деятельности, изучены возможности сетевого взаимодействия в цифровой образовательной среде региона.

Рисунок 1. Распределение применения цифровых инструментов и технологий в процессе подготовки к учебным занятиям, в %

Общее число опрашиваемых учителей сельской школы составило 2336 человек. Цель опроса - субъективная оценка и самооценка сельскими учителями уровня ИКТ-компетенций, выявление условий применения в сельской школе цифровых и интернет-технологий, а также мониторинг научно-методического обеспечения и сопровождения деятельности сельской школы в условиях цифровой трансформации образовательной среды региона.

Результаты анкетирования показали, что 73 % учителей относительно свободно используют цифровые устройства (компьютер, ноутбук, смартфон, планшет) без помощи коллег, либо технических специалистов. Им не требуется дополнительная научно-методическая поддержка. Однако более четверти респондентов подтвердили, что нуждаются в специальной поддержке при использовании цифровых устройств для реализации образовательного процесса.

Анализ показал (рис. 1), что в период пандемии короновируса в ходе подготовки к занятиям учителя использовали программное обеспечение различных медийных платформ, приложений, облачных сервисов. Популярным программным обеспечением является Zoom, его применяют 38 % учителей. Самым используемым приложением отмечен WhatsApp, им пользуются 84% опрошенных. Наиболее часто респондентами применяются облачные сервисы «Google Презентации» (20%), «Google Документы» (20%) и «Google Таблицы» (16%). Среди

образовательных платформ активно используется «Учи.ру» (33%) и «Videouroki» (32%).

и

>4 I ¡I 20

I | I 1 1

2 ■ 1 III..

# у S //f /

Рисунок 2. Распределение применения цифровых инструментов и технологий в процессе проведения учебных занятий, в %

В организации образовательного процесса в онлайн-режиме программное обеспечение Zoom использовали 55 % сельских учителей, приложение WhatsApp - 41%, образовательные платформы «Учи.ру» и «Videouroki» соответственно 24 % и 21 % сельских педагогов. Среди облачных сервисов наиболее популярны «Google Презентации» (17 %), «Google Документы» (7 %) и «Google Таблицы» (6 %) (рис. 2).

Важной составляющей в организации дистанционного образования явилось представление информации в наглядно-образной форме. Зрительная презентация учебного материала, по мнению учителей, в наибольшей степении соответствует привычным способам получения информации обучающимися. Необходимо отметить, что в период пандемии существенно изменились привычки и установки самих учителей. Они стали активно использовать цифровые средства визуализации учебного материала.

Таким образом, можно утверждать, что использование различных способов визуализации в образовательном процессе, подбор инструментов и методик, позволяющих представить учебный материал в наглядном и удобном для школьников виде, органично вписались в профессиональную деятельность учителя и стали ее значимым атрибутом.

Так, для подготовки тексто-графических и мультимедийных материалов к урокам 74 % опрошенных учителей использовали программное обеспечение Microsoft PowerPoint. При этом 7 % респонднтов указали на то, что они испытывают большие затруднения в разработке цифровых средств наглядного представления учебного материала, а 19 % учителей нуждаются в сопровождении более опытных коллег для этих целей. Примечательно, что 57 % опрошенных учителей подтвердили умение создавать таблицы в программном обеспечении Microsoft Excel и использовать их на уроках. С посторонней помощью эту работу могут выполнять 31 % респондентов. И только 7 % учителей не обладают данными умениями.

2

■ Использую ежедневно I Использую часто ■ Не использую

Рисунок 3. Использование электронной почты в профессиональной деятельности учителя, в %

Хорошо работают с текстовым редактором в программном обеспечении Microsoft Word 91 % респондентов. Сторонняя помощь для создания текстовых материалов требуется 7 % учителей. Не умеют работать с программным обеспечением 2 % респондентов. Как показал опрос и изучение практики работы сельского учителя, для них уже стало привычным использование электронной почты. Постоянно работают с данным сервисом 98 % респондентов (рис. 3).

Однако анализ уровня цифровой грамотности педагогов, их мотивации, адаптивности к условиям разития цифровых технологий в образовании показывает необходимость активного научно-методического сопровождения профессиональной педагогической деятельности сельского учителя, организации процесса самостоятельного освоения педагогами информационных образовательных ресурсов и применения цифровых инструментов в работе со школьниками. Более 20 % учителей признались, что они нуждаются в создании специальных и подробных рекомендаций по эффективному использованию цифровых технологий и инструментов. Относительно удовлетворительным, по их мнению,

является методическое обеспечение работы в Zoom и приложении WhatsApp, тогда как другие цифровые сервисы не обеспечены зекомендациями для работы учителя (рис. 4).

58

37

15

21 21

I

11

III

7 7

I I

4 4

^ >

&

*i4

f ¿г

& ж

/gy Л' О ^

/ 0==' "" о0 °

Рисунок 4. Обеспеченность методическими рекомендациями по работе с цифровыми

технологиями, инструментами и сервисами, в %

Вместе с тем учителя отмечают невысокое качество уже имеющихся методических средств. Более 60 % опрошенных отметили, что свободно пользуются ими, но при этом им самим приходиться адаптировать их к условиям цифровой образовательной среды. «Написано подробно, но не понятно» - ответили 12 % учителей, 4 % затруднялись в использовании. Такие результаты позволяют говорить о необходимости обновления имеющихся ресурсов научно-методического обеспечения, учитывающего уровень профессиональной компетентности сельского учителя и специфику организации электронного обучения в сельской школе. Рекомендации, которые сегодня имеются в сельской школе, касаются в основном общих тем организации педагогической деятельности, тогда как учителя нуждаются в разработке электронного контента, организационнных и психолого-педагогических условий их применения.

Цифровые технологии и соременная учебно-материальная база школ практически создали совершенно новую многоаспектную целостную социально-психологическую образовательную реальность, которая потребовала обеспечение школы и учителя необходимыми материальными, организационнными, психолого-педагогическими

условиями, современными технологиями и программно-методическими средствами обучения. Следует отметить, что учительство не дрогнуло перед новыми вызовами, которые были созданы пандемией и развитием цифрового мира. Однако учителя нуждаются в научно обоснованных и вывереннных педагогической практикой рекомендациях для выполнения педагогической деятельности в условиях организации смешанного обучения.

отсутствие в сельской школе наставника в области применения цифровых н интернет-технологий и их безопасности

потребность в актуализации и более углубленных знаниях, умениях и навыках применения цифровых и интернет-технологий в образовательном процессе, работе в цифровой образовательной среде

отсутствие современного качественного методического обеспечения для ор ганиз ации учебного пр оцесса и применения цифровых технологий в цифровой образовательной среде

слабая, не всегда устойчивая Интернет-связь

22

70

Рисунок 5. Иерархия проблем реализации профессиональной деятельности сельского учителя в условиях цифровой образовательной среды, в %

В целом опрос позволил выстроить иерархию проблем, с которыми сталкиваются сельские учителя в организации онлай-обучения (рис. 5). Первая проблема состоит в устойчивости интернет-связи. Данное препятствие как первоочередное назвали 70 % респондентов. Вторая проблема связана с отсутствием современного качественного методического обеспечения организации учебного процесса и применения цифровых технологий. Ее отметили 40 % опрошенных. Третья проблема, по мнению 33 % респондентов, заключается в недостатке знаний, умений и навыков работы в цифровой образовательной среде. Четвертая проблема обусловлена отсутствием в сельской школе наставника в области применения интернет-технологий и электронной безопасности (22 %).

Проблема наличия и применения устойчивого и высокоскоростного интернета в образовательном процессе сельской школы носит комплексный характер и решается путем создания современной инфраструктуры цифрового образования и подключения информационных сетей школ к широкополосному интернету. Данная

проблема носит временный характер, поскольку уже в течение текущего года ко всем школам республики должен быть подведен широкополосный интернет, а к 2024 году все образовательные организации планируется оснастить современной цифровой техникой.

В то же время задача формирования новых компетенций современного учителя для проектирования и реализации образовательного процесса в цифровой образовательной среде является ключевой и требует системного подхода. Для этого необходима разработка педагогической модели формирования готовности сельского учителя к работе в условиях цифровой трансформации сельской школы (рис. 6), которая позволит педагогам приобрести необходимые профессиональные комптенции.

В ходе исследования участниками проекта были апробированы программы дополнительного профессионального педагогического образования «Реализация цифровых и интернет-технологий в профессиональной деятельности сельского учителя», «Разработка электронных учебных материалов в условиях реализации цифровых и интернет-технологий», «Применение цифровых и интернет-технологий противодействия деструктивным течениям в профессиональной деятельности сельского учителя», «Учитель-наставник в условиях цифрового образовательного процесса». При этом содержание программ и логика их изучения учитывали уровень профессиональной и информационно-комуникационной компетентности учителей и были нацелены на освоение методов и инструментов предупреждения рисков, связанных с работой в цифровой образовательной среде, способов противодействия деструктивным явлениям, а также на совершенстование навыков владения цифровыми технологиями, применения облачных сервисов различного программного обеспечения и приложений, необходимых для организации современного образовательного процесса.

Программа «Разработка электронных учебных материалов в условиях реализации цифровых и интернет-технологий» была направлена на формирование основ конструирования и разработки электронного контента, размещения учебной информации в системе дистанционного обучения, применения технических средств, электронных образовательных и информационных ресурсов, цифровых и интернет-технологий в цифровой образовательной среде.

Сельский учитель

Учитель-наставник в области в области применения цифровых и интернет технологий

Рисунок 6. Модель формирования готовности сельского учителя к работе в цифровой образовательной среде

Апробация указанных образовательных программ показала их ээфективность при определенных организационных и психолого-педагогических условиях, которые в комплексе должны обеспечивать:

- субъектную позицию всех участников образовательных отношений;

- смещение акцентов в оценке качества профессиональной деятельности учителя от процессуальных характеристик к результатам образовательного процесса, выраженным в показателях развития обучающихся;

- информирование всех участников образовательного процесса о результатах их профессиональной деятельности;

- обратную связь с разработчиками программ;

- сетевое взаимодействие учителей и авторов программ.

Таким образом, работа по вооружению учителей новыми инструментами и техологиями цифровой педагогики представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий по анализу и обработке данных, характеризующих качество образовательного процесса и педагогической деятельности учителей сельской школы, формирование банка материалов, необходимых для развития их профессиональных 1Т-компетенций.

Важными направлениями выступают повышение информационной культуры учителей, расширение коммуникативных и информационных возможностей общеобразовательной организации, повышение доступности информационных ресурсов участников образовательных отношений, обеспечение сельской школы необходимыми программами, проектами и передовым опытом развития образования.

Заключение. Анализ эффективности дополнительного профессионального педагогического образования, проведенный на основе входной и выходной диагностики, позволил выделить три уровня сформированности ИКТ-компетентности учителей:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- реализация профессиональной деятельности с применением цифровых технологий, инструментов и сервисов в ЦОС со сторонней помощью;

- реализация профессиональной деятельности с применением цифровых технологий, инструментов и сервисов в ЦОС самостоятельно;

- реализация профессиональной деятельности с применением цифровых технологий, инструментов и сервисов в ЦОС самостоятельно, а также проведение обучения и консультирования по их применению участникам образовательного процесса (формирование данной компетентности позволяет говорить о формировании педагога как «учителя-наставника»).

Диагностика применения цифровых инструментов и технологий до начала обучения и после его завершения показала следующее. В образовательном процессе сельскими учителями применяются цифровые инструменты и технологии Skype, Zoom, Discord, WhatsApp, Telegram, «Google документы», «Google таблицы», «Google формы», «Google сайт», «Google диск». При этом наибольшее количество учителей самостоятельно применяют цифровые технологии Skype - 169 чел., Zoom - 239 чел., WhatsApp - 283 чел. Технологиями, применение которых у учителей вызывает определенные трудности, являются «Google таблицы» (80 чел.), «Google формы» (82 чел.), «Google сайт» (73 чел.). Работа с ними осуществляется со сторонней помощью в виде консультаций коллег либо специалистов, а также путем самостоятельного изучения методических рекомендаций по их применению. Технологиями, которые практически не применяются в учебном процессе сельскими учителями, являются Discord, Telegram и «Google сайт». При этом научиться владеть данным технологиям хотели бы соответственно 198 чел., 138 чел. и 120 чел. (рис. 7).

По окончании обучения все учителя освоили и начали успешно ипользовать информационные технологии в профессиональной деятельности. Так, число педагогов, не умеющих работать с программой Skype, после завершения программы сократилось с 79 до 26 человек. При этом последние

Рисунок 7. Применение цифровых инструментов и технологий сельским учителем в профессиональной деятельности. Входная диагностика, чел.

также применяют данный сервис со сторонней помощью. Общее количество учителей, применяющих основные цифровые технологии со сторонней помощью, также уменьшилось, поскольку они овладели соответствующими компетенциями на более высоком уровне -«применяю самостоятельно» и «применяю самостоятельно и могу научить другого». По результатам обучения сформировалась категория учителей-наставников. 147 из них могут научить своих коллег пользоваться Skype, 195 - Zoom, 94 - Discord, 248 - WhatsApp, 135 -Telegram, 113 - «Google документы», 111 - «Google таблицы», 91 -«Google формы», 95 - «Google сайт», 102 - «Google диск» (рис.8).

Полученные результаты подтверждают эффективность разработанной модели формирования готовности сельского учителя к реализации профессиональной деятельности в условиях цифровой образовательной среды. Результаты диагностики и самодиагностики уровня сформированное™ цифровой компетентности сельского учителя

показали качественное изменение: переход большинства учителей на уровень самостоятельного применения цифровых технологий и уровень оказания консультационной помощи коллегам в применении цифровых технологий.

Skype

Zoom

Discoid

_1_

^24 147

^тш 91

Google диск

Да, умею, и применяю со сторонней помощью Да, умею, и могу научить другого

195

248

Да, умею, и применяю самостоятельно

Рисунок 8. Применение цифровых инструментов и технологий сельским учителем в профессиональной деятельности. Выходная диагностика, чел.

Поскольку процесс цифровизации школы находится на стадии развития, потребность в компетентных наставниках становится так называемым категорическим императивом. Это особенно актуально для сельской школы, где учитель-наставник осуществляет консультационную поддержку и сопровождение процесса внедрения в профессиональную деятельность новых технологий и методик. Показательно, что 94 % респондентов отметили потребость в учителе-наставнике, способном оказать помощь в освоении цифровых и интернет-технологий, обучать и консультировать по возникающим в данной области вопросам. Это ставит перед педагогическим сообществом задачу формирования системы

наставничества, направленной на повышение эффективности и качества учебного процесса в цифровой образовательной среде.

Список источников

1. ГорюноваМ.А. Лебедева М.Б., Топоровский В.П. Цифровая грамотность и цифровая компетентность педагога в системе среднего профессионального образования // Человек и образование. 2019. № 4 (61). С. 83-89.

2. Колыхматов В.И. Цифровая грамотность и навыки современного педагога // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 8 (186). С. 156-160.

3. Моспан Т.С. Формирование профессионально важных качеств будущих педагогов для работы в цифровой образовательной среде: автореф... дис. кан.пед.наук. Кемерово, 2020. 24 с.

4. Асадуллин P.M. Педагогика субъектно-ориентированного образования. Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. 132 с.

References

1. GoryunovaM.A., Lebedeva M.V., Toporovskiy V.P, Tsifrovaya gramotnost' i tsifrovaya kompetentnost' pedagoga v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya. Cheloveki obrazovaniye=Man and education. 2019; 61(4): 83-89. (In Russ)

2. Kolykhmatov V.I. Tsifrovaya gramotnost' i navyki sovremennogo pedagoga Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta= Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. 2020; 186(8): 156-160. (In Russ)

3. Mospan T.S. Formirovaniye professional'no vazhnykh kachestv budushchikh pedagogov dlya raboty v tsifrovoy obrazovatel'noy srede: avtoref... dis. kan.ped.nauk. Kemerovo, 2020. 24 s. (In Russ)

4. AsadullinRM. Pedagogika sub"yektno-oriyentirovannogo obrazovaniya. Ufa: Izd-vo BGPU, 2016. 132 s. (In Russ)

Заявленный вклад авторов статьи:

Авторы внеслиравный вклад в подготовку статьи.

The declared contribution of the authors of the article:

The authors contributed equally to the preparation of the article.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариантрукописи.

Authors read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 16.10.2021; одобрена после рецензирования 09.11.2021; принятакпубликации 12.12.2021.

The article was submitted 16.10.2021; approved after reviewing 09.11.2021; accepted for publication 12.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.