Научная статья на тему 'ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИИ / ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахарова Валентина Ивановна, Трубина Ирина Исааковна

Введение. В статье рассматриваются вопросы, имеющие значение для социально-экономического развития российского профессионального образования. Подчеркивается важность подготовки специалистов с позиции смены ориентиров от традиционных технологий обучения к дистанционным образовательным технологиям. Среди проблем, связанных с цифровизацией образования, особую актуальность приобретает вопрос трансформации педагогической деятельности в части поиска пути развития профессиональных компетенций педагогов и когнитивного развития личности. Методология. Исследование основано на комплексном изучении и анализе научной литературы, различных факторов и подходов к освоению цифровых компетенций педагогов в организациях дополнительного профессионального образования. Результаты. Главным результатом проведенного исследования следует считать создание дополнительных профессиональных программ для обучения онлайн и применение дистанционных образовательных технологий в различных цифровых форматах как комплексный аспект, ориентированный на развитие профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровизации образования. Заключение. Анализ сущности учебной и педагогической преемственности и инноваций показал, что смена ориентиров подготовки специалистов в рамках существующих профессиональных компетенций на новые в условиях цифровизации образования позволяет активно использовать современные дистанционные образовательные технологии в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сахарова Валентина Ивановна, Трубина Ирина Исааковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT VECTOR OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF TEACHERSIN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

Introduction. The article deals with issues that are important for the socio-economic development of Russian vocational education. The importance of training specialists from the perspective of changing the orientation from traditional learning technologies to distance learning technologies is emphasized. Among the problems associated with the digitalization of education, the issue of transformation of pedagogical activity in terms of finding a way to develop professional competencies of teachers and cognitive development of the individual is of particular relevance. Methodology. The research is based on a comprehensive study and analysis of scientific literature, various factors and approaches to the development of digital competencies of teachers in organizations of additional professional education. Results. The main result of the study is the creation of additional professional programs for online learning and the use of distance learning technologies in various digital formats as a comprehensive aspect focused on the development of professional competencies of teachers in the context of digitalization of education. Conclusion. The analysis of the essence of educational and pedagogical continuity and innovations has shown that the change of guidelines for training specialists within the existing professional competencies to new ones in the context of digitalization of education allows for the active use of modern distance learning technologies in the educational process.

Текст научной работы на тему «ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2018, no. 3 (192), pp. 59-63. (In Russian).

5. Norenko V. V. Rezhisserskij zamysel v strukture spektaklya [The director's intent in the structure of the performance]. Ph. D. thesis. Leningrad, 1984, 205 p. (In Russian).

6. Sericov V. V. Nachal'nyj etap pedagogicheskogo issledovaniya: ideya, zamysel, proekt [The initial stage of pedagogic research:

idea, concept, project]. The Education and Science Journal, 2012, no. 2 (91), pp. 3-12. (In Russian).

7. Tarkovsky A. A. Lekcii po kinorezhissure [Lectures on filmmaking]. Leningrad, 1989, 118 p. (In Russian).

8. Yakhyaeva M. U. Etapy i formy pedagogicheskogo proektirovaniya [Stages and forms of pedagogical design]. Education and Upbringing, 2015, no. 5 (5), pp. 75-78. (In Russian).

УДК/UDC 378:004 В. И. Сахарова, И. И. Трубина

V. Sakharova, I. Trubina

ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

DEVELOPMENT VECTOR OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF TEACHERS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

Введение. В статье рассматриваются вопросы, имеющие значение для социально-экономического развития российского профессионального образования. Подчеркивается важность подготовки специалистов с позиции смены ориентиров от традиционных технологий обучения к дистанционным образовательным технологиям. Среди проблем, связанных с циф-ровизацией образования, особую актуальность приобретает вопрос трансформации педагогической деятельности в части поиска пути развития профессиональных компетенций педагогов и когнитивного развития личности.

Методология. Исследование основано на комплексном изучении и анализе научной литературы, различных факторов и подходов к освоению цифровых компетенций педагогов в организациях дополнительного профессионального образования.

Результаты. Главным результатом проведенного исследования следует считать создание дополнительных профессиональных программ для обучения онлайн и применение дистанционных образовательных технологий в различных цифровых форматах как комплексный аспект, ориентированный на развитие профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровизации образования.

Заключение. Анализ сущности учебной и педагогической преемственности и инноваций показал, что смена ориентиров подготовки специалистов в рамках существующих профессиональных компетенций на новые в условиях цифровизации образования позволяет активно использовать современные дис-

танционные образовательные технологии в образовательном процессе.

Introduction. The article deals with issues that are important for the socio-economic development of Russian vocational education. The importance of training specialists from the perspective of changing the orientation from traditional learning technologies to distance learning technologies is emphasized. Among the problems associated with the digitalization of education, the issue of transformation of pedagogical activity in terms of finding a way to develop professional competencies of teachers and cognitive development of the individual is of particular relevance.

Methodology. The research is based on a comprehensive study and analysis of scientific literature, various factors and approaches to the development of digital competencies of teachers in organizations of additional professional education.

Results. The main result of the study is the creation of additional professional programs for online learning and the use of distance learning technologies in various digital formats as a comprehensive aspect focused on the development of professional competencies of teachers in the context of digitalization of education.

Conclusion. The analysis of the essence of educational and pedagogical continuity and innovations has shown that the change of guidelines for training specialists within the existing professional competencies to new ones in the context of digitalization of education allows for the active use of modern distance learning technologies in the educational process.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровая дидактика, цифровые технологии, цифровые компетенции, цифровая образовательная среда, инновации, вектор развития профессионального образования педагогов.

Keywords: digital transformation, digital didactics, digital technologies, digital competencies, digital educational environment, innovations, vector of development of professional education of teachers.

Введение

Одной из актуальных проблем модернизации российского образования в настоящее время является определение направления к системе профессионального образования в части разработки инноваций, преобразующих и углубляющих научные представления о подготовке специалистов новой формации, основанной на цифровых технологиях.

Подготовка таких специалистов обусловлена факторами, среди которых в профессиональной сфере деятельности возрастание требований к умению решать новые задачи в соответствии с изменением сущности и масштабов профессиональной деятельности, имеющей свои особенности в условиях значительных социальных изменений. Все большее внимание уделяется умению специалиста совершенствовать свои профессиональные компетенции, овладевать культурой труда, умениями самоорганизации деятельности согласно проектированию профессиональной карьеры и собственных жизненных ориентиров.

Интеграционные процессы в отечественном и мировом образовании, рост и продвижение инноваций, иные глобализационные процессы способствуют широкому внедрению таких новых терминов и понятий, как «цифровая трансформация», «цифровая дидактика», «цифровые технологии», «цифровые инструменты», «цифровые компетенции», «цифровая образовательная среда» и др.

Важно отметить, что в условиях постоянного обновления технологических инноваций, усиления роли знаний в обществе в целом, развития региональных образовательных моделей и одновременного роста неопределенности и неустойчивости современного общества следует использовать новые эффективные механизмы организации познавательной деятельности по всем организационным подструктурам уровней и ступеней многокомпонентной системы непрерывного профессионального образования.

На этом основании необходимо учитывать, что и работодатель предъявляет новые требования к уровню профессиональной подготовки специалиста

с учетом умения переучиваться и осваивать новые профессии, овладевать способностью мобильной переориентации в сфере своей профессиональной деятельности. Нельзя не согласиться с тем, что возрастают требования к качеству формируемых компетенций выпускников профессиональных образовательных организаций с учетом региональных особенностей.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что именно мотивация будущего специалиста обеспечивает выбор востребованного профессионального маршрута способом вовлечения в различные формы освоения образовательных программ.

Методология

Рассмотрение аспекта потребности личности в непрерывном образовании означает в методологическом контексте педагогической теории углубление представлений о цифровизации образования. Следует подчеркнуть, что цифровизация создает возможности изменения качества педагогических технологий обучения. Мы полагаем, что кардинальное решение проблемы исследования преемственности в рамках инновационных подходов немыслимо без преобразования традиционных научных основ педагогической деятельности в современной дидактике.

Понятие «цифровая дидактика», трактуемое как отрасль педагогики, научная дисциплина об организации процесса обучения в условиях цифрового общества, преемственно использует основные определения и принципы традиционной дидактики как науки об обучении, дополняет и модифицирует их применительно к цифровой среде. Ученые Российской академии образования констатируют, что предметом концепции «цифровой дидактики» выступает построение цифрового образовательного процесса и обучения на основе механизмов интеграции в сочетании с сохранением традиционных форм организации образовательного процесса и технологий обучения. Структурно-содержательными компонентами образовательного процесса становятся образовательное онлайн-пространство, цифровая образовательная среда, образовательные сети, новые виды программ и способы управления цифровой образовательной средой с учетом региональных особенностей [1; 4].

Наша точка зрения сводится к тому, что обучение цифрового поколения строится на формировании особых социально-психологических характеристик личности с учетом развития цифровых инноваций, порождающих новые потребности обучения, воспитания и развития личности. При этом формы и сроки осво-

ения новых образовательных программ согласуются с задачей концептуализации подходов по структурированию содержания образовательных программ профессионального обучения, определения необходимых требований для освоения содержания, использования методов и средств «цифровой дидактики».

Цифровизация всех социальных институтов современного общества требует нового понимания в развитии профессиональных компетенций педагогов, обеспечивающих, в том числе, успешную личную и профессиональную социализацию выпускников профессиональных образовательных организаций. Вследствие этого данный факт оказывается принципиально значимым, поскольку разработка научных подходов продуктивна при учете жизненных ориентиров и потребностей личности.

Теоретический анализ монографий научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» позволяет констатировать, что на настоящем этапе разработки теории цифрового образования наблюдаются различные толкования его аспектов, придающих контекстное многообразие возможным подходам. Так, согласно подходу Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина, П. С. Сорокина, важнейшими компонентами обучения «становятся проектная деятельность, социальная практика и развитие навыков коммуникации. При этом особое значение приобретает способность личности к развитию критического мышления, эмоционального и социального интеллекта, мотивация к самообразованию», что в целом может определять общетеоретические исследования, привносящие изменения сущности традиционных понятий педагогики [5].

Анализ сформулированных А. М. Новиковым законов педагогики (наследование культуры, последовательность, социализация, самоопределение) показал, что результатом образовательной деятельности в последовательном процессе общественного развития выступает приобретаемый жизненный опыт в новых социальных условиях. При этом его источниками обозначены: формирующаяся неопределенная и неустойчивая объективная реальность, педагог новой формации, предшествующий опыт общественного развития, новый тип субъекта непрерывного профессионального образования. В описываемом исследовании нас интересовала в основном цифровая образовательная среда, которая трансформирует представленные традиционные формы.

По мнению академика А. М. Кондакова, в условиях информационного общества XXI века общественное знание существует в носителях информа-

ции и индивидуальные знания согласуются с самоопределением личности. Появляется выбор при освоении общественного знания, когда все формы общественного знания в современной структуре образования должны дифференцироваться с учетом их оцифровки в различных форматах, образовательных средах и по различным дидактическим основаниям [2]. Таким образом происходит смена вектора развития образовательных стратегий личности. Это ее мотива-ционно-ценностное основание в ходе процесса самоопределения как особой социокультурной идентичности личности XXI века. Большое значение приобретают жизненные ориентиры личности, в которых готовность к новому опыту имеет определенную личную и социальную ценность.

Современная образовательная среда, отвечающая стратегии цифровизации экономики и основных сфер общественной жизни, обусловливает активное внедрение цифровых инструментов с целью их использования в педагогической практике. Данная тенденция согласуется с выбором образовательной траектории и сроков ее освоения, разработкой действенных механизмов психолого-педагогического сопровождения субъекта образовательного процесса в зависимости от его интересов и возрастных особенностей, обеспечивает персонализацию обучения. Следствием такого концептуального контекста является решение задачи методологического плана: как организовать деятельность обучающегося на основе усиления познавательно-интеллектуальных и мотивационных процессов и путем перестройки традиционных методов обучения. Цифровая трансформация, по своей сущности отвечающая требованию максимального использования возможностей инновационных технологий обучения, должна согласовываться с ведущими направлениями деятельности системы образования - ценностно значимыми стратегиями развития личности. При этом образовательная среда как приоритетная социальная ценность трансформируется в новый формат пространства интеграции субъектов по созданию мотивирующей среды обучения, учитывающей развитие новых цифровых компетенций педагогов и цифровых технологий обучения.

Такие условия обеспечивают возможность создания инновационных научно-технологических проектов, прохождение практик и стажировок во всем многообразии новых форм освоения общих и профессиональных компетенций. Вследствие этого необходимо учитывать сформированность умений личности в части самоорганизации деятельности, чему должно способствовать мастерство педагога новой формации.

Устойчивая тенденция цифровизации образовательного процесса выступает действенным фактором развития ведущих направлений в современном образовании: проектное обучение с привлечением работодателей; поддержка субъектов образования в области технического творчества с непосредственной интеграцией результатов в социально-экономическое развитие отраслей и регионов; использование потенциала цифровых технологий для персонификации практик работы с одаренными и талантливыми обучающимися, в том числе с учетом системы наставничества в образовании; ресурсы цифровой образовательной среды, включающие аналитическую поддержку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; развитие системы раннего профессионального самоопределения, профильного и профессионального обучения; опережающее внедрение новых учебных предметов, курсов и дисциплин, ориентированных на обновление учебных планов и программ обучения; создание системы комплексного модульного учебно-методического обеспечения и разработки системы диагностики учебных достижений обучающихся; инновационные формы кооперации всех заинтересованных субъектов системы непрерывного образования; внедрение информационных, консультационных и рекомендательных сервисов для обучающихся и семей и др. [4].

Предложенные в монографии [4] направления современного образования позволяют реагировать на обновление цифровой образовательной среды с учетом региональных особенностей.

Результаты

Новый концептуальный подход к теории и методологии современной учебной и педагогической деятельности в условиях цифровизации образования определен в ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (ГБУ ДПО «КРИРПО») в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда», входящего в Национальный проект «Образование», что согласуется с выявлением инновационной сущности цифровой образовательной среды в системе непрерывного профессионального образования.

Создан центр цифровых компетенций, способный в короткие сроки обучить педагогов новым практикам в деятельности образовательных организаций, оказывать доступные услуги в режиме онлайн, создавать удобные и востребованные потребителями цифровые образовательные, научно-методические, консультационные и другие сервисы; установлена видео-

студия с необходимым программным обеспечением и студийным оборудованием для видеосъемки и монтажа видеолекций, записи вебинаров, видеороликов. Освоение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в различных цифровых форматах способствует развитию «цифровых компетенций» педагогических работников профессиональных образовательных организаций и имеет уникальные возможности дополнить традиционную систему образования.

Однако следует отметить, что в условиях сохранения эпидемиологической ситуации система образования оказалась не готова к столь значительным изменениям в виде «цифровой трансформации». Важным обстоятельством пандемии коронавируса стало понимание сложности перехода к цифровому образованию, высокая трудоемкость освоения новых технологий и педагогами, и обучающимися. Обострились проблемы качества образования, мотивации обучающихся в условиях отсутствия «живого» общения с педагогом и друг другом, технического обеспечения цифрового взаимодействия, потребность в гибких навыках и др. Но вместе с тем стерлись границы и усилилось сетевое взаимодействие, появилась возможность при обучении использовать материалы и программы отечественных и зарубежных образовательных организаций. Деятельность педагогов в условиях пандемии очень четко продемонстрировала необходимость постоянного совершенствования цифровых компетенций, потребность в овладении цифровыми технологиями для коммуникации в электронной информационно-образовательной среде.

По нашему мнению, кардинальное решение проблемы развития профессиональных компетенций педагогических работников немыслимо без повышения квалификации. Чтобы ориентироваться в новых информационно-коммуникационных технологиях и цифровых инструментах, педагог должен обладать широким спектром цифровых компетенций.

В ГБУ ДПО «КРИРПО» разработаны дополнительные профессиональные программы повышения квалификации педагогических работников по развитию цифровых компетенций и работе в цифровой образовательной среде: «Инструменты и сервисы разработки контента электронного обучения»; «Информационная безопасность участников образовательного процесса в условиях цифровизации»; «Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательном процессе в профессиональных образовательных организациях»; «Проектирование учебного занятия

с использованием современных образовательных технологий»; «Современные инструменты и сервисы для разработки контента и организации электронного обучения»; «Создание видеоуроков»; «Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога».

В 2020 г. 388 работников профессиональных образовательных организаций освоили дополнительные профессиональные программы повышения квалификации в области современных цифровых образовательных технологий.

Центр цифровых компетенций ГБУ ДПО «КРИРПО» провел мониторинг использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в профессиональных образовательных организациях (ПОО) Кемеровской области. Установлено, что наиболее популярной системой дистанционного обучения является LMS Moodle (табл. 1), так как данная платформа имеет бесплатный доступ, удобный пользовательский интерфейс, многофункциональность. В качестве дополнительного инструмента обучения используются и неплатформенные решения: инструменты Google, социальные сети, мессенджеры, электронная почта и др. Среди используемых ресурсов для проведения видеоконференций лидирует Zoom, ее используют 46 образовательных организаций, 7 организаций - BigBlueButton, 7 - Discord, 5 - Google Meet, 5 -Skype, 1 - Jitsi Meet.

Таблица 1

Распределение обучающих цифровых ресурсов в профессиональных образовательных организациях Кузбасса

В марте 2020 г. КРИРПО организовал семинар-интенсив «Дистанционные образовательные технологии в профессиональной деятельности педагога» для педагогических работников, не имеющих опыта организации обучения в LMS Moodle. Слушателям интенсива были предложены пошаговые видеоинструкции.

Всего обучились 927 чел., из них 863 педагогических работника ПОО Кузбасса. В течение 2020 г. со слушателями проведены вебинары, семинары и воркшопы (обучились 1317 чел., из них 1116 работников ПОО Кузбасса):

- каскадный воркшоп «Цифровые и электронные образовательные ресурсы современного педагога» состоял из двух воркшопов: «Организация дистанционного обучения: обзор сервисов и инструментов в помощь педагогу»; «Модели реализации дистанционного обучения: от простого к сложному»;

- семинар-практикум «Экология электронного обучения» проведен совместно с ГПОУ «Прокопьев-ский аграрный колледж»: онлайн-митап «Дистант Наставник»; веб-семинар «Цифровой контент для дистанционного обучения»;

- онлайн-семинар «Проектирование учебного занятия с использованием современных образовательных технологий»;

- серия вебинаров для методистов по теме «Методическое сопровождение обучения с использованием дистанционных образовательных технологий», где активно обсуждались вопросы:

• методическая поддержка преподавателей, работающих в условиях дистанционного взаимодействия и обучения;

• требования к методическому обеспечению дистанционного обучения;

• образовательные технологии, способы и инструменты организации дистанционного обучения студентов ПОО;

• дистанционные формы проведения промежуточной аттестации;

• организация учебной и производственной практики, промежуточной и итоговой аттестации в условиях дистанционного обучения;

• подготовка и корректировка локальных документов, обеспечивающих дистанционное обучение в ПОО;

• психологические приемы и техники мотивации обучающихся в условиях дистанционного обучения.

В данных мероприятиях участвовали педагогические работники КРИРПО, профессиональных образовательных организаций Кузбасса, спикеры из Республики Марий Эл и г. Москвы.

В ходе проведения областного августовского педагогического совета 2020 г. состоялся круглый стол «Цифровые технологии: новые возможности образования», где обсуждались преимущества компании Movavi о возможностях использования цифровых продуктов компании для создания видеоконтента в образовательном процессе.

сдо Март 2020 г. Декабрь 2020 г.

Moodle 38 ПОО 45 ПОО

eFront 4 ПОО 2 ПОО

Google Classroom 1 ПОО 2 ПОО

Академия Медиа 3.5 2 ПОО 1 ПОО

Lifter LMS 1 ПОО 1 ПОО

Sites.google.com 1 ПОО 1 ПОО

Прометей 4.7 1 ПОО 1 ПОО

Собственная разработка 1 ПОО 1 ПОО

Нет СДО 8 ПОО 2 ПОО

В октябре 2020 г. участниками баркемпа «Кадры и образование для цифровой экономики» стали более 300 представителей 21 субъекта Российской Федерации (Москва, Севастополь, Краснодарский край, Забайкальский край, Республика Марий Эл, Сахалинская область и др.).

В ходе работы баркемпа рассматривались актуальные задачи подготовки кадров для цифровой экономики и формирования цифровых компетенций; ключевые тенденции развития профессионального образования в современном мире; доступность и эффективность онлайн-образования, основные проблемы, возникшие в связи с переходом на новую систему обучения. Выступали ведущие эксперты в области формирования цифровых компетенций: Г. В. Можаева, директор Института онлайн-образования, г. Москва; В. С. Дубровская, заместитель директора института дистанционного образования, г. Томск; М. Е. Вайн-дорф-Сысоева, профессор кафедры технологии и профессионального обучения ИФТИС, г. Москва [6].

ГБУ ДПО «КРИРПО» систематически консультирует педагогических работников ПОО по организационным и методическим вопросам внедрения электронного обучения. В созданных WhatsApp-чатах «Цифровое образование» и «Методическое сопровождение» обсуждаются самые интересные события в области цифровизации образования, методические вопросы внедрения электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий.

Заключение

Резюмируя выше изложенное, мы приходим к выводу, что осмысление концептуального подхода к организации деятельности в условиях цифро-визации образования представляется актуальным и современным. Результатом развития профессиональных компетенций выступает сформированность умений педагогов и их мотивация к выполнению деятельности в цифровой образовательной среде, существенно трансформирующей традиционные теоретико-методологические представления об обучении, воспитании и когнитивном развитии личности.

ГБУ ДПО «КРИРПО» своевременно отреагировал на федеральный проект «Цифровая образовательная среда», обеспечивающий высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Одним из направлений программы развития ГБУ ДПО «КРИРПО» на 2020-2022 гг. представлен «Цифровой институт», по результатам которого будут обеспечены: цифровизация образовательной деятельности института, совершенствование цифровой

инфраструктуры института в рамках сервисной ориентации, разработка нового фирменного стиля с учетом позиционирования на рынке цифровых образовательных услуг. В короткие сроки будут внедрены новые практики и модели в деятельность профессиональных образовательных организаций региона, способствующие развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровизации образования.

Литература

1. Инновационные процессы в профессиональном и высшем образовании и профессиональном самоопределении / под общ. ред. М. Н. Стриханова, Н. Д. Подуфалова, Е. Н. Геворкян. М., 2020. 358 с.

2. Кондаков А. М. Концепция базовой модели компетенций цифровой экономики. М., 2019.

3. Новиков А. М. Основания педагогики. М., 2010. 208 с.

4. Роберт И. В., Мухаметзянов И. Ш., Касторнова В. А. Информационно-образовательное пространство. М., 2017. 92 с.

5. Российское образование: достижения, вызовы, перспективы / под ред. Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина, П. С. Сорокина. М., 2019. 432 с.

6. Сушенцова Н. В., Тумандеева Т. В. Методическое сопровождение педагогов при внедрении дистанционного обучения (на примере работы Кузбасского регионального института развития профессионального образования) // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Цифровое образование: от прогнозов к реальности : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Кемерово, 2021. Ч. 2. С. 127-129.

References

1. Innovacionnye processy v professionalem i vysshem obrazovanii i professionalem samoopredelenii [Innovative processes in professional and higher education and professional self-determination]. Eds. M. N. Strikhanov, N. D. Podufalov, E. N. Gevorkyan. Moscow, 2020, 358 p. (In Russian).

2. Kondakov A. M. Koncepciya bazovoj modeli kompetencij cifrovoj ekonomiki [The concept of the basic model of digital economy competencies]. Moscow, 2019. (In Russian).

3. Novikov A. M. Osnovaniya pedagogiki [Foundations of pedagogy]. Moscow, 2010, 208 p. (In Russian).

4. Robert I. V., Mukhametzyanov I. Sh., Kastornova V. A. Informacionno-obrazovatel'noe prostranstvo [Information and educational space]. Moscow, 2017, 92 p. (In Russian).

5. Rossijskoe obrazovanie: dostizheniya, vyzovy, perspektivy [Russian education: achievements, challenges, prospects]. Eds. J. I. Kuzminov, I. D. Frumin, P. S. Sorokin. Moscow, 2019, 432 p. (In Russian).

6. Sushentsova N. V., Tumandeyeva T. V. Metodicheskoe soprovozhdenie pedagogov pri vnedrenii distancionnogo obucheniya (na primere raboty Kuzbasskogo regional'nogo instituta razvitiya professional'nogo obrazovaniya) [Methodological support for teachers in the implementation of distance learning (by the example of the Kuzbass Regional Institute of Professional Education Development)]. Vocational Education and Youth Employment: XXI century. Digital Education: from forecasting to reality. Proceedings of the International scientific-practical conference. Kemerovo, 2021, part 2, pp. 127-129. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.