Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нугуманова Людмила Николаевна, Шайхутдинова Галия Айратовна, Яковенко Татьяна Владимировна

Введение. Актуальность проблемы развития системы дополнительного профессионального образования подчеркнута Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», в котором поставлена задача создания к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней [1; 2]. Одной из стратегических задач сегодня является максимальная цифровизация процессов обучения. Кроме того, современное образование находится под влиянием следующих тенденций. Во-первых, цифровизация связана с активным развитием цифровых технологий и их внедрением во все сферы человеческой жизнедеятельности. В отношении образования влияние цифровизации имеет многосторонний характер, определяя особенности: - социального образовательного заказа к результатам образования (подготовка человека к успешной жизни в цифровом обществе и деятельности в цифровой экономике); - нового поколения обучающихся как «цифровых аборигенов» со специфическими характеристиками когнитивного, эмоционально-волевого, социального развития; - новых педагогических подходов, опирающихся на максимальное использование дидактического потенциала цифровых технологий. Во-вторых, сокращение продолжительности образовательных треков (программ), связанное с повышением динамики изменений. В-третьих, персонализация образовательных запросов, связанная, в том числе, с развитием клиентоориентированности сферы образования, понимаемой как нацеленность на учет индивидуальных образовательных потребностей пользователей образовательных услуг (слушателей). В-четвертых, неуклонное повышение значимости неформального и информального образования на фоне постепенного снижения значимости традиционных (формальных) институтов образования. Статья направлена на обоснование и разработку концептуального видения цифровой трансформации региональной системы дополнительного профессионального образования, непосредственно связанного с повышением профессионального мастерства педагогических работников, а также соответствующим государственным приоритетом в этой области. Цель статьи - показать, как через созданную систему инновационных проектов в дополнительном профессиональном образовании педагогов происходит цифровая трансформация не только образовательной среды учреждения дополнительного профессионального образования, но и формируется цифровая грамотность педагогов, обучающихся на курсах повышения квалификации. Методология. Проблемами образовательной среды, ее становления, формирования, развития и трансформации занимались многие ученые. Мы опирались на теории К. Д. Ушинского, Дж. Дьюи, Д. С. Выготского, А. С. Макаренко, В. А. Караковского, Л. И. Новиковой и других педагогов, рассматривающих среду в разных контекстах: взаимосвязь среды и воспитания, возможности среды для социальной адаптации, среда как основа создания воспитательных систем и др. Особенно близка авторам теория В. А. Ясвина (V. A. Yasvin, 2000), который считал, что среда - это не только система влияний и условий развития личности, но и возможность для ее развития. С учетом этого трансформировалась цифровая образовательная среда учреждения дополнительного профессионального образования. Исследование построено на анализе зарубежной и отечественной литературы, изучении и обобщении педагогического опыта, анализе опроса слушателей курсов повышения квалификации, документов и результатов деятельности по теме исследования. Результаты. Осуществлено проектирование и наполнение цифровой образовательной среды Института развития образования Республики Татарстан: созданы электронные площадки для оказания адресной помощи педагогам с учетом их профессиональных дефицитов и запросов, аккумулирован потенциал социальных партнеров на сайте института, создан банк данных и ресурсный центр «Открытая школа», на платформе которого ежегодно обучаются около 500 педагогов-тьюторов; создана электронная площадка «Учитель будущего». Электронная площадка представлена вкладками «Диагностика», «Банк практик», «Сообщество», «Профессиональные пробы». Тематическое наполнение разделов дает возможность использовать ресурс всем категориям педагогических работников, а бесплатный доступ к материалам - возможность всем желающим посмотреть уроки и мастер-классы на самой платформе. Реализуются проекты, связанные с использованием цифровых технологий: - «Учитель 2.0», - «Цифровая образовательная среда», - «Традиционная культура в образовательном пространстве». Заключение. Разработка и реализация инновационных проектов способствуют созданию новой цифровой среды, обусловливающей быстрое внедрение цифровых инноваций, направленных на развитие учреждения дополнительного профессионального образования и расширение возможностей для профессионального роста педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нугуманова Людмила Николаевна, Шайхутдинова Галия Айратовна, Яковенко Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATIONOF SUPPLEMENTARY VOCATIONAL EDUCATIONIN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Introduction. The relevance of the problem of developing the system of additional professional education is emphasized by the decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 “On national goals and strategic tasks of the development of the Russian Federation for the period up to 2024”, which sets the task of creating a modern and secure digital educational environment by 2024, ensuring high quality and accessibility of education of all types and levels. [1,2]. One of the strategic tasks today is to maximize the digitalization of learning processes in order to be able to implement it in a remote format. In addition, modern education is influenced by the following trends: - first, the digitalization, associated with the active development of digital technologies and their implementation in all aspects of human life. With regard to education, the impact of digitalization has a multi-faceted nature, which determines the following features: • social educational order to the results of education (preparation of a person for a successful life in a digital society and activities in the digital economy); • the new generation of students, as “digital natives”, with specific characteristics of cognitive, emotional, volitional, social development; • the new pedagogical approaches based on the maximum use of the didactic potential of digital technologies; - secondly, the reduction of educational tracks (programs) duration, associated with an increase in the dynamics of changes; - third, the personalization of educational requests related to the development of client orientation of education, understood as a focus on considering the individual educational needs of users of educational services (listeners); - fourth, the steady increase in the importance of non-formal and informal education, against the background of a gradual decline in the importance of traditional (formal) educational institutions. The article is aimed at substantiating and developing a conceptual vision of the digital transformation of the regional system of additional professional education, which is directly related to improving the professional skills of teachers who meet state priorities in this area. The aim of the article is to show how through a created system of innovative projects in vocational training for teachers the digital transformation of the educational environment of additional professional education institutions is being occurred and also the digital literacy of teachers, enrolled in advanced training courses, is being formed. Methodolody. Many scientists have dealt with the problems of the educational environment, its formation, development and transformation. Our research is based on the theories of K. D. Ushinsky, J. Dewey, D. S. Vygotsky, A. S. Makarenko, V. A. Karakovsky, L. I. Novikova, etc., who considered the environment in different contexts: the relationship between the environment and education, the possibilities of the environment for social adaptation, the environment as the basis for creating educational systems, etc. The authors are particularly close to the theory of V. A. Yasvin (V. A. Yasvin, 2000), who believed that the environment is not only a system of influences and conditions for the development of the individual, but also an opportunity for its development. Based on this, the digital educational environment of the institution of additional professional education has been transformed. The research is based on the analysis of foreign and domestic literature, the study and generalization of pedagogical experience, the survey of listeners of advanced training courses, the documents and the results of activities on the research theme. Results. The digital educational environment of the Tatarstan Institute of education development was designed and filled: electronic platforms were created to provide targeted assistance to teachers taking into account their professional deficits and requests, the potential of social partners was accumulated on the institute’s website, a data bank was created. The resource center “Open School” and an electronic platform “Teacher of the Future” were also created. On the platform of “Open School” center about 500 teachers-tutors are trained annually. The electronic platform “Teacher of the Future” is represented by the tabs “Diagnostics”, “Bank of Practices”, “Community”, “Professional tests”. The thematic content of the sections makes it possible to use the resource for all categories of teaching staff, and free access to the materials gives everyone the opportunity to watch lessons and master classes on the platform itself. Projects related to the use of digital technologies are being implemented: - “Teacher 2.0”; - “Digital educational environment”; - “Traditional culture in the educational space”. Conclusion. The development and implementation of innovative projects contribute to the creation of a new digital environment, which leads to the rapid introduction of digital innovations aimed at developing the institution of additional professional education and expanding opportunities for professional growth of teachers.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

9. Tarasov S. V. Obrazovatel'naya sreda: ponyatie, struktura, tipologiya [The educational ambience: notion, structure, typology]. Bulletin of A.S. Pushkin Leningrad State University, 2011, no. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7 obrazovatelnaya-sreda-ponyatie-struktura-tipologiya (accessed 06.03.2021). (In Russian).

10. Uvarov A. Yu., Wang S., Kang Ts. et al. Problemy i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya v Rossii i Kitae [Problems and prospects of digital transformation of education in Russia and China]. II Russian-Chinese Conference of Education Researchers "Digital Transformation of Education and Artificial Intelligence". Moscow, 2019, 155 p. (In Russian).

11. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024]. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204. (In Russian).

12. Federal'nye proekty nacional'nogo proekta «Obrazovanie» [Federal projects of the national project "Education"]. Available at: https://projectobrazovanie.rU/#the_composition_of_the_ project (accessed 10.03.2021). (In Russian).

13. Ob obrazovanii v RossijskojFederacii [On Education in the Russian Federation]. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ. (In Russian).

14. Fedorov I. M. Perekhod ot obrazovatel'noj sredy k obrazovatel'noj ekosisteme [Transition from an educational environment to an educational ecosystem]. Young Scientist, 2019, no. 28 (266), pp. 246-250. (In Russian).

15. Shkarupeta E. V., Bachurin D. N. Konceptual'nye polozheniya ekosistemnogo podhoda k upravleniyu razvitiem ekonomicheskih sistem v usloviyah cifrovoj transformacii [Conceptual provisions of the ecosystem approach to managing the development of economic systems in the context of digital transformation]. Production Organizer, 2020, vol. 28, no. 3, pp. 7-15. (In Russian).

УДК^О 378.046.4 (470.41) Л. Н. Нугуманова, Г. А. Шайхутдинова, Т. В. Яковенко

L. Nugumanova, G. Shaukhutdinova, I. Yakovenko

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

DIGITAL TRANSFORMATION OF SUPPLEMENTARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Введение. Актуальность проблемы развития системы дополнительного профессионального образования подчеркнута Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», в котором поставлена задача создания к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней [1; 2]. Одной из стратегических задач сегодня является максимальная цифровизация процессов обучения. Кроме того, современное образование находится под влиянием следующих тенденций.

Во-первых, цифровизация связана с активным развитием цифровых технологий и их внедрением во все сферы человеческой жизнедеятельности. В отношении образования влияние цифровизации имеет многосторонний характер, определяя особенности:

- социального образовательного заказа к результатам образования (подготовка человека к успешной

жизни в цифровом обществе и деятельности в цифровой экономике);

- нового поколения обучающихся как «цифровых аборигенов» со специфическими характеристиками когнитивного, эмоционально-волевого, социального развития;

- новых педагогических подходов, опирающихся на максимальное использование дидактического потенциала цифровых технологий.

Во-вторых, сокращение продолжительности образовательных треков (программ), связанное с повышением динамики изменений.

В-третьих, персонализация образовательных запросов, связанная, в том числе, с развитием клиен-тоориентированности сферы образования, понимаемой как нацеленность на учет индивидуальных образовательных потребностей пользователей образовательных услуг (слушателей).

В-четвертых, неуклонное повышение значимости неформального и информального образования

на фоне постепенного снижения значимости традиционных (формальных) институтов образования.

Статья направлена на обоснование и разработку концептуального видения цифровой трансформации региональной системы дополнительного профессионального образования, непосредственно связанного с повышением профессионального мастерства педагогических работников, а также соответствующим государственным приоритетом в этой области.

Цель статьи - показать, как через созданную систему инновационных проектов в дополнительном профессиональном образовании педагогов происходит цифровая трансформация не только образовательной среды учреждения дополнительного профессионального образования, но и формируется цифровая грамотность педагогов, обучающихся на курсах повышения квалификации.

Методология. Проблемами образовательной среды, ее становления, формирования, развития и трансформации занимались многие ученые. Мы опирались на теории К. Д. Ушинского, Дж. Дьюи, Д. С. Выготского, А. С. Макаренко, В. А. Караковского, Л. И. Новиковой и других педагогов, рассматривающих среду в разных контекстах: взаимосвязь среды и воспитания, возможности среды для социальной адаптации, среда как основа создания воспитательных систем и др. Особенно близка авторам теория В. А. Ясвина (V. А. Yasvin, 2000), который считал, что среда - это не только система влияний и условий развития личности, но и возможность для ее развития. С учетом этого трансформировалась цифровая образовательная среда учреждения дополнительного профессионального образования.

Исследование построено на анализе зарубежной и отечественной литературы, изучении и обобщении педагогического опыта, анализе опроса слушателей курсов повышения квалификации, документов и результатов деятельности по теме исследования.

Результаты. Осуществлено проектирование и наполнение цифровой образовательной среды Института развития образования Республики Татарстан: созданы электронные площадки для оказания адресной помощи педагогам с учетом их профессиональных дефицитов и запросов, аккумулирован потенциал социальных партнеров на сайте института, создан банк данных и ресурсный центр «Открытая школа», на платформе которого ежегодно обучаются около 500 педагогов-тьюторов; создана электронная площадка «Учитель будущего». Электронная площадка представлена вкладками «Диагностика», «Банк практик», «Сообщество», «Профессиональные пробы».

Тематическое наполнение разделов дает возможность использовать ресурс всем категориям педагогических работников, а бесплатный доступ к материалам - возможность всем желающим посмотреть уроки и мастер-классы на самой платформе. Реализуются проекты, связанные с использованием цифровых технологий:

- «Учитель 2.0»,

- «Цифровая образовательная среда»,

- «Традиционная культура в образовательном пространстве».

Заключение. Разработка и реализация инновационных проектов способствуют созданию новой цифровой среды, обусловливающей быстрое внедрение цифровых инноваций, направленных на развитие учреждения дополнительного профессионального образования и расширение возможностей для профессионального роста педагога.

Introduction. The relevance of the problem of developing the system of additional professional education is emphasized by the decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 "On national goals and strategic tasks of the development of the Russian Federation for the period up to 2024", which sets the task of creating a modern and secure digital educational environment by 2024, ensuring high quality and accessibility of education of all types and levels. [1,2]. One of the strategic tasks today is to maximize the digitalization of learning processes in order to be able to implement it in a remote format. In addition, modern education is influenced by the following trends:

- first, the digitalization, associated with the active development of digital technologies and their implementation in all aspects of human life. With regard to education, the impact of digitalization has a multi-faceted nature, which determines the following features:

• social educational order to the results of education (preparation of a person for a successful life in a digital society and activities in the digital economy);

• the new generation of students, as "digital natives", with specific characteristics of cognitive, emotional, volitional, social development;

• the new pedagogical approaches based on the maximum use of the didactic potential of digital technologies;

- secondly, the reduction of educational tracks (programs) duration, associated with an increase in the dynamics of changes;

- third, the personalization of educational requests related to the development of client orientation of education, understood as a focus on considering the individual

educational needs of users of educational services (listeners);

- fourth, the steady increase in the importance of nonformal and informal education, against the background of a gradual decline in the importance of traditional (formal) educational institutions.

The article is aimed at substantiating and developing a conceptual vision of the digital transformation of the regional system of additional professional education, which is directly related to improving the professional skills of teachers who meet state priorities in this area.

The aim of the article is to show how through a created system of innovative projects in vocational training for teachers the digital transformation of the educational environment of additional professional education institutions is being occurred and also the digital literacy of teachers, enrolled in advanced training courses, is being formed.

Methodolody. Many scientists have dealt with the problems of the educational environment, its formation, development and transformation. Our research is based on the theories of K. D. Ushinsky, J. Dewey, D. S. Vygotsky, A. S. Makarenko, V. A. Karakovsky, L. I. Novikova, etc., who considered the environment in different contexts: the relationship between the environment and education, the possibilities of the environment for social adaptation, the environment as the basis for creating educational systems, etc. The authors are particularly close to the theory of V. A. Yasvin (V. A. Yasvin, 2000), who believed that the environment is not only a system of influences and conditions for the development of the individual, but also an opportunity for its development. Based on this, the digital educational environment of the institution of additional professional education has been transformed. The research is based on the analysis of foreign and domestic literature, the study and generalization of pedagogical experience, the survey of listeners of advanced training courses, the documents and the results of activities on the research theme.

Results. The digital educational environment of the Tatarstan Institute of education development was designed and filled: electronic platforms were created to provide targeted assistance to teachers taking into account their professional deficits and requests, the potential of social partners was accumulated on the institute's website, a data bank was created. The resource center "Open School" and an electronic platform "Teacher of the Future" were also created. On the platform of "Open School" center about 500 teachers-tutors are trained annually. The electronic platform "Teacher of the Future" is represented by the tabs "Diagnostics", "Bank of Practices", "Community", "Professional tests". The thematic content of the sections makes it possible to use the resource for all categories of

teaching staff, and free access to the materials gives everyone the opportunity to watch lessons and master classes on the platform itself. Projects related to the use of digital technologies are being implemented:

- "Teacher 2.0";

- "Digital educational environment";

- "Traditional culture in the educational space".

Conclusion. The development and implementation of

innovative projects contribute to the creation of a new digital environment, which leads to the rapid introduction of digital innovations aimed at developing the institution of additional professional education and expanding opportunities for professional growth of teachers.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, цифровая образовательная среда, педагогическое образование, педагог, инновационные проекты, цифровая трансформация.

Keywords: supplementary vocational education, digital educational environment, pedagogical education, innovative projects, digital transformation.

Введение

Введение профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов разных уровней образования, новая концептуализация их содержания, использование электронных учебников, постоянная работа в дистанционном формате, внедрение в образовательные организации инклюзивного образования, технологий Индустрии 4.0 требует от педагога значительных усилий для профессионального роста и, соответственно, обусловливает поиск новых подходов к дополнительному профессиональному педагогическому образованию.

Возникает необходимость в разработке форм, способов и технологий повышения квалификации педагогических работников, развивающих у них цифровую грамотность, что позволяет обеспечить эффективность не только преподавания, но и собственного непрерывного профессионального образования, что особенно ценно в современном обществе. Цифровую грамотность многие исследователи рассматривают как базовые знания, навыки и установки, необходимые для жизни в цифровом обществе. Для педагога цифровая грамотность является фундаментом для формирования технологической компетентности.

В научных трудах таких авторов, как Н. Н. Манько (Man'ko N. N., 2000), Л. К. Гребенкина (Grebenkina L. K., 2013), Е. И. Никифорова (Nikiforova E. I., 2007), Е. В. Козина (Kozina E. V., 2007), С. В. Дудова (Dudova S. V., 2013), технологическая компетентность рассматрива-

ется как часть профессиональной компетентности современного педагога.

Следовательно, одним из актуальнейших вопросов современного дополнительного образования становится создание такой среды, в которой технологическая компетентность будет формироваться при любых условиях. Такой средой является цифровая образовательная среда. Проектирование качественной цифровой образовательной среды коренным образом меняет подход к реализации программ дополнительного профессионального образования.

В цифровой трансформации институтов дополнительного профессионального образования сегодня учитывается ряд факторов, обеспечивающих возможность и необходимость многоаспектного развития в контексте общемодернизационных процессов:

- комплекс глобальных тенденций, актуализирующих роль дополнительного профессионального образования в процессе непрерывного образования человека, в условиях динамичных перемен и перехода к постиндустриальной эпохе;

- стратегические приоритеты развития Российской Федерации, отраженные в федеральных документах, в которых непрерывному профессиональному образованию отведена ведущая роль для формирования человеческого капитала страны и построения «экономики знаний»;

- высокая динамика развития региональных систем образования, обеспечивающая эффективность работы по достижению стратегических целей развития региона.

Цифровая образовательная среда - это среда, в которой эффективно применяются все известные на данный момент цифровые инструменты. Внедрение в деятельность институтов дополнительного профессионального образования новейших цифровых инструментов и технологий является важным условием для качественного профессионального развития педагогов и слушателей. Умение оперировать современными цифровыми технологиями обеспечит педагогам способность решать и профессиональные задачи, стоящие перед ним (РгакЬю^ А., Котк L., 2019).

В статье описаны некоторые аспекты проектирования цифровой образовательной среды (инновационные проекты, использование потенциала образовательных организаций-партнеров, учет запросов самих слушателей, мобильный контент, привлечение лучших специалистов республики и России на мобильную площадку института и др.) на примере Института развития образования Республики Татарстан.

Методология

Методологической основой развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования выступает средовой подход, в основе которого - проектирование, создание и использование образовательной среды определенного типа. Образовательная среда изучалась и рассматривается многими исследователями (К. Д. Ушинский, Дж. Дьюи, Д. С. Выготский, А. С. Макаренко, В. А. Караковский, Л. И. Новикова и др.). Исследователи рассматривали среду в разных контекстах: взаимосвязь среды и воспитания, возможности среды для социальной адаптации, среда как основа создания воспитательных систем и др.

В. А. Ясвин (V. А. Yasvin, 2000) рассматривает среду как систему влияний и условий развития личности, а также возможности для развития, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении. Такой подход предполагает систему действий со средой как средством диагностики и проектирования образовательного процесса: чем выше степень персонализации процесса повышения квалификации и шире возможность выбора дополнительных профессиональных программ, тем короче по продолжительности и конкретнее по содержанию будут программы дополнительного профессионального образования.

Необходимо отметить, что исследование цифровой образовательной среды сегодня является предметом изучения многих ученых: педагогов, психологов, социологов и т. д. Большинство исследователей склоняется к тому, что возможности цифровой образовательной среды практически безграничны, и необходимы серьезные фундаментальные исследования по изучению взаимовлияния среды и человека.

А. И. Тебекин рассматривает цифровую образовательную среду дополнительного профессионального образования на основе аналитических методов и подходов, таких как модель Г. Тагути, теории информатизации, в том числе и образования (Э. Тоффлера, Дж. Бенингера, М. Кастельса, Д. Белла, И. В. Роберт, Г. И. Кирилова и др.), концепций содержания образования (В. С. Леднев, В. А. Сластенин, О. С. Газман и др.) и приходит к выводу, что цифровая образовательная среда имеет не только преимущества, но и определенные риски.

Для дополнительного профессионального образования педагогических кадров можно выделить следующие преимущества:

- сокращение разрыва между дополнительным профессиональным образованием и цифровой реальностью в экономике, обществе;

- развитие материальной и информационной инфраструктуры образовательной организации в соответствии с требованиями времени;

- формирование и развитие технологической компетентности у каждого педагога;

- обогащение содержания своей профессиональной деятельности за счет известных в РФ электронных ресурсов;

- освоение педагогическими кадрами новых цифровых технологий.

В своей статье «Перспективы и риски цифровиза-ции дополнительного профессионального образования» А. В. Тебекин выделяет следующие риски, которые он связывает с цифровизацией дополнительного профессионального образования:

- риски использования недостаточно изученных технологий, когда привнесение для обучаемых одних возможностей вытесняет другие, более ценные возможности образования и развития;

- риски, связанные с утратой вследствие использования электронных версий образовательных программ навыков письменной фиксации основных идей предлагаемого материала, и, как следствие, ухудшение способностей к его запоминанию и переосмыслению;

- риски ухудшения способностей воспринимать большие объемы информации вследствие «дайджест-мании»;

- риск развития у обучаемых так называемой экранной зависимости;

- риски возможного сокращения умственных способностей, которые ряд специалистов интерпретируют как «развитие цифрового слабоумия»;

- риски вытеснения живого общения как коммуникации, которая во многих случаях обладает существенно большей релевантностью как для обучаемых, так и для обучающих, чем электронные технологии обучения;

- риски, связанные со здоровьем (ТеЬект А. V., 2019).

Мы считаем, что цифровая образовательная среда

в учреждении дополнительного профессионального образования создается для формирования и развития цифровой грамотности педагогов, обучающихся на курсах повышения квалификации, и, следовательно, ее конечная цель - формирование технологической компетентности. При проектировании цифровой образовательной среды мы в исследовании опирались на принципы доступности, полезности, единства, ответственности, достаточности, вариативности, мультимедийности, многоаспектности и интерактивности. Учет данных принципов позволяет проектировать цифровую образовательную среду темпорально,

т. е. целенаправленно, структурированно и соизмеримо интервалам между событиями цифрового мира.

Результаты

Цифровая трансформация образовательной среды - это создание условий для максимально полного использования цифровых технологий в процессе повышения профессионального мастерства педагога, создание электронных площадок для адресной помощи педагогам, перевод имеющихся данных в цифровой формат.

В развитии Института развития образования Республики Татарстан играют роль следующие факторы:

- сложившееся устойчивое место ИРО РТ в региональной системе образования в качестве:

• конкурентоспособного республиканского инновационного центра, обеспечивающего научно-методическое сопровождение развития региональной системы образования в соответствии с ключевыми направлениями развития Российской Федерации и Республики Татарстан;

• образовательного института, реализующего комплекс инновационных программ ДПО, направленных на опережающее профессиональное развитие руководящих и педагогических работников системы образования;

• крупнейшего ресурсно-методического центра, решающего задачи выявления, обобщения, научного осмысления и трансляции опыта инновационных площадок, образовательных организаций, педагогов региона;

- наличие в ИРО РТ значительного кадрового, научного, методического и образовательного потенциала, усиленного благодаря систематическому взаимодействию с исследователями-практиками (управленцами и педагогами), работающими в образовательных организациях Республики Татарстан, в т. ч. в формате региональных экспериментальных площадок;

- накопленный институтом уникальный опыт инновационной работы по реализации различных типов проектов развития образования, в т. ч. в направлении цифровизации образовательного процесса.

Для решения задач, связанных с цифровой трансформацией Института развития образования Республики Татарстан, осуществлено проектирование и наполнение цифровой образовательной среды.

На первом этапе институт встроился в единую государственную систему интернет-ресурсов для того, чтобы выступать в режиме оператора портала цифровой среды дополнительного профессионального образования для работы с персонифицированной системой подготовки педагогических кадров.

На втором и последующем этапах институт создает электронные площадки для оказания адресной помощи педагогам с учетом их профессиональных дефицитов и запросов, выявленных в процессе мониторинговых исследований, для проектирования индивидуальной траектории профессионального развития, формируя группы и вариативную часть образовательной программы (Нугуманова, 2019).

Значительная роль в процессе цифровой трансформации образовательного процесса института принадлежит организациям-партнерам, позволяющим аккумулировать свой потенциал на сайте института, помогающим привлекать ведущие организации и специалистов в области образования как Республики Татарстан, так и Российской Федерации.

Важный этап - создание банка данных. Например, банк данных «Внедрение в программы» и создание банка виртуальных стажировок позволяют обеспечить не только разнообразие эффективных педагогических практик, но и способствуют удовлетворению запросов педагогического сообщества в изучении и освоении передового опыта.

Особая роль в процессе цифровой трансформации образовательной среды института принадлежит известным на территории России цифровым ресурсам. Так, на базе института создан ресурсный центр «Открытая школа», на платформе которого обучаются ежегодно около 500 педагогов-тьюторов. Другие известные платформы, которые также имеют регистрацию на электронной площадке института, - Российская электронная школа, ЯКласс, Библиошкола, Физикон, Русское слово - также востребованы педагогами республики (Нугуманова и др., 2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время в Институте развития образования Республики Татарстан центральное место занимают проекты, связанные с использованием цифровых технологий, прошедшие этапы качественного развития и масштабирования. Институт развития образования Республики Татарстан реализует следующие инновационные проекты:

- «Учитель 2.0»,

- «Цифровая образовательная среда»,

- «Традиционная культура в образовательном пространстве».

Данные проекты реализуются как в очном формате, так и в дистанционном, что обеспечивает пер-сонализацию содержания для участников проектов; многообразие форм участия и мультиформатность; повышение доступности и расширение географии охвата пользователей. Так, на базе инновационного проекта «Учитель 2.0.» и с учетом опыта организации

и поддержки эффективной работы слушателей ИРО РТ в межкурсовой период, организуемой в интерактивных и сетевых формах (семинары, вебинары, мастер-классы, дискуссионные площадки и др.), сформирована профессиональная социальная сеть для педагогов, охватывающая все возрастные и должностные категории, разработанная на основе доступных интернет-ресурсов или специально созданной цифровой платформы. Профессиональная социальная сеть функционирует на основе модели we-learning («обучающаяся организация»), обеспечивая широкий спектр возможностей для неформального и информального образования педагогов (обсуждение проблемных вопросов, обмен опытом, взаимное консультирование, совместные исследования, неформальная взаимооценка и экспертиза разработок и т. д.).

В процессе формирования цифровой образовательной среды института используются цифровые и сетевые технологии: облачные технологии, технология адаптивного обучения, технология с доступом через региональные платформы цифрового обучения, технологии, которые уже получили широкое распространение МООС (массовые открытые онлайн-курсы), технологии eLearning (электронное обучение).

Цифровая трансформация образовательной среды позволила ИРО РТ стать одним из лидеров в данном образовательном сегменте. Сайт института признан одним из лучших в стране для педагога в процессе его непрерывного профессионального развития и получения конкурентных преимуществ в ориентированном на цифровые технологии мире. В рамках реализации гранта «Разработка и внедрение эффективных практик по приоритетным направлениям непрерывного профессионального образования педагогических работников, в том числе с использованием селективных программ дополнительного профессионального образования и методик повышения осознанности выбора профессиональной траектории обучающимися образовательных организаций» на сайте института создана электронная площадка «Учитель будущего». Подобный digital-ход призван решить следующие задачи:

- приобщить участников-педагогов к современным цифровым технологиям, тем более что одна из целевых компетенций - ИКТ-компетенция;

- автоматизировать обработку анализа большого массива данных и увеличить скорость протекания основных процессов программ;

- создать доступную электронную базу знаний от участников и экспертов программ для всех заинтересованных пользователей сети Интернет.

Электронная площадка представлена вкладками «Диагностика», «Банк практик», «Сообщество», «Профессиональные пробы». Тематическое наполнение разделов дает возможность использовать ресурс всем категориям педагогических работников, а бесплатный доступ к материалам - возможность посмотреть уроки и мастер-классы на самой платформе всем желающим. Так, например, внедрение виртуальных стажировок позволило решить такую проблему, как недостаточная насыщенность практическими занятиями, в ходе которых не только изучаются эффективные педагогические практики и на их основе выстраиваются проекты преобразования индивидуальных систем педагогической деятельности обучающихся, но и создаются новые педагогические знания о развитии самой практики.

Выводы

Таким образом, цифровая трансформация образовательного процесса - это необходимость, без которой не возможен процесс профессионального развития педагогических и руководящих кадров в Институте развития образования Республики Татарстан. Цифровая трансформация образовательного процесса осуществляется в следующих основных направлениях:

- работа над официальным сайтом института;

- наполнение информационных баз и работа с информационными системами для организации образовательного процесса

- электронные библиотечные ресурсы;

- информационные системы поддержки обучающихся.

При этом цифровые технологии составляют ядро технологического развития цифровой образовательной среды.

К задачам, стоящим перед образованием, в том числе и перед институтом, нами относятся следующие задачи:

- развивать цифровую образовательную среду института с учетом восполнения наиболее часто проявляющихся у педагогических работников профессиональных дефицитов;

- осуществлять разработку содержательной части цифровой образовательной среды с учетом профессиональных запросов работников образования;

- аккумулировать с помощью цифровых ресурсов потенциал образовательных организаций, участвующих в профессиональном развитии педагогов.

Кроме того, индивидуальный опрос каждого обучающегося на курсах позволяет развивать цифровую

грамотность педагога и построить персонализированный путь для выбора траектории его дальнейшего профессионального развития посредством выбора на электронном портале соответствующих материалов, что позволит добиваться более значимых результатов в самообразовании после прохождения курсов повышения квалификации на базе Института развития образования Республики Татарстан.

Считаем необходимым отметить, что наполнение цифровой образовательной среды учреждения дополнительного профессионального образования должно осуществляться с опорой на требования времени и пожелания слушателей.

Результатом цифровой трансформации образовательной среды для учреждений дополнительного профессионального образования является (Нугуманова и др., 2020):

- создание единой информационно-образовательной среды;

- системное обновление содержания непрерывного образовательного процесса педагогических и руководящих кадров;

- разработка методов и технологий цифровой дидактики;

- развитие персонификации и индивидуализации обучения слушателей.

Литература

1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203.

2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204.

3. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации : распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р.

4. Приоритетный проект в сфере образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 № 9).

5. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / под науч. ред. В. И. Блинова. М., 2019. С. 40-47.

6. Москвина Н. Б. Личностно-профессиональные деформации педагогов (теоретико-методологический анализ). Хабаровск, 2004. 144 с.

7. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года : закон Республики Татарстан (принят Государственным Советом Республики Татарстан 10.06.2015).

8. Никифорова Е. И. Формирование технологической компетентности учителя в системе повышения квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2007. 242 с.

9. Беляева В. А., Гребенкина Л. К. Проблема формирования профессиональной компетентности будущих специалистов

педагогического профиля // Школа будущего. 2013. № 5. С. 120-126.

10. Козина Е. В. Технологическая компетентность учителя [Электронный ресурс]. URL: http://muromzevoschk.ucoz.ru/FGOC/ tekhn.kompetentnost.pdf.

11. Манько Н. Н. Теоретико-методические аспекты формирования технологической компетентности педагога : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2000. 227 с.

12. Никифорова Е. И. Развитие технологической компетентности учителя в процессе повышения квалификации: методический аспект // Методист. 2006. № 7. С. 10-14.

13. Дудова С. В. Технологическая компетентность учителя: теоретический анализ понятия [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2013. № 2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tehnologicheskaya-kompetentnost-uchitelya-teoreticheskiy-analiz-ponyatiya.

14. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. М., 2019. 368 с.

15. Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000.

16. Нугуманова Л. Н., Шайхутдинова Г А., Яковенко Т. В. Цифровые технологии в образовании сегодня: достоинства и недостатки // V Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сб. ст. участников Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Казань, 2020. С. 303-308.

17. Нугуманова Л. Н. Республика Татарстан: пришло время для цифровой трансформации системы ДПО [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.edu.ru/main-topic/respublika-tatarstan-prishlo-vremia-dlia-tsifrovoi-transformatsii-sistemy-dpo.

18. Тебекин А. В. Перспективы и риски цифровизации дополнительного профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2558-2566.

References

1. O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody [On the Strategy for the Development of Information Society in the Russian Federation for 2017-2030]. Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017 No. 203. (In Russian).

2. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024]. Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 No. 204. (In Russian).

3. Ob utverzhdenii programmy «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii [On approval of the program "Digital Economy of the Russian Federation]. Decree of the Government of the Russian Federation of 28.07.2017 No. 1632-r. (In Russian).

4. Prioritetnyj proekt v sfere obrazovaniya «Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v RossijskojFederacii» (utverzhdyon prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam, protokol ot 25.10.2016 № 9) [Priority project in the field of education "Modern Digital Learning Environment in the Russian Federation" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and Priority Projects, Minutes of 25.10.2016 № 9)]. (In Russian).

5. Didakticheskaya koncepciya cifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya [The didactic concept of digital vocational education and training]. Ed. V. I. Blinov. Moscow, 2019, pp. 40-47. (In Russian).

6. Moskvina N. B. Lichnostno-professional'nye deformacii pedagogov (teoretiko-metodologicheskij analiz) [Personal

and Professional Deformations of Teachers (Theoretical and Methodological Analysis)]. Khabarovsk, 2004, 144 p. (In Russian).

7. Ob utverzhdenii Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Tatarstan do 2030 goda : zakon Respubliki Tatarstan (prinyat Gosudarstvennym Sovetom Respubliki Tatarstan 10.06.2015) [On Approval of the Strategy of Social and Economic Development of the Republic of Tatarstan until 2030. Law of the Republic of Tatarstan (adopted by the State Council of the Republic of Tatarstan on 10.06.2015)]. (In Russian).

8. Nikiforova E. I. Formirovanie tekhnologicheskoj kompetentnosti uchitelya v sisteme povysheniya kvalifikacii [Formation of Technological Competence of Teachers in the Professional Development System]. Abstract of Ph. D. thesis. Chita, 2007, 242 p. (In Russian).

9. Belyaeva V. A., Grebenkina L. K. Problema formirovaniya professional'noj kompetentnosti budushchih specialistov pedagogicheskogo profilya [Problems of formation of professional competence of future specialists pedagogical profile]. School of the Future, 2013, no. 5, pp. 120-126. (In Russian).

10. Kozina E. V. Tekhnologicheskaya kompetentnost' uchitelya. Sovremennye issledovanii ya social'nyh problem [Technological competence of the teacher]. Available at: http://muromzevoschk. ucoz.ru/FGOC/tekhn.kompetentnost.pdf. (In Russian).

11. Manko N. N. Teoretiko-metodicheskie aspekty formirovaniya tekhnologicheskoj kompetentnosti pedagoga [Theoretical and methodological aspects of the formation of technological competence of the teacher]. Abstract of Ph. D. thesis. Ufa, 2000, 227 p. (In Russian).

12. Nikiforova E. I. Razvitie tekhnologicheskojkompetentnosti uchitelya v processe povysheniya kvalifikacii: metodicheskij aspekt [The development of technological competence of teachers in the process of professional development: a methodological aspect]. Methodist, 2006, no. 7, pp. 10-14. (In Russian).

13. Dudova S. V. Tekhnologicheskaya kompetentnost' uchitelya: teoreticheskij analiz ponyatiya [Technological competence of a teacher: theoretical analysis]. Theory and Practice of Social Development, 2013, no. 2. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/tehnologicheskaya-kompetenntost-uchitelya-teoreticheskiy-analiz-ponyatiya. (In Russian).

14. Prohorov A., Konik L. Cifrovaya transformaciya. Analiz, trendy, mirovoj opyt [Digital Transformation. Analysis, trends, world experience]. Moscow, 2019, 368 p. (In Russian).

15. Yasvin V. A. Ekspertiza shkol'noj obrazovatel'noj sredy [Expertise of the school educational environment]. Moscow, 2000. (In Russian).

16. Nugumanova L. N., Shayhutdinova G. A., Yakovenko T. V. Cifrovye tekhnologii v obrazovanii segodnya: dostoinstva i nedostatki [Digital Technology in Education Today: Advantages and Disadvantages]. V Andreev readings: modern concepts and technologies of creative self-development of personality. Collection of articles by the participants of the All-Russian scientific-practical conference with international participation. Kazan, 2020, pp. 303-308. (In Russian).

17. Nugumanova L. N. Respublika Tatarstan: prishlo vremya dlya cifrovoj transformacii sistemy DPO [The Republic of Tatarstan: it's time for digital transformation of additional professional education system]. Available at: https://vestnik.edu.ru/ main-topic/respublika-tatarstan-prishlo-vremia-dlia-tsifrovoi-transformatsii-sistemy-dpo. (In Russian).

18. Tebekin A. V. Prospects and risks of digitalization of additional professional education [Outlooks and risks in digitalization of further training]. Professional Education in the Modern World, 2019, vol. 9, no. 1, pp. 2558-2566. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.