Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ВУЗАС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ВУЗАС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА / ЭКОСИСТЕМА ВУЗА / ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ / ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПЕРСОНАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исакова Галина Сергеевна

Введение. Происходящая в современном обществе цифровая трансформация образования требует создания образовательных экосистем. Цель статьи - обоснование использования облачных сервисов для формирования образовательной экосистемы вуза. Методология. Исследование проводится на основеметодов анализа и синтеза применительно к нормативно-правовой документации в контексте предмета изучения. Автор трактует образовательную экосистему, опираясь на исследования в области экосистемного подхода к обучению и с учетом терминологии федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Статья содержит анализ программных документов, определяющих задачи и отражающих тенденции развития современного образования. Автор обозревает содержание указанных документов с акцентом на вопросы, относящиеся к высшей школе. По результатам анализа выделяется ряд ключевых позиций для формирования образовательной экосистемы вуза. Результаты. С опорой на обозначенные позиции рассматривается эффективность использования облачных сервисов в построении университетской экосистемы. Взаимодействие субъектов экосистемы вуза достигается за счет коллективной разработки электронных образовательных ресурсов в облачных сервисах в режиме соавторства. Такой подход обеспечивает преемственность и единообразие в отношении содержательного наполнения экосистемы образовательной организации. Использование облачных сервисов как основы для создания образовательной платформы позволяет объединить все учебные и научные ресурсы, создаваемые педагогами и студентами, на одной виртуальной площадке и сделать ее открытой для партнерства с высокотехнологичными компаниями для организации совместных научно-исследовательских проектов; стажировок студентов и аспирантов. Это служит основой для создания персонального профиля компетенций и персональной траектории развития студента, а создание цифровой среды для поддержки научных изысканий обеспечивает безопасность и экологичность исследовательской работы субъектов образовательной экосистемы. Заключение. Автор приходит к выводу, что построение университетских информационных экосистем на основе облачных сервисов способствует решению задач, указанных в программных документах по модернизации современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF THE UNIVERSITY EDUCATIONAL ECOSYSTEMUSING CLOUD SERVICES

Introduction. The article notes that the digital transformation of education taking place in modern society requires the creation of educational ecosystems. The purpose of the article is to substantiate the use of cloud services for the formation of the educational ecosystem of the university. Methodology. The research is carried out on the basis of methods of analysis and synthesis in relation to regulatory documents in the context of the subject of study. The author interprets the educational ecosystem, relying on research in the field of the ecosystem approach in teaching and taking into account the terminology of the Federal Law “On Education in the Russian Federation”. The article contains an analysis of program documents that define the tasks and reflect the development trends of modern education. The author reviews the content of these documents with an emphasis on issues related to higher education. Based on the results of the analysis, a number of key positions are identified for the formation of the educational ecosystem of the university. Results. Based on the designated positions, the effectiveness of the use of cloud services in building a university ecosystem is considered. The interaction of the subjects of the ecosystem of the university is achieved through the collective development of electronic educational resources in cloud services in the mode of co-authorship. This approach ensures continuity and uniformity in the content of the ecosystem of the educational organization. Using cloud services as a basis for creating an educational platform allows you to combine all educational and scientific resources created by teachers and students on one virtual platform and make it open for partnerships with high-tech companies, organizing joint research projects; internships for students and graduate students. This serves as the basis for creating a personal profile of competencies and a personal trajectory of student development. And the creation of a digital environment to support scientific research ensures the safety and environmental friendliness of the research work of the subjects of the educational ecosystem. Conclusion. The author concludes that the construction of university information ecosystems based on cloud services contributes to solving the problems specified in the program documents for the modernization of modern education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ВУЗАС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ»

14. Панькина Е. В., Черчик И. В. Оценка качества электронного учебного курса как необходимое условие современного обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 1 (41). С. 39-47.

15. Симонов В. П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров. М., 2015. 320 с.

16. Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М., 2018. 168 с.

References

1. Bizyaeva A. A. Psihologiya dumayushchego uchitelya: pedagogicheskaya refleksiya [Psychology of the thinking teacher: pedagogical reflection]. Pskov, 2004, 216 p. (In Russian).

2. Vaindorf-Sysoeva M. E. Metodicheskaya gramotnost' prepodavatelya vuza kak professional'naya kompetenciya (na primere organizacii kommunikacijrazlichnyh vidov) [Methodological literacy of a university teacher as a professional competence (on the example of the organization of communications of various types)]. Learning Stakeholders and Researchers Summit 2017. Proceedings of the international conference. Moscow, 2017, pp. 137-145. (In Russian).

3. Vaindorf-Sysoeva M. E. Mnogourovnevaya podgotovka pedago-gicheskih kadrov k professional'noj deyatel'nosti v usloviyah cifrovogo obucheniya [Multilevel training of pedagogical personnel for professional activity in the conditions of digital learning]. Doctor's degree dissertation, Moscow, 2020, 461 p. (In Russian).

4. Vaindorf-Sysoeva M. E., Pankina E. V. Risk vozniknoveniya konfliktnyh situacij pri organizacii vzaimodejstviya uchastnikov uchebnogo processa v cifrovoj obrazovatel'noj srede [The risk of conflict situations in course of learning participants!'} interaction in a digital learning environment]. Modern Foreign Psychology, 2020, vol. 9, no. 3, pp. 79-86. Available at: https:// psyjournals.ru/jmfp/2020/n3/Vayndorf-Sysoeva_Pankina.shtml (accessed 05.03.2021). (In Russian).

5. Vaindorf-Sysoeva M. E., Subocheva M. L. Cifrovoe obuchenie v kontekste sovremennogo obrazovaniya: praktika primeneniya [Digital learning in the context of modern education: the practice of application]. Moscow, 2020, 244 p. (In Russian).

6. Vetvitskaya L. A. Vzaimodejstvie sub"ektov obrazovatel'nogo processa [Interaction of subjects of the educational process].

Vestnik of the Orenburg State University, 2005, no. 10-1 (48), pp. 77-82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11664137 (accessed 15.12.2018). (In Russian).

7. Zimnaya, I. A. Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, Voronezh, 2010, 447 p. (In Russian).

8. Ignatieva E. Yu. Pedagogicheskoe upravlenie v cifrovoj obrazovatel'noj srede [Pedagogical management in the digital educational environment]. Educational Technologies, 2020, no. 2. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44180664 (accessed 11.01.2021). (In Russian).

9. Korotaeva E. V. Osnovy pedagogiki vzaimodejstvij: teoriya i praktika [Fundamentals of interaction pedagogy: theory and practice]. Yekaterinburg, 2013, 203 p. (In Russian).

10. Korotaeva E. V. Pedagogicheskoe vzaimodejstvie: stanovlenie definicii [Pedagogical interaction: formation of the definition]. Pedagogical Education in Russia, 2007, no. 1. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-vzaimodeystvie-stanovlenie-definitsii (accessed 22.12.2020). (In Russian).

11. Krasnova G. A., Mozhaeva G. V. Elektronnoe obrazovanie v epohu cifrovoj transformacii [Electronic education in the era of digital transformation]. Tomsk, 2019, 200 p. (In Russian).

12. Kushnir M. E. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda [Digital educational environment]. Available at: https://medium.com/ direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a (accessed 15.01.2021). (In Russian).

13. Maklakov A. G. Obshchaya psikhologiya [General psychology]. St. Petersburg, 2001, 592 p. (In Russian).

14. Pankina E. V., Cherchik I. V. Ocenka kachestva elektronnogo uchebnogo kursa kak neobhodimoe uslovie sovremennogo obucheniya [Devaluation of the quality of an e-learning course as a necessary condition for modern education]. Professional Education in Russia and Abroad, 2021, no. 1 (41), pp. 39-47. (In Russian).

15. Simonov V. P. Pedagogika i psihologiya vysshejshkoly. Innovacionnyj kurs dlya podgotovki magistrov [Pedagogy and psychology of higher education. Innovative course for the preparation of masters]. Moscow, 2015, 320 p. (In Russian).

16. Uvarov A. Yu. Obrazovanie v mire cifrovyh tekhnologij: na puti k cifrovoj transformacii [Education in the world of digital technologies: on the way to digital transformation]. Moscow, 2018, 168 p. (In Russian).

УДК/UDC 378.1 Г. С. Исакова

G. Isakova

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ

CREATION OF THE UNIVERSITY EDUCATIONAL ECOSYSTEM USING CLOUD SERVICES

Введение. Происходящая в современном обще- Методология. Исследование проводится на основе стве цифровая трансформация образования требует методов анализа и синтеза применительно к нор-

создания образовательных экосистем. Цель статьи - мативно-правовой документации в контексте пред-

обоснование использования облачных сервисов для мета изучения. Автор трактует образовательную

формирования образовательной экосистемы вуза. экосистему, опираясь на исследования в области

экосистемного подхода к обучению и с учетом терминологии федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Статья содержит анализ программных документов, определяющих задачи и отражающих тенденции развития современного образования. Автор обозревает содержание указанных документов с акцентом на вопросы, относящиеся к высшей школе. По результатам анализа выделяется ряд ключевых позиций для формирования образовательной экосистемы вуза.

Результаты. С опорой на обозначенные позиции рассматривается эффективность использования облачных сервисов в построении университетской экосистемы. Взаимодействие субъектов экосистемы вуза достигается за счет коллективной разработки электронных образовательных ресурсов в облачных сервисах в режиме соавторства. Такой подход обеспечивает преемственность и единообразие в отношении содержательного наполнения экосистемы образовательной организации. Использование облачных сервисов как основы для создания образовательной платформы позволяет объединить все учебные и научные ресурсы, создаваемые педагогами и студентами, на одной виртуальной площадке и сделать ее открытой для партнерства с высокотехнологичными компаниями для организации совместных научно-исследовательских проектов; стажировок студентов и аспирантов. Это служит основой для создания персонального профиля компетенций и персональной траектории развития студента, а создание цифровой среды для поддержки научных изысканий обеспечивает безопасность и экологичность исследовательской работы субъектов образовательной экосистемы.

Заключение. Автор приходит к выводу, что построение университетских информационных экосистем на основе облачных сервисов способствует решению задач, указанных в программных документах по модернизации современного образования.

Introduction. The article notes that the digital transformation of education taking place in modern society requires the creation of educational ecosystems. The purpose of the article is to substantiate the use of cloud services for the formation of the educational ecosystem of the university.

Methodology. The research is carried out on the basis of methods of analysis and synthesis in relation to regulatory documents in the context of the subject of study. The author interprets the educational ecosystem, relying on research in the field of the ecosystem approach in teaching and taking into account the terminology of the Federal Law "On Education in the Russian Federation". The article contains

an analysis of program documents that define the tasks and reflect the development trends of modern education. The author reviews the content of these documents with an emphasis on issues related to higher education. Based on the results of the analysis, a number of key positions are identified for the formation of the educational ecosystem of the university.

Results. Based on the designated positions, the effectiveness of the use of cloud services in building a university ecosystem is considered. The interaction of the subjects of the ecosystem of the university is achieved through the collective development of electronic educational resources in cloud services in the mode of co-authorship. This approach ensures continuity and uniformity in the content of the ecosystem of the educational organization. Using cloud services as a basis for creating an educational platform allows you to combine all educational and scientific resources created by teachers and students on one virtual platform and make it open for partnerships with high-tech companies, organizing joint research projects; internships for students and graduate students. This serves as the basis for creating a personal profile of competencies and a personal trajectory of student development. And the creation of a digital environment to support scientific research ensures the safety and environmental friendliness of the research work of the subjects of the educational ecosystem.

Conclusion. The author concludes that the construction of university information ecosystems based on cloud services contributes to solving the problems specified in the program documents for the modernization of modern education.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, образовательная экосистема, экосистема вуза, облачные сервисы, программные документы модернизации современного образования, персональный профиль компетенций, персональная траектория развития.

Keywords: digital transformation of education, educational ecosystem, university ecosystem, cloud services, program documents for the modernization of modern education, personal profile of competencies, personal trajectory of development.

Введение

В современном обществе происходят процессы цифровизации всех отраслей экономики. Сфера образования не стала исключением, в результате чего возникло понятие цифровой трансформации образования, означающее индивидуализацию процесса обучения с целью получения каждым обучающимся лич-

ностно значимых результатов, достижения персонального успеха [10, с. 36]. Реализация указанной цели становится возможной благодаря использованию цифровых инструментов в педагогическом процессе, созданию современной цифровой образовательной среды учебного заведения, внедрению дистанционных технологий.

Необходимым условием цифровой трансформации всех сфер общества становится формирование экосистем. Исследователи понимают под экосистемой сложносоставные механизмы, которые непрерывно развиваются отдельно друг от друга и во взаимодействии [15, с. 10].

В документе «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» экосистема цифровой экономики рассматривается как сотрудничество организаций, предприятий, государственных структур и органов власти, а также граждан на основе программных площадок, облачных сервисов, информационных систем и т. п. [8].

Экосистемный подход становится ведущим в условиях развития современного общества, с опорой на него происходят глобальные изменения в различных областях человеческой деятельности. При этом одной из важнейших задач модернизации современного образования, отражающей сущность новой образовательной политики, становится разработка информационных экосистем обучения.

Методология

Образовательные экосистемы - понятие, не имеющее на сегодняшний день четкой дефиниции в связи с тем, что экосистемный подход в образовании находится на стадии становления.

Так, Б. В. Олейников и С. А. Подлесный выстраивают определение экосистемы обучения, опираясь на состав биологической экосистемы. Последняя включает в себя совокупность живых организмов (биоценоз), окружающей среды (биотоп) и взаимосвязей между ними. Функционирование экосистемы обучения в системе высшего образования авторы видят во взаимодействии «биоценоза» студентов, педагогов, администраторов, родителей с «биотопом» инновационных технологий, образовательных инструментов, учебных средств и других элементов, которые определяют условия обучения. При этом базисом данного взаимовлияния становится передача знаний в образовательной экосистеме [4, с. 84].

И. В. Васютенкова сопоставляет сущностные характеристики природной и цифровой экосистем и рассматривает экосистему учебного заведения как

совокупность среды и функционирующих в ней взаимосвязей, которые развиваются по логике экологических систем. В данном контексте исследователь трактует образовательную экосистему как комплекс образовательных технологий и ресурсов, обеспечивающих индивидуализацию личностного развития субъектов образовательной среды на основе эффективных форм взаимодействия ее компонентов [2]. При этом условие персонализированности образовательного пространства дополняется необходимостью его экологизации и информатизации для обеспечения успеха каждого обучающегося.

Наряду с понятием образовательной экосистемы в педагогической литературе используется понятие образовательной среды, под которой исследователи понимают множество условий (как естественных социально-культурных, так и искусственно организованных психолого-педагогических), обеспечивающих формирование личности обучающегося под воздействием данных условий [9].

И. М. Федоров в своих трудах рассматривает переход от образовательной среды как совокупности показателей, влияющих на процессы обучения и развития индивида, к образовательной экосистеме. Последнюю автор определяет как элемент образовательной среды, состоящий непосредственно из образовательной, а также природной и социальной систем, между которыми происходит передача информации, знаний и потенциала [14].

Анализ представленных определений позволяет заключить, что понятия «образовательная экосистема» и «экосистема обучения» являются тождественными и состоят из следующих компонентов: 1) субъекты образовательной среды, 2) образовательные технологии, ресурсы, условия. При этом компоненты функционируют в формате сотрудничества на основе обмена информацией при развитии каждого из субъектов по индивидуальному образовательному и творческому пути.

Уточним содержание компонентов экосистемы обучения. Рассмотрим субъекты образовательной среды, опираясь на статью 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [13]. Закон объединяет учащихся и родителей, преподавателей и администрацию образовательного учреждения, а также само это учреждение понятием «участники образовательных отношений». А перечисленные участники образовательных отношений вместе с федеральными и региональными органами государственной власти, организациями и предприятиями, являющимися потенциальными работодателями для

обучающихся, составляют группу «участников отношений в сфере образования».

Второй компонент экосистемы обучения включает понятие образовательных ресурсов, которое в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается как составляющая комплекса объектов, необходимых для организации образовательной деятельности. Данный комплекс носит название «средства обучения и воспитания» и содержит наряду с образовательными ресурсами (электронными и информационными) также учебники и учебное оборудование, персональные компьютеры и компьютерные сети для осуществления информационного обмена.

Таким образом, опираясь на исследования в области экосистемного подхода в обучении и с учетом терминологии Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», мы будем понимать под образовательной экосистемой систему, обеспечивающую взаимодействие всех участников отношений в сфере образования в формате сотрудничества на основе эффективных технологий использования средств обучения и воспитания при условии развития каждого из участников по индивидуальной образовательной и творческой траектории.

Для осмысления сущностных характеристик экосистем высших учебных заведений проанализируем программные документы, определяющие пути и тенденции развития современного образования.

Одним из таких документов может считаться Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», который содержит цели, имеющие прямое отношение к содержанию данного исследования: разворот вектора развития России в сторону научно-технологического и социально-экономического новаторства, а также организацию комфортных условий и широких возможностей для раскрытия творческого потенциала личности [11].

Во исполнение означенного указа был разработан (и реализуется с 2019 года) национальный проект «Образование», призванный вывести нашу страну на уровень мировых лидеров по качеству оказания образовательных услуг, а обучающихся воспитывать в духе исторических и культурных российских традиций [5]. Национальный проект «Образование» включает десять федеральных проектов, среди которых «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Экспорт

образования», и именно они представляют интерес для нашего исследования.

Так, федеральный проект «Цифровая образовательная среда» ставит целью к 2024 г. перевод образовательной среды в цифровой формат для реализации доступности и эффективности образовательных услуг. Проект «Учитель будущего» направлен на создание в образовательной среде к 2024 г. «точек роста», на базе которых учителя и административные работники образовательных учреждений смогут повысить свою профессиональную квалификацию, в результате чего успешно продвинутся по карьерной лестнице [12]. Однако следует заметить, что Национальный проект «Образование» рассматривает задачу формирования экосистемы вуза опосредованно.

Напрямую же вопросы, относящиеся к высшей школе, поднимаются в Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации». Одной из целей программы является перевод отечественной экономики в «цифру» с установлением электронных данных в качестве главного средства производства и сотрудничества в сфере науки и образования, бизнеса и государственного управления [7].

Среди базовых направлений программы «Цифровая экономика Российской Федерации», отражающих пути развития высшего профессионального образования, можно выделить: кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов.

Содержание раздела, касающегося организации образовательного процесса и кадрового потенциала, направлено на обеспечение условий для эффективной профессиональной подготовки при успешном взаимодействии российских вузов и высокотехнологичных организаций. Результативность обучения будущих специалистов достигается за счет модернизации образовательных программ путем цифровиза-ции учебного процесса с учетом требований потенциальных работодателей к выпускникам.

Для развития цифровых компетенций гражданина России федеральным проектом «Цифровая экономика Российской Федерации» вводятся персональный профиль компетенций и персональная траектория развития.

Персональный профиль компетенций отражает индивидуальные результаты человека, аккумулирующие полученные за всю жизнь знания, приобретенные умения и навыки, позволяет делать выводы о его востребованности как специалиста в определенной области и намечать пути восполнения пробелов в образовании.

Персональная траектория развития - это электронная версия трудовой книжки гражданина, которая, помимо данных о местах его работы и должностях, содержит информацию об образовании, полученных отметках, профессиональных успехах [6].

Основной целью направления, касающегося формирования исследовательских компетенций и технологических заделов, является поддержка научных изысканий в области цифровой экономики путем разработки безопасной среды для проведения научных исследований, востребованных на национальном и глобальном уровне.

Таким образом, опираясь на программные документы модернизации современного образования, мы делаем вывод, что формирование экосистемы обучения в вузе должно осуществляться с учетом следующих позиций:

- разработка экологичной и безопасной электронной платформы для реализации программ высшего образования при обеспечении его доступности на уровне глобальной конкурентоспособности;

- поддержка студенческого творчества и помощь в развитии способностей каждого обучающегося;

- поддержка непрерывного профессионального совершенствования выпускников за счет введения персонального профиля компетенций и персональной траектории развития;

- плодотворное партнерство инновационных российских организаций и предприятий с профильными вузами;

- подготовка в высших учебных заведениях квалифицированных кадров, соответствующих требованиям потенциальных работодателей в условиях циф-ровизации;

- разработка системы цифровых площадок для проведения научных изысканий в области цифровой экономики.

На наш взгляд, соблюдение всех перечисленных условий может быть обеспечено за счет построения экосистемы вуза с использованием облачных сервисов.

Термин «облачные сервисы» в научной литературе встречается без указания однозначных трактовок, однако понятие облачных технологий уже имеет четкую дефиницию. В англоязычных источниках [1] под облачными технологиями понимают возможность аренды пользователем вычислительных мощностей, компьютерных программ и платформ на базе веб-сервисов.

В нашей стране понятие облачных вычислений определяется в Стратегии развития информационного

общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. Под ними понимается схема развертывания в глобальной сети так называемых облаков, которые представляют собой совокупность вычислительных ресурсов, свободно предоставляемых конечным пользователям (с минимальным включением в процесс провайдера) в виде программного обеспечения, интернет-сервисов и пространства для размещения информации [8].

Исходя из рассматриваемых определений, становится очевидным, что облачные сервисы обеспечивают потребителя вычислительными ресурсами на различных уровнях услуг:

- уровень инфраструктуры (Infrastructure as a service, IaaS) - данная модель реализует удаленное использование виртуального аппаратного обеспечения, серверов и сетевого оборудования поставщика;

- уровень платформы (Platform as a service, PaaS) -в рамках этой модели клиенты арендуют операционную систему с набором предустановленных программ, требующихся для решения определенных прикладных задач;

- уровень программного обеспечения (Software as a service, SaaS) - характеризуется возможностью обеспечения доступа к конкретной программе или приложению через стационарное или мобильное устройство пользователя (обычно с использованием интерфейсов тонких клиентов) [3, с. 52].

Результаты

Начнем с применения в экосистеме обучения облачной модели SaaS - аренды программного обеспечения для разработки электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Функционирование различных экосистем, в том числе университетских, предполагает непрерывное взаимодействие их субъектов. На сегодняшний день все облачные сервисы поддерживают режим соавторства и коллективной работы над информационными ресурсами.

Среды для создания ЭОР могут активно использоваться педагогом в организации учебного процесса, при этом студент может выступать как в роли потребителя контента, так и в роли разработчика. Такой подход обеспечит преемственность и единообразие в отношении содержательного наполнения экосистемы образовательной организации.

Так, в сервисе для создания нелинейных презентаций https://prezi.com/ преподаватель может записать видеодемонстрацию. На экране при этом будет транслироваться содержимое презентации со встроенным изображением автора, комментирующего информацию. Этот прием позволяет создавать видеоуроки,

имитирующие чтение лекции в аудитории с проецированием на большой экран, и повышает продуктивность дистанционного формата обучения.

Студенты же могут использовать сервис Prezi для командной работы над проектом в режиме реального времени, причем даже в условиях дистанционного образовательного процесса.

Образовательная инфографика представляет собой такую визуализацию учебной информации, которая является исчерпывающей, обеспечивающей полноту изложения материала и в то же время лаконичной и визуально привлекательной. Инфографика используется в образовательном процессе для графического сопровождения групповой и индивидуальной исследовательской работы с использованием диаграмм, списков, сравнений, временных шкал, схем, карт и т. п. Среди популярных облачных сервисов для разработки инфографики выделяют: https://infogram.com/, https://piktochart.com/, https://www.canva.com/ и др.

Отдельно рассмотрим такой вид инфогра-фики, как ментальные карты. Облачные сервисы для создания ментальных карт (например, https://www.mindmeister.com/, https://coggle.it/, https://www.lucidchart.com/) позволяют педагогу структурировать систему заданий по дисциплине, визуализировать межпредметные связи, актуализировать личный опыт обучающихся. Студентам данные сервисы способны помочь в построении персональной траектории развития и в иллюстрации новых взглядов и идей.

В целом, создание ЭОР в облачных сервисах в процессе обучения студента в образовательной организации формирует его электронное портфолио работ, для упорядочения которого нужна веб-платформа.

Реализация облачной модели PaaS - аренды программной платформы для развития университетской экосистемы - обусловлена в первую очередь необходимостью наличия площадки для взаимодействия субъектов экосистемы. Использование облачных сервисов (например, сервисов Google) как основы для создания образовательной платформы позволит объединить все учебные и научные ресурсы, создаваемые педагогами и студентами, на одной виртуальной площадке. Большинство облачных сервисов для создания ЭОР позволяют генерировать программный код для встройки ресурса на сайт в виде фрейма, а также открывать к ресурсам доступ с различными настройками приватности для определенного круга лиц.

Развертывание платформы обучения средствами облачных технологий позволяет сделать ее открытой для партнерства с высокотехнологичными ком-

паниями, организовывать совместные научно-исследовательские проекты, стажировки для студентов и аспирантов. Очевидным достоинством формата построения экосистемы вуза на основе открытой облачной платформы может стать участие студентов и педагогов в реализации прикладных и фундаментальных исследований.

В данном ключе открытость выгодно отличает инновационные платформы, созданные на базе облачных сервисов, от систем дистанционного обучения, для доступа к которым необходимо иметь логин и пароль, выданные образовательной организацией на основании документов, подтверждающих принадлежность субъекта к вузу. В результате организации-партнеры, научные сообщества, государственные структуры могут ознакомиться со студенческими портфолио, проектами и стартапами, сформировать запросы на подготовку квалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям и владеющих необходимыми компетенциями.

Оформление персонального профиля компетенций и персональной траектории развития также успешно реализуется средствами облачных сервисов. Студенты публикуют на университетских платформах результаты своих индивидуальных и командных проектов и исследований в виде инфографики, ментальных карт, интерактивных плакатов, презентаций и роликов. Опыт участия в студенческих конференциях, семинарах, стажировках и других мероприятиях фиксируется в форме сертификатов, отчетов и фотоотчетов. Это позволяет визуализировать достижения и отслеживать уровень личной конкурентоспособности с учетом потребностей потенциальных работодателей.

Организации-партнеры, в свою очередь, смогут размещать в университетском «облаке» запросы с перечнем компетенций, необходимых для выполнения определенной профессиональной деятельности и соответствия минимальному уровню квалификации. Самостоятельное определение недостающих компетенций позволит обучающимся организовывать процесс непрерывного саморазвития, гибкого персонализированного обучения и творческого поиска, что способствует формированию так называемых навыков будущего.

Особого внимания заслуживает создание цифровой системы развития исследовательских проектов как элемента экосистемы вуза. Речь идет о выборе облачных сред для организации поисковой научной деятельности, публикационной активности, а также участия в краудфандинге. Размещение на учебной

платформе рекомендуемых гиперссылок на научные электронные библиотеки (https://elibrary.ru/), крауд-фандинговые площадки (https://www.kickstarter.com), социальные сети ученых (http://scipeople.ru) и прочее обеспечивает безопасность и экологичность исследовательской работы субъектов образовательной экосистемы с точки зрения научной ценности, достоверности, актуальности размещаемой информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Таким образом, нам представляется возможным заключить, что университетские информационные экосистемы, построенные на основе облачных сервисов, позволяют объединить в общую сеть сотрудничества научно-исследовательскую деятельность вуза с проектной деятельностью государственных управленческих структур и предпринимательской деятельностью компаний.

Функционирование экосистемы обучения в вузе содействует формированию его имиджа и повышению научной репутации. Университеты сегодня становятся базой для развития образовательных экосистем в вопросах подготовки востребованных специалистов с целью взаимодействия с государственными организациями и коммерческими предприятиями для привлечения инвестиций на новые исследования и проекты.

Это способствует решению задач, означенных в программных документах, характеризующих современные тенденции и пути развития отечественного образования.

Литература

1. Antonopoulos N., Gillam L. Cloud Computing: Principles, Systems and Applications. London : Springer, 2010.

2. Васютенкова И. В. Педагог в развивающейся образовательной экосистеме школы [Электронный ресурс] // Вестник евразийской науки. 2014. № 5 (24). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/pedagog-v-razvivayuscheysya-obrazovatelnoy-ekosisteme-shkoly (дата обращения: 05.03.2021).

3. Курятников А. Б., Орлова Л. С. Облачные сервисы: стимулы пользователей к адаптации // Стратегические решения и риск менеджмент. 2018. № 1 (106). С. 51-57.

4. Олейников Б. В., Подлесный С. А. О концепции «Экосистема обучения» и направлениях развития информатизации образования // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 84-91.

5. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/35566/ (дата обращения: 10.03.2021).

6. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov. ru/material/file/5ea111d5f4fcef9282f78e862c5cd297/Pass_ EduHR.pdf (дата обращения: 10.03.2021).

7. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р.

8. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9.05.2017 № 203.

9. Тарасов С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология [Электронный ресурс] // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2011. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/obrazovatelnaya-sreda-ponyatie-struktura-tipologiya (дата обращения: 06.03.2021).

10. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае / А. Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан и др. : II Российско-китайская конф. исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». М., 2019. 155 с.

11. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента Российской Федерации от 7.05.2018 № 204.

12. Федеральные проекты национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]. URL: https://projectobrazovanie. ru/#the_composition_of_the_project (дата обращения: 10.03.2021).

13. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

14. Федоров И. М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме // Молодой ученый. 2019. № 28 (266). С. 246-250.

15. Шкарупета Е. В., Бачурин Д. Н. Концептуальные положения экосистемного подхода к управлению развитием экономических систем в условиях цифровой трансформации // Организатор производства. 2020. Т. 28, № 3. С. 7-15.

References

1. Antonopoulos N., Gillam L. Cloud Computing: Principles, Systems and Applications. London, Springer, 2010. (In English).

2. Vasyutenkova I. V. Pedagog v razvivayushchejsya obrazovatel'noj ekosisteme shkoly [The teacher in the developing educational school ecosystem]. The Eurasian Scientific Journal, 2014, no. 5 (24). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ pedagog-v-razvivayuscheysya-obrazovatelnoy-ekosisteme-shkoly (accessed 05.03.2021). (In Russian).

3. Kuryatnikov A. B., Orlova L. S. Oblachnye servisy: stimuly pol'zovatelej k adaptacii [Cloud service: stimulus for users to adapt]. Strategic Decisions and Risk Management, 2018, no. 1 (106), pp. 51-57. (In Russian).

4. Oleinikov B. V., Podlesny S. A. O koncepcii «Ekosistema obucheniya» i napravleniyah razvitiya informatizacii obrazovaniya [On the conception of "learning ecosystem" and development directions of education informatization]. Knowledge. Understanding. Skill, 2013, no. 4, pp. 84-91. (In Russian).

5. Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie» [Passport of the national project "Education"]. Available at: http://government.ru/ info/35566/ (accessed 10.03.2021). (In Russian).

6. Pasport federal'nogo proekta «Kadry dlya cifrovoj ekonomiki» [Passport of the federal project "Human Resources for the Digital Economy"]. Available at: https://economy.gov.ru/material/file/5e a111d5f4fcef9282f78e862c5cd297ZPass_EduHR.pdf (accessed 10.03.2021). (In Russian).

7. Programma «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» [The program "Digital Economy of the Russian Federation"]. Approved by the order of the Government of the Russian Federation dated July 28, 2017 No. 1632-r. (In Russian).

8. Strategiya razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody [Strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030]. Approved by the Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 No. 203. (In Russian).

9. Tarasov S. V. Obrazovatel'naya sreda: ponyatie, struktura, tipologiya [The educational ambience: notion, structure, typology]. Bulletin of A.S. Pushkin Leningrad State University, 2011, no. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7 obrazovatelnaya-sreda-ponyatie-struktura-tipologiya (accessed 06.03.2021). (In Russian).

10. Uvarov A. Yu., Wang S., Kang Ts. et al. Problemy i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya v Rossii i Kitae [Problems and prospects of digital transformation of education in Russia and China]. II Russian-Chinese Conference of Education Researchers "Digital Transformation of Education and Artificial Intelligence". Moscow, 2019, 155 p. (In Russian).

11. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024]. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204. (In Russian).

12. Federal'nye proekty nacional'nogo proekta «Obrazovanie» [Federal projects of the national project "Education"]. Available at: https://projectobrazovanie.rU/#the_composition_of_the_ project (accessed 10.03.2021). (In Russian).

13. Ob obrazovanii v RossijskojFederacii [On Education in the Russian Federation]. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ. (In Russian).

14. Fedorov I. M. Perekhod ot obrazovatel'noj sredy k obrazovatel'noj ekosisteme [Transition from an educational environment to an educational ecosystem]. Young Scientist, 2019, no. 28 (266), pp. 246-250. (In Russian).

15. Shkarupeta E. V., Bachurin D. N. Konceptual'nye polozheniya ekosistemnogo podhoda k upravleniyu razvitiem ekonomicheskih sistem v usloviyah cifrovoj transformacii [Conceptual provisions of the ecosystem approach to managing the development of economic systems in the context of digital transformation]. Production Organizer, 2020, vol. 28, no. 3, pp. 7-15. (In Russian).

УДК^О 378.046.4 (470.41) Л. Н. Нугуманова, Г. А. Шайхутдинова, Т. В. Яковенко

L. Nugumanova, G. Shaukhutdinova, I. Yakovenko

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

DIGITAL TRANSFORMATION OF SUPPLEMENTARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Введение. Актуальность проблемы развития системы дополнительного профессионального образования подчеркнута Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», в котором поставлена задача создания к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней [1; 2]. Одной из стратегических задач сегодня является максимальная цифровизация процессов обучения. Кроме того, современное образование находится под влиянием следующих тенденций.

Во-первых, цифровизация связана с активным развитием цифровых технологий и их внедрением во все сферы человеческой жизнедеятельности. В отношении образования влияние цифровизации имеет многосторонний характер, определяя особенности:

- социального образовательного заказа к результатам образования (подготовка человека к успешной

жизни в цифровом обществе и деятельности в цифровой экономике);

- нового поколения обучающихся как «цифровых аборигенов» со специфическими характеристиками когнитивного, эмоционально-волевого, социального развития;

- новых педагогических подходов, опирающихся на максимальное использование дидактического потенциала цифровых технологий.

Во-вторых, сокращение продолжительности образовательных треков (программ), связанное с повышением динамики изменений.

В-третьих, персонализация образовательных запросов, связанная, в том числе, с развитием клиен-тоориентированности сферы образования, понимаемой как нацеленность на учет индивидуальных образовательных потребностей пользователей образовательных услуг (слушателей).

В-четвертых, неуклонное повышение значимости неформального и информального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.