ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ DIGITAL TRANSFORMATION OF RUSSIAN EDUCATION
УДК/UDC 378.147 М. Е. Вайндорф-Сысоева, Е. В. Панькина
M. Vayndorf-Sysoeva, E. Pankina
СПЕЦИФИКА УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
THE SPECIFICS OF EDUCATIONAL AND PEDAGOGICAL INTERACTION IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Введение. В статье рассматривается проблема учебно-педагогического взаимодействия в цифровой образовательной среде. На основе анализа научной литературы определяются типы и субъекты взаимодействия в цифровой образовательной среде. Особое внимание уделяется особенностям субъектов учебно-педагогического взаимодействия, а также их влиянию на процесс взаимодействия в условиях цифрови-зации.
Методология. В процессе исследования был проведен анализ научной литературы по проблеме учебно-педагогического взаимодействия в цифровой образовательной среде. Систематизация и обобщение полученных данных легли в основу создания модели, отражающей особенности участников педагогического взаимодействия в цифровой образовательной среде.
Результаты. Определены типы, субъекты, особенности взаимодействия в цифровой образовательной среде. Отмечено, что учебно-педагогическое взаимодействие в условиях цифровизации имеет свою специфику, которая заключается в наличии посредника между обучающим и обучающимся. Этим посред-
ником является цифровая образовательная среда, играющая в данном взаимодействии двоякую роль. С одной стороны, она является учебной средой, позволяющей организовать учебный процесс в дистанционном формате, с другой - она обладает специфическими особенностями, за счет которых появляется возможность влияния на процесс учебно-педагогического взаимодействия в условиях цифро-визации. Создана модель, отражающая специфику субъектов учебно-педагогического взаимодействия в цифровой образовательной среде.
Заключение. Проведенное исследование позволило выявить особенности субъектов педагогического взаимодействия в условиях цифровизации. Организация учебного процесса в цифровой образовательной среде с учетом специфики каждого из субъектов взаимодействия позволяет сделать обучение более эффективным, минимизировать риск возникновения конфликтных ситуаций в новых условиях.
Introduction. The article deals with the problem of educational and pedagogical interaction in the digital educational environment. Based on the analysis of scientific lit-
erature, the types and subjects of interaction in the digital educational environment are determined. Special attention is paid to the peculiarities of the subjects of educational and pedagogical interaction, as well as their influence on the process of interaction in the conditions of digitalization.
Methodology. In the course of the research, an analysis of the scientific literature on the problem of educational and pedagogical interaction in the digital educational environment was carried out. Systematization and generalization of the obtained data formed the basis for creating a model that reflects the characteristics of participants in pedagogical interaction in the digital educational environment.
Results. The types, subjects, and features of interaction in the digital educational environment are defined. It is noted that educational and pedagogical interaction in the conditions of digitalization has its own specifics, which consists in the presence of an intermediary between the teacher and the student. This intermediary is the digital educational environment, which plays a dual role in this interaction. On the one hand, it is a learning environment that allows you to organize the learning process in a remote format, on the other hand, it has specific features that make it possible to influence the process of educational and pedagogical interaction in the context of digitalization. A model has been created that reflects the specifics of the subjects of educational and pedagogical interaction in the digital educational environment.
Conclusion. The conducted research allowed us to identify the features of the subjects of pedagogical interaction in the conditions of digitalization. The organization of the educational process in the digital educational environment, taking into account the specifics of each of the subjects of interaction, makes it possible to make learning more effective, to minimize the risk of conflict situations in new conditions.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, педагогическое взаимодействие, цифровое обучение, дистанционное обучение.
Keywords: digital educational environment, pedagogical interaction, digital learning, distance learning.
Введение
Современная ситуация в сфере образования характеризуется резким переходом от привычного, то есть традиционного, формата обучения к дистанционному, отличительной особенностью которого является необходимость использования цифровых инструментов в ходе обучения. Ее становлению способствовали рост и развитие информационных технологий во всех сферах жизни общества, и как следствие - нарастание
объема информации, изменение представлений о природе реальности (виртуальная, дополненная реальность) и т. п. Данные процессы позволили расширить возможности познания благодаря технологиям визуализации информации, ее доступности, количеству и объему. Все это привело к проникновению информационных технологий в систему образования, потребовало перестройки привычного учебного процесса.
Следует отметить, что до недавнего времени вопрос использования педагогами цифровых инструментов был актуальным, но не являлся обязательным условием организации учебного процесса. Однако пандемия и последовавшая за ней необходимость самоизоляции сделали дистанционный формат практически единственно возможным способом организации обучения. В течение нескольких месяцев взаимодействие между обучающим и обучающимся происходило исключительно в цифровой образовательной среде (ЦОС). Организация педагогического взаимодействия в новых условиях не только позволила продолжить обучение, но и вскрыла ряд новых проблем взаимодействия между участниками учебного процесса в условиях цифровой образовательной среды.
Сегодня уже невозможно игнорировать тот факт, что использование цифровых технологий стало частью современной жизни. Растет число молодых людей, которым не знаком мир без цифровых технологий. Им свойственно использование современных цифровых и коммуникационных технологий для решения повседневных задач, удовлетворения потребностей. Данные изменения требуют ответных действий со стороны системы образования, приводят к необходимости использования цифровых технологий в учебном процессе [3].
Методология
В процессе исследования был проведен анализ научной литературы по проблеме учебно-педагогического взаимодействия в цифровой образовательной среде. Были выявлены отличия между педагогическим взаимодействием в традиционной и цифровой образовательной средах. Особое внимание уделено роли цифровой образовательной среды в учебном процессе. Показано, что, с одной стороны, она является той средой, в которой происходит процесс учебно-педагогического взаимодействия, а с другой - является субъектом этого взаимодействия. Систематизация и обобщение полученных данных легли в основу создания модели, отражающей особенности участников педагогического взаимодействия в цифровой образовательной среде.
Результаты
Обучение как процесс подразумевает взаимодействие его основных участников, в первую очередь педагогов и учащихся. Под взаимодействием мы будем понимать согласованную деятельность обучающего и обучающихся по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Исходя из данного определения, можно выделить цель педагогического взаимодействия - достижение определенных результатов обучения через организацию согласованной деятельности обучающего и обучающихся [3].
С позиций системно-деятельностного подхода педагогическое взаимодействие как часть образовательного процесса позволяет предопределить эффективность обучения и развития личности. Как отмечает доктор педагогических наук, профессор В. П. Симонов любая деятельность обучающего и обучающихся -это система, основными элементами которой являются цель/результат, содержание и способы деятельности; важнейшим компонентом системно-деятельностного подхода в образовании является самостоятельная деятельность субъектов образовательного процесса [15].
Однако взаимодействие между людьми нередко сопровождается появлением конфликтов. Риск возникновения конфликтных ситуаций в процессе учебно-педагогического взаимодействия существовал и существует всегда. Если в традиционном формате обучения конфликты и способы управления ими достаточно хорошо изучены, то в условиях цифрови-зации данная проблема является предметом отдельного исследования [4].
Проведенное авторами исследование позволяет утверждать, что знание и учет особенностей субъектов педагогического взаимодействия при организации учебного процесса в цифровой образовательной среде допускает сделать его более эффективным. Учебный процесс в традиционном формате представляет собой многоплановое взаимодействие:
- учебно-педагогическое взаимодействие обучающего и обучающегося (студента и преподавателя);
- взаимодействие обучающихся (учеников, студентов, слушателей) между собой;
- межличностное взаимодействие между обучающимся и обучающим.
Анализ научной литературы позволяет отметить, что система образования сегодня характеризуется переходным этапом от традиционного обучения к обучению в цифровой образовательной среде [8; 11; 16]. Перечисленные виды взаимодействия, с одной сто-
роны, сохраняются в новых условиях, а с другой стороны, приобретают специфику, которая обусловлена необходимостью использования цифровой образовательной среды в процессе обучения. Данное обстоятельство заслуживает отдельного рассмотрения, поскольку цифровая образовательная среда в современном учебно-педагогическом взаимодействии играет двоякую роль. С одной стороны, она является учебной средой, в которой непосредственно происходит процесс обучения, а с другой - цифровая среда выступает в качестве посредника, с помощью которого происходит взаимодействие между участниками образовательного процесса. Именно эта ее особенность обусловливает специфику педагогического взаимодействия в условиях цифровизации.
При цифровом обучении можно выделить следующие типы учебно-педагогического взаимодействия: «обучающий - ЦОС - обучающийся», «обучающий -ЦОС - обучающиеся», «обучающий - ЦОС - обучающий» и «обучающийся - ЦОС - обучающийся». Важно понимать, что в первых двух типах цифровая образовательная среда преимущественно выполняет функции посредника во взаимодействии между педагогом и обучающимся/обучающимися, тогда как в последних двух типах взаимодействия она берет на себя функции учебной среды, в которой, с одной стороны, размещены все необходимые для обучения учебно-методические материалы, а с другой стороны, имеется возможность интерактивного взаимодействия с пользователем. Таким образом, цифровая образовательная среда становится еще одним субъектом учебно-педагогического взаимодействия, а значит, обладает способностью оказывать влияние на этот процесс.
Авторы определяют следующие способы организации взаимодействия между участниками образовательного процесса в цифровой образовательной среде.
1. Организация диалога между преподавателем и обучающимися. Для этого в цифровой образовательной среде можем организовать дискуссии, обсуждения, используя такие информационно-коммуникационные технологии, как чат, видеоконференция, блог, форум. В случае возникновения вопросов обучаемый может обратиться за поддержкой к педагогу.
2. Обучение путем взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых. Обучающий (учитель, преподаватель) размещает в цифровой образовательной среде учебно-методические материалы. Это могут быть лекции, вебинары, различные типы заданий (форумы, вики-страницы), основ-
ной целью которых является передача специальных знаний, формирование навыков в рамках изучаемой дисциплины. Обучающийся (ученик, студент) изучает учебные материалы, размещает в электронной образовательной среде готовые работы.
3. Интерактивное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Иногда процесс обучения идет эффективнее, когда обучающиеся имеют возможность совместно работать над решением проблемных вопросов. Наиболее подходящими педагогическими технологиями в данном случае являются метод проектов, мозговой штурм. Цифровая образовательная среда имеет в своем распоряжении сле-
дующие технологии: блог, веб-квест, википедия, интернет-ресурсы.
4. Персонально обособленное обучение и взаимодействие. Данная технология наиболее хорошо подходит для построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся. Ситуационный анализ, комментарии к выполненным заданиям позволяют скорректировать ход обучения и дальнейшее продвижение учащихся (студентов).
Анализ научной литературы по проблеме педагогического взаимодействия [2; 3; 8; 9; 12] позволил выявить следующие его особенности в традиционной и цифровой образовательной средах (табл. 1).
Таблица 1
Особенности педагогического взаимодействия в традиционной и цифровой образовательной среде
Традиционная среда Цифровая образовательная среда
Возможность непосредственного контакта Возможность «спрятаться», уйти от контакта
Возможность наблюдения за тем, что происходит в классе Происходящее ограничено возможностями экрана
Все участники находятся в одинаковых условиях Каждый участник находится в своей уникальной ситуации
Возможность использовать привычные приемы воздействия и взаимодействия Необходимость использовать новые приемы воздействия и взаимодействия
Взаимодействие в цифровой образовательной среде позволяет по-новому выстраивать учебный процесс. Нами были проанализированы особенности субъектов педагогического взаимодействия в цифровой образовательной среде и разработана модель, отражающая его специфику в условиях цифровизации (рис. 1). Обучающий и обучающийся Особенности личностной сферы. И обучающий, и обучающийся с точки зрения психологии являются
индивидами, личностями со своим уникальным набором характеристик (рис. 1). Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих [13, с. 471]. Проблема структуры личности является одной из ключевых в современной
Возраст
Возраст
г-
Г Социальны"*" ; Г" Сшейнй"" | , Социальный ;; Семейная |
I статус !| ситуация ! '_..__;^ _ стуация_ _ ,
Рис. 1. Специфика взаимодействия участников учебного процесса в ЦОС
психологии. В разное время ее изучением занимались отечественные психологи К. К. Платонов, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. В. Петровский. Центральным вопросом, который занимал исследователей, является вопрос о соотношении биологического, психического и социального в структуре личности. К проявлениям биологического относятся задатки, особенности протекания нервных процессов, скорость реакции и др. Психические проявления в структуре личности -это совокупность психических процессов, таких как ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, эмоции, воля, потребности и т. д. Такие свойства, как идеалы, ценности, установки, относятся к социальной сфере. Это деление носит условный характер и во многом зависит от взглядов исследователей на соотношение биологического, психического и социального в человеке.
Для удобства дальнейшего рассмотрения педагогического взаимодействия в целом и конфликтов в частности условно разделим личностную сферу на следующие компоненты.
Морально-нравственный компонент включает в себя интересы, установки, идеалы, мотивы, потребности. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах [13, с. 515]. От того, как и какие потребности обучающегося удовлетворяются в результате обучения, зависит его отношение к учебному процессу. Для педагога также важно, чтобы, обучая, он смог удовлетворять свою потребность в признании, профессиональной реализации и развитии. С развитием цифровых технологий наблюдается разрыв между уровнем владения ИКТ-компе-тенциями у обучающего и обучающегося. Нередки случаи, когда ученики лучше, чем педагог, ориентируются в современных цифровых инструментах, умеют использовать их для решения повседневных задач, в том числе связанных с обучением. Все это может создавать у педагога чувство неуверенности в своей профессиональной компетентности, невостребованности накопленного опыта в современных условиях.
В нашем исследовании мотив понимается как причина, лежащая в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта. Как отмечает доктор психологических наук А. Г. Маклаков, мотивы формируются из потребностей человека и могут быть осознанными или неосознаваемыми. Умение педагога определить ведущий мотив деятельности учащегося позволяет выстроить систему мотивации в условиях цифровой образовательной среды, обеспечить стимулирование
и поддержку поведенческой активности на определенном уровне [13]. Учитывая вид мотивации (познавательная, коммуникативная, профессиональная) и период наиболее яркого ее проявления у студентов, педагог по-разному организовывает учебный процесс в цифровой образовательной среде. Например, в начале обучения лучше организовывать учебный процесс с учетом коммуникативной мотивации, использовать обсуждение учебного материала в форумах; на более старших курсах, когда у большинства студентов уже сформировалась профессиональная мотивация, можно организовывать взаимопроверку выполненных заданий в цифровой образовательной среде.
Что касается остальных составляющих мотива-ционно-нравственного компонента, то они вместе с мотивами образуют направленность личности. Чем более широкая сфера интересов у обучающего или обучающегося, тем более разнообразен механизм вовлечения в учебный процесс.
Эмоционально-волевой компонент (эмоции, воля, темперамент, характер).
Темперамент является биологическим фундаментом, на котором формируется личность. Психические различия между людьми, такие как эмоциональная впечатлительность, темп и энергичность действий, интенсивность и устойчивость эмоций, определяются характеристиками темперамента. В зависимости от особенностей протекания нервных процессов, принято выделять четыре основных типа темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Между этими типами темперамента имеются существенные различия, которые в первую очередь влияют на формирование определенного индивидуального стиля деятельности, а не на успешность этой самой деятельности. «„Если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные, то зависимость между уровнем достижения, т. е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента отсутствует. „В нормальной, не стрессовой ситуации результаты деятельности в целом будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, а не от особенностей темперамента» [13, с. 564]. Возможности цифровой образовательной среды позволяют создать различные условия учебной деятельности, которые в наибольшей степени будут соответствовать преобладающему типу темперамента обучающегося. Например, один и тот же учебный материал можно представить в виде текста для спокойного и вдумчивого чтения, либо в формате интерактивного видео, которое придаст динамику процессу изучения.
Еще одним аспектом педагогического взаимодействия, в котором проявляются психические различия, является процесс коммуникации. Темп речи, ее эмоциональная окраска, невербальные компоненты общения - все это легко транслируется и воспринимается в традиционной образовательной среде. В цифровой среде общение носит преимущественно текстовый способ обмена информацией, что существенно затрудняет процесс коммуникации, способствует неоднозначности трактовки того или иного высказывания.
Наряду с темпераментом характер как свойство личности также способен выражать ее уникальность. Главной особенностью характера является то, что он всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. В психологии существует большое количество классификаций черт характера. В соответствии с психическими процессами выделяют следующие черты: волевые (решительность, настойчивость, самообладание, организованность, активность и др.), эмоциональные (отзывчивость, впечатлительность, безразличие, вспыльчивость и др.) и интеллектуальные черты (сообразительность, любознательность, глубокомыслие, находчивость) [13].
Массовый переход к дистанционному обучению потребовал проявления иных черт характера по сравнению с традиционным обучением. Особую важность приобрели волевые черты характера как необходимое условие обучения в новых условиях. Перед педагогом встала необходимость проявлять решительность и самообладание, обусловленные необходимостью использовать в учебном процессе незнакомые до этого цифровые инструменты. От обучающихся обучение в цифровой образовательной среде потребовало организованности, активности, настойчивости, чтобы суметь организовать собственную учебную деятельность.
Познавательный компонент включает в себя такие психические процессы, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение. От уровня их сфор-мированности зависит успешность обучения как в традиционной, так и в цифровой образовательной среде. Переход к дистанционному обучению в первую очередь коснулся восприятия. И обучающий (педагог), и обучающийся оказались в совершенно новой для них ситуации, когда восприятие учебной информации ограничивалось возможностями цифрового устройства. Кто-то из обучающихся имел возможность обучаться с использованием персонального компьютера, а кому-то приходилось использовать смартфон. Все это не могло не оказывать влияние не только на вос-
приятие, но и на внимание обучающихся к тому, о чем говорит педагог. Что касается таких процессов, как память, мышление, воображение, то они во многом зависят от методики обучения, которую использует педагог, от тех цифровых инструментов и учебного контента, которые имеются в распоряжении обучающего и обучающихся.
Возрастные особенности участников педагогического взаимодействия, которые влияют на сформиро-ванность и проявление тех или иных качеств личности. Каждый человек обладает своим, только ему присущим набором качеств и степенью их выраженности. С одной стороны, набор характеристик придает неповторимость каждому человеку, а с другой - может являться источником риска, способным приводить к возникновению конфликтов в педагогическом взаимодействии, о чем далее в работе пойдет речь.
По мнению И. А. Зимней, прочность учебного взаимодействия зависит от глубины психологического контакта между обучающим и обучающимся. Психологический контакт возникает в результате общности психического состояния людей, вызванной их взаимопониманием и связанной с обоюдной заинтересованностью и доверием друг к другу взаимодействующих сторон. Внутренним механизмом психологического контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие, определяемое включенностью обеих сторон в одну и ту же активную деятельность по рассмотрению той или иной проблемы и направленное на решение определенных мыслительных задач [7]. Таким образом, личностная сфера обучающего и обучающегося является важной составляющей, определяющей специфику взаимодействия в условиях цифровой образовательной среды.
Социальная сфера обучающего и обучающегося включает в себя социальный статус и семейную ситуацию. Каждый из субъектов педагогического взаимодействия находится в определенной социальной ситуации. К ее особенностям мы можем отнести семейную ситуацию (состав семьи, особенности внутрисемейных отношений, семейные ценности и особенности воспитания), материальное положение, социальный статус. От того, насколько стабильной является социальная ситуация, зависит характер взаимоотношений между обучающим и обучающимися, эффективность донесения (со стороны обучающего) либо восприятия (со стороны обучающегося) учебной информации.
Особенности педагогической сферы имеют свою специфику у каждого из субъектов педагогического взаимодействия, поэтому рассмотрим каждый из них отдельно.
Владение методикой обучения (со стороны обучающего). Владение методикой обучения, или методическая грамотность, является одной из ключевых компетенций педагога. М. Е. Вайндорф-Сысоева определяет ее как систему «„сформированных теоретических знаний в области методики преподавания конкретного предмета и владение методическими приемами, направленными на организацию процесса обучения в целом и управление им» [2, с. 138]. От того, насколько хорошо педагог владеет специальными приемами и методами обучения, насколько глубоко знает свой предмет, зависят доверие со стороны обучающихся, самостоятельность в принятии решений, эффективность и результат учебного процесса.
Уровень знаний по предмету (со стороны обучающегося) также может приводить к риску возникновения конфликтной ситуации. Например, дефицит или, наоборот, высокий уровень знаний у учеников в сочетании с недостаточным уровнем сложности программы может провоцировать снижение мотивации, потерю интереса к изучаемому предмету.
Цифровая образовательная среда является посредником в педагогическом взаимодействии. В условиях цифрового обучения ее значимость существенно повышается, поскольку психологический контакт между обучающим и обучающимся во многом зависит от возможностей цифровой образовательной среды. Она включает в себя различные элементы, которые используются обучающим и обучающимся для достижения результата обучения. Эти элементы можно разделить на методические цифровые инструменты, инструменты коммуникации и технические возможности цифровой среды. Необходимость их использования при обучении в цифровой образовательной среде придает специфику всему процессу педагогического взаимодействия. Рассмотрим особенности взаимодействия в данных сферах.
В техническую сферу входит качество интернет-соединения, цифровые инструменты и юзабилити -удобство при использовании цифровых инструментов. Поскольку наличие цифровой среды обеспечивает саму возможность педагогического взаимодействия в новых условиях, то качество интернет-соединения имеет первостепенное значение.
Цифровые инструменты - это «организационные, технические, программные и информационные продукты, используемые в условиях цифрового обучения» [5, с. 36]. Они подразделяются на аппаратные (компьютер, интерактивная доска, панель, проектор и др.); программные (текстовые, графические, видеоредакторы, тренажеры, онлайн-конструкторы,
LMS и др.) и информационные (онлайн-курсы, открытые образовательные ресурсы и др.). С помощью цифровых инструментов обучающий может организовать учебный процесс, управлять обучением. Например, использование тренажеров, онлайн-конструкторов позволяет обучающемуся вернуться к повторению пройденного материала, отработке определенного навыка в удобное для него время, а не только в рамках формального обучения. Возможность фиксировать учебные достижения в различных форматах (видео, презентации, комментарии) позволяет обучающему и обучающемуся отслеживать прогресс, формировать индивидуальную траекторию обучения.
Еще одним компонентом технической сферы является удобство использования цифровых ресурсов. В него входят комфорт и удобство навигации при работе с цифровым инструментом, разнообразный формат представления учебного материала, качество текста и изображений, и др. [14].
Коммуникационная сфера включает в себя набор цифровых инструментов, с помощью которых осуществляется общение между педагогом и обучающимся в условиях цифровой образовательной среды. Процесс коммуникации является одной из важнейших составляющих педагогического взаимодействия. Педагогическое общение выполняет функцию развивающей обратной связи в учебном процессе, помогает ориентироваться в учебном контенте. От того, насколько разнообразными и удобными будут инструменты коммуникации, зависит эффективность процесса обучения. Современная цифровая образовательная среда располагает такими инструментами общения, как мессенджеры, форумы, чаты, платформы для видеоконференций и др.
Следует отметить, что все же большая часть общения в учебном процессе происходит в текстовом формате. Эта особенность существенно снижает возможность невербальной коммуникации, что способствует неоднозначности трактовки информации между участниками педагогического взаимодействия. Еще одной особенностью коммуникационного процесса в цифровой образовательной среде, по сравнению с традиционной, является преимущественно асинхронный формат общения. Это означает, что между тем, как обучающийся задаст какой-либо вопрос и получит на него ответ, пройдет определенное время. С одной стороны, оперативность при ответе на вопрос со стороны педагога может способствовать продвижению в освоении изучаемого материала, формировать то самое чувство общности и доверия у обучающегося, но, с другой стороны, это
способствует возникновению информационной перегрузки для педагога.
Учебно-методическая сфера включает в себя возможности цифровых инструментов для организации процесса обучения. Развитие цифровых технологий не стоит на месте, что влечет за собой усложнение и совершенствование цифровой образовательной среды. Например, еще совсем недавно программы по созданию учебных презентаций, сервисы для организации совместной работы, оборудование для организации и проведения видеоконферен-цсвязи были доступны далеко не каждому педагогу, однако сегодня ситуация изменилась кардинальным образом. Появилось большое количество цифровых инструментов для визуализации учебной информации (сервисы по созданию презентаций, видеоредакторы и др.), организации совместной деятельности обучающихся (совместные доски, сервисы для коллективной работы над документами) и организации процесса коммуникации, сбора и анализа обратной связи, в том числе контроля за результатами обучения, и др. Следует отметить, что эти инструменты стали сегодня многофункциональными, зачастую совмещая в себе несколько из перечисленных возможностей.
Кроме того, появились совершенно новые цифровые технологии виртуальной и дополненной реальности, системы управления обучением, которые позволяют не только фиксировать и анализировать цифровой след большого количества обучающихся, но и разрабатывать индивидуальные траектории обучения с учетом особенностей каждого ученика. Конечно, данные цифровые технологии пока являются дорогостоящими и доступны ограниченному количеству образовательных учреждений, однако возможность использования в учебном процессе более простых цифровых инструментов есть сегодня и у педагога, и у обучающегося.
Все сказанное выше позволяет нам выделить эти возможности цифровой образовательной среды в учебно-методическую сферу. От возможностей конкретного цифрового инструмента, его способности решать учебные и методические задачи зависят эффективность и результат обучения. При этом важно, чтобы ориентация на результат играла решающую роль при проектировании педагогом цифровой образовательной среды.
Заключение
В рассмотренной нами модели педагогического взаимодействия в условиях цифровой образовательной среды выделены следующие субъекты: обучающий (педагог, учитель), обучающийся (студент, уче-
ник, слушатель) и цифровая образовательная среда, каждый из которых обладает своими особенностями. Взаимодействие субъектов образовательного процесса можно рассматривать как проявление индивидуальных способов действий и общения педагога и обучающегося в условиях цифровой образовательной среды, направленных друг на друга, определяемых их функционально-ролевыми и личностными позициями, следствием которых являются взаимные изменения в деятельности, общении, отношениях участников педагогического процесса, а также их личностное развитие. Данные изменения во многом определяются возможностями цифровой образовательной среды, которая выступает в качестве посредника в процессе учебно-педагогического взаимодействия и может оказывать влияние на его эффективность.
Литература
1. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков, 2004. 216 с.
2. Вайндорф-Сысоева М. Е. Методическая грамотность преподавателя вуза как профессиональная компетенция (на примере организации коммуникаций различных видов) // Learning Stakeholders and Researchers Summit 2017 : материалы междунар. конф. М., 2017. С. 137-145.
3. Вайндорф-Сысоева М. Е. Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения : дис. ... д-ра. пед. наук. М., 2020. 461 с.
4. Вайндорф-Сысоева М. Е., Панькина Е. В. Риск возникновения конфликтных ситуаций при организации взаимодействия участников учебного процесса в цифровой образовательной среде [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020, Т. 9, № 3. С. 79-86. URL: https://psyjournals. ru/jmfp/2020/n3/Vayndorf-Sysoeva_Pankina.shtml (дата обращения: 05.03.2021).
5. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. Цифровое обучение в контексте современного образования: практика применения. М., 2020. 244 с.
6. Ветвицкая Л. А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса [Электронный ресурс] // Вестник ОГУ 2005. № 10-1 (48). С. 77-82. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=11664137 (дата обращения: 15.12.2018).
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М. ; Воронеж, 2010. 447 с.
8. Игнатьева Е. Ю. Педагогическое управление в цифровой образовательной среде [Электронный ресурс] // Образовательные технологии. 2020. № 2. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=44180664 (дата обращения: 11.01.2021).
9. Коротаева Е. В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика. Екатеринбург, 2013. 203 с.
10. Коротаева Е. В. Педагогическое взаимодействие: становление дефиниции [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2007. № 1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/pedagogicheskoe-vzaimodeystvie-stanovlenie-definitsii (дата обращения: 22.12.2020).
11. Краснова Г А., Можаева Г. В. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации. Томск, 2019. 200 с.
12. Кушнир М. Э. Цифровая образовательная среда [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a (дата обращения: 15.01.2021).
13. Маклаков А. Г Общая психология. СПб., 2001. 592 с.
14. Панькина Е. В., Черчик И. В. Оценка качества электронного учебного курса как необходимое условие современного обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 1 (41). С. 39-47.
15. Симонов В. П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров. М., 2015. 320 с.
16. Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М., 2018. 168 с.
References
1. Bizyaeva A. A. Psihologiya dumayushchego uchitelya: pedagogicheskaya refleksiya [Psychology of the thinking teacher: pedagogical reflection]. Pskov, 2004, 216 p. (In Russian).
2. Vaindorf-Sysoeva M. E. Metodicheskaya gramotnost' prepodavatelya vuza kak professional'naya kompetenciya (na primere organizacii kommunikacijrazlichnyh vidov) [Methodological literacy of a university teacher as a professional competence (on the example of the organization of communications of various types)]. Learning Stakeholders and Researchers Summit 2017. Proceedings of the international conference. Moscow, 2017, pp. 137-145. (In Russian).
3. Vaindorf-Sysoeva M. E. Mnogourovnevaya podgotovka pedago-gicheskih kadrov k professional'noj deyatel'nosti v usloviyah cifrovogo obucheniya [Multilevel training of pedagogical personnel for professional activity in the conditions of digital learning]. Doctor's degree dissertation, Moscow, 2020, 461 p. (In Russian).
4. Vaindorf-Sysoeva M. E., Pankina E. V. Risk vozniknoveniya konfliktnyh situacij pri organizacii vzaimodejstviya uchastnikov uchebnogo processa v cifrovoj obrazovatel'noj srede [The risk of conflict situations in course of learning participants!'} interaction in a digital learning environment]. Modern Foreign Psychology, 2020, vol. 9, no. 3, pp. 79-86. Available at: https:// psyjournals.ru/jmfp/2020/n3/Vayndorf-Sysoeva_Pankina.shtml (accessed 05.03.2021). (In Russian).
5. Vaindorf-Sysoeva M. E., Subocheva M. L. Cifrovoe obuchenie v kontekste sovremennogo obrazovaniya: praktika primeneniya [Digital learning in the context of modern education: the practice of application]. Moscow, 2020, 244 p. (In Russian).
6. Vetvitskaya L. A. Vzaimodejstvie sub"ektov obrazovatel'nogo processa [Interaction of subjects of the educational process].
Vestnik of the Orenburg State University, 2005, no. 10-1 (48), pp. 77-82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11664137 (accessed 15.12.2018). (In Russian).
7. Zimnaya, I. A. Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, Voronezh, 2010, 447 p. (In Russian).
8. Ignatieva E. Yu. Pedagogicheskoe upravlenie v cifrovoj obrazovatel'noj srede [Pedagogical management in the digital educational environment]. Educational Technologies, 2020, no. 2. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44180664 (accessed 11.01.2021). (In Russian).
9. Korotaeva E. V. Osnovy pedagogiki vzaimodejstvij: teoriya i praktika [Fundamentals of interaction pedagogy: theory and practice]. Yekaterinburg, 2013, 203 p. (In Russian).
10. Korotaeva E. V. Pedagogicheskoe vzaimodejstvie: stanovlenie definicii [Pedagogical interaction: formation of the definition]. Pedagogical Education in Russia, 2007, no. 1. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-vzaimodeystvie-stanovlenie-definitsii (accessed 22.12.2020). (In Russian).
11. Krasnova G. A., Mozhaeva G. V. Elektronnoe obrazovanie v epohu cifrovoj transformacii [Electronic education in the era of digital transformation]. Tomsk, 2019, 200 p. (In Russian).
12. Kushnir M. E. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda [Digital educational environment]. Available at: https://medium.com/ direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a (accessed 15.01.2021). (In Russian).
13. Maklakov A. G. Obshchaya psikhologiya [General psychology]. St. Petersburg, 2001, 592 p. (In Russian).
14. Pankina E. V., Cherchik I. V. Ocenka kachestva elektronnogo uchebnogo kursa kak neobhodimoe uslovie sovremennogo obucheniya [Devaluation of the quality of an e-learning course as a necessary condition for modern education]. Professional Education in Russia and Abroad, 2021, no. 1 (41), pp. 39-47. (In Russian).
15. Simonov V. P. Pedagogika i psihologiya vysshejshkoly. Innovacionnyj kurs dlya podgotovki magistrov [Pedagogy and psychology of higher education. Innovative course for the preparation of masters]. Moscow, 2015, 320 p. (In Russian).
16. Uvarov A. Yu. Obrazovanie v mire cifrovyh tekhnologij: na puti k cifrovoj transformacii [Education in the world of digital technologies: on the way to digital transformation]. Moscow, 2018, 168 p. (In Russian).
УДК/UDC 378.1 Г. С. Исакова
G. Isakova
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ
CREATION OF THE UNIVERSITY EDUCATIONAL ECOSYSTEM USING CLOUD SERVICES
Введение. Происходящая в современном обще- Методология. Исследование проводится на основе стве цифровая трансформация образования требует методов анализа и синтеза применительно к нор-
создания образовательных экосистем. Цель статьи - мативно-правовой документации в контексте пред-
обоснование использования облачных сервисов для мета изучения. Автор трактует образовательную
формирования образовательной экосистемы вуза. экосистему, опираясь на исследования в области