Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕХОДА УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ'

ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕХОДА УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / DIGITALIZATION / DIGITAL TRANSFORMATION / INFORMATION TECHNOLOGY / DISTANCE LEARNING / MIXED LEARNING / DIGITAL LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотых Наталья Владимировна, Максютова Надежда Николаевна

В статье проводится анализ готовности педагогов среднего профессионального образования к цифровизации, в частности внедрению дистанционного обучения. Рассматриваются достоинства и недостатки использования дистанционных форм обучения, возможности их применения в учебных заведения различного уровня (школы, профессиональные образовательные организации, вузы). Авторами анализируются результаты всероссийского мониторинга готовности учреждений и педагогов среднего профессионального образования к переходу на дистанционное обучение. Педагоги в целом готовы к работе в новых условиях, но имеется ряд негативных тенденций, обусловленных особенностями новых форм обучения. Также описывается опыт дистанционного обучения в профессиональных образовательных организациях ряда зарубежных стран (Румыния, Чехия, Испания, Нигерия, Великобритания). Наиболее эффективной для отечественной системы среднего профессионального образования можно считать технологию смешанного обучения - построение цифрового образовательного процесса на основе цифровой дидактики, совмещение обучения в ходе личного общения с обучением в дистанционном режиме. Последствием перехода является уменьшение роли педагога в образовательном процессе, что может рассматриваться как двойственный результат: как способ повышения самостоятельности студентов и как причина снижения межличностной коммуникации и социализации молодежи в целом. Несмотря на средний уровень готовности педагогов среднего профессионального образования к использованию электронных форм обучения, на практике дистанционное или смешанное обучение могут быть использованы при реализации отдельных учебных дисциплин, частично при организации междисциплинарных курсов, учебной и производственной практики. Это обусловлено высокой практико-ориентированностью программ подготовки специалистов среднего звена и программ обучения квалифицированных рабочих, служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF TRANSITION OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS TO DISTANCE LEARNING

The article analyzes the readiness for teachers of secondary vocational education to digitalization, in particular, the introduction of distance learning. The advantages and disadvantages of using distance learning, as well as the possibilities of their application in educational institutions of various levels (schools, professional educational organizations, universities) are considered. The authors analyze the results of the monitoring of the readiness of institutions and secondary vocational education teachers to switch to distance learning. Teachers are generally ready to work in new conditions, but there are a number of negative trends due to the peculiarities for new forms of education. It also describes the experience of distance learning in professional educational organizations in a number of foreign countries (Romania, Czech Republic, Spain, Nigeria and Britain). The most effective technology for the national system of secondary vocational education can be consider mixed learning building a digital educational process based on digital didactics, combining training in the course of personal communication with distance learning. The consequence of the transition is a reduction in the teacher’s role in the educational process, which can be considered as a dual result: as a way to increase the independence of students and as a reason for reducing interpersonal communication and socialization of young people in all. Despite the average level of readiness for teachers of secondary vocational education to use electronic forms of education, in practice, distance or mixed learning can be use in the implementation of individual academic disciplines, partly in the organization of interdisciplinary courses, training and industrial practice. This is due to the high practice-oriented training programs for middle-level specialists and training programs for qualified workers and employees.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕХОДА УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/22PDMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Золотых Н.В., Максютова Н.Н. Возможность перехода учреждений среднего профессионального образования на дистанционное обучение // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Zolotykh N.V., Maksyutova N.N. (2020). The possibility of transition of secondary vocational education institutions to distance learning. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN320.pdf (in Russian)

УДК 377.6 ГРНТИ 14.33.01

Золотых Наталья Владимировна

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет», Волгоград, Россия Заведующий кафедрой «Педагогики и методики профессионального обучения»

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: pedagogika25@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=732203

Максютова Надежда Николаевна

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет», Волгоград, Россия Аспирант кафедры «Педагогики и методики профессионального обучения»

E-mail: maksyutovann@inbox.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=845388

Возможность перехода учреждений среднего профессионального образования на дистанционное обучение

Аннотация. В статье проводится анализ готовности педагогов среднего профессионального образования к цифровизации, в частности внедрению дистанционного обучения. Рассматриваются достоинства и недостатки использования дистанционных форм обучения, возможности их применения в учебных заведения различного уровня (школы, профессиональные образовательные организации, вузы). Авторами анализируются результаты всероссийского мониторинга готовности учреждений и педагогов среднего профессионального образования к переходу на дистанционное обучение. Педагоги в целом готовы к работе в новых условиях, но имеется ряд негативных тенденций, обусловленных особенностями новых форм обучения.

Также описывается опыт дистанционного обучения в профессиональных образовательных организациях ряда зарубежных стран (Румыния, Чехия, Испания, Нигерия, Великобритания). Наиболее эффективной для отечественной системы среднего профессионального образования можно считать технологию смешанного обучения -построение цифрового образовательного процесса на основе цифровой дидактики, совмещение обучения в ходе личного общения с обучением в дистанционном режиме. Последствием перехода является уменьшение роли педагога в образовательном процессе, что может рассматриваться как двойственный результат: как способ повышения самостоятельности студентов и как причина снижения межличностной коммуникации и социализации молодежи

в целом. Несмотря на средний уровень готовности педагогов среднего профессионального образования к использованию электронных форм обучения, на практике дистанционное или смешанное обучение могут быть использованы при реализации отдельных учебных дисциплин, частично при организации междисциплинарных курсов, учебной и производственной практики. Это обусловлено высокой практико-ориентированностью программ подготовки специалистов среднего звена и программ обучения квалифицированных рабочих, служащих.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование; цифровизация; цифровая трансформация; информационные технологии; дистанционное обучение; смешанное обучение; цифровое обучение

Введение

Одной из тенденций развития современного образования является его цифровизация. Цифровая трансформация образования предполагает его полную модернизацию, вплоть до изменения образовательной парадигмы. Последствиями данной перестройки является изменение требований к выпускникам учебных заведений всех уровней, переосмыслению роли педагога в учебном процессе, появлении новых форм получения информации и взаимодействия участников образовательного процесса.

Цифровизация позволяет разнообразить способы подачи материала, в случае необходимости организовать обучение с использованием дистанционных технологий, тем самым «.. .частично освободив студента от аудиторной нагрузки, увеличив при этом долю его самостоятельной работы в комфортном для его обучения режиме» [1, с. 107].

Сторонники дистанционного обучения утверждают, что обучение на расстоянии может быть столь же эффективным или даже более эффективно, чем при личном общении педагога и обучающегося [2-5]. Результаты исследования успеваемости в дистанционном образовании показали, что самостоятельное управление временем и самоорганизация являются позитивными предикторами успеваемости [6]. К преимуществам данного образования М.Г. Сорокова также относит следующие тенденции: использование электронных ресурсов становиться привычкой обучающихся; повышается информационная емкость обучения за счет использования альтернативных источников; лучше структурируется учебная информация и представлении ее в разных формах; увеличивается прозрачность учебного процесса для преподавателей, обучающихся и администрации; использование элементов виртуальных лабораторий, виртуальных тренажеров позволяет всем обучающимся изучить материал, не смотря на разную скорость прохождения учебного материала и разницу в учебном графике [7].

Опыт дистанционного обучения в профессиональных образовательных организациях зарубежных стран показывает как преимущества, так и наличие недостатков в его применении. Так, в Чехии дистанционное образование становится все более востребованным, однако имеются значительные проблемы в вопросе обеспечения качества данного образования [8]. Под дистантом чешские образовательные учреждения понимают чаще всего самообразование, т. е. индивидуальную работу студента с преподавателем, частота встреч с которым варьируется в зависимости от специальности. Кроме того, отсутствует возможность корректировки учебного плана и получения социальных льгот от образовательной организации.

Опыт реализации дистанционного обучения в Румынии показал его высокую эффективность - работодатели оценивают его выше, чем систему традиционного образования [9]. Однако государственные колледжи используют данную форму работы со студентами

https:// mir-nauki. com

достаточно редко. Приоритет в данном направлении принадлежит частным учебным заведениям (преимущественно с высокой стоимостью обучения).

В Испании в настоящее время существует множество дистанционных образовательных программ, таких как MOOCs (массовые открытые онлайн-курсы) и дистанционные курсы обучения. Однако анализ реализации данных курсов показывает высокий уровень отсева: от 50 % до 90 % обучающихся не заканчивают обучение [10]. Успех обучения в значительной степени зависит от уровня вовлеченности обучающихся в предлагаемую деятельность, что, в свою очередь, требует более глубокого вовлечения педагогов.

Эмпирическое исследование отношения испанских студентов к ИКТ в аудиторных, смешанных и дистанционных режимах обучения показало отсутствие зависимости между компьютерной грамотностью и мотивацией дистанционного обучения [11; 12]. Наиболее эффективным студенты назвали смешанное обучение.

Британские ученые T. Wunder, D. Elliott, S. England отмечают, что преподаватели воспринимают дистанционное и аудиторное занятие по-разному, что приводит к различиям в методах оценки [13] и приходят к выводу - дистанционное и локальное обучение не являются взаимозаменяемыми.

Данный тезис подтверждают результаты исследования эффективности образования, проведенного T. Markova, I. Glazkova, E. Zaborova [14]. Студенты в целом удовлетворены дистанционным обучением, но отмечают проблемы его организации: низкая самоорганизация, отсутствие контроля со стороны преподавателя, отсутствие эффективного взаимодействия и чувство изоляции, которые очевидно, снижают их удовлетворенность опытом дистанционного обучения. Необходимо принять во внимание, что незначительное число студентов оценивают онлайн-обучение как более эффективное по сравнению с традиционными или смешанными режимами.

Исследователи из Нигерии (Udokang A., Ogundele M.) также отмечают отсутствие существенной разницы в эффективности работы преподавателей по обычной и дистанционной системами обучения [15].

Таким образом, опыт зарубежных стран в применении дистанционного обучения показывает его активное внедрение в образовательные программы учебных заведений по всему миру. В ряде стран Европы, Америки и Африки дистанционные курсы признаны альтернативой традиционным занятиям. Страны ЕС признаны лидерами в вопросах обеспечения технической и методической поддержки цифровых форм обучения, что позволяет им переходить на наднациональный уровень дистанционного обучения и увеличивать количество образовательных программ профессионального и дополнительного образования.

Однако открытым остается вопрос об особенностях применения дистанционных технологии в учебных заведениях различного уровня.

Как отмечает Ю.А. Литвинова, каждая ступень отечественной системы образования включает в себя ряд цифровых технологий и элементы дистанционных технологий [16]. На ступени общеобразовательного образования дистант реализуется в форме электронного журнала, когда обучающиеся получают домашнее задание через специальную электронную платформу. Вузы используют дистанционное обучение для доступа к различным ресурсам: электронные библиотеки, личный кабинет, проверка знаний.

Из предложенной структуры выпадает среднее профессиональное образование (СПО), которое является самостоятельной ступенью образования.

Цель исследования

Учитывая отсутствие работ, направленных на изучение возможностей цифровой трансформации системы СПО, целью исследования является анализ возможностей эффективного перехода учреждений СПО на дистанционное обучение.

Методы исследования: анализ отечественной и зарубежной педагогической, психологической, социологической литературы по проблеме исследования; обобщение, сравнение, абстрагирование, прогнозирование систем и процессов.

Результаты и дискуссия

Спецификой образовательного процесса СПО можно считать дуальность образования (сочетание теории и практических занятий), практически полное отсутствие самостоятельной работы (ФГОС 3++ предполагает не более 2 часов на одну учебную дисциплину), необходимость прохождения демонстрационного экзамена и др.

Учитывая это, система СПО сталкивается с таким риском цифровой трансформации образования как неготовность педагогов к использованию дистанционных форм обучения. Подтверждением данного тезиса является ситуация с переходом колледжей, техникумов, лицеев, профессиональных училищ на дистанционное обучение с марта 2020 года, обусловленной распространением в Российской Федерации новой коронавирусной инфекции1. Наравне с сотрудниками других учреждений, педагоги профессиональных образовательных учреждений СПО перешли на дистант. Согласно рекомендациям Министерства просвещения РФ производственная практика, государственная итоговая аттестация, защита выпускных и дипломных работ, проведение демонстрационного экзамена при наличии технических возможностей необходимо организовать с использованием дистанционных технологий2.

Для анализа возможности учреждений СПО и готовности педагогов к переходу на дистанционное обучение обратимся к результатам мониторинга, проведенного в апреле 2020 года сотрудниками ФИРО РАНХиГС (г. Москва)3.

Оценка педагогами организационно-методических условий перехода к дистанционной форме показал отсутствие организационно-методических требований к структуре онлайн-курсов, электронных учебно-методических комплексов, электронных образовательных ресурсов, самих онлайн-курсов, готовых к использованию (оценки не превышают 1,8 баллов по 3-балльной шкале).

Организационно-технические условия оцениваются педагогами как удовлетворительные: имеются технические платформы для реализации учебного занятия, имеется высокоскоростной доступ к Интернету, практическая часть обучения переведена в дистанционный режим. При этом укрепляется общее понимание, что дидактические

1 О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19): указ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/61366.html/ (дата обращения: 21.05.2020).

2 О направлении методических рекомендаций: письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 // СПС «Гарант». - Режим доступа: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/73674537/#review (дата обращения: 21.05.2020).

3 Мониторинг обеспечения условий по организации онлайн-обучения в профессиональных образовательных организациях (ПОО) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФИРО РАНХиГС. - Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/opros-itogy (дата обращения: 22.05.2020).

https:// mir-nauki. com

ограничения и трудности выхода на дистанционное обучение существеннее, нежели технические сложности.

Оценки использования дистанционных технологий студентами достаточно низкие: обеспеченность студентов компьютерами (ноутбуками, планшетами, другими устройствами, полностью подходящими для онлайн-обучения) на второй неделе дистанта составляет 1,2 балла из 3 возможных. Наличие эффективно работающей обратной связи со студентами по вопросам обучения оценивается как среднее (1,9 баллов). Кроме того, педагогами отмечается, что учебная активность студентов начала снижаться, по мере того как проходит мотивирующий «эффект новизны», и всё больше начинают требоваться навыки систематической учебной работы, самодисциплины, самоконтроля. Информационно-технологическая и психолого-педагогическая подготовленность педагогов к реализации дистанционного обучения может быть оценена как средняя (2 балла).

На вопрос о барьерах применения дистанционного обучения педагоги отметили как наиболее значимые: отсутствие заранее подготовленных онлайн-курсов по предметам общепрофессионального и профессионального циклов, общий дефицит времени, неготовность педагогов к продуктивной работе в режиме дистанционного обучения и неспособность (части) студентов к продуктивному самостоятельному обучению в дистанте. Авторы исследования делают вывод, о том, что субъективная оценка значимости препятствий респондентами возросла. По мере более продолжительного и глубокого погружения в режим дистанционного обучения в СПО выявляются и осознаются всё новые проблемные нюансы. В целом педагоги профессиональных образовательных организаций готовы и способны использовать цифровые ресурсы в образовательном процессе.

Однако результаты мониторинга показали очевидные недостатки дистанционного образования в СПО: до минимума сокращается время непосредственного взаимодействия студента и преподавателя; снижается возможность индивидуальной работы преподавателя с каждым студентом; под вопросом находится подготовка студентов к практическому использованию научных знаний; не решены этические вопросы цифровизации. По мнению Е.Е. Жернова результатом этого становится сужение канала передачи неявных знаний от человека к человеку; студентами не приобретаются социальные навыки, необходимые в будущей работе; не важной становится личность преподавателя, его труд все более оценивается как краткосрочный труд [17].

Учитывая достоинства и недостатки дистанционного обучения, можно предположить, что наиболее эффективной для системы СПО будет технология смешанного обучения -построение цифрового образовательного процесса на основе новой цифровой дидактики, т. е. совмещение обучения в ходе личного общения с обучением в дистанционном режиме. Как отмечает С.В. Сударикова [18] технологию смешанного обучения позволяет более эффективно использовать преимущества как очного, так и электронного обучения и нивелировать или взаимно компенсировать недостатки каждого из них.

По мнению сторонников цифровизации, в перспективе необходимо переходить именно на смешанные формы обучения, которые предполагают взаимодействие с педагогом лишь по желанию ученика, в том случае, когда возникают спорные ситуации или необходимо направить исследование в нужное русло, подсказать, как решить ту или иную проблему. В ответ И.А. Зайцева и А.С. Торосян [19] отмечают, что уменьшение роли педагога в учебном процессе лишь возвращает нас к проблеме социализации.

Противоположная точка зрения на оценку снижения коммуникации между участниками образовательного процесса при смешанном обучении представлена G.B. Abdukadirova, G.Sh. Khamroeva, которые отмечают у студентов развитие чувства сопричастности, которое

позволяет студентам открыться, поделиться более подробной информацией о себе с однокурсниками. Опыт реальной жизни побуждает студентов делиться дополнительной информацией в цифровой форме. Данные, представленные в виртуальном пространстве, создают хорошую основу для развития коммуникации в учебной группе [20].

Обобщая вышесказанное, можно предположить, что смешанное обучение - это современная образовательная технология, сочетающая в себе традиционные технологии реализации обучения, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, применяемые с целью повышения эффективности учебного процесса. Применительно к системе среднего профессионального образования данная технология может быть использована при реализации общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин, частично при организации междисциплинарных курсов и практики.

Выводы

Изучение современного состояния системы дистанционного обучения в России и за рубежом показало стремительное его развитие. Оно позволяет получать необходимые профессиональные компетенции на любом уровне образования, в том числе на уровне СПО. Для отечественных профессиональных образовательных организаций сложность с внедрением дистанта связана в большей степени с психологической неготовностью участников образовательного процесса, чем с отсутствием технических возможностей его реализации. Однако имеются объективные причины, исключающие повсеместное использование дистанционного обучения в СПО: наличие демонстрационного экзамена, высокая практико-ориентированность учебных курсов, отсутствие электронных образовательных ресурсов для профессиональных дисциплин. В данном случае смешанное обучение, предполагающее совмещение нескольких форм, а не исключительно дистанционное, можно считать оптимальным для реализации ряда образовательных программ и образовательных учреждений СПО. Кроме того, педагогам колледжей, техникумов, профессиональных училищ и лицеев легче поступательно переходить к цифровым формам организации учебного процесса, приобретая опыт дистанционного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьменко Н.И., Долгополова Л.Б. Цифровизация образовательного пространства как средство организации обучения студентов с ОВЗ в условиях СПО // Развитие личности в условиях цифровой трансформации: материалы V Международной научно-практической конференции. - Челябинск: Челябинский институт развития профессионального образования, 2020. С. 107-108.

2. Allen M., Mabry E., Mattrey M., Bourhis J., Titsworth, S., Burrell, N. Evaluating the Effectiveness of Distance Learning: A Comparison Using Meta-Analysis // Journal of Communication. 2004. Vol. 54 (3). Pp. 402-420.

3. Shachar, M., Newmann, Y. Differences between traditional and distance education academic performances: A meta-analytic approach // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2003. Vol. 4 (2). Retrieved http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/153/234 (дата обращения: 20.05.2020).

4. Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) // Вестник науки и образования. 2020. № 9-1 (87). С. 53-56.

5. Крицкая А.А., Астанина И.А., Тычинская В.И. Дистанционное обучение как современная технология обучения кадров // Синергия Наук. 2019. № 41. С. 612— 618.

6. Neroni J., Meijs C., Gijselaers H., Kirschner P., Renate H. Learning strategies and academic performance in distance education // Learning and Individual Differences. 2019. Vol. 73. Pp. 1-7.

7. Сорокова М.Г. Электронный курс как цифровой образовательный ресурс смешанного обучения в условиях высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 1. С. 36-50.

8. Fojtik R. Comparison of Full-Time and Distance Learning // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 18213. Pp. 402-407.

9. Andronic R., Andronic A., Doval E., Lepadatu I., Raulea C. Opinions about Distance Learning in Romania - A Comparative Research // The Internet and Higher Education. 2011. Vol. 14. Pp. 129-135.

10. Gregori P., Martinez V., Moyano-Fernandez J. Basic actions to reduce dropout rates in distance learning // Evaluation and Program Planning. 2018. Vol. 66. Pp. 48-52.

11. Arrosagaray M., Gonzalez-Peiteado M., Pino-Juste M., Rodriguez-Lopez B. A comparative study of Spanish adult students' attitudes to ICT in classroom, blended and distance language learning modes // Computers & Education. 2019. Vol. 134. Pp. 3140.

12. Karaduman M., Mencet M. Attitude and Approaches of Faculty Members Regarding Formal Education and Distance Learning Programs // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 10610. Pp. 523-532.

13. Wunder T., Richards D., England E. Is distance learning really a substitute for on-site? Perceptions of faculty who teach undergraduate economics using both formats // International Review of Economics Education. 2013. Vol. 14. Pp. 4-15.

14. Markova T., Glazkova I., Zaborova E. Quality Issues of Online Distance Learning // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2017. Vol. 23721 February. Pp. 685-691.

15. Udokang A., Ogundele M. Comparative Study of Distance Learning and Conventional System on the Teachers' Job Performance in Kwara State // Procedia - Social and Behavioral Sciences. August 2014. Vol. 14125. Pp. 1192-1195.

16. Литвинова Ю.А. Цифровые технологии в сфере образования на территории Российской Федерации и Приволжского Федерального округа // Управление организационно-экономическими системами: сборник трудов научного семинара студентов и аспирантов института экономики и управления / под общ. ред. О.В. Павлова. - Самара: Самарский университет. 2019. Ч. 1. С. 66-70.

17. Жернов Е.Е., Кочергин Д.Г. Этические проблемы цифрового образования // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Подготовка кадров для цифровой экономики: материалы Международной научно-практической конференции. - Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2019. С. 161-163.

18. Сударикова С.В. Концепция смешанного обучения как педагогическая технология цифровой дидактики // European Scientific Conference: сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. - Пенза: Наука и Просвещение, 2020. С. 199-202.

19. Зайцева И.А., Торосян А.С. Цифровизация высшего образования и цифровизация человека: перспективы, проблемы, возможные пути решения // Педагогика. Серия: Гуманитарные науки 2020. № 3-2. С. 86-90.

20. Abdukadirova G.B., Khamroeva G.Sh. Blended learning: supporting students' learning and enhancing their experience - a literature review // Иностранные языки в Узбекистане. 2019. № 4 (27). С. 39-45.

Zolotykh Natalia Vladimirovna

Volgograd state agricultural university, Volgograd, Russia E-mail: pedagogika25@mail.ru

Maksyutova Nadejda Nikolaevna

Volgograd state agricultural university, Volgograd, Russia E-mail: maksyutovann@inbox.ru

The possibility of transition of secondary vocational education institutions to distance learning

Abstract. The article analyzes the readiness for teachers of secondary vocational education to digitalization, in particular, the introduction of distance learning. The advantages and disadvantages of using distance learning, as well as the possibilities of their application in educational institutions of various levels (schools, professional educational organizations, universities) are considered. The authors analyze the results of the monitoring of the readiness of institutions and secondary vocational education teachers to switch to distance learning. Teachers are generally ready to work in new conditions, but there are a number of negative trends due to the peculiarities for new forms of education.

It also describes the experience of distance learning in professional educational organizations in a number of foreign countries (Romania, Czech Republic, Spain, Nigeria and Britain). The most effective technology for the national system of secondary vocational education can be consider mixed learning building a digital educational process based on digital didactics, combining training in the course of personal communication with distance learning. The consequence of the transition is a reduction in the teacher's role in the educational process, which can be considered as a dual result: as a way to increase the independence of students and as a reason for reducing interpersonal communication and socialization of young people in all. Despite the average level of readiness for teachers of secondary vocational education to use electronic forms of education, in practice, distance or mixed learning can be use in the implementation of individual academic disciplines, partly in the organization of interdisciplinary courses, training and industrial practice. This is due to the high practice-oriented training programs for middle-level specialists and training programs for qualified workers and employees.

Keywords: secondary vocational education; digitalization; digital transformation; information technology; distance learning; mixed learning; digital learning

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.