Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / иностранный язык в вузе / иностранный язык в неязыковом вузе / информатизация образования / цифровизация образования / higher education / foreign language in university / foreign language in non-linguistic university / informatization of education / digitalization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.А. Гюльмагомедов, Я.М. Саидова, С.М. Адамова

В рамках настоящей статьи авторы осуществляют попытку исследования специфики преподавания иностранных языков в условиях цифровизации. Для этого в первую очередь осуществляется анализ текущей экономической, социальной, политической и культурной ситуации. На его основании доказывается необходимость дальнейших мероприятий, связанных с интеграцией информационных и телекоммуникационных технологий в процесс обучения студентов иностранному языку. Далее ими даётся сущностная характеристика понятия «цифровизация образования». Проводится различие между ним и дефиницией «информатизация образования». Говорится об основных аспектах цифровизации, в том числе применительно к языковой подготовке. Затем осуществляется выявление дидактического потенциала информационно-коммуникационных технологий. Определяются наиболее существенные педагогические условия, могущие поспособствовать максимально эффективному их использованию в ходе формирования иноязычных компетенций у лиц, обучающихся в современных организациях высшего образования, действующих на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

In the article, the authors study the teaching foreign languages specifics in the digitalization context. To do this, the current economic, social, political and cultural situation analysis is carried out. On its basis, the further measures related to the information and telecommunication technologies integration in the teaching students a foreign language process necessity is proved. They give an essential characteristic of the “digitalization of education” concept. A distinction is made between it and the “informatization of education” definition. It talks about the digitalization main aspects, including in relation to language training. Didactic potential of information and communication technologies is revealed. The most essential pedagogical conditions that can contribute to their most effective use during the foreign-language competencies formation for persons studying in modern higher education organizations operating on the Russian Federation territory are determined.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

ложение, антипатию. В этом случае педагогу важно научиться не думать о том, что кто-то из учеников намеренно делает что-то, чтобы навредить ему. Многие педагоги сегодня владеют техниками медитации, которые формируют дополнительные социальные навыки борьбы с агрессией. И, безусловно, владеть сильными чувствами и успешно их контролировать помогут физические упражнения, занятия которыми будут способствовать выбросу эндорфинов.

В развитии позитивных личностных качеств педагога, умения строить с учениками дружескую коммуникацию поможет близкое знакомство с психоло-

Библиографический список

го-педагогическим наследием Д.К. Ушинского, педагогические успехи которого огромны, а их полезный результат проверен столетием.

Таким образом, психическое здоровье педагога высшей школы позволяет сделать выводы, что разработанные К.Д. Ушинским методы психолого-педагогического образования являются по сей день эффективными в практике педагога. В трудах великого воспитателя и методиста содержится бесценный практический научный материал, способствующий развитию психического здоровья педагога, подробно описывающий многие психолого-физиологические механизмы и методы.

1. Колыхматов В.И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020.

2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Москва; Ленинград: АПН РСФСР 1948-1952; Т. 2: 99-100.

3. Соломин В.П. Интеграция психологии и педагогики как традиция психолого-педагогической школы университета (к 215-летию РГПУ им. А.И. Герцена. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011; № 142: 5-14.

4. Ананьев Б.Г К.Д. Ушинский - великий русский психолог. Избранные труды по психологии. Очерки психологии. История русской психологии. Санкт-Петербург: Издательство СПб государственного университета, 2007; Т. 1: 320-322.

5. Саблина И.В. Роль учителя в становлении психологического климата в начальных классах. Концепт. 2013; № 11: 1-6. Available at: http://e-koncept.ru/2013/13226.htm

6. Желдоченко Л.Д. Феномен агрессии в педагогической деятельности: деструктивный аспект. Таврический научный обозреватель. 2015; № 1: 79-86.

7. Большой психологический словарь. Москва; Прайм-Еврознак; Санкт-Петербург; 2008.

8. Ефимова Г.З. Учителя мужчины и учителя женщины: общее и различное в социологических портретах. Вестник Евразийской науки. 2015; Т. 5, № 5 (30): 112.

9. Панова Е.М. Особенности агрессивности в процессе профессионализации педагогов. Диссертация ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2009.

References

1. Kolyhmatov V.I. Professional'noe razvitie pedagoga v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: GAOU DPO «LOIRO», 2020.

2. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij: v 11 t. Moskva; Leningrad: APN RSFSR, 1948-1952; T. 2: 99-100.

3. Solomin V.P. Integraciya psihologii i pedagogiki kak tradiciya psihologo-pedagogicheskoj shkoly universiteta (k 215-letiyu RGPU im. A.I. Gercena. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2011; № 142: 5-14.

4. Anan'ev B.G. K.D. Ushinskij - velikij russkij psiholog. Izbrannye trudy po psihologii. Ocherki psihologii. Istoriya russkoj psihologii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPb gosudarstvennogo universiteta, 2007; T. 1: 320-322.

5. Sablina I.V. Rol' uchitelya v stanovlenii psihologicheskogo klimata v nachal'nyh klassah. Koncept. 2013; № 11: 1-6. Available at: http://e-koncept.ru/2013/13226.htm

6. Zheldochenko L.D. Fenomen agressii v pedagogicheskoj deyatel'nosti: destruktivnyj aspekt. Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. 2015; № 1: 79-86.

7. Bol'shoj psihologicheskij slovar'. Moskva; Prajm-Evroznak; Sankt-Peterburg; 2008.

8. Efimova G.Z. Uchitelya muzhchiny i uchitelya zhenschiny: obschee i razlichnoe v sociologicheskih portretah. VestnikEvrazijskojnauki. 2015; T. 5, № 5 (30): 112.

9. Panova E.M. Osobennostiagressivnosti v processe professionalizaciipedagogov. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2009.

Статья поступила в редакцию 01.04.23

УДК 378

Gulmagomedov G.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Head of Department of Linguistics and Journalism, Dagestan Humanitarian Institute

(Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

Saidova Ya.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Linguistics and Journalism, Dagestan Humanitarian Institute (Makhachkala, Russia),

E-mail: passikhat05@mail.ru

Adamova S.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Linguistics and Journalism, Dagestan Humanitarian Institute (Makhachkala, Russia),

E-mail: passikhat05@mail.ru

THE SPECIFICS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION. In the article, the authors study the teaching foreign languages specifics in the digitalization context. To do this, the current economic, social, political and cultural situation analysis is carried out. On its basis, the further measures related to the information and telecommunication technologies integration in the teaching students a foreign language process necessity is proved. They give an essential characteristic of the "digitalization of education" concept. A distinction is made between it and the "informatization of education" definition. It talks about the digitalization main aspects, including in relation to language training. Didactic potential of information and communication technologies is revealed. The most essential pedagogical conditions that can contribute to their most effective use during the foreign-language competencies formation for persons studying in modern higher education organizations operating on the Russian Federation territory are determined.

Key words: higher education, foreign language in university, foreign language in non-linguistic university, informatization of education, digitalization of education

Г.А. Гюпьмагомедое, канд. филол. наук, доц., зав. каф. лингвистики и журналистики Дагестанского гуманитарного института, г. Махачкала,

E-mail: passikhat05@mail.ru

Я.М. Саидоеа, канд. филол. наук, доц., Дагестанский гуманитарный институт, г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru

С.М. Адамова, канд. филол наук, доц., Дагестанский гуманитарный институт, г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

В рамках настоящей статьи авторы осуществляют попытку исследования специфики преподавания иностранных языков в условиях цифровизации. Для этого в первую очередь осуществляется анализ текущей экономической, социальной, политической и культурной ситуации. На его основании доказывается необходимость дальнейших мероприятий, связанных с интеграцией информационных и телекоммуникационных технологий в процесс обучения студентов иностранному языку. Далее ими даётся сущностная характеристика понятия «цифровизация образования». Проводится различие между ним и дефиницией «информатизация образования». Говорится об основных аспектах цифровизации, в том числе применительно к языковой подготовке. Затем осуществляется выявление дидактического потенциала информационно-коммуникационных технологий. Определяются наиболее существенные педагогические условия, могущие поспособствовать максимально эффективному их использованию в ходе формирования иноязычных компетенций у лиц, обучающихся в современных организациях высшего образования, действующих на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: высшее образование, иностранный язык в вузе, иностранный язык в неязыковом вузе, информатизация образования, цифровизация образования

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, обосновывается двумя тенденциями в развитии современного общества.

Первая из них - интенсификация глобализационных процессов (М.А. Акопова, Л.Э. Бикулова, А.Ю. Быканова, А.А. Матвеева, А.В. Могилев, М.Р Файз-рахманова, М.Р Файзрахманов) [1, с. 673]. Углубление международной интеграции заставляет пересмотреть подходы к подготовке будущих профессионалов на ступени высшего образования. В частности, особое внимание должно быть уделено формированию у них системы иноязычных компетенций [2, с. 120-121]. Подобные изменения в структуре компетентности выпускника современного вуза заставляют педагогов-исследователей и практиков активизировать поиски новых форм и методов организации образовательного процесса (А.П Асмолов, А.Н. Астанина, Н.О. Вербицкая, В.А. Сухомлин). В ходе их осуществления следует с необходимостью учитывать влияние второй тенденции.

Последняя может быть обозначена термином «цифровизация» [3, с. 217]. Проникновение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизни человеческого общества способствовало их существенной трансформации [4, с. 125]. Этот процесс не мог не повлиять на развитие системы высшего образования, в частности языковой подготовки студентов [5, с. 38]. Конкретизации данного влияния посвящена наша статья.

Соответственно, её цель состоит в исследовании специфики преподавания иностранных языков в условиях цифровизации.

С поставленной целью коррелируют следующие задачи:

- дать сущностную характеристику понятия «цифровизация образования»;

- выявить дидактический потенциал информационно-коммуникационных технологий;

- определить педагогические условия, способствующие максимально эффективному их использованию в ходе формирования иноязычных компетенций у лиц, обучающихся в современных организациях ВО.

При этом применялись методы исследования:

- рефлексия собственного педагогического опыта авторов;

- анализ специальной литературы.

Научная новизна статьи заключается в даче всесторонней сущностной характеристики процесса цифровизации применительно к сфере высшего образования.

Теоретическая значимость видится в выявлении дидактического потенциала ИКТ в процессе формирования у студентов иноязычных компетенций.

Практическая значимость состоит в демонстрации оптимальных педагогических условий, способствующих их максимально эффективному использованию в ходе формирования иноязычных компетенций у лиц, обучающихся в современных организациях ВО.

История употребления термина «цифровизация» применительно к образованию, в том числе языковому, не характеризуется большой продолжительностью (А.А. Васильева, И.Н. Потапова, И.В. Таратута). Дело в том, что вплоть до второй половины 2010-х гг. большинством отечественных педагогов, говоривших о проблемах, связанных с внедрением ИКТ в учебно-воспитательный процесс, использовалась другая дефиниция - «информатизация» (А.Н. Астанина, Ю.З. Богданова, ПА. Касумова, Е.П. Сафонова, И.В. Таратута, А.Н. Щукин). Её обычно трактовали как совокупность социально-педагогических преобразований, направленных на интеграцию информационных и телекоммуникационных технологий в образовательные системы (А.Н. Астанина, М.А. Ковальчук, Е.П. Сафонова, М.В. Харламова А.Н. Щукин) [1, с. 674].

Произошедшая в конце десятилетия трансформация в области терминологии выглядит вполне закономерной. Действительно, сегодня мы можем с уверенностью говорить, что этап информатизации системы ВО успешно завершился [6, с. 158]. Доказательством этого служат следующие факты:

- большинство российских вузов оснащено компьютерной техникой, в целом соответствующей современным требованиям [7, с. 32];

- их преподавательский состав характеризуется уровнем развития соответствующих компетенций, достаточным для успешного осуществления инновационной педагогической деятельности в текущих условиях [8, с. 59-60].

Таким образом, сегодня речь идёт о необходимости создания цифровой образовательной среды. Здесь более применимым является понятие «цифрови-зация». Эту, последнюю, можно рассматривать в следующих аспектах:

- широкое применение в ходе обучения студентов иностранным языкам цифровых технологий и средств телекоммуникации;

- способ манипуляции с необходимой в образовательном процессе информацией при помощи цифровых устройств [7, с. 33-34];

- углубленная компьютеризация образовательных систем, различных форм осуществления учебной и внеучебной деятельности, осуществляемая в целях их дальнейшего совершенствования и обеспечения большей доступности для всех субъектов образовательных отношений [4, с. 114].

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что ключевыми аспектами цифровизации современной системы отечественного ВО можно считать расширение влияния сети Интернет и средств мобильной коммуникации на ход образовательного процесса.

Современные ИКТ существенно облегчают доступ к иноязычным источникам информации и различным вариантам использования изучаемого языка.

Кроме того, их грамотное использование позволяет существенно увеличить разнообразие образовательного контента [8, с. 60]. Расширяются возможности для продуктивного взаимодействия между субъектами образовательных отношений с использованием современных средств телекоммуникации. Всё это означает построение виртуальной аутентичной языковой среды [3, с. 218].

Как видим, использование в иноязычной подготовке лиц, обучающихся в современных вузах, возможностей, предоставляемых цифровой эпохой, позволяет существенно интенсифицировать этот процесс. Подобный результат достигается благодаря применению широкого спектра мультимедийных и интерактивных ресурсов. Их использование в учебных целях позволяет оптимизировать деятельность субъектов образовательных отношений. В результате улучшаются:

- познавательная активность студентов;

- их мотивация;

- процесс формирования знаний, умений и навыков обучающихся, связанных с осуществлением коммуникации на изучаемом языке [6, с. 160].

Среди интерактивных ресурсов, которые могут найти применение в ходе обучения студентов иностранным языкам, внимания заслуживает LеаmingАррs. огд. Архитектура этого, последнего, предусматривает возможности для широкого применения интерактивных обучающих модулей [5, с. 218-219]. На начальном этапе работы с ним педагогу предлагаются специальные шаблоны, предназначенные для создания упражнений со своим языковым контентом, не исключая аудиовизуальных файлов. Таким образом, в учебный процесс могут быть интегрированы следующие интерактивные упражнения:

- языковые;

- условно-речевые;

- речевые.

В результате обучающимся могут быть предложены задания различной степени сложности, рассчитанные на любой уровень владения иностранным языком [9, с. 6]. Рассматриваемый ресурс позволяет также организовать работу студентов в составе микрогрупп за счёт использования вкладки Му сlаssеs.

В связи с темой исследования также нелишним будет упомянуть следующие программы:

- НиепШ;

- Ыпдиа!ео;

- Duоlingо;

- Rоsеttа Stоnе;

- LingQ.

Особенности их архитектуры и функционирования предполагают освоение студентами иностранных языков методом погружения [10, с. 358]. При этом на первоначальном этапе работы учащихся с подобными приложениями определяется уровень владения языком. Дальнейший ход обучения программа подбирает в связи с этим уровнем. Указанные приложения, кроме того, позволяют изучать язык в социокультурном контексте, в том числе с использованием аудиовизуальных материалов [11, с. 106]. К тому же эти приложения, а равно и большинство существующих аналогов, имеют мобильные версии. Такая их особенность позволяет индивидуализировать обучение [12, с. 684].

Конечно, даже принимая во внимание неоспоримые достоинства, присущие этим и другим цифровым средствам формирования иноязычных компетенций, следует помнить, что они не могут и не должны полностью заменить педагога в соответствующем процессе (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Г.В. Елизарова, У. Тимм) [13, с. 73-74]. Их широкое внедрение лишь позволяет генерировать педагогические условия для более эффективной реализации некоторых составляющих иноязычной деятельности в творческой форме [12, с. 56].

В этой связи наиболее перспективной представляется реализация так называемого «смешанного обучения» (англ. - blеndеd 1еаттд). Данный термин означает совокупное применение наиболее эффективных традиционных и инновационных форм организации образовательного процесса при изучении ИЯ [9, с. 7]. Продуктивное взаимодействие между его участниками является при этом главным условием успешного завершения обучения [10, с. 360]. Роль педагога при этом, конечно, претерпевает определённые изменения. Последний превращается в координатора и консультанта, осуществляющего сопровождение самостоятельного получения студентами соответствующих знаний, умений и навыков (М.А. Акопова, Е.В. Егорова, ГВ. Елизарова, Е.А. Михайлова, Э.А. Сидельник, И.В. Таратута) [12, с. 685].

Смешанное обучение, таким образом, позволяет оптимизировать процесс усвоения студентами иностранного языка [11, с. 108]. Это достигается за счёт эффективной организации самостоятельной деятельности обучающихся, предусматривающей гармоничное сочетание инновационных и традиционных образовательных технологий [13, с. 74].

Теперь необходимо подвести итоги исследования.

На основе вышеизложенного мы можем видеть, что этап информатизации системы российского ВО на сегодняшний день с успехом завершился. В настоящее время речь идёт о необходимости создания цифровой образовательной среды. В этой связи более применимым является понятие «цифро-визация».

Последнюю можно рассматривать в следующих аспектах: широкое применение в ходе обучения студентов иностранным языкам цифровых технологий

и средств телекоммуникации; способ манипуляции с необходимой в образовательном процессе информацией при помощи цифровых устройств; углубленная компьютеризация образовательных систем, различных форм осуществления учебной и внеучебной деятельности, осуществляемой в целях их дальнейшего совершенствования и обеспечения большей доступности для всех субъектов образовательных отношений.

Ключевыми аспектами цифровизации современной системы отечественного ВО можно считать расширение влияния сети Интернет и средств мобильной коммуникации на ход образовательного процесса, что становится особенно актуальным в существующих социокультурных условиях [14; 15].

Их применение позволяет существенно облегчить доступ к иноязычным источникам информации и различным вариантам использования изучаемого языка. Кроме того, грамотное применение возможностей, предоставляемых циф-ровизацией, позволяет существенно увеличить разнообразие образовательного контента. Оптимизируется процесс продуктивного взаимодействия между субъектами образовательных отношений с использованием современных средств

Библиографический список

телекоммуникации. Всё это означает построение виртуальной аутентичной языковой среды.

Среди интерактивных ресурсов, которые могут найти применение в ходе обучения студентов иностранным языкам, внимания заслуживает LеаrningАррs. огд. В данной связи с темой исследования также нелишним будет упомянуть следующие программы: FluеntU; ипдиа1ео; Duоlingо; Rоsеttа Stоnе; LingQ.

Принимая во внимание неоспоримые достоинства, присущие этим и другим цифровым средствам формирования иноязычных компетенций, следует помнить, что они не могут и не должны полностью заменить педагога в соответствующем процессе. Их широкое внедрение лишь позволяет генерировать педагогические условия для более эффективной реализации некоторых составляющих иноязычной деятельности в творческой форме.

В этой связи наиболее перспективной представляется реализация так называемого «смешанного обучения». Данный термин означает совокупное применение наиболее эффективных традиционных и инновационных форм организации образовательного процесса при изучении иностранного языка.

1. Перов В.Ю. Когнитивные искажения и этические проблемы современных медиакоммуникаций. Медиалингвистика: материалы VI Международной научной конференции. Санкт-Петербург: ООО «Медиапапир», 2022: 672-675.

2. Данилова Л.Н. Цифровизация обучения иностранным языкам в вузе: возможности и риски. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021; № 1 (41): 119-128.

3. Логина М.В. Особенности преподавания иностранного языка с учётом вызовов системы образования в эпоху цифровой экономики. Образование и право. 2020; № 2: 217-219.

4. Ванхемпинг Э.Г., Новак МА Инновационные практики и гражданские инициативы в образовании поколения. Санкт-Петербург: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2020.

5. Ванхемпинг Э.Г., Сальцева С.В., Сейдуманова A.& Прыжок в «цифру»: трансформации образования в условиях глобальной дигитализации. Санкт-Петербург: Изда-тельско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Попова О.И. Трансформация высшего образования в условиях цифровой экономики. Вопросы управления. 2018; № 54: 158-160.

7. Дмитриева О.Н., Лукина М.Н., Федорова A^. Повышение мотивации к изучению иностранного языка путём организации внеаудиторных мероприятий у студентов неязыковых вузов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 30-34.

8. Королева Е.В., Сенченко EA. Современный подход к использованию аудио и видеоматериалов на занятиях по иностранному языку в высшей школе. Вопросы педагогики. 2019; № 6-2: 58-67.

9. Бугреева A.O. Проблемы реализации эффективной обратной связи как инструмента мотивации в обучении иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 5-8.

10. Нариманова О.В. Концепция Университет 3.0: перспективы реализации в России в условиях новой технологической революции. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019; № 2 (25): 350-363.

11. Торубарова И.И., Стеблецова АО., Карпова АВ. Иностранный язык в медицинском вузе в условиях ФГОС 3++: анализ готовности студентов к самостоятельной работе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 105-109.

12. Наимова Д.К. Интернет-технологии при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе. Молодой учёный. 2016; № 7: 683-685.

13. Новикова Н.Н. Опыт применения художественного текста в процессе изучения иностранного языка. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 72-74.

14. Aбдурахманова П.Д., Aйсувакова Т.П., Aлексеева Е.Н. и др. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий. Москва: РосНОУ, 2022.

15. Чистякова Н.В., Aйсувакова Т.П. Метакогнитивная модель совладающего поведения субъекта в период эпидемии œVID-19. Психолог. 2020; № 3: 29-36.

References

1. Perov V.Yu. Kognitivnye iskazheniya i eticheskie problemy sovremennyh mediakommunikacij. Medialingvistika: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg: OOO «Mediapapir», 2022: 672-675.

2. Danilova L.N. Cifrovizaciya obucheniya inostrannym yazykam v vuze: vozmozhnosti i riski. Professional'noe obrazovanie v Rossii iza rubezhom. 2021; № 1 (41): 119-128.

3. Logina M.V. Osobennosti prepodavaniya inostrannogo yazyka s uchetom vyzovov sistemy obrazovaniya v 'epohu cifrovoj 'ekonomiki. Obrazovanie i pravo. 2020; № 2: 217-219.

4. Vanhemping 'E.G., Novak M.A. Innovacionnye praktiki i grazhdanskie iniciativy v obrazovanii pokoleniya. Sankt-Peterburg: Izdatel'sko-poligraficheskaya associaciya vysshih uchebnyh zavedenij, 2020.

5. Vanhemping 'E.G., Sal'ceva S.V., Sejdumanova A.S. Pryzhok v «cifru»: transformad! obrazovaniya v usloviyah global'noj digitalizacii. Sankt-Peterburg: Izdatel'sko-poligraficheskaya associaciya vysshih uchebnyh zavedenij, 2020.

6. Popova O.I. Transformaciya vysshego obrazovaniya v usloviyah cifrovoj 'ekonomiki. Voprosy upravleniya. 2018; № 54: 158-160.

7. Dmitrieva O.N., Lukina M.N., Fedorova A.Ya. Povyshenie motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka putem organizacii vneauditornyh meropriyatij u studentov neyazykovyh vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 30-34.

8. Koroleva E.V., Senchenko E.A. Sovremennyj podhod k ispol'zovaniyu audio i videomaterialov na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v vysshej shkole. Voprosypedagogiki. 2019; № 6-2: 58-67.

9. Bugreeva A.S. Problemy realizacii 'effektivnoj obratnoj svyazi kak instrumenta motivacii v obuchenii inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 5-8.

10. Narimanova O.V. Koncepciya Universitet 3.0: perspektivy realizacii v Rossii v usloviyah novoj tehnologicheskoj revolyucii. Lichnost' v menyayuschemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvitie. 2019; № 2 (25): 350-363.

11. Torubarova I.I., Steblecova A.O., Karpova A.V. Inostrannyj yazyk v medicinskom vuze v usloviyah FGOS 3++: analiz gotovnosti studentov k samostoyatel'noj rabote. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 105-109.

12. Naimova D.K. Internet-tehnologii pri obuchenii inostrannym yazykam v neyazykovom vuze. Molodoj uchenyj. 2016; № 7: 683-685.

13. Novikova N.N. Opyt primeneniya hudozhestvennogo teksta v processe izucheniya inostrannogo yazyka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 72-74.

14. Abdurahmanova P.D., Ajsuvakova T.P., Alekseeva E.N. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v kontekste sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva: RosNOU, 2022.

15. Chistyakova N.V., Ajsuvakova T.P. Metakognitivnaya model' sovladayuschego povedeniya sub'ekta v period 'epidemii SOVID-19. Psiholog. 2020; № 3: 29-36.

Статья поступила в редакцию 31.03.23

УДК 378

Gorbunova N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: natalya-gor2008@yandex.ru

Vovk E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia), E-mail: Ekaterina.tnu@mail.ru

FEATURES OF THE DIGITAL IMAGE OF A HIGH SCHOOL TEACHER. The digital environment as a field intended for the presentation of a personal, professional and social image with the transformations taking place in it leaves an imprint on all spheres of life. Similar trends are also pursuing the educational system, putting forward qualitatively different requirements for the professional life of a modern teacher and its effective reflection in the online space. The article provides a review of studies on the analysis of the features of the digital image of a modern teacher of a higher educational institution. The structural model of the phenomenon is considered, presented with the help of two main components - basic and instrumental. Empirical data describing the current state of development of the digital image of teachers and indicating priority problems that need to be solved are presented.

Key words: teacher's image, digital image, higher school

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.