Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебная мотивация / педагогический вуз / иностранный язык в неязыковом вузе / студент / преподаватель / educational motivation / pedagogical university / foreign language in a non-linguistic university / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П.Г. Идрисова, Т.М. Оздеаджиева, Э.З. Гасайнаева

Настоящая статья посвящена процессу формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов педагогического вуза. Последний рассматривается на фоне особенностей экономического, социального и культурного развития нашей страны на протяжении трёх последних десятилетий. На основе анализа доказывается необходимость подготовки профессионалов в области педагогики, которым свойственны не только профессиональные, но и ряд личностных компетенций. Далее доказывается важность изучения иностранного языка для их развития, а формирование мотивации – для успешного освоения будущими педагогами соответствующей дисциплины. Затем исследуются сущностные характеристики мотивации студентов педагогических вузов к изучению английского языка, её факторы. Демонстрируется, как на современном этапе развития системы высшего педагогического образования в нашей стране можно повысить мотивацию студентов к изучению соответствующей академической дисциплины. Доказывается эффективность в этом плане модернизации содержательной стороны образовательного процесса и некоторых форм его организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING MOTIVATION TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE AMONG STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article is dedicated to a process of motivation to learn a foreign language formation among pedagogical university students. It’s considered against the background of peculiarities of Russian economic, social and cultural development over the past three decades. Based on the its analysis, the necessity of training professionals in the field of pedagogy, who are characterized not only by professional, but also by a number of personal competencies, is proved. Further, the paper states the importance of foreign language learning for their development and of forming motivation for the successful development of the relevant discipline by future teachers. The essential characteristics of pedagogical universities students’ motivation to study English and its factors are investigated. The research demonstrates how, at the present development stage development of the higher pedagogical education system in Russia it is possible to increase the motivation of students to study the relevant academic discipline. The modernization effectiveness of the content side of the educational process and some forms of its organization in this regard is proved.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

7. Mendubaeva Z.A. Pedagogicheskaya diagnostika. Kriterii i pokazateli 'ekspertizy uchebnoj knigi. Molodoj uchenyj. 2012; №7: 291 - 299.

8. Psihologicheskaya diagnostika. Uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2005.

9. Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2006.

10. Semenova E.A. Kriterii i urovni sformirovannosti u studentov tehnicheskih special'nostej vuza informacionno-tehnologicheskoj kompetentnosti. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2016; № 2: 118 - 123.

11. Chumahidze T.L. Diagnosticheskij instrumental issledovaniya urovnya sformirovannosti issledovatel'skih umenij i navykov buduschih rukovoditelej DOO. Mezhdunarodnyj zhurnal social'nyh i gumanitarnyh nauk. 2016; T. 8, № 1: 133 - 136.

Статья поступила в редакцию 01.05.22

УДК 378

Idrisova P.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

Ozdeadzhieva T.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Romano-Germanic and Oriental Languages,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

Gasainaeva E.Z., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Romano-Germanic and Oriental Languages,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

FORMING MOTIVATION TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE AMONG STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article is dedicated to a process of motivation to learn a foreign language formation among pedagogical university students. It's considered against the background of peculiarities of Russian economic, social and cultural development over the past three decades. Based on the its analysis, the necessity of training professionals in the field of pedagogy, who are characterized not only by professional, but also by a number of personal competencies, is proved. Further, the paper states the importance of foreign language learning for their development and of forming motivation for the successful development of the relevant discipline by future teachers. The essential characteristics of pedagogical universities students' motivation to study English and its factors are investigated. The research demonstrates how, at the present development stage development of the higher pedagogical education system in Russia it is possible to increase the motivation of students to study the relevant academic discipline. The modernization effectiveness of the content side of the educational process and some forms of its organization in this regard is proved.

Key words: educational motivation, pedagogical university, foreign language in a non-linguistic university, student, teacher.

П.Г. Идрисова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала),

Е-mail: passikhat05@mail.ru

Т.М. Оздеаджиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

Е-mail: passikhat05@mail.ru

Э.З. Гасайнаева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

Е-mail: passikhat05@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Настоящая статья посвящена процессу формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов педагогического вуза. Последний рассматривается на фоне особенностей экономического, социального и культурного развития нашей страны на протяжении трёх последних десятилетий. На основе анализа доказывается необходимость подготовки профессионалов в области педагогики, которым свойственны не только профессиональные, но и ряд личностных компетенций. Далее доказывается важность изучения иностранного языка для их развития, а формирование мотивации - для успешного освоения будущими педагогами соответствующей дисциплины. Затем исследуются сущностные характеристики мотивации студентов педагогических вузов к изучению английского языка, её факторы. Демонстрируется, как на современном этапе развития системы высшего педагогического образования в нашей стране можно повысить мотивацию студентов к изучению соответствующей академической дисциплины. Доказывается эффективность в этом плане модернизации содержательной стороны образовательного процесса и некоторых форм его организации.

Ключевые слова: учебная мотивация, педагогический вуз, иностранный язык в неязыковом вузе, студент, преподаватель.

Актуальность темы настоящей статьи обусловлена рядом тенденций, фиксирующихся в социальной, экономической и политической жизни нашей страны на протяжении трёх последних десятилетий. Общество на современной ступени его развития характеризуется непредсказуемой динамикой многих процессов в соответствующих сферах своего существования [1-5]. Им соответствуют требования, предъявляемые социумом к выпускникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования. Современный профессионал, в частности педагог, должен, помимо надлежащего уровня развития профессиональных компетенций, обладать также высокой социальной мобильностью, способностью к принятию нестандартных решений в различных ситуациях профессиональной и социальной жизни, а также готовностью к развитию собственных профессиональных и личностных компетенций на протяжении всей жизни [1-18].

В свою очередь, немаловажная роль в плане формирования соответствующих качеств у будущего педагога принадлежит его языковой подготовке. Успешное усвоение программы по иностранному языку с высокой вероятностью будет способствовать повышению социальной и профессиональной мобильности выпускника педагогического вуза, поможет ему совершенствовать свою квалификацию путём общения с коллегами из других стран, знакомства с достижениями зарубежных педагогов-исследователей и практиков [8; 9; 10].

Одним из необходимых условий успешного освоения будущими педагогами иностранного языка является мотивация. Некоторым вопросам её формирования у студентов педагогических вузов будет посвящено наше исследование.

Его цель состоит в рассмотрении основных составляющих процесса формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов педагогических вузов, могущих быть реализованными на современном этапе развития соответствующего сегмента системы отечественного ВО.

С поставленной целью коррелируются следующие задачи:

- уточнить понятие мотивации применительно к учебной деятельности;

- исследовать роли мотивации студентов педагогического вуза в успешном усвоении ими иностранного языка;

- выявить наиболее действенные на сегодняшний день способы повышения мотивации будущих педагогов к изучению иностранного языка.

Методы исследования: анализ литературы, посвящённой проблемам, имеющим отношение к процессу формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов современных педагогических вузов.

Научная новизна статьи состоит в определении той роли, которую мотивация играет в успешном освоении иностранного языка студентами педагогических вузов.

Теоретическая значимость отражается в расширении знаний об основных составляющих процесса формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов педагогических вузов.

Практическая значимость заключается в выявлении основных путей повышения мотивации студентов современного педагогического вуза к изучению иностранного, фиксирующихся на современном этапе развития системы высшего педагогического образования.

Под термином «мотивация» большинство исследователей понимают побуждение к деятельности посредством совокупности мотивов [10; 12; 13]. В более узком смысле, когда мы говорим о мотивации студентов, можно трактовать её как желание и стремление обучающихся участвовать в образовательном процессе [8, с. 17].

Мотивация будущих педагогов к изучению иностранного языка представляет собой импульс и ускорительный элемент для положительных движущих сил, действующих в ходе освоения соответствующей программы, повышающий и поддерживающий их готовность к обучению. Она находится в зависимости от теку-

щей ситуации и в соответствии с ней может включать различные мотивирующие факторы. В этой связи ряд авторов склонны различать мотивацию внутреннюю и внешнюю (табл. 1).

Таблица 1

Сущностная характеристика внутренней и внешней мотивации

№ Мотивация Сущность

1 Внутренняя Представляет собой процесс, при котором будущий педагог сам оказывается заинтересованным в обучении, осваивает иностранный язык по собственной инициативе

2 Внешняя Складывается из внешних условий, т. е. мотивов, находящихся вне сферы личных интересов студентов. При этом в качестве носителей могут выступать как педагогические работники, так и сами обучающиеся [8; 10; 12]

Из приведённой таблицы следует, что в ходе изучения иностранного языка будущий педагог должен ощущать необходимость в самостоятельной активности по его усвоению. Без такого важного фактора, как стремление студента овладеть соответствующей академической дисциплиной, обучение ей заранее обречено на неудачу. По этой причине необходимо специально остановиться на структуре мотивации студентов к её изучению (табл. 2).

Таблица 2

Факторы внутренней и внешней мотивации студентов -будущих педагогов к изучению иностранного языка

№ Мотивация Факторы

1 Внутренняя Любопытство - осознанное стремление узнать как можно больше из области изучаемой дисциплины

Участие - стремление обучающихся быть активными субъектами образовательного процесса

Осознанное стремление решать сложные учебные задачи и глубже проникать в суть изучаемых тем

2 Внешняя Потребность будущих педагогов в публичном признании их заслуг в процессе изучения иностранного языка

Осознанное стремление к оправданию чужих ожиданий

Конкуренция с другими обучающимися в деле освоения программы по иностранному языку

Стремление не делать работы больше, чем необходимо [1; 8]

В процессе формирования у будущих педагогов мотивации к изучению иностранного языка трудно переоценить роль преподавателя. С точки зрения развития мотивации к постижению соответствующей дисциплины обязательными для преподавателя являются оптимизм, уверенность и наличие множества творческих идей, касающихся организационной и содержательной сторон педагогического процесса. У преподавателя иностранного языка должна быть развита не только система компетенций, позволяющих эффективно формировать у учащихся соответствующие знания, умения и навыки, но и способность к поддержанию позитивных отношений со студентами. Также преподаватель должен уметь проявлять энтузиазм при изучении тем. Соответствующее отношение к изучаемому материалу будет способствовать тому, что студенты скорее поймут важность изучаемой темы. Энтузиазм может быть выражен с помощью следующих средств:

- описание интересных фактов или личных переживаний преподавателя, связанных с изучаемой темой;

- проявление должного стремления в подготовке к занятиям [2; 4; 12].

На мотивацию студентов влияют также особенности содержательной стороны обучения. Последней должны быть свойственны актуальность, а также соответствие профессиональным и личностным потребностям будущих педагогов [14, с. 104].

Повышению мотивации будущих педагогов к изучению иностранного языка может также способствовать расширение использования некоторых форм организации учебного процесса.

Например, дискуссия как форма обучения, предусматривающая участие в обсуждении всех студентов, на наш взгляд, будет во многом способствовать развитию их мотивации. Организуя дискуссии в рамках учебных занятий по иностранному языку, можно преодолеть страх будущих педагогов перед публичными выступлениями - распространённую среди большинства людей фобию, критичную для того, кто решил избрать для себя профессию педагога. Общаясь в небольших группах, будущие учителя приобретают опыт таких выступлений, что помогает им раскрепоститься и повысить самооценку [14; 15].

Росту мотивации студентов к изучению иностранного языка также может способствовать применение в ходе занятий по соответствующей дисциплине метода учебных проектов [16; 17]. Как и групповая дискуссия, совместная работа студентов над проектами в ходе изучения иностранного языка может способствовать созданию положительной эмоциональной и познавательной среды

[18, с. 161]. В рамках курса иностранного языка может быть использовано четыре вида учебных проектов (табл. 3).

Таблица 3

Виды учебных проектов, применимые в ходе изучения иностранного языка будущими педагогами

№ Наименование Характеристика

1 Экскурсионные В процессе работы над такими проектами будущие педагоги направляются в организации, деятельность которых так или иначе связана с использованием иностранного языка, с целью изучения организации их работы, места иностранного языка, а также роли которую он может играть в их будущей профессиональной деятельности

2 Трудовые Студенты самостоятельно изготавливают различные вещи, рисунки, вышивки или панно по странам изучаемого языка, в дальнейшем результаты их работы могут быть использованы в целях оформления кабинетов иностранного языка [16, с. 606]

3 Игровые Обучающиеся выполняют различные игровые роли. Тематика таких игр может быть различной, например: «My company competitors», «Discussing contract terms» и др.

4 Проекты рассказывания Составление студентами рассказов на изучаемом языке, касающихся различных случаев жизни, прослушивание аудиоверсий иноязычных текстов с последующим их кратким изложением [17; 18]

На основе вышеизложенного мы можем с определённой долей уверенности утверждать, что на современной ступени своего развития человеческое общество, в т. ч. на территории России, характеризуется непредсказуемой динамикой процессов, фиксирующихся в различных сферах его жизни.

Соответственно им по сравнению с предыдущим периодом нашей истории изменились и требования, предъявляемые к выпускникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования. Современный педагог должен характеризоваться не только достаточным уровнем развития профессиональных компетенций, но и обладать высокой социальной мобильностью, способностью к принятию нестандартных решений в различных ситуациях профессиональной и социальной жизни, а также готовностью к развитию собственных профессиональных и личностных компетенций на протяжении всей жизни.

Важную роль в формировании у будущего педагога таких качеств играет его языковая подготовка.

В свою очередь, одним из необходимых условий успешного освоения будущими педагогами иностранного языка является мотивация.

Мотивация будущих педагогов к изучению иностранного языка представляет собой импульс и ускорительный элемент для положительных движущих сил, действующих в ходе освоения соответствующей программы, повышающий и поддерживающий их готовность к обучению.

Она находится в зависимости от текущей ситуации и, в соответствии с ней, может включать различные мотивирующие факторы. Соответственно, мы можем говорить о внутренней и внешней мотивации.

Внутренние факторы мотивации студентов к изучению иностранного языка включают следующее: любопытство или осознанное стремление узнать как можно больше из области изучаемой дисциплины; участие - стремление обучающихся быть активными субъектами образовательного процесса; осознанное стремление решать сложные учебные задачи и глубже проникать в суть изучаемых тем.

К внешним относятся: потребность будущих педагогов в публичном признании их заслуг в процессе изучения иностранного языка; осознанное стремление к оправданию чужих ожиданий; конкуренция с другими обучающимися в деле освоения программы по иностранному языку; стремление не делать работы больше, чем необходимо.

В процессе формирования у будущих педагогов мотивации к изучению иностранного языка весьма важна роль профессиональных и личностных качеств преподавателя.

Также на мотивацию будущих педагогов влияет содержательная сторона образования. Последняя должна характеризоваться актуальностью и полезностью с точки зрения дальнейшей социальной и профессиональной жизни педагога.

Повышению мотивации будущих педагогов к изучению иностранного языка может также способствовать расширение использования некоторых форм организации учебного процесса.

Дискуссия, например, позволяет преодолеть страх будущих педагогов перед публичными выступлениями.

Использование метода учебных проектов в ходе изучения будущими педагогами иностранного языка с высокой вероятностью будет способствовать созданию положительной эмоциональной и познавательной среды.

Библиографический список

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2000.

2. Сибагатуллина А.Р, Степанова ГА. Инновационная образовательная среда как фактор развития готовности педагогов к профессиональной деятельности. Вестник Академии энциклопедических наук. 2020; № 1 (38): 58 - 63.

3. Чикова О.А. Цифровая трансформация содержания педагогического образования. Отечественная и зарубежная педагогика. 2020; Т 2, № 3 (73): 22 - 39.

4. Андриенко Н.К. Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС. Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. 2018; № 2 (9): 5 - 9.

5. Антонова Н.Н. Опыт организации учебной практики по формированию первичных профессиональных умений и навыков, в том числе и научно-исследовательской деятельности будущих учителей. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 5 - 7.

6. Дахин А.Н., Тухватуллин Б.Т., Токарев В.А. Результативное образование: моделирование и структура. Школьные технологии. 2019; № 4: 45 - 54.

7. Костюк А.В. Интенсификация образовательного процесса в условиях информатизации образования. Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2018; № 1 (2): 22 - 26.

8. Каримова М.М., Исроилова Д.Ш. Преподавание иностранного языка в неязыковом вузе. Как мотивировать студента? Вестник науки и творчества. 2019; № 5 (41): 16 - 19.

9. Соколова Н.И. Методы воздействия на мотивацию студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 224 - 228.

10. Попова И.Ю. Формирование грамматического компонента коммуникативной компетентности студентов в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Ученые записки Орловского государственного университета. 2018; № 3 (80): 334 - 335.

11. Халмуратова М.Т. Мотивация студентов в обучении. Наука и образование сегодня. 2020; № 6-2: 29 - 30.

12. Сайдман Д. Отношение определяет результат. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017.

13. Вагапова Ю.Р Мотивация и стимулирование персонала. Вестник науки. 2020; № 1 (22): 103 - 105.

14. Колесник Л.И., Осипова Н.Н., Трофименко М.П. Иностранный язык как средство профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях современного вуза (на примере аудирования). Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 63-4: 101 - 105.

15. Иноземцева К.М. Анализ современных требований к владению иностранным языком специалистами инженерно-технических профилей. Образование и наука. 2017; Т. 19, № 6: 71 - 90.

16. Богашова Н.К. Моделирование процесса формирования учебной мотивации студентов на основе проектной деятельности при изучении биологии. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020; Т. 39; № 4: 600 - 607.

17. Интизор К.А. Организация проектной деятельности на основе кластерного метода. Academic Research in Educational Sciences. 2022; Vol. 3, Iss. 3: 858 - 862.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Киреева Е.А., Воистинова ГХ. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в реализации ФГОС. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020; Т. 12, № 2 (51): 160 - 162.

References

1. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.

2. Sibagatullina A.R., Stepanova G.A. Innovacionnaya obrazovatel'naya sreda kak faktor razvitiya gotovnosti pedagogov k professional'noj deyatel'nosti. Vestnik Akademii 'enciklopedicheskih nauk. 2020; № 1 (38): 58 - 63.

3. Chikova O.A. Cifrovaya transformaciya soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2020; T 2, № 3 (73): 22 - 39.

4. Andrienko N.K. Razvitie professional'noj kompetentnosti pedagoga kak faktor povysheniya kachestva obrazovaniya v usloviyah realizacii FGOS. Obrazovanie v Rossii: istoriya, opyt, problemy, perspektivy. 2018; № 2 (9): 5 - 9.

5. Antonova N.N. Opyt organizacii uchebnoj praktiki po formirovaniyu pervichnyh professional'nyh umenij i navykov, v tom chisle i nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti buduschih uchitelej. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 5 - 7.

6. Dahin A.N., Tuhvatullin B.T., Tokarev V.A. Rezul'tativnoe obrazovanie: modelirovanie i struktura. Shkol'nye tehnologii. 2019; № 4: 45 - 54.

7. Kostyuk A.V. Intensifikaciya obrazovatel'nogo processa v usloviyah informatizacii obrazovaniya. Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vojsknacional'nojgvardii. 2018; № 1 (2): 22 - 26.

8. Karimova M.M., Isroilova D.Sh. Prepodavanie inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Kak motivirovat' studenta? Vestnik nauki i tvorchestva. 2019; № 5 (41): 16 - 19.

9. Sokolova N.I. Metody vozdejstviya na motivaciyu studentov v ramkah prepodavaniya inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 224 - 228.

10. Popova I.Yu. Formirovanie grammaticheskogo komponenta kommunikativnoj kompetentnosti studentov v processe prepodavaniya inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018; № 3 (80): 334 - 335.

11. Halmuratova M.T. Motivaciya studentov v obuchenii. Nauka i obrazovanie segodnya. 2020; № 6-2: 29 - 30.

12. Sajdman D. Otnoshenie opredelyaet rezul'tat. Moskva: Mann, Ivanov i Ferber, 2017.

13. Vagapova Yu.R. Motivaciya i stimulirovanie personala. Vestnik nauki. 2020; № 1 (22): 103 - 105.

14. Kolesnik L.I., Osipova N.N., Trofimenko M.P. Inostrannyj yazyk kak sredstvo professional'noj podgotovki konkurentosposobnogo specialista v usloviyah sovremennogo vuza (na primere audirovaniya). Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 63-4: 101 - 105.

15. Inozemceva K.M. Analiz sovremennyh trebovanij k vladeniyu inostrannym yazykom specialistami inzhenerno-tehnicheskih profilej. Obrazovanie i nauka. 2017; T. 19, № 6: 71 - 90.

16. Bogashova N.K. Modelirovanie processa formirovaniya uchebnoj motivacii studentov na osnove proektnoj deyatel'nosti pri izuchenii biologii. Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya. 2020; T. 39; № 4: 600 - 607.

17. Intizor K.A. Organizaciya proektnoj deyatel'nosti na osnove klasternogo metoda. Academic Research in Educational Sciences. 2022; Vol. 3, Iss. 3: 858 - 862.

18. Kireeva E.A., Voistinova G.H. Issledovatel'skaya i proektnaya deyatel'nost' uchaschihsya v realizacii FGOS. Mezhdunarodnyjzhurnalgumanitarnyh iestestvennyh nauk. 2020; T. 12, № 2 (51): 160 - 162.

Статья поступила в редакцию 01.05.22

УДК 372

Ovezova U.A., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Languages of the FGSN, RUDN University (Moscow, Russia),

E-mail: umeda_77@mail.ru

Wagner M.-N.L, Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Languages of the FGSN, RUDN University (Moscow, Russia),

E-mail: umeda_77@mail.ru

THE USE OF THE MEDIA IN THE FRAMEWORK OF THE COGNITIVE-COMMUNICATIVE APPROACH TO TEACHING A FOREIGN LANGUAGE. The objective of the study is to analyze effectiveness of using authentic auxiliary material during teaching a foreign language (FL) to optimize the educational process. Taking into account functions presented by the mass media, work with publicistic and audiovisual materials of this type is one of the leading ones in the framework of the cognitive-communicative approach to the study of a foreign language. The article provides a detailed analysis of the stages of working with the media, which include familiarization with the information, its study, discussion and the formation of a certain point of view on the communicative issue. It is concluded that working with the media while studying a foreign language involves the formation of a picture of the world simultaneously with the assimilation of a number of lexical and grammatical elements and the skills of their use in certain communicative situations.

Key words: audiovisual material, foreign language learning, mass media, cognitive-communicative approach, communicative competence, textual material.

У.А. Овезова, канд. ист. наук, доц., ФГСН, РУДН, Е-mail: umeda_77@mail.ru

М-Н.Л. Вагнер, канд. ист. наук, доц., ФГСН, РУДН, Е-mail: umeda_77@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.