Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее юридическое образование / цифровизация высшего образования / педагогическая диагностика / преподавание иностранного языка в вузе / тестовые задания / higher legal education / digitalization of higher education / pedagogical diagnostics / teaching foreign language at university / test tasks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Гусева

Рассмотрены основные черты процесса педагогической диагностики студентов на учебных занятиях по иностранному языку. При этом были учтены педагогические условия, связанные с процессами цифровизации российской системы высшего образования. В начале статьи была исследована сущность процесса педагогической диагностики. Затем внимание уделено основным возможностям педагогической диагностики в плане улучшения преподавания иностранных языков в неязыковых вузах на примере студентов-юристов ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Далее был выявлен наиболее эффективный тип диагностических заданий, обладающий наибольшей результативностью в смысле улучшения иноязычной подготовки учащихся неязыкового вуза, приведены примеры диагностических заданий, относящихся к данному типу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.В. Гусева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE STUDENTS PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS ORGANIZATION IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION

The main features of the students’ pedagogical diagnostics process in foreign language classes are considered. At the same time, the pedagogical conditions associated with the processes of the Russian higher education system digitalization were taken into account. At the beginning of the article, the essence of the pedagogical diagnostics process was investigated. Then attention was paid to the pedagogical diagnostics main possibilities in terms of improving the foreign languages teaching in non-linguistic universities on the example of law students of the Financial University under the Government of the Russian Federation. Further, the most effective diagnostic tasks type, which has the greatest effectiveness in terms of improving the foreign language training of students of a non-linguistic university, was identified. Examples of diagnostic tasks related to this type are given.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

добной ситуации то, что нужно уметь видеть причину ошибки и с учетом полученного опыта двигаться дальше [7].

Молодым руководителям спортивной команды иногда мешает категоричность в принятии решений и убеждение, что есть принципы, нарушение которых неприемлемо. Категоричность, как правило, появляется при отсутствии или нехватке опыта. С опытом принятие решений становится профессионально взвешенным, вариативным. Во время игровой карьеры тренеру необходимо позиционировать профессиональное отношение к делу Должно быть достаточно информации профессионального плана. Это помогает избежать травм, сохранить здоровье игрока для долгой профессиональной карьеры.

Еще одним немаловажным аспектом профессиональной подготовки и становления хоккеиста является создание условий для профессионального роста всей команды. Это направление деятельности связано с созданием справедливой конкуренции.

В хоккейной команде собраны, как правило, 25 индивидуальностей. Все игроки - эгоисты в хорошем смысле этого слова, так как каждый хочет быть значимой частью команды. В этих условиях необходимо предъявлять одинаковые требования ко всем, а также одинаково поощрять всех. Это и есть справедливая конкуренция, которая порождает здоровые отношения в коллективе.

Создание коллектива - это одна из важнейших задач тренерского штаба, потому что какая бы успешная и результативная команда не была, если игроки не объединены одной целью, они не выиграют. Сильный игрок заставляет партнера по команде быть в тонусе и быть лучше [2; 3].

В здоровой конкуренции побеждает тот, кто умеет победить себя.

Выдающиеся спортсмены умеют соревноваться сами с собой. Это происходит через проявление воли, самореализацию, самодостаточностю. Правило побеждать должно соблюдаться каждую игру: сегодня сыграл хорошо - завтра должно быть лучше. Движение вперед должно быть постоянно.

Библиографический список

Таким образом, процесс профессионального обучения игроков хоккейного клуба состоит из нескольких аспектов. К ним можно отнести:

- умение тренера анализировать недостатки;

- обеспечение здорового симбиоза команды и индивидуума;

- создание обстановки здоровой конкуренции, в которой формируются воля и характер спортсмена;

- обеспечение ситуации, направленной на развитие через различные игровые виды спорта;

- помощь спортсмену в различных ситуациях быть с самим собой в гармонии;

- соблюдение паритета между тренерским контролем и контролем со стороны команды;

- достижение уважительного отношения к партнеру не только в период успеха, но и в сложной ситуации, когда спортсмен получает травму.

Создание ситуации справедливой конкуренции и личностные качества игроков дают стимул к развитию всей команды. Помогают тренерскому составу ответить на целый ряд сложных вопросов: как помочь спортсмену стать успешным в команде мастеров, как выйти на уровень мастерства и сохранить эти качества. Формирование спортивных качеств тоже должно быть комплексным. Прежде всего, следует учитывать здоровье как фундаментальное базовое качество.

Спортивный интеллект и формирование характера спортсмена позволяют развивать природные задатки.

Кроме этого, профессионального спортсмена формируют такие качества, как умение анализировать ошибки, понимание того, что необходимо избегать ситуации страха и стресса, которые уничтожают спортивный инстинкт и не позволяют играть с учетом быстрой реакции на происходящее на игровой площадке.

Успешность и профессиональный рост, обучаемость спортсмена возможны при условии реализации перечисленных составляющих.

1. Курамшин Ю.Ф., Михно Л.В. Как найти спортивный талант в хоккее. Санкт-Петербург: Кинетика, 2013.

2. Савин В.П. Методика воспитания выносливого хоккеиста. Методическое пособие. Москва: ГЦОЛИФК,1986.

3. Савин В.П. Физическая подготовка хоккеиста высокой квалификации. Москва: ГЦОЛИФК, 1986.

4. Поварещенкова Ю.А. Контроль функциональной подготовленности хоккеистов на основе современных технических средств и методов. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Кинетика, 2006.

5. Михно Л.В., Шилов В.В., Михайлов К.К. Структура и содержание спортивной подготовки хоккеистов. Учебное пособие. Санкт-Петербург 2010.

6. Джонстон М., Уолтер Р Стратегии и тактики лучших хоккейных команд. Москва: Эксмо, 2016.

7. Тарасов А.В. Поточный метод подготовки в хоккее. Москва: Физкультура и спорт, 1966.

References

1. Kuramshin Yu.F., Mihno L.V. Kaknajtisportivnyjtalant v hokkee. Sankt-Peterburg: Kinetika, 2013.

2. Savin V.P. Metodika vospitaniya vynoslivogo hokkeista. Metodicheskoe posobie. Moskva: GCOLIFK,1986.

3. Savin V.P. Fizicheskaya podgotovka hokkeista vysokojkvalifikacii. Moskva: GCOLIFK, 1986.

4. Povareschenkova Yu.A. Kontrol' funkcional'noj podgotovlennosti hokkeistov na osnove sovremennyh tehnicheskih sredstv i metodov. Uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Kinetika, 2006.

5. Mihno L.V., Shilov V.V., Mihajlov K.K. Struktura i soderzhanie sportivnoj podgotovki hokkeistov. Uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg, 2010.

6. Dzhonston M., Uolter R. Strategii i taktikiluchshih hokkejnyh komand. Moskva: 'Eksmo, 2016.

7. Tarasov A.V. Potochnyj metod podgotovki v hokkee. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1966.

Статья поступила в редакцию 29.05.22

УДК 378

Guseva N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Military University, Moscow; Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: englevel-1@mail.ru

THE SPECIFICS OF THE STUDENTS PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS ORGANIZATION IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES IN CONDITIONS OF DIGITA-LIZATION OF HIGHER EDUCATION. The main features of the students' pedagogical diagnostics process in foreign language classes are considered. At the same time, the pedagogical conditions associated with the processes of the Russian higher education system digitalization were taken into account. At the beginning of the article, the essence of the pedagogical diagnostics process was investigated. Then attention was paid to the pedagogical diagnostics main possibilities in terms of improving the foreign languages teaching in non-linguistic universities on the example of law students of the Financial University under the Government of the Russian Federation. Further, the most effective diagnostic tasks type, which has the greatest effectiveness in terms of improving the foreign language training of students of a non-linguistic university, was identified. Examples of diagnostic tasks related to this type are given.

Key words: higher legal education, digitalization of higher education, pedagogical diagnostics, teaching foreign language at university, test tasks.

Н.В. Гусева, канд. пед. наук, ст. преп., ФГКВОУ ВО «Военный университет Министерства обороны РФ», г. Москва,

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: englevel-1@mail.ru

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДИАГНОСТИКИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрены основные черты процесса педагогической диагностики студентов на учебных занятиях по иностранному языку При этом были учтены педагогические условия, связанные с процессами цифровизации российской системы высшего образования. В начале статьи была исследована сущность процесса педагогической диагностики. Затем внимание уделено основным возможностям педагогической диагностики в плане улучшения преподавания иностранных языков в неязыковых вузах на примере студентов-юристов ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

Далее был выявлен наиболее эффективный тип диагностических заданий, обладающий наибольшей результативностью в смысле улучшения иноязычной подготовки учащихся неязыкового вуза, приведены примеры диагностических заданий, относящихся к данному типу

Ключевые слова: высшее юридическое образование, цифровизация высшего образования, педагогическая диагностика, преподавание иностранного языка в вузе, тестовые задания.

Актуальность основной темы, выбранной для рассмотрения на страницах настоящей статьи, состоит в том, что на сегодняшний день фиксируется существенная интенсификация процессов глобализации. Последняя, в свою очередь, объясняет расширение международных контактов, которое в немалой степени способствует росту значения академической дисциплины «Иностранный язык» в системе отечественного ВО. Таким образом, приобретают особую значимость проблемы, связанные с повышением качества учебного процесса по данному предмету, в т. ч. в неязыковых вузах, например, в ходе преподавания соответствующей дисциплины будущим юристам, обучающимся в ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» [1-4].

По мнению ряда педагогов-исследователей и практиков, определённая эффективность в плане проверки результативности применения различных методов преподавания иностранного языка студентам неязыковых вузов присуща педагогической диагностике [2; 5; 6; 7].

Рассмотрению специфики организации данного процесса с учётом педагогических условий, связанных с процессами цифровизации отечественного ВО [4; 8; 9; 10], будет посвящена данная статья.

В виду вышеизложенного, цель статьи можно определить как изучение специфики организации педагогической диагностики студентов на занятиях по иностранному языку в условиях цифровизации высшего образования.

С поставленной целью коррелируются следующие задачи:

- рассмотреть сущность процесса педагогической диагностики;

- исследовать основные потенции педагогической диагностики в плане улучшения преподавания иностранных языков в неязыковых вузах;

- выявить наиболее эффективный, на взгляд автора, тип диагностических заданий, обладающий наибольшей результативностью в смысле улучшения иноязычной подготовки учащихся неязыкового вуза;

- привести примеры диагностических заданий, относящихся к данному

типу.

Методы исследования: анализ опыта педагогической деятельности автора в ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», а также трудов педагогов-исследователей и практиков, посвящённых вопросам организации педагогической диагностики студентов на занятиях по иностранному языку в условиях цифровизации высшего образования.

Научная новизна статьи заключается в определении наиболее характерных черт процесса педагогической диагностики студентов на занятиях по иностранному языку в условиях цифровизации высшего образования.

Теоретическая значимость состоит в исследовании особенностей организации педагогической диагностики студентов на занятиях по иностранному языку с учётом педагогических условий, связанных с цифровизацией отечественной системы ВО.

Практическая значимость заключается в выявлении наиболее прогрессивных способов проведения педагогической диагностики студентов современной организации ВО на занятиях по иностранному языку.

Большинство авторов, затрагивавших соответствующую проблематику, склонны трактовать термин «педагогическая диагностика» применительно к процессу изучения иностранных языков студентами, осваивающими неязыковые специальности, как познавательно-преобразующую деятельность участников образовательных отношений, направленную на распознание и учёт индивидуальных и групповых особенностей обучающихся, их состояний и свойств [2; 3; 4; 6; 7].

Как правило, в качестве основных направлений педагогической диагностики выступают:

- развитие личностных компетенций обучающихся, осваивающих неязыковые, в т. ч. юридические, специальности;

- улучшение результатов изучения иностранных языков в пространстве неязыкового вуза [4, с. 241-242].

Использование педагогической диагностики будущих юристов на занятиях по иностранному языку делает возможным установление обратной связи между участниками учебно-воспитательного процесса. Она позволяет им осуществлять, в т.ч. с использованием средств ИКТ и мобильных технологий [8; 10], эффективный обмен информацией, касающейся хода учебного процесса, достижений и наиболее типичных затруднений будущих профессионалов в процессе усвоения этой дисциплины. Соответственно, участники образовательного процесса расширяют возможности для адекватной оценки результатов собственной деятельности, а значит - в дальнейшем смогут более эффективно планировать её осуществление на последующих этапах [6, с. 10]. Это, в свою очередь, будет с определённой вероятностью способствовать формированию у будущих юристов навыков поиска решений, в т. ч. нестандартных, в различных ситуациях профессиональной деятельности, а также умения ориентироваться в информационных потоках - важных компетенций для профессионала цифровой эпохи [9, с. 12-13].

Говоря о педагогической диагностике, нельзя не упомянуть её приёмы. Последние представляют собой, по существу, способы диагностики, вносящие в

процесс изучения иностранных языков новшества, способствующие улучшению процесса распознавания и учёта полученных студентами знаний, умений и навыков, относящихся к данной области [11, с. 64].

В их числе стоит выделить лингводидактическое тестирование. Данный приём предполагает широкое использование тестовых заданий. Тестовое задание мы можем определить как минимальную единицу лингводидактиче-ского теста. Она предполагает определённую вербальную или невербальную реакцию тестируемых студентов, осваивающих неязыковые специальности [1; 3; 12]. Лингводидактическим тестам присущ ряд значимых свойств (табл. 1).

Таблица 1

Свойства лингводидактических тестов

№ п/п Наименование Содержание

1. Объект Коммуникативная компетенция, включающая языковые умения и навыки

2. Характер Вербальный

3. Характеристики, которые позволяет определить использование лингводидактических тестов Степень обученности, прогресс обучающихся в ходе освоения иностранного языка

Лингводидактические тесты как эффективный приём педагогической диагностики обладают некоторыми преимуществами по сравнению с её нетестовыми формами (табл. 2).

Таблица 2

Преимущества лингводидактических тестов

№ п/п Наименование Характеристика

1. Большая объективность в сравнении с нетестовыми формами диагностики Позволяет производить более эффективный анализ результатов тестирования в т. ч. средствами ИКТ [10, с. 110]

2. Широкие возможности в смысле стандартизации процедур проведения Сокращают затраты времени и сил участников образовательного процесса на проведение тестов и обработку их

3. Компактная письменная или (в случае реализации дистанционной или смешанной модели обучения) электронная форма тестовых заданий результатов

4. Более эффективная мотивация и отношение тестируемых к тестовым формам заданий Минимизируют субъективность оценки

5. Выборочный способ ответов Обеспечивает объективность в подсчётах результатов теста [11-14]

Применимые в ходе педагогической диагностики студентов-юристов лингводидактические тесты могут быть подразделены на две группы.

Первая из них - языковые тесты. Они позволяют выявить степень развития у обучающихся системы знаний, умений и навыков, связанных с письмом и аудированием [12; 13].

Тесты, относящийся ко второй группе, мы можем назвать речевыми. Их использование в процессе педагогической диагностики обучающихся позволяет изучить уровень развития лингвистической компетенции тестируемых студентов [5, с. 145-146].

В ходе осуществления преподавательской деятельности в пространстве ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» с целью объективной педагогической диагностики обучающихся на занятиях по иностранному языку автором настоящей статьи широко использовался представленный приём.

Приведём примеры тестовых заданий.

Прежде всего, рассмотрим вариант тестового задания, ориентированного на проверку сформированности у студентов умений использовать английские аналоги юридических терминов и понятий (табл. 3).

Таблица 3

Таблица 4

Варианты тестовых заданий (на материале английского языка)

Пример тестового задания на установление соответствия между английскими юридическими терминами и их эквивалентами в русском языке

1. He ... the law and was put in prison.

a) violated

b) ignored

c) lost

2. Criminal cases .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

a) differ

b) differ from

c) differ with

civil cases.

3. The judge ... murderer to life imprison- 4. Citizens must follow and ... the

ment

a) convicted

b) sentenced

c) prosecuted

d) accused

5. To fine someone a sum of money

a) to bring someone to court

b) to punish someone to making them pay

7. A person who has committed a crime:

a) convict

b) solicitor

c) criminal

9. The trial took a long time as the jury couldn't ... a verdict.

a) decide

b) reach

c) find

laws of their country.

a) encat

b) conform to

c) set forth

1) custody а) судебное дело

2) lawsuit Ь) задержание

3) plaintiff с) штраф (санкция)

4) provision d) условие

5) custody е)законность

6) penalty 1) истец

7) on parole д) опека

8) evidence ^ условно-досрочное освобождение

6. The person who leads the trial:

a) judge

b) witness

c) jury

8. The person charged with crime:

a) defendant

b) prosecutor

c) witness

10. A person who enters your home, grabs the most valuable items and escapes.

a) thief

b) arsonist

c) murder

d) bulgar

Ещё один вариант тестовых заданий, с успехом использующихся автором в целях эффективной педагогической диагностики будущих юристов на занятиях по иностранному языку, - задания на сопоставление между специфическими английскими терминами и их эквивалентами в русском языке (табл. 4).

Таким образом, мы с определённой долей уверенности можем констатировать, что для современного мира характерна существенная интенсификация глобализационных процессов. Она, в свою очередь, обусловливает расширение

Библиографический список

1

международных контактов, способствующее росту значения академической дисциплины «Иностранный язык» в системе отечественного ВО.

Следовательно, современным педагогам-исследователям и практикам необходимо уделить повышенное внимание совершенствованию учебного процесса по данному предмету, в т. ч. в ходе обучения ему будущих юристов.

При этом в плане проверки результативности применения различных методов преподавания иностранного языка студентам неязыковых вузов весьма эффективной может быть педагогическая диагностика.

Основными её направлениями являются следующие: развитие личностных компетенций обучающихся, осваивающих неязыковые, в т. ч. юридические, специальности, а также улучшение результатов изучения иностранных языков в пространстве неязыкового вуза.

Приёмы педагогической диагностики - это способы её осуществления, вносящие в процесс изучения иностранных языков новшества, способствующие улучшению процесса распознавания и учёта полученных студентами знаний, умений и навыков, относящихся к данной области.

При этом следует особенно отметить лингводидактическое тестирование. В числе применимых в ходе педагогической диагностики студентов-юристов лингводидактических тестов могут быть выделены языковые. Они позволяют выявить степень развития у обучающихся системы знаний, умений и навыков, связанных с письмом и аудированием. Другая категория - речевые тесты. Их использование в процессе педагогической диагностики обучающихся позволяет изучить уровень развития лингвистической компетенции тестируемых студентов. В ходе осуществления преподавательской деятельности в пространстве ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» с целью объективной педагогической диагностики обучающихся на занятиях по иностранному языку лингводидактическое тестирование с успехом применялось автором настоящей статьи.

Лагута Н.В. Основы лингводидактического тестирования: сборник учебно-методических материалов для направления подготовки 45.04.01 Филология. Благовещенск: Амурский госуниверситет, 2017.

2. Патеева Н.Е. Инновационные приемы педагогической диагностики в процессе изучения иностранных языков. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006; № 21: 160 - 164.

3. Смирнова М.А., Гусева Н.В. Применение лингвоадаптивного контроля при обучении иностранному языку курсантов военных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 5 (90): 89 - 91.

4. Гусева Н.В. Диагностика результатов обучения иностранному языку курсантов военных вузов как педагогическая проблема. Мир образования - образование в мире. 2018; № 1 (69): 240 - 243.

5. Гусева Н.В. Педагогическая диагностика процесса обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2021.

6. Иминова М.А. Педагогическая диагностика и контроль обученности в вузе как система. Проблемы педагогики. 2018; № 3: 9 - 12.

7. Ходжаева Д.Ф., Алиева М.Х., Шарапова Н.А. Тестовые программы - в степени инновационных технологий. Вестник науки и образования. 2020; № 7 (85): 91 - 94.

8. Воробьева И.А., Жукова А.В., Минакова К.А. Плюсы и минусы цифровизации в образовании. Педагогические науки. 2021; № 1 (103): 110 - 118.

9. Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. Москва: Издательство РАНХиГС, 2020.

10. Соколова Н.И. Цифровые ресурсы для организации дистанционного обучения английскому языку. Дистанционное обучение: актуальные вопросы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования». Чебоксары, 2020: 80 - 83.

11. Жерздева Д.А. Педагогическая диагностика как инструмент контрольно-оценочной деятельности. Вестник магистратуры. 2019; № 2-1 (89): 64 - 65.

12. Hughes A. Testing for Language Teachers. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.

13. Гура В.О. Особенности осуществления лингводидактического тестирования в процессе изучения иностранного языка. Вестник Харьковского национального университета. 2018; № 83: 59 - 65.

14. Трубина З.И. Лингводидактическое тестирование как средство контроля обученности языку делового общения. ВестникАГУ. 2018; Выпуск 4 (228): 92 - 98. References

1. Laguta N.V. Osnovy lingvodidakticheskogo testirovaniya: sbornik uchebno-metodicheskih materialov dlya napravleniya podgotovki 45.04.01 Filologiya. Blagoveschensk: Amurskij gosuniversitet, 2017.

2. Pateeva N.E. Innovacionnye priemy pedagogicheskoj diagnostiki v processe izucheniya inostrannyh yazykov. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. 2006; № 21: 160 - 164.

3. Smirnova M.A., Guseva N.V. Primenenie lingvoadaptivnogo kontrolya pri obuchenii inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 5 (90): 89 - 91.

4. Guseva N.V. Diagnostika rezul'tatov obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov kak pedagogicheskaya problema. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2018; № 1 (69): 240 - 243.

5. Guseva N.V. Pedagogicheskaya diagnostika processa obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2021.

6. Iminova M.A. Pedagogicheskaya diagnostika i kontrol' obuchennosti v vuze kak sistema. Problemy pedagogiki. 2018; № 3: 9 - 12.

7. Hodzhaeva D.F., Alieva M.H., Sharapova N.A. Testovye programmy - v stepeni innovacionnyh tehnologij. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2020; № 7 (85): 91 - 94.

8. Vorob'eva I.A., Zhukova A.V., Minakova K.A. Plyusy i minusy cifrovizacii v obrazovanii. Pedagogicheskie nauki. 2021; № 1 (103): 1l0 - 118.

9. Bilenko P.N., Blinov V.I., Dulinov M.V., Esenina E.Yu., Kondakov A.M., Sergeev I.S. Didakticheskaya koncepciya cifrovogoprofessional'nogo obrazovaniya iobucheniya. Moskva: Izdatel'stvo RANHiGS, 2020.

10. Sokolova N.I. Cifrovye resursy dlya organizacii distancionnogo obucheniya anglijskomu yazyku. Distancionnoe obuchenie: aktual'nye voprosy: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. BU ChR DPO «Chuvashskij respublikanskij institut obrazovaniya». Cheboksary, 2020: 80 - 83.

11. Zherzdeva D.A. Pedagogicheskaya diagnostika kak instrument kontrol'no-ocenochnoj deyatel'nosti. Vestnik magistratury. 2019; № 2-1 (89): 64 - 65.

12. Hughes A. Testing for Language Teachers. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.

13. Gura V.O. Osobennosti osuschestvleniya lingvodidakticheskogo testirovaniya v processe izucheniya inostrannogo yazyka. Vestnik Har'kovskogo nacional'nogo universiteta. 2018; № 83: 59 - 65.

14. Trubina Z.I. Lingvodidakticheskoe testirovanie kak sredstvo kontrolya obuchennosti yazyku delovogo obscheniya. VestnikAGU. 2018; Vypusk 4 (228): 92 - 98.

Статья поступила в редакцию 24.05.22

УДК 378

Erina I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Humanities and Pedagogical Institute, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: irinagorbushina@mail.ru

Magin V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Educatonal Technologies of Physical Culture and Sports, North Caucasus Federal University (Sevastopol, Russia), E-mail: vmagin@ncfu.ru

Zhdanova S.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Acting Head of Department of Psychology and Pedagogy, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Gzhel State University' (Elektroizolator, Russia), E-mail: zhsn2007@mail.ru

THE SPECIFICS OF ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN MODERN UNIVERSITIES IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The most characteristic features of the educational process organization in a modern university operating on the territory of the Russian Federation in the conditions of the educational environment digitalization are investigated. In addition, attention is paid to the essence of digitalization processes in modern society and their effect on the Russian higher education system progressive development. It is proved that taking into account the influence of these processes, including on the organization of educational activities, is necessary from the corresponding segment of the Russian education system further modernization point of view. The main opportunities that digitalization of education provides to the educational process participants in terms of its organization are demonstrated. The problems that may arise during the digital technologies introduction in the relevant field are considered. Possible ways of their solution are suggested. Key words: higher education, organization of educational process at university, digitalization of education, student, teacher.

И.А. Ерина, канд. психол. наук, доц., ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, E-mail: irinagorbushina@mail.ru

B.А. Магин, д-р пед. наук, проф., зав. каф. образовательных технологий физической культуры и спорта, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: vmagin@ncfu.ru

C.Н. Жданова, д-р пед. наук, проф., и.о. зав. каф. психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», п. Электроизолятор, E-mail: zhsn2007@mail.ru

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ ВУЗАХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Исследуются наиболее характерные черты организации образовательного процесса в современном вузе, функционирующем на территории РФ, в условиях цифровизации образовательной среды. Кроме того, внимание уделяется сущности процессов цифровизации в современном обществе и их действию на поступательное развитие отечественной системы высшего образования. Доказывается, что учёт влияния этих процессов, в том числе на организацию учебной деятельности, необходим с точки зрения дальнейшей модернизации соответствующего сегмента российской системы образования. Продемонстрированы основные возможности, которые цифровизация образования предоставляет участникам образовательного процесса в плане его организации. Рассматриваются проблемы, могущие возникнуть в ходе внедрения цифровых технологий в соответствующую сферу. Предлагаются возможные пути их решения.

Ключевые слова: высшее образование, организация образовательного процесса в вузе, цифровизация образования, студент, преподаватель.

Актуальность темы настоящей статьи обусловлена явно фиксирующейся на сегодняшний день тенденцией к цифровизации современной образовательной среды [1-7]. Последняя, в свою очередь, связана с необходимостью адаптации отечественной системы высшего образования к запросам цифровой экономики и цифрового социума, формирование которых стоит в ряду глобальных трендов современности.

По сути, цифровизация образовательного процесса, осуществляемого в организациях высшего образования, является своего рода встречной трансформацией. В последней участвуют:

- образовательный процесс в организациях ВО;

- цифровые технологии [8; 9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом оптимальным результатом трансформации первого должно стать появление гибкой и адаптивной образовательной системы, способной осуществлять подготовку профессионалов, отвечающих требованиям современной цифровой экономики при условии максимального использования дидактических возможностей цифровых технологий в ходе образовательного процесса. Результатом же трансформации цифровых технологий с необходимостью должна стать возможность их максимально эффективного использования в целях решения педагогических задач, связанных с профессиональной подготовкой специалистов, конкурентоспособных в условиях постиндустриального общества [2; 5; 7-10].

Столь существенные изменения в образовательном процессе, осуществляемом в организациях ВО, естественным образом влияют на его организационные особенности. Рассмотрению последних в контексте цифровизации

образовательной среды современного российского вуза посвящена настоящая статья.

В связи с вышеизложенным её целью является исследование специфики организации образовательного процесса, осуществляемого в пространстве современного вуза в условиях цифровизации образовательной среды.

В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

- рассмотреть сущность и основные особенности процесса цифровиза-ции современного общества, прежде всего, в сфере ВО;

- исследовать реалии образовательного процесса в современном вузе, сложившиеся под влиянием цифровизации;

- отметить положительные последствия такого рода метаморфоз с точки зрения их организации;

- изучить наиболее вероятностные затруднения, могущие возникнуть в ходе организации образовательного процесса в подобной обстановке;

- продемонстрировать пути минимизации последствий таких затруднений, значит - и повышения эффективности организации образовательного процесса в условиях цифровизации высшего образования.

Методы исследования: анализ специальной литературы, посвящённой проблемам, связанным с организацией образовательного процесса в пространстве организаций ВО в условиях цифровизации образовательной среды, а также педагогического опыта авторов.

Научная новизна статьи определяется выявлением наиболее значимых особенностей организации образовательного процесса в современных вузах в условиях цифровизации образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.