Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имидж педагога / цифровой имидж / высшая школа / teacher’s image / digital image / higher school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Горбунова, Е.В. Вовк

Цифровая среда как предназначенное для презентации личностного, профессионального и социального образа поле с происходящими в нем трансформациями накладывает отпечаток на все сферы жизнедеятельности. Подобные тенденции преследуют и образовательную систему, выдвигая качественно иные требования к профессиональной жизни современного педагога и ее эффективному отражению в онлайн-пространстве. В статье представляется обзор исследований, посвященных анализу особенностей цифрового имиджа современного преподавателя высшего учебного заведения. Рассматривается структурная модель феномена, представленная с помощью двух главных компонент – базовой и инструментальной. Приводятся эмпирические данные, характеризующие актуальное состояние развития цифрового имиджа у педагогов и указываются приоритетные проблемы, которые требуют своего решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.В. Горбунова, Е.В. Вовк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DIGITAL IMAGE OF A HIGH SCHOOL TEACHER

The digital environment as a field intended for the presentation of a personal, professional and social image with the transformations taking place in it leaves an imprint on all spheres of life. Similar trends are also pursuing the educational system, putting forward qualitatively different requirements for the professional life of a modern teacher and its effective reflection in the online space. The article provides a review of studies on the analysis of the features of the digital image of a modern teacher of a higher educational institution. The structural model of the phenomenon is considered, presented with the help of two main components – basic and instrumental. Empirical data describing the current state of development of the digital image of teachers and indicating priority problems that need to be solved are presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

и средств телекоммуникации; способ манипуляции с необходимой в образовательном процессе информацией при помощи цифровых устройств; углубленная компьютеризация образовательных систем, различных форм осуществления учебной и внеучебной деятельности, осуществляемой в целях их дальнейшего совершенствования и обеспечения большей доступности для всех субъектов образовательных отношений.

Ключевыми аспектами цифровизации современной системы отечественного ВО можно считать расширение влияния сети Интернет и средств мобильной коммуникации на ход образовательного процесса, что становится особенно актуальным в существующих социокультурных условиях [14; 15].

Их применение позволяет существенно облегчить доступ к иноязычным источникам информации и различным вариантам использования изучаемого языка. Кроме того, грамотное применение возможностей, предоставляемых циф-ровизацией, позволяет существенно увеличить разнообразие образовательного контента. Оптимизируется процесс продуктивного взаимодействия между субъектами образовательных отношений с использованием современных средств

Библиографический список

телекоммуникации. Всё это означает построение виртуальной аутентичной языковой среды.

Среди интерактивных ресурсов, которые могут найти применение в ходе обучения студентов иностранным языкам, внимания заслуживает LеаrningАррs. огд. В данной связи с темой исследования также нелишним будет упомянуть следующие программы: FluеntU; ипдиа1ео; Duоlingо; Rоsеttа Stоnе; LingQ.

Принимая во внимание неоспоримые достоинства, присущие этим и другим цифровым средствам формирования иноязычных компетенций, следует помнить, что они не могут и не должны полностью заменить педагога в соответствующем процессе. Их широкое внедрение лишь позволяет генерировать педагогические условия для более эффективной реализации некоторых составляющих иноязычной деятельности в творческой форме.

В этой связи наиболее перспективной представляется реализация так называемого «смешанного обучения». Данный термин означает совокупное применение наиболее эффективных традиционных и инновационных форм организации образовательного процесса при изучении иностранного языка.

1. Перов В.Ю. Когнитивные искажения и этические проблемы современных медиакоммуникаций. Медиалингвистика: материалы VI Международной научной конференции. Cанкт-Петербург: ООО «Медиапапир», 2022: 6У2-6У5.

2. Данилова Л.Н. Цифровизация обучения иностранным языкам в вузе: возможности и риски. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021; № 1 (41): 119-128.

3. Логина М.В. Особенности преподавания иностранного языка с учётом вызовов системы образования в эпоху цифровой экономики. Образование и право. 2020; № 2: 21У-219.

4. Ванхемпинг Э.Г., Новак МА Инновационные практики и гражданские инициативы в образовании поколения. Cанкт-Петербург: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2020.

5. Ванхемпинг Э.Г., Cальцева CE., Cейдуманова A.C. Прыжок в «цифру»: трансформации образования в условиях глобальной дигитализации. Cанкт-Петербург: Изда-тельско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2020.

6. Попова О.И. Трансформация высшего образования в условиях цифровой экономики. Вопросы управления. 2018; № 54: 158-160.

У. Дмитриева О.Н., Лукина М.Н., Федорова A.A. Повышение мотивации к изучению иностранного языка путём организации внеаудиторных мероприятий у студентов неязыковых вузов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № Э (94): Э0-Э4.

8. Королева Е.В., Cенченко E.A. ^временный подход к использованию аудио и видеоматериалов на занятиях по иностранному языку в высшей школе. Вопросы педагогики. 2019; № 6-2: 58-6У.

9. Бугреева A.C. Проблемы реализации эффективной обратной связи как инструмента мотивации в обучении иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 202Э; № 1 (98): 5-8.

10. Нариманова О.В. Концепция Университет 3.0: перспективы реализации в России в условиях новой технологической революции. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019; № 2 (25): Э50-Э6Э.

11. Торубарова И.И., ^еблецова АО., Карпова АВ. Иностранный язык в медицинском вузе в условиях ФГОC Э++: анализ готовности студентов к самостоятельной работе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (9У): 105-109.

12. Наимова Д.К. Интернет-технологии при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе. Молодой учёный. 2016; № У: 683-685.

13. Новикова Н.Н. Опыт применения художественного текста в процессе изучения иностранного языка. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): У2-У4.

14. Aбдурахманова П.Д., Aйсувакова Т.П., Aлексеева Е.Н. и др. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий. Москва: РосНОУ, 2022.

15. Чистякова Н.В., Aйсувакова Т.П. Метакогнитивная модель совладающего поведения субъекта в период эпидемии COVID-19. Психолог. 2020; № Э: 29-36.

References

1. Perov V.Yu. Kognitivnye iskazheniya i eticheskie problemy sovremennyh mediakommunikacij. Medialingvistika: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg: OOO «Mediapapir», 2022: 6У2-6У5.

2. Danilova L.N. Cifrovizaciya obucheniya inostrannym yazykam v vuze: vozmozhnosti i riski. Professional'noe obrazovanie v Rossii iza rubezhom. 2021; № 1 (41): 119-128.

3. Logina M.V. Osobennosti prepodavaniya inostrannogo yazyka s uchetom vyzovov sistemy obrazovaniya v 'epohu cifrovoj 'ekonomiki. Obrazovanie i pravo. 2020; № 2: 21У-219.

4. Vanhemping 'E.G., Novak M.A. Innovacionnye praktiki i grazhdanskie iniciativy v obrazovanii pokoleniya. Sankt-Peterburg: Izdatel'sko-poligraficheskaya associaciya vysshih uchebnyh zavedenij, 2020.

5. Vanhemping 'E.G., Sal'ceva S.V., Sejdumanova A.S. Pryzhok v «cifru»: transformad! obrazovaniya v usloviyah global'noj digitalizacii. Sankt-Peterburg: Izdatel'sko-poligraficheskaya associaciya vysshih uchebnyh zavedenij, 2020.

6. Popova O.I. Transformaciya vysshego obrazovaniya v usloviyah cifrovoj 'ekonomiki. Voprosy upravleniya. 2018; № 54: 158-160.

У. Dmitrieva O.N., Lukina M.N., Fedorova A.Ya. Povyshenie motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka putem organizacii vneauditornyh meropriyatij u studentov neyazykovyh vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 30-34.

8. Koroleva E.V., Senchenko E.A. Sovremennyj podhod k ispol'zovaniyu audio i videomaterialov na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v vysshej shkole. Voprosypedagogiki. 2019; № 6-2: 58-6У.

9. Bugreeva A.S. Problemy realizacii 'effektivnoj obratnoj svyazi kak instrumenta motivacii v obuchenii inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 5-8.

10. Narimanova O.V. Koncepciya Universitet 3.0: perspektivy realizacii v Rossii v usloviyah novoj tehnologicheskoj revolyucii. Lichnost' v menyayuschemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvitie. 2019; № 2 (25): 350-363.

11. Torubarova I.I., Steblecova A.O., Karpova A.V. Inostrannyj yazyk v medicinskom vuze v usloviyah FGOS 3++: analiz gotovnosti studentov k samostoyatel'noj rabote. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (9У): 105-109.

12. Naimova D.K. Internet-tehnologii pri obuchenii inostrannym yazykam v neyazykovom vuze. Molodoj uchenyj. 2016; № У: 683-685.

13. Novikova N.N. Opyt primeneniya hudozhestvennogo teksta v processe izucheniya inostrannogo yazyka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): У2-У4.

14. Abdurahmanova P.D., Ajsuvakova T.P., Alekseeva E.N. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v kontekste sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva: RosNOU, 2022.

15. Chistyakova N.V., Ajsuvakova T.P. Metakognitivnaya model' sovladayuschego povedeniya sub'ekta v period 'epidemii SOVID-19. Psiholog. 2020; № 3: 29-36.

Статья поступила в редакцию 31.03.23

УДК 378

Gorbunova N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: natalya-gor2008@yandex.ru

Vovk E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia), E-mail: Ekaterina.tnu@mail.ru

FEATURES OF THE DIGITAL IMAGE OF A HIGH SCHOOL TEACHER. The digital environment as a field intended for the presentation of a personal, professional and social image with the transformations taking place in it leaves an imprint on all spheres of life. Similar trends are also pursuing the educational system, putting forward qualitatively different requirements for the professional life of a modern teacher and its effective reflection in the online space. The article provides a review of studies on the analysis of the features of the digital image of a modern teacher of a higher educational institution. The structural model of the phenomenon is considered, presented with the help of two main components - basic and instrumental. Empirical data describing the current state of development of the digital image of teachers and indicating priority problems that need to be solved are presented.

Key words: teacher's image, digital image, higher school

Н.В. Горбунова, д-р пед. наук, проф., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Ялта, E-mail: natalya-gor2008@yandex.ru

Е.В. Вовк, канд. пед. наук, доц., Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь, E-mail: Ekaterina.tnu@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Цифровая среда как предназначенное для презентации личностного, профессионального и социального образа поле с происходящими в нем трансформациями накладывает отпечаток на все сферы жизнедеятельности. Подобные тенденции преследуют и образовательную систему, выдвигая качественно иные требования к профессиональной жизни современного педагога и ее эффективному отражению в онлайн-пространстве. В статье представляется обзор исследований, посвященных анализу особенностей цифрового имиджа современного преподавателя высшего учебного заведения. Рассматривается структурная модель феномена, представленная с помощью двух главных компонент - базовой и инструментальной. Приводятся эмпирические данные, характеризующие актуальное состояние развития цифрового имиджа у педагогов и указываются приоритетные проблемы, которые требуют своего решения. Ключевые слова: имидж педагога, цифровой имидж, высшая школа

Актуальность исследования. Последние годы отмечены явным обогащением традиционных видов и функций профессиональной деятельности педагога новыми составляющими, которые охватывают происходящие изменения в рамках преподавательской трудовой деятельности и повысившиеся требования к данным субъектам образовательного процесса. Трансформация рынка труда и всеобъемлющий процесс цифровизации, подразумевающий активное внедрение цифровых технологий в различные сферы общественной жизни, не обходят стороной и образовательную систему Все это имеет особую значимость в вопросе формирования цифрового имиджа и образовательных организаций, и организующего учебную деятельность преподавательского звена.

Признание педагога в текущих реалиях зависит не только от глубины его практического опыта и степени академической подготовки, а в глазах студентов он предстает носителем и транслятором знаний, соответствующих преподаваемой дисциплине. На смену приходит роль своеобразного консультанта в профессиональной среде, куратора. Рассматривая имидж с точки зрения многообразия присущих индивиду личностно-профессиональных характеристик и цифровых компетенций, имидж становится одной из форм влияния личности педагога на обучающихся в электронной среде посредством самоактуализации и самопрезентации. Главным образом, актуальность заявленной темы обусловлена необходимостью повышения эффективности взаимодействия между студентами и преподавателями высшей школы в пределах цифрового информационно-коммуникационного пространства [1- 6].

Цель данной статьи - теоретико-методологическое изучение процесса формирования цифрового имиджа педагога высшей школы.

Основные задачи статьи видятся в следующем: на основе анализа психолого-педагогической литературы определить современное состояние изученности проблемы формирования цифрового имиджа педагога высшей школы; определить ключевые структурные компоненты цифрового имиджа педагога высшей школы.

Методы исследования. Анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.

Научная новизна статьи заключается в обосновании природы цифрового имиджа как новой формы влияния личности педагога на обучающихся в электронной среде посредством самопрезентации и самоактуализации. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о значимости цифрового имиджа педагога высшей школы. Практическая значимость заключается в обосновании целесообразности создания цифрового имиджа для роста авторитета и узнаваемости преподавателя среди обучающихся, повышения их мотивированности в учебном процессе.

Стремительный рост интереса в отношении феномена цифрового имиджа наблюдается в течение последнего десятилетия, что связано с повсеместным внедрением продуктов цифрового пространства, в число которых входят системы мессенджеров, социальные сети, видеохостинги и ряд других площадок [2]. Помимо внедрения в учебный процесс электронных технологий, значимую роль сыграла и вызванная периодом коронавирусной пандемии необходимость перехода на удаленный формат обучения. В связи с перечисленными явлениями и последовавшим ростом спроса касательно применения новейших технологий и конференц-платформ педагоги высшей школы приобрели условия для возможности моделирования своего персонального образа в цифровом формате, за которым впоследствии закрепилось обозначение цифрового имиджа [1].

Протекающая цифровая трансформация служит мощным катализатором, предлагающим соответствующие предпосылки для образования цифрового имиджа. Прежде всего, участники образовательной системы получают доступ к гаджетам и технологиям с возможностью пользования неограниченными информационными ресурсами. Глобальная сеть облегчает поиск информации о любом человеке, в том числе и сотруднике высшей школы. Однако стоит помнить о том, что сведения могут не в полной мере отвечать действительности, приобретая искаженный характер. Если педагог заинтересован в привлекательности своего профиля и правдивости указанных данных, ему следует принимать участие в

его создании с опорой на принципы самомаркетинга. Еще одной предпосылкой является возможность расширения, дополнения стандартных образовательных контактов в очном режиме с помощью привлечения интерактивных занятий, широкого спектра учебной литературы, персонализированной информации. Важно понимать и то, что на современном этапе общественного развития авторитет педагога зачастую в той или иной степени связан с его активностью в медиа-пространстве, с умением грамотно пользоваться вариативными цифровыми технологиями. Востребованная модель геймификации, призванная помочь в обогащении студентов знаниями и повышении их мотивации к познавательной деятельности, предлагает задействовать в имидже педагога вымышленные образы и аватары для решения конкретных методических задач [1].

Через призму простого подхода к определению рассматриваемой категории следует изучать ее на уровне имиджа, конструируемого с помощью цифровых технологий. Более глубокое осмысление термина дает исследователям возможность рассматривать его как полноценный продукт, объект управления, важнейший фактор капитализации и увеличения конкурентных преимуществ педагога на рынке образовательных услуг Наряду с цифровым имиджем немаловажным значением наделяют феномен цифровой компетентности лиц, осуществляющих педагогическую деятельность. Многочисленные зарубежные источники содержат в себе сведения об аспектах цифрового имиджа преподавателя. Все они имеют непосредственное отношение к анализу уровня компетентности и установлению причин недостаточного обладания ей всеми участниками образовательной системы. Последнее объясняется не только и не столько технологическим несовершенством инфраструктуры, сколько отсутствием должных навыков по интеграции собственного образа в виртуальную среду, ставшую основой образовательного взаимодействия обучающихся и преподавателей [4].

Стоит подчеркнуть, что цифровой имидж педагога не ограничивается рамками учебной аудитории. В связи с этим во внимание принимается не только его компетентность и грамотность в проведении занятий с использованием он-лайн-платформ, но и степень профессионализма и органичности относительно владения возможностями технологической среды, подключения интерактивных форм активности во время онлайн-занятий, способности заинтересовать и за-мотивировать студентов в онлайн-коммуникациях. При этом одних лишь знаний современных средств технологического прогресса и способов их применения становится недостаточно. В одну линию с привычными «мягкими» и «жесткими» социальными навыками выдвигается группа компетенций под названием digital -цифровые компетенции, отражающие эффективное и уверенное использование информационно-коммуникационных технологий для выполняемых трудовых обязанностей и профессионального общения. Они образуют следующий список из ключевых навыков: поиск и оценка учебных онлайн-материалов; создание визуально интересных материалов и специализированных виртуальных площадок для студенческих групп в виде сайтов, блогов, wiki-платформ; продуктивная работа с сетевым пространством, предполагающая умение находить необходимую информацию; использование возможностей социальных сетей для совершенствования собственных профессиональных умений; создание, редактирование и распространение цифровых портфолио и мультимедийного контента; применение онлайн-инструментов для внедрения в учебный процесс актуальных педагогических практик, к которым относится смешанное, проектное, мобильное и прочие типы обучения и пр. [3].

Одним из приоритетов научно-исследовательской деятельности в рамках проблематики является выделение элементов в общей структуре имиджа преподавателя. При этом особую ценность имеют попытки построения моделей, характеризующих компоненты не в изоляции друг от друга, а во взаимосвязи, что позволяет рассматривать имидж как единую систему. Так, авторы, изучающие моделирование цифрового имиджа, описают два системообразующих компонента, которые выражают глубинную сущность данной категории как системы: базовую и инструментальную. Первый компонент представляет собой не что иное, как интегративное личностное качество, структуру имиджа. Рассмотрение феномена в данном контексте происходит с точки зрения сочетания интеллек-

туального, кинетического, речевого, средового, артистического и габитарного аспектов. Он вбирает в себя аудиовизуальную культуру личности, внутреннюю философию и поведенческие особенности, а также атрибуты, указывающие на статус и личностные притязания. Базовый компонент неотрывно сопряжен с такими характеристиками, как внешний вид и образ Я, личностные черты и стиль взаимодействия с обучающимися, манера речи и профессионализм [4]. Учет факторов в структуре имиджа отнюдь не удивителен: преподаватель выступает в качестве примера личности, которой удалось реализовать себя в профессиональной области, в связи с чем обучающиеся начинают предъявлять требования к характеру организуемых занятий, подключаемым инструментам визуализации, ораторскому мастерству педагога и т.д. [5].

Относительной новизной обладает упомянутый ранее элемент, вошедший в употребление под названием цифровой компетентности. Выступая в качестве инструмента формирования и продвижения имиджа, он является инструментальным компонентом. Именно от наличия цифровой компетентности зависит способность педагога быть активным пользователем в онлайн-среде, впоследствии формируя мнение заинтересованных аудиторий о себе. Речь идет о возложенной на компетентность коммуникативной роли, поскольку та открывает доступ к эффективной трансляции образовательных услуг и способствует продвижению имиджа. В то же время она может быть рассмотрена и в качестве базового компонента, означая умение проектировать и осуществлять образовательное взаимодействие на основе владения цифровыми технологиями. Г.С. Тимохина, О.И. Попова и Н.Б. Изакова полагают, что образующие компетентность требования к цифровому поведению педагогов отчетливо изложены в Европейской рамке цифровых компетенций для преподавателей и характеризуются с помощью шести блоков:

1) профессиональная вовлеченность, куда входит поддержание сотрудничества, организационная коммуникация и рефлексивная практика;

2) преподавание и обучение, где учитывается профессиональная ориентация, совместное и самоорганизованное обучение;

3) стратегии оценивания, включающие способность анализировать материалы, предоставлять обратную связь и осуществлять планирование;

4) цифровые ресурсы, причем не только выбор, но и создание, редактирование, реализация управленческих функций, защиты и обмена;

5) расширение возможностей обучающихся высших учебных учреждений с обеспечением доступности и инклюзивности, дифференциации и персонализа-ции;

6) развитие цифровых компетенций обучающихся, которые соприкасаются с достижением медиа- и информационной грамотности, коммуникациями, ответственным использованием ресурсов и созданием контента, разрешением возникающих проблемных ситуаций [4].

В работе М.А. Лукашенко, Н.В. Громова, А.А. Ожгихина представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению текущего состояния сформированности цифрового имиджа на примере преподавателей предпринимательских вузов. Сравнивая оставленный педагогами российских и зарубежных университетов цифровой след в онлайн-среде, авторам удалось обнаружить практически одинаковые процентные показатели по наличию сведений об участии данных субъектов образования в профессиональных мероприятиях, к которым относятся форумы, конференции, круглые столы. При этом отечественные педагоги проявляют большую активность в части научных публикаций в виде книг и статей. Существенные различия касаются использования социальных сетей: например, в Facebook явно превалирует активность зарубежных преподавателей. Еще более значительная разница затрагивает вопрос наличия персонального сайта: в зарубежной педагогической традиции наблюдается его активное применение в профессиональных целях, поэтому

Библиографический список

обязательным содержимым является биография самого преподавателя, а также опубликованные им материалы с опцией просмотра и последующего заказа образовательной или консультационной услуги. Описанные в прикладной работе данные свидетельствуют об отсутствии у большинства университетских педагогов потребности в закреплении собственных позиций на рынке образовательных услуг, вследствие чего наблюдается отсутствие готовности и стремлений к целенаправленному формированию цифрового имиджа посредством онлайн-площадок. Подходящей стратегией для преодоления затруднений, которую можно взять за образец, станет создание мотивационных механизмов для педагогов и регулярное присутствие. Предполагается, что алгоритм действий должен включать написание экспертного поста с профессионального мероприятия, методического поста и добавление прочего контента с непрофильными событиями, информацией об увлечениях, семейном досуге. Персональный сайт может послужить центральным ресурсом для получения биографической и библиографической информации, контактов для связи. Кроме того, он же иногда предстает как полноценный экспертный блог [3].

Несмотря на достаточно обширное освещение вопроса в рамках научно-исследовательских трудов, на практике нередкими остаются случаи, когда приоритет отдается опыту и профессионализму в противовес прочим составляющим, в том числе развитию имиджа. Подобные обстоятельства отрицательно сказываются на перспективах системы обучения в целом. Яркой иллюстрацией является пропаганда потенциальными студентами целесообразности отказа от получения вузовского образования в пользу самообразования. Развитие технологической оснащенности, безусловно, вносит вклад в возникновение широкого и разнообразного инструментария брендирования, открывая дополнительные возможности для становления имиджа педагога. Вместе с позитивной стороной наблюдается зарождение чрезмерных объемов возложенной на преподавателей нагрузки, побуждающей их осваивать и систематически применять новые продукты цифровой трансформации. Данный аспект, равно как и осознание преподавателем всей значимости проблемы создания своего имиджа, предстает в числе важной задачи в рамках современного университетского образования [5]. Наличие цифрового имиджа педагога повысит конкурентоспособность высшего учебного заведения и самого преподавателя с предоставлением доступа к более выгодным предложениям в образовательной и научной областях. Сформированный имидж будет способствовать оптимальному достижению обучающих и воспитательных целей и, наконец, приведет к модернизации содержания и применения инновационных обучающих технологий [1].

Опираясь на данные тезисы, можно сделать выводы о том, что, во-первых, цифровой имидж преподавателя вуза представляет собой не просто набор личностных и профессиональных характеристик, а обязательный инструмент в установлении педагогического взаимодействия с обучающимися. Во-вторых, структурные компоненты понятия во многом перекликаются с моделью традиционного имиджа, однако имеют и некоторые особенности. Двухкомпонентная модель охватывает индивидуально-личностные и профессиональные качества, практический опыт и ученую степень, физическое состояние и параметры внешнего облика, а также цифровую компетентность как основополагающий транслятор имиджа педагога во внешнюю среду. Помимо владения передовыми технологиями, отдельное место отводится способности размещать профессиональные ресурсы в электронном пространстве. В-третьих, не решенной в практическом ключе проблемой остается отсутствие готовности преподавателей к формированию цифрового имиджа, что и задает приоритетный вектор работы. Формирование устойчивого цифрового имиджа в интернет-пространстве покажет эффективность в вопросе продвижения образовательных услуг высшей школы и самого педагога в профессиональных и научных кругах.

1. Исаева Т.Е. Цифровой имидж преподавателя высшей школы: теоретическое обоснование целесообразности создания. Общество: социология, психология, педагогика. 2022; № 7 (99): 130-138.

2. Лободенко Л.К. Формирование имиджа преподавателя вуза в цифровом информационно-коммуникационном пространстве. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022; Т. 14, № 4: 40-55.

3. Лукашенко М.А., Громова Н.В., Ожгихина А.А. Цифровой имидж преподавателя предпринимательского университета. Высшее образование в России. 2021; № 7: 91-104.

4. Тимохина Г.С., Попова О.И., Изакова Н.Б. Моделирование цифрового имиджа преподавателя вуза. Интеграция образования. 2022; Т. 26, № 4 (109): 613-636.

5. Хрустова Л.Е. Роль формирования имиджа преподавателя вуза в условиях развития цифровых технологий. Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании. 2020: 158-162.

6. Абдурахманова П.Д., Айсувакова Т.П., Алексеева Е.Н. и др. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий. Москва: РосНОУ, 2022.

7. Чистякова Н.В., Айсувакова Т.П. Метакогнитивная модель совладающего поведения субъекта в период эпидемии COVID-19. Психолог. 2020; № 3: 29-36.

8. Прилепских О.С., Айсувакова Т.П., Сорокопуд Ю.В. Возможности цифровой образовательной среды в развитии личностного потенциала студентов. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 69-1: 353-356.

References

1. Isaeva T.E. Cifrovoj imidzh prepodavatelya vysshej shkoly: teoreticheskoe obosnovanie celesoobraznosti sozdaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2022; № 7 (99): 130-138.

2. Lobodenko L.K. Formirovanie imidzha prepodavatelya vuza v cifrovom informacionno-kommunikacionnom prostranstve. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2022; T. 14, № 4: 40-55.

3. Lukashenko M.A., Gromova N.V., Ozhgihina A.A. Cifrovoj imidzh prepodavatelya predprinimatel'skogo universiteta. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021; № 7: 91-104.

4. Timohina G.S., Popova O.I., Izakova N.B. Modelirovanie cifrovogo imidzha prepodavatelya vuza. Integraciya obrazovaniya. 2022; T. 26, № 4 (109): 613-636.

5. Hrustova L.E. Rol' formirovaniya imidzha prepodavatelya vuza v usloviyah razvitiya cifrovyh tehnologij. Cifrovaya gumanitaristika i tehnologii v obrazovanii. 2020: 158-162.

6. Abdurahmanova P.D., Ajsuvakova T.P., Alekseeva E.N. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v kontekste sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva: RosNOU, 2022.

7. Chistyakova N.V., Ajsuvakova T.P. Metakognitivnaya model' sovladayuschego povedeniya sub'ekta v period 'epidemii SOVlD-19. Psiholog. 2020; № 3: 29-36.

8. Prilepskih O.S., Ajsuvakova T.P., Sorokopud Yu.V. Vozmozhnosti cifrovoj obrazovatel'noj sredy v razvitii lichnostnogo potenciala studentov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 69-1: 353-356.

Статья поступила в редакцию 05.04.23

УДК 378

Ponomareva E.Yu., Cand. of Sciences (Psychology), Professor, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: astra.59@bk.ru

FEATURES OF PREVENTION OF PROFESSIONAL DEFORMATIONS OF FUTURE PSYCHOLOGISTS. The paper analyzes problems of professional deformation of the personality of a psychologist, which affects the nature of his behavior, communication, relationships with the environment and attitudes towards himself. The article indicates various approaches to this issue, as well as the causes and factors that make it possible to prevent their occurrence. The modern professional environment requires a specialist to immerse himself in the working atmosphere as much as possible. Readiness for self-development, deepening knowledge, acquiring new competencies in their field, deep concentration on work are among the fundamental qualities of career growth. The problem of professional deformation is considered in a psychological aspect and affects not only the functioning in the profession, but also the sphere of life. The article concludes that professional deformation appears due to the inclusion in the space of professional activity of the individual as the main tool. In many ways, it depends on the level of psychological culture of the specialist.

Key words: professional deformation, prevention of changes, peculiarities of psyche, psychological culture, personality

Е.Ю. Пономарева, канд. психол. наук, проф., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта,

E-mail: astra.59@bk.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

В работе проанализированы проблемы профессиональной деформации личности психолога, влияющей на характер его поведения, коммуникации, взаимоотношений с окружением и отношения к самому себе. В статье указаны различные подходы к данному вопросу, а также причины возникновения и факторы, обеспечивающие возможность предотвращения их появления. Проблема профессиональной деформации рассматривается в психологическом аспекте и затрагивает не только функционирование в профессии, но и сферу жизнедеятельности. В статье делается вывод о том, что профессиональная деформация появляется из-за включения в пространство профессиональной деятельности личности в качестве главного инструмента. Во многом она зависит от уровня психологической культуры специалиста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: профессиональная деформация, профилактика изменений, особенности психики, психологическая культура, личность

Высокий статус профессии психолога в современном обществе детерминировал возрастание требований и условий научного изучения проблемы профессионального формирования будущих специалистов в данной области, создания предпосылок для успешности их деятельности. В настоящее время недостаточно изучен вопрос воздействия профессии на личность психолога. В процессе профессионализации обычно происходит преобразование в структуре личности. У узкого специалиста нарастают и активно формируются черты, способствующие результативной реализации работы. В то же время подавляются и даже разрушаются структуры, не принимающие участия в процессе специализации. При условии негативного развития изменений, подрывающих целостность личности, снижающих ее стабильность и потенциал адаптации, их относят к профессиональным деформациям. В наши дни отечественные ученые и практикующие специалисты наряду с исследованием положительных трансформаций заинтересовались деструктивным влиянием профессиональной деятельности на все сферы жизни человека [1-8].

Деформирующая направленность в различной степени характерна для любого вида деятельности, но особенно часто встречается у представителей профессий типа «человек - человек», связанных с общением с людьми и решением их проблем. Психологам приходится подвергаться колоссальным физическим и психическим перегрузкам. От них часто требуются решительные действия, умение рисковать. Такие отличительные черты существенно влияют на личностные характеристики, вызывая профессиональную деформацию, выражающуюся в поведении, которое порождает негативное восприятие окружающих и расходится с профессиональной этикой.

Цель данной статьи - изучить причины возникновения и факторы, обеспечивающие возможность предотвращения профессиональной деформации личности психолога.

Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть подходы к изучению проблемы профессиональной деформации личности психолога; определить основные факторы, обеспечивающие возможность предотвращения профессиональной деформации личности психолога.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.

Научная новизна статьи заключается в том, что в работе проанализированы проблемы профессиональной деформации личности психолога, влияющей на характер его поведения, коммуникации, взаимоотношений с окружением и отношения к самому себе. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о профессиональной деформации личности психолога. Практическая значимость определяется тем, что полученный материал способствует личностному развитию будущих психологов.

Профессиональной деформацией является изменение качеств личности, происходящее под воздействием продолжительного осуществления трудовой деятельности, преимущественно затрагивающее область стереотипного восприятия, ценностных установок, манеры поведения в обществе и коммуникации с окружающими. Еще в процессе выбора будущей профессии человек, планирующий свое будущее, обладает качествами, характерными для выбранной деятельности. Профессиональная деятельность обычно усиливает эти личностные свойства, подчеркивает и отчетливо выделяет их. В некоторых случаях работа объясняет эти качества, позволяет им существовать и проявляться [1, с. 28]. Безусловно, стартовые особенности способствуют выбору специальности, являясь плодотворной почвой для развития профессиональной деформации. Процесс изменения начинается уже в годы учебы, запуская у студентов деструкцию общепринятых житейских установок и стереотипов. На самом деле ничего плохого в этом нет. За счет учебы и дальнейшего освоения профессии личность человека трансформируется: он усваивает множество коммуникативных умений, начинает лучше разбираться в самом себе.

Профессиональная деформация происходит за счет переноса профессиональных норм в бытовое пространство и сферу непрофессиональной коммуникации. В ней обычно выделяют две составляющих. Первая из них представляет собой стимулы и мотивы, подтолкнувшие личность к выбору профессии до начала трудовой деятельности, например, высокий уровень эмпатии. Ко второй относятся качества, формирующиеся у специалиста после включения в работу. При этом первые особенности усиливаются и являются причиной образования новых личностных деформаций [4, с. 185].

В научных кругах существует несколько концепций, объясняющих возникновение профессиональной деформации. В трудах отечественных авторов были отражены методы объяснения инструментов отрицательного влияния профессии на личность, сформулирована сущность профессиональной деформации как психологического образования, развивающегося вследствие неблагоприятной профессиональной эволюции личности и негативно воздействующего на все жизненно важные грани личности: мотивацию, потребности, ценности, интеллект, эмоции, волю, работу. С. Безносов считает основанием для формирования изменений у молодого специалиста пренебрежение повседневной жизнью, отказ от других сфер деятельности за счет чересчур усердного изучения предмета своей будущей работы, чрезмерного углубления в тематику, затрачивая все свободное время на чтение специальных материалов [2, с. 54]. По мнению А. Марковой, профессиональная деструкция наступает из-за ряда провалов в работе, приводящих к попыткам избавиться от закомплексованности благодаря полной концентрации на своей деятельности [4, с. 137]. С точки зрения Б. Новикова, причина профессиональной деформации заключается в исконной склонности человека к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.