Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА: К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д.К. УШИНСКОГО'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА: К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д.К. УШИНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наследие Д.К. Ушинского / психическое здоровье / педагог / учитель / агрессивное поведение / раздражение / legacy of D.K. Ushinsky / mental health / educator / teacher / aggressive behavior / irritation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.М. Романенко

В настоящей статье рассматривается феномен психического здоровья педагога высшей школы через наследие Д.К. Ушинского, осуществляющего профессиональную деятельность в соответствии с программами высшего образования. Рассматриваются наиболее значимые черты психического здоровья и пути его сохранности. В исследовании цитируются многочисленные материалы К.Д. Ушинского, отмечавшего значимость психологии для педагогической науки, которая занимает первое место среди всех наук, что тело имеет влияние на душу, а душа, в свою очередь, имеет такое же влияние на тело, проявляясь через его нервный организм, что психология одна может дать педагогу верность взгляда и ту силу в действиях, при которых он будет в состоянии свободно давать душе ученика то или другое направление, согласно его собственным убеждениям. Автор отмечает, что психическое здоровье личности – многогранный феномен, включающий в себя социально-экономические, политические, профессионально-личностные, биологические, физиологические, психические и другие факторы, поэтому предлагает сделать акцент на одном из барьеров на пути формирования здоровой психики и психического здоровья педагога – проявлении раздражения и агрессивного поведения педагога высшей школы, влияющих на его способность создавать благоприятный психологический климат в коллективе, отвечать на новые вызовы информационного пространства и цифровизации образования. В прикладном аспекте имеет значение приведенное автором исследование и анализ опроса педагогов вуза на предмет того, какие ситуации и факты являются сильными раздражителями и вызывают агрессивное поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATING THE MENTAL HEALTH OF A TEACHER: ON THE 200TH ANNIVERSARY SINCE THE BIRTHDAY OF D.K. USHINSKY

The article discusses a phenomenon of mental health of a teacher of higher education through the legacy of D.K. Ushinsky, who carries out professional activities in accordance with the programs of higher education. The most significant features of mental health and ways of its preservation are considered. The study cites numerous materials by K.D. Ushinsky, who noted the importance of psychology for pedagogical science, which ranks first among all sciences, that the body has an effect on the soul, and the soul, in turn, has the same effect on the body, manifesting itself through its nervous organism, that psychology alone can give the teacher fidelity of view and that strength in action, in which he will be able to freely give the soul of the student this or that direction, according to his own convictions. The author notes that the mental health of a person is a multifaceted phenomenon that includes socio-economic, political, professional, personal, biological, physiological, mental and other factors, therefore, he proposes to focus on one of the barriers to the formation of a healthy psyche and mental health teacher – manifestation of irritation and aggressive behavior of a teacher of higher education, affecting his ability to create a favorable psychological climate in the team, respond to new challenges of the information space and digitalization of education. In the applied aspect, the author’s research and analysis of a survey of university teachers on the subject of what situations and facts are strong irritants and cause aggressive behavior is important.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА: К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д.К. УШИНСКОГО»

5. Струк Е.Н. Социальная компетентность: научный журнал. 2019; Т. 4, № 1: 95.

6. Федосеенко Э.В., Охлопкова И.Е. Из опыта организации внеурочной деятельности в начальной школе. Авторская программа внеурочных занятий «Мой выбор» для начальной школы Современное начальное образование в условиях реализации ФГОС НОО: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы. Орехово-Зуево: Издательство «МГОГИ», 2012.

7. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследований. Санкт-Петербург: Питер, 2002.

8. Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. Ростов-на-Дону: Издательство РГУ 2004. References

1. Kalinina N.V. Psihologicheskie aspekty razvitiya social'nojkompetentnostishkol'nikov. Ul'yanovsk: UIPKPRO, 2018.

2. Popov V.G. Formirovanie social'noj kompetentnosti municipal'nyh sluzhaschih v sovremennoj Rossii: sociologicheskij analiz. Ekaterinburg: Chinovnik", 2006.

3. Savenkov A.I. Razvitie 'emocional'nogo intellekta i social'noj kompetentnosti u detej. Moskva: Nacional'nyj knizhnyj centr, 2015.

4. Semago N.Ya. Teoriya ipraktika ocenkipsihicheskogo razvitiya rebenka: doshkol'nyji mladshijshkol'nyj vozrast. Sankt-Peterburg: Rech', 2011.

5. Struk E.N. Social'naya kompetentnost': nauchnyj zhurnal. 2019; T. 4, № 1: 95.

6. Fedoseenko 'E.V., Ohlopkova I.E. Iz opyta organizacii vneurochnoj deyatel'nosti v nachal'noj shkole. Avtorskaya programma vneurochnyh zanyatij «Moj vybor» dlya nachal'noj shkoly Sovremennoe nachal'noe obrazovanie v usloviyah realizacii FGOS NOO: nauchnye podhody, opyt, problemy, perspektivy. Orehovo-Zuevo: Izdatel'stvo «MGOGI», 2012.

7. Holodnaya M.A. Psihologiya intellekta: Paradoksy issledovanij. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

8. Scherbakova T.N. Psihologicheskaya kompetentnost' uchitelya: soderzhanie, mehanizmy i usloviya razvitiya. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo RGU, 2004.

Статья поступила в редакцию 01.04.23

УДК 378.14

Romanenko N.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Moscow State Institute of International Relations

(University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: rimn4@yandex.ru

UPDATING THE MENTAL HEALTH OF A TEACHER: ON THE 200TH ANNIVERSARY SINCE THE BIRTHDAY OF D.K. USHINSKY. The article discusses a phenomenon of mental health of a teacher of higher education through the legacy of D.K. Ushinsky, who carries out professional activities in accordance with the programs of higher education. The most significant features of mental health and ways of its preservation are considered. The study cites numerous materials by K.D. Ushinsky, who noted the importance of psychology for pedagogical science, which ranks first among all sciences, that the body has an effect on the soul, and the soul, in turn, has the same effect on the body, manifesting itself through its nervous organism, that psychology alone can give the teacher fidelity of view and that strength in action, in which he will be able to freely give the soul of the student this or that direction, according to his own convictions. The author notes that the mental health of a person is a multifaceted phenomenon that includes socio-economic, political, professional, personal, biological, physiological, mental and other factors, therefore, he proposes to focus on one of the barriers to the formation of a healthy psyche and mental health teacher - manifestation of irritation and aggressive behavior of a teacher of higher education, affecting his ability to create a favorable psychological climate in the team, respond to new challenges of the information space and digitalization of education. In the applied aspect, the author's research and analysis of a survey of university teachers on the subject of what situations and facts are strong irritants and cause aggressive behavior is important.

Key words: legacy of D.K. Ushinsky, mental health, educator, teacher, aggressive behavior, irritation

Н.М. Романенко, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет)

Министерства иностранных дел Российской Федерации», г. Москва, E-mail: rimn4@yandex.ru

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА: К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д.К. УШИНСКОГО

В настоящей статье рассматривается феномен психического здоровья педагога высшей школы через наследие Д.К. Ушинского, осуществляющего профессиональную деятельность в соответствии с программами высшего образования. Рассматриваются наиболее значимые черты психического здоровья и пути его сохранности. В исследовании цитируются многочисленные материалы К.Д. Ушинского, отмечавшего значимость психологии для педагогической науки, которая занимает первое место среди всех наук, что тело имеет влияние на душу, а душа, в свою очередь, имеет такое же влияние на тело, проявляясь через его нервный организм, что психология одна может дать педагогу верность взгляда и ту силу в действиях, при которых он будет в состоянии свободно давать душе ученика то или другое направление, согласно его собственным убеждениям. Автор отмечает, что психическое здоровье личности -многогранный феномен, включающий в себя социально-экономические, политические, профессионально-личностные, биологические, физиологические, психические и другие факторы, поэтому предлагает сделать акцент на одном из барьеров на пути формирования здоровой психики и психического здоровья педагога - проявлении раздражения и агрессивного поведения педагога высшей школы, влияющих на его способность создавать благоприятный психологический климат в коллективе, отвечать на новые вызовы информационного пространства и цифровизации образования. В прикладном аспекте имеет значение приведенное автором исследование и анализ опроса педагогов вуза на предмет того, какие ситуации и факты являются сильными раздражителями и вызывают агрессивное поведение.

Ключевые слова: наследие Д.К. Ушинского, психическое здоровье, педагог, учитель, агрессивное поведение, раздражение

Актуальность исследования психического здоровья педагога высшей школы через наследие Д.К. Ушинского обусловлено стремительными изменениями в области информатизации, цифровизации системы высшего образования, вызванными ускоренным научно-техническим прогрессом XXI века. Технологические образовательные метаморфозы предъявляют все больше требований к современному педагогу в рамках владения инновационными методами, способами, средствами обучения. Данные факты вызывают у педагогов ослабление психического здоровья, душевного благополучия - нервозность, срывы, раздражительность и, как результат, - профессиональное выгорание. Нарастающий информационный поток, требования и нехватка времени выливаются подчас в хроническую усталость педагога.

Цель данной статьи состоит в изучении феномена психического здоровья педагога высшей школы через наследие Д.К. Ушинского, осуществляющего профессиональную деятельность в соответствии с программами высшего образования.

Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть феномен психического здоровья педагога высшей школы через наследие Д.К. Ушинского; проанализировать наиболее значимые черты психического здоровья и пути его сохранности.

Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы.

Научная новизна статьи состоит в рассмотрении наиболее значимых черт психического здоровья и выявлении путей его сохранности.

Теоретическая значимость статьи состоит в рассмотрении феномена психического здоровья педагога высшей школы через наследие Д.К. Ушинского, осуществляющего профессиональную деятельность в соответствии с программами высшего образования.

Практическая значимость состоит в выявлении наиболее значимых черт психического здоровья и путей его сохранности.

Известно, что психическое здоровье личности - многогранный феномен, включающий в себя социально-экономические, политические, профессионально-личностные, биологические, физиологические, психические и другие факторы. Остановимся на одном из барьеров на пути формирования здоровой психики и психического здоровья педагога - проявлении раздражения и агрессивного поведения, влияющих на его способность создавать благоприятный психологический климат в коллективе, отвечать на новые вызовы информационного пространства и цифровизации образования. Процесс цифровизации, распространение электронного обучения не отменить, так как они являются приоритетными

задачами российского образования, нацеленного «на повышение качества обучения и трансформацию непрерывной профессиональной подготовки педагогов для достижения амбициозной задачи по вхождению Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 г, а также внедрению национальной системы профессионального усовершенствования педагогов, охватывающей не менее 50% российских учителей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г № 204 [1, с. 59].

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский отмечал, что «значимость психологии для педагогической науки занимает первое место среди всех наук». В своих работах русский ученый подчеркивал, что психическое и физическое здоровье -это важнейшие составляющие высокого качества жизни человека. Именно этот «союз» позволяет людям считать свою жизнь полноценной, значимой, а значит -счастливой; «тело имеет влияние на душу и душа, в свою очередь, имеет такое же влияние на тело и проявляется через его нервный организм» [2, с. 199]. Идеи Ушинского продолжил Женский педагогический институт в Санкт-Петербурге, где в 1916 году открылось педагогическое отделение, выпускницы которого приобретали специальное образование, получив право на преподавание педагогики и психологии в средних учебных заведениях. Данное отделение и педагогический кабинет им. П.Е. Кеппена стали базой для создания кафедры, работа которой имела интерес в психолого-педагогических кругах Санкт-Петербурга в связи с созданием психологических выставок. В.П. Соломин пишет, что «в 1916 году кабинетом была организована психолого-педагогическая выставка, на которой были представлены картины известных художников, отражающие душевные переживания человека в разные моменты жизни» [3, с. 9].

Таким образом, когда психология оформилась в конкретную экспериментальную науку (Вильгельм Вундт, 1879), среди ученых сложился тезис, суть которого в том, что педагоги-практики не могут решать профессиональные задачи без практической психологии. Об этом писал и К.Д. Ушинский: «Психологии предстоит блестящая роль в мире науки и такой род новых открытий, который выдвинется на первый план и даст воспитанию могущественнейшее средство к коренным, безвозвратным переменам в нравственной природе человека...», что «психология одна может дать педагогу верность взгляда и ту силу в действиях, при которых он будет в состоянии свободно давать душе дитяти то или другое направление, согласно с его собственными убеждениями» [3, с. 188], что «.изучение психологии как науки является краеугольным камнем педагогики» [4, с. 320]. Психолого-педагогические идеи К.Д. Ушинского о сохранности психического здоровья человека актуализировались и в рамках американской гуманистической психологии с середины 1920-х годов, продолжателями которой стали Карл Роджерс, Эрих Фромм, Абрахам Маслоу, Виктор Франкл и многие другие ученые.

Агрессивное поведение или агрессивность довольно редко упоминаются в профессиональном педагогическом дискурсе. В психологической литературе более всего исследований по профилактике агрессивного поведения учащихся, о склонностях к агрессии детей, причинах агрессивного поведения подростков, коррекции агрессивности учеников и т. д., но слабо освещена проблема агрессивного поведения педагога, который демонстрирует раздражительность, гнев,

неспособность к благоприятной коммуникации и контакту. Данное явление можно объяснить тем, что, с одной стороны, за последние 20-30 лет значительно упал авторитет педагога в глазах учащихся и родителей, что сопровождается нередко конфликтами педагогов и родительской общественности и вызывает обоюдную агрессию. С другой стороны, нежелание поднимать данную проблему в научных исследованиях вызвано проявлением корпоративной, профессиональной этики педагогической общественности, желающей «защитить», оправдать действия своего коллеги. Вместе с тем обозначенные выше стрессогенные факторы, конфликты требуют научную общественность заниматься изучением психического здоровья, минимизацией агрессивного состояния педагогов и учителей, и за последние несколько лет данная тема набрала популярность в отечественной и зарубежной психологии, где ставятся вопросы: Растет ли уровень агрессивного поведения педагогов по отношению к ученикам? Как проявляются и меняются признаки агрессивности педагогов в зависимости от уровня образовательного учреждения? Проявляется ли агрессивность только у зрелых педагогов или она характерна для определенного типа и состояния нервной системы? Существует ли взаимосвязь и взаимообусловленность агрессивности и профессионального выгорания педагогов? Ученые ставят резонные вопросы, разрешение которых и поиск ответов на них могут значительно улучшить в целом психологический климат в коллективах, поднять эффективность академической коммуникации, сделать счастливыми обе стороны процесса обучения - педагогов и учащихся.

Вопрос о психическом здоровье педагога встал с новой силой, приобрел новые черты в условиях стремительно развивающейся цифровой образовательной среды, сетей Интернета, влияющих на психическое здоровье человека. Цифровизацию образования не отменить, она объективно нужна высшей школе, так как делает процесс обучения более гибким, информативным, отвечающим современным требованиям, формирует конкурентоспособного выпускника, поэтому речь должна идти о том, как в новых условиях создаваемого «цифрового пространства» сохранить психическую устойчивость педагога, как укрепить его психическое здоровье, без которого и психическое здоровье учеников может стать сомнительным. Ответственное отношение к психическому здоровью детей К.Д. Ушинский считал «одним из важных моментов профессиональной деятельности педагога» [2, с. 99-100]. Вместе с тем психическое здоровье учеников напрямую зависит от того, насколько психически устойчив сам педагог, насколько он способен создавать надлежащий благоприятный для развития обучающихся психологический климат. Понятие «психологический климат» понимают как «качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде общности психологических условий, которые способствуют или препятствуют всестороннему развитию личности» [5, с. 5]. Способность создавать благоприятный психологический климат в ученическом коллективе - одна из важных профессиональных способностей педагога, суть которой в эффективном проявлении педагогом личностных свойств, в оптимизации внутренних энергетических затрат, в умении видеть и прогнозировать потенциальные возможности обучаемых, в желании их раскрывать и формировать новые.

Другими словами, психическое здоровье позволяет педагогу реализовать любые намеченные планы, постоянно заниматься самосовершенствованием,

№ Вопросы для педагогов женщин Да Нет

1. Раздражают ли Вас опоздание студентов? +

2. Сбивает ли Вас с ритма на уроке отвлечение студентов на гаджеты? +

3. Запретите ли Вы студентам есть на занятиях принесенную из буфета пищу? _

4. Если студент сидит в наушниках, сделаете ли Вы ему замечание? +

5. Будете ли Вы демонстрировать безразличие, если студенты отвлекаются на звонки по телефону? +

6. Продолжительное общение студентов между собой в течении всего занятия вызывает ли у Вас гнев и раздражение? +

7. Вызывает ли у Вас ситуативную агрессию списывание студентами с гаджетов ответ на вопрос билета? +

8. Будете ли Вы реагировать на то, что студент перешел границу, называя Вас на «ты» в случае, если разница в возрасте между вами - не большая? +

9. Ответите ли Вы громким замечанием на невыполнение домашнего задания студентом?

10. Будете ли Вы бурно реагировать, если Вы поймете, что Ваш предмет студента не интересует, если он не мотивирован на Вашем занятии? _

11. Раздражает ли Вас заявка студента, что он не будет работать по специальности, и ему не нужны знания Вашей дисциплины?

12. Отреагируете ли Вы раздражением и последующим замечанием на молчание студента после заданного вопроса? +

13. Раздражает ли Вас спор со студентом вокруг поставленной оценки (баллов) по Вашему предмету? +

14. Реагируете ли Вы эмоционально на уход студентов с занятия? +

15. Будет ли Вас раздражать поступок студента, если он пытается привлечь администрацию для улучшения полученной оценки (баллов)? +

16. Вызывает ли у Вас гнев и раздражение, если Вы осознали, что в глазах студентов Вы - не пользуетесь авторитетом?

17. Будете ли Вы реагировать на проявление невежливости студента (не здороваются, не благодарят за консультацию, не обращаются к Вам по имени, отчеству и т. д.)? _

18. Сможете ли Вы прекратить разговор, если Вы почувствовали лесть со стороны студента? +

19. Прекратите ли Вы разговор со студентом по Вашему мобильному телефону, если Вы сами его не дали для связи с ним? +

20. Будет ли раздражать отвлечение Вас от занятия, если студент пытается решить свою проблему? +

21. Сможет ли Вас вывести из себя бурный уход студента с экзамена, недовольного своей полученной оценки?

противостоять жизненным трудностям и стрессу, то есть работать в высшей степени плодотворно на высокий результат. Еще К.Д. Ушинским было замечено, что любые сильные переживания, агрессия, гнев, влияют на нервный организм человека [2, с. 75-76]. Поэтому одним из важных моментов педагогического процесса К.Д. Ушинский считал «правильное отношение педагога к своему здоровью и к здоровью своих учеников». Агрессивное поведение педагога рождает конфликты, заметно снижает эффективность в системе «педагог - студент», наблюдается отсутствие или затрудненное взаимодействие со студентами. Агрессивность педагога переносится и на взаимоотношения с коллегами в профессиональной среде, замедляя в целом развитие качества и эффективности процесса обучения. Л.Д. Желдоченко отмечает, что «опасность педагогической агрессии заключается еще и в том, что она может индуцировать ответную агрессивную реакцию обу-

чающихся, способствовать закреплению форм агрессивного поведения, а также нести скрытую психологическую угрозу для развития личности воспитанников» [6, с. 79-86].

Психологи разводят понятия «агрессия» и «агрессивное поведение». В первом случае - это проявление агрессии в поведении личности, во втором - оно рассматривается как психическое свойство личности. «Агрессия» (от лат. aggressio - нападение) представляет собой мотивированное, деструктивное поведение, которое не признает нормы (правила) сосуществования людей в обществе, приносит вред или вызывает у них психологический дискомфорт [7, с. 27]. Агрессивное поведение представляет собой одну из форм реагирования личности на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния [7, с. 28].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что агрессивное поведение педагога нельзя сбрасывать со счетов, необходим поиск путей минимизации агрессивного поведения, от которого во многом зависит состояние его психического здоровья.

Психологи отмечают, что испытывать негативные эмоции, раздражение и проявлять агрессию - это нормальное состояние психики человека (А.М. Прихожан). Переживать сильные чувства - это естественный, привычный процесс. Гнев также необходим и полезен человеку, так как он помогает реагировать на ситуацию, которая воспринимается как угроза. Вопрос только в том, чтобы педагог в ходе профессиональной коммуникации научился распознавать нарождающуюся агрессию и продуктивно ею управлять. Педагог проявляет гнев как яркую эмоцию в случае определенной усталости, личных неудач, чрезмерной усталости. Сегодня известны многочисленные практики, рекомендующие пути эффективного управления агрессией, среди методов ее минимизации - предотвращение, предугадывание педагогических экстремальных ситуаций, которые могут провоцировать агрессию и раздражение. Наряду с этим педагогу в ходе общения с учениками стоит быть очень осторожным со словами, помня о том, что слово может ранить, обидеть. К сожалению, и не все студенты понимают и осознают, что могут подчас вызывать раздражение и гнев у педагогов. С целью получить ответы на поставленные вопросы был проведен анонимный опрос педагогов высшей школы на предмет того, что чаще всего вызывает у них раздражение и гнев. Было опрошено более 30 педагогов вузов, среди которых 21 педагогов-женщин и 9 преподавателей-мужчин.

Ключ к опросу:

- высокий уровень агрессии педагога в случае, если педагог из 21 вопроса на 19 вопросов ответил положительно (+);

- средний уровень агрессии педагога, в случае, если педагог из 21 вопроса на 12 вопросов ответил положительно (+);

- низкий (слабый) уровень агрессии педагога, в случае, если педагог из 21 вопроса на 5 вопросов ответил положительно (+).

Посчитав все ответы педагогов-женщин, используя среднюю арифметическую - «т», мы пришли к выводу, что большая часть опрошенных - 14 человек из 21 - проявили средний уровень агрессивного поведения - это 66,7%. Высокий уровень раздражения показали 3 человека из 21, что составило 14,2%, и слабый уровень агрессии показали 4 человека, что составило 19,1%.

Посчитав все ответы педагогов-мужчин, используя среднюю арифметическую - «т», мы пришли к выводу, что мужчины мужчины-преподаватели в меньшей степени проявляют агрессию и раздражение в ходе академического общения со студентами, а именно - из 9 педагогов большая часть опрошенных (6 человек) продемонстрировали низкий уровень агрессивного поведения, что составило 66,7%; средний уровень агрессивного поведения показали 2 преподавателя, или 22,2%, и только 1 педагог показал высокий уровень агрессивного поведения в определенной ситуации - 11,1%. Это подтверждает и исследование Ефимовой Галины Зиновьевны, кандидата социологических наук, отмечавшей, что женщины могут испытывать большее раздражение и агрессию по причине того, что «женщины в учреждениях общего образования чаще берут дополнительную работу (в виде классного руководства, проверки тетрадей, заведования кабинетом), более загружены «бумажной» работой и практически всегда трудятся в полную силу. Отчасти именно поэтому они дольше (чем мужчины) проверяют тетради своих учеников. Как следствие - чаще ощущают усталость от работы. В то же время женщины-педагоги уделяют самообразованию несколько больше времени и в среднем реже, чем мужчины, получают поощрение за выполненную работу. Женщины-педагоги реже оценивают организационные условия труда в школе как «хорошие», по сравнению со своими коллегами-мужчинами. Также они менее радужно воспринимают свою профессию» [8, с. 112]. Существуют и другие исследования, опровергающие положение о том, что педагоги-мужчины менее агрессивны, чем педагоги-женщины. Среди исследований можно привести в пример исследование Елены Михайловны Пановой «Особенности агрессивности в процессе профессионализации педагогов», где выводом служит следующий тезис: «Агрессивность учителей мужского пола выше, чем учителей женского пола; выраженность агрессивности у учителей зависит от психологического пола: чем выше маскулинность, тем больше выражена агрессивность». Однако автор заключает, что «по степени выраженности конфликтности между учителями разного пола достоверных различий нет» [9, с. 100]. Добавим, что исследование проводилось среди контингента педагогов и учителей общего образования, что требует дальнейшего изучения, конкретных разъяснений и последующей компаративистики результатов опроса педагогических кадров общего и высшего образования.

В последнее время в рамках минимизации с агрессией и борьбы с гневом активно используется метод когнитивного реструктурирования, суть которого в том, чтобы менять негативное мышление на позитивное, позволяющее устранить дискомфорт в общении с учениками, вызывающими у педагога нераспо-

№ Вопросы для педагогов мужчин Да Нет

1. Раздражают ли Вас опоздание студентов?

2. Сбивает ли Вас с ритма на уроке отвлечение студентов на гаджеты?

3. Запретите ли Вы студентам есть на занятиях принесенную из буфета пищу?

4. Если студент сидит в наушниках, сделаете ли Вы ему замечание? +

5. Будете ли Вы демонстрировать безразличие, если студенты отвлекаются на звонки по телефону? +

6. Продолжительное общение студентов между собой в течение всего занятия вызывает ли у Вас гнев и раздражение?

7. Вызывает ли у Вас ситуативную агрессию списывание студентами с гаджетов ответ на вопрос билета? +

8. Будете ли Вы реагировать на то, что студент перешел границу, называя Вас на «ты» в случае, если разница в возрасте между вами -не большая? +

9. Ответите ли Вы громким замечанием на невыполнение домашнего задания студентом?

10. Будете ли Вы бурно реагировать, если Вы поймете, что Ваш предмет студента не интересует, если он не мотивирован на Вашем занятии? _

11. Раздражает ли Вас заявка студента, что он не будет работать по специальности, и ему не нужны знания Вашей дисциплины?

12. Отреагируете ли Вы раздражением и последующим замечанием на молчание студента после заданного вопроса?

13. Раздражает ли Вас спор со студентом вокруг поставленной оценки (баллов) по Вашему предмету?

14. Реагируете ли Вы эмоционально на уход студентов с занятия?

15. Будет ли Вас раздражать поступок студента, если он пытается привлечь администрацию для улучшения полученной оценки (баллов)? +

16. Вызывает ли у Вас гнев и раздражение, если Вы осознали, что в глазах студентов Вы - не пользуетесь авторитетом?

17. Будете ли Вы реагировать на проявление невежливости студента (не здороваются, не благодарят за консультацию, не обращаются к Вам по имени, отчеству и т. д.)? _

18. Сможете ли Вы прекратить разговор, если Вы почувствовали лесть со стороны студента? +

ложение, антипатию. В этом случае педагогу важно научиться не думать о том, что кто-то из учеников намеренно делает что-то, чтобы навредить ему. Многие педагоги сегодня владеют техниками медитации, которые формируют дополнительные социальные навыки борьбы с агрессией. И, безусловно, владеть сильными чувствами и успешно их контролировать помогут физические упражнения, занятия которыми будут способствовать выбросу эндорфинов.

В развитии позитивных личностных качеств педагога, умения строить с учениками дружескую коммуникацию поможет близкое знакомство с психоло-

Библиографический список

го-педагогическим наследием Д.К. Ушинского, педагогические успехи которого огромны, а их полезный результат проверен столетием.

Таким образом, психическое здоровье педагога высшей школы позволяет сделать выводы, что разработанные К.Д. Ушинским методы психолого-педагогического образования являются по сей день эффективными в практике педагога. В трудах великого воспитателя и методиста содержится бесценный практический научный материал, способствующий развитию психического здоровья педагога, подробно описывающий многие психолого-физиологические механизмы и методы.

1. Колыхматов В.И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020.

2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Москва; Ленинград: АПН РСФСР 1948-1952; Т. 2: 99-100.

3. Соломин В.П. Интеграция психологии и педагогики как традиция психолого-педагогической школы университета (к 215-летию РГПУ им. А.И. Герцена. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011; № 142: 5-14.

4. Ананьев Б.Г К.Д. Ушинский - великий русский психолог. Избранные труды по психологии. Очерки психологии. История русской психологии. Санкт-Петербург: Издательство СПб государственного университета, 2007; Т. 1: 320-322.

5. Саблина И.В. Роль учителя в становлении психологического климата в начальных классах. Концепт. 2013; № 11: 1-6. Available at: http://e-koncept.ru/2013/13226.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Желдоченко Л.Д. Феномен агрессии в педагогической деятельности: деструктивный аспект. Таврический научный обозреватель. 2015; № 1: 79-86.

7. Большой психологический словарь. Москва; Прайм-Еврознак; Санкт-Петербург; 2008.

8. Ефимова Г.З. Учителя мужчины и учителя женщины: общее и различное в социологических портретах. Вестник Евразийской науки. 2015; Т. 5, № 5 (30): 112.

9. Панова Е.М. Особенности агрессивности в процессе профессионализации педагогов. Диссертация ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2009.

References

1. Kolyhmatov V.I. Professional'noe razvitie pedagoga v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: GAOU DPO «LOIRO», 2020.

2. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij: v 11 t. Moskva; Leningrad: APN RSFSR, 1948-1952; T. 2: 99-100.

3. Solomin V.P. Integraciya psihologii i pedagogiki kak tradiciya psihologo-pedagogicheskoj shkoly universiteta (k 215-letiyu RGPU im. A.I. Gercena. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2011; № 142: 5-14.

4. Anan'ev B.G. K.D. Ushinskij - velikij russkij psiholog. Izbrannye trudy po psihologii. Ocherki psihologii. Istoriya russkoj psihologii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPb gosudarstvennogo universiteta, 2007; T. 1: 320-322.

5. Sablina I.V. Rol' uchitelya v stanovlenii psihologicheskogo klimata v nachal'nyh klassah. Koncept. 2013; № 11: 1-6. Available at: http://e-koncept.ru/2013/13226.htm

6. Zheldochenko L.D. Fenomen agressii v pedagogicheskoj deyatel'nosti: destruktivnyj aspekt. Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. 2015; № 1: 79-86.

7. Bol'shoj psihologicheskij slovar'. Moskva; Prajm-Evroznak; Sankt-Peterburg; 2008.

8. Efimova G.Z. Uchitelya muzhchiny i uchitelya zhenschiny: obschee i razlichnoe v sociologicheskih portretah. VestnikEvrazijskojnauki. 2015; T. 5, № 5 (30): 112.

9. Panova E.M. Osobennostiagressivnosti v processe professionalizaciipedagogov. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2009.

Статья поступила в редакцию 01.04.23

УДК 378

Gulmagomedov G.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Head of Department of Linguistics and Journalism, Dagestan Humanitarian Institute

(Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

Saidova Ya.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Linguistics and Journalism, Dagestan Humanitarian Institute (Makhachkala, Russia),

E-mail: passikhat05@mail.ru

Adamova S.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Linguistics and Journalism, Dagestan Humanitarian Institute (Makhachkala, Russia),

E-mail: passikhat05@mail.ru

THE SPECIFICS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION. In the article, the authors study the teaching foreign languages specifics in the digitalization context. To do this, the current economic, social, political and cultural situation analysis is carried out. On its basis, the further measures related to the information and telecommunication technologies integration in the teaching students a foreign language process necessity is proved. They give an essential characteristic of the "digitalization of education" concept. A distinction is made between it and the "informatization of education" definition. It talks about the digitalization main aspects, including in relation to language training. Didactic potential of information and communication technologies is revealed. The most essential pedagogical conditions that can contribute to their most effective use during the foreign-language competencies formation for persons studying in modern higher education organizations operating on the Russian Federation territory are determined.

Key words: higher education, foreign language in university, foreign language in non-linguistic university, informatization of education, digitalization of education

Г.А. Гюпьмагомедое, канд. филол. наук, доц., зав. каф. лингвистики и журналистики Дагестанского гуманитарного института, г. Махачкала,

E-mail: passikhat05@mail.ru

Я.М. Саидоеа, канд. филол. наук, доц., Дагестанский гуманитарный институт, г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru

С.М. Адамова, канд. филол наук, доц., Дагестанский гуманитарный институт, г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

В рамках настоящей статьи авторы осуществляют попытку исследования специфики преподавания иностранных языков в условиях цифровизации. Для этого в первую очередь осуществляется анализ текущей экономической, социальной, политической и культурной ситуации. На его основании доказывается необходимость дальнейших мероприятий, связанных с интеграцией информационных и телекоммуникационных технологий в процесс обучения студентов иностранному языку. Далее ими даётся сущностная характеристика понятия «цифровизация образования». Проводится различие между ним и дефиницией «информатизация образования». Говорится об основных аспектах цифровизации, в том числе применительно к языковой подготовке. Затем осуществляется выявление дидактического потенциала информационно-коммуникационных технологий. Определяются наиболее существенные педагогические условия, могущие поспособствовать максимально эффективному их использованию в ходе формирования иноязычных компетенций у лиц, обучающихся в современных организациях высшего образования, действующих на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: высшее образование, иностранный язык в вузе, иностранный язык в неязыковом вузе, информатизация образования, цифровизация образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.