Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КЕРАМИКЕ'

ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КЕРАМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ИСКУССТВО КЕРАМИКИ / АНАЛИЗ / УПРАЖНЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметчина Гузель Загировна

В статье рассматриваются вопросы активизации творческого саморазвития студентов вуза, как условие качественной профессиональной подготовки. Автор анализирует публикации по теме исследования. На основе анализа публикаций автор рассматривает понятие «творческое саморазвитие» и «активизация». Уточнено понятие «активизация творческого саморазвития студентов на занятиях керамикой» Автор рассматривает возможности искусства керамики. Описываются особенности работы в мастерской. Автор актуализирует художественный потенциал искусства керамики через эффективные методы: анализ произведений художников-керамистов, творческого наследия мастеров керамики; комплекс упражнений и творческих заданий, направленный на формирование художественно-технологических навыков студентов, способствующий успешному решению творческих задач. Все эти методы, по мнению авторов могут использоваться во взаимосвязи и решать одни и те же обучающие задачи. При этом каждый метод может быть использован в отдельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметчина Гузель Загировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE SELF-DEVELOPMENT OF ART STUDENTS IN CERAMICS CLASSES

The article discusses the issues of activation of creative self-development of university students as a condition for high-quality professional training. The author analyzes publications on the research topic. Based on the analysis of publications, the author considers the concepts of "creative self-development" and "activation". The concept of "activation of creative self-development of students in ceramics classes" is clarified. The author considers the possibilities of the art of ceramics. The features of working in the workshop are described. The author actualizes the artistic potential of the art of ceramics through effective methods: analysis of the works of ceramic artists, the creative heritage of ceramic masters; a set of exercises and creative tasks aimed at the formation of artistic and technological skills of students, contributing to the successful solution of creative tasks. All these methods, according to the authors, can be used in conjunction and solve the same training tasks. In this case, each method can be used separately.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КЕРАМИКЕ»

Педагогика

УДК 371.335 (571.12)

доцент, доцент кафедры искусствоведения и изобразительных искусств Мухаметчина Гузель Загировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» (г. Тюмень)

ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КЕРАМИКЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы активизации творческого саморазвития студентов вуза, как условие качественной профессиональной подготовки. Автор анализирует публикации по теме исследования. На основе анализа публикаций автор рассматривает понятие «творческое саморазвитие» и «активизация». Уточнено понятие «активизация творческого саморазвития студентов на занятиях керамикой» Автор рассматривает возможности искусства керамики. Описываются особенности работы в мастерской. Автор актуализирует художественный потенциал искусства керамики через эффективные методы: анализ произведений художников-керамистов, творческого наследия мастеров керамики; комплекс упражнений и творческих заданий, направленный на формирование художественно-технологических навыков студентов, способствующий успешному решению творческих задач. Все эти методы, по мнению авторов могут использоваться во взаимосвязи и решать одни и те же обучающие задачи. При этом каждый метод может быть использован в отдельности.

Ключевые слова: творческое саморазвитие личности, искусство керамики, анализ, упражнение, творческое задание.

Annotation. The article discusses the issues of activation of creative self-development of university students as a condition for high-quality professional training. The author analyzes publications on the research topic. Based on the analysis of publications, the author considers the concepts of "creative self-development" and "activation". The concept of "activation of creative self-development of students in ceramics classes" is clarified. The author considers the possibilities of the art of ceramics. The features of working in the workshop are described. The author actualizes the artistic potential of the art of ceramics through effective methods: analysis of the works of ceramic artists, the creative heritage of ceramic masters; a set of exercises and creative tasks aimed at the formation of artistic and technological skills of students, contributing to the successful solution of creative tasks. All these methods, according to the authors, can be used in conjunction and solve the same training tasks. In this case, each method can be used separately.

Key words: creative self-development of personality, art of ceramics, analysis.

Введение. В условиях становления современного российского общества, на фоне постоянных изменений в различных областях деятельности человека: науке, технике, искусстве, одним из важных свойств современной личности такого общества становится готовность к саморазвитию, отвечающей новым вызовам времени.

Это проблема не нова. Философы Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин и П.А. Флоренский, также американские психологи: К. Роджерс, А. Маслоу и мн. др. рассматривали творческое саморазвитие личности.

Авторы считали, что в основе такого обучения лежит понятие «самости» (то есть самопознания, самоопределения, самоактуализации, свободы творчества, самосовершенствования, самореализации).

Российские ученые, рассматривающие проблему саморазвития в педагогике такие как В.И. Андреев, В.А. Караковский, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, А.И. Тубельский и др.

Следовательно проявление творческого саморазвития личности является предпосылкой к развитию личности в целом, что является необходимым условием прогрессивного развития общества.

Поэтому важнейшей целью современного образования на всех уровнях, в частности профессиональной художественной подготовки студентов творческих вузов является решение проблем активизации саморазвития личности.

Изложение основного материала статьи. Проблема активизации творческого саморазвития личности нашла свое решение в работах таких ученых, как Андреев В.И., Толстолуцких Н.П., Шаршов А.И., Олешков М.Ю., Парфенова С.Р., Уваров В.М. и др.

По мнению Андреева В.И., становление творческого саморазвития личности возникает в ходе творческого взаимодействия обучающегося с субъектами процесса ориентирована на самопознание, самоопределение, самореализации, что приводит к самосовершенствованию личности [1].

Толстолуцких Н.П. рассматривает понятие творческого саморазвития как целенаправленный динамичный прогрессивный процесс, влияющий на изменение личности [7].

По мнению Шаршова А. И. творческое саморазвитие личности представляет собой «интегральный творческий процесс сознательного целенаправленного личностного становления, основанный на взаимодействии внутренне и активно творчески воспринятых внешних факторов» [8].

Рассматривая творческое саморазвитие, ученые указывают на те сферы, которые охватывают этот процесс, которые включает мотивационную, эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы, которые оказывают влияние на повышение творческой самореализации личности [3].

Следовательно, творческое саморазвитие личности, как динамичный процесс включает необходимые условия, требующие самостоятельной внутренней мотивации [2].

Таким образом, положительное воздействие окружающей среды (целенаправленность процесса, использования эффективных методов и т.п.), внутренняя мотивация - являются условиями для творческого саморазвития личности.

По мнению исследователей, процесс саморазвития личности происходит, как правило, в ходе организации занятий различными видами творческой деятельности.

Однако, творческое саморазвитие не возникает само по себе, в этом процессе важным фактором является побуждение или мотивация к целенаправленному действию или активизация.

В этой связи педагоги отмечают главную цель активизации в деле повышения качества какого-либо созидательного процесса.

Решение этих вопросах освещались в трудах российских ученых таких как, B.C. Кузин, Н.Н. Ростовцев, А.С. Хворостов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова и др.

По мнению этих педагогов, площадкой для творческого саморазвития личности может стать абсолютно любая сфера творческой деятельности.

Сам же термин «активизация» трактуют по-разному.

Например, «активизацию можно охарактеризовать, как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к интенсивному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и шаблонной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Главная ее цель - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса» [6].

Так же в психологии, в современных словарях, говорится, что «активизация - это приведение психического явления, личности или группы в активное состояние» [5].

Таким образом, стоит уточнить понятие «активизация творческого саморазвития, которое рассматривается как побуждение к целенаправленной творческой деятельности, содействующих раскрытию способностей, творческой самореализации и самосовершенствованию личности.

Особенно часто с проблемой активизации творческого саморазвития у студентов первого курса сталкивается современная педагогика.

Вопросы методики активизации творческого потенциала рассматриваются в работах B.C. Кузина, Р.И. Кругликова, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова и др.

По мнению этих исследователей, занимаясь творчеством, обучающийся уходит в мир фантазий и грез, отодвигая все проблемы и волнения на второй план. Организованный образовательный процесс таким образом, чтобы обучающийся активизировался с целью развития художественных потребностей, способствующей творческого саморазвития.

Таким образом, наличие художественных потребностей личности направляет к креативному решению различных жизненных задач, обеспечивает её творческое развитие.

Одним из самобытных видов творчества является декоративно-прикладное искусство, в частности керамика, которая способна активизировать творческое саморазвитие студента, потому что содержит многовековые традиции изготовления керамических изделий, хранит художественное наследие различных школ керамики, отражающее мировосприятие народов, особенности культуры.

Следует уточнить понятие «активизация творческого саморазвития студентов на занятиях керамикой», которое будет представлять побуждение к целенаправленному процессу обучения на занятиях керамикой, содействующих раскрытию способностей передачи формы, владение материалом, понимание законов декоративного искусства, а также творческой самореализации и самосовершенствованию личности в процессе создания керамических изделий.

Особую роль в творческом саморазвитии студентов, на наш взгляд, является работа в творческой мастерской керамике, работа в которой активизирует их деятельность, где закладываются основы для усвоения азов специальной художественной деятельности, через восприятие и понимание материала, ее особенностей и возможностей.

Рассмотрим особенность занятий в мастерской художественной керамикой, в процессе изучения которой у студента формируется эстетический вкус, развивается пространственное мышление, мелкая моторика, чувство объемной целостной композиции, активизируется творческое саморазвитие.

В организации работы в мастерской необходимо учитывать основную цель занятий, которая направлена на овладение технологическими навыками работы с различными материалами, способствующие развитию творческих способностей, ориентирующие в дальнейшем на творческое саморазвитие в искусстве керамики.

Самобытное искусство керамики является эффективным средством в процессе становления творческой личности студента в силу того, что обладает уникальными свойствами (пластичность, конструктивность, фактурность и т.п.).

В ходе организованного образовательного процесса студенты овладевают пластичными свойствами глины, способностью передачи формы, различными приемами керамического декора, технологией сушки и обжига, что позволяет им грамотно использовать выразительные свойства материала, создавая при этом различные произведения декоративно-прикладного искусства.

Процесс активизации творческого саморазвития студентов предполагает использование уникальной методики лепки из глины, используя при этом эффективные методы такие как упражнения, творческое задание, морфологический анализ произведений художников-керамистов и др.

Разработанные упражнения и творческие задания представляют собой учебный комплекс, который должен носить творческий характер и выстроен по принципу «от простого к сложному».

Каждому технологическому этапу работы над произведением из глины должен соответствовать принцип «познавательной активности», который направлен на оптимальное усвоение знаний и овладение навыками и умениями.

Важным педагогическим методом является личный показ преподавателя приемов работы с материалом, консультация в ходе выполнения упражнений и творческих заданий студентами в мастерской.

Представлять побуждение к целенаправленному процессу обучения на занятиях керамикой могут такие методы работы со студентами как метод поощрения и метод стимулирования, которые дают возможность проявить себя, представить свою работу на конкурсы различного уровня.

Каждое занятие в мастерской носит деятельностный, интерактивный характер, в ходе которого студенты развивают пространственное мышление, умение анализировать, что способствует формированию профессиональных компетенций будущего специалиста, становлению его творческого саморазвития.

Следовательно, работа в мастерской по керамике способствует формированию художественно-технологических навыков студентов; в ходе работы с материалами происходит становление будущего профессионала в области искусства керамики; в ходе обращения к творческому наследию художников-керамистов происходит активизация процессов художественного восприятия, что в конечном итоге способствует активизации творческого саморазвития студента художественного вуза.

Выводы. Таким образом, вопросы творческого саморазвития студентов на занятиях по керамике могут быть решены, если в процессе организации работы в мастерской актуализировать художественный потенциал искусства керамики через анализ произведений, через изучение творческого наследия мастеров керамики; в образовательном процессе активно использовать специальный комплекс упражнений и творческих заданий, направленный на формирование художественно-технологических навыков студентов, способствующий успешному решению творческих задач.

Литература:

1. Андреев, В.А. Педагогика творческого саморазвития / В.А. Андреев. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1998. -Кн. 1. - 617 с.

2. Бакиева, О.А. Активизация творческого саморазвития на занятиях керамикой / О.А. Бакиева, М.В. Крамаренко // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2022. -№ 4(62). - С. 114-117. - DOI 10.46845/2071-5331-2022-4-62-114-117. - EDN EFNUEA.

3. Боранукова, Н.О. Творческое саморазвитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования / Н.О. Боранукова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - № 12 (71). -С. 258-259. - URL: https://moluch.ru/archive/71/12242/ (дата обращения: 01.03.2023).

4. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - Москва: Высш. шк., 1991. - 204, [3] с.: ил.; 21 см.; ISBN 5-06-002079-7: 70 к.

5. Олешков, М.Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. - Москва: 2006. - 143 с.

6. Парфенова, С.Р. Современные информационные технологии, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся / С.Р. Парфенова // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». - 2020. -№ 1/12. - С. 1066-1076. - https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-informatsionnye-tehnologii-kak-sredstvo-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya/viewer (дата обращения: 01.03.2023).

7. Толстолуцких, Н.П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении: автореф. дис.... канд. пед. наук / Н.П. Толстолуцких. - Саратов, 1997. - 22 с.

8. Шаршов, И.А. Профессионально-творческое саморазвитие личности / И.А. Шаршов. - Тамбов, 2003. - 198 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики Мухидинов Магомед Госенгаджиевич

ФГБОУ ВО Дагестанский государственный институт народного хозяйства (г. Махачкала); кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии Гадаборшева Марем Абукаровна Государственный природный заповедник «Эрси» (г. Магас); ФГБОУ ВО Ингушский государственный университет (г. Магас); кандидат биологических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Магомедов Гусейн Ахмедович ФГБОУ ВО Дагестанский государственный институт народного хозяйства (г. Махачкала)

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА УСЛОВИЯХ АКТУАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье проведен обзор возможностей проектного подхода при решении педагогических задач в условиях цифровой экономики и исследованы возможности проектного подхода при формировании цифровых компетенций будущих специалистов. Авторы предлагают свой подход для актуализации проектного подхода для решения педагогических задач в условиях цифровизации образования. Сделан вывод о том, что метод проектов стимулирует цифровой и творческий интерес к актуальным проблемам и через проектную деятельность позволяет найти эффективное решение задачи и актуализировать свои теоретические цифровые и предметные знания.

Ключевые слова: проектный подход; цифровая экономика, цифровой проект, проект, цифровизация образования, цифровые компетенции специалиста.

Annotation. The article reviews the possibilities of the project approach in solving pedagogical problems in the digital economy and examines the possibilities of the project approach in the formation of digital competencies of future specialists. The authors propose their own approach to actualize the project approach for solving pedagogical problems in the conditions of digitalization of education. It is concluded that the project method stimulates digital and creative interest in topical issues and through project activities allows you to find an effective solution to the problem and update your theoretical digital and subject knowledge.

Key words: project approach; digital economy, digital project, project, digitalization of education, digital competence of a specialist.

Введение. Процесс цифровизации образования определяет необходимость модернизации всех его компонентов через использование актуализированных цифровых технологий. Центральным звеном в решении этих задач в образовании является реструкутризация модели подготовки будущих специалистов с учетом новых социальных запросов в обществе. Основной вектор этой подготовки необходимо усилить в направлении выявления эффективных подходов, которые позволяют обеспечить развитие его цифровых компетенций.

Проблема развития цифровых компетенций специалистов сегодня самая актуальная проблема современного образования, это является стратегической задача общества в целом. Практика показывает, что имеется острый дефицит в IT-специалистах во всех сферах современного общества готовых к работе в условиях цифровой экономики. Для эффективного разрешения этой не простой проблемы необходимо организовать систему их подготовки и переподготовки, так как цифровые технологии имеют качество быстро устаревать, а малый период их действия и обновления актуализирует необходимость структурировать перспективную модель обучения.

Необходимость ускоренного построения цифровой экономики актуализирует процесс массового распространения в социуме цифровых технологий, и именно технологии искусственного интеллекта, робототехника, дополнительная и виртуальная реальности, под влиянием которых изменяется образовательная модель в социуме, и цифровая модель жизнедеятельности человека.

По результатам исследований в высшей школы более 80% наиболее активного населения России (в возрасте от 14 до 71 года) пользуются компьютером, сетевыми технологиями и технологиями, которые на них опираются. Но надо признать, что темпы цифровизации в обществе и его скорость распространеия, превышает скорость процесса формирование и развитие цифровых компетенций будущих специалистов, поэтому вопрос о цифровой готовности в социуме, особенно в его экономическом секторе стоит достаточно остро.

Изложение основного материала статьи. Сегодня нет сферы жизнедеятельности человека, где бы не требовалось цифровая готовность и грамотность, да и в образовании цифровая грамотность его участников так же обеспечивает эффективность достижения требуемых образовательных результатов и социализацию его в современном обществе.

Цифровизация общества реструктурирует все сферы жизнедеятельности человека и модернизирует его профессиональную деятельность, а именно: дополняет их новыми пакетами прикладных цифровых технологий; обновляет профессиональные баз данных; актуализирует использование интеллектуальных технологий, робототехники, программирования и математических моделей реальных и виртуальных объектов. По каждому из этих направлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.