Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС И ЕГО РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСКУССТВУ КЕРАМИКИ'

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС И ЕГО РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСКУССТВУ КЕРАМИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / КЕРАМИКА / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллина Марина Александровна, Зимина Евгения Константиновна, Долматова Анна Анатольевна

В данной статье раскрывается понятие «художественного вкуса», возможность его формирования и развития. Высказывается мысль о том, что наличие художественно-эстетического вкуса обязательно присутствует в становлении гармоничной личности. Рассматривается потребность прививать вкус с детства и продолжать его воспитывать всю жизнь. Также указывается, что для повышения уровня художественного вкуса на занятиях по искусству керамики существует необходимость определенных действий. Первое - развитие «насмотренности» через знакомство с шедеврами мирового искусства и культуры. Второе - профильное образование и саморазвитие, далее - изучение знаний, которые дает деятельность современников и предыдущих поколений, следующее - наличие среды общения. Разбирается влияние декоративно-прикладного искусства и, в частности искусства керамики, на формирование художественного вкуса у обучающихся высших учебных заведений. Керамика, являясь древним искусством, обладает многими шедеврами всех времен и народов. Керамические произведения отличаются благородной красотой только при достижении единства трех основных составляющих гармоничного целого: формы, цвета и декора. В заключение говорится о том, что задача обучающихся состоит в том, чтобы их художественный вкус развивался далее и представлял собой свойство личности, характеризующееся высокохудожественной ориентацией в искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллина Марина Александровна, Зимина Евгения Константиновна, Долматова Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC TASTE AND ITS DEVELOPMENT AMONG STUDENTS OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION IN CLASSES ON THE ART OF CERAMICS

This article reveals the concept of "artistic taste", the possibility of its formation and development. The idea is expressed that the presence of artistic and aesthetic taste is necessarily present in the formation of a harmonious personality. The need to instill taste from childhood and continue to educate it throughout life is considered. It is also indicated that there is a need for certain actions to increase the level of artistic taste in ceramics classes. The first is the development of "viewing" through acquaintance with the masterpieces of world art and culture. The second is specialized education and self - development, then - the study of knowledge provided by the activities of contemporaries and previous generations, the next is the presence of a communication environment. The influence of decorative and applied art and, in particular, the art of ceramics, on the formation of artistic taste among students of higher educational institutions is analyzed. Ceramics, being an ancient art, has many masterpieces of all times and peoples. Ceramic works are distinguished by noble beauty only when the unity of the three main components of a harmonious whole is achieved: shape, color and decor. In conclusion, it is said that the task of students is to develop their artistic taste further and represent a personality trait characterized by a highly artistic orientation in art.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС И ЕГО РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСКУССТВУ КЕРАМИКИ»

Педагогика

УДК 378

доцент Абдуллина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зимина Евгения Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Долматова Анна Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС И ЕГО РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НА

ЗАНЯТИЯХ ПО ИСКУССТВУ КЕРАМИКИ

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие «художественного вкуса», возможность его формирования и развития. Высказывается мысль о том, что наличие художественно-эстетического вкуса обязательно присутствует в становлении гармоничной личности. Рассматривается потребность прививать вкус с детства и продолжать его воспитывать всю жизнь. Также указывается, что для повышения уровня художественного вкуса на занятиях по искусству керамики существует необходимость определенных действий. Первое - развитие «насмотренности» через знакомство с шедеврами мирового искусства и культуры. Второе - профильное образование и саморазвитие, далее - изучение знаний, которые дает деятельность современников и предыдущих поколений, следующее - наличие среды общения. Разбирается влияние декоративно-прикладного искусства и, в частности искусства керамики, на формирование художественного вкуса у обучающихся высших учебных заведений. Керамика, являясь древним искусством, обладает многими шедеврами всех времен и народов. Керамические произведения отличаются благородной красотой только при достижении единства трех основных составляющих гармоничного целого: формы, цвета и декора. В заключение говорится о том, что задача обучающихся состоит в том, чтобы их художественный вкус развивался далее и представлял собой свойство личности, характеризующееся высокохудожественной ориентацией в искусстве.

Ключевые слова: эстетика, художественный вкус, обучающиеся, керамика, формирование, развитие, воспитание, педагогика, искусство.

Annotation. This article reveals the concept of "artistic taste", the possibility of its formation and development. The idea is expressed that the presence of artistic and aesthetic taste is necessarily present in the formation of a harmonious personality. The need to instill taste from childhood and continue to educate it throughout life is considered. It is also indicated that there is a need for certain actions to increase the level of artistic taste in ceramics classes. The first is the development of "viewing" through acquaintance with the masterpieces of world art and culture. The second is specialized education and self - development, then - the study of knowledge provided by the activities of contemporaries and previous generations, the next is the presence of a communication environment. The influence of decorative and applied art and, in particular, the art of ceramics, on the formation of artistic taste among students of higher educational institutions is analyzed. Ceramics, being an ancient art, has many masterpieces of all times and peoples. Ceramic works are distinguished by noble beauty only when the unity of the three main components of a harmonious whole is achieved: shape, color and decor. In conclusion, it is said that the task of students is to develop their artistic taste further and represent a personality trait characterized by a highly artistic orientation in art.

Key words: aesthetics, artistic taste, students, ceramics, formation, development, education, pedagogy, art.

Введение. У каждого человека эстетическое освоение мира и восприятие гармонии окружающей действительности происходит через эстетическую деятельность, которая подразделяется на практическую (создание эстетического продукта) и духовную (эстетическое созерцание, восприятие). Процессы эстетической деятельности доставляют человеку высокое духовное наслаждение.

Эстетическая деятельность включает в себя такие категории как красота, искусство, идеал и в том числе художественный вкус.

Под словосочетанием «Художественный вкус» подразумевается способность индивидуума тонко и полно чувствовать, адекватно осознавать и оценивать качество какого-либо произведения искусства, прежде всего через его авторское, зрительское восприятие. В такой момент в личности обобщается весь его художественный опыт, сформированный под непосредственным влиянием искусства и культуры.

Еще в древних трактатах философов упоминались суждения о вкусе, а в XVIII веке, понятие эстетического вкуса оказалось лидером научных дискуссий в Европе. С того времени сформировались две точки зрения о сущности вкуса: в первой утверждалось о рациональной сознательной составляющей вкуса, вторая предполагала первичность чувства.

Изложение основного материала статьи. В современном обществе дискуссии и исследования по теме вкуса продолжаются. В российской науке вопросы сущности и развития вкуса изучали А.В. Бакукий, Д.А. Давалева, О.В. Дивненко, М.С. Каган, А.П. Лушина, С.А. Наумов и др. Эстетический вкус рассматривается видными учеными в рамках разных наук - философии, психологии, педагогики, эстетики. Каждая наука рассматривает сущность вкуса по-своему. Философами вкус трактуется как эмоциональная оценка, отличие прекрасного от безобразного. Психологи видят в нем тесную взаимосвязь с самой личностью человека [10]. В педагогике используют художественный вкус в целях изучения обучающимися основ художественной оценки произведений искусств.

Л.С. Выготский, Г.Д. Гачев, А.А. Мелик-Пашаев отмечали, что наличие эстетического вкуса у человека предполагает наличие художественного. Художественный вкус проистекает из эстетического, тем не менее, с ХХ в. данное понятие разделено на два самостоятельных термина [2].

Обилие художественных объектов определяет огромное разнообразие художественных вкусов. В «хорошем или плохом вкусе» сосредоточены критерии эстетической оценки того, с чем сталкивается человек в своей жизни: быт, труд, искусство, поведение, развлечения, одежда, еда и многое другое.

Уровень развития вкуса и адекватность оценивания, как социально заданная правильность, у всех разные, кто-то получает истинное удовольствие от созерцания прекрасного, стремясь окружить себя красотой и создавать что-нибудь подобное - эстетичное, а кто-то под влиянием примитивного художественного вкуса принимает с радостью отклонения от критериев прекрасного, совершенно не понимая предметы искусства.

Наличие художественного вкуса относится как к отдельному человеку, так и к обществу в целом. Резкое изменение критериев вкуса в сторону понижения в нашем обществе произошло в конце прошлого века. Не востребованность культуры

и искусства большей частью общества стала закономерным следствием политических и социальных потрясений, происходивших в стране. Параллельно велось насаждение западных ценностей, западного стиля жизни, потребительского отношения ко всему, выражающиеся через кино, телевидение, литературу, музыку, искусство. Такие процессы оказали разрушительные действия и привели к сильнейшим изменениям в обществе и культуре нашей жизни, сформировали определенный стереотип художественного восприятия, присущий культуре потребления. Стало нормой создавать на потребу публики псевдоискусство от просто безвкусицы до настоящего уродства. Этим обусловлен невысокий уровень художественного вкуса у современной молодежи [10].

Проблема развития художественного вкуса превратилась в одну из ключевых в деле формирования эстетической культуры личности. Наличие хорошего вкуса стало необходимостью и неотъемлемой чертой культуры российского народа, которая сегодня находится на стадии подъема. В наше время обладание художественным вкусом соотносится с уровнем культурности человека [8]. Особенно эта проблема важна для молодого поколения, обучающегося в высших учебных заведениях [7].

Сущность такого явления как «вкус» полностью связана с формированием личности и ее индивидуальным достоинством. Время настоятельно диктует начинать более раннее эстетическое развитие индивида. Такой подход мотивируется тем, что во взрослом возрасте, когда личность человека уже сформировалась, намного сложнее развить художественный вкус, то есть определенный образ мысли.

Наиболее подходящий возраст для первых шагов в формировании художественного вкуса, как представлении об искусстве и культуре, является младший школьный возраст [2]. В это время у детей происходит зарождение критерий прекрасного и безобразного.

Обладая зачатками художественного вкуса, дети школьного возраста уже понимают специальный язык искусства и, в процессе дальнейшего обучения, осваивают информацию о его видах и жанрах. Применение определенных методик и форм воспитания для развития художественного вкуса происходит с учетом возрастных особенностей учащихся.

На момент поступления в высшее учебное заведение молодые люди имеют определенный уровень развития художественного вкуса. Задача педагога выявить и оценить этот уровень, а также направить внимание и интерес обучающегося в правильную сторону, в сторону лучших произведений искусства и культуры. Это сопряжено с подъемом критерия художественного вкуса.

Развивать вкус можно, и даже нужно, и в последующие годы своей жизни, это обогащает человека знаниями, расширяет кругозор, делает жизнь насыщенной и интересной. Благодаря индивидуальному личностному росту, повышается культура самого человека и происходит динамическое развитие культуры всего общества [8].

Система высшего профессионального образования неотделима от общества, в котором периодично происходят изменения и обновления. Поэтому социальная действительность предъявляет новые требования к профессиональным стандартам обучения и профессиональной деятельности специалистов [3]:

• организация процесса формирования художественного вкуса у обучающихся;

• повышение качества научно-методический части данного процесса;

• использование возможностей искусства в воспитании художественного вкуса обучающихся в процессе их профессиональной подготовки.

Как и всякую человеческую способность, вкус можно воспитывать [8]. Специалисты в области изучения сущности вкуса считают, что проблема развития художественного вкуса является одной из сложнейших для теории и практики педагогики.

Начинать прививать чувство художественного вкуса необходимо с развития правильного понимания искусства и действительности, иными словами - развивать художественное восприятие. Художественное восприятие происходит ступенчато: сначала - эмоциональное восприятие произведений искусства; затем - осознание эстетических качеств произведения - понимание красоты через анализ формы, композиционных моментов, цветового решения; далее -восприятие художественности образа произведения и его внутренней характеристики.

Педагоги в своей работе по воспитанию художественно - эстетического вкуса используют выразительные средства музыки, хореографии, живописи, декоративно-прикладного искусства и т.д.

Декоративно-прикладное искусство - особый вид художественного творчества, где автор воплощает свои идеи в создании художественных и утилитарных вещей, преобразуя тем самым окружающий мир [2].

Искусство керамики является одним из самых распространенных и самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. Материалом для изготовления керамики является глина. Вылепленные из глины, изделия подвергаются обжигу при определенной температуре в специальных печах. Керамика зародилась еще в глубокой древности, и принадлежит к первым видам деятельности, направленным на самовыражение и творчество. У всех народов Земли и в разные эпохи изготавливалась посуда, предметы быта, декоративные вещи и прочие изделия из природного пластического материала, которые помимо практической значимости, по-прежнему, несут в себе элемент эстетики.

Во время занятий керамикой идет освоение огромного пласта культуры и быта народа и человечества в целом, закладываются основные понятия и термины мировой художественной культуры и декоративно-прикладного искусства, формируется и повышается уровень чувства художественного вкуса с помощью таких направлений:

1. воспитание через произведения искусства,

2. художественное образование и самообразование,

3. воспитательное воздействие художественного творчества,

4. общение по поводу художественных интересов и художественной деятельности [11].

В первую очередь, формирование художественного вкуса, происходит через знакомство с шедеврами мирового искусства при посещении музеев, галерей, выставочных залов, а также через изучение репродукций и фотографий выдающихся произведений. Благодаря этому происходит обогащение визуального опыта или художественной «насмотренности» и пополняется «визуальная копилка» лучших образцов живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В керамике существует невероятное количество прекрасных творений. Кроме неоспоримых художественных произведений, выполненных профессиональными керамистами, можно любоваться керамическими произведениями художников, работающих в других художественных направлениях: живопись, скульптура, архитектура, дизай. Примером могут служить, практически всем знакомые, майоликовые шедевры таких мастеров как М. Врубель, А. Гауди, П. Пикассо и др.

Давать правильную оценку произведениям искусств через оценивание, с точки зрения формообразования, композиционного и колористического решения, способен человек с наличием эстетического вкуса, а также человек причастный к созиданию и творчеству.

Ученые разных наук разрабатывают мысль о том, что художественное образование является одной из основных составляющих в формировании художественного вкуса [11]. Художественно-образованный человек знает историю искусств

и дизайна, знает и/или владеет навыками рисунка, живописи и формообразования, декоративного и цветового оформления художественных произведений декоративно-прикладного искусства. На определенном уровне умеет анализировать произведения и знает соответствующую терминологию.

Для развития художественного вкуса обучающимся, помимо полученных знаний и умений в области искусства и осмысления мировой художественной культуры [11] также важен процесс копирования работ известных мастеров. Копирование помогает не только почувствовать, как проходила работа технически, но дает возможность погрузиться в образ, ощутить средства художественной выразительности произведения, сформулировать собственные оценочные суждения и эмоционально пережить то, что хотел донести до зрителя художник. На занятиях по керамике, обучающиеся могут знакомиться с данным искусством посредством выполнения копий образцов народной керамической игрушки, формы и декор которых отточен многими поколениями мастеров-керамистов. Позже обучающиеся постепенно переходят к выполнению собственных авторских работ. Качественно выполненная художественная работа несет в себе эстетические функции, которые соответственно являются предпосылками для формирования художественного вкуса.

Необходимо отметить, что саморазвитие и самореализация личности также неразрывны с воспитанием художественного вкуса. Здесь имеется ввиду: использование доступа на сайты по интересующей тематике, просмотр и чтение книг на тему искусства, культуры или художественных произведений, посещение керамических производств и мастерских художников и керамистов, участие в выставках, фестивалях и конкурсах с художественной направленностью.

Художественно-эстетическое образование существенно влияет на формирование и развитие национального самосознания, уважения к культурному и историческому наследию своего родного края, страны и всего мира в целом.

Деятельность современников и предшествующих поколений, отражающаяся [10] в творческом наследии народа, дает те знания, без которых невозможно сохранение своей культуры. Именно народное искусство представляет нашему взору много прекрасных образцов бытовых предметов, и орудий производства, выполненных с невероятным художественным вкусом, и являющимися произведениями искусств [8]. Шедевры керамики, относящиеся к разным временным промежуткам истории всего мира, и нашей страны, в частности, в огромном количестве находятся в российских музеях. Это, например, образцы древней культуры Триполья - фигурки первобытных богинь плодородия, обереги, свистульки и различные вазы и сосуды; русские терракотовые и муравленые изразцы средних веков; «пышная» керамика 16-19 в.в.; и разнообразная керамика современности, от утилитарных предметов до скульптур и арт-объектов, в которых сочетаются различные виды, формы и стили.

В воспитании художественного вкуса немаловажную роль играет среда, в которой он формируется и меняется с ее изменениями [5], знакомство с критикой и обсуждением произведений искусств с единомышленниками или в ходе общения воспитателей и воспитуемых. Публикации и высказывания философов и искусствоведов, а также мнения педагогов, психологов, художников, архитекторов, дизайнеров и др., в силу своей профессиональной деятельности, оказывают значительное влияние на формирование и повышение уровня развития художественного вкуса обучающихся [11].

В изготовлении керамического предмета задействовано несколько художественных дисциплин: формообразование, скульптура, колористика, живопись, графика. Изготовление керамики - это многоплановый процесс творческой деятельности, который включает в себя развитие творческих навыков, практических умений, а также приобретение теоретических знаний в области культуры и искусства. Выполнение керамического объекта требует от обучающегося не только творческой активности, но и постоянной работы мысли, фантазии, что дает большую самостоятельность в создании авторской работы.

При создании авторского изделия обучающиеся осваивают технологию производства керамики, а также получают представление о том, что гармоничная целостность художественного предмета достигается через композицию, масштабность, симметрию и асимметрию, пропорции, форму и др. Цвет, имея свои колористические закономерности, выступает в создании изделия равноправным партнером наряду с формой. Немаловажную роль играет декор или его отсутствие, он не должен быть случайным и мешать взгляду, наслаждаться красотой предмета. Только при достижении единства трех основных составляющих гармоничного целого, керамические объекты отличаются благородной красотой и отвечают тонкому художественному вкусу. К тому же, красота керамического предмета соотносится как с красотой его частей, так и с красотой окружающей среды. [1].

Выводы. Занятия искусством керамики играют важную роль в системе художественно-эстетического воспитания обучающихся высших учебных заведений и в полной мере воздействуют на становление личности. Творческая деятельность развивает в человеке потребность в самосовершенствовании и саморазвитии, повышает такие неотъемлемые критерии художественного вкуса, как - умение правильно воспринимать предметы искусства, ценить памятники истории и архитектуры, воспринимать чужое и анализировать свое творчество, развивать чувство прекрасного, красоту и богатство родной природы.

Любое произведение искусства, безусловно, создается на основе хорошо развитого художественного вкуса. Задача преподавателя состоит в оказании помощи воспитанникам в решении их проблемы дальнейшего повышения художественного вкуса, который в итоге будет представлять собой свойство личности, характеризующееся высокохудожественной ориентацией в искусстве.

Литература:

1. Бирюков, М.Ю. Истоки возникновения понятия «вкус» как основа формирования художественного вкуса у студентов творческих специальностей в процессе их профессиональной подготовки / М.Ю. Бирюков // Самарский научный вестник. - 2016. - № 1 (14). - С. 137-142

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2005. - 141 с.

3. Игнатьева, Г.А. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология / Г.А. Игнатьева, В.В. Сдобняков // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10. - № 3. - С. 6-13

4. Каган, М.С. Эстетика как философская наука: унив. курс лекций / М.С. Каган. - СПб.: ТК Петрополис, 1997. - 543 с.

5. Никитина, И.П. Эстетика. Учебник для бакалавров. 2-е изд. / И.П. Никитина. - М.: Юрайт, 2012. - 676 с.

6. Парунина, Л.В. Историко-педагогический анализ генезиса проблемы художественного вкуса / Л.В. Парунина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради. Ч. I. (Общественные и гуманитарные науки). - 2008. - №32 (70). - С. 267-271

7. The Study Of The Problem Of Artistic Image Formation In Visual Arts / Petrova N.S., Syrova N.V., Zimina E.K., Abdullina M.A., Yakovleva S.I., Dolmatova A.A., Zamuraeva M.A. // Ad Alta: Journal Of Interdisciplinary Research. - 2021. -№11. - P. 12-15

8. Салтыков, А.Б. Самое близкое искусство. О художественном вкусе в быту / А.Б. Салтыков. - М.: Просвещение, 1969. - 296 с.

9. Саморукова, В.В. Творческая активность как условие развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Саморукова Вера Владимировна. - Тамбов, 2011. - 175 с.

10. Сивухина, Е.А. Психолого-педагогические аспекты воспитания художественного вкуса / Е.А. Сивухина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 8-1 (46). - С. 149-151

11. Чичканова, Т.А. Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.А. Чичканова // Молодой ученый. - 2016. - №5-6. - С. 112-115

Pedagogy

UDC 378.2

candidate of pedagogical sciences, associate professor Ageenko Natalia Vladimirovna

Samara State Technical University (Samara);

candidate of pedagogical sciences, associate professor Rybkina Alla Anatolievna

Samara Branch of Moscow City Pedagogical University (Samara)

STUDENTS' SOFT SKILLS DEVELOPMENT THROUGH PROJECT ACTIVITIES

Annotation. The article is devoted to the pedagogical problem of students' soft skills development, contributing to the competitiveness of university graduates in the conditions of the existing reality. The concept of "soft skills" as an integral component of professionally oriented education is analyzed. It is revealed soft skills don't depend on the specifics of a particular job, but closely related to personal qualities and attitudes (responsibility, discipline, self-management), as well as social skills (communication, in particular, listening; work in a team, emotional intelligence) and managerial skills (time management, leadership, problem solving, critical thinking). The analysis of innovative pedagogical technologies used in technical universities shows that, despite the variety of approaches, the general trend is a commitment to problem-oriented and project-organized learning. Particular attention is paid to the formation of an innovative educational environment of the university, in particular, the creation of project-educational tracks, the organization of network interaction with educational institutions, which make it possible to improve the complex of soft skills in practice. The technology of project activities contributes to strengthening partnerships between the university and the employer, providing students with significant experience for future work and developing their additional competencies.

Key word: soft skills development, an innovative educational environment, higher education, project-educational tracks, network interaction, extracurricular activities, motivation, leadership, teamwork.

Аннотация. Статья посвящена педагогической проблеме развития гибких навыков студентов, способствующих повышению конкурентоспособности выпускников вузов в условиях существующей действительности. Анализируется понятие «гибкие навыки» как неотъемлемая составляющая профессионально ориентированного образования. Выявлено, что данные навыки не зависят от специфики конкретной работы, а тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, дисциплинированность, самоорганизация), а также с социальными навыками (коммуникативные, в частности, умение слушать; работать в команда, эмоциональный интеллект) и управленческие навыки (управление временем, лидерство, решение проблем, критическое мышление). Анализ инновационных педагогических технологий, применяемых в технических вузах, показывает, что, несмотря на многообразие подходов, общей тенденцией является стремление к проблемно-ориентированному и проектно-организованному обучению. Особое внимание уделяется формированию инновационной образовательной среды вуза, в частности, созданию проектно-образовательных треков, организации сетевого взаимодействия с учебными заведениями, которые позволяют на практике совершенствовать комплекс мягких навыков. Технология проектной деятельности способствует укреплению партнерских отношений между вузом и работодателем, предоставляя студентам значительный опыт для будущей работы и развивая у них дополнительные компетенции.

Ключевые слова: развитие гибких навыков, инновационная образовательная среда, высшее образование, проектно-образовательные треки, сетевое взаимодействие, внеучебная деятельность, мотивация, лидерство, командная работа.

Introduction. The emergence of new models of the university is associated with the expansion of the spheres of activity of higher educational institutions, the need to compete in the global market of educational services, scientific developments and innovations. Modern university models change the nature of relations with society, the population, the business environment, the state and are forced to respond to the challenges of the global world, which leads to the transformation of academic culture. The transition to new educational standards actualizes the problems associated with the development of new content, individualized strategies for the development of a student. Universities today offer a wide range of formats, including, to varying degrees, formalized student associations that implement various activities contributing to the development of student's competencies.

The change in the management system of educational activities of universities, in particular its orientation to the market and end users of the educational services provided, is associated with the actualization of the issue of cooperation of professionals from different fields. Under conditions of technological progress and a dynamically changing business environment, effective interaction of representatives of various fields of activity is possible on the basis of developed soft skills [14]. The participants of the World Economic Forum, as well as the Gaidar Forum, note that the transformation of education in the context of the technological revolution leads to the growing need for soft skills, and the Association of Business Education of the US and the Organization for Economic Cooperation and Development defines soft skills as a critical factor of employment in the modern labor market [2].

It should be noted that recently there has been a dissonance between the real needs of employers and the level of professional education that today's graduates receive. Thus, the first that employers pay attention to when hiring specialists is the formation of soft skills (79%) and hard skills (47%) as evidenced by data from recruiting agencies [5].

Background. The report "Twelve solutions for a New Education", prepared by the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics, notes that in a modern society developing in conditions of high uncertainty of the future and global competition, the emphasis is on human capital - the main factor of economic growth, technological modernization, and social sustainability of the country. These indicators determine its place in the global world order. Experts emphasize that human capital is the key resource and the main competitive advantage of Russia at the moment [13]. The concept of "human capital" includes, according to the authors of the report, "knowledge, skills and attitudes that allow a person to create income and other beneficial effects exceeding initial investments and current costs for himself, the employer and for society as a whole" [13]. A person's "capital" becomes any of his capabilities, provided that they are involved in useful, productive activities. So, the need for developed non-specialized, universal skills, called soft skills (soft skills, non-cognitive skills, character skills)is especially relevant.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.