Научная статья на тему 'КЕРАМИКА В УРАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ИЛИ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА'

КЕРАМИКА В УРАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ИЛИ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
246
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ / АВТОРСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА УРАЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / RUSSIAN ARTS AND CRAFTS / AUTHOR’S ARTISTIC CERAMICS OF THE URALS / PROFESSIONAL ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Писцова И. Н.

В статье рассматривается история зарождения профессиональной керамической школы, возникшей в 1991 году как специализация в Уральской государственной архитектурно-художественной академии . В результате обобщения накопленного материала выявляется вклад керамистов, объединенныхучебнымзаведением, в развитие феномена уральской художественной керамики. В статье предпринята попытка сопоставить свободу формообразования в локальном варианте развития авторской художественной керамики Урала и общем художественном процессе. Творчество выпускников академии за 30-летний период пополнило авторскую художественную керамику Урала, демонстрируя преемственность традиций керамической школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERAMICS IN THE URAL STATE UNIVERSITY OF ARCHITECTURE AND ART IN EKATERINBURG: EDUCATIONAL INSTITUTION OR THE URALS SCHOOL OF ARTISTIC CERAMICS

The paper deals with the history of the origin of the professional ceramic school, which appeared in 1991 as a specialization in the Ural State Academy of Architecture and Art. As a result of generalization of the accumulated material, the contribution of ceramists united by the educational institution to the development of the phenomenon of Ural artistic ceramics has benn revealed. The paper attempts to compare the freedom of shaping in the local version of the development of the author’s artistic ceramics of the Urals and in the general artistic process. The creativity of the Academy’s graduates over a 30-year period replenished the author’s artistic ceramics of the Urals, demonstrating continuity with the tradition of the ceramic school.

Текст научной работы на тему «КЕРАМИКА В УРАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ИЛИ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

УДК 378.096,74 И. Н. Писцова

Свердловский областной краеведчекский музей имени О.Е. Клера Екатеринбург, Россия

КЕРАМИКА

В УРАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ

АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ

УНИВЕРСИТЕТЕ:

учебное заведение или художественная школа

В статье рассматривается история зарождения профессиональной керамической школы, возникшей в 1991 году как специализация в Уральской государственной архитектурно-художественной академии . В результате обобщения накопленного материала выявляется вклад керамистов, объединенных учебным заведением, в развитие феномена - уральской художественной керамики. В статье предпринята попытка сопоставить свободу формообразования в локальном варианте развития авторской художественной керамики Урала и общем художественном процессе. Творчество выпускников академии за 30-летний период пополнило авторскую художественную керамику Урала, демонстрируя преемственность традиций керамической школы.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство России; авторская художественная керамика Урала; профессиональное художественное образование

Л. А. Третьякова. Древо жизни. Фрагмент. 2016. Шамот, ангобы, глазури.

Собственность автора

Феномен уральской художественной керамики формируется с 1960-х годов, обозначив закономерный процесс «утверждения новых форм пластического языка» [2] в отечественном декоративном искусстве, ставших отголоском «керамического бума» и становления ведущих российских керамических школ: московской, ленинградской (петербургской) и позднее красноярской. С этого времени на Урале появляются мастера-керамисты из столичных художественных вузов, обогатившие провинциальную художественную среду экспериментальными поисками, связанными с общим контекстом отечественной керамики.

Керамические произведения, созданные для выставок и общественных интерьеров, изменили восприятие керамики

в целом. В художественной керамике осмысливаются эстетические концепции времени, связанные с поисками средств выражения художественного образа через форму и цвет. Доступная технология создания произведений из керамики - глина и печь для обжига - привлекает к этому виду декоративного искусства многих художников. Соответственно, возникает необходимость в подготовке художников-керамистов в региональных высших учебных заведениях, к которым относится Уральский государственный архитектурно-художественный университет.

Итак, «специальности «Монументально-декоративное искусство» и «Декоративно-прикладное искусство» на базе кафедры художественно-композиционной подготовки УралГАХА были открыты в

1991 году. Целью их создания было преподавание полного цикла спецдисциплин с 1 по 5 курсы и выпуск дипломированных специалистов - художников монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства по специализациям: монументально-декоративная живопись, скульптура, художественная керамика, камнерезное искусство, художественный текстиль» [4].

Развитие керамической специализации на кафедре декоративно-прикладного искусства Института изобразительных искусств УГАХА было определено его основателями. В педагогический коллектив кафедры вошли мастера керамического дела, с ранних лет развивавшие способности к художественной деятельности, члены Союза художников России, представители ведущих художественных школ страны. По мнению Л. В. Пузакова, они составили «сборную СССР по художественной керамике» [2]. К ним относятся: Негмат Хакимович Ха-кимов (1944-2017) - выпускник отделения декоративно-прикладного искусства по специальности «керамика» Ташкентского театрально-художественного института; Лев Васильевич Пузаков (род. в 1946) и Юрий Александрович Георгиев (1944-2015) - выпускники кафедры художественной керамики и стекла Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица); Наталья Александровна Чухловина (род. в 1971) - выпускник отделения художественной керамики Красноярского государственного художественного института (ныне Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского). Наличие талантливых мастеров позволило укрепить образовательные позиции керамической специализации в УГАХА, первый выпуск которой состоялся в 1995 году.

«Совершенно очевидно, что имя Нины Павловны Чуваргиной должно быть первым в списке тех, кто стоял у истоков Института изобразительных искусств. Именно

она сумела привлечь «свободных артистов» разных специальностей и создать дружный коллектив. Только она могла преодолевать административные, финансовые, психологические и снабженческие препоны. Например, поначалу керамическое отделение (как и другие - текстиль, ювелирное, кузнечное) больше походило на кружок «умелые руки». Понадобились годы и железная воля Н.П. Чуваргиной, прежде чем её призрачная и утопическая мечта обрела реальные очертания» [1].

Под руководством профессиональных керамистов была создана образовательная система, основанная на художественно-эстетических принципах, свойственных ведущим российским керамическим школам. Педагогов и выпускников кафедры декоративно-прикладного искусства УГАХА можно рассматривать в качестве приверженцев методики образования, основанной на базовых принципах подготовки всесторонне образованного художника декоративно-прикладного искусства: умения мыслить формой и цветом, пространством, создавая объем или рельеф, найти верные пропорции, ритм, композицию, выразить свойства материала, раскрыть изобразительный сюжет.

С начала создания кафедры декоративно-прикладного искусства Лев Пузаков сформулировал теоретические и творческие идеи в художественной керамике, исполняя обязанности заведующего: «Трудно говорить о сколько-нибудь устойчивой традиции уральской керамики [...]. Единственный выход из этой неловкой ситуации - объявить себя наследниками всей мировой художественной культуры» [3].

Ведущий художник монументально-декоративного искусства, керамист, автор кера-

Н. Х. Хакимов. Круговорот судьбы. 2012. Глина, глазури.

Собственность автора

мических рельефов для общественных интерьеров Тюмени, Магнитогорска, Ирбита, Екатеринбурга, Североуральска, Лысьвы, Лев Пузаков определил фундамент в образовании художников-керамистов, сообразуясь с собственным опытом. В его индивидуальной манере заложен творческий метод Мухинской школы - свободное владение приемами моделировки объемов из керамического пласта. Передача практического опыта, взглядов на творческую деятельность художника-керамиста явилась формирующим фактором профессиональной художественной подготовки по специализации «художественная керамика» на кафедре декоративно-прикладного искусства.

Владение технологией возможно, когда накоплены объемные знания о составе глиняных масс, классификации, химическом составе и рецептуре глазурей, способах нанесения их на поверхность изделий, режимах обжига. Неслучайно первым заве-

/ дующим кафедрой художе-

* ственной керамики и стекла в

ЛВХПУ им. В.И. Мухиной был не художник и не архитектор, а учёный-технолог Анатолий Иванович Миклашевский [5], и сейчас на керамических отделениях вузов технологию как учебную дисциплину ведут специалисты-технологи. Учебное керамическое отделение потребовало значительных свободных площадей для размещения печей, хранения глины, гипса, глазурей, гончарного оборудования и многого другого, чего не было в 1991 году в Свердловском архитектурном институте. До 1993 года никто не решался взяться за организацию учебного процесса.

С 1993 года мастерство владения керамическими технологиями преподавал Негмат Хакимович Хакимов, который приехал из

Средней Азии, охваченной межэтническими войнами. Общительный и веселый, он легко вписался в формирующийся коллектив преподавателей. Можно сказать, обучение керамистов целиком зависело от его участия: в переломные 1990-е он занимался не только преподавательской деятельностью, но и доставал для учебной мастерской глазури в Москве. Возможно, особую роль керамист Хакимов сыграл в понимании традиций других культур. В его наследии представлены образы людей Востока, воплощенные в керамических фигурах с запрокинутой головой и S-образным поворотом, выражающим пластическую линию, являющуюся метафорой духовной жизни. Хакимов работал на кафедре вплоть до своей кончины в 2017 году.

В настоящее время двое из его учеников являются сотрудниками кафедры: это преподаватель Плесовских Людмила Сергеевна и учебный мастер Василь Альфатович Муха-яров.

Керамист по специальности, автор росписи одного из ликов часовни Святой Великомученицы Екатерины в Екатеринбурге (архитектор А.В. Долгов, 1998 г.), Юрий Александрович Георгиев учил студентов навыкам надглазурной мазковой росписи по керамике. На этапе становления специализации «художественная керамика» в УГА-ХА Георгиев привнес виртуозное владение техникой мазка, освоенное художником в ЛВХПУ имени В.И. Мухиной. Борясь за художественные результаты в работе, Ю.А. Георгиев и Н.Х. Хакимов организовывали практику на керамических заводах области.

Эпизодически с 1996 по 2008 годы заводские лаборатории Сысертского и Богда-новичского заводов становились базой для прохождения производственной практики студентов. Освоение технических тонкостей ручной росписи проходило в контакте с художниками заводов, чей опыт был уникальным и востребованным. Перестройка и социально-экономические изменения в стране привели заводы к реорганизации или к закрытию (например, крупнейший в Европе Богдановичский фарфоровый завод), и

сотрудничество заводских художественных лабораторий со студентами керамической специализации УГАХУ прекратилось.

Новый виток в формировании кафедры декоративно-прикладного искусства начался в 2003 году с появлением Натальи Александровны Чухловиной, представителя красноярской керамической школы, участника выставок всероссийского и международного уровня, автора учебника по материаловедению. Н. А. Чухловина участвует не только в становлении молодых специалистов, но и поддерживает контакты с выпускниками-керамистами, косвенно сохраняя общие эстетические идеалы.

Творческие принципы Н. А. Чухловиной, сформированные в красноярской керамической школе, выражают тему переосмысления архаических культур. В пластическом решении произведений «Вестники» (2014), «Серафимы» (2014), «Плач о Рае» (2018) автор связывает образы искусства русского средневековья с тревожащим душу мироощущением. Каждая фигура, вылепленная в технике жгута, имеет свой выразительный лик, выполненный в древней технике фрот-тажа способом процарапывания рисунка и втиранием в углубления глазури.

Преподаватели специализации «художественная керамика» Л. В. Пузаков и Н. А. Чухловина сформулировали общие принципы учебной системы для подготовки керамистов: «Учитывая, с каким багажом знаний приходят к нам будущие студенты, нужно полагать, что необходима огромная работа по обучению художников декоративно-прикладного искусства, причем за очень небольшое количество времени. Для решения этих задач я предлагаю несколько заданий, в которых начинающий студент, буквально с первых проектных работ, проводит самостоятельно анализ исторических артефактов, изучает их технологии и формообразование, учится находить пластические средства, избегая шаблонов. Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства и их анализ расширяет кругозор студентов, помогает искать свои технологические и сти-

левые приемы в образцах как нашей культуры, так и мировой...

Основными задачами в обучении начального курса студентов на специальности «керамика» являются: изучение законов и приемов декоративной композиции, умение обобщения, стилизация формы, решение задач компоновки. Для развития проектного мышления мной разработано задание, которое позволит в узких рамках создавать новые образы. Студентам не придется плавать в дебрях интернета, их ограничат конкретные формы, разработанные за века народными мастерами» [5].

На первых курсах учащиеся обучаются навыкам работы с глиной, лепят изразцы, игрушки, несложные сосуды и т.д. Работа сопровождается изучением традиционной керамики различных стран, т.к. обращение к опыту прошлых поколений является ключевым звеном в подготовке керамистов на начальном этапе.

Постепенно задачи усложняются, и на старших курсах предлагается проектирование изделий в архитектурной среде. Работа в современном интерьере предполагает обращение не только к архаике, но и к авангардистским и поставангардистским экспериментам XX столетия. На завершающем этапе - дипломном проектировании - некоторые студенты всерьез начинают работать в профессии: участвуют в различных выставках или в керамических пленэрах, к примеру, на Байкале.

Таким образом, благодаря энтузиазму и личному опыту, труду и высокому профессиональному уровню, Л.В. Пузаков и Н.А.

А. М. Ландау. Северное солнце. 2018. Керамика, ангобы, глазури.

Собственность автора

Л. В. Пузаков.

Рельеф для Театра

юного зрителя.

Фрагмент.

Екатеринбург.

1984.

Шамот.

Чухловина в локальном контексте развивают традиции отечественного керамического искусства, а Институт изобразительных искусств УГАХУ - и

кафедра декоративно-прикладного искусства со специализацией художественной керамики -остаётся ведущим высшим профессиональным учебным заведением в Уральском федеральном округе.

Почти 30 лет подготавливает кафедра выпускников - несколько десятков. Не всем удаётся стать свободными художниками, так как не просто обзавестись мастерской, быть рентабельным. В сегодняшней реальности, когда отсутствует государственный заказ, керамисты держатся на личном энтузиазме, не позволяя угасать керамическому искусству в регионе.

Преподаватели и выпускники специализации «художественная керамика» кафедры декоративно-прикладного искусства УГАХУ поддерживают существование художественной керамики на Урале. Выпускники реализуются в педагогической работе в художественных школах и вузах, работают в музеях, открывают частные керамические студии. Среди участников выставок и симпозиумов часто звучат имена Л. В. Муратовой, Л. А. Третяковой, А. М. Ландау, Л. С. Плесовских, В. А. Мухаярова, А. С. Микляевой, Д. А. Омельченко, Г. А. Лежниной, И. А. Трисанто-вич, А. А. Савиной, А. А. Кутузовой. Новое поколение керамистов - выпускников УГА-ХУ - продолжает традиции вуза.

Литература

1. Интервью с Л. В. Пузаковым (не опубликовано, архив автора).

2. Копылков, М. Одна композиция [альбом] / М. Копылков, М. Изотова. - Санкт-Петербург : Новая Нива, 2010. - 320 с.

3. Пузаков, Л.В. Доклад на международном семинаре по художественной керамике в г. Тбилиси в 2013 г. (не опубликован, архив автора).

4. Чуваргина, Н.П. О кафедре декоративного искусства // 13 : Живопись, графика, скульптура, мода, фото, видео, дизайн, архитектура. - Екатеринбург : Автограф, 2005. - № 3. - С. 38-39.

5. Чухловина, Н.А. Пластический и стилевой анализ объекта в обучении художников ДПИ // Декоративно-прикладное искусство: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития : материалы международной научно-практической конференции / Урал. гос. архитектур.-ху-дожеств. ун-т ; Екатеринбург, 13-15 октября 201б года ; ред. совет: Ю.С. Янковская, С.К. Хабибулли-на, Ю.П. Круглова, О.К. Пичугина. - Екатеринбург : УрГАХУ, 2016. - URL: http://ural-tr-decor. blogspot.com (дата обращения: 10.09.2019).

Об авторе

Писцова Ирина Николаевна - научный сотрудник службы главного хранителя, государственное автономное учреждение культуры Свердловской области «Свердловский областной краеведческий музей имени О.Е. Клера»

E-mail: avrora7000@yandex.ru

CERAMICS IN THE URAL STATE UNIVERSITY OF ARCHITECTURE AND ART IN EKATERINBURG: EDUCATIONAL INSTITUTION OR THE URALS SCHOOL OF ARTISTIC CERAMICS

Irina Nikolaevna Pistsova Researcher, State Autonomous Institution of Culture "The Sverdlovsk Regional Museum of the Local History named after O.E. Kler"

Abstract: The paper deals with the history of the origin of the professional ceramic school, which appeared in 1991 as a specialization in the Ural State Academy of Architecture and Art. As a result of generalization of the accumulated material, the contribution of ceramists united by the educational institution to the development of the phenomenon of Ural artistic ceramics has benn revealed. The paper attempts to compare the freedom of shaping in the local version of the development of the author's artistic ceramics of the Urals and in the general artistic process. The creativity of the Academy's graduates over a 30-year period replenished the author's artistic ceramics of the Urals, demonstrating continuity with the tradition of the ceramic school.

Keywords: Russian arts and crafts; author's artistic ceramics of the Urals; professional art education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.