УДК 7.071.1
Е. А. Краснова Т. М. Ломанова
Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского Красноярск, Россия
ПОРТРЕТ
в российской керамике ХХ-ХХ1 веков
В статье поднимается ряд вопросов, касающихся обращения художников декоративно-прикладного искусства, в частности керамики, к такому традиционно «недекоративному» жанру, как портрет. Рассматриваются истоки становления портрета в керамике, связь и различие портрета керамического и скульптурного, дальнейшее развитие жанра, инновации современных мастеров, творческие поиски наиболее значительных авторов, пути и направления в портретной керамике второй половины XX - первых десятилетий XXI века в России.
Ключевые слова: портрет; керамика; скульптура; современное искусство; декоративность; постмодернизм; рельеф; форма; полихромия.
М. Степанова-Ланская. Советник. 2015. Шамот, эмали
Собственность автора
Прежде чем начать разговор о таком специфическом явлении, как керамический портрет, необходимо разобраться в проблемах жанра в керамике - изначально декоративном виде искусства. Можно ли вообще говорить о развитии и даже о самом появлении керамического портрета? В чем его особенности и отличия от портрета скульптурного, ведь оба эти вида искусства связаны с объемными и рельефными композициями?
Иногда грань между портретом скульптурным и керамическим провести очень трудно. Например, к какому виду искусств можно отнести глиняную армию китайского императора Шихуанди (210-209 годы до н. э.)? Древними ваятелями создано более 8000 фигур воинов по всем правилам скульптуры и с кон-
кретными особенностями в каждом лице, то есть скульптурный подход, несомненно, присутствует. Но выполнена армия Шихуанди из керамического материала - терракоты со всеми технологическими приемами именно керамики.
Или рельефы, покрывающие стены дворца в Персиполе (V век до н. э.). Керамика? Да, это полихромный изразцовый фриз. Гвардейцы («Бессмертные») торжественно выступают мерным шагом. Все их лица одинаковы, отличие их только в расцветках одежд. Задан единый ритм, все упорядочено, строго, симметрично. Как это далеко от подлинно керамических декоративных изделий того же Ахеме-нидского периода, когда создавались эти изразцы. Бессмертные воины выполняют функции именно скульптуры, при всей яркой полихромии их назначение - не де-
коративное украшение, они полны значимости, непоколебимой силы, они несут в себе образность скульптурных изображений, но не керамических изделий.
Вспомним майолики М. А. Врубеля начала XX века. Их, в принципе, сложно назвать керамическими изделиями. У Врубеля в его сочиненных портретных работах к опере Римско-го-Корсакова «Снегурочка» («Волхова», «Весна», «Лель», Берендей»), в его «Египтянке», «Ассирийце» и многочисленных других майоликах, покрытых разноцветными глазурями, люстром, прослеживается подход к керамике не керамиста с его декоративным видением, а прежде всего скульптора и живописца. И подобных примеров слияния керамики и скульптуры в мировом искусстве можно привести немало.
XX-XXI века внесли много нового в искусство керамики. Прежде всего меняются векторы в самом понимании современной художественной керамики. Из искусства декоративно-прикладного керамика все больше склоняется к чисто декоративному искусству. Заметим, однако, что речь в данной статье пойдет об авторской керамике, а не о посудных формах, выполняемых для утилитарных целей на фарфорово-фаянсо-вых предприятиях по всему миру, хотя и в этой области керамического производства художественное начало на равных выступает с утилитарной функцией.
Авторские композиции российских художников конца XX - начала XXI века, выполняемые в шамоте, фарфоре, терракоте, майолике, с использованием огромного разнообразия декоративных приемов при всей
декоративности, априори заложенной в искусстве керамики, наполняются многозначностью, глубинным пониманием временного континуума, осмыслением дня сегодняшнего с его противоречиями и сложностями, раскрытием образа современника.
Каким видится образ современника мастерами нашего времени? Если говорить об искусстве керамики, то, пожалуй, до 1970-1980-х годов об обращении к изображению человека в декоративных композициях говорить почти не приходится. В подтверждение приводим выдержку из текста 1970-х годов Владимира Васильковского, архитектора, художника, основателя нового направления и традиций в керамике. «Вероятно, считается, что в декоративно-прикладном искусстве портретом хотя и пользуются, но делается это средствами живописи, скульптуры, реже - графики. В современном декоративно-прикладном искусстве тема портрета почти не применяется. <...> В декоративно-прикладном искусстве прошлого тема портрета играла значительнейшую роль. Особенных успехов это искусство достигло на майоликовых тарелках, писанных по сырой эмали в эпоху Возрождения. С середины XIX века до наших дней портретом в декоративно-прикладном искусстве почти не занимались, в том числе и керамике. <...> В нашей стране в последние пятнадцать лет возник значительный интерес, а в результате интереса - и подъем декоративно-прикладного искусства. Однако в области портрета в керамике не появилось почти ничего. Мне представляется, что сейчас можно сказать, что портрет в керамике может вновь занять
М. Копылков,
В. Цивин.
Памятник
В. С. Васильковско-
му. 1981.
Шамот, глазурь,
глянцгольд
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
А. Задорин. Девушка с тёмными волосами. 1978. Шамот, ангобы, дровяной обжиг
Собственность семьи художника
А. Задорин. Голова девушки и голова юноши. Из композиции «Портреты». 1978. Шамот, белая эмаль, окислы
Собственность семьи художника
О. Карелиц. Урожай. 2007. Шамот, пигменты, глазури, оксиды
достойное место. В силу специфики материала, будь то шамотный рельеф, роспись эмалями и глазурями, фарфор или другая техника, он должен существенно отличаться от портрета в станковом искусстве. Вероятно, портрету в керамике более свойственно введение в композицию аксессуаров, символов, тематических фонов - приемов, с таким успехом применявшихся в станковом искусстве прошлого (портреты полководцев на фоне баталий, портреты
ученых в окружении тематических натюрмортов и т. д.). Эти качества должны придать керамическому портрету свойства подчеркнуто декоративные. Что касается портрета глубоко психологического, то, вероятно, он останется в искусстве станковом. Мне ещё кажется, что сейчас в изображении человека наше искусство часто в поисках символов теряет конкретное ощущение реальной жизни» [1, с. 188-189].
Значительная заслуга в том, что керамика сформировалась как новый вид изобразительного искусства, принадлежит ленинградским художникам - членам группы «Одна композиция», в состав которой входили яркие личности, видевшие огромный потенциал в искусстве керамики, - Владимир Васильковский, Михаил Копылков, Владимир Цивин, Александр Гущин, Александр Задорин, Василий Цыганков и другие. Выставки объединения «Одна композиция»,
всегда вызывающие живой интерес публики, способствовали «революционному» перевороту в керамике, в результате которого в последней четверти XX века сформировался
новый вид изобразительного искусства - изобразительная керамика [8] (рис. 1-4).
В свободе творческих поисков, в решении многих формальных задач, наверное, керамистам, как художникам ДПИ, было легче, нежели мастерам изобразительного искусства, прежде всего скульптуры. Как и во все века, когда ДПИ было менее сковано каноном, так и в советское время керамика была меньше подвержена цензуре, и художники, работающие с глиной и огнем, чувствовали себя свободней в выражении своих чувств и мыслей.
К включению керамики в художественные процессы, к ее смелым экспериментам, поискам новой образности можно отнести и обращение к портретным изображениям. Портрет, как жанр серьезный, несущий значимые образы, всегда считался привилегией мастеров изобразительного искусства. Но уже со второй половины XX века керамисты все чаще стали выходить с новыми смелыми темами, все чаще человек с его психологией, делами и проблемами становился персонажем керамической скульптуры, выполненной в шамоте или терракоте по всем законам не только керамического, но и скульптур-
ного подхода к произведению. Еще в 1960-е годы московские художники отстаивали присущие керамическому искусству черты - близкую к скульптуре лепку пластических объемов, эмоциональную выразительность декоративной росписи, преемственность народной традиции.
Пожалуй, одной из первых на этом пути можно назвать Людмилу Сошин-скую (1941-1996). Она окончила МВХПУ (б. Строгановское) (1959-1964). Училась на отделении скульптуры у С. Л. Рабиновича, Г. И. Мотовило-ва, Е. Ф. Белашовой. Много и смело работая в монументально-декоративной, станковой и декоративной скульптуре, Сошинская приходит к керамике, и уже до конца своей короткой жизни выполняла огромное количество керамических композиций в различных материалах. В 1998 году состоялась ее посмертная выставка «Память сердца» в Музее органической культуры в Коломне. Ее портретные керамические композиции стали настоящим откровением в керамике тех лет: «Музыкант» (1973), «Портрет Н. В. Гоголя» (1980-е годы). Сама Людмила Сошинская говорила: «В керамике, на мой взгляд, возможно все. Живопись в самом глубоком, «рембрандтовском» понимании этого жанра, скульптура - от крайне абстрактной глиняной формы до самых реалистических портретов, да еще в цвете!» [5]
Также в авангарде нового отношения к искусству глины, к ее возможностям в этот период можно назвать Владимира Василь-
ковского, Александра Задорина, Михаила Копылкова, Владимира Цивина, Иннесу По-мелову, Дину Мухину, Любовь Орлову, Моисея Рабиновича, Ольгу Карелиц и еще ряд художников (рис. 5, 6).
Большую роль в формировании новых тенденций в искусстве керамики сыграл во второй половине XX века Экспериментальный творческо-про-изводственный комбинат (ЭТПК) «Воронцово» Союза художников Российской Федерации - родной дом как для московских керамистов, так и керамистов всего Советского Союза. Комбинат был создан еще в 1946 году (тогда это был керамический цех при производственном управлении скульптурно-художественными предприятиями (ПУСХ). Первыми художниками на ЭТПК были замечательные российские мастера И. Г. Фрих-Хар, М. П. Холодная и другие. Они воспитали ряд молодых талантливых керамистов. Можно проследить, как менялись с течением времени задачи, выдвигавшиеся перед художниками, отношение к керамике как к виду искусства, творческие искания художников.
При обилии индивидуальностей, тематики, жанров, все же на ЭТПК имеются свои особенности, отличающие мастеров, работающих на комбинате, от других керамистов страны. Прежде всего это приверженность к керамической скульптуре, ведь первыми мастерами 60-70 лет назад были художники, работающие в скульптуре: Нина Жилинская, Марта Житкова, Аделаида
И. Олевская. Гений и злодейство - две вещи несовместные. Фрагмент композиции, 1990-1999. Фарфор, металл, надглазурная роспись, позолота, полировка
Собственность автора
В. Кузнецова. Поздний ребенок. 2018. Шамот, глазури, ангобы
Собственность автора
В. Малолетков. А. С. Пушкин. 1998. Керамика, роспись
Государственный музей им. А. С. Пушкина
А. Залуцкая. Стрекоза. 2017. Шамот, ангобы, глазури, металл
Новосибирский государственный художественный музей
Пологова, Татьяна Соколова, Галина Левицкая, Людмила Сошинская.
Открытые ими горизонты, обширное пространство, которое почувствовали мастера, дали невероятный взлет керамики, которая абсолютно интегрировалась в мировые процессы, в эксперименты с формой, с материалами, с подходами к новым темам. Человек начинает занимать в композициях мастеров огромное место.
Именно этот период, по утверждению исследователя современной керамики В. А. Малолеткова, становится переломным в видении керамики как вида искусства: «...в 70-80-е годы сложился совершенно новый образный и конструктивный язык этого древнего материала, чрезвычайно расширилась его художественная палитра, углубилось смысловое содержание произведений» [9].
Искусство XXI века, обращаясь к сложному и противоречивому миру человека с его страстями, привязанностями, с его окружением, то близким человеку, то враждебным ему, чрезвычайно расширило границы портрета, что ярко отражается в керамическом портрете.
В настоящее время портретный жанр в керамике привлекает многих художников. Если условно разделить тематические направления в жанре керамического портрета, то можно выделить портрет исторической личности; портрет конкретного человека, часто с передачей
психологических особенностей, разнообразных состояний; обобщенный портрет-образ, построенный на символическом звучании; а также ироничный, с соединением в композиции абсолютно неожиданных, взаимоисключающих начал. Можно назвать замечательных художников, создающих портретные образы, это такие мастера, как Валерий Малолетков, Владимир Ци-вин, Александр Задорин, Инна Олевская, Валентина Кузнецова, Любовь Савельева (рис. 7-10). Их работы бесконечно волнуют высочайшим профессионализмом, глубиной проникновения в мир человека, великолепной образностью. Много и плодотворно работают в жанре керамического портрета Марина Степанова-Ланская, Владислав Сидоров, Екатерина Сухарева, Наталья Корчемкина, Инна Рогова, Ольга Хан, Алена Залуцкая, Елена Краснова (рис. 11-15).
Чрезвычайно интересной, вызвавшей широкий резонанс, стала выставка керамики «Тень женщины», открытая в Царицыно 31 августа 2019 года (куратор Татьяна Пунанс). В экспозиции представлены работы 1950-1990-х годов из фондов музеев России, Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, а также работы современных авторов из разных городов России. Женский портрет решен с разным авторским «подходом», в разных стилистических манерах и техниках [10].
Материалы для создания портрета в керамике разнообразны: шамот, всевозможные
виды глин, фарфор. Также различны технологические приемы изготовления произведения: от классической отминки и литья в гипсовую форму до виртуозной лепки из пласта. Кроме того, художники активно используют декорирование формы. В том числе, технику росписи по сырой эмали, подглазурную и надглазурную роспись, применяют различные фактуры, декорирование ангобами, глазурями, оксидами. Важнейшим фактором для керамической скульптуры является обжиг: электрический, газовый, дровяной. Несомненно, бесконечные возможности материала, вариативность дают художнику широкий простор для выражения его замысла, реализации творческого потенциала.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что не последнюю роль в развитии художественной керамики играет активное участие художников в керамических симпозиумах и пленэрах, организованных до 1990-х годов в Советском Союзе (Дзинтари), в настоящее время в России (Гаври-лов Ям, «Байкал-кераМистика», «Фарфоровая сказка Алтая», симпозиумы Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского), на которые съезжаются мастера со всей страны. Простор для экспериментов и обретения нового опыта открывают симпозиумы, проводимые в разных странах. Эти важнейшие мероприятия дают художникам возможность для общения, обсуждения идей, проблем. Но самое важное для мастеров на подобных симпозиумах - создание уникальных произведений, возможность культурного обмена, демонстрации мастерства и инновационных технологических разработок.
Данная публикация - лишь первое обобщенное рассмотрение жанра керамического портрета. В одной статье просто невозможно охватить все ракурсы этой сложной и в настоящее время пока никем не разработанной темы. Заявленная проблема требует глубокого изучения направлений, индивидуальностей, подходов к изображению человека, и авторы надеются в дальнейшем продолжить работу над темой: образ человека, прочитанного через призму видения художника-керамиста.
Е. Краснова. Модный чел. 2017. Шамот, оксиды
Собственность автора
В. Цивин. Фенечка. 2004. Фарфор, бисквит, глазурь
Собственность автора
Е. Сухарева.
Ангел-музыкант.
2017.
Глина, глазури, над-глазурная роспись, дерево
Частная коллекция
Литература
1. Копылков М. А., Левандовский С. Н. Архитектор-художник Владимир Сергеевич Васильков-ский. СПб: Аврора-дизайн, 2005. - 200 с.
2. Любарский С. Ф. Воронцово. Глина. Огонь. Вода./ С. Ф. Любарский, Г. А. Корзина, Е. И. Герасимова. М.: ООО «Тверская фабрика печати», 2014. - 120 с.
3. Малолетков В. А. Современная керамика мира. М: ООО «Керамика Гжели», 2014. - 206 с.
4. Цивин В. Владимир Цивин: комментарии. СПб: Аврора-дизайн, 2008. - 472 с.
5. Цивин В. Владимир Цивин: комментарии. СПб: Аврора-дизайн, 2008. - 422 с.
6. Александр Задорин (1941-2006). Живопись, графика, скульптура, керамика. МИСП, СПБ, 15.04.19 [Электронный ресурс]. URL: http://obtaz. com/mispxx-xxi_a_zadorin. htm (дата обращения: 09.09.2019).
7. Музей органической культуры [Электронный ресурс]. URL: www.museumart.ru/art/collection/sfe ra/f_6g3z7c/f_6sxqme/(дата обращения: 06.09.2019)
8. Презентация книги «Одна композиция» [Электронный ресурс]. URL: https://artinvestment.ru/new s/exhibitions/20110506_composition. html (дата обращения: 07.09.2019)
9. Тенденции развития мировой декоративной керамики последней трети ХХ начала XXI вв. В. Малолетков. Автореферат [Электронный ресурс]. URL: https://mirznanii.com/a/292106/tendentsii-razvitiya-mirovoy-dekorativnoy-keramiki-posledney-treti-khkh-nachala-xxi-vv (дата обращения: 05.09.2019)
10. Царицыно. Тень женщины [Электронный ресурс]. URL: http://tsaritsyno-museum. ru/events/exhibitions/p/ten-zhenshhiny/(дата обращения: 08.09.2019)
Об авторах
Краснова Елена Анатольевна - профессор кафедры «Художественная керамика», Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворо-стовского.
E-mail: [email protected]
Ломанова Таьяна Михайловна - профессор кафедры «Народная художественная культура», Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского. E-mail: [email protected]
A PORTRAIT IN RUSSIAN CERAMICS OF XX-XXI CENTURIES
Krasnova Elena Anatolievna
Professor of the Department of Art ceramics, Siberian state Institute of arts named after Dmitry Hvorostovsky
Lomanova Tatyana Mikhailovna
Professor of the Department of Folk art culture, Siberian state Institute of arts named after Dmitry Hvorostovsky
Abstract:
The paper raises a number of issues related to some ceramic artists» referring to such a traditionally «non-decorative» genre as portrait. The paper examines the origins of a portrait»s formation in ceramics, the connection and the difference between ceramic and sculptural portrait, the further development of the genre, the modern masters» innovations and the creative search of the most significant representatives, the ways and directions in portrait ceramics from the second half of XX to the first decades of the XXI centuries in Russia.
Keywords: portrait; ceramics; sculpture; contemporary art; decorative; postmodernism; relief; shape; polychromy.
I МУЗЕИ, ГАЛЕРЕИ И КОЛЛЕКЦИ