Далее была выявлена положительная взаимосвязь между шкалами «Общий уровень самоактуализации» и «Оценка супружеских отношений»: при возрастании показателей по первой шкале повышаются показатели и по второй. Самоактуализация супруга напрямую влияет на оценку взаимоотношений в паре. Если человек самореализовался в жизни как семьянин, как личность, как работник, то, соответственно, прожитая жизнь оценивается положительно, что влияет на оценивание супружеских отношений по высоким показателям. Высокий уровень реализации и актуализации позволяет оценивать взаимоотношения в паре как счастливые, теплые, гармоничные; если же уровень самореализации супруга снижается, то и отношения становятся неустойчивыми, сложными, тягостными.
Следующая положительная корреляционная связь была выявлена между шкалой «ориентация во времени» и шкалами «оценка партнера» и «оценка супружеских отношений», то есть при возрастании показателя ориентации во времени возрастает оценка партнера и супружеских отношений.
Также была выявлена и отрицательная связь в данном корреляционном анализе - связь между шкалой «Потребность в познании» и шкалами «Оценка партнера» и «Сила партнера». Следует отметить, что в отрицательной взаимосвязи при увеличении показателей по шкале «Потребность в познании» у двух других шкал наблюдается снижение показателей, т.е. чем выше у супруга потребность в познании, тем ниже он оценивает своего партнера по характеристикам оценки и силы.
Таким образом, корреляционный анализ показал, что между самоактуализацией, оценкой своего брачного партнера и оценкой взаимоотношений, сложившихся между супругами, существует взаимосвязь. При возрастании показателей общей самоактуализации также наблюдается рост оценки супругами своего брачного партнера и отношений, следовательно, можно сказать, что самоактуализация влияет на взаимоотношения между находящимися на стадиях «дети покидают дом» и «опустевшее гнездо» супругами в семье.
Статья поступила 23.03.2015 г.
Библиографический список
1. Витек А. Проблемы супружеского благополучия. М.: 5. Райгородский Д.Я. Психология семьи: учебник для ву-Наука, 1988. 266 с. зов. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002. 664 с.
2. Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность // 6. Солодникова И.В. Траектории социализации и саморе-Мир психологии. 2005. № 3. С. 11. ализации человека зрелого возраста (30-60 лет). М. : ИН-
3. Калишенко К. К проблеме формирования коллективных ТУИТ.РУ, 2003. 150 с.
межличностных отношений // Дошкольное воспитание. 1984. 7. Солодникова И.В. Социализация личности: сущность и
№ 7. особенности на разных этапах жизни // Социологические
4. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация лично- исследования. 2007. № 2. С. 32. сти: системный взгляд. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. 154 с.
УДК 75 (571.54)
СКУЛЬПТУРА ИЗ КЕРАМИКИ © О.Ю. Копёнкина1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
В статье рассматривается скульптура малой формы из керамики с позиции современности, не теряющей связи с традицией. Автор устанавливает границы исследования скульптуры от станковой до декоративной. Обзор произведен на современном материале летних симпозиумов по художественной керамике на Ольхоне (проект «Байкал КераМистика») начиная с 2012 года и заканчивая межрегиональной выставкой в Иркутске 2014 года (проект «Ангара - Енисей: великие реки сибирского искусства»). Анализируются произведения ряда авторов, участников всероссийского, межрегионального, международного уровней, чьи работы выполнены из керамики и являются скульптурой.
Ключевые слова: пластика малой формы, промышленное искусство, прикладное искусство, материалы керамики, художественная керамика, редукционный обжиг, конструирование и комбинирование, сосуд, скульптурная трактовка, декоративная композиция, лепка, вытягивание, модель, рабочая форма, выставочная площадка.
CERAMIC SCULPTURE O.Yu. Kopyonkina
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article deals with the small-scale ceramic sculptures from the standpoint of modernity that is still in touch with tradition. The study covers sculptures from indoor to decorative ones. It provides an overview starting from 2012 on the basis
1Копенкина Ольга Юрьевна, доцент кафедры дизайна, тел.: 89149078004, e-mail: [email protected] Kopyonkina Olga, Associate Professor of the Design Department, tel.: 89149078004, e-mail: [email protected]
of contemporary materials of summer symposia on art ceramics on the island of Olkhon, "Baikal KeraMistika" project and ending by an inter-regional exhibition in Irkutsk in 2014, "Angara - Yenisei: the great rivers of Siberian art". Analysis is given to the works of several authors, the participants of nationwide, inter-regional and international levels, whose works are ceramic sculptures.
Keywords: small-scale sculpture; industrial arts; arts and crafts; ceramic materials; art pottery; reducing baking; design and combination; container; sculptural interpretation; decorative composition; sculpture; drawing off; model; working form; show-floor.
Скульптура выражает себя языком пластики, языком движения масс и объемов. Пластика работает на тему, раскрывает тему. При раскрытии образа проявляются мировоззрение автора и его профессионализм. Высокопрофессиональная скульптура, т.е. выразительная, действующая на все уровни сознания зрителя, организует пространство вокруг себя. Уже в этом кроется ее ценность.
Малая пластика, куда относят скульптуру из керамики, - вид искусства ваяния, подчиняющийся его законам. Один из признаков искусства ваяния -стремление к психологизму и обобщению. По этому определению скульптура малой формы примыкает к станковой скульптуре. С другой стороны, она вплотную подходит к прикладному искусству, с его специфическим взаимоотношением пластики и цвета. Скульптура из керамики может быть отнесена и к декоративно-прикладному искусству. Пластика и цвет должны определить свою меру участия в формировании художественно-пластического образа. Скульптура станковая и декоративная определяют границы скульптуры малой формы.
Специальное прикладное образование снабжает художника профессиональными приемами решения пластических задач по законам прикладного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства находятся в пространстве нашего ежедневного пребывания: личного или коллективного, социально значимого. Речь идет о доступности тиражной скульптуры, ее важнейшей социальной функции. Художник-прикладник связан с тиражным выпуском образцов пластики, с промышленностью. Для прикладного искусства существует вопрос выбора разновидности тиражирования. Малая серия характерна для скульптуры сложной формы. Эта характеристика позволяет отнести образец пластики скорее к скульптуре малой формы, чем к прикладному искусству. Упрощенная пластика с ведущим тему декором позволяет отнести произведение к декоративно-прикладному виду. Прикладному искусству доступен и тираж массовый, когда форма решается приемами промышленными. Например, литье несложной скульптуры (рабочая форма имеет небольшое количество разъемных деталей) и механизированное декорирование. Надо заметить, что это социальное достоинство тиражной скульптуры часто даже в профессиональном сообществе художников считается второстепенным видом искусства. Функция тиражирования в промышленном искусстве принижает его роль как искусства в глазах представителей, создающих сложные образцы пластики. Некоторые скульпторы-профессионалы принципиально отрицательно относятся к тиражированию своих скульптур, вероятно, желая подчеркнуть несравненно
более высокую роль оригинала, чем повтора.
Встречаются пограничные объекты искусства, небольших размеров, которые в равной степени вправе принадлежать и скульптуре малой формы, и ювелирному искусству, и предметному дизайну, и игрушке.
Начиная с 70-х годов ХХ века скульптура малой формы в России стала составлять большую долю в перечне наименований на выставках смешанных и декоративных. Настольная, камерная скульптура несла черты привлекательности для зрителя: разработка цвета, пластики, фактуры, технологический эксперимент - все это могла содержать в себе одна работа. С этого времени стало развиваться и искусство экспозиции скульптуры малой формы самым естественным образом. Выявлялись произведения - попутчики, выявлялись произведения - противники, выявлялись точки обзора пластики, уровни подачи объекта. Рассматривались вопросы просматриваемости всех произведений в организуемом выставочном пространстве, т.е. степень взаимодействия масс и пустот. В моделирование масс включались нейтрально тонированные подиумы, стеклянное выставочное оборудование растворялось в пространстве, свет, естественный и искусственный, выявлял рельеф поверхности - все эти экспозиционные тонкости совершенствовались вместе с развитием самой пластики. Внутри профессионального сообщества скульпторов и прикладников возникло одно из направлений творчества - пластика малой формы. Более того, некоторые художники видели себя именно в этом виде творчества, как основном. Другие обращались к этому виду творчества время от времени. Каждый скульптор может выделить в своей авторской коллекции целый ряд произведений законченной малой формы, а не только этюды-форэскизы к «большим» работам. Каждый прикладник может выделить среди своих работ ряд произведений, которые он отнесет к скульптуре малой формы.
Некоторых своих приверженцев скульптура малой формы привязала к традиционному материалу: фарфору, стеклу, камню, металлу; других - к современным материалам: синтетическим смолам, легкоплавким металлам, краскам низкого обжига. Одних она привела к работе в рельефе, сделав их мастерами медальерного искусства, других - к круглой скульптуре и пространственным композициям.
В наше время развития дизайна вместе с компьютерными технологиями и новыми материалами мы вправе ждать дизайнерской пластики, сувенирной пластики - скульптуры малой формы от дизайнеров в новых непривычных материалах и непривычных сочетаниях старых. Уже достаточно встречается разработок медальерного искусства, спроектированных ди-
зайнерами с применением компьютерных программ, готовых к современному способу тиражирования. Поражают воображение выполненные компьютером скульптурные портреты современников «в стиле любой эпохи» своим обещанием удовлетворить любого заказчика без участия автора - художника.
Дизайнерский, проектный подход к портретному творчеству, выстроенный на «золотых руках» машины, еще более ценным делает проверенный временем процесс взаимного сопереживания автора, модели и зрителя.
Параметры размеров произведения малой пластики формально определены высотой и длиной. Высота не должна превышать 80 см, длина не должна превышать 100 см. В прикладном искусстве такие габариты считаются крупными, в некоторых материалах технологически сложно выполнимыми, например, в фарфоре. Да и в глине такие размеры создадут массу технологических трудностей. Во времена строгой регламентации советской легкой промышленности, куда относилась деятельность фарфоро-фаянсовых производств, размеры «малый», «средний», «крупный» выявлялись в интервале: до 12 см; до 30 см; выше 30 см. Размер определял цену вкупе с другими показателями (сортность, сложность разделки). Это касалось сосудов, ваз. Диаметр не оговаривался. Вазы широкого диаметра технологически трудно выполнить в фарфоре. Регламент обошел эту проблему, оставив ее области конструирования в материале. На фарфоровом производстве скульптуру малой формы подтягивали к этим узаконенным стандартам. Действительно, фарфор любит малые размеры, справляется с ними. История прикладного искусства готова продемонстрировать коллекции образцов пластики малой формы в фарфоре.
Скульптура малой формы разговаривает со своим зрителем негромким, доверительным языком, идущим «от сердца к сердцу». Информация от автора, лично им прочувствованная, направляется к зрителю. Малую форму зритель рассматривает с близкого расстояния, всматривается, проникает в чувство автора. Небольшой размер произведения не означает ограничение в перечне тем. Диапазон столь же широк, что и в крупной форме. «Любая тема подходит мелкой пластике, если она решена пластически на высоком профессиональном уровне», - утверждает скульптор А. Бог-данас. «Для меня этот жанр сродни поэзии, он выражает интимные стороны души автора и обращен к лирическому в человеке», - признается скульптор Н. Богданова. «В мелкой пластике не только возможен, закономерен, но, по-моему, необходим элемент игры, шутки, раскованности» - считает А. Белова. Сцена из пьесы, жанровая сцена, иллюстрация повести, сказочный сюжет, историческая ссылка, миф, анималистика, красота человеческого тела - темы, доступные малой пластике. Мастера отмечают, что важна не сама тема, а то, как автор выявляет ее суть, как находит выразительный способ изображения. И все же в скульптуре существует широта тематического круга наряду с предпочтением узкого сектора среди этой широты тем.
Если, по определению, скульптура малой формы занимает 0,8 кубического метра, то почти всю керамическую скульптуру нужно отнести к малой форме. Огромное разнообразие различных рецептур керамических масс позволяет выделить несколько традиционно принятых материалов в керамике: глины, природные и составленные; шамот на основе красной и белой глины; каолины, фарфор, фаянс, каменные массы. Разнообразие материалов многократно усиливается разнообразием красителей, приготовленных на основе оксидов металлов и их сочетаний при высокотемпературной обработке. Цвет в керамике - отдельная отрасль в технологии. Богатейшую цветовую палитру создают для конкретного способа декорирования - надглазурная роспись фарфора, подглазурная роспись фарфора, подглазурная роспись фаянса, ангобы и легкоплавкие глазури для майолики, глушенные глазури для росписи по сырой эмали, тугоплавкие глазури для полива фарфора. Кроме техники декорирования, разработаны керамические покрытия, которые несут декоративный эффект и используются для полива разных материалов. Глазури с металлическим блеском, матовые глазури, глазури-кракле, кристаллические глазури, потечные.
В керамическом творчестве есть несколько ведущих составляющих. Важны: пластическое решение, выявление памяти материала о процессе обработки, работа цвета на образ, присутствие автора. Последнее указывает на узнаваемый язык автора. Произведение пытается рассказать о своей жизни зрителю. Показ итога, завершающего шага - коммерческий подход, быстрый ответ на запрос заказчика. Объект коммерческого искусства не оставляет права произведению рассказать о самом себе. Автор оставляет право произведению рассказать о самом себе, о пережитом творческом процессе. Если цикл жизни произведения пройден без разрыва, оно всецело принадлежит авторскому искусству. Зарождение мысли перетекает в стадии воплощения. Переходя от стадии к стадии, исчерпываем тему, стараемся оставить место зрителю для сопереживания. Цикл завершен.
Часто в профессиональном искусстве зрителем является искушенный зритель, профессиональный художник, который видит, как это сделано. Профессионалы отдают предпочтение тому или иному виду материала. Любимейшим материалом для керамиста является глина со специфическими свойствами - с идеальной пластичностью, не боящаяся быстрой сушки, не боящаяся сквозняков; есть такие глины. Часть успеха находится в руках керамиста: в его профессионализме, умении работать в материале. Часть успеха кроется в технической оснащенности, которая обеспечивает качественный обжиг.
Скульптуру малой формы в наше время развития компьютерных технологий отличает верность эксперименту в материале и причастность автора ко всем стадиям создания произведения. Современный эксперимент лежит в области изменения технологической оснащенности. Изменяется вид обжига, по-иному рассматривается опыт мастеров народного промысла, изучаются подручные и сопутствующие материалы.
Три летних симпозиума по художественной керамике 2012, 2013, 2014 гг. на о. Ольхон на Байкале собрали интереснейшую коллекцию профессиональной керамической скульптуры. Свежее впечатление - самое яркое. 2014 г. выделил в творческой группе авторов, работающих в круглой скульптуре. Юлия Смирнова из Йошкар-Олы, Татьяна Ерошенко из Иркутска (организатор проекта), Ляля Галеева из Уфы. Круг тем раскрывается через образы людей, зверей, ангелов, духов, богов. Как правило, ясные, цельные силуэты, цветовой минимализм, узнаваемая авторская пластика характеризуют эти работы. Произведения создавались в двухнедельный срок в походных условиях турбазы. Газовый обжиг под открытым небом сопровождал процесс.
«Шум ветра», «Шепот звезд» Т. Ерошенко выстроены по единому пластическому принципу горизонтальной композиции. Цельные вытянутые силуэты зверей с большими гривами дополнены тематическим рельефом «внимающего звукам». Авторский набор средств достаточно скуп - пластика с конструктивными разъемами формы, графический рисунок на поверхности, использование цвета самого керамического материала, полученного в результате окислительного и восстановительного обжигов. Равно на тех же композиционных принципах выстроена парная группа «Перволоси»: горизонтальная композиция, вытянутые тела животных, ясные силуэты профильного прочтения, рисунок-сграффито на поверхности, контрастные цветовые решения составляющих объемов общей композиции. В этих работах ощущается ссылка на первобытное искусство, близкое к культовой пластике.
Совершенно по-иному воспринимаются скульптуры Юлии Смирновой, где ведущим средством выражения автора является сдержанное цветовое начало. Сочные цветовые пятна выстраиваются вокруг восстановленной меди: от красно-бордовой на белой эмали до черной матовой на черепке. Трактовка форм округлая. Истоками такой пластики является народное самобытное искусство. Характерны масштабные искажения реальных пропорций: лодка, рыба, рыбак. «Рыбак», «Рыбачка» - две горизонтально выстроенные композиции содержат в самом названии и трактовке скрытый юмор. Зритель видит большую рыбину, которая несет на себе и лодку и ловца. Во всех скульптурах Ю. Смирновой лица людей, ангела - простые с крупными глазами. «Семья»* - трехфигурная композиция (каталожное название «Родители» включает в состав композиции «Ангела»), монолит по трактовке, имеет силуэт усеченной пирамиды. Замысел автора -узкая цветовая гамма: желтый, красный, черный, белый несут на своей поверхности следы органики, следы редукционного обжига. Удивительным образом с
простыми лицами родителей контрастирует «взрослое» лицо младенца. Все вместе втроем внутренним взором смотрят в некую невидимую точку. Работы художницы выглядят примитивной живописью. «Ангел» написан белым, красным, синим и опять огнем, следами редукционного обжига. Пластика примитивная, вертикально-цельная с маленькими синими крылышками.
Рис. 1. Т. Ерошенко «Шум ветра», 2014
Ляля Галеева из Уфы воплотила образы Будды, хранительницы-хозяйки и реальной жительницы с острова Ольхон. Жесткая пластика, грани, выстроенные под прямым углом, акцентировано пластически отделенные овалы лиц, крупная пластика удлиненных глаз, увеличенные головы - характерные черты «Маленького Будды» и «Хозяйки м. Хулутунэй». Предположу, что эту заготовку она привезла на симпозиум. Не исключено, это пластический язык художников из Уфы. Цвет редукцией определился в разнотонную одноцветную составляющую. Медная светлая «Хозяйка», темный металлообразный «Маленький Будда». Влиянием Ольхона является образ ольхонской жительницы «Баба Катя Ольхонская». Пластика напоминает деревянную, равномерно наполненную изнутри, примитивную, обтекаемую, избегающую мелких деталей. Эта скульптура значительно крупнее первых двух. Она представляет собой прямостоящую фигуру, где одежда и платок являются признаками женского образа. Схематичное круглое лицо выделяется темным пятном на общем светлом фоне охристой скульптуры. Несколько активных цветовых пятен бирюзы и селена гармонично сидят на поверхности, богато оформленной графикой. Художница показала два разных подхода к материалу. Второй видится в большей степени авторизированным, личностным, запоминающимся.
*Разночтения в названии работ вызваны сравнением каталожной публикации с экспозиционной подачей, где есть расхождения. Например, в каталоге 2014 «Байкал-КераМистики» работа автора Т. Ерошенко представлена с названием «Слушая шепот звезд», а в экспозиции выставки та же работа представлена с названием «Шепот звезд», «Starswhisper-ing». Авторская съемка.
Рис. 2. Ю. Смирнова «Родители», 2014
В 2013 г. организаторами симпозиума по керамике на Байкале был выпущен каталог. Как практикуется, в него вошли несколько работ от каждого автора и краткая информация о самом авторе. Поразили два авто-
ра на общем фоне высокого профессионального духа. Именно как представители скульптурного направления в керамике.
Наталья Корчемкина - тонкий лирик, философ, с тремя совершенно разными по подходу работами, опубликованными в каталоге. Двухфигурная скульптура «Дальняя дорога», графически оформленная рисующими линиями с восстановленной медью на светлом фоне самой массы. На противопоставлении двух объемов и малоконтрастной графике статичных фигур строится композиция. Способ лепки, из пласта, поддержан неожиданно тонким плинтом, тем же пластом фактически. Широкие, спокойные овалы лиц с не персонифицированными чертами воспринимаются знаком. «Дальняя дорога» - типичный представитель прикладного искусства, скульптуры в керамике, созданной из пласта, плоскости, в итоге с тонко рельефной пластической моделировкой. Напротив, «Отдых в пути» - явно несет в себе все признаки круглой скульптуры с живой подвижностью натуры, легкой асимметричностью живых объектов. Две птички на камушках, каждая на своем, кажутся началом какой-то темы. Разве птицы отправляются в путь парами? Или птицами они только кажутся? Что-то древне-тотемное кроется в них, когда мир природы несет в себе человеческие черты. Эти обе работы мне кажутся внутренне, по состоянию, очень похожими. Автор Корчемкина Н. участвует уже давно в симпозиумах по керамике, что следует из ее странички в каталоге. Вероятно, в какой-то момент профессионал-керамист осознает, что современность в искусстве складывается из мелочей, постигнутых каждым в процессе «дальней дороги» в профессии. Она пишет: «...подобралась хорошая группа, все вместе, каждый делится своим опытом. Кажется, ведь все уже известно, а какие-то мелочи открываешь для себя, и они очень нужны». Невольно определяется цель коллективного параллельного творческого процесса - поиск нюансов.
Рис. 3. Н. Корчемкина «Дальняя дорога», 2013
Вторым автором, поразившим воображение, стала Наталья Кострова, участник симпозиумов в разных странах и в разных группах. Ее кредо - «Мастерство нужно для свободы творчества». Долговременное пребывание (15 лет) в творческой параллели с дизайнерами дает мне возможность увидеть «дизайнерский» подход в скульптуре из керамики. Тема байкальских ветров у Натальи Костровой рождается из образа лодки. Кстати, невероятно привлекательный образ лодки не вошел в каталог, но родство его с «ветрами» прямое. Элементы конструирования. Элементы комбинирования. Рельеф-отпечаток, живая поверхность материала, осознанно решенные по-
Рис. 4. Н. Корчемкина «Отдых в пути», 2013
разному отдельные части воспринимаемых плоскостей. Все это складывается в единое целое в голове и душе зрителя при профильном прочтении образов. «Сарма» - горизонтально скомпонованная скульптура, «Баргузин» - диагонально скомпонованная с небольшой «восточной» ссылкой, завитком, в данном случае пространственным. Подход отнюдь не лирический, мощный, монументальный, сродни образу ветра, стихии. Наталья Кострова слепила цельный скульптурный объект и полностью в нем высказалась. Для меня это скульптура по силе наполнения. Не декоративная композиция.
Рис. 5. Н. Кострова «Баргузин», 2013
Я обозначила два полюса в скульптуре из керамики. Весь диапазон заполнен другими представителями творческой группы «Байкал-КераМистики» 2013. Часть работ - декоративные композиции, например, «Белый ветер» Юшковой Ю., «Иноземцы» Елизаровой И., «Деревья, птицы, облака» Вороновой Л. Ярким творческим лицом этого направления предстает Хан Ольга. В своих керамических декоративных композициях она применяет дизайн-подход. Ее объекты - деревья, рыбаки - живут в конструктивно вылепленной среде.
Чистые скульптуры, с подиумом (вместо среды, как это часто бывает в декоративной композиции) представлены «Ношей» Малыгина Юрия и его серией скульптур «Из детства». Типичная керамическая скульптура с подчеркнутым «происхождением» из гончарного горшка. Пластика у него - ведущий мотив, цвет соподчиненный.
А все началось в 2012-м. Результаты первого керамического симпозиума выглядели просто лозунгом «Керамика - праздник для всех!». Участвовали профессионалы, участвовали студенты, участвовали свежеиспеченные специалисты, наши выпускники. Некоторые работы участники привезли с собой, как на выставку. Выставились на открытой площадке в 130-м квартале г. Иркутска, отстроенном к юбилею города в 2011 г. Керамическая скульптура среди многообразия декоративных композиций имела место быть, как и всегда в искусстве керамики. Однако скульптуры в первом потоке было подчеркнуто мало. Преобладал керамический сосуд и декоративная форма. «Сон» О. Терещенко, «Глубина» И. Трисанто-вич, «Птицы» Л. Лось - вот некоторые из работ скульптурного направления с преобладанием пластической составляющей. Несмотря на цветовую характеристику Байкала в «Глубине», я бы не относилась к цветовой растяжке как к важному средству выражения в этой скульптуре.
Рис. 6. Ю. Малыгин «Из детства», 2013
Прослеживается скульптурный подход к керамике на протяжении всех трех сезонов у Лидии Лось. Пластическая цельность у этого молодого автора ненавязчиво дополняется графикой и цветом. Образы грозовых туч, ветра, качелей кажутся трудновыполнимыми в пластике. Автор заведомо ставит перед собой трудную задачу, которую нельзя «скопировать» у природы, а нужно погружаться в глубину темы. На межрегиональной выставке «Ангара - Енисей: великие реки сибирского искусства» в Иркутске в 2014 году Л. Лось представила пластически решенную тему заката с отражением в воде. Замечу, что скульптурный подход к керамической пластике с интеллектуальным началом отличает тех, кто не сразу выплескивает первые эмоции в материал. Керамическую скульптуру нельзя до бесконечности наполнять, дополнять или варьировать, как декоративную композицию. Она отличается более строгим подходом. Мне она представляется в большей степени монолитом. Если каждое отдельное дерево в композиции «Ветер» (автор Лось) является скульптурой, то все три разрозненных объекта в зависимости от компоновки могут по-разному звучать в новой декоративной композиции. Они могут стать частью аллеи; они могут стать группой тесно стоящих деревьев, с налетевшим на них ветром; они могут стоять на разных уступах, т.е. расти в горах - все это будут разные образы, создаваемые тремя однотип-
ными по пластике объектами. Остаться ли на позиции скульптурной трактовки или перейти на декоративную композицию - вопрос решается самим автором. Принцип «серии» часто служит для усиления темы, которая, бывает, нуждается в поддержке. В декоративной композиции этот принцип разумного дополнения весьма успешно работает.
Рис. 7. Л. Лось «Ветер», 2013
Рис. 8. Л. Лось «Птицы», 2012
Межрегиональная выставка 2014 г., о которой уже идет речь, была размещена на трех площадках Иркутска, в частности, произведения декоративно-прикладного искусства и объекты дизайна обрели временное пристанище в галерее современного искусства Дома художника. Скульптура из керамики разместилась в первом выставочном зале, большем по размеру. Преобладание группы керамистов среди прикладников - давно устоявшийся факт в нашем регионе. Авторов, работающих в керамической скульптуре, на этой выставке оказалось немного. Из красноярских художников это Краснова Е. и Гинтер С. (обхожу молчанием иллюстративную скульптуру и ее авторов). Круг иркутских художников, отдавших предпочтение керамической скульптуре малой формы, шире: Ерошенко Т., Лось Л., Таволжанские Е. и И., Поляница А., Копенкина О. Авторы представили скульптуру, созданную за последнее время. Круг тем колеблется от декоративного портретного образа, выведенного за круг времени, до библейского персонажа, представленного в зрелой уравновешенной подаче автора; от «зарисовки» природы до авторского осмысления пластической традиции ушедшей цивилизации. Этот кон-
траст чрезвычайно интересен, ярко выражен индивидуальный подход к творчеству. Предлагается ряд разных подходов к творческому осмыслению действительности. Творчество как пластическая традиция, связанная с современностью (Краснова «Лекарь», Копенкина «Руян»). Творчество как духовная традиция, связанная с современностью (Гинтер «Архангел Михаил», Ерошенко «Духи предков»). Творчество как новаторский поиск, дизайн-решение, решение в поле мысли с сознательным дистанцированием от эмоции (Лось «На закат»). Последнее направление связано с технологическим экспериментом в значительной степени.
Рис. 9. И. Трисантович «Глубина», 2012
Ручная лепка - основная техника исполнения скульптурной пластики. Среди авторов-керамистов в Иркутске есть носитель другой техники «лепки», техники вытягивания на гончарном круге. Борисов Г.Я. на этой выставке представлен декоративными композициями, не входящими в обзор данной статьи, но не упомянуть его технику исполнения нельзя. Высокопрофессиональное владение ремеслом позволяет Борисову выполнять любую пластическую задачу в сжатые сроки методом так называемой «гончарки». Техника литья, традиционная техника, применяемая в керамике со времен зарождения массового производства, редко встречается на выставках подобного уровня. Работа автора этой статьи, «Руян», скорее исключение из установленных в регионе штампов и подходов к творческим работам. Традиционная технологическая промышленная цепочка «модель черновая -черновая форма - модель гипсовая - рабочая форма» кажется слишком длинной ради единственного объекта. Я возражу. Наличие формы - предлог для широкого технологического эксперимента. Он предполагает
целый круг пластических и технологических исследований от состава литейных масс до авторского метода литья цветными массами, например. Эксперименты в области цвета в случае литья столь же потенциально безграничны, как и в грубых видах керамики, связанных с шамотом. Пока жив керамический черепок, очередной декорирующий слой накладывается на предыдущий, очередной обжиг следует за предыдущим и продолжает работу над вашим образом. Для авторской керамики техника многослойной росписи характерна. Уже давно в керамике не редкость использование приемов резьбы по камню, когда доводка керамики ведется специальными точильными инструментами или приемами обработки стекла - пескоструйной техникой. Современная тенденция в искусстве керамики - заимствовать приемы обработки материала у коллег по прикладному цеху.
Рис. 10. С. Гинтер «Архангел Михаил», 2012
Вероятно, назревает потребность обсуждения различных выставочных площадок для демонстрации керамической скульптуры в Иркутске. Ведь все они предъявляют разные требования к автору. Профессиональные выставки в рамках Союза художников России, профессиональные выставки в рамках других творческих союзов России, учебно-профессиональные выставки студентов, частные художественные галереи, арт-салоны, выставки участников симпозиумов и семинаров по керамике, совместные выставки народных мастеров и художников, выставки народных мастеров - все это разные площадки, привлекающие художников разного уровня подготовки.
Статья поступила 29.05.2015 г.
Библиографический список
1. Бабурина Н.М. Скульптура малых форм: альбом. М: Советский художник, 1982. 247 ил.
2. Нестерова Т., Нестеров А. Мелкая пластика древнего Китая // Декоративное искусство СССР. 1983. № 10. С. 48-49.
3. «Байкал-КераМистика». II Всероссийский художествен-
ный симпозиум по керамике - 2013: каталог. Иркутск: Изд-во «Время странствий», 2013. 34 с.
4. «Байкал-КераМистика». Международный художественный симпозиум по керамике - 2014: каталог. Иркутск: Изд-во «Время странствий», 2014. 34 с.