УДК 738 ЕВТЫХС.Ш.
кандидат педагогических наук, доцент, Адыгейский государственный университет, Институт искусств E-mail: [email protected] СЫСОЕВА В.А.
магистрант, Адыгейский государственный университет, Институт искусств E-mail: [email protected]
UDC738 EVTYKH S.SH.
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Adyghe State University, Institute of Arts E-mail: [email protected] SYSOEVA V.A.
Undergraduate, Adyghe State, University, Institute of Arts-E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ СКУЛЬПТУРЫ
THE DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING OF PUPILS OF CHILDREN'S ART SCHOOLS
BY EXPRESSIVE MEANS OF SCULPTURE
Статья раскрывает выразительные средства скульптуры, активно используя которые на занятиях в Детской художественной школе, можно достичь развитого образного мышления у учащихся.
С целью углубленного изучения основ керамики рекомендуется посещение учащимися керамических ¿мастерских, встречи с художниками-керамистами и художниками-скульпторами. Подчеркивается необходимость использования наглядных пособий, фотографий учебных работ, изделия художников-керамистов, таблиц с поэтапным выполнением изделий из глины.
Ключевые слова: глина, керамика, учащиеся, учитель, образное мышление, скульптура, учебная деятельность, творческая деятельность.
The article reveals the expressive means of sculpture, which active use in the lessons at the Children's Art School makes possible to achieve developed figurative thinking among students.
For the purpose of in-depth study of the basics of ceramics, it is recommended that students attend ceramic workshops, meet with ceramic artists and sculptor artists. The need to use visual aids, photos of educational works, products of artists-ceramists, tables with stagedfulfillment ofproducts made of clay is emphasized.
Keywords: clay, ceramics, pupils, teacher, figurative thinking, sculpture, educational activity, creative activity.
Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество является важной частью общего образования и воспитания подрастающего поколения. Посредством искусства ребенок познает окружающий мир, формирует личностное отношение к среде, в которой он живет. Занятия художественным творчеством и изобразительным искусством способствуют развитию у детей восприятия, образного мышления, воображения
Проблемой нашего исследования является развитие образного мышления. Образ - мысленное воспроизведение объективной реальности. Образное виденье - способность схватывать индивидуальное и типическое при восприятии объектов окружающего мира и перерабатывать их в сознании в образную форму. Художественный образ с позиций философии, художественной культуры и эстетики отражен во взглядах Платона, Аристотеля, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Ф. Шиллера, И.В. Гете,
Г.В.Ф. Гегеля, Ф.В.Й. Шеллинга. В России представителями психологического подхода художественного образа являются Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.М. Карамзин. Художественно-образная сущность искусства рассматривается в диссертационных работах В.А. Городничева, Н.В. Барковской, М.П. Лохтиной, А.Б. Денисовой, Ж.В. Пименовой
- Мышление представляет собой «опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и даёт возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией Ознакомление с методом приготовления глины к лепке ознакомление с инструментами, в ходе которого учащиеся обязательно должны совершить пробу на глине для лучшего понимания практического применения того или иного инструмента;
Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе» национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл, 18-19 октября 2017 года.
The article is published in the framework of the АН-Russian scientific-practical conference with international participation "Psychological and pedagogical problems of the process of education in a modem school" of the national pedagogical symposium "Education and national security''. FSBEIHE "Orel State University named after I.S. Turgenev", Orel, October 18-19, 2017.
© Евтых С.Ш., Сысоева В.A. © Evtykh S.Sh.. Sysoeva V.A.
13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES
- освоение процесса лепки керамических изделий: лепка из пласта (лепка из цельного пласта, лепка из кусочков, лепка из фактурных пластов) и лепка из жгута;
- освоение процесса создания керамических фактур разными способами (метод оттиска фактурных тряпок, метод оттиска печатей, метод налепов жгутов, узоров, шариков на глину); освоение способов декорирования керамических изделий (роспись по сырцу цветными ангобами; декорирование глазурями методом окунания, поливным способом, нанесением кистью; декорирование цветными эмалями и так далее).
Следующий этап, после ознакомления с технологией создания работы, характеризуется тем, что учащимся выдается задание. Каждое задание сопровождается предварительным эскизом - поиском образов в разных материалах (с применением графических и живописных фактур, коллажей). Например, учитель задает творческую тему. Но в начале работы учащимся необходимо выбрать подтему, то есть сузить основную тему и сформировать замысел будущего изделия. Собрав необходимый подготовительный материал, ученики приступают к выполнению поисковых эскизов. На эскизах изображение носит условный характер и передает основную идею композиции. Основное внимание уделяется стилизации формы и разработке художественного образа.
Важно отметить, что в ходе выполнения форэскизов учащиеся прорабатывают различные идеи, созданные их личной фантазией, а также ведут композиционный и цветовой поиск организации декоративно-графических элементов, согласно творческому замыслу. Основная цель предварительных эскизов - поиск художественного образа, поэтому эскизы выполняются с применением разных материалов: графических (карандаш, гелиевые ручки, сангина, пастель и т.д.); живописных (с применение фактур, живописных приемов), а также других (использование коллажей и т.д.).
Можно также дать задание - разработать серию кратковременных тренировочных упражнений, которые помогают в поиске образа. Например, выполняя задание «Декоративный сосуд природной формы», учащиеся выбирают подтему: «Шишка», «Арбуз», и т.д. В дальнейшем, учитель формулирует ряд прилагательных: «Шишка» - грустная, веселая, влюбленная, счастливая, беззаботная и т.д., что позволяет учащимся обогатить образы, используя разные художественные материалы. При создании итогового эскизного проекта, необходимо реалистическое изображение трансформировать в более условное, обобщенное и декоративное, где будут работать основные силуэты, пятна изобразительных элементов: выявить художественный образ.
Следующий этап даёт возможность учащимся воплотить свой творческий замысел, используя богатые возможности пластичного материала - глины. Учащиеся выбирают способ лепки, наиболее подходя-
щий к пластическому замыслу будущего керамического произведения. Лепка керамического изделия осуществляется с соблюдением всех этапов технологического процесса. Объемная керамическая работа создается постепенным набором глиняной массы, учитываются пропорции, пластика керамического образа. Учащиеся сравнивают работу с эскизным вариантом, хотя могут появиться небольшие изменения, продиктованные пластическими свойствами глины.
Учебный план построен таким образом, что для одних работ главной целью является поиск образа за счет фактур, для других - поиск пластического образа, для третьих - художественный образ выражается в цветовом решении.
Заключительный этап - декорирование изделия. Декорирование в нашем случае осуществляется керамическими красками: глазурями, эмалями, флюсами. Таким образом, обучающиеся строго проходят все этапы создания художественной керамической работы: эскиз, лепка, декорирование. На каждом этапе учитель ставит перед учениками определенные задачи, акцентирует внимание на важность создания художественного образа. В лепке огромную роль занимают фактуры и техника лепки, которые тоже влияют на образ. Необходимо отметить огромную роль учителя-керамиста.
Занятия лепкой (керамикой) в детской художественной школе дают возможность учащимся с помощью начальных навыков владения пластичным материалом -глиной, посредством выполнения приемов лепки - раскатывания, сплющивания, вдавливания, оттягивания, сглаживания:
- во-первых, развить мелкую моторику рук и глазомер;
- во-вторых, выработать волевые качества, сосредоточенность и целеустремлённость в работе над произведением;
- в-третьих, позволят создавать объемные и плоские композиции, наполненные определенным художественно-образным содержанием;
- в-четвертых, самостоятельно решать задуманный художественный образ;
- в-пятых, аккуратно вести работу, которая предполагает последовательность и поэтапность выполнения задания.
Поиск образа и решение его в глине - сложный, увлекательный процесс, требующий активности, сознательности, развития практических навыков и самое главное постоянного поиска художественных средств выразительности. Занятия лепкой и скульптурой дают обучающимся уникальную возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности, что несомненно пригодится в их учебной и творческой деятельности.
Библиографический список
1. Башкатов II.A. Значение эстетического воспитания на занятиях скульптурой на первых курсах художественно-графического факультета. //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2010. -№2. С. 165-168.'
2. Гребенник Е.Н. Лепка как средство воспитания бережного отношения к культурному наследию. // Дополнительное образование и воспитание. 2014. №8. С. 44-47.
3. Евтых С.Ш. Игрушка, как объект творчества на уроках изобразительного искусства и художественного труда: Учебное пособие. Оренбург: Издательство ОГПУ, 1999. 60 с: ил.
4. Ннчина Е.М Формирование образного мышления детей 8-10 летнего возраста на занятиях лепкой в школе искусств /Е.М. Инчина. // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г.: в 6 ч. Часть V. / Под общ. ред. М.Г. Петровой. - Белгород: ИП Петрова М.Г., 2015. С. 39-42.
5. Кузьмина СЛ. Влияние лепки на художественно-творческое развитие детей 3-4-х лет. / Ответственный редактор А.В.Горбенко. Липецк, 2014. С. 162-166.
6. Неустроева ЕЛ. Использование символического потенциала скульптуры в контексте развития творческих способностей детей дошкольного возраста / Е.А. Неустроева. // Педагогика искусства. 2014. № 2. [код доступа] // http://www.art-education.ra/ electronic-joimial/ispolzovanie-smwolicheskogo-potenciala-skulptiiry-v-kontekste-razvitiya
7. Новикова НЛ. Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях лепкой. Екатеринбург, 2015. С. 166-169.
8. Педагогика и методика развития художественной деятельности детей : учебно-методическое пособие // авт. сост. О.В. Ситникова. М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. 107 с.
9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.:ил.
References
1. Bashkatov I.A. The importance of aesthetic education in sculpture at the first courses of the art and graphic faculty. Bashkatov. // Bulletin of Adyghe State University. Series 2: Philology and Art History. 2010. № 2. Pp. 165-168.
2. GrebennikE.N. Modeling as a means of cultivating a careful attitude to the cultural heritage // Additional education and upbringing. 2014. №8. Pp. 44-47.
3. Evtykh S.Sh. Toy, as an object of creativity in the lessons of fine arts and art craft: Textbook. Orenburg: OGPU Publishing House, 1999, 60 p.: il.
4. Inchina EM. Formation of figurative thinking of children of 8-10 years of age on classes in modeling at the school of arts. // Theoretical and applied aspects of modem science: a collection of scientific papers on the materials of the IX International Scientific and Practical Conference on March 31, 2015: in 6 parts. Part V. / Under general ed. of M.G. Petrova. Belgorod: SP Petrova M.G., 2015. Pp. 39-42.
5. Kuzmina S.A. The influence of sculpting on the artistic and creative development of 3-4 years old children. / Responsible editor A.V.Gorbenko. Pipetsk, 2014. - Pp. 162-166.
6. Neustroeva E.A. Using the symbolic potential of sculpture in the context of the development of creative abilities of preschool children. // Pedagogy of art. 2014. № 2. [Access code] // http://www.art-education.ru/electronic-joumal/ ispolzovanie-simvolicheskogo-potenciala-skulptury-v-kontekste-razvitiya
7. Novikova N.A. Development of creative abilities of preschool children in classes modeling. /Yekaterinburg. 2015. Pp. 166-169.
8. Pedagogy and methods for the development of children's artistic activities: a teaching aid // Author and compiler O.V. Sitnikova. M.; Berlin: Direkt-Media, 2016. 107 p.
9. Pedagogical Encyclopedic Dictionary / Ch. Ed. B.M. Bim-Bad. M.: The Great Russian Encyclopedia, 2002. 528 p.: U.