УДК 373:37.036.5
Е. В. Дедюшина Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия
СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ ДОД ДШИ «ТРАДИЦИЯ»)
В статье освещается проблема возрождения и сохранения регионально-национальных традиций средствами народного декоративно-прикладное искусство, которое является одним из средств эстетического воспитания, которое помогает формировать художественный вкус, воспитывать чуткое отношение к прекрасному, благотворно влияет на формирование гармонично развитой личности, пробуждает уважение и любовь к родной культуре.
Ключевые слова: декоративно-прикладное творчество, дополнительное образование, эстетическое воспитание, традиции.
E. V. Dedushina Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia
THE STATE AND DEVELOPMENT OF THE DECORATIVE AND APPLIED
ARTS EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTIONS (ON THE EXAMPLE OF CHILDREN'S ART SCHOOL «TRADITION»)
The article highlights the problem of the revival and preservation of regional and national traditions by means of folk arts and crafts, which is one of the means of aesthetic education, helps to form an artistic taste, cultivates a sensitive attitude to the beautiful, has a beneficial effect on the formation of a harmoniously developed personality, awakens respect and love for native culture.
Keywords: decorative and applied creativity, additional education, aesthetic education, traditions.
В современных условиях переоценки общечеловеческих ценностей и роста национального самосознания народов большое значение приобретает проблема возрождения и сохранения регионально-национальных традиций.
Народное искусство - наиболее эффективное и действенное средство для пробуждения уважения к культурному наследию своей страны, в частности, к произведениям декоративно-прикладного искусства, к творчеству народных мастеров. Народное декоративно-прикладное творчество включает в себя различные направления, виды и формы. Но всё объединяет сочетание практической целесообразности изделий с естественной красотой их внешнего облика. Коллективность народного творчества, составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе процесса формирования произведений или их типов [3]. Веками народ отбирал, совершенствовал и обогащал найденные отдельными мастерами решения. Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимая выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять в наше время профессиональных художников.
Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое в простых формах раскрывает красоту и прелесть окружающего мира. Прикладное творчество таит в себе большие возможности выявления способностей и дарований ребенка, сближения детей с народным искусством и формированием первых трудовых навыков [2]. Дети, вовлеченные в социально-культурную деятельность, входят в современное общество через культуру своего народа. Большое влияние на умственное развитие ребенка, на развитие его образного мышления и формирование произвольного внимания оказывают занятия в мастерских декоративно-прикладного творчества [1]. Раньше дети с раннего возраста приобщались к работе, помогали родителям, таким образом, через совместную работу лучше осваивалось ремесло, перенимался опыт, прививалось трудолюбие. История народного декоративно-прикладного творчества является одной из
важнейших сторон русской культуры, и поэтому в настоящее время ее изучение приобретает особую актуальность.
Проводимая в крае работа по сохранению и развитию традиционной культуры, способствовала привлечению внимания общества к проблемам народной культуры, введению ее элементов в современную жизнь, росту числа участников клубных формирований, занимающихся сохранением народных традиций [4]. Важнейшую роль в деле сохранения и развития на Алтае традиционной народной культуры играют культурно-досуговые учреждения, методические центры, народные отделения учреждений дополнительного и профессионального образования, которые сохраняют традиционную специфику и виды клубного досуга. Одним из таких учреждений является муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств «Традиция» (МБОУ ДОД ДШИ «Традиция»), основанное в 1994 году на базе детского фольклорного ансамбля «Беседушка».
Организация деятельности МБОУ ДОД ДШИ «Традиция» осуществляется посредством реализации дополнительных образовательных программ, которые вместе с тематическими планами, согласовываются с администрацией школы. Основу программно-методического комплекса школы составляют авторские образовательные программы, кроме этого, используется ряд адаптированных программ учебных курсов, рекомендованных к обучению Министерством образования РФ («Народоведение» Ю. М. Новицкой). Авторские и адаптированные программы имеют рецензии соответствующих специалистов, рассмотрены и имеют положительное экспертное заключение Экспертного совета школы, согласованы и приняты на заседании Педагогического совета, рассмотрены и рекомендованы к реализации Методическим советом и утверждены директором школы. Коллектив школы работает по авторской образовательной программе, являющейся Лауреатом региональной образовательной выставки «Современное образование: традиции и новаторство», Лауреатом I степени Славянского общества Алтайского края, Дипломантом I степени краевого конкурса программ воспитания детей и молодежи в номинации «Образовательная (учебная) программа дополнительного образования детей художественного направления».
В МБОУ ДОД ДШИ «Традиция» реализуются следующие образовательные программы по направлению «Декоративно-прикладное творчество»: «Традиционные крестьянские росписи», «Игрушка-Тарарушка», «Природная кладовая», «Краски старых мастеров» и многие другие.
Образовательный процесс строится на основе:
- свободного выбора и освоения обучающимися дополнительных образовательных программ и услуг за пределами основных образовательных программ;
- многообразия дополнительных образовательных программ;
- непрерывности дополнительного образования;
- преемственности дополнительных образовательных программ, возможности их сочетания, коррекции в процессе освоения;
- творческого сотрудничества педагогов, детей и их родителей;
- интеграции некоторых сфер общего и дополнительного образования;
- системного подхода к реализации образовательной, социокультурной и информационно-методической деятельности.
Учебный план школы предполагает организацию занятий в группах и подгруппах, а так же индивидуальные формы обучения. Допускается проведение занятий с полным составом объединения, сводных занятий, репетиций с применением интегрированных форм обучения, согласно требованиям учебного плана и необходимости участия объединений в массовых и социокультурных мероприятиях.
Школа занимается разработкой и реализацией программ дополнительного образования, которые привлекательны для обучающихся и обеспечивающих их занятость в свободное от учебы время. Все программы разрабатываются по стандартам и имеют четкую структуру: пояснительная записка, цель и задачи программы, основные принципы работы, методика реализации программы (методы и приемы работы, формы работы с детьми, организация процесса обучения, организация рабочего места, содержание программы, прогнозируемые результаты учебно-воспитательной работы и учебные планы по годам обучения).
Так, например цель программы «Волшебная глина»: создать условия для снижения тревожности, снятия мышечных зажимов, для эмоциональной разрядки детей. Главными задачами программы являются: снижение агрессивности, страхов, тревожности у детей; развитие творческого воображения, фантазии, мелкой моторики и сенсорных ощущений. Цель занятий - подарить детям радость творчества, познакомить с историей народных художественных керамических промыслов, показать профессиональные приемы лепки, познакомить с образной стилизацией глиняных игрушек. Руководитель-
воспитатель помогает раскрыть способности детей, преодолеть трудности в процессе учебы, привить интерес к лепке.
Образовательная программа «Вышивка» призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декоративно-прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популярных его направлений - художественной обработке материалов. Цель программы: обеспечить условия, способствующие формированию познавательной деятельности, социального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка средствами декоративно-прикладного искусства. Программа рассчитана на решение нескольких видов задач. Развивающие: создание условий для самореализации творческих способностей, развитие умственных способностей, инициативности, самостоятельности, формирование адекватной самооценки, чувства ответственности, навыков самоорганизации, самоконтроля, нравственного саморазвития. Воспитательные: создание условий для обогащения духовной жизни школьника, совершенствование эстетических взглядов, формирование мировоззрения, профессионального ориентирования школьников в социуме. Обучающие: создание условий для приобретения и активного использования учащимися знаний, умений и навыков по вышивке, формирование технологической, художественной и эстетической культуры, овладение основными навыками культуры труда, формирование культуры речи, развитие координации движений рук при выполнении вышивки, выработка умения самостоятельно работать над творческим проектом.
Программа «Тряпичная кукла» направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщение учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка. В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, связь народной художественной культуры с духовными ценностями. Цель программы - формирование практических навыков художественно-творческой деятельности. Задачи программы: освоить приемы работы с различными видами ткани, развивать изобразительные способности, нестандартное мышление, воспитание духовной культуры обучающихся через художественное творчество. Программа носит комплексный характер и способствует формированию духовной и художественной культуры.
В рамках своей деятельности учреждение реализует дополнительные образовательные программы художественно-эстетической направленности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Проанализированные программы направлены, на формирование элементарных представлений о способах и методах выполнения предметов декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, их мелкой моторики и внимания. Содержание образовательного процесса, его цели и задачи направлены на создание условий, максимально приближенных к этнокультурной среде с целью приобщения участников образовательного процесса к истокам традиционной народной культуры. На этой основе развиваются творческие способности и этнотолерантные качества личности, которая способна к самореализации и самоопределению в современном обществе. Дети знакомятся с культурой своего народа, что воспитывает в них понимание неповторимости родной культуры, ценности культурных явлений, развивает готовность к взаимопониманию и взаимодействию.
Народное искусство - живой родник современной художественной культуры оно соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции [5]. Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания, оно помогает формировать художественный вкус, воспитывать чуткое отношение к прекрасному, благотворно влияет на формирование личности, пробуждает уважение и любовь к родной культуре.
Список литературы
1. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б. Т. Лихачев. - Москва : Просвещение, 1985. - 175 с.
2. Нестеренко, А. В. Этнохудожественное образование детей и подростков : учеб. пособие / А. В. Несте-ренко. - Москва : Изд-во МГУКИ, 2008. - 209 с.
3. Рыбаков, Б. А. Русское прикладное искусство Х-Х11 вв. / Б. А. Рыбаков. - Ленинград : Аврора, 1971. -127 с.: ил.
4. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов : сборник статей / сост. и науч. ред. И. Я. Богуславская. - Ленинград : Художник РСФСР, 1981. - 374 с.
5. Декоративное творчество школьника и художественные народные промыслы / под ред. Т. Я. Шпика-ловой. - Москва, 1973.