Научная статья на тему 'Формирование этнокультурного пространства в современном социуме'

Формирование этнокультурного пространства в современном социуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
77
Поделиться
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / МУЗЕЙ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭКСПЕДИЦИОННАЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА / НАУЧНО-ФОНДОВАЯ РАБОТА / ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ / МАРКЕТИНГОВАЯ И ЭКСКУРСИОННОПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белькова Л. В.

В статье исследуются проблемы комплектования, изучения, сохранения и пропаганды духовного (нематериального) наследия. Предлагается основанная на многолетнем опыте работы с детьми и подростками модель этнокультурного образования в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детской школы искусств «Традиция» с. Власиха г. Барнаула

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белькова Л. В.

FORMATION OF ETHNOCULTURAL SPACE IN A MODERN SOCIETY

These article deals with the problems of studying, preservation and propagation of a spiritual (nonmaterial) heritage. The model of ethnocultural formation in Municipal educational institution of an additional education of children «Is offered based on a long-term operational experience with children and teenagers to Childrens school of arts «Tradition» v. Vlasiha of Barnaul

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование этнокультурного пространства в современном социуме»

УДК 37.01:39

Л.В. Белькова, директор Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств «Традиция», Почетный работник общего образования Российской Федерации,

E-mail: dshi_tradition@mail. ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

В статье исследуются проблемы комплектования, изучения, сохранения и пропаганды духовного (нематериального) наследия. Предлагается основанная на многолетнем опыте работы с детьми и подростками модель этнокультурного образования в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детской школы искусств «Традиция» с. Власиха г. Барнаула

Ключевые слова: этнокультурное наследие, музей, этнокультурное образование, научные исследования, экспедиционная, исследовательская практика, научно-фондовая работа, экспозиционно-выставочная, маркетинговая и экскурсионнопросветительская деятельность.

Трансформация социальных устоев общества обусловили повышение интереса к вопросам этнокультурного образования в передовых кругах педагогической общественности современной России. Этот интерес возник не на пустом месте: идеологический кризис и социокультурная ситуация в Российском обществе начала 90-х годов прошлого века способствовали повышению внимания к духовному наследию, традиционным народным культурам, национальному самосознанию и межнациональным взаимоотношениям.

Реформы в сфере образования того времени позволили запустить механизм реализации инновационных процессов, одним из достижений которого является внедрение в учебные планы ряда общеобразовательных школ программ по изучению традиционной народной культуры. Изменения свидетельствовали не просто о моде на фольклор, но о произошедшем в сознании общества понимании ценности традиционных культур [1; 2].

В процессе преподавания школьных дисциплин гуманитарного, эстетического и художественного циклов обозначилась необходимость естественного творческого погружения ребенка в сложный мир этнокультуры, формирования духовно-нравственного, художественно-эстетического, творческого потенциала представителей подрастающего поколения новой России. В данной ситуации возникла потребность обращения к феномену традиционной народной культуры, уникальному явлению, имеющему синкретическую природу, вобравшему в себя наиболее жизнеспособные образцы духовного и материального наследия этноса, сконцентрировавшему в себе нравственные, социальные, психологические, педагогические, художественно-эстетические, и иные общечеловеческие идеалы, нормы и ценности [3].

За последнее десятилетие традиционная народная культура довольно широко вошла и в систему образования, начиная от дошкольного, среднего и заканчивая вузовским. В «Концепции национальной государственной политики Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 15 июня 1996 года № 909) определены основные задачи национальной политики государства в духовной сфере. В Концепции отмечается, что формирование и распространение идей духовного единства и межнационального согласия, знаний об истории и культуре населяющих Россию народов, сохранение их исторического наследия, развитие национальной самобытности, обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития их языков, укрепление и совершенствование общеобразовательной школы как инструмента развития культуры и языка каждого народа, наряду с воспитанием уважения к культуре и языкам других народов и мировым культурным ценностям, учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией являются важными составляющими процесса воспитания [2].

Однако в современных условиях ученые и практики недооценивают роль этнокультурного образования в воспитании

детей и подростков. Неоднозначная политика реформаторов системы образования последних лет проводится с целью улучшения качества образовательных услуг и повышения эффективности образовательного процесса, но духовное и нравственное развитие и воспитание, как и прежде, остаётся на «галёрке». Одним из наиболее неблагоприятных и отрицательных факторов здесь является систематическое недофинансирование воспитательных образовательных программ и проектов, а также деятельности учреждений дополнительного образования детей, которые по ФЗ № 131 теперь находятся на муниципальном бюджете и вынуждены «выживать», вместо того, чтобы вовлекать в свои программы как можно большее число детей и подростков. Известно, какие интересы и потребности формируют у сообщества средства массовой информации и Интернет. Яркий глянец журналов и газет, пропаганда поп-культуры, красивой и привлекательной жизни шоу-бизнеса, формирует негативное, потребительское отношение к миру культуры и искусства. Ни для кого не секрет, что сегодня более востребованными являются творческие объединения эстрадного направления, студии фитнеса, бального танца, школы моделей и т. п. Общество погружается в «культуру реальной виртуальности», сформированную электронными средствами массовой информации, смешавшую в едином цифровом пространстве все формы культурного наследия, наше настоящее и будущее. Не каждый родитель может понять (в силу его воспитанности и отношения к миру) и осознать значимость именно духовно-нравственного развития ребенка, его воспитания, ведь в общеобразовательной школе главное - это учеба и хорошие оценки.

Неоспоримым является факт приоритетов материальных запросов общества над духовными потребностями на фоне разрушения духовного богатства. Усугубляется положение отсутствием интереса у административных и руководящих работников образовательных учреждений к созданию оптимальных условий для развития этнокультурной среды в окружающем социуме; нехваткой знаний и специальных навыков у школьных учителей гуманитарного цикла и специалистов дошкольных образовательных учреждений при изучении тем фольклорно-этнографического содержания; некомпетентностью педагогов дополнительного образования - преподавателей спецкурсов, руководителей творческих объединений, занимающихся воспитательной деятельностью; отсутствием оснащённости образовательного процесса, его несоответствием современным требованиям.

Сложившуюся ситуацию обусловили ряд объективных факторов. Собирание, изучение, сохранение и пропаганда духовного и материального наследия чаще всего организуется и проводится усилиями отдельных энтузиастов. Если говорить о предметах материального наследия, как о средствах, которые помогут воссоздать этнокультурное пространство определённой локальной традиции, разработать и организовать вос-

производство ремёсел и их технологий, то по этому направлению накоплен богатый иллюстративный и справочный материал, издаётся достаточное количество монографий. В Алтайском крае эта работа успешно выполняется учеными высших учебных заведений, сотрудниками государственных и муниципальных музеев.

В Алтайской государственной педагогической академии (АлтГПА) собирание этнографических и вещественных исторических материалов велось с середины 1970-х годов к. и. н., доцентом А. Д. Сергеевым. С 1990-х гг. интенсивное этнографическое обследование Алтайского края осуществляется под руководством д. и. н., проф. Т. К. Щегловой [4]. Систематически изучаются крестьянские поселенческие комплексы, жилые и хозяйственные постройки, одежда, семейный и производственный быт, верования и народное искусство. Главное внимание уделяется культуре славянского и, прежде всего, русского народа. В настоящее время фонды историко-краеведческого музея АлтГПА содержат более 35 тыс. ед. хр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Государственном художественном музее Алтайского края успешно работает отдел «Русская традиционная культура». Энтузиастами-мастерами, возрождающими традиционные народные ремесла являются: В. В. Гычев, Г.Ф. Мингалё-ва, Л. В. Живова, педагоги О.С. Щербакова, М.Н. Сигарёва, Е. Н. Эйхольц и др.

Сбор вещественных материалов по этнокультурному наследию народов Алтая в значительной степени осуществляется во время экспедиций. Организация и проведение экспедиций и исследований в области нематериального наследия, духовной культуры невозможно без использования специальных технических средств (видеокамеры, аудиоаппаратуры). Приобретение дорогостоящего оборудования остается серьезной проблемой для исследовательских и творческих коллективов. Следствием такого положения дел стало уменьшение числа экспедиций, а в некоторых случаях просто невозможность их осуществления. Важным обстоятельством, препятствующим освоению этнокультурного пространства региона, является недоступность результатов исследований, которые проводились экспедициями профессиональных коллективов, Центров народного творчества и досуга, учебными заведениями, музеями и другими организациями в советское время.

Конечно, на это есть объективные причины - данная информация является эксклюзивной, и, если сам исследователь или организация не захочет распространять результаты своего труда, то материалы научных экспедиций так и остаются невостребованными. При этом сохранение и воспроизводство духовного наследия народа, приобщение к этой деятельности детей и представителей молодого поколения, остаётся просто словами «на бумаге». Каждый учитель музыки должен использовать в своей педагогической практике аутентичное звучание образцов певческого и инструментального исполнительства, тем более - воспроизводить манеру локальной традиции, основываясь на подлинниках.

Выявленные нами противоречия в образовательной и культурной политике России последних лет, порождённые социокультурными реалиями, позволяют сформулировать следующую проблему: разрозненность и межведомственная разобщённость представителей образования, науки и культуры, занимающихся вопросами сохранения и воспроизводства материального и духовного наследия, порождают непонимание и недооценку важности этого направления культурологического образования местными властями и государством.

Решение обозначенной проблемы мы видим в создании образовательных структур, которые будут способны создать условия для формирования этнокультурного пространства в социуме, смогут обеспечить взаимодействие между педагогами практиками, учёными, представителями культуры и искусства, станут связующим звеном в объединении усилий учреждений образования, культуры, социальных институтов в во-

просах этнокультурного воспитания и образования подрастающего поколения.

Интересен опыт деятельности Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств «Традиция» (МОУ ДОД ДШИ «Традиция») с. Власиха Индустриального района г. Барнаула. Данное учреждение функционирует в системе дополнительного образования детей и реализует дополнительные образовательные программы этнокультурной направленности. Содержание образовательного процесса, его цели и задачи подчинены основной идее этнокультурного образования - создание условий, максимально приближенных к этнокультурной среде. Педагогический коллектив школы реализует поставленные цели и задачи на основе формирования единой этнокультурной образовательной среды. Администрацией и педагогическим коллективом школы выбрана такая образовательная политика, фундаментом которой является гибкая, адаптивная система действий, основанная на принципах этнопеда-гогики, культуросообразности и здоровьесбережения. Основу образовательной практики учреждения составляет единство социокультурной, образовательной (учебной, воспитательной, научно- исследовательской) и организационно-методической сфер педагогической деятельности, что предполагает выработку общей образовательной платформы - содержательной культурологической основы совместной деятельности всех участников педагогического процесса.

Организация деятельности МОУ ДОД ДШИ «Традиция» осуществляется посредством реализации дополнительных образовательных программ с использованием приемов и методов этнопедагогики, здоровьесберегающих технологий. В структуру школы входят несколько лабораторий, каждая из которых выполняет свою функцию в этнокультурном пространстве школы: лаборатории этнопедагогики, «реконструкции» фольклорных традиций, теории и истории музыки, реставрации материальной культуры, социокультурной деятельности.

Лаборатория этнопедагогики реализует следующие учебные дисциплины: народоведение, основы православной культуры, народное творчество, история народных промыслов и ремёсел. В рамках лаборатории работает историкопатриотическое объединение «Мастерская русского кулачного боя» и реализуются образовательные программы учебных курсов по развитию речи для детей младшего и старшего дошкольного возраста «У нас во горнице», по развитию логического мышления для детей старшего дошкольного возраста «Почемучка».

Лаборатория «реконструкции» фольклорных традиций (музыкальных, инструментальных, танцевальных и т. д.) специализируется на реализации следующих практических учебных курсов: ансамблевое пение, фольклорный танец, программы по основам ансамблевого пения для детей младшего и старшего дошкольного возраста «Ладушки». В связи со специфичностью развития музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора, ряд курсов ведется в индивидуальной форме обучения. Например, интегрированный курс по вокалу и «расшифровке» «Освоение местных певческих традиций» и учебный курс «Инструменты устной народной традиции». В рамках данного курса реализуются парциальные программы освоения разных видов инструментов устной народной традиции - простейших шумовых, ударных, духовых, струнных, гармоники-хромки.

Достижению оптимального уровня обучения в творческих фольклорных коллективах и высокой результативности способствует деятельность лаборатории теории и истории музыки. Образовательные программы учебных курсов включают обучение музыкальной грамоте, сольфеджио, теории музыки, индивидуальному курсу «общее фортепиано».

Обучение детей и подростков различным видам декоративно-прикладного творчества и традиционных народных

ремёсел осуществляется в лаборатории реставрации материальной культуры. Спектр видов деятельности в данном направлении чрезвычайно велик - от изучения и изготовления народной игрушки (тряпичной, деревянной, глиняной), освоения традиционных видов крестьянской росписи (УралоСибирской, Мезенской, Пермогорской, Ракульской, и др.), традиционного ткачества и плетения опоясков до изготовления традиционной народной одежды и атрибутов. Необходимые умения и навыки прививаются обучающимся в рамках реализации парциальных образовательных программ следующих учебных курсов: маленькие мастера, мастерские декоративно-прикладного творчества, основы дизайна и посредством индивидуальных занятий по освоению основ различных ремёсел.

С целью достижения высоких показателей деятельности в социокультурном направлении в МОУ ДОД ДШИ «Традиция» действует структурное подразделение - лаборатория социокультурной деятельности. Педагогический коллектив лаборатории считает необходимым расширение образовательного пространства в области социокультурной деятельности учреждения. Немаловажную роль в получении результат играет вовлечение родителей в деятельность школы. Они являются помощниками в проведении мероприятий, оказывают материальную помощь в проведении фольклорно - этнографических экспедиций, изготовлении костюмов для выступления коллективов.

Навыки научно-исследовательской работы учащиеся получают в фольклорно-этнографических экспедициях. Развитием данного направления деятельности школы и организацией занимается лаборатория этнографии и краеведения. Организация экспедиционно-исследовательской деятельности является приоритетным направлением работы всего коллектива, так как при этом содержание учебных дисциплин в учреждении наполняется расшифрованными материалами по фольклору, этнографии и краеведению. Огромную роль в обучении и воспитании играет наглядность, поэтому с целью формирования музейного этнокультурного пространства в школе создан и официально действует с 14 сентября 2003 года Детский этнографический музей - мастерская «Лад».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В апреле 2009 школа заявила ходатайство об изменении статуса музея на Детский этнографический музей-мастерскую «Лад» МОУ ДОД ДШИ «Традиция». Необходимость изменения названия обусловлена тем, что основным показателем качества содержания и организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей является создание и реализация гибкой, целостной системы программ, способных быстро и эффективно реагировать на изменяющиеся потребности личности и социума. Основой работы коллектива школы по этому направлению стала организация деятельности по расширению и преобразованию экспозиционного пространства существующего музея, развитию и становлению его как образовательной структуры, в рамках которой осуществляется экспедиционная и исследовательская практика, целенаправленная научно-фондовая работа, экспозиционно-выставочная, маркетинговая и экскурсионно-просветительская деятельность.

Bibliography

Синкретическая природа фольклора и необходимость в ненавязчивом, систематичном, осознанном приобщении к миру материальной культуры родного народа, обусловила организацию занятий мастерских декоративно-прикладным творчеством и ремёслами.

Фонды музея составляют 1345 экспонатов. В книге учета посетителей за 2004 - 2009 год насчитывается 12486 человек. В основу образовательной деятельности музея положена реализация принципа интерактивности, который предполагает приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Посетители рассматриваются не как объект, который нужно обучать и воспитывать, а как равноправный участник коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в музейной среде.

Отличительной чертой нашего музея-мастерской является предоставленная учащимся возможность освоения на его экспозиционном пространстве образовательных программ комплексного, многопрофильного и многоуровневого объединения школы. Параллельно осваиваются парциальные программы мастерских декоративно-прикладного творчества: «Традиционные крестьянские росписи», «Игрушка-тарарушка», «Гончарная мастерская», «Традиционный народный костюм старожилов и переселенцев Сибири», «Традиции плетения и ткачества», «Эстетика традиционного быта русского крестьянства», «Кружевоплетение на коклюшках», так же отдельные темы и разделы учебных курсов ««Народоведение», «Народное творчество», «Ансамблевое пение» и др.

Основным источником информации для существования и развития музейной коммуникации Детского этнографического музея-мастерской «Лад» МОУ ДОД ДШИ «Традиция» является целенаправленная, систематическая экспедиционная и исследовательская практика обучающихся и педагогов школы, работа с фольклорно-этнографическим материалом (расшифровка, обработка, описание, и т. п.), аутентичные образцы песенного и инструментального исполнительства, научноисследовательские труды, исторические и архивные материалы, воссозданные предметы материального наследия и реконструированные традиции (обычаи, обряды и праздники).

Главные направления поисковой работы посвящены изучению культуры и быта русского населения Алтайского края и Юга Западной Сибири (старожилов и переселенцев), этнографического краеведения села, города и края. С целью подведения итогов поисковой и научно-исследовательской деятельности в школе организуется и проводится ежегодная научно-практическая конференция «Создание условий для формирования и развития этнокультурной среды в образовательном учреждении». На детской секции конференции учащиеся школы представляют результаты исследовательских работ. Кроме этого, обучающиеся школы активно участвуют в научно-практических конференциях районного, городского, краевого и Российского уровней. Работы учащихся являются призерами краевой программы для одаренных и талантливых детей «Шаг в будущее», Детский этнографический музей-мастерская «Лад» МОУ ДОД ДШИ «Традиция» является базой для проведения семинаров-практикумов, музеологических школ, в том числе и международных.

1. Babunova, E.S. Pedagogical strategy of becoming ethno-cultural education of preschool children: Author. Dis. ... Dr. Ped. Science. - Chelyabinsk, 2009.

2. The concept of national public policy of Russia / / Russian newspaper. - 1996. - July 4.

3. Popular culture in modern conditions, "holes. Ed. N.G. Mikhailova. - M.: M in the culture of Russia. Ros. Institute of Cultural Studies, 2000.

4. Shcheglova, T.G. Russian old-timers and the newcomers / T.G. Shcheglova [and others], Ch. Ed. and Comp. A.M. Tarunov / / Altai land of plenty. - M., 2007.

Article Submitted 10.01.11