УДК 37.01:39
Л.В. Белькова, директор Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств «Традиция», Почетный работник общего образования Российской Федерации,
E-mail: dshi_tradition@mail. ru
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ
В статье исследуются проблемы комплектования, изучения, сохранения и пропаганды духовного (нематериального) наследия. Предлагается основанная на многолетнем опыте работы с детьми и подростками модель этнокультурного образования в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детской школы искусств «Традиция» с. Власиха г. Барнаула
Ключевые слова: этнокультурное наследие, музей, этнокультурное образование, научные исследования, экспедиционная, исследовательская практика, научно-фондовая работа, экспозиционно-выставочная, маркетинговая и экскурсионнопросветительская деятельность.
Трансформация социальных устоев общества обусловили повышение интереса к вопросам этнокультурного образования в передовых кругах педагогической общественности современной России. Этот интерес возник не на пустом месте: идеологический кризис и социокультурная ситуация в Российском обществе начала 90-х годов прошлого века способствовали повышению внимания к духовному наследию, традиционным народным культурам, национальному самосознанию и межнациональным взаимоотношениям.
Реформы в сфере образования того времени позволили запустить механизм реализации инновационных процессов, одним из достижений которого является внедрение в учебные планы ряда общеобразовательных школ программ по изучению традиционной народной культуры. Изменения свидетельствовали не просто о моде на фольклор, но о произошедшем в сознании общества понимании ценности традиционных культур [1; 2].
В процессе преподавания школьных дисциплин гуманитарного, эстетического и художественного циклов обозначилась необходимость естественного творческого погружения ребенка в сложный мир этнокультуры, формирования духовно-нравственного, художественно-эстетического, творческого потенциала представителей подрастающего поколения новой России. В данной ситуации возникла потребность обращения к феномену традиционной народной культуры, уникальному явлению, имеющему синкретическую природу, вобравшему в себя наиболее жизнеспособные образцы духовного и материального наследия этноса, сконцентрировавшему в себе нравственные, социальные, психологические, педагогические, художественно-эстетические, и иные общечеловеческие идеалы, нормы и ценности [3].
За последнее десятилетие традиционная народная культура довольно широко вошла и в систему образования, начиная от дошкольного, среднего и заканчивая вузовским. В «Концепции национальной государственной политики Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 15 июня 1996 года № 909) определены основные задачи национальной политики государства в духовной сфере. В Концепции отмечается, что формирование и распространение идей духовного единства и межнационального согласия, знаний об истории и культуре населяющих Россию народов, сохранение их исторического наследия, развитие национальной самобытности, обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития их языков, укрепление и совершенствование общеобразовательной школы как инструмента развития культуры и языка каждого народа, наряду с воспитанием уважения к культуре и языкам других народов и мировым культурным ценностям, учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией являются важными составляющими процесса воспитания [2].
Однако в современных условиях ученые и практики недооценивают роль этнокультурного образования в воспитании
детей и подростков. Неоднозначная политика реформаторов системы образования последних лет проводится с целью улучшения качества образовательных услуг и повышения эффективности образовательного процесса, но духовное и нравственное развитие и воспитание, как и прежде, остаётся на «галёрке». Одним из наиболее неблагоприятных и отрицательных факторов здесь является систематическое недофинансирование воспитательных образовательных программ и проектов, а также деятельности учреждений дополнительного образования детей, которые по ФЗ № 131 теперь находятся на муниципальном бюджете и вынуждены «выживать», вместо того, чтобы вовлекать в свои программы как можно большее число детей и подростков. Известно, какие интересы и потребности формируют у сообщества средства массовой информации и Интернет. Яркий глянец журналов и газет, пропаганда поп-культуры, красивой и привлекательной жизни шоу-бизнеса, формирует негативное, потребительское отношение к миру культуры и искусства. Ни для кого не секрет, что сегодня более востребованными являются творческие объединения эстрадного направления, студии фитнеса, бального танца, школы моделей и т. п. Общество погружается в «культуру реальной виртуальности», сформированную электронными средствами массовой информации, смешавшую в едином цифровом пространстве все формы культурного наследия, наше настоящее и будущее. Не каждый родитель может понять (в силу его воспитанности и отношения к миру) и осознать значимость именно духовно-нравственного развития ребенка, его воспитания, ведь в общеобразовательной школе главное - это учеба и хорошие оценки.
Неоспоримым является факт приоритетов материальных запросов общества над духовными потребностями на фоне разрушения духовного богатства. Усугубляется положение отсутствием интереса у административных и руководящих работников образовательных учреждений к созданию оптимальных условий для развития этнокультурной среды в окружающем социуме; нехваткой знаний и специальных навыков у школьных учителей гуманитарного цикла и специалистов дошкольных образовательных учреждений при изучении тем фольклорно-этнографического содержания; некомпетентностью педагогов дополнительного образования - преподавателей спецкурсов, руководителей творческих объединений, занимающихся воспитательной деятельностью; отсутствием оснащённости образовательного процесса, его несоответствием современным требованиям.
Сложившуюся ситуацию обусловили ряд объективных факторов. Собирание, изучение, сохранение и пропаганда духовного и материального наследия чаще всего организуется и проводится усилиями отдельных энтузиастов. Если говорить о предметах материального наследия, как о средствах, которые помогут воссоздать этнокультурное пространство определённой локальной традиции, разработать и организовать вос-
производство ремёсел и их технологий, то по этому направлению накоплен богатый иллюстративный и справочный материал, издаётся достаточное количество монографий. В Алтайском крае эта работа успешно выполняется учеными высших учебных заведений, сотрудниками государственных и муниципальных музеев.
В Алтайской государственной педагогической академии (АлтГПА) собирание этнографических и вещественных исторических материалов велось с середины 1970-х годов к. и. н., доцентом А. Д. Сергеевым. С 1990-х гг. интенсивное этнографическое обследование Алтайского края осуществляется под руководством д. и. н., проф. Т. К. Щегловой [4]. Систематически изучаются крестьянские поселенческие комплексы, жилые и хозяйственные постройки, одежда, семейный и производственный быт, верования и народное искусство. Главное внимание уделяется культуре славянского и, прежде всего, русского народа. В настоящее время фонды историко-краеведческого музея АлтГПА содержат более 35 тыс. ед. хр.
В Государственном художественном музее Алтайского края успешно работает отдел «Русская традиционная культура». Энтузиастами-мастерами, возрождающими традиционные народные ремесла являются: В. В. Гычев, Г.Ф. Мингалё-ва, Л. В. Живова, педагоги О.С. Щербакова, М.Н. Сигарёва, Е. Н. Эйхольц и др.
Сбор вещественных материалов по этнокультурному наследию народов Алтая в значительной степени осуществляется во время экспедиций. Организация и проведение экспедиций и исследований в области нематериального наследия, духовной культуры невозможно без использования специальных технических средств (видеокамеры, аудиоаппаратуры). Приобретение дорогостоящего оборудования остается серьезной проблемой для исследовательских и творческих коллективов. Следствием такого положения дел стало уменьшение числа экспедиций, а в некоторых случаях просто невозможность их осуществления. Важным обстоятельством, препятствующим освоению этнокультурного пространства региона, является недоступность результатов исследований, которые проводились экспедициями профессиональных коллективов, Центров народного творчества и досуга, учебными заведениями, музеями и другими организациями в советское время.
Конечно, на это есть объективные причины - данная информация является эксклюзивной, и, если сам исследователь или организация не захочет распространять результаты своего труда, то материалы научных экспедиций так и остаются невостребованными. При этом сохранение и воспроизводство духовного наследия народа, приобщение к этой деятельности детей и представителей молодого поколения, остаётся просто словами «на бумаге». Каждый учитель музыки должен использовать в своей педагогической практике аутентичное звучание образцов певческого и инструментального исполнительства, тем более - воспроизводить манеру локальной традиции, основываясь на подлинниках.
Выявленные нами противоречия в образовательной и культурной политике России последних лет, порождённые социокультурными реалиями, позволяют сформулировать следующую проблему: разрозненность и межведомственная разобщённость представителей образования, науки и культуры, занимающихся вопросами сохранения и воспроизводства материального и духовного наследия, порождают непонимание и недооценку важности этого направления культурологического образования местными властями и государством.
Решение обозначенной проблемы мы видим в создании образовательных структур, которые будут способны создать условия для формирования этнокультурного пространства в социуме, смогут обеспечить взаимодействие между педагогами практиками, учёными, представителями культуры и искусства, станут связующим звеном в объединении усилий учреждений образования, культуры, социальных институтов в во-
просах этнокультурного воспитания и образования подрастающего поколения.
Интересен опыт деятельности Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств «Традиция» (МОУ ДОД ДШИ «Традиция») с. Власиха Индустриального района г. Барнаула. Данное учреждение функционирует в системе дополнительного образования детей и реализует дополнительные образовательные программы этнокультурной направленности. Содержание образовательного процесса, его цели и задачи подчинены основной идее этнокультурного образования - создание условий, максимально приближенных к этнокультурной среде. Педагогический коллектив школы реализует поставленные цели и задачи на основе формирования единой этнокультурной образовательной среды. Администрацией и педагогическим коллективом школы выбрана такая образовательная политика, фундаментом которой является гибкая, адаптивная система действий, основанная на принципах этнопеда-гогики, культуросообразности и здоровьесбережения. Основу образовательной практики учреждения составляет единство социокультурной, образовательной (учебной, воспитательной, научно- исследовательской) и организационно-методической сфер педагогической деятельности, что предполагает выработку общей образовательной платформы - содержательной культурологической основы совместной деятельности всех участников педагогического процесса.
Организация деятельности МОУ ДОД ДШИ «Традиция» осуществляется посредством реализации дополнительных образовательных программ с использованием приемов и методов этнопедагогики, здоровьесберегающих технологий. В структуру школы входят несколько лабораторий, каждая из которых выполняет свою функцию в этнокультурном пространстве школы: лаборатории этнопедагогики, «реконструкции» фольклорных традиций, теории и истории музыки, реставрации материальной культуры, социокультурной деятельности.
Лаборатория этнопедагогики реализует следующие учебные дисциплины: народоведение, основы православной культуры, народное творчество, история народных промыслов и ремёсел. В рамках лаборатории работает историкопатриотическое объединение «Мастерская русского кулачного боя» и реализуются образовательные программы учебных курсов по развитию речи для детей младшего и старшего дошкольного возраста «У нас во горнице», по развитию логического мышления для детей старшего дошкольного возраста «Почемучка».
Лаборатория «реконструкции» фольклорных традиций (музыкальных, инструментальных, танцевальных и т. д.) специализируется на реализации следующих практических учебных курсов: ансамблевое пение, фольклорный танец, программы по основам ансамблевого пения для детей младшего и старшего дошкольного возраста «Ладушки». В связи со специфичностью развития музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора, ряд курсов ведется в индивидуальной форме обучения. Например, интегрированный курс по вокалу и «расшифровке» «Освоение местных певческих традиций» и учебный курс «Инструменты устной народной традиции». В рамках данного курса реализуются парциальные программы освоения разных видов инструментов устной народной традиции - простейших шумовых, ударных, духовых, струнных, гармоники-хромки.
Достижению оптимального уровня обучения в творческих фольклорных коллективах и высокой результативности способствует деятельность лаборатории теории и истории музыки. Образовательные программы учебных курсов включают обучение музыкальной грамоте, сольфеджио, теории музыки, индивидуальному курсу «общее фортепиано».
Обучение детей и подростков различным видам декоративно-прикладного творчества и традиционных народных
ремёсел осуществляется в лаборатории реставрации материальной культуры. Спектр видов деятельности в данном направлении чрезвычайно велик - от изучения и изготовления народной игрушки (тряпичной, деревянной, глиняной), освоения традиционных видов крестьянской росписи (УралоСибирской, Мезенской, Пермогорской, Ракульской, и др.), традиционного ткачества и плетения опоясков до изготовления традиционной народной одежды и атрибутов. Необходимые умения и навыки прививаются обучающимся в рамках реализации парциальных образовательных программ следующих учебных курсов: маленькие мастера, мастерские декоративно-прикладного творчества, основы дизайна и посредством индивидуальных занятий по освоению основ различных ремёсел.
С целью достижения высоких показателей деятельности в социокультурном направлении в МОУ ДОД ДШИ «Традиция» действует структурное подразделение - лаборатория социокультурной деятельности. Педагогический коллектив лаборатории считает необходимым расширение образовательного пространства в области социокультурной деятельности учреждения. Немаловажную роль в получении результат играет вовлечение родителей в деятельность школы. Они являются помощниками в проведении мероприятий, оказывают материальную помощь в проведении фольклорно - этнографических экспедиций, изготовлении костюмов для выступления коллективов.
Навыки научно-исследовательской работы учащиеся получают в фольклорно-этнографических экспедициях. Развитием данного направления деятельности школы и организацией занимается лаборатория этнографии и краеведения. Организация экспедиционно-исследовательской деятельности является приоритетным направлением работы всего коллектива, так как при этом содержание учебных дисциплин в учреждении наполняется расшифрованными материалами по фольклору, этнографии и краеведению. Огромную роль в обучении и воспитании играет наглядность, поэтому с целью формирования музейного этнокультурного пространства в школе создан и официально действует с 14 сентября 2003 года Детский этнографический музей - мастерская «Лад».
В апреле 2009 школа заявила ходатайство об изменении статуса музея на Детский этнографический музей-мастерскую «Лад» МОУ ДОД ДШИ «Традиция». Необходимость изменения названия обусловлена тем, что основным показателем качества содержания и организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей является создание и реализация гибкой, целостной системы программ, способных быстро и эффективно реагировать на изменяющиеся потребности личности и социума. Основой работы коллектива школы по этому направлению стала организация деятельности по расширению и преобразованию экспозиционного пространства существующего музея, развитию и становлению его как образовательной структуры, в рамках которой осуществляется экспедиционная и исследовательская практика, целенаправленная научно-фондовая работа, экспозиционно-выставочная, маркетинговая и экскурсионно-просветительская деятельность.
Bibliography
Синкретическая природа фольклора и необходимость в ненавязчивом, систематичном, осознанном приобщении к миру материальной культуры родного народа, обусловила организацию занятий мастерских декоративно-прикладным творчеством и ремёслами.
Фонды музея составляют 1345 экспонатов. В книге учета посетителей за 2004 - 2009 год насчитывается 12486 человек. В основу образовательной деятельности музея положена реализация принципа интерактивности, который предполагает приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Посетители рассматриваются не как объект, который нужно обучать и воспитывать, а как равноправный участник коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в музейной среде.
Отличительной чертой нашего музея-мастерской является предоставленная учащимся возможность освоения на его экспозиционном пространстве образовательных программ комплексного, многопрофильного и многоуровневого объединения школы. Параллельно осваиваются парциальные программы мастерских декоративно-прикладного творчества: «Традиционные крестьянские росписи», «Игрушка-тарарушка», «Гончарная мастерская», «Традиционный народный костюм старожилов и переселенцев Сибири», «Традиции плетения и ткачества», «Эстетика традиционного быта русского крестьянства», «Кружевоплетение на коклюшках», так же отдельные темы и разделы учебных курсов ««Народоведение», «Народное творчество», «Ансамблевое пение» и др.
Основным источником информации для существования и развития музейной коммуникации Детского этнографического музея-мастерской «Лад» МОУ ДОД ДШИ «Традиция» является целенаправленная, систематическая экспедиционная и исследовательская практика обучающихся и педагогов школы, работа с фольклорно-этнографическим материалом (расшифровка, обработка, описание, и т. п.), аутентичные образцы песенного и инструментального исполнительства, научноисследовательские труды, исторические и архивные материалы, воссозданные предметы материального наследия и реконструированные традиции (обычаи, обряды и праздники).
Главные направления поисковой работы посвящены изучению культуры и быта русского населения Алтайского края и Юга Западной Сибири (старожилов и переселенцев), этнографического краеведения села, города и края. С целью подведения итогов поисковой и научно-исследовательской деятельности в школе организуется и проводится ежегодная научно-практическая конференция «Создание условий для формирования и развития этнокультурной среды в образовательном учреждении». На детской секции конференции учащиеся школы представляют результаты исследовательских работ. Кроме этого, обучающиеся школы активно участвуют в научно-практических конференциях районного, городского, краевого и Российского уровней. Работы учащихся являются призерами краевой программы для одаренных и талантливых детей «Шаг в будущее», Детский этнографический музей-мастерская «Лад» МОУ ДОД ДШИ «Традиция» является базой для проведения семинаров-практикумов, музеологических школ, в том числе и международных.
1. Babunova, E.S. Pedagogical strategy of becoming ethno-cultural education of preschool children: Author. Dis. ... Dr. Ped. Science. - Chelyabinsk, 2009.
2. The concept of national public policy of Russia / / Russian newspaper. - 1996. - July 4.
3. Popular culture in modern conditions, "holes. Ed. N.G. Mikhailova. - M.: M in the culture of Russia. Ros. Institute of Cultural Studies, 2000.
4. Shcheglova, T.G. Russian old-timers and the newcomers / T.G. Shcheglova [and others], Ch. Ed. and Comp. A.M. Tarunov / / Altai land of plenty. - M., 2007.
Article Submitted 10.01.11