деланное на паи - «схат» и зерно, а как дополнительные вода, соки, конфеты, халва, сахар, растительное масло, посуда, полотенце, чай, кофе. А также в течение всего года, каждый четверг проходят своего рода «маленькие поминки», которые охватывают соседей и прибывших на них родственников, причем основным элементом этих раздач были мучные продукты с начинкой из мяса, сыра, творога с зеленью, фрукты и сладости.
Обращение к традиционной культуре автохтонов Северного Кавказа карачаевцев и балкарцев позволяет вскрыть самые глубинные пласты и подобраться к древнейшей культурной ос-
Библиографический список
нове, которая уже непонятна, но круг ритуальных и обрядовых действий сложившиеся в древности скрупулезно выполняется и сегодня. Несмотря на то, что умилостивительная, предупредительная жертва отличается от обычного дара, и она не возвратна, и ничего не гарантирует, но все равно жертвователь рассчитывает на добрую ответную волю и получение материальных благ от той силы, к которой обращена жертва. И мы по- прежнему верим в то, что чем больше людей вкусят ритуальных даров, тем спокойнее будет почившему, он будет чувствовать заботу и внимание, а значит, его любят о нем помнят.
1. Богданов, Иван. Хан Аспарух. - София, 1981.
2. Бичиев, Х.О. Мавзолей Айдебола // Минги Тау. - Нальчик. - 1993. - № 1.
3. Бичурин (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М.; Л., 1950. - Т. I-II.
4. Книга Марко Поло. - М., 1955.
5. Денисов, П.В. Религиозные верования Чувашии. - Чебоксары, 1959.
6. Гаухара Балмаха [Э/р]. - Р/д: zakon.kz>4445088-obraz-konja-zanimaet-osobennoe.
Bibliography
1. Bogdanov, Ivan. Khan Asparukh. - Sofiya, 1981.
2. Bichiev, Kh.O. Mavzoleyj Ayjdebola // Mingi Tau. - Naljchik. - 1993. - № 1.
3. Bichurin (lakinf) Sobranie svedeniyj o narodakh, obitavshikh v Sredneyj Azii v drevnie vremena. - M.; L., 1950. - T. I-II.
4. Kniga Marko Polo. - M., 1955.
5. Denisov, P.V. Religioznihe verovaniya Chuvashii. - Cheboksarih, 1959.
6. Gaukhara Balmakha [Eh/r]. - R/d: zakon.kz>4445088-obraz-konja-zanimaet-osobennoe.
Статья поступила в редакцию 20.06. 14
УДК 911.3 (571.150)
Avhimovich N.I. CHILDREN'S MUSEUM: ETHNOCULTURAL EDUCATION OF YOUTH AND TOURISM. On the
basis of studying the experience of museum tourism for children and carrying out an analysis of scientific literature, the author explores the theme of the ethnic and cultural education of children and youth by the means that museum have. Particular attention is paid to the study of ethno-cultural space of museums and its effect on the visitors.
Key words: museum, children's museum, ethno-cultural education, art education, forms of work with visitors.
Н.И. Авхимович, аспирант каф. историко-культурного наследия и туризма ФГБОУ ВПО «Алтайская гос. педагогическая академия», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ДЕТСКИЙ МУЗЕЙ: ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМ
На основе изучения опыта работы детского музейного туризма и анализа научной литературы автор исследует тему этнокультурного воспитания детей и молодежи музейными средствами. Особое внимание уделено изучению этнокультурного музейного пространства и его влияние на посетителей.
Ключевые слова: музей, детский музей, этнокультурное воспитание, художественное воспитание, формы работы с посетителями.
Воспитание молодого поколения, пожалуй, самое главное, на что в современных условиях должно быть направлено внимание общественности, специалистов и практиков. Будущее поколение формируется сегодня и от того, насколько профессионально и качественно осуществляется его воспитание, зависит, вырастет ли ребёнок гармонично развитой личностью или его уделом станет духовная нищета. Все дети любят путешествовать, а наилучшим гидом в познании окружающего мира является музей.
В своем отношении к юной аудитории (детям и подросткам) многие музеи мира изменили свою политику еще в конце 1960-х годов. Именно социализации подрастающего поколения были посвящены многие музейные проекты, направленные на решение проблем, важных для самих детей. Американский ученый А. Рипли, в частности, заявлял: «В период кризиса, когда наши города поражены бедностью, когда особенно видны просчеты лиц, ответственных за развитие, музеи обязаны активно вмешиваться в жизнь людей, налаживать контакты с теми, кому они нужны» [1, с. 3].
Деятельность музеев с подрастающим поколением способна значительно повысить туристский потенциал Алтайского края, он может стать не только фактором развития духовной жизни, но и основой особой отрасли специализации, одним из перспективных направлений стимулирования социальной политики и развития экономики в регионе. Для детской аудитории посети-
телей интересны некоторые виды туризма, среди которых этнический туризм [2, с. 76].
Этнический туризм - одно из направлений культурно-познавательного туризма, являющееся в настоящее время заманчивым для многих стран. Мировая практика доказывает, что подобный вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека. Наиболее важным в организации этнического туризма является ознакомление участников с традициями и культурой различных этносов. Традиции - это система позиций, ценностей, норм поведения и принципы отношений между людьми в стране, ритм и пульс ее жизни [3, с. 36].
Этнический туризм включает в себя знакомство с музеями народного быта. Особый интерес вызывают этнографические музеи под открытым небом, в которых содержатся образцы традиционной архитектуры, предметы быта, и проводятся национальные праздники. При этом человек может своими глазами увидеть предмет, принадлежащий к той или иной культуре и эпохе, узнать о его деловом и символическом назначении, иногда даже потрогать его и ощутить причастность к культуре своего и других народов. Как этнический туризм можно внедрить в практику детского музея? В последнее время в мировой практике активно развивается направление работы музеев для детей по включению их в социализацию музейными средствам и формами. Например, музей И. Штайгера - это уникальная коллекция игрушек, собираемая всю жизнь известным чешским художни-
ком и режиссером; огромное количество экспонатов, что в это просто невозможно поверить. Любая игрушка, о которой когда-либо мечтал, которая снилась ночами или не снилась, там есть: старинные елочные украшения, модель паровой машины, имевшая успех на уроках физики, оловянные солдатики с лицами У. Черчилля, Шарля де Голля, известные киногерои и реально существующие звезды. История игрушек И. Штайгера - это история развития человечества: по игрушкам, созданным в Древнем Египте, и игрушкам, слепленным индейцами из хлеба, без труда делаются выводы, чем и как жили эти народы [15].
Ещё один этнический музей, работающий с детской аудиторией, - музей под открытым небом, созданный в 1891 году в Швеции. Он получил название Скансен. В нем собраны все традиционные постройки со всей Швеции, проводятся фестивали и демонстрируются национальные танцы. Музеи под открытым небом существуют в настоящее время в разных странах, в том числе и в России.
Замок-музей Шарля Перро, расположенный в окрестностях Парижа - уникальное по своей природе учреждение. В здании и окрестностях гостей встречают более 150 восковых фигур. По воскресеньям и во время школьных каникул сказочные персонажи оживают, и перед зрителями разыгрываются драмы: Золушка теряет свою туфельку, Мальчик-с-Пальчик попадает в лапы к людоеду, а Спящая Красавица колет себе палец веретеном. Привлекает юных посетителей и кухня замка: в ней воссоздана сценка празднования прислугой Рождества и накрыт «праздничный стол фей». За ним сидят часовщик, кастелянша, метрдотель, слуга и разыгрывают сцены из сказки. В парке детей ждет зеленый лабиринт и поиски сокровищ, а с 17 декабря по 3 января замок освещается тысячью новогодних огней [16].
Самый добрый детский музей на свете находится в Швеции, и это музей Астрид Линдгрен. Музей поделен на несколько тематических зон: игровая, «сказка странствий», кафе с составленным Карлсоном меню и книжный магазин. На игровой площадке стоят домики героев различных шведских сказок, есть среди них и дом Петсона и Финдуса, и крыша Карлсона, и дом Пеппи Длинный Чулок - Вилла Курица, а рядом с виллой и ее лошадь. Во всех домах - настоящая маленькая посуда, маленькая мебель, и прочие атрибуты сказочной жизни. В этом же пространстве ежедневно проходят разные спектакли.
Важным в воспитании подрастающего поколения является требование к уважению права других быть такими, какие они есть, не причиняя им вреда. Формирование ценностей толерантности является в США, например, приоритетной для всех социальных проектов для детей. В Детском музее Чикаго действует долгосрочный проект «В моём районе», направленный на социализацию латиноамериканского населения, который объединяет музей, общественные организации, школы и учащихся с семьями, проживающими в латиноамериканских районах города. В Детском музее Бостона разработана целая система экспозиций на тему пропаганды межэтнической толерантности.
Ярким примером работы с детской аудиторией является Зоологический музей в Санкт-Петербурге - коллекция музея содержит более 30000 экспонатов, построение экспозиции обусловлено научной систематизации животных. В залах музея дети и подростки не только могут познакомиться с внешним видом и строением животных, но и посмотреть на карте их географическое распространение.
Наиболее известный комплекс из российских музеев под открытым небом - Кижи, расположенный на одноименном острове в Карелии. Он располагает деревянными постройками, характерными для российского Севера, в том числе шедеврами деревянного зодчества. Кижи являются важным объектом туристского интереса, в том числе и для семейного посещения с детьми.
Этнографический музей под открытым небом есть и в Республике Марий Эл расположен в городе Космодемьянске и ежегодно посещается тысячами туристами. В этом музее представлены образцы деревянного зодчества, старинные орудия труда и предметы быта, применявшиеся в традиционном крестьянском хозяйстве марийского Поволжья. Ветряная мельница, кузница, амбары, образцы горномарийской вышивки, плетеные изделия -все это туристы имеют возможность увидеть в музее [9].
Итак, благодаря этническому туризму юные любители музеев получают возможность увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, а также принять участие в традиционных праздниках,
попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта.
Одним из ярких примеров организации детского музея на территории Алтайского края является создание этнографического музея-мастерской «Лад» Детской школы искусств «Традиция», специфика деятельности которого состоит в основном в работе с детьми в возрасте от 3 до 17 лет, также интересной и взрослому посетителю.
Изначально музей был представлен двумя залами, где размещались предметы материальной культуры, имеющие этнографическую и историческую ценность (основной фонд) и изделия декоративно-прикладного творчества - «новоделы», выполненные педагогами и детьми в процессе изучения традиционных промыслов и ремёсел (вспомогательный фонд). Изначально в основу работы и развития музея была положена аксиологическая концепция, согласно которой сущность образовательной деятельности составляет формирование у посетителей ценностного отношения к этнокультурному наследию. В связи с этим аудитория является не объектом, который нужно обучать и воспитывать, а равноправным участником коммуникативного процесса и диалога, осуществляемого в музейной среде. Речь идёт о создании таких условий, когда все категории посетителей (дети, родители, общественность) активно включаются в процесс музейной коммуникации. Следует отметить, что за 20-летний период собирательской и исследовательской деятельности фольклорным коллективом, созданным и функционирующим на базе Детской школы искусств «Традиция», накоплен достаточно богатый фольклорный и этнографический материал, достойный занять свое место в музее не только образовательного учреждения.
Первая презентация экспозиции музея «Детской школы искусств «Традиция» состоялась 14 сентября 2003 года, на которой присутствовали участники XXV Международного Симпозиума Комитета по музеологии (ICOFOM) Международного Совета Музеев (1СОМ) ЮНЕСКО. В мае 2004 года Алтайская краевая комиссия по паспортизации музеев присвоила музею статус «Краеведческий Музей образовательного учреждения». Необходимо отметить, что существенной особенностью музея является уникальная образовательная практика, основанная на интерактивных формах изучения этнокультурного наследия русских старожилов и поздних переселенцев Алтая, календарных обрядов и праздников, а также приобщение широких масс посетителей к различным видам традиционных ремёсел и декоративно-прикладного творчества.
В связи с углубленной деятельностью данного объединения в области изучения, сохранения и воспроизводства жизнеспособных форм фольклора и этнографии, совершенствованием нормативно-правовой и научно-методической базы музея, а также проведением целенаправленной работы коллектива школы по пополнению фондов, развитию материально - технической базы, в ноябре 2009 года нашему музею присвоен новый статус: «Этнографический музей-мастерская «Лад».
Этнографический музей-мастерская «Лад» действует как одно из творческих объединений лаборатории этнопедагогики. Синкретическая природа народного искусства предполагает построение интегрированной образовательной модели, включающей различные жанры и виды деятельности. Администрация ДШИ «Традиция» создаёт максимально благоприятные условия для осуществления целей и задач педагогической практики этнографического музея-мастерской «Лад» - его помещения оборудованы и оснащены в соответствии с заявленным статусом: аудитории, выполняющие функции выставочных музейных залов и учебных мастерских:
1. Изба - один из основных залов Этнографического музея-мастерской Лад, в котором представлено реконструированное музейное пространство в виде традиционной русской избы, воссозданной на основе материалов экспедиций педагогов и обучающихся школы по Алтайскому краю. В данном помещении проводятся интерактивные интегрированные занятия, социокультурные мероприятия и комплексные экскурсии.
1. Горница - аудитория, реконструированная на основе воссоздания интерьера одной из частей традиционного жилища русского населения - горницы. Помещение многофункционально, используется в формате выставочного зала с соответствующей экспозицией и как мастерская женских рукоделий и ремёсел, где изучаются основы лоскутного шитья, вышивки, бисе-роплетения, традиционная тряпичная игрушка и др. Аудитория
имеет сообщающийся проход с «Избой», и, в случае необходимости, эти помещения могут использоваться как комплексное и интегрированное пространство в процессе проведения социокультурных мероприятий, музеологических школ, комплексных интерактивных экскурсий.
3. Проходной зал 1, где представлена информативная справка о селе, городе и крае, отдельным стендом представлены достижения и награды обучающихся и педагогов школы. В данном зале размещаются тематические экспозиции и выставки этнографических коллекций и декоративно-прикладного творчества и ремёсел, посвящённые юбилейным, праздничным датам светского и традиционного крестьянского календаря.
4. Проходной зал 2, в котором представлены предметы крестьянского быта, панорама села Власиха, съёмная передвижная выставка документов и фотографии о жизни жителей села, города и Алтайского края.
5. Фонд хранения Этнографического музея-мастерской «Лад»: создан с целью организации работы этнографического музея-мастерской, это специально оборудованное помещение для хранения фондов музея.
Кроме этого, для оформления выставочных экспозиций для представления различных видов ремёсел и декоративно-прикладного творчества музеем дополнительно используются аудитории - мастерские, относящиеся к лаборатории «реставрации» материальной культуры: гончарная мастерская: в данном помещении создана выставка гончарных предметов. Кроме этого в данной мастерской посетители музея могут ознакомиться с особенностями работы на гончарном круге. Для воссоздания интерьера гончарной мастерской в интерьер помещения введены предметы материального наследия из основного и вспомогательного фондов музея.
6. Мастерская декоративно-прикладного творчества и ремёсел «Эстетика быта»: экспозиция музейных предметов материального наследия по разным видам народного декоративно-прикладного творчества и ремёсел - традиционная крестьянская одежда русских старожилов и переселенцев юга западной Сибири, ткацкие станы, образцы традиционного ткачества (пояса и опояски) и плетения на коклюшках, различные виды традиционной народной вышивки (полотенца и рушники). Мастерская оснащена оборудованием для ручного ткачества, козлами, пяльцами и барабанами, необходимыми для организации занятий по освоению техник ткачества, вышивки и плетения на коклюшках. В экспозицию включены «новоделы», изготовленные педагогами и обучающимися по образцам, предоставленным научными сотрудниками ГХМАК, на основе описаний архивных материалов и каталогов, фотографии, соответствующие профилю мастерской.
Экспозиция выставочного зала-мастерской «Эстетика быта»
В мастерской детского декоративно-прикладного творчества так же оборудовано экспозиционно-интерактивное пространство, в котором представлены творческие работы обучающихся в многообразных видах декоративно - прикладного творчества, и ремёсел, выполненные с использованием различных материалов и технологий.
Власихинская тарарушка (традиционная детская игрушка) Конференц-зал Этнографического музея - мастерской «Лад» оборудован звуковой аппаратурой и мультимедийными средствами. В зависимости от направленности мероприятия, организуемого и проводимого в данной аудитории, используются различные виды декорирования интерьера - от передвижных выставок этнографических коллекций до тематических ин-терьерных инсталляций.
Основным источником информации для существования и развития музейной коммуникации музея-мастерской является целенаправленная, систематическая экспедиционная и исследовательская практика обучающихся и педагогов школы, работа с фольклорно-этнографическим материалом (расшифровка, обработка, описание, реставрация), а также аутентичные образцы песенного и инструментального исполнительства, научно-исследовательские труды, исторические и архивные материалы. Благодаря этой работе, посетители могут увидеть воссозданные предметы материального наследия, приобщиться к реконструированной традиции (обычаи, обряды и праздники).
Примером погружения юных посетителей в основы русской традиционной культуры является проведение таких праздничных мероприятий как Масленица, - где любой желающий может применить полученные знания на практике. Посетителям предлагается померить национальный костюм, создать своими руками сувенир, угоститься блинами из русской печи, поупражняться в силе и ловкости в молодецких забавах, а также поучаствовать в играх и хороводах.
Музейная коммуникация, как технология, для детского музея чрезвычайно важна и необходима, так как способствует развитию широкого информационного поля во многих направлениях деятельности. Детский музей вносит огромный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения, ведь те документы и материалы, к которым прикасаются посетители, хранят память прошлого, передают ее, как эстафету, нашим потомкам, поддерживают и развивают связь времен и поколений.
Исторически сложилось, что деятельность музеев-мастерских предполагает работу по программам, основой которых является реализация интерактивных технологий. Отличительной чертой музея-мастерской «Лад» является реализация комплексной образовательной модели, предполагающей реализацию:
- образовательных и экскурсионных программ и музейных занятий (учебный курс «Живая старина», «Традиционное жилище села Власиха», «Прядение и ткачество», «Народный костюм как источник изучения истории народа», «Традиции крестьянской семьи», «Традиции русского гостеприимства», «Народная игрушка крестьянских детей», др.);
- образовательных социокультурных программ и проектов (социокультурный проект «Наследие предков», «Мастерские ремёсел», и т.д.).
Воспроизведение и реконструкция этнокультурного пространства в залах музея, учебных аудиториях и других помещениях ДШИ «Традиция» чрезвычайным образом способствует созданию в учреждении условий, максимально приближенных к этнокультурной ситуации, и, как следствие, - реализации образовательных программ комплексного, многопрофильного и многоуровневого объединения школы. В социокультурную среду Этнографического музея-мастерской «Лад» включены обучающиеся и их семьи, жители села и прилегающих территорий, обучающиеся образовательных учреждений города и края, туристы. Этнографический музей-мастерская «Лад» тесно взаимодействует и сотрудничает со специалистами кафедры истории и музеологии Алтайской государственной педагогической Академии (зав. кафедрой Труевцева О.Н., профессор, д-р ист. наук), отдела «Традиционная народная культура» Государственного художественного музея Алтайского края (начальник отдела Боровцова Т.А), Музея истории православия на Алтае Барнаульской Епархии (руководитель Железникова Н.П.).
Библиографический список
Музейное пространство Этнографического музея-мастерской «Лад» является площадкой для проведения детских массовых мероприятий различного уровня. Во время проведения подобных мероприятий в музее развертываются полномасштабные экспозиции, активно посещаемые заинтересованными социальными группами.
Этнографический музей-мастерская «Лад» играет весомую роль в образовательном процессе школы. Тесное междисциплинарное сотрудничество, совместное планирование с педагогами разных профилей многих мероприятий, заинтересованное сотрудничество с местным населением, активная заинтересованность детей и молодежи, позволяют осуществлять просветительскую деятельность по многим направлениям музейной работы и является активным стимулом для привлечения туристов на территорию Алтайского края.
Этнокультурное музейное пространство предоставляет посетителям неограниченные возможности в осуществлении научно-исследовательской деятельности на базе музея, способствует получению комплекса знаний в изучении песенных традиций и особенностей бытования локальных образцов народной культуры.
1. Museum. - 1969. - S. 3.
2. Воскресенский, В.Ю. Международный туризм. - М., 2006.
3. Заверняев, Ф.М. Пеший и водный маршруты но археологическим и историческим местам р. Десны на территории Брянской области // Брянский краевед. - Брянск, 1961. - Вып. 2-3.
4. Ковалев, Е.М. Качественные методы в полевых социологических исследованиях / Е.М. Ковалев, И.Е. Штейнберг. - М., 1999.
5. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. - М., 200о.
6. По следам народного искусства. - Тула, 1991.
7. Сапожникова, Е.Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран. - М., 2007.
8. Чумаков, К. Этно-экологический туризм в сохранении природного и культурного наследия // Новая жизнь. - 2006. - № 5.
9. Этнографический музей под открытым небом. Республика Марий-Эл, г Космодемьянск [Э/р]. - Р/д: http://www.museum.ru/M1268.
10. Юхневич, М.Ю. В России снова «музейный бум» // Мир музея. - 2001. - № 2.
11. Столяров, А.Б. Детский Музей // Музейная педагогика. История. Теория. Практика. - М., 2004.
12. Файзуллина, Г.Ш. Из концепции детского музея // Проблемы культуры городов России. - Омск, 1996.
13. Чудновский, А.Д. Управление индустрией туризма. - М., 2005.
14. [Э/р]. - Р/д: www.rbc.ru/reviews/tourism
15. [Э/р]. - Р/д: http://www.turizmbrk.ru/
16. [Э/р]. - Р/д: http://dinauk.livejournal.com
17. [Э/р]. - Р/д: http://rybkovskaya.ru/detskie_muzei/
Bibliography
1. Museum. - 1969. - S. 3.
2. Voskresenskiyj, V.Yu. Mezhdunarodnihyj turizm. - M., 2006.
3. Zavernyaev, F.M. Peshiyj i vodnihyj marshrutih no arkheologicheskim i istoricheskim mestam r. Desnih na territorii Bryanskoyj oblasti // Bryanskiyj kraeved. - Bryansk, 1961. - Vihp. 2-3.
4. Kovalev, E.M. Kachestvennihe metodih v polevihkh sociologicheskikh issledovaniyakh / E.M. Kovalev, I.E. Shteyjnberg. - M., 1999.
5. Kononenko, B.I. Boljshoyj tolkovihyj slovarj po kuljturologii. - M., 2000.
6. Po sledam narodnogo iskusstva. - Tula, 1991.
7. Sapozhnikova, E.N. Stranovedenie. Teoriya i metodika turistskogo izucheniya stran. - M., 2007.
8. Chumakov, K. Ehtno-ehkologicheskiyj turizm v sokhranenii prirodnogo i kuljturnogo naslediya // Novaya zhiznj. - 2006. - № 5.
9. Ehtnograficheskiyj muzeyj pod otkrihtihm nebom. Respublika Mariyj-Ehl, g. Kosmodemjyansk [Eh/r]. - R/d: http://www.museum.ru/M1268.
10. Yukhnevich, M.Yu. V Rossii snova «muzeyjnihyj bum» // Mir muzeya. - 2001. - № 2.
11. Stolyarov, A.B. Detskiyj Muzeyj // Muzeyjnaya pedagogika. Istoriya. Teoriya. Praktika. - M., 2004.
12. Fayjzullina, G.Sh. Iz koncepcii detskogo muzeya // Problemih kuljturih gorodov Rossii. - Omsk, 1996.
13. Chudnovskiyj, A.D. Upravlenie industrieyj turizma. - M., 2005.
14. [Eh/r]. - R/d: www.rbc.ru/reviews/tourism
15. [Eh/r]. - R/d: http://www.turizmbrk.ru/
16. [Eh/r]. - R/d: http://dinauk.livejournal.com
17. [Eh/r]. - R/d: http://rybkovskaya.ru/detskie_muzei/
Статья поступила в редакцию 18.07.14
УДК 74. 01/09
Osmankina G.Y. A BROKEN LINE IN THE DESIGN OF ARCHITECTURAL TRENDS. The paper considers a broken line used in the design of contemporary architecture. The author analyzes the avant-garde trends of XX century based on the nature of this line: expressionism and cubism. The ideological basis of these trends is named. Some modern directions in designing that use a broken line, such as deconstructivism and techno-style are described. Key words: line, design, architecture, expressionism, cubism, deconstructivism, techno-style.
Г. Ю. Османкина, канд. культурологии, г. Омск, E-mail: [email protected]
ЛОМАНАЯ ЛИНИЯ В ДИЗАЙНЕ СОВРЕМЕННЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
В работе рассматривается ломаная линия, применяемая в дизайне архитектуры современности. Автором анализируются авангардные течения XX века, основанные на характере такой линии: экспрессионизм и ку-