Научная статья на тему 'Актуализация этнокультурного наследия хантов в муниципальных учреждениях культуры г. Сургута'

Актуализация этнокультурного наследия хантов в муниципальных учреждениях культуры г. Сургута Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
743
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ / СУРГУТСКИЕ ХАНТЫ / MUSEUM / CULTURAL HERITAGE / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / TRADITIONAL FESTIVALS / SURGUT KHANTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Золотарева Наталья Владимировна

Анализируется деятельность Сургутского краеведческого музея и Историко-культурного центра «Старый Сургут». В аспекте актуализации культурного наследия хантов характеризуются четыре направления музейной деятельности: исследовательская, фондовая, экспозиционная и культурно-образовательная работы. В деятельности «Старого Сургута» отмечается актуализация нематериального культурного наследия. В результате определяются формы актуализации этнокультурного наследия хантов в учреждениях культуры г. Сургута. Делается вывод о комплексном подходе к актуализации культурного наследия сургутских хантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Золотарева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actualization of ethno-cultural heritage of the Khants in municipal cultural institutions of Surgut

Ethnic values were translated during the life in the traditional culture. Their paramount importance was realized and was attributed in a special, ritual sphere. It was located in the most sacred part of the space, the sacred place, and presupposed the existence of specific individuals with the functions of managers and custodians. However, there were no special institutions for the preservation and transmission of basic information, including rules and values. In modern conditions the described mechanism of ethno-cultural heritage translation largely lost its force. Institutions performing the functions of generation and preservation of cultural heritage are cultural institutions now. The article analyzes the activities of the Surgut Museum of Local Lore and historical and cultural center "The Old Surgut". In the aspect of the cultural heritage of the Khants actualization, four activities the Surgut Museum of Local Lore are characterized: research, stock, exhibition, cultural and educational. The Surgut regional museum has accumulated extensive experience in developing projects, exhibitions and implementation of cultural and educational programs. The museum staff actualize both tangible and intangible cultural heritage of the indigenous people in the region, namely, mythological texts, manufacturing technology of toys, methods of ornamentation. The museum hosts events involving all kinds of cultural heritage for different age categories of visitors, both children and adults. The historical and cultural center "The Old Surgut" holds events involving all forms of cultural heritage, both tangible and intangible. Much attention is paid to fixation, reconstruction and translation of the intangible: the center staff recreate the Ob-Ugric festivals and rituals, as well as preserve and transmit the technology of traditional objects production. The study concludes that the considered cultural institutions have accumulated positive experience of integrated activities that contribute to the revival of traditional culture, preservation and promotion of ethnic and cultural heritage of the Khants. In the Surgut regional museum a lot of attention is paid to updating the material component of ethnic and cultural heritage of the Khants and "The Old Surgut" focuses on its non-material component. The authenticity of the reconstruction of the museum is provided by regular expeditions, and of the "The Old Surgut" by the presence of culture bearers among employees.

Текст научной работы на тему «Актуализация этнокультурного наследия хантов в муниципальных учреждениях культуры г. Сургута»

Вестник Томского государственного университета. 2015. № 399. С. 42-49. DOI: 10.17223/15617793/399/8

УДК 069+39

Н.В. Золотарева

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ХАНТОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ г. СУРГУТА

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-01-00263 «Этническая и книжная традиции в культурном наследии Западной Сибири».

Анализируется деятельность Сургутского краеведческого музея и Историко-культурного центра «Старый Сургут». В аспекте актуализации культурного наследия хантов характеризуются четыре направления музейной деятельности: исследовательская, фондовая, экспозиционная и культурно-образовательная работы. В деятельности «Старого Сургута» отмечается актуализация нематериального культурного наследия. В результате определяются формы актуализации этнокультурного наследия хантов в учреждениях культуры г. Сургута. Делается вывод о комплексном подходе к актуализации культурного наследия сургутских хантов.

Ключевые слова: музей; культурное наследие; культурно-образовательная деятельность; традиционные праздники; сургутские ханты.

В традиционной культуре этнические ценности транслировались в процессе жизнедеятельности. Их первостепенная важность осознавалась и выделялась в особую сферу - обрядовую. Она локализовалась в наиболее сакральной части пространства - на священном месте - и предполагала наличие особых лиц с функциями распорядителей и хранителей. Вместе с тем не существовало специальных институтов для сохранения и передачи базовой информации, включая и ценностные нормы. В современных условиях описанный механизм трансляции этнокультурного наследия во многом утратил свою силу [1. С. 127]. Институтами, выполняющими функции генерирования и сохранения культурного наследия, стали учреждения культуры. Попытаемся выявить современные формы актуализации этнокультурного наследия хантов на примере деятельности Сургутского краеведческого музея и Историко-культурного центра «Старый Сургут».

Сургутский краеведческий музей - одно из старейших учреждений города с многолетним опытом работы в области сохранения историко-культурного наследия. Его основателем стал ветеран Великой Отечественной войны и труда, почетный гражданин г. Сургута, заслуженный работник культуры России Ф.Я. Показаньев. Флегонт Яковлевич родился 18 февраля 1922 г. в крестьянской семье в с. Карасье Юргамышского района Курганской области. В 1930 г. родители Флегонта оказались в числе спецпереселенцев, высланных на безлюдные просторы Сургутского Приобья за «неблагонадежность». В 1941 г. он успешно окончил сургутскую среднюю школу № 1 и поступил на историко-филологический факультет Омского педагогического института г. Тобольска, но вскоре был отправлен на фронт. С 1942 по 1957 г. Ф. Я. Показаньев воевал, находился на армейской службе, получил военное образование в Челябинском танковом училище. В 1957 г., после увольнения в запас, Флегонт Яковлевич вернулся в Сургут и устроился на работу в школу № 1 преподавателем физической культуры и военного дела. Начав собирать сведения по истории сургутской средней школы, он заинтересовался и историей города. В 1960 г. Ф.Я. Показаньев опубликовал в районной газете статью о необходимо-

сти создания музея [2. С. 6-8]. К 1963 г. им были собраны сотни экспонатов по истории города и края. Именно они легли в основу первой экспозиции музея. Музей распахнул свои двери для посетителей 1 декабря 1963 г. Располагался он в деревянном доме постройки конца XIX в., который принадлежал купцу Г.С. Клепикову (ул. Просвещения, 7) [3].

Сургутский краеведческий музей прошел значительный путь - от музея, работающего на общественных началах, до крупного культурного и научноисследовательского центра. С 1997 г. и по настоящее время его возглавляет Марина Юрьевна Селянина. Осенью 1999 г. музей переехал в новое трехэтажное здание «Музейного центра» (ул. 30 лет Победы, 21/2), в котором занял первый и второй этажи [2. С. 29]. На первом этаже нового «Музейного центра» расположился Культурно-коммуникационный центр, имеющий в своем распоряжении зал, предназначенный для проведения временных выставок, различных мероприятий, и интернет-зал, оборудованный 12 посадочными местами с персональными компьютерами, объединенными в единую сеть. В интернет-зале можно воспользоваться услугой «Виртуального музея» - это собрание мультимедийных роликов об истории, культуре, природных богатствах и людях края; о фондовых коллекциях и имиджевых проектах; об археологических экспедициях и уникальных находках. Здесь можно познакомиться с визуализацией истории Сургута в виде проекта «Интерактивная карта исторических и памятных мест г. Сургут», компьютерной моделью поселения раннего Средневековья «Сургутское I», комплексной реконструкцией жилища эпохи неолита «Быстрый Кульёган 66», увидеть экспедиционные фотографии, выполненные фотографом музея А.В. Заикой. В декабре 2012 г. в интернет-зале был открыт Центр общественного доступа; после этого был открыт доступ посетителям к электронным государственным, окружным, муниципальным информационным ресурсам культурной, образовательной, социально-значимой направленности [4. С. 200]. Второй этаж «Музейного центра» предназначен для демонстрации выставок. Здесь же расположена «Детская гостиная» - игровое развивающее пространство для

42

детской аудитории. В гостиной проводятся разнообразные по форме музейные мероприятия, направленные на расширение знаний об истории и культуре родного края, в том числе и по этнографии хантов [3].

Музейные фонды являются основой музея и играют важную роль во всех направлениях музейной деятельности. На 1 января 2014 г. фонды Сургутского краеведческого музея насчитывали 75 035 предметов, из них 53 979 - основного фонда и 21 056 - научновспомогательного [5]. В собрании музея выделено 16 музейных фондов, подразделяющихся на коллекции. Часть из них выделены по тематическим признакам, соответствующим исследовательским направлениям работы музея, другие - по материалу изготовления. Фонд этнографии хантов является одним из наиболее ярких и востребованных. Общее количество предметов данного фонда составляет 1 409 единиц хранения, из них 1 007 - основного и 402 - научновспомогательного [6. С. 5]. Тематические разделы фонда включают в себя религиозную атрибутику, национальный костюм, предметы женского рукоделия, хозяйственно-бытовую утварь, инструменты для работы с деревом и металлом, атрибуты оленеводческого, рыболовного, охотничьего промыслов и сбора дикоросов, средства передвижения, музыкальные инструменты, макеты и игрушки [7. С. 117].

Сбор предметов бытовой культуры у коренного населения Сургутского района был связан с полевым изучением края. С 1992 г. проводились экспедиции в составе археолога М.Ю. Селяниной, этнографа Т.А. Исаевой, фотографа А.Н. Поповича. С 2002 г. активным участником археологической экспедиции стала А.Б. Агаркова. В 2003 г. создана вторая этнографическая группа экспедиции музея под руководством О.В. Стародубовой. Границы исследований определялись территориями традиционного проживания этнолокальных групп хантов в бассейнах рек Пим, Тромъеган, Большой и Малый Юган. В 2004 г. в составе комплексной экспедиции начал работу фотограф А.В. Заика, благодаря ему в музее сформировался уникальный фонд фото- и видеоматериалов. За 20 лет работы сотрудниками музея было проведено более 30 археолого-этнографических и историкобытовых экспедиций, результаты которых нашли отражение в публикациях, культурно-образовательной и проектной деятельности Сургутского краеведческого музея, а также стали основой многочисленных выставок [8].

Наиболее перспективным направлением в исследовательской деятельности музея является изучение культурных традиций восточных хантов. С 2004 г. научные исследования в этой области ложатся в основу музейных проектов. В 2004 г. сотрудниками музея разработан масштабный межрегиональный выставочный проект «По улицам олень бегущий», ориентированный на укрепление связей между территориями Тюменской области, расширение границ межкультурного диалога. Участниками проекта стали Белоярский краеведческий музей, Березовский историко-

краеведческий музей, Филиал Березовского историкокраеведческого музея в с. Саранпауль, Салехардский

окружной дом ремесел, Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Тюменский музей изобразительных искусств, Ханты-Мансийский окружной центр прикладного творчества и ремесел, Центр культуры и национального творчества (г. Белоярский), Центр ремесел «Старый Сургут», Ямало-Ненецкий окружной музейно-

выставочный комплекс им. Шемановсого. Основой проекта послужила передвижная выставка, на которой были представлены автохтонные культуры и современное искусство народов севера Западной Сибири (рис. 1). Все экспонаты объединялись единым символом - «оленем» [9. С. 3]. На выставке показана его роль в древней, традиционной и современной культуре народов, населяющих Обской Север, а также раскрывалась его знаковость в искусстве самодеятельных и профессиональных художников. Демонстрировалось общее и особенное в культурах ненцев, восточных и северных хантов, манси, селькупов, коми. На выставке экспонировалось около 400 предметов: археологические находки, показывающие глубину корней оленеводческих культур, перекликались с космогоническими и мифологическими образами оленя в картинах, рисунках, скульптуре современных художников. Кроме того, были представлены одежда, обувь и ровдужные изделия восточных хантов, предметы быта, культа селькупов и манси, древнее серебро, сохранившееся на обско-угорских святилищах, игрушки ненцев, хантов, манси [10]. В 2005 г. за реализацию проекта музей стал лауреатом премии «Событие» Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югра в номинации «Музей»; получил Диплом I степени городского конкурса «Успех творческого сезона» в номинации «Сохранение и интерпретация культурного наследия региона» [11].

Рис. 1. Фрагмент выставки «По улицам олень бегущий». Фото А.В. Заики

В 2004 г. сотрудники музея начали разрабатывать этнографический проект «Куклы и сказки Нёрым-ях» («болотного народа», представляющего этнолокаль-ную группу восточных хантов). Проект направлен на поиск новых форм работы с детской аудиторией, а также на расширение знаний о культурных традициях коренного населения края. Основу проекта составили разработки, полученные в ходе полевой этнографической научно-исследовательской деятельности и по-

43

стоянной поисковой работы в области комплектования коллекций. Для восполнения недостающих материалов была разработана программа реконструкции атрибутов детского игрового обихода. В 2006 г. в годовой план музея было включено овладение традиционными технологиями сотрудниками Сургутского краеведческого музея с помощью мастера Ольги Ивановны Щербаковой. Целью данной работы являлось пополнение коллекций и разработка мастер-класса для музейной аудитории. В течение года раскрывалась не только технология изготовления игрушки, но и культура игры в целом. На базе детской гостиной был проведен мастер-класс по изготовлению кукол нёрым-ях. В результате фонды музея пополнились уникальной коллекцией кукол и кукольного инвентаря, характерного для девичьей игры хантов р. Ингу-ягун в бассейне р. Тром-Аган. В ходе осуществления реконструкций также производился сбор фольклорного материала. Таким образом, в музее был создан тематически объединенный фонд «Куклы и сказки Нёрым-ях», сочетающий в себе детские игрушки и архивный фольклорный материал группы Нёрым-ях. На основе данного фонда была проведена выставка, выпущены аннотированные открытки и закладки для книг с изображениями кукол и кратким изложением одной из сказок, созданы постановки этнографического кукольного театра [12. С. 84].

Одним из последних результатов в рамках рассматриваемого проекта стало издание книги «Куклы и сказки Нёрым-ях». Ее основу составили фольклорные материалы хантов р. Ингу-ягун. Сборник содержит поучительные сказки для взрослых, от древних, происходящих от священных песен, до коротких сказок -половиночек [13]. За реализацию проекта музей получил золотую медаль конкурса музеев Большого Урала и Западной Сибири «Музей года. Евразия - 2006» в специальной номинации «Своим путем»; диплом лауреата II степени городского конкурса «Успех творческого сезона» в номинации «Сохранение и интерпретация культурного наследия региона» [11].

Продолжением работы по изучению и презентации той же этнолокальной группы хантов стал издательский проект «Нёрым-ях. Рождение куклы» [14]. На основе материалов, полученных в этнографических экспедициях, в книге раскрыты особенности изготовления традиционной детской игрушки группой нё-рым-ях. Разработана электронная игра - мастер-класс по изготовлению «Кукол Нёрым-ях». В 2010 г. музей стал обладателем гранта Президента РФ по поддержке творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, нацеленного на издание «Нёрым-ях. Рождение куклы». В 2011 г. получил Диплом лауреата III степени премии «События» в номинации «Музейная деятельность» [11].

К издательским проектам музея относится и книга «Монти Танья. Сказание о Танье» [15]. Она содержит одну из поздних записей этнолокального сюжета о хантыйском богатыре Танья, которая сохранена благодаря усилиям учителя национальной школы пос. Угут Сургутского район А. И. Силина, записавшего, а затем сделавшего перевод оригинального текста.

В 2011 г. Т.А. Исаевой, О.В. Стародубовой, А.Н. Черномырдиной был разработан выставочный проект по мотивам сказок «Песни священной воды». Название было продиктовано представлениями хантов о речной воде как священном начале. Тематическую основу выставки составили фольклорные материалы «Торум-яун ях» - «Божей реки народа», обитающего в бассейне р. Тром-Аган. Также были использованы мифологические тексты хантов р. Юган, Яун-ях - так называли себя ее жители. Тематическая структура выставки состояла из следующих разделов: «Первые люди», «Святилище», «Медведь», «Домашний мир», «В лесу», «На реке», «Олени», «Покровители». Экспозиционный ряд составили предметы из коллекции археологии, декоративноприкладного искусства, живописи, фото-фонда (этнографические фотографии А. Заики), этнографии хантов (костюм, средства передвижения, орудия труда и промыслов, предметы женского рукоделия, утварь). В рамках выставки «Песни священной воды» проходили обзорные и тематические экскурсии, спектакли кукольного этнографического театра, мастер-классы по изготовлению кукол нёрым-ях [16]. В октябре 2011 г. Сургутский краеведческий музей за реализацию проекта получил Особую премию Музейного ведомства Финляндии в области этнографической выставки [11].

Этнографическую направленность имела и выставка «Одного лоскутка земли разные люди». В ее основу были положены фольклорные материалы, собранные в экспедициях. Выставка не только предоставила горожанам возможность ознакомиться с мировоззрением «иной культуры», но и дала возможность узнать, как оценивается русская культура коренными жителями Сургутского Приобья [17].

Краеведческая направленность музея определяет активное использование коллекций этнографии не только в проектной, но и в экспозиционновыставочной, культурно-образовательной работах. Практически в каждой выставке представлены предметы этнографической коллекции хантов. Так, в стационарной экспозиции «Лики культуры» материал подавался в хронологической последовательности, связующим звеном между прошлым и настоящим были предметы традиционной культуры хантов. Выставка «Единая земля или... Пир на весь мир» включала большой раздел, демонстрирующий утварь, посуду хантов: предметы для приготовления и хранения пищи, столовую и ритуальную посуду, а так же некоторые приспособления для приготовления пищи. Выставка «Охота: место действия - тайга» рассказывала об охотничьем промысле на территории Западной Сибири с древнейших времен до современности. Предметный ряд знакомил, в том числе и с особенностями охоты хантов. Выставка «Перекресток времен», поставленная в 2013 г. и экспонируемая до сих пор, демонстрирует генезис и эволюцию природных и историко-культурных процессов на территории Сургутского Приобья. В экспозиции представлены следующие предметы этнографической коллекции: лодка-долбленка, нарты, орудия охоты и лова, берестяные

44

емкости, котел, корневатик, половники, атрибуты религиозных воззрений [18].

Сотрудниками Сургутского краеведческого музея разработано и постоянно проводится более 50 музейных культурно-образовательных предложений: мультимедийные занятия, тематические занятия, ролевые игры, интерактивные экскурсии, мастер-классы, в том числе на этнографическую тематику.

Идея связи поколений получила развитие в просветительском проекте «СиМ-СиМ, откройся!» («Семья и Музей»), стартовавшем в 2005 г. Цель проекта - приобщение семейной аудитории к историко-культурному наследию путем применения расширенного и нестандартного использования музейного предмета. Разнообразные тематические занятия были направлены на развитие интересов и творческих способностей всех членов семьи. Всего предложено десять занятий, среди которых два - этнографической направленности. Первое занятие «В гости к хантам» направлено на знакомство с бытовой культурой коренного населения. Каждый участник проекта смог почувствовать себя этнографом, стать участником экспедиции на стойбище. Работа с географической картой, заполнение путевого дневника, знакомство с традиционными постройками и возведение макета чума, изготовление куклы-ягодки - лишь некоторые моменты этого путешествия. Мифы, легенды, загадки и представление этнотеатра сделали экспедицию более интересной [19. С. 87-89]. На следующем занятии была продолжена работа в области этнографических исследований: перед участниками экспедиции встала задача определить назначения предметов, которые ханты используют в быту. Посетители познакомились с мифологическими персонажами народа ханты [19. С. 87-89]. За реализацию проекта музей получил Диплом III степени конкурса музеев Большого Урала и Западной Сибири «Музей года. Евразия-2008» в специальной номинации «Музейный маршрут-2008»; диплом I степени городского конкурса «Успех года» в номинации «Культурное просветительство» [11].

В музее проводятся различные обучающие занятия для детей. Среди них «Таежный гардероб» (в качестве раздаточного материала используются книжки-

раскраски по теме традиционного костюма), «Песни поющего котла» (дети в игровой форме узнают о хантыйской посуде), «Игра и звук» (занятие знакомит со способами традиционного игрового звукоизвлечения у коренного населения), «Узор таежной тишины» (на занятии детям предлагается с помощью трафарета выполнить традиционный хантыйский орнамент в технике аппликации из сукна или бумаги) (рис. 2) [18].

Сотрудниками музея написаны сценарии спектаклей «Клюквинка и травяная косичка», «Одинокого дома сказочный мужчина», «Про то, как не было детей», «Синички - брат и сестра». Их реквизитом служили этнографические предметы из фондовых коллекций. Куклы изготавливались с максимальным соответствием оригиналам. Инсталляция зимней избушки, встроенная диорама, поставленное освещение, звуки природы и этнические мелодии способствовали погружению зрителей в среду проживания ханты (рис. 3) [18].

Рис. 2. На занятии «Узор таежной тишины». Фото А.В. Заики

Рис. 3. Постановка этнографического кукольного театра. Фото А.В. Заики

Музей активно проводит научно-просветительскую деятельность по программе «Мир, в котором мы живем», ориентированную на работу с детьми с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями. Так, в музее успешно реализуется проект «Территория равных», целью которого является адаптация в социуме детей с отклонениями в развитии путем обеспечения расширенного доступа к культурному наследию и нестандартного использования музейного предмета [12. С. 82-83].

Как видим, Сургутский краеведческий музей играет важную роль в сохранении и трансляции традиционной культуры хантов. В нем накоплен большой опыт в разработке проектов, выставок и реализации культурно-образовательных программ. Сотрудники музея актуализируют как материальное, так и нематериальное культурное наследие коренных жителей региона. Причем из последнего актуализируются мифологические тексты, технологии изготовления игрушек, способы орнаментации. В музее проводится комплекс мероприятий, в котором задействованы все виды культурного наследия и вовлечены разные возрастные категории посетителей, дети и взрослые. Отметим также аутентичность музейных реконструкций, достигнутую благодаря регулярно проводимым этнографическим экспедициям.

Историко-культурный центр «Старый Сургут» является одним из имиджевых учреждений Сургута,

45

свидетельствующих о том, что это - старейший город Среднего Приобья. Деятельность центра фактически началась в 1996 г. На сегодня «Старый Сургут» является коммуникационной, выставочной площадкой, материально-технический и интеллектуальный ресурс которой позволяет осуществлять работу на современном уровне.

«Старый Сургут» - это историко-этнографический комплекс, который расположен в живописном месте в центральной части города на берегу реки Саймы. На территории находятся 14 деревянных домов - «новоделов». Все они представляют собой реконструкцию старых зданий, когда-то стоявших в различных частях города, но впоследствии собранных в единый архитектурный ансамбль. Комплекс построек дает наглядное представление об историческом облике, который имел Сургут на рубеже XIX-XX вв., он открыт для посетителей с 1999 г. В 2001 г. на территории центра появилась еще одна постройка - храм «Во имя Всех Святых в земле Сибирской Просиявших», выполненный в традициях храмового зодчества Русского Севера [20]. Это действующий храм, в котором по церковным праздникам проходят богослужения. В притворе храма проводятся выставки, посвященные духовной культуре Сибири.

С целью популяризации народных танцев и обрядов, передачи самобытной культуры последующим поколениям в центре созданы детский и взрослый фольклорные ансамбли «Луима ханса» - «Северные узоры» и «Аснэ» - «Обская женщина». Коллективы являются активными участниками городских, окружных и межрегиональных мероприятий и удостоены наград различных степеней: благодарственных писем, грамот и дипломов.

В рамках центра действуют различные отделы, среди них и те, в которых занимаются популяризацией культурного наследия хантов. Это Отдел изучения историко-культурного наследия, Центр ремесел, Дом коренных народов Севера. В первом занимаются исследованием культурного наследия, созданием банка данных по народным художественным промыслам и ремеслам. Центр ремесел занимает двухэтажное здание, в котором находятся мастерские художников, возрождающих народные традиции и развивающих прикладное творчество, а также сувенирная лавка, где можно приобрести изделия из бисера, кожи, дерева, сувениры с символикой города, обереги и национальные сувениры народов ханты и манси [21].

Дом культуры коренных народов Севера создан с целью возрождения традиций, обычаев коренных народов Севера, сохранения и развития их национальной культуры. В нем постоянно действует экспозиция «Быт и традиции угорских народов», в которой представлены элементы материальной и духовной культуры коренных народов: предметы быта, орудия охоты, одежда и украшения, изготовленные местными мастерами народных художественных промыслов -носителями культуры хантов и манси (рис. 4). На территории у Дома коренных народов Севера расположены традиционные элементы стойбищного поселения: хлебная печь, лабаз, чум.

Рис. 4. Фрагмент экспозиции «Быт и традиции угорских народов». Фото автора

Особое внимание сотрудники отдела уделяют возрождению нематериального культурного наследия коренных жителей. С 2000 г. на территории «Старого Сургута» проводится национальный праздник «Вороний день» (с 2013 г. - во вторую субботу апреля), который символизирует пробуждение природы и новую жизнь, наступление весны. Программа праздника включает концертные выступления, театрализованное представление, сценки из «Медвежьих игрищ», церемонию поздравления новорожденных из числа народов ханты и манси, традиционный обряд «Священное дерево», участники которого украшают березу лентами с пожеланиями мира и благополучия, спортивноэтнографическую эстафету, в которую включены 12 национальных видов спорта: метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, перетягивание палки, тройной национальный прыжок и др. Все желающие могут сделать фотографии в чуме, возле лабаза и печи. На выставке-продаже можно приобрести работы мастеров, отражающие особенности культуры обских угров.

Кроме того, с 2000 г., в третью субботу июня, на

р. Сайма проводится День обласа. В соревнованиях принимают участие представители коренных малочисленных народов Югры, проживающих в Сургуте и Сургутском районе. Все участники получают дипломы, а три победителя среди мужчин и женщин - призы. В программу праздника также входят обряд «Поклонения воде» (в воду опускается светлая ткань, в которую завязаны монеты - дар духам водоема), выступление фольклорных ансамблей, традиционные игры.

Международный день коренных народов мира, провозглашенный Г енеральной Ассамблеей ООН 9 августа 1995 г., в «Старом Сургуте» проводится с 2010 г. В программу празднования входят театрализо-

46

ванные представления, выставка детских рисунков по мотивам мифов народов Югры, национальные игры, мастер-классы, разгадывание загадок. В завершение праздника в небо выпускают воздушные шары с пожеланием мира всем народам.

С 2014 г. в феврале проводится национальный праздник коренных народов Севера «Нарождение луны» - «Тыльщ Поры», символизирующий начало нового года у хантов и манси. Изготавливается снежный стол, на него ставят приготовленные из теста фигурки семи животных: оленя, коровы, овцы, лошади, зайца, лося и белки. Руководитель обряда читает молитву. Затем фигуркам отрезают головы и бросают в сторону луны. Следует отметить, что в самом обряде принимают участие только носители культуры, остальные зрители стоят поодаль и подходят к столу только после завершения обряда. Кроме того, в рамках праздника проводятся следующие мероприятия: обряд «Очищения снегом», когда участники кидают друг в друга снежками, а также конкурсы, спортивные состязания, разгадывание загадок, демонстрация национальной одежды, исполняются музыкальные номера [22].

В 2014 г. отделом коренных народов Севера разработан и реализован проект «Дни культуры финноугорских народов», целью которого стало создание условий для приобщения к культурному наследию финно-угорских народов, развитие и поддержка народного творчества, культурных традиций и укрепление культурных связей [23. С. 2-3]. Мероприятия прошли 5-6 декабря 2014 г. в рамках празднования 420-летия Сургута и Года культуры. В качестве участников были приглашены ведущие специалисты в области культуры и искусства финно-угорских народов, мастера народных промыслов и ремесел, представители образовательных учреждений. Программа включала открытие выставки картин и изделий декоративно-прикладного творчества финно-угорских умельцев, встречу с писателями и исследователями финно-угорской культуры, демонстрацию национальной одежды, выступления фольклорных коллективов,

научно-практический семинар «Современное состояние культуры финно-угорских народов», мастерклассы по изготовлению традиционных предметов быта и изделий декоративно-прикладного искусства.

Сегодня в Центре работают народные мастера России А.Д. Сайнахов и М.В. Ситникова, благодаря которым сохраняются такие ремесла, как резьба по кости, дереву, бересте, выделка кожи, плетение из корней кедра, бисероплетение, изготовление изделий из рыбьей кожи, сукна, меха, ровдуги. В «Старом Сургуте» регулярно проводятся обучающие мастерклассы, благодаря которым транслируются технологии изготовления традиционных предметов.

Таким образом, Историко-культурный центр «Старый Сургут» активно транслирует традиционную культуру обских угров. Его сотрудниками проводятся комплексные мероприятия с привлечением всех форм культурного наследия, материального и нематериального. Большое внимание уделяется фиксации, реконструкции и трансляции последнего: сотрудники центра воссоздают обско-угорские праздники и обряды, а также сохраняют и передают технологии изготовления традиционных предметов.

Как видим, в Сургуте развита практика актуализации культурного наследия хантов. Муниципальные учреждения культуры отличает комплексный подход в трансляции традиционной культуры народа ханты. Причем если в Сургутском краеведческом музее большое внимание уделяется актуализации материальной составляющей этнокультурного наследия хантов, то «Старый Сургут» основной акцент делает на его нематериальной части. Аутентичность проводимых реконструкций в музее обеспечивается регулярными экспедициями, а в «Старом Сургуте» - и наличием среди сотрудников носителей культуры. В целом в рассмотренных учреждениях культуры накоплен позитивный опыт проведения комплексных мероприятий, способствующих возрождению традиционной культуры, сохранению и популяризации этнокультурного наследия хантов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рындина О.М., Лукина Н.В., Курьянова Т.С., Золотарева Н.В. Этнокультурное наследие ханты Сургутского района Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры в теоретическом и практическом дискурсе // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 390. C. 126-131.

2. Музей. Город. Люди. 1963-2013. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Сургутский краеведческий музей». Сургут, 2013.

80 с.

3. История музея // Сургутский краеведческий музей. URL: http://skmuseum.ru/index.php/omusee/istorijamuzeja (дата обращения: 25.04.2015).

4. Лапина Е.В. Культурно-коммуникационный центр - территория сотворчества // Западная Сибирь в академических и музейных исследо-

ваниях : материалы Третьей научно-практической конференции : в 2 ч. Сургут, 2013. Ч. 1. С. 195-201.

5. Фонды музея // Сургутский краеведческий музей. URL: http://skmuseum.ru/index.php/m-fondi (дата обращения: 26.04.2015).

6. Сургутский краеведческий музей: Коллекции этнографии сургутских ханты: каталог. Сургут, 2014. 128 с.

7. Стародубова О.В. Роль этнографического материала в образовательной деятельности Сургутского краеведческого музея // Западная

Сибирь в академических и музейных исследованиях : тез. окружной науч.-практ. конф. Сургут, 2003. С. 117-119.

8. Экспедиции // Сургутский краеведческий музей. URL: http://skmuseum.ru/index.php/jekspedicii (дата обращения: 26.04.2015).

9. Межрегиональный выставочный проект: По улицам олень бегущий. Сургут, 2005. 56 с.

10. «По улицам олень бегущий» // Ямальская археологическая экспедиция. URL: http://www.yamalarchaeology.ru/modules.php? file=article&name=News&op=modload&sid=63 (дата обращения: 27.04.2015).

11. Награды // Сургутский краеведческий музей. URL: http://skmuseum.ru/index.php/omusee/nagrady (дата обращения: 27.04.2015).

12. Жданова Т.С., Фролова Л.Л. Музей - «Территория равных» // Западная Сибирь в академических и музейных исследованиях : материалы

II науч.-практ. конф. Сургут, 2008. С. 82-86.

13. Исаева Т.А., Фролова Л.Л. Методическое руководство по изготовлению традиционной игрушки ханты - обобщение опыта работы по проекту «Куклы и сказки Нёрым-ях» // Сургутский краеведческий музей. URL: http://skmuseum.ru/index.php?id=76&Itemid= 218&option=com_content&task=view (дата обращения: 27.04.2015).

14. Нёрым-ях: рождение куклы. Сургут, 2010. 72 с.

47

15. Монти Танья. Сказание о Танье. Тюмень, 2008. 116 с.

16. Песни священной воды : заявка для участия в конкурсе Музейного ведомства Финляндии на соискание премии в области этнографической выставки. Сургут, 2011.

17. Концепция выставки «Одного лоскутка земли разные люди» // Архив СКМ. Ф. 1. Д. 06.012.09. С. 1-20.

18. Интервью с О.В. Стародубовой - старшим научным сотрудником отдела археологии, этнографии и природоведческих исследований Сургутского Приобья Сургутского краеведческого музея, г. Сургут, 2015 г.

19. Фролова Л.Л. «СиМ-СиМ, откройся!» (Работа с семейной аудиторией: проблемы, поиски, решения) // Западная Сибирь в академических и музейных исследованиях : материалы II науч.-практ. конф. Сургут, 2008. С. 87-91.

20. Страницы истории // Историко-культурный центр «Старый Сургут». URL: http://stariy-surgut.ru/o-nas/stranitsy-istorii/ (дата обращения: 02.05.2015).

21. Интервью с С.Е. Саитовой - заместителем директора по творческой работе Историко-культурного центра «Старый Сургут», г. Сургут, 2015 г.

22. Интервью с М.В. Самсоновой - заведующей Отделом коренных народов Севера Историко-культурного центра «Старый Сургут», г. Сургут, 2015 г.

23. Дни культуры финно-угорских народов: 5-6 декабря 2014 г. / сост. Л.В. Халак. Сургут, 2014. 32 с.

Статья представлена научной редакцией «Культурология» 9 сентября 2015 г.

ACTUALIZATION OF ETHNO-CULTURAL HERITAGE OF THE KHANTS IN MUNICIPAL CULTURAL INSTITUTIONS OF SURGUT

Tomsk State University Journal, 2015, 399, 42-49. DOI: 10.17223/15617793/399/8

Zolotareva Natalya V. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: museum; cultural heritage; cultural and educational activities; traditional festivals; Surgut Khants.

Ethnic values were translated during the life in the traditional culture. Their paramount importance was realized and was attributed in a special, ritual sphere. It was located in the most sacred part of the space, the sacred place, and presupposed the existence of specific individuals with the functions of managers and custodians. However, there were no special institutions for the preservation and transmission of basic information, including rules and values. In modern conditions the described mechanism of ethno-cultural heritage translation largely lost its force. Institutions performing the functions of generation and preservation of cultural heritage are cultural institutions now. The article analyzes the activities of the Surgut Museum of Local Lore and historical and cultural center “The Old Surgut”. In the aspect of the cultural heritage of the Khants actualization, four activities the Surgut Museum of Local Lore are characterized: research, stock, exhibition, cultural and educational. The Surgut regional museum has accumulated extensive experience in developing projects, exhibitions and implementation of cultural and educational programs. The museum staff actualize both tangible and intangible cultural heritage of the indigenous people in the region, namely, mythological texts, manufacturing technology of toys, methods of ornamentation. The museum hosts events involving all kinds of cultural heritage for different age categories of visitors, both children and adults. The historical and cultural center “The Old Surgut” holds events involving all forms of cultural heritage, both tangible and intangible. Much attention is paid to fixation, reconstruction and translation of the intangible: the center staff recreate the Ob-Ugric festivals and rituals, as well as preserve and transmit the technology of traditional objects production. The study concludes that the considered cultural institutions have accumulated positive experience of integrated activities that contribute to the revival of traditional culture, preservation and promotion of ethnic and cultural heritage of the Khants. In the Surgut regional museum a lot of attention is paid to updating the material component of ethnic and cultural heritage of the Khants and “The Old Surgut” focuses on its non-material component. The authenticity of the reconstruction of the museum is provided by regular expeditions, and of the “The Old Surgut” by the presence of culture bearers among employees.

REFERENCES

1. Ryndina, O.M. et al. (2015) The Khanty ethno-cultural heritage of Surgut District of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra in theoretical

and practical discourses. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 390. pp. 126-131. (In Russian).

2. Surgut Museum of Local Lore. (2013)Muzey. Gorod. Lyudi. 1963—2013 [Museum. City. People. 1963-2013]. Surgut.

3. Surgut Museum of Local Lore. (n.d.) Istoriya muzeya [History of the museum]. [Online]. Available from: http://skmuseum.ru/index.php/omusee/istorijamuzeja. (Accessed: 25th April 2015).

4. Lapina, E.V. (2013) [Cultural and Communication Center - a territory of co-creation]. Zapadnaya Sibir’ v akademicheskikh i muzeynykh issledo-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

vaniyakh [Western Siberia in the academic and museum studies]. Proc. of the Third Scientific Conference. Surgut. 26-29 November 2013. Pt. 1. Surgut. pp. 195-201. (In Russian).

5. Surgut Museum of Local Lore. (n.d.) Fondy muzeya [The museum funds]. [Online]. Available from: http://skmuseum.ru/index.php/m-fondi. (Ac-

cessed: 26th April 2015).

6. Isaeva, T.A. (ed.) (2014) Kollektsii etnografii surgutskikh khanty: katalog [Collections of Ethnography of the Surgut Khanty: a catalogue]. Surgut:

Surgut Museum of Local Lore.

7. Starodubova, O.V. (2003) [The role of the ethnographic material in the educational activities of the Surgut Museum of Local Lore]. Zapadnaya

Sibir’ v akademicheskikh i muzeynykh issledovaniyakh [Western Siberia in the academic and museum studies]. Proc. of the Regional Scientific-Practical Conference dedicated to the 40th anniversary of Surgut Museum of Local Lore. Surgut. 24-27 November 2003. Surgut. pp. 117-119.

8. Surgut Museum of Local Lore. (n.d.) Ekspeditsii [Expeditions]. [Online]. Available from: http://skmuseum.ru/index.php/jekspedicii. (Accessed:

26th April 2015).

9. Isaeva, T.A. (2005) Mezhregional’nyy vystavochnyy proekt: Po ulitsam olen’ begushchiy [Inter-regional exhibition project: a deer running along

streets]. Surgut: Diorit.

10. Anna. (2005) Po ulitsam olen’ begushchiy [A deer running along streets]. In: Yamal’skaya arkheologicheskaya ekspeditsiya [Yamal Archeological Expedition]. [Online]. Available from: http://www.yamalarchaeology.ru/modules.php?file=article&name=News&op=modload&sid=63. (Accessed: 27th April 2015).

11. Surgut Museum of Local Lore. (n.d.) Nagrady [Awards]. [Online]. Available from: http://skmuseum.ru/index.php/omusee/nagrady. (Accessed: 27th April 2015).

12. Zhdanova, T.S. & Frolova, L.L. (2008) [Museum as a “territory of equals”]. Zapadnaya Sibir’ v akademicheskikh i muzeynykh issledovaniyakh [Western Siberia in the academic and museum studies]. Proc. of the Second Scientific-Practical Conference. Surgut. pp. 82-86.

48

13. Isaeva, T.A. & Frolova, L.L. (n.d.) Metodicheskoe rukovodstvo po izgotovleniyu traditsionnoy igrushki khanty - obobshchenie opyta raboty po

proektu “Kukly i skazki Nerym-yakh” [Methodological Guide for the production of traditional toys of the Khanty - generalized experience of the project “Dolls and Fairy Tales of Nerym-yakh”]. [Online]. Available from: http://skmuseum.ru/index.php?id=

76&Itemid=218&option=com_content&task=view. (Accessed: 27th April 2015).

14. Frolova, L.L. (2010) Nerym-yakh: rozhdenie kukly [Nerym-yakh: the birth of a doll]. Surgut: IPK.

15. Isaeva, T.A. (ed.) (2008)Monti Tan ’ya. Skazanie o Tan ’e [Monti Tanya. A legend of Tanya]. Tyumen: Tyumen’.

16. Surgut Museum of Local Lore. (2011) Pesni svyashchennoy vody: zayavka dlya uchastiya v konkurse Muzeynogo vedomstva Finlyandii na soiskanie premii v oblasti etnograficheskoy vystavki [Songs of the holy water: application for participation in the competition of the Museum Department of Finland for the award in the field of ethnographic exhibition]. Surgut.

17. Surgut Museum of Local Lore Archive. Fund 1. File 06.012.09. P. 1-20. The concept of the exhibition “Different people of a single patch of land”. (In Russian).

18. Surgut Museum of Local Lore. (2015) Interview with O. Starodubova, Senior Researcher of Archeology, Ethnography and Natural History Studies of the Surgut Ob Surgut of Surgut Museum of Local Lore. Surgut. (In Russian).

19. Frolova, L.L. (2008) [“SiM-SiM, open up!” (Work with a family audience: problems, searches, solutions)]. Zapadnaya Sibir’ v akademicheskikh i muzeynykh issledovaniyakh [Western Siberia in the academic and museum studies]. Proc. of the Second Scientific-Practical Conference. Surgut. pp. 87-91.

20. Historical and Cultural Center “The Old Surgut”. (n.d.) Stranitsy istorii [The pages of history]. [Online]. Available from: http://stariy-surgut.ru/o-nas/stranitsy-istorii/. (Accessed: 02nd May 2015).

21. Historical and Cultural Center “The Old Surgut”. (2015) Interview with S.E. Saitova, Deputy Director for the Creative Work of the Historical and Cultural Center “The Old Surgut”. Surgut. (In Russian).

22. Historical and Cultural Center “The Old Surgut”. (2015) Interview with M.V. Samsonova, Head of the Department of Indigenous Peoples of the North of the Historical and Cultural Center “The Old Surgut”. Surgut. (In Russian).

23. Khalak, L.V. (2014) Dni kul’tury fmno-ugorskikh narodov: 5—6 dekabrya 2014 g. [Days of Culture of the Finno-Ugric Peoples: 5-6 December 2014]. Surgut.

Received: 09 September 2015

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.