Научная статья на тему 'Особенности форм и содержания фольклорной деятельности в условиях современной школы на примере г. Челябинск'

Особенности форм и содержания фольклорной деятельности в условиях современной школы на примере г. Челябинск Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ФОЛЬКЛОРНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ФОЛЬКЛОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИННОВАЦИИ / ЧЕЛЯБИНСК / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / СТИЛИЗАЦИЯ / FOLKLORE / FOLKLORE MOVEMENT / FOLKLORE ACTIVITY / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / EXPERIMENTAL PROGRAMS / INNOVATIONS / CHELYABINSK / SCHOOL MUSEUM / MUSEUM PEDAGOGY / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / TRADITIONAL FOLK CULTURE / STYLIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ованесян Л.Г., Клыкова Л.А.

Введение. Статья посвящена обзору и анализу фольклорной деятельности в учреждениях основного общего образования г. Челябинск. Последовательно раскрыты предпосылки возникновения интереса к народным традициям и внедрение их в сферу культуры и образования. Дана оценка потенциальных возможностей народной культуры и творчества в деле воспитания и обучения современных детей. Рассмотрены формы, содержание, методы приобщения школьников к фольклорной культуре с точки зрения их оригинальности и степени адаптации к настоящим условиям; выявлены достоинства и недостатки данной деятельности. Материалы и методы. Основными методами исследования являются хронологический историко-культурный анализ фольклорного движения в стране и г. Челябинск и внедрения фольклорных традиций в образовательный процесс, определение используемых понятий; изучение научной литературы и интернет источников, методических разработок и проектных программ по приобщению школьников к народной традиционной культуре; наблюдение и оценка текущих процессов в области фольклорной деятельности образовательных учреждений; интервьюирование педагогического состава школ, изучение фольклорно-экспедиционных материалов по Челябинской области. Результаты. Прослежен путь актуализации и внедрения народного творчества и традиций в структуру дополнительного образования на экспериментальных площадках челябинских школ в форме уроков фольклора и народоведения, музея народного быта, научно-учебных и творческие центров. Проведен анализ и оценка качества, определены достоинства и недостатки фольклорной деятельности МОУ. Обсуждение. Фольклорная культура, этнопедагогика являются источником идей, методов и инновационных образовательных программ и технологий. Заключение. Делается вывод о состоянии и перспективах фольклорной деятельности в учреждениях общего образования Челябинска, выявляются проблемы в сфере внедрения и оценки педагогической значимости народной традиционной культуры, народоведческих знаний и реформирования в образовании, подготовки педагогических кадров, недооценка руководства школ педагогической значимости, и как следствие проявление пассивности к народному наследию и сворачивание фольклорной деятельности в учреждениях. Выявлены недостатки и отмечены достижения в содержательно-оформительской части музейной и творческой работы, продуктивности некоторых инновационных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ованесян Л.Г., Клыкова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности форм и содержания фольклорной деятельности в условиях современной школы на примере г. Челябинск»

DOI: 10.25588/CSPU.2018.75..4..007 УДК 371.01: 8РФ ББК 74.202.21: 82.3

Л.Г. Ованесян1, Л.А. Клыкова2

1 ORCID № 0000-0002-6702-4213, доцент кафедры хореографии, кандидат филологических

наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация.

EmaU: ovanesyanlg@cspu.ru

2 ORCID № 0000-0001-8913-5929, доцент, кандидат педагогических наук, декан факультета

народного художественного творчества, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

EmaU: klykovala@cspu.ru

особенности форм и содержания фольклорной деятельности в условиях современной школы на примере г. челябинск

Аннотация

Введение. Статья посвящена обзору и анализу фольклорной деятельности в учреждениях основного общего образования г. Челябинск. Последовательно раскрыты предпосылки возникновения интереса к народным традициям и внедрение их в сферу культуры и образования. Дана оценка потенциальных возможностей народной культуры и творчества в деле воспитания и обучения современных детей. Рассмотрены формы, содержание, методы приобщения школьников к фольклорной культуре с точки зрения их оригинальности и степени адаптации к настоящим условиям; выявлены достоинства и недостатки данной деятельности.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются хронологический историко-культурный анализ фольклорного движения в стране и г. Челябинск и внедрения фольклорных традиций в образовательный процесс, определение используемых понятий; изучение научной литературы и интернет источников, методических разработок и проектных про- | грамм по приобщению школьников к народной традиционной культуре; наблюдение и оценка текущих процессов в области фольклорной деятельности образовательных учреждений; интер- о вьюирование педагогического состава школ, изучение фольклорно-экспедиционных материа- т лов по Челябинской области. ь

Ре.зультаты. Прослежен путь актуализации и внедрения народного творчества и традиций в структуру дополнительного образования на экспериментальных площадках челябинских школ в форме уроков фольклора и народоведения, музея народного быта, научно-учебных и творче- £

Обсуждение. Фольклорная культура, этнопедагогика являются источником идей, методов и

X

ф

ские центров. Проведен анализ и оценка качества, определены достоинства и недостатки фоль- ч клорной деятельности МОУ. о

о

X

инновационных образовательных программ и технологий. §ю Заключение. Делается вывод о состоянии и перспективах фольклорной деятельности в учреж- § § дениях общего образования Челябинска, выявляются проблемы в сфере внедрения и оценки педагогической значимости народной традиционной культуры, народоведческих знаний и рефор- | ф мирования в образовании, подготовки педагогических кадров, недооценка руководства школ ^ ^ педагогической значимости, и как следствие проявление пассивности к народному наследию ф ^ и сворачивание фольклорной деятельности в учреждениях. Выявлены недостатки и отмечены о ^ достижения в содержательно-оформительской части музейной и творческой работы, продук тивности некоторых инновационных проектов.

Ключевые слова: фольклор, фольклорное движение, фольклорная деятельность, образовательные учреждения, экспериментальные программы, инновации, Челябинск, школьный му- ^ зей, музейная педагогика, традиционная народная культура, стилизация. о х Основные положения: £ г

.0

о.§

о ^

проведен хронологический историко-культурный анализ современной ситуации в обла- ^

сти внедрения фольклорных традиций в образовательный процесс; О о

• отмечены меры по реформированию образовательной системы в годы распада СССР и перестройки, способствующие отходу от унифицированной модели школьного образования, переходу на вариативное обучение, что создало благоприятные условия для появления экспериментальных площадок и проектов;

• даны характеристики форм, содержания, теоретико-методического основания фольклорной деятельности в образовательных учреждениях г. Челябинск;

• выявлены достижения и недостатки по внедрению народных традиций и творчества как средства обучения и воспитания молодого поколения в современных образовательных учреждениях.

<

х"

к

о ф

X

го са

О

1. Введение (Introduction)

Молодое поколение в условиях глобализации и технологизации, стандартизации и унификации всех сторон урбанистического образа жизни, ухода от идеалов экологического (сельского) общинного уклада отдает предпочтение материальным благам, нежели духовным, искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданстве и патриотизме [1, с. 11-12]. Обращение к родной культуре, народной педагогике, позитивному народному опыту приобщения детей и молодежи к традиционным народным духовным ценностям может стать на данном историческом этапе основой для создания современных жизнеспособных педагогических концепций.

2. Материалы и методы (Materials and methods)

Термин «фольклор» был введен в 1846 году английским историком культуры Уильямом Томсоном и в настоящее время прошел длительный исторический путь преобразования. В переводе с английского folk-lore - народная мудрость, знание. Как международный термин, принятый ЮНЕСКО в 1985 году, он охватывает всю народную традиционную духовную и отчасти материальную культуру, как среду возникновения народного творчества, нравов, обычаев, обрядов, отражающих этические, социальные, эстетические нормы общества, являющиеся адекватным выражением их культурного и социального самосознания [2, с. 320].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под фольклорной деятельностью мы подразумеваем практическую и теорети-

ческую работу по приобщению учащихся к народной традиционной культуре посредством использования устного народного творчества, явлений и фактов этнической культуры, принципов народной педагогики.

«Культурная трансмиссия», обеспечивающая преемственность базисных элементов культуры от предшествующих поколений к последующим [3] в современном обществе может и должна осуществляться через процесс образования, где каждый ребенок - будущий гражданин многонациональной великой страны не только мог иллюстративно увидеть и услышать об историческом и культурном пути России, но и ощутить сопричастность к этой истории, традициям, фольклорному творчеству, созданному народом. Одним из существенных препятствий на этом пути является семидесятипятилетний отрыв от национальных традиций в связи с известными революционными событиями 1917 года, положивших начало уничтожению многовекового народного наследия. В 1960-е годы наметился окончательный переход традиционного народного творчества, праздничных традиций, нравственных норм из живого бытования в память ста-рожилов1.

Как противовес этим процессам в конце 1960-х - начале 1970-х годов в стране возникает молодежное фольклорное движение, благодаря которому стал возможным возврат к исконной культуре и переосмысление истинных народных ценностей в искусстве, творчестве, педагогике. Участие молодых исследовате-

1 Материалы фольклорных экспедиций 2001-2014 гг. по Челябинской области. Архив Л.Г. Ованесян. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 4

лей в празднично-бытовых действах старожильческого населения российской глубинки способствовали возрождению исчезающих традиций в новом воплощении и иной среде - городской [4, с. 210].

С конца 1980-годов в фольклорное движение были включены дети. С этого времени появилась потребность в инновационных формах, программах, методиках, репертуарных сборниках, выполняющих задачи воссоединения народного творческого и педагогического опыта с условиями современного образования [5]. Благодаря принятым в годы перестройки узловым документам, отражающим переход от унифицированной модели школьного образования к вариативному обучению и образовательным технологиям, появляются первые гимназии и лицеи, экспериментальные площадки, где апробируются новые школьные модели [6].

3. Результаты (Results)

В Южноуральском городе-милли-оннике Челябинск широкий интерес к аутентичной культуре пробудился в 1990-е годы. Освоение и апробация программ по приобщению челябинских детей к фольклорной культуре, как правило, проходили на экспериментальных площадках и велись в нескольких формах: урочная (занятия), музейная деятельность, научное и учебно-творческое объединение.

Одна из первых программ уроков, построенных на основе народного творчества, названа «Народная словесность» (1993). Она была написана учителем музыки Н.Н. Багиной и библиотекарем Н.П. Кузьминой МАОУ СОШ №104 (современное наименование школы ЮНЕСКО). Программа адресована учащимся начальной школы и направлена на формирование общей культуры, эмоциональной отзывчивости и открытости ученика, возрождение национальных традиций, обрядов, праздников, игрищ, гуляний. В основу программы вошли практические занятия по народному творчеству с опорой на музыкальный фольклор [7].

В 1992 году в начальных классах МАОУ гимназии № 26 адаптировались к современным условиям уроки фольклора. Программа и методические разработки для начальных классов созданы авторами настоящей статьи. Цели и задачи занятий включают воспитание человека высокой культуры, составными элементами которой являются чувство национального достоинства и патриотизма, житие в единстве и гармонии с природой и космосом; накопление знаний, умений и навыков в области традиционной народной культуры, развитие творческих способностей каждого ребенка, что является определяющим будущей фольклорной деятельности. Методологической основой постижения народного наследия является традиционный крестьянский календарь, представляющий упорядоченное движение годовых сезонов, главных астрономических событий (солнцестояний и равноденствий) и отражающий не только отношение и взаимодействие человека с природными явлениями и процессами, но и богатую духовную культуру народа. Народная игра в процессе обучения используется как познавательный и адаптивный инструмент, технология освоения и сближения традиций прошлого с современным городским бытом [8].

Благодаря учителю-энтузиасту Беспаловой Марии Константиновне в 1994 году в МДОУ СОШ № 3 открылась кафедра народной культуры, положившая начало комплексному подходу в изучении фольклора. По экспериментальной программе в структуре дополнительного образования с учащимися 1-5 классов велись уроки народоведения, занятия по изготовлению глиняной игрушки, бисе-роплетению, фольклорному пению. Уделялось внимание календарным народным праздникам, была оформлена музейная комната народного творчества2.

Теоретиком движения «Навстречу народной культуре» в Челябинске является известный литературовед, ученый-фольклорист, профессор Александр Иванович Лазарев (1928-2001). В 1987 году

X

к

S са

о ^

о

СО S

н о о

X -О

I-

к ф

ч >s о

X Ü

JIO .0 к

о

к LJ ф

X О.

ГО Ф

И S

Q.S Ф О. ЧС

8

го

.0

о ^ -8-3

; Сведения получены от завуча МБОУ СОШ № 3 Л.П. Рыбальченко 28.09.2018.

I-

о о

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

ф

ю о о

о

<

х~

к

о ф

X

го ш

О

в Челябинске по инициативе ученого и его супруги - специалиста по праздничной культуре Людмилы Николаевны Лазаревой появилась группа шестиклассников МБОУ СОШ № 121, которая стала практически осваивать народные сельские песни, пляски, игры, собранные в «лазаревских экспедициях» и участвовать с докладами на фольклорно-этнографические темы в конференциях научного общества учащихся.

В авторской программе уроков «Народоведения» (1996) А.И. Лазарев писал, что «фольклор - это своеобразная школа жизни, школа саморазвития, главное достоинство которой состоит в том, что человек с самого раннего детства поставлен в условия, когда он незаметно для самого себя включается в процесс активного художественного творчества» [9, с. 5]. В качестве сопровождения данной программы в 1997 году им был создан комплекс одноименных учебников (всего 4 выпуска) для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Учебники разделены на тематические циклы, снабжены объемным фольклорно-познавательным материалом, расположенным в соответствии с программой и возрастом обучающихся.

В процессе эксперимента выявились некоторые проблемы и пути их решения. Во-первых, еженедельные фольклорные уроки, как правило, не могут во всей полноте передать дух народных традиций и их содержание, что способствовало поиску инновационных форм, в которых приобщение к национальным традициям имело бы комплексный характер. Во-вторых, нехватка квалифицированных кадров для ведения занятий, синтезирующих слово, пение, рукотоворчество, артистизм, увлеченность. С целью подготовки специалистов по фольклорной культуре с 1994 года в Челябинском государственном институте культуры (ЧГИК) открывается кафедра музыкальной фольклористики (зав. В.И. Ситников); на кафедре литературы и фольклора (зав. А.И. Лазарев) Челябинского государственного университета (ЧеЛГУ) в учебной программе студентов-филологов появляется специализация «Фольклористика»; с 2006 года на базе факультета Народного

художественного творчества Челябинского государственного педагогического университета (ныне «ЮУрГГПУ») создаются направления по подготовке педагогов в области народной художественной культуры.

Одни из первых выпускников-фольклористов вошли в педагогический коллектив инновационного структурного подразделения «Центр фольклора» (рук. Л.Г. Ованесян), созданного в 2000 году при МОУ СОШ № 69 (в настоящее время филиал МАОУ Лицея № 97). Основными задачами центра являлись создание фольклорной среды во всем комплексе традиционного бытового и праздничного обихода, атмосферы коллективного, «семейного» участия и сопереживания. Все педагоги центра были участниками фольклорного коллектива «Челяба» и обладали не только фольклористическими знаниями, но и вокально-исполнительскими способностями, что являлось немаловажным фактором в формировании интереса городских детей к народным обычаям, праздникам, ремеслам, фольклору. Содержательную основу деятельности детского центра фольклора составляют художественно-творческое, концертно-просветительное, научно-методическое и экспедиционно-собирательское направления, в границах которых велось обучение и воспитание. Ведущим методом в освоении песенных, танцевальных, игрового фольклора и декоративно-прикладного творчества стала не стилизация, а реконструкция образцов народного творчества, что подразумевает максимальное сохранение произведений и технологии изготовления предметов. Экспедиционные находки предметов деревенского быта, традиционные росписи придавали стиль кабинету, где проходили занятия, а итоги полевых исследований превращались в концертные программы и научные работы.

На рубеже ХХ—ХХ1 столетий своеобразным центром, выполняющим функции интегрированной в учебно-воспитательный процесс музейно-педа-гогической, краеведческой и фольклорно-этнографической работы стали школьные музеи Челябинска. Из 101 действующих школьных музеев разного профиля,

в 16 представлены этнографические экспозиции [10]. Как правило, деятельность этнонаправленных музеев представляют фрагментарные информационно-просветительские формы, состоящие из экскурсий, музейных уроков, встреч с ветеранами и интересными людьми, классных часов, экспедиций и фольклорных праздников, выполняемых активом учащихся и руководителем музея. Реже проводятся практические занятия по народному декоративно-прикладному творчеству, итоги которых пополняют тематические экспозициях. Все виды работы отнюдь не являются исчерпывающими, и опыт показывает, что на базе музея может сформироваться этнокультурный центр с более широкими образовательными возможностями. Пример тому - Музей истории казачества, созданный в 2000 году в структуре дополнительного образования МОУ СОШ № 22 - казачьем кадетском корпусе им. Святого Георгия Победоносца (в настоящее время МБОУ СОШ «Кадетская (казачья) школа»). В 2005 - 2006 годы музей стал фольклорно-этнографическим объединением, где изучение и освоение фольклорных традиций казачества осуществлялось в работе детских коллективов научно-исследовательского и творческого направления (рук. Л.Г. Ованесян). Среди них студия народного декоративно-прикладного творчества, кружок «Юные этнографы», детский ансамбль казачьей песни, в которых кадеты обучались рукодельным ремеслам, музейному делу, поисково-исследовательской работе, написанию научных докладов в области казачьей культуры; осваивали песенный, танцевальный и игровой репертуар, собранный в экспедициях по казачьим местам Челябинской области; постигали основы народных знаний и умений, совместно с педагогами готовили и проводили праздники народного календаря, чествование казачьих святынь.

Коллекция музейных экспонатов казачьего быта представляла не собрание отдельных предметов, а целостную логически выстроенную картину - срез казачьей избы из дерева с соответствующей планировкой: сени, беленая изба, соответствующая меблировка и гори-

зонтальный ткацкий стан, текстильное оформление, семейно-исторические фотографии. Такая экспозиция передает не только визуальный мир традиции, но и дух военизированного сословия с земледельческим укладом, отраженный в семейно-бытовых условиях. Находясь в избе, кадеты как бы переносятся в прошлую эпоху и невольно оказываются в состоянии поиска связующих звеньев между настоящим и прошлым.

В ряду внеклассных занятий, ориентированных на воссоздание военно-патриотических традиций, являлись основы православной культуры, духовой оркестр, хор кадетов и русский рукопашный бой (в настоящее время -тэквон-до) [11].

Опорными методологическими документами в учебно-воспитательной деятельности музейных объединений кадетской школы служат Устав Оренбургского казачьего войска (1992), заповеди казачества, отражающие нравственные принципы военного сословия, труды челябинских исследователей Н.С. Шибанова (1936-2008), Ю.Г. Горшкова, В.С. Кобзо-ва, историографа оренбургского казачества, профессора ЧеЛГУ А.П. Абрамов-ского и др. (1992 -2006) Взаимодействие и шефские связи школы с местными казачьими и патриотическими сообществами оказывают положительный эффект в создании образа казака, ощущении весомости и значимости профиля образовательного учреждения.

Другой путь к традиционной народной культуре избрали в МБОУ СОШ № 12. С 2001 года школа становится Федеральной экспериментальной площадкой по совершенствованию содержания общего образования, в которой этнографическое направление реализуется в рамках работы кафедры социоестествен-ной истории. На этой почве органично была воплощена идея руководителя кафедры Евгения Александровича Чиби-лева о создании структурного подразделения школы-научно-образовательного центра (НОЦ), подобран штат руководителей детских коллективов и научных руководителей (О.С. Шишкоедова, А. Цицура, Е.А. Чибилев, канд. геолого-

X

к ^

ш

о ^

о >.

ей

I-

о о

X -О

I-

к ф

ч >2 о

X ^

2ю .а к

о

к ^ ^ ф X О. ГО Ф

И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О.! ф О. ЧС

8 « И

о ^ -8-3

<

х"

к

о ф

X

го ш

о

минералогических наук Л.Л. Гайдученко, главный научный сотрудник Институт археологии им. А.Х. Маргулана в Казахстане). Многолетний опыт работы научных руководителей центра в специализированном природно-ландшафтном и историко-археологическом Центре «Аркаим» (более известного как музей-заповедник «Аркаим») способствовал формированию археологической и этнографической коллекции, а также созданию мастерских гончарного дела (от добычи и подготовки глины до обжига гончарных изделий), традиционного ручного ткачества (от получения сырья до готового изделия), деревообработки (резьба по дереву, токарное и столярное направления), резьба по камню и кости. В итоге появился музей-мастерская древних и традиционных технологий, где изучаются и реконструируются способы изготовления, функционирование и символическое значение повседневных и праздничных предметов и вещей. В рамках НОЦ организована биологическая лаборатория, в которой внимание сосредочено на обитателях природной среды и растительности Южного Урала. В мастерских и лаборатории осуществляется учебно-исследовательская, научно-исследовательская, проектная деятельность с детьми, интересующимися археологией, этнографией, зоологией и биоэкологией.

Важной частью научно-исследовательской работы центра считается экспедиционная - сбор и изучение этнографического материала Урала и Зауралья. Они являются источником творческих идей, научных работ, пополнения музейных коллекций3. В настоящее время при центре существует конюшня и детский профильный загородный лагерь «Восход» площадью 10 га, где проходят оздоровительные и профильные смены. Так же, как и в школе, на его базе в каникулярное время работают все мастерские центра.

Начав с реконструирования и изучения древних и традиционных технологий, способов изготовления предметов

этнической культуры, школьные кружки превратились в многосторонний научно-образовательный центр, где фольклорная деятельность, хотя и ограничивается обучением традиционным прикладным ремеслам, практическая является своеобразным методом и технологией постижения и приобщения учащихся городской школы к истокам отечественной культуры.

4. Обсуждение (Discussion)

При серьезном подходе к проблемам воспитания и обучения новых поколений посредством приобщения к лучшим образцам народного творчества фольклорная культура и этнопедагогика служат аккумулятором идей, источником методов и инновационных образовательных программ и технологий.

5. Заключение (Conclusion)

Подводя итоги, следует отметить

некоторые проблемы в организации и перспективах фольклорной деятельности общеобразовательных учреждений г. Челябинск. Важными составляющими в организации фольклорной деятельности, на наш взгляд, являются вопросы подготовки педагогических кадров в области народной традиционной культуры и заинтересованность руководящих инстанций на всех ступенях и непосредственно директоров школ. Полагание на решения «сверху» и как результат пассивность, некомпетентность и элементарная неграмотность в вопросах, касающихся сферы народного творчества и традиций, приводит к неутешительным последствиям. Неоднократная оптимизация структуры дополнительного образования повлекла за собой закрытие фольклорно-ориентированных занятий и творческих коллективов, которые руководители учреждений посчитали менее полезными для детей. Так, Центр фольклора в МОУ СОШ № 69 существовал до смены директора в 2004 году. По этой же причине исчезли уроки фольклора в МАОУ гимназии № 26, прекратила деятельность кафедра народной культуры в МДОУ СОШ № 3, детские коллективы музейного объединения

3 Сведения получены от рук. НОЦ МБОУ СОШ № 12 Е.А. Чибилева

истории казачества и само объединение при МБОУ СОШ № 22 «Кадетская казачья школа».

Следующая проблема связана с предыдущей и касается содержательно-оформительской части музейной и творческой работы. Прослеживаются недостатки в оформлении и содержании этномузей-ных экспозиций, сводящемся к подражанию, а не объективному отражению традиционной планировки и меблировки жилища, расположения предметов, эклектика и путаница в стилизованных и этнических экспонатах, смешение предметов и вещей разных исторических эпох и тематики, что может вводить в заблуждение учеников и сформировать неверное представление о фольклорных традициях. Недостаточно отражена по-лиэтничная культура населения Южного

Урала, где согласно Всероссийской переписи населения 2010 года проживает более 36 национальностей, представители которых являются носителями оригинальных этнических традиций, сформировавшихся на территории Челябинской области [12, с. 6]. Праздничные мероприятия носят общий характер, не отражая всех тонкостей традиционных действ, репертуара, этнических особенностей этносов и субэтносов Южного Урала.

6. Благодарности (Acknowledgments)

Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева. «Инновационные технологии в дополнительном образовании детей и взрослых в области НХК»

Библиографический список

1. Килина, И.В. Фольклор и его потенциал в процессе формирования духовно-нравственной личности в современном обществе [Текст] // Фольклор как средство этнокультурного образования школьников в полиэтническом регионе: материалы всероссийской научно-практической конференции: 16 марта 2012 г. / отв. ред. М.Г. Заббарова. - Ульяновск: УлГПУ, 2012. - С. 11-12.

2. Гусев, В.Е. Фольклор как универсальный тип субкультуры [Текст] / В.Е. Гусев // В диапазоне гуманитарного знания: сб. к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия «Мыслители», вып. 4. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 490 с. о

3. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологии [Текст] / Б.И. Кононенко. - ^ М.: Вече 2000, 2003 . - 512 с.

4. Гусев, В.Е. Фольклорные ансамбли как форма современного фольклоризма [Текст] / В.Е. Гусев // Традиции и современность в фольклоре. - М.: Наука, 1988. - С. 208-210.

5. Жуланова, Н.И. ХХ век: Молодежное фольклорное движение. Краткий обзор истории становления и тенденций развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.openlesson. т/?р=4368. - [Дата обращения: 01.09.2018].

6. Закон РФ об образовании от 10 июля 1992 года №3266-1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/. - [Дата обращения: 01.09.2018].

7. Багина, Н.Н. Народная словесность [Текст]: метод. пособие для учителей начальной школы, учителей музыки, библиотекарей. Ч.1 / Н.Н. Багина, Н.П. Кузьмина. - Челябинск, 1993. - 169 с.

8. Ованесян, Л.Г. Уроки фольклора в школе [Текст]: методические разработки для начальных классов / Л.Г. Ованесян. - Челябинск, 1993. - 47 с.

9. Лазарев, А.И. Народоведение [Текст]: программа для учащихся средней школы. - Челябинск: ЧелГУ, 1996. - 30 с.

10. Деятельность музеев образовательных учреждений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chel-edu.ru/additional/spravochnik/muzei/. - [Дата обращения: 01.09.2018].

11. Публичный доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №22 «Кадетская (казачья) школа» г. Челябинск, 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kadet22chel.narod.ru/public_doklad_2013.doc. - [Дата обращения: 01.09.2018].

12. Ованесян, Л.Г. Уральское поселение [Текст]: методическое пособие / Л.Г. Ованесян. - Челябинск, 2014. - 94 с.

ш

ей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S I-о о х .0

I-

к ф

ч >s о

X ^

gi 2ю .а к

§5 о

к LJ s Ф X О. ГО Ф

И S

Q.S ф О. ЧС

8

ГО

м

о ^ -8-3

I- о

я 1 ? 1

is

s

О о

го >

о

с

го >

(Л ф

с

го >

о

О

L.G. Ovanesyan1, L.A. Klykova2

1 ORCID No: 0000-0002-6702-4213, Associate Professor, candidate of philological sciences, South-Ural State humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation.

Email: ovanesyanlg@cspu.ru

2 ORCID No. 0000-0001-8913-5929, Associate Professor, candidate of pedagogical sciences,

Dean of the folk artistic creativity, South Ural State humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, The Russian Federation.

Email,: klykovala@cspu.ru

peculiarities of forms and content of folklore activity under conditions of modern school on the example of chelyabinsk

Abstract

Introduction. The article is devoted to the review and analysis of folklore activity in the institutions of basic General education (schools) of Chelyabinsk. The prerequisites of interest to the national traditions and their introduction into the sphere of culture and education are consistently revealed. The evaluation of the potential of folk culture and creativity in the education and training of modern children is done. Consider the form, content, and methods of introducing students to folk culture in the MOU the city of Chelyabinsk, in terms of their originality and the degree of adaptation to these conditions; the advantages and disadvantages of this activity are revealed.

Materials and methods. The main methods of research are the chronological historical and cultural analysis of the folklore movement in the country and Chelyabinsk and the introduction of folklore traditions in the educational process, the definition of the concepts used; the study of scientific literature and Internet sources, methodological developments and project programs on the problem of familiarizing students with traditional folk culture; direct acquaintance, participation and monitoring of current processes in the field of folklore activities of educational institutions; interviewing the teaching staff of the structural units of additional education, reference to the materials of folklore expeditions in the Chelyabinsk region, as well as an evaluation description of the units.

Results. Traced the path of the actualization of folk art and traditions and their introduction into the structure of additional education using innovative forms at the experimental sites of the Chelyabinsk schools: lessons from the folklore and Ethnology, museums of folk life, scientific, educational and creative centers. The analysis and assessment of quality in the institutions of General education, leading folklore activities for the purpose of constructive changes of shortcomings, or its continuation in the selected form, content, methods, technologies.

Discussion. With a serious approach to the problems of education and training of new generations through the introduction to the best examples of folk art, folk culture, ethnopedagogics will serve as an accumulator of ideas, a source of methods and innovative educational programs and technologies.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Conclusion. The conclusion is made about the state and prospects of folklore activity in the institutions of basic General education of Chelyabinsk, the problems of reforming society in the socio-cultural and educational fields, training of teaching staff in the field of folk traditional culture, as well as the underestimation of the school leadership of the importance of ethnopedagogics and folk art, and as a consequence, the manifestation of passivity to the national heritage and the curtailment of folklore activities in institutions. Shortcomings are revealed and achievements in the contentdesign part of the Museum and creative work, productivity of some innovative projects are noted.

Keywords: folklore, folklore movement, folklore activity, educational institutions, experimental programs, innovations, Chelyabinsk, school Museum, Museum pedagogy, educational technologies, traditional folk culture, stylization.

Highlights:

•a chronological historical and cultural analysis of the current situation in the implementation of folklore traditions in the educational process;

•Measures to reform the educational system in the years of the collapse of the USSR and perestroïka, contributing to the departure from the unified model of school education, strengthening the humanitarian component, the transition to variable education, which created favorable conditions for the emergence of the first high schools and lyceums, experimental sites and projects;

- Characteristics of forms, content, theoretical and methodological basis of folklore activity in educational institutions of Chelyabinsk are given;

- The achievements and shortcomings in the implementation of folk traditions and creativity as a means of training and education of the younger generation in modern educational institutions.

References

1. Kilina I.V. Folklor i ego potencial v processe formirovaniya duhovno-nravstvennoy lichnosti v sovre-mennom obschestve [Folklore and its potential in the process of formation of spiritual and moral personality in modern society]. Folklor kak sredstvo etnokulturnogo obrazovaniya shkolnikov v polietnicheskom regione. Ulianovsk: UlGPU, 2012. 174 p. (in Russian).

2. Gusev V.E. Folklor kak universalniy tip subkultury [Folklore as a universal type of subculture]. V dia-pazone gumanitarnogo znaniya. Collection for the 80th anniversary of Professor M.S. Kagan. Series "Thinkers", issue 4. SPb.: St. Petersburg philosophical society, Saint-Petersburg: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obschestvo, 2001. 490 p. (in Russian).

3. Kononenko B.I. Bolshoy tolkoviy slovar po kulturologii [Large explanatory dictionary of cultural studies]. M.:Veche, 2000, 2003. 512 p. (in Russian).

4. Gusev V.E. Folklornie ansambli kak forma sovremennogo folklorizma [Folklore ensembles as a form of modern folklorism] Tradicii i sovremennost v folklore. M.: Nauka, 1988. 218 p. (in Russian).

5. Zhulanova N.I. XX vek: Molodezhnoe folklornoe dvizhenie. Kratkiy obzor istorii stanovleniya i tendenciy razvitiya [The twentieth century: the Youth folklore movement. A brief overview of the history and development trends]. (Available at: http://www.openlesson.ru/?p=4368). (01.09.2018) (in Russian).

6. Zakon RF ob obrazovanii ot 10 iulyz 1992 goda [The law of the Russian Federation on education of 10 July 1992] (Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/). (01.09.2018) (in Russian).

7. Bagina N.N. Narodnaya slovesnost [Folk literature]. P. 1. Chelyabinsk, 1993. 169 p. (in Russian).

8. Ovanesyan, L.G. Uroki folklora v shkole [Folklore lessons at school]. Chelyabinsk, 1993. 47 p. (in Russian).

9. Lazarev A.I. Narodovedenie [Ethnology]. Chelyabinsk: ChelGU, 1996. 30 c. (In Russian).

10. Deyatelnost muzeev obrazovatelnyh uchrezhdeniy [Activities of museums of educational institutions] (Available at: http://chel-edu.ru/additional/spravochnik/muzei/). (01.09.2018) (in Russian).

11. Publichniy doklad municipalnogo budzhetnogo obscheobrazovatelnogo uchrezhdeniya sredney obscheobrazovatelnoy shkoly no. 22 "Kadetskaya (kazachia) shkola" g. Chelyabinsk, 2012 g, (Available at: http://www.kadet22chel. narod.ru/public_doklad_2013.doc). (01.09.2018) (in Russian).

12. Ovanesyan, L.G. Uralskoeposelenie [Ural settlement]. Chelyabinsk, 2014. 94 p. (in Russian).

ф тз о Е

с

о

73 С

о о

ф тз с

i? >

о го

ч- (Л О С

О О

с о

ГО ф ел "о.

Е Е

ч- Ф ° ф

(Л.П Ф ** '•¡= С

'S °

и

CL (Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.