Научная статья на тему 'Воспитание детей на основе казачьих традиций (на примере работы центров казачьей культуры Кемеровской области)'

Воспитание детей на основе казачьих традиций (на примере работы центров казачьей культуры Кемеровской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
915
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТР КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ / КАЗАЧЬИ ТРАДИЦИИ / ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ / CENTER OF COSSACK CULTURE / EDUCATIONAL WORK WITH CHILDREN / COSSACK TRADITIONS / HOLIDAYS AND CEREMONIES / PHYSICAL TRAINING / FOLKLORE ENSEMBLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородина Е. М.

В статье рассматривается практический опыт воспитания детей на основе казачьих традиций в центрах казачьей культуры Кемеровской области. Ком плексная воспитательная работа центров проводится в соответствии с разработанными учебно-воспитательными программами творческих коллективов (объединений) и направлена на развитие познавательного интереса детей к истории сибирских казаков, воинским, семейным, празднично-обрядовым тра дициям и фольклорному творчеству. Раскрываются такие формы работы, как: беседы по традициям казачества, просмотр фильмов, музейно-педагоги ческие занятия, занятия по физической подготовке в спортивно-игровых клубах, занятия в творческих коллективах и студиях декоративно-прикладного творчества, фольклорно-этнографическая собирательская работа, участие в фестивалях и конкурсах казачьей культуры, досуговые формы общения в период календарных праздников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENTING BASED ON THE COSSACK TRADITIONS (WITH REFERENCE TO THE CENTER OF COSSACK CULTURE AT KEMEROVO REGION)

The article is dedicated to practical Cossack traditions-based parenting experience in Cossack culture centers in Kemerovo Region. Complex educational work of these centers is based in accordance with the developed education scheme of art collectives and is directed at the evolution of interest of children to the history of Siberian Cossacks, military, family, celebrating traditions and folk art. The paper reveals such forms of work as conversation about Cossack traditions, museum education, physical education in sport clubs, lessons in folk collectives and art studios, folk gathering work, taking part in festivals and contests of Cossack culture, free-time forms of conversation during calendar holydays.

Текст научной работы на тему «Воспитание детей на основе казачьих традиций (на примере работы центров казачьей культуры Кемеровской области)»

УДК 374:379.8:357.11(571.17)

Borodina E.M., Cand. of Cultural Studies, senior lecturer, Department of Folk Choral Singing, Kemerovo State Institute of Culture, leading methodologist

for the revival, preservation and development of Cossack culture in Kemerovo region (Kemerovo, Russia), E-mail: elena.folklor@rambler. ru

PARENTING BASED ON THE COSSACK TRADITIONS (WITH REFERENCE TO THE CENTER OF COSSACK CULTURE AT KEMEROVO REGION). The

article is dedicated to practical Cossack traditions-based parenting experience in Cossack culture centers in Kemerovo Region. Complex educational work of these centers is based in accordance with the developed education scheme of art collectives and is directed at the evolution of interest of children to the history of Siberian Cossacks, military, family, celebrating traditions and folk art. The paper reveals such forms of work as conversation about Cossack traditions, museum education, physical education in sport clubs, lessons in folk collectives and art studios, folk gathering work, taking part in festivals and contests of Cossack culture, free-time forms of conversation during calendar holydays.

Key words: center of Cossack culture, educational work with children, Cossack traditions, holidays and ceremonies, physical training, folklore ensemble.

Е.М. Бородина, канд. культурологии, доц. каф. народного хорового пения, Кемеровский государственный институт культуры, ведущий методист

по возрождению, сохранению и развитию казачьей культуры на территории Кемеровской области г. Кемерово, E-mail: [email protected]

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ КАЗАЧЬИХ ТРАДИЦИЙ

(НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

В статье рассматривается практический опыт воспитания детей на основе казачьих традиций в центрах казачьей культуры Кемеровской области. Комплексная воспитательная работа центров проводится в соответствии с разработанными учебно-воспитательными программами творческих коллективов (объединений) и направлена на развитие познавательного интереса детей к истории сибирских казаков, воинским, семейным, празднично-обрядовым традициям и фольклорному творчеству. Раскрываются такие формы работы, как: беседы по традициям казачества, просмотр фильмов, музейно-педагоги-ческие занятия, занятия по физической подготовке в спортивно-игровых клубах, занятия в творческих коллективах и студиях декоративно-прикладного творчества, фольклорно-этнографическая собирательская работа, участие в фестивалях и конкурсах казачьей культуры, досуговые формы общения в период календарных праздников.

Ключевые слова: центр казачьей культуры, учебно-воспитательная работа с детьми, казачьи традиции, праздники и обряды, физическая подготовка, фольклорный ансамбль.

Вопросы религиозного, духовно-нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания подрастающего поколения занимали важное место в жизни российского казачества на протяжении всей истории его развития. Воспитание в казачьей семье было важным этапом формирования духовного потенциала молодого поколения. Оно строилось на передаче традиционного образа жизни казачьей семьи, где важным было воспитание казака-воина, защитника Отечества и казачки, будущей матери, хранительницы семейных традиций.

Сегодня передача традиций вышла за рамки казачьей семьи. В современных условиях миссию по изучению и популяризации культурных казачьих традиций во всех регионах России взяли на себя структуры дополнительного образования: военно-спортивные клубы, семейные творческие объединения, а также кадетские корпуса, казачьи классы и др. Огромную работу по воспитанию детей ведут центры казачьей культуры, которые повсеместно стали открываться благодаря Стратегии развития государственной политики РФ в отношении российского казачества. Основными задачами Стратегии являются: развитие механизма государственной службы российского казачества; поддержка интеграционных процессов в российском казачестве; развитие духовно-культурных основ российского казачества [1].

Согласно Концепции формирования центров (отделов) казачьей культуры, войсковых культурно-просветительских центров, утвержденной Протоколом заседания Комиссии от 30.11.2016 № П-121, центры казачьей культуры - это структурные подразделения, в которых занимаются вопросами сохранения, развития и актуализации казачьей культуры. Центр - это постоянно действующая площадка, где осуществляется непрерывный, творческий процесс, базирующийся на самобытной казачьей культуре, и обеспечивается поддержкой членов войсковых казачьих обществ или представителей общественных организаций казаков. Главная задача работы центров казачьей культуры - вернуть историческую память, сохранить и восстановить мужскую воинскую культуру, семейные традиции и духовную часть наследия российского казачества [2].

Приоритетными направлениями деятельности центров казачьей культуры являются:

- поддержка казачьего любительского творчества и профессионального искусства; организация и проведение культурных мероприятий, концертной деятельности; научное, методическое и кадровое обеспечение деятельности по сохранению, развитию казачьей культуры;

- организация работы с казачьей молодёжью, приобщение её к культурному наследию российского казачества, включая долгосрочные культурно-просветительские программы (лекции, семинары, творческие лаборатории, мастер-классы, тренинги и т. д.), вовлечение участников в образовательный процесс;

- возрождение, сохранение и развитие традиций, обычаев и обрядов, одежды и художественных промыслов и ремесел;

- научные исследования наследия российского казачества [2].

В 2018 году при поддержке Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области Государственное автономное учреждение культуры «Кемеровский областной центр народного творчества и досуга» (ГАУК «КОЦНТД»),

в лице директора Орловой Натальи Валериевны и ведущего методиста отдела фольклора по возрождению, сохранению и развитию казачьей культуры на территории Кемеровской области и фольклорно-этнографической работе Бородиной Елены Михайловны, открыл четыре муниципальных центра казачьей культуры: «Станица Анжерская (г. Анжеро-Судженск), «Станица Чебулинская» (посёлок городского типа Верх-Чебула), «Станичники» (Кемеровский район), «РодовА» (г. Междуреченск).

Открытию центров казачьей культуры предшествовала огромная работа, которая заключалась в формировании концепции работы Центров казачьей культуры, формировании материальной базы, создании музейных комнат традиционной казачьей культуры, выделении и оформлении кабинетов для занятий. В работе созданных муниципальных центров казачьей культуры основной упор был сделан на воспитание детей, подростков и молодёжи в творческих коллективах казачьей направленности, для чего потребовалась организация детско-юношеских коллективов-спутников взрослых самодеятельных казачьих ансамблей и хоров, долгое время уже ведущих свою творческую деятельность.

Для обучения и воспитания детских разновозрастных групп объединёнными усилиями специалистов ГАУК «КОЦНТД» г. Кемерово, руководителей творческих коллективов центров казачьей культуры и местных казачьих обществ во главе с атаманами был разработан комплекс программ, направленных на приобщение детей к активной творческой деятельности путём освоения казачьего песенного фольклора, в том числе сибирского, изучение праздников, обрядов, семейно-бытовых традиций, декоративно-прикладного творчества, а также совершенствование физической подготовки.

В настоящее время в каждом центре казачьей культуры Кемеровской области реализуются несколько направлений творческой деятельности в детских творческих коллективах и объединениях.

Знания вновь приходящих детей в области истории и традиций российского казачества руководители казачьих творческих коллективов обычно характеризуют как поверхностные, в связи с чем руководители центров казачьей культуры Л.В. Осипова («Станица Чебулинская», посёлок городского типа Верх-Чебула), В.В. Панов («Станичники», Кемеровский район), С.С. Кононов («РодовА», г. Междуреченск), Е.А. Маркина («Станица Анжерская, г Анжеро-Судженск) разработали особый подход к «погружению» детей в мир казачьего фольклора и народных традиций. С этой целью было продумано содержание и разработаны формы воспитательной работы, призванные развивать познавательный интерес детей к истории сибирских казаков, воинским, семейным и празднично-обрядовым традициям. К ним относятся:

- беседы по традициям казачества;

- просмотр мультипликационных, художественных и документальных фильмов;

- музейно-педагогические занятия;

- занятия по физической подготовке в спортивно-игровых клубах;

- занятия в творческих коллективах и студиях декоративно-прикладного творчества;

- фольклорно-этнографическая собирательская работа;

Таблица 1

Направления творческой деятельности

№№ Направление работы Творческий коллектив (объединение) возрастные группы

1. Народно-песенное творчество и фольклор детские ансамбли казачьей песни (7-13 лет) фольклорный театр (8-13 лет)

2 Хореографическое творчество детские хореографические ансамбли (9-12 лет)

3. Музыкально-инструментальное творчество инструментальные ансамбли (3-6 лет, 9-13 лет)

4. Декоративно-прикладное творчество группы дошкольного возраста (3-6 лет) группы младшего школьного возраста (7-10 лет) группы среднего школьного возраста (11-13 лет)

5. Клубы домоводства участницы детских коллективов (9-13 лет)

6. Спортивно-игровые клубы группы младшего школьного возраста (7-10 лет) группы среднего школьного возраста (11-13 лет)

7. Фольклорно-этнографическая экспедиционная работа участники фольклорных коллективов среднего школьного возраста (11-13 лет)

- участие фестивалях и конкурсах казачьей культуры;

- досуговые формы общения в период календарных праздников.

Для воспитанников первого года обучения всех направлений казачьих центров проводятся беседы по темам: кто такие казаки, какова роль казаков в истории России и Сибири, в чём состояла специфика службы казаков и отличия в форме казачьих разных регионов, каковы воинские и семейные традиции казаков. Беседы подкрепляются просмотром сборника мультипликационных фильмов «Казаки» и художественных фильмов с казачьей исторической тематикой: «Степан Разин» (1939 г); «Ермак» (1996 г); «Казачья быль» (1999 г) и др.

При участии казачьих обществ в центрах казачьей культуры открыты музейные комнаты, где дети знакомятся с историей и бытом местных казаков. В музейных комнатах представлены экспозиции, созданные на основе региональных этнографических экспонатов конца XIX - начала XX вв. Многие из предметов материальной культуры казачества детям не знакомы, среди них: рубель (предмет домашнего быта для выколачивания (стирки) и глажения белья); чесалка (предмет в форме гребня для расчески льна); ухват (приспособление, при помощи которого ставятся в печь горшки или чугунки); ступа (сосуд, в котором при помощи песта измельчается или растирается соль, перец и др.); садник (широкая лопата на длинном черенке, предназначенная для отправки хлеба или пирога в печь); жернова (парный круг, в виде ручной мельницы); бондарные предметы (бочки, кадки и т.д. для хранения жидких или сыпучих продуктов.) и др.

Особый интерес мальчики проявляют к коллекциям оружия, в которых представлены: топорик (молоток боевой), чекан (небольшой топорик с вытянутым обухом), клевет или «клевец» (холодное оружие ударно-дробящего типа на рукояти с клювообразным лезвием), палица (метательное оружие из прочных сортов дерева), кистень (легкое подвижное оружие в виде гири); пернач - разновидность булавы - (холодное оружие ударно-дробящего действия), меч стальной и меч двуручный (клинковое оружие), сабля, бердан (однозарядная винтовка) [3], винтовка гренадёрская, лук со стрелами, ружье, [4, с. 54 - 55].

Воспитанники центров казачьей культуры принимают активное участие в традиционных казачьих играх и спортивных состязаниях. Поэтому для физического воспитания мальчиков и девочек работают спортивно-игровые клубы, где идёт планомерное теоретическое изучение и практическое освоение физических упражнений для развития гибкости и ловкости (потягушки, кудельки, саженьки, заломы рук и кистей), практическое обучение различным видам ходьбы (на носках, пятках, на внешней и внутренней стороне стопы); бега (приставными шагами левым/правым боком, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, скрещивая ноги); гимнастическим упражнениям (наклоны, движения рук, движения ног прыжки, выпады, движения тела) и т. д. Такие занятия способствуют формированию у ребят внимательности, физической подвижности и выносливости.

Воспитание девочек проходит в клубах женского домоводства, где им рассказывают о семейных традициях и роли женщины в казачьей семье. Девочек обучают правилам хорошего тона, отношению к старшему поколению. Большое внимание уделяется рукоделию, девочек обучают вышивке крестом и гладью, вязанию кружев и салфеток, плетению, изготовлению оберегов, домоводству.

Огромную воспитательную работу в центрах казачьей культуры Кемеровской области ведут руководители детских ансамблей казачьей песни А.Л. Чуве-ров (ансамбль «Станица», г Анжеро-Судженск); Д.Д. Наумова (ансамбль «Бога-тица», пгт. Верх-Чебула); С.С. Кононов (ансамбль «Подковка, г. Междуреченск). Программы по изучению казачьего фольклора, разработанные ими и реализуемые в рамках творческой деятельности детских ансамблей казачьей песни, рассчитаны на три года обучения. Цель таких программ - воспитание детей на исконных традициях российского казачества, раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка через приобщение его к ценностям традиционного народно-песенного творчества казаков. Поскольку основное направление работы в детских народно-певческих коллективах определяет творческий вектор освоения фоль-

клорных песенных образцов в процессе целенаправленного вокально-хорового воспитания, в воспитательно-образовательном процессе основными являются задачи, обучающие основам гигиены голосового аппарата, певческого дыхания, исполнительским особенностям казачьей песенной культуры; развивающие индивидуальные музыкальные способности детей, эмоциональное восприятие, образное мышление, творческий потенциал ребёнка; воспитывающие эстетический вкус, навыки сценической культуры, любовь к Родине через изучение патриотических песен.

Первый год обучения в ансамблях казачьей песни направлен на общемузыкальное развитие детей (музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти), приобретение начального комплекса певческих навыков и народной вокально-речевой фонации на основе звонкости и лёгкости детского тембра. Во второй год обучения детей в коллективах проводится работа над следующими вокально-техническими навыками: выравнивание звучания гласных на всём диапазоне голоса, укрепление певческого дыхания, развитие чёткой дикции, выразительности слова и чистоты интонирования; развитие вокального слуха. Третий год обучения связан с закреплением и совершенствованием певческих навыков и элементов исполнительской техники, дальнейшим развитием подвижности голоса, выразительности пения, техники цепного дыхания и пения а'сарреУа. В результате планомерного учебно-творческого процесса освоения казачьих песен и концертной деятельности у участников детских казачьих коллективов воспитывается осознанное творческое отношение к народной музыкальной культуре казаков, расширяется представление детей о музыкально-поэтическом языке песен и их образно-смысловом строе, развиваются индивидуальные творческие способности и исполнительское мастерство.

В процессе творческо-исполнительской и собирательской работы постоянно расширяется репертуар детских фольклорных ансамблей. Детьми осваиваются исторические, воинские, свадебные и плясовые песни, записанные от казаков станичников Кемеровской области [5; 6]. Участниками детских казачьих коллективов наиболее любимы такие песни военно-патриотического содержания, как «Если хочешь быть военным», «Мы с тобой казаки», «Во саду дерево цветёт», «Как у нашей сотни», «Проезжала конница», «По горам карпатским», «Черный ворон» и др.

Руководители коллективов отмечают огромную заинтересованность 9-12-летних мальчиков в овладении навыками игры на музыкальных инструментах - гармони, балалайке, шумовых. Участвуя в коллективном музицировании и музыкальном сопровождении песен, дети удовлетворяют свои индивидуальные музыкальные запросы, интересы, привыкают действовать в исполнительском коллективе согласованно. Таким образом, занятия в ансамблях казачьей песни оказывает благоприятное воздействие на развитие певческих, музыкально-инструментальных творческих умений, а также музыкально-эстетическое и духовно-нравственное воспитание ребят.

Беседы и рассказы о казачьих традициях позволяют включать в творческую деятельность детских фольклорных ансамблей фрагменты казачьих ритуалов и обрядов, таких как «Первое посажение казачонка на коня» (ЦКК «Станица «Ан-жерская», г. Анжеро-Судженск, 2018 г), «Первые штаны» (ЦКК «Станичники», Кемеровский район, 2018 г), «Проводы казака на службу» (ЦКК «Станица Чебу-линская», пгт. Верх-Чебула, 2019 г) и др.. Для реконструкции казачьих обрядов используются материалы научных работ М.А. Жигуновой, Е.Я. Аркина (г. Омск) [7], полевых исследований В.М. Щурова (г Москва) [8], Н.И. Бондаревой, А.В. Ма-меевой (г. Барнаул) [9], Е.М. Бородиной (г Кемерово).

Изучение празднично-обрядовой системы и приуроченного к нему фольклора в центрах казачьей культуры способствует возрождению многих традиционных праздников казачества Сибири. Например, на Зимние Святки дети вместе с руководителями с огромным удовольствием обходят с поздравлениями дома, славят каждого хозяина песнями, желают благополучия. С этой целью дети заранее учат обрядовый календарные песни, своими руками мастерят маски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.