УДК 316.7:399(082)
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-81-86
О ПРОЕКТЕ ПРЕЕМСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ
© Татьяна Ивановна БАКЛАНОВА, Ольга Игоревна КИСЕЛЕВА, Элеонора Ильинична МЕДВЕДЬ
ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., 4, корп. 1
E-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена современными задачами государственной образовательной и культурной политики, направленными на повышение роли образовательных организаций в приобщении обучающихся к этнокультурному наследию народов России. Целью исследования стали разработка и научное обоснование интегрированной системы учебно-методического обеспечения подготовки, повышения квалификации и переподготовки в Московском городском педагогическом университете кадров к этнокультурной деятельности в организациях общего и дополнительного образования детей и учреждениях культуры г. Москва. Исследование проводилось с использованием следующих методов: анализ научных источников, нормативно--правовых документов и педагогической практики, теоретическое моделирование. Выявлено противоречие между актуальными государственными задачами развития этнокультурного образования детей и отсутствием профильной подготовки педагогических кадров к этнокультурной образовательной деятельности, обоснована потребность педагогической теории и практики в разработке, научно-методическом обеспечении и внедрении преемственной системы подготовки кадров к этнокультурной деятельности в условиях высшего и дополнительного профессионального образования, раскрыты научные предпосылки педагогического проектирования этнокультурной образовательной системы, созданные в рамках научной школы «Теория, история и методика преподавания народной художественной культуры», основателем которой признана профессор Т.И. Бакланова. Внедрение разрабатываемой образовательной системы является важным педагогическим условием развития этнокультурной деятельности образовательных организаций и учреждений культуры, при внедрении данной системы ее содержание необходимо дополнять региональными этнокультурными компонентами.
Ключевые слова: этнокультурное образование; педагогическое образование; повышение квалификации; преемственная образовательная система; образовательный проект
В течение нескольких лет нами разрабатывается в рамках научной школы «Теория, история и методика преподавания народной художественной культуры» инициативный педагогический проект преемственной системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для этнокультурной деятельности в образовательных организациях и учреждениях культуры.
Анализ научных источников показал, что различным аспектам проблемы кадрового обеспечения этнокультурных процессов в современной России посвящен ряд диссертаций и научных публикаций. Однако до настоящего времени отсутствует целостная концептуально обоснованная преемственная система подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для этнокультурной деятельности в образо-
вательных организациях и учреждениях культуры [1; 2].
Рассматриваемый проект основан на результатах исследований кафедры социально-культурной деятельности Московского городского педагогического университета (МШУ), отраженных в коллективных монографиях «Этнокультурные процессы в современном мире» [3] и «Традиционная народная культура в современной социально-культурной деятельности и образовании» [4], а также в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Этнокультурная деятельность современных образовательных организаций и учреждений культуры: опыт, проблемы, перспективы», организованной нашей кафедрой в марте 2017 г. [5].
В проекте учтены результаты исследования на тему «Комплексная система обучения
детей мигрантов русскому языку и русской культуре в поликультурной начальной школе города Москвы», проведенного в МГПУ под руководством Т.И. Зиновьевой [6]. В данном исследовании участвовали члены кафедры социально-культурной деятельности МГПУ.
В проектируемую образовательную систему включены отдельные разработанные ранее компоненты, в частности - наши учебники и учебные пособия по народной культуре для школ и вузов [7-9], а также программа повышения квалификации «Дополнительное этнокультурное образование детей», разработанная Т.И. Баклановой и О.И. Киселевой [10].
Целью исследования стали разработка и научное обоснование интегрированной системы учебно-методического обеспечения подготовки, повышения квалификации и переподготовки в МГПУ кадров к этнокультурной деятельности в организациях общего и дополнительного образования детей и учреждениях культуры г. Москва.
Для достижения данной цели нами были выполнены следующие задачи:
- развитие научных основ формирования этнокультурных и этнопедагогических компетенций кадров образовательных организаций и учреждений культуры г. Москва в условиях МГПУ;
- разработка и издание комплекта учебников, учебно-методических пособий, рабочих программ, комплектов практических заданий, контрольно-измерительных средств и других материалов для преемственной системы этнокультурной подготовки студентов и слушателей Института дополнительного образования МГПУ (включая дистанционное образование);
- апробация данного комплекта на международных, всероссийских и региональных научных форумах, конференциях, «круглых столах» и других научных и научно-практических мероприятиях.
В процессе разработки проекта использован комплекс взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов: анализ научных источников, нормативно-правовых документов и педагогической практики, теоретическое моделирование и др.
На данном этапе исследования достигнут ряд важных результатов.
1. Осуществлен обзор широкого круга нормативно-правовых документов, в которых отражены задачи современной государственной образовательной, культурной и национальной политики Российской Федерации, направленные на патриотическое, духовно-нравственное и этнокультурное воспитание граждан на основе отечественных культурно-исторических и национально-культурных традиций, в контексте сохранения этнокультурного разнообразия и целостности Российской Федерации. Данные задачи выдвинуты в нескольких Указах Президента РФ, решениях Госсовета РФ, государственных стратегиях, программах, концепциях и других документах. Среди них:
- Указы Президента Российской Федерации: от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении «Основ государственной культурной политики», от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия»; от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года»;
- решения Госсовета РФ «О государственной поддержке традиционной народной культуры» (2006 г.), «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» (2016 г.), предусматривающие «формирование высокой экологической культуры в стране», основой которой является ценностное отношение к природе России в контексте отечественных этнокультурных традиций, Президент РФ провел в Кремле заседание Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений»;
- «Основы государственной культурной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (2015 г.) и «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (2014 г.);
- государственные стратегии «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (2015 г.), одним из главных направлений которой является «воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации», «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» (2016 г.), в которой к
угрозам национальной безопасности в области культуры отнесены «размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии», «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (2013 г.);
- государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493), предусматривающая воспитание «уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений», «Федеральная целевая программа развития образования на 20162020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497), одной из целей которой является «реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей»; Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 186), среди целей которой - «сохранение российской культурной самобытности, <...> выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации», Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718), в которой отмечается, что «этнокультурное многообразие России является важным элементом ее международного имиджа, неотъемлемой частью мирового духовного наследия», и в этой связи «требуется распространение знаний об истории и культуре народов Российской Федерации, формирование культуры межнационального (межэтнического) общения в соответствии с нормами морали и традициями народов Российской Федерации»;
- государственные концепции «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.), в которой сформулирован нацио-
нальный воспитательный идеал - «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России <. > укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации», «Концепция развития дополнительного образования детей» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Выявлена особая актуальность проекта в контексте «Стратегии научно-технологического развития России до 2035 года» (утверждена Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г.), в которой среди стратегических ориентиров научно-технологического развития Российской Федерации выделены «новые внешние угрозы национальной безопасности (в том числе военные угрозы, угрозы утраты национальной и культурной идентичности российских граждан), обусловленные ростом международной конкуренции и конфликтности, глобальной и региональной нестабильностью, и усиление их взаимосвязи с внутренними угрозами национальной безопасности».
2. Обоснована необходимость разработки в рамках рассматриваемого проекта:
- концепции подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для профессиональной этнокультурной деятельности в образовательных организациях и учреждениях культуры г. Москва;
- перспективной модели преемственной системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки в МГПУ кадров для профессиональной этнокультурной деятельности в образовательных организациях и учреждениях культуры г. Москва;
- учебно-методического комплекса (УМК) для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для профессиональной этнокультурной деятельности в образовательных организациях и учреждениях культуры. В данный комплекс войдут: учебные и учебно-методические пособия, рабочие программы, фонды оценочных средств, другие компоненты целостной образовательной системы.
Научная новизна исследования состоит в том, что оно направлено на педагогическое проектирование уникальной научно обоснованной, вариативной и интегрированной системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров к этнокультурной
деятельности в образовательных организациях и учреждениях культуры.
Практическое значение исследования состоит в том, что оно будет способствовать формированию этнокультурной компетентности педагогических кадров, необходимой для эффективной реализации современных государственных задач развития этнокультурной деятельности образовательных организаций и учреждений культуры.
Разработанный в процессе исследования образовательный проект может стать в перспективе основой создания новых теоретических моделей и региональных проектов формирования этнокультурной компетентности педагогических кадров.
Список литературы
1. Кайтанджян М.Г. Формирование интереса к обучению у детей в дошкольных учреждениях в процессе этнокультурного образования // Вестник социального института Московского городского педагогического университета. 2014. № 1. С. 143-148.
2. Опарина Н.А. Фольклорные традиции художественно-творческого воспитания детей в условиях семейных праздников // Дети и современный мир: вхождение в пространство ценностей культуры: материалы Междунар. науч. конф. Внеочередные Лазаревские чтения. Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2017. С. 81-84.
3. Аксакалова Л.Ю. и др. Этнокультурные процессы в современном мире / под ред. Т.И. Баклановой. Саратов: Вузовское образование, 2016. 198 с.
4. Аксакалова Л.Ю. и др. Традиционная народная культура в современной социально-куль-
турной деятельности и образовании / под ред. Т.И. Баклановой. Саратов: Вузовское образование, 2016. 143 с.
5. Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. Т.И. Бакланова. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс»; Москва, 2017. 440 с.
6. Комплексная система обучения детей мигрантов русскому языку и русской культуре в поликультурной начальной школе города Москвы / под ред. Т.И. Зиновьевой. М.: Изд-во «Перо», 2016. 231 с.
7. Опарина Н.А., Левина И.Д. Зрелищно-игровой фольклор в организации детского досуга // Перспективы художественно-образовательного и социокультурного развития столичного мегаполиса: материалы Междунар. науч.-практ. конф. М., 2016. С. 33-37.
8. Бакланова Т.И., Кайтанджян М.Г., Медведь Э.И., Опарина Н.А. Русские народные праздники в школе. Саратов: Вузовское образование, 2016. 303 с.
9. Сергеева В.П., Александрова С.А. Фольклор как средство приобщения школьников к культуре своего народа // Образование и наука в современных условиях. 2017. № 1 (10). С. 183-186.
10. Бакланова Т.И., Бабаева Е.В., Боткова В.К. Современные тенденции развития социально-культурной деятельности и художественного образования: теория и практика / под общ. ред. Г.И. Грибковой. М.: УЦ Перспектива, 2017. 184 с.
Поступила в редакцию 15.11.2017 г. Отрецензирована 20.12.2017 г. Принята в печать 20.02.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.
Информация об авторах
Бакланова Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социально-культурной деятельности. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Киселева Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Медведь Элеонора Ильинична, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, зав. кафедрой социально-культурной деятельности. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Для корреспонденции: Медведь Э.И., e-mail: [email protected]
Для цитирования
Бакланова Т.И., Киселева О.И., Медведь Э.И. О проекте преемственной системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для этнокультурной деятельности в образовательных организациях и учреждениях культуры // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 172. С. 81-86. БО!: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-81-86.
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-81-86
ON THE PROJECT OF CONTINUITY OF THE EDUCATIONAL SYSTEM, FURTHER TRAINING AND PERSONNEL DEVELOPMENT FOR ETHNOCULTURAL ACTIVITY IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND CULTURAL ESTABLISHMENTS
Tatyana Ivanovna BAKLANOVA, Olga Igorevna KISELEVA, Eleonora Ilinichna MEDVED Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystvennyy Dr., Moscow 129226, Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract. The relevance of the study is due to the contemporary challenges of state educational and cultural policy aimed at enhancing the role of educational institutions in the admission of students to the ethnic and cultural heritage of the peoples of Russia. The objective of the research was development and scientific substantiation of the integrated system of training and methodological support of the training, advanced training and retraining in Moscow City University for cultural activities in institutions of general and additional education of children and the cultural institutions of Moscow. The following methods were used in the research: analysis of scientific sources, legal documents and educational practice, a theoretical modeling. The contradiction between the actual state problems of development of ethnocultural education of children and the lack of specialized teacher training for ethnocultural educational activities is revealed, necessity of pedagogical theory and practice in the development of scientific-methodical support and introduction of successive system of training for ethnocultural activities in conditions of higher and additional professional education is founded, the scientific background of pedagogical projecting ethnocul-tural educational system created in the framework of the scientific school "Theory, History and Methods of Teaching Folk Arts and Culture", whose founder is professor T.I. Baklanova, are r e-vealed. Implementation of the developed educational system is an important pedagogical condition of ethnocultural development of educational institutions and cultural institutions, in the implementation of this system, its contents must be supplemented by regional ethnocultural components.
Keywords: ethnocultural education; pedagogical education; further training; continuity of educational system; educational project
References
1. Kaytandzhyan M.G. Formirovanie interesa k obucheniyu u detey v doshkol'nykh uchrezhdeniyakh v protsesse etno-kul'turnogo obrazovaniya [Formation of the interest to the education among children in preschool institutions in the process of ethnic and cultural education]. Vestnik sotsial'nogo instituta Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta [Herald of Social Institute of Moscow City University], 2014, no. 1, pp. 143-148. (In Russian).
2. Oparina N.A. Fol'klornye traditsii khudozhestvenno-tvorcheskogo vospitaniya detey v usloviyakh semeynykh prazdni-kov [Folklore traditions of artistic-creative education of children in the conditions of family holidays]. Vneocherednye Lazarevskie chteniya. Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Deti i sovremennyy mir: vkhozhdenie v pro-stranstvo tsennostey kul'tury» [Special Lazarev Readings. Proceedings of International Scientific Conference "Children and Modern World: Entering the Space of Cultural Values"]. Chelyabinsk, Chelyabinsk State Culture Institute Publ., 2017, pp. 81-84. (In Russian).
3. Aksakalova L.Y. et al. Etnokul'turnyeprotsessy v sovremennom mire [Ethnocultural Processes in Modern World]. Saratov, Vuzovskoe obrazovanie Publ., 2016, 198 p. (In Russian).
4. Aksakalova L.Y. et al. Traditsionnaya narodnaya kul'tura v sovremennoy sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti i obrazovanii [Traditional National Culture in Modern Social and Cultural Activity and Education]. Saratov, Vuzovskoe obrazovanie Publ., 2016, 143 p. (In Russian).
5. Baklanova T.I. (academ. ed.). Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Etnokul'turnaya deyatel'nost' v sovremennykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh i uchrezhdeniyakh kul'tury: opyt, problemy, perspektivy» [Proceedings of International Scientific and Practical Conference "Ethnic Culture of Activity in Modern Educational Organizations and Institutions of Culture: Experience, Problems, Prospects"]. Cheboksary, Centre of Scientific Cooperation "Interaktiv plyus" Publ., Moscow, 2017, 440 p. (In Russian).
6. Zinoveva T.I. (ed.). Kompleksnaya sistema obucheniya detey migrantov russkomu yazyku i russkoy kul'ture v poli-kul'turnoy nachal'noy shkole goroda Moskvy [Complex System of Teaching Russian Language and Russian Culture to Migrants' Children in Multicultural Primary School of Moscow]. Moscow, "Pero" Publ., 2016, 231 p. (In Russian).
7. Oparina N.A., Levina I.D. Zrelishchno-igrovoy fol'klor v organizatsii detskogo dosuga [Spectacular-game folklore in organization of children's free time]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Perspektivy khu-dozhestvenno-obrazovatel'nogo i sotsiokul'turnogo razvitiya stolichnogo megapolisa» [Proceedings of International Scientific and Practical Conference "Perspectives of Artistic and Educational and Social and Cultural Development of Metropolitan Megapolis"]. Moscow, 2016, pp. 33-37. (In Russian).
8. Baklanova T.I., Kaytandzhyan M.G., Medved E.I., Oparina N.A. Russkie narodnyeprazdniki v shkole [Russian National Holidays at School]. Saratov, Vuzovskoe obrazovanie Publ., 2016, 303 p. (In Russian).
9. Sergeeva V.P., Aleksandrova S.A. Fol'klor kak sredstvo priobshcheniya shkol'nikov k kul'ture svoego naroda [Folklore as a means of inclusion of schoolchildren to the culture of their people]. Materialy 10 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Obrazovanie i nauka v sovremennykh usloviyakh» [Proceedings of 10 International Scientific and Practical Conference "Education and Science in Modern Conditions"]. Cheboksary, Centre of Scientific Co -Operation "Interaktiv plyus" Publ., 2017, no. 1 (10), pp. 183-186. (In Russian).
10. Baklanova T.I., Babaeva E.V., Botkova V.K. Sovremennye tendentsii razvitiya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti i khu-dozhestvennogo obrazovaniya: teoriya i praktika [Modern Tendencies of Social and Cultural Activities Development and Artistic Education: Theory and Practice]. Moscow, Training Centre Perspektiva Publ., 2017, 184 p. (In Russian).
Received 15 November 2017 Reviewed 20 December 2017 Accepted for press 20 February 2018 There is no conflict of interests.
Information about the authors
Baklanova Tatyana Ivanovna, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Social and Cultural Activities Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Kiseleva Olga Igorevna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Social and Cultural Activities Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Medved Eleonora Ilyinichna, Candidate of Pedagogy, Professor, Honored Worker of Culture of Russian Federation, Head of Social and Cultural Activities Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
For correspondence: Medved E.I., e-mail: [email protected]
For citation
Baklanova T.I., Kiseleva O.I., Medved E.I. O proekte preemstvennoy sistemy podgotovki, povysheniya kvalifikatsii i perepodgotovki kadrov dlya etnokul'turnoy deyatel'nosti v obrazovatel'nykh organizatsiyakh i uchrezhdeniyakh kul'tury [On the project of continuity of the educational system, further training and personnel development for ethnocultural activity in educational organizations and cultural establishments]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki -Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 172, pp. 81-86. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-17281-86. (In Russian, Abstr. in Engl.).