ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В статье представлен авторский опыт инновационного подхода к развитию учащихся с помощью искусства в образовательном процессе современной школы. Опыт общеэстетического образования детей и подростков на основе углубленного изучения предметов художественно-эстетического цикла. Выделены признаки и особенности образовательной политики школы, ориентированной на выполнение госстандарта по всем учебным предметам, формирование ключевых компе-тентностей обучающихся как основы их успешной социализации в обществе и как условия воспитания личности, способной выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений.
В Программе развития Муниципального бюджетного образовательного учреждения Болшевской средней общеобразовательной школы №6 названа основная задача: формирование молодого жителя г. Королева, любящего свой город, бережно относящегося к культурному наследию прошлого, разносторонне развитого и творчески мыслящего, нравственно и духовно воспитанного на высоких образцах искусства и культуры.
Мы убеждены, что только опора на развивающие возможности искусства делает обра-
Т.А. Уварова
Ключевые слова:
общеэстетическое
образование,
культурное наследие,
художественная
деятельность учащихся,
образовательные
технологии.
зование культурно ориентированным, продуктивным, так как оно нацелено на самоопределение личности ребенка, стимулирование его жизненной и творческой активности, что подтверждается в ходе экспериментальной работы школы как экспериментальной площадки ФГНУ ИТИП РАО.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Болшевская средняя общеобразовательная школа №6 (МБОУ БСОШ №6) функционирует с 1989 года. Школа располагается в достаточно изолированном микрорайоне. Примерно 70% обучающихся проживают в микрорайоне Комитетский лес, 30% учащихся проживают в г. Юбилейный и г. Королёве. Социальный состав семей разнообразен. Прожиточный уровень большинства жителей микрорайона невысок. 25% наших учащихся воспитываются в неполных семьях. Ежегодно в школе обучается 400-420 учащихся. Специального отбора детей в школу не существует.
Наша школа одна из первых общеобразовательных школ Московской области и единственная в г. Королеве, где на протяжении 23 лет осуществлялось общеэстетическое образование детей и подростков на основе углубленного изучения предметов художественно-эстетического цикла.
За это время в школе сложились определенная специфика образовательного учреждения и традиции, в основе которых гуманистическая и культурологическая доминанта образования. По организационным причинам с сентября 2012 года школа является общеобразовательной.
Коллектив старается несмотря ни на что сохранить сформировавшуюся культуро-творческую среду, которая способствует личностному росту всех участников образовательного процесса.
Миссия МБОУ БСОШ №6 заключается в:
формировании у учащихся общечеловеческих ценностей на основе принципов гуманизма, высокой культуры, духовности;
развитии ключевых компетентностей на основе организации учебной и внеучебной деятельности и опыта общения и взаимодействия в социуме;
реализации педагогической деятельности на основе гуманистического подхода к организации процесса обучения и воспитания.
Таким образом, образовательная политика ориентирована на выполнение госстандарта по всем учебным предметам, формирование ключевых компетентностей обучающихся как основы их успешной социализации в обществе.
Качество подготовки обучающихся и выпускников МБОУ БСОШ №6 соответствует государственным образовательным стандартам; выпускники школы демонстрируют положительные результаты ГИА и ЕГЭ. Ежегодно
учащиеся школы становятся победителями и призерами Всероссийской предметной олимпиады школьников, лауреатами и призерами муниципальных, региональных и международных конкурсов, фестивалей, олимпиад. Среди выпускников Болшевской школы №6 есть успешные юристы, экономисты, инженеры. Но около 20% выпускников - это представители творческих профессий: актеры, музыканты, хореографы, художники, архитекторы, дизайнеры, искусствоведы и т.д.
Интересное заключение о значении искусства сделал Д. Дидро: «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах».
Современным обществом востребован тот человек, который может полноценно действовать в изменяющемся мире, вносить в него что-то новое, способный выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, самостоятельно находить нужную информацию и делать самостоятельный выбор. Выполнение этого социального заказа и есть основная задача образования. Вследствие этого деятельность нашей школы ориентирована на создание условий для самореализации личности, что нашло свое отражение в Основной образовательной программе школы, которая на каждой ступени обучения заявляет определенную Модель выпускника. Среди характеристик, общих для всех общеобразовательных школ, выпускник нашей школы на каждой ступени должен соответствовать следующим требованиям:
на I ступени обучения - приобщен к миру искусства, эмоционально отзывчив, воспринимает произведения искусства, развиты природные художественные способности и заложены основы художественного вкуса, сформированы первичные навыки художественной деятельности;
на II ступени обучения - сформированы художественная культура, устойчивый интерес к искусству, развиты художественный вкус, творческие способности, образное мышление; приобретены художественно-творческие компетентности - юных художников, зрителей, исполнителей, слушателей;
на III ступени обучения - сформировано целостное представление о роли искусства в процессе развития человечества, активизирован имеющийся опыт общения с искусством, развит опыт творческой деятельности, приобретены компетентности в культурно-образовательной, коммуникативной и социально-эстетической сферах.
Конечно, таких результатов можно добиться только при условии творческого подхода к педагогической деятельности всего педагогического
коллектива школы. Наши учителя стремятся идти в ногу со временем, осваивать передовые достижения педагогической науки, чему способствует сотрудничество МБОУ БСОШ №6 с лабораторией методологии образовательного пространства Федерального государственного научного учреждения «Институт теории и истории педагогики» Российской академии образования. Научный руководитель эксперимента - Анна Константиновна Орешкина, доктор пед. наук, зав. лабораторией методологии образовательного пространства ФГНУ ИТИП РАО.
Научные сотрудники ФГНУ ИТИП РАО - Касатикова Е.В., канд. биол. наук, ведущий научный сотрудник, Носова И.С., научный сотрудник лаборатории методологии образовательного пространства ФГНУ ИТИП РАО под руководством А.К.Орешкиной координируют опытно-экспериментальную работу педагогов школы по теме «Методика внедрения современных педагогических технологий в образовательный процесс общеобразовательной школы с целью воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям постиндустриального общества». В настоящее время в эксперимент вовлечено 15 педагогов школы. Учителями подготовлен аналитический материал по проблеме внедрения современных педагогических технологий в образовательный процесс и методические рекомендации по их применению. Оптимизации экспериментальной деятельности способствовал методический семинар педагогических работников МОУ БСОШ №6 совместно с представителями ФГНУ ИТИП «Современные педагогические технологии» (из опыта работы). Учитель русского языка и литературы Фомичева Т.В. приняла участие в международной научно-теоретической конференции «Образование и педагогическая наука в модернизации российского общества» (ФГНУ ИТИП РАО, 22 октября 2012г.), выступив по теме «Методы и модели обучения в процессе модернизации образования». В сборнике научных трудов Академии наук и Российской академии образования (М., ФГНУ ИТИП РАО, 2012) опубликована статья Фомичевой Т.В. «Методы и модели обучения в процессе модернизации образования».
На основе проведенного мониторинга использования педагогами образовательных технологий был сделан вывод, что приоритетной педтехно-логией для нашей школы является культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова), позволяющая достигнуть следующих целей:
• Развитие эмоциональной сферы личности.
• Развитие творческих способностей, созидательных качеств личности.
• Воспитание человека высокой гуманитарной культуры.
• Превращение школы из преимущественно просветительского учреждения в центр духовной, нравственной и эстетической культуры.
Учитывая, что художественное творчество является мощным стимулом самореализации личности в культурном пространстве, помогает человеку понять мир и самого себя, эмоционально обогащает и устремляет жизнь «по законам красоты», в качестве важнейшего принципа организации учебного предмета "Музыка" мы реализуем единство двух начал: познание природы музыки через исполнительский опыт и активное восприятие образцов музыкального искусства. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в их содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью.
Учебный предмет "Изобразительное искусство" интегрирует все виды пластических искусств: изобразительные (живопись, графику, скульптуру), архитектуру, дизайн, декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные искусства в их связях с литературой, музыкой, жизнью общества и человека. Приобщение к искусству пробуждает способность видеть красоту в привычном, создавать эту красоту из обычных материалов, сочетать, фантазировать в выборе художественных решений.
Чувство гордости за свой труд, ощущение самодостаточности, уверенности в своих силах вызывает у детей тот факт, что их работы экспонируются на систематических художественных выставках. Но особое значение приобретает выполнение коллективных художественных проектов, что способствует воспитанию чувства ответственности, взаимопонимания и взаимоуважения. Таким образом, изобразительная деятельность для одарённых детей и даже для детей, которые не собираются впоследствии быть профессионалами-художниками, имеет огромное значение.
Результатом реализации культуровоспитывающей технологии является создание в школе культуро-творческой среды, «ядром» которой являются предметы искусства. Курс «Мировая художественная культура» рассматривается как обобщение и систематизация знаний содержания по искусству на принципах общей эстетики, художественности, интегративности. Преподавание предмета ведется на основе технологии «диалога культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов). Сам диалог предстает не только как средство обучения, а как сущностная характеристика технологии, определяющая и ее цель, и содержание - « диалог культурных смыслов»:
• формирование диалогического сознания и мышления,
• сопряжение различных культур, форм деятельности, смысловых спектров;
• формирование понятий «общечеловеческие ценности», «вечные истины».
Поскольку предмет изучения МХК рассматривается как явление, проходящее вместе с человечеством все этапы его исторического развития, отношение к культуре каждого из этих этапов строится на диалогических принципах: как к отличной от нашей и в то же время интересной, нужной, ценной в своей уникальности, равноправной.
В этом диалоге культур выверяются общечеловеческие ценности, определяются вечные истины. Диалог культур в контексте современной культуры концентрируется вокруг основных вопросов бытия. При этом особое место отводится отечественной культуре. Цель не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.
В МХК в диалог вступают не только эпохи, но и разные виды искусств. Являясь частью художественной культуры, каждый вид искусства сохраняет свою специфику и является равноправным партнером в диалоге искусств.
Преподавание курса «Мировая художественная культура» с применением технологии «диалога культур» позволило создать условия для того, чтобы диалог (а не монолог учителя) утвердился как основное средство обучения на уроках МХК, чтобы учащиеся научились понимать диалог между различными видами искусств в рамках одной культурно-исторической эпохи, между культурами различных исторических эпох, между культурами внутри одной эпохи (отечественное и зарубежное искусство); выявить и общее, и своеобразное, обусловленное исторической судьбой, психологическим складом, традициями, своеобразием духовной жизни каждого народа.
Разработаны и презентованы творческо-исследовательские проекты учащихся, основанные на диалоговом принципе, например, «Образ Богоматери в европейском и русском искусстве», «Я помню вальса звук прелестный», «Петропавловский собор» - европейский храм в русской культуре», «Времена года в искусстве (музыка, живопись, поэзия)» и др. Проект учащейся «Святые воины - победители и наставники» (в основе которого технология «диалога культур») был представлен на региональном уровне и опубликован в книге «Через просвещение к нравственности».
Проектная технология - самая широко применяемая педагогическая технология в нашей школе. Цели ее применения: выявление у учащихся способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач, обучение исследовательской работе, поддержка интереса к исследуемым явлениям и объектам, формирование культуры исследования, развитие информационных и коммуникативных умений, раскрытие способностей критического рефлексивного мышления, самоутверждение учащихся благода-
ря достижению поставленной цели и представлению полученных полезных результатов. Проектная деятельность предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Тематика исследований учащихся связана с приоритетным направлением работы образовательного учреждения - приобщение учащихся к мировой культуре и определяется не только стремлением пополнить объем знаний по истории культуры, основам языка искусства, пониманием специфики художественного образа, но и осознанием школьником себя как части этой культуры. Темы проектов выбираются в русле общей программы с учетом интересов учащихся. Например, дети из семей православных верующих часто выбирают темы, связанные с иконописью, храмовым строительством, историей монастырей и церквей. Например, «Иконография Богоматери в русской иконописи», «Иконы Спасителя», «Мир русского монастыря» и т. п.; учащиеся музыкальных школ представляют такие проекты, как: «Евгений Онегин» в музыке», «Символизм в русской музыке и поэзии», «М. Глинка - основоположник русской национальной оперы» и др.; учащиеся художественных школ предпочитают такие темы, как «Образ Петра I в изобразительном искусстве», «Екатерина II в русской живописи 18 века», «Проблема личности в искусстве Ренессанса», «Исторический костюм пушкинского времени в живописи и литературе» и т. п.
Творческий исследовательский проект по искусству - это научно-исследовательский (текстовый) материал, как правило, реферативного характера; творческая часть, представляющая собой макеты, рисунки, живописные или скульптурные работы, диски-презентации и т.п.
В рамках предметов художественно-эстетического цикла метод проектов позволил организовать подлинно исследовательскую самостоятельную творческую деятельность. Эта технология направлена на развитие человека через освоение пространства художественной культуры.
Проектная деятельность как метод способствует, с одной стороны, развитию инициативы школьников, приучению к самостоятельности и ведению плановой работы: изучению и анализу разных информационных источников, постановке цели, планированию возможных решений познавательной задачи и ожидаемых результатов; с другой стороны -мотивации самообразования педагога: учитель находится в состоянии постоянного педагогического поиска новых, более рациональных методов решения поставленных проблем, гордость за результаты труда повышают имидж учителя.
Результаты выполненных проектов материальны: видеофильм, альбом, журнал путешествий, видеоэкскурсия, виртуальный музей, компьютерная газета, доклад и т.д.
Проектная деятельность дает возможность каждому ее участнику осознать себя интеллектуальной, творческой личностью, поверить в свои силы, а, может быть, иногда взглянуть на мир другими глазами. Важно отметить, что развивать индивидуальные способности учащихся, их творческий потенциал призваны не только (и не столько) учебные предметы, сколько занятия в различных кружках по интересам во внеурочное время. В связи с этим актуализируется использование специфических возможностей дополнительного образования как важной составляющей части системы общего образования. Именно взаимопроникновение дополнительного образования и основного образования может обеспечить целостность системы и в то же время ее многообразность, определенную стабильность и постоянное развитие. В конечном итоге, образование как целостная система предполагает две цели - социализацию и индивидуализацию. Время, которое ребёнок проводит в стенах школы, - это его образовательный ресурс, который может быть использован для решения задач социализации; свободное время - время для себя - может стать ресурсом индивидуального развития, если дополнительное образование выступит условием, при котором данный ресурс может превратиться в личностный потенциал. Именно эта необязательная и выбранная ребенком деятельность во многом стимулирует развитие личностных качеств и, безусловно, выходит за все рамки стандартного обучения и воспитания. Дополнительное образование обогащает основные школьные образовательные программы, усиливает вариативную составляющую общего образования, помогает подросткам в профессиональном самоопределении.
Таким образом, направленность на творческое развитие детей является общей тенденцией основного и дополнительного образования. Взаимосвязь и взаимодействие основного и дополнительного образования создает условия для расширения и углубления знаний учащихся в интересующих их образовательных областях, повышения уровня востребованности результатов школьного образования во «внешкольной» и «послешкольной» деятельности.
Из-за отсутствия должного финансирования в настоящее время школа не имеет ставок руководителей кружков и студий. Понимая, что детей нельзя оставлять без системы дополнительного образования, администрация школы по собственной инициативе, исходя исключительно из интересов
детей и их родителей, старается «наполнить» вторую половину дня ребенка возможностью заниматься искусством, спортом, развивать интеллект и творческий потенциал.
Дополнительное образование для учащихся организовано за счет привлечения ресурсов учреждений дополнительного образования г. Королева, г. Юбилейного, г. Москвы (на основании договоров сотрудничества). Взаимодействие основного и дополнительного образования строится на основе договоров о сотрудничестве, которые предусматривают проведение занятий кружков и студий на базе школы с использованием кадрового, научно-методического и материально-технического потенциала УДО.
От такого сотрудничества, безусловно, выигрывают дети. С одной стороны, кружки и объединения максимально приближены к детям, с другой, учителя — педагоги дополнительного образования могут выходить за рамки образовательного стандарта, предлагая школьникам возможность познавательного выбора и выбора практической деятельности, расширяя число предметных областей, с которыми могут познакомиться дети. Так, во взаимодействии с дополнительным образованием школа, с одной стороны, осваивает образовательный стандарт, а с другой — создает условия для свободного развития личности.
Одно из самых стабильных и проверенных временем направлений развития МБОУ БСОШ №6 - организация работы Детской музыкальной школы г.Юбилейного. Во второй половине дня на базе нашей школы преподаватели Детской музыкальной школы обучают наших детей игре на фортепиано, скрипке, баяне, балалайке. Ведется класс сольфеджио.
Преподаватели всегда с энтузиазмом готовят своих учеников к участию в творческих отчетах, концертах и других мероприятиях, которые проводятся в нашей школе.
Сотрудничество МБОУ БСОШ №6 с МБОУ ДО «Детская школа искусств» г.Королева стало доброй традицией. Учащиеся нашей школы посещают лекции и концерты, проводимые педагогами ДШИ в классах и актовых залах музыкальной школы: лекции-концерты «Музыкальные инструменты», «Жанры музыки: песня, танец, марш», Музыкальная гостиная «Классическая музыка 19 - 20 веков». Интересный теоретический материал и эмоциональное, интеллигентное общение с ребятами создавало необыкновенную атмосферу живого общения с миром музыки. Ребята услышали вокальные номера, высокопрофессиональный аккомпанемент, исполнение инструментальных произведений (на виолончели и фортепиано), виртуозную игру на баяне.
Успешно осуществляется сотрудничество с МБОУ ДОД «Школа искусств» г. Королева, в рамках которого для учащихся МБОУ БСОШ №6 работают кружки: театра, бисероплетения, изобразительного искусства, хореографии.
Театр - одно из самых зрелищных и любимых детьми искусств. Дети с удовольствием играют на сцене, участвуют в больших уличных представлениях, осваивают мастерство кукловодов. Ежегодно мы продлеваем Договор сотрудничества со Школой искусств.
Постановка детских музыкально-сценических произведений позволяет раскрыть огромный творческий потенциал ребёнка, поскольку здесь органично сочетается вокал, поэзия, инструментальная музыка, танец. Участие в общешкольных, городских мероприятиях даёт возможность приобрести положительный опыт жизни в обществе. Всё это позволит в дальнейшем успешнее преодолеть первую ступеньку социализации, готовит к самостоятельной жизни, так как значительно расширяет круг общения и социальные контакты.
На основании договора о сотрудничестве с МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» в нашей школе работает кружок «Юный художник», который помогает постигать секреты мастерства маленьким живописцам, скульпторам, дизайнерам. Юные художники вдохновенно создают свои шедевры и с удовольствием выставляют их зрителям. Такие выставки служат еще и своеобразной рекламой самих художественных студий и кружков.
Занятия спортом проходят в рамках
• школьных спортивных команд по футболу, волейболу, баскетболу, легкой атлетике и др.;
• кружка «Ашихара-каратэ» (договор о сотрудничестве с общественной организацией «Московский областной центр Ашихара-каратэ»);
• баскетбольной секции (договор о сотрудничестве с общественной организацией «Баскетбольный клуб «Фанат»);
• секции рукопашного боя (договор о сотрудничестве с Центром творческого развития и гуманитарного образования «Дар» и Центром русского рукопашного боя им. Суворова);
• шахматного клуба «Ладья»;
• клуба спортивно-бального танца «Либерте» и др.
Искусство красиво двигаться, выражать себя в танце всегда востребовано в детских коллективах. Мы стремимся дать нашим учащимся и эту возможность, предлагая заниматься в разнообразных спортивных секциях,
хореографических студиях и кружках бальных танцев.
Столь широкий спектр секций, студий, кружков в рамках дополнительного образования помогает ребенку найти тот вид деятельности, который ближе именно ему и в совершенствовании которого впоследствии он может проявить себя наиболее ярко.
Таким образом, организация дополнительного образования в МБОУ БСОШ №6 соответствует миссии, целям, особенностям ОУ и контингента обучающихся, а также их запросам и интересам. Цель организации сотрудничества с учреждениями дополнительного образования: максимально приблизить к ребенку и его родителям возможности получения дополнительного образования, что поможет развить индивидуальные способности, проявить творческий потенциал.
Только в атмосфере высокой гуманитарной культуры и только на основе широкой гуманизации школьного образования, освоения богатств мировой культуры возможно воспитать личность, стремящуюся к самоактуализации и обладающую чувством социальной ответственности, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его духовности.
Именно культурологическая доминанта представляет учащимся возможность осознать себя как духовно значимую личность, развить способность художественного, эстетического оценивания окружающего мира, освоить ценности культуры, развить в себе творческое отношение к любому делу.
Погруженные в творческую атмосферу в стенах школы, выпускники МБОУ БСОШ №6 и в дальнейшем испытывают потребность в культурной и общественной жизни. Они быстро адаптируются в новой обстановке и занимают ведущие позиции в студенческих группах, на своих факультетах и курсах, рабочих местах. Жизненная и творческая активность личности во многом определяется тем зарядом, который ребенок получил в детстве, в стенах школы, на уроках, на занятиях в кружках и студиях, в разработке всевозможных творческих и исследовательских проектов, в выступлениях на сцене, то есть благодаря развивающим возможностям искусства.