Научная статья на тему 'КРАСНОЯРСКАЯ ШКОЛА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ КАК ФЕНОМЕН ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА'

КРАСНОЯРСКАЯ ШКОЛА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ КАК ФЕНОМЕН ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
416
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСНОЯРСКАЯ ШКОЛА КЕРАМИКИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА СИБИРИ / ФАРФОР / НАДГЛАЗУРНАЯРОСПИСЬ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КРАСНОЯРСКА / ВЫСТАВКИ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ / СИМПОЗИУМЫ ПО КЕРАМИКЕ И ФАРФОРУ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Воронова Мария Викторовна

Статья рассматривает основные этапы формирования и развития красноярской школы керамики, ее эстетические принципы, творчество основных представителей. Прослеживается история от первых профессиональных керамистов в регионе до современных авторов. Анализируется эволюция художественных приемов, применявшихся в керамике Красноярска, от шамотной лепки до надглазурной росписи. В пример приводятся основные выставки керамики и декоративно-прикладного искусства в Красноярске и Сибири, по экспозиции которых можно отследить основные тенденции развития. Опыт традиционных экспозиционных форм сопоставляется с новыми, актуальными сегодня - симпозиумами и пленэрами по керамике и фарфору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KRASNOYARSK SCHOOL OF ART CERAMICS AS A PHENOMENON OF DECORATIVE ART

The article considers the main stages of the formation and development of the Krasnoyarsk school of ceramics, its aesthetic principles, works of the main representatives. The history of the phenomenon is traced from the first professional ceramists in the region to modern authors. The article analyzes the evolution of artistic techniques used in the ceramics of Krasnoyarsk from fireclay modeling to overglaze painting. The main exhibitions of ceramics and decorative and applied art in Krasnoyarsk and Siberia, the exposition of which can be used to track the main development trends, are given as an example. The experience of traditional exhibition forms is compared to the new ones that are relevant today - symposia and plein-airs of ceramics and porcelain.

Текст научной работы на тему «КРАСНОЯРСКАЯ ШКОЛА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ КАК ФЕНОМЕН ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА»

УДК 738

М. В. Воронова

Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского Красноярск, Россия

КРАСНОЯРСКАЯ ШКОЛА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ

КАК ФЕНОМЕН

ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА

Статья рассматривает основные этапы формирования и развития красноярской школы керамики, ее эстетические принципы, творчество основных представителей. Прослеживается история от первых профессиональных керамистов в регионе до современных авторов. Анализируется эволюция художественных приемов, применявшихся в керамике Красноярска, от шамотной лепки до надглазурной росписи. В пример приводятся основные выставки керамики и декоративно-прикладного искусства в Красноярске и Сибири, по экспозиции которых можно отследить основные тенденции развития. Опыт традиционных экспозиционных форм сопоставляется с новыми, актуальными сегодня - симпозиумами и пленэрами по керамике и фарфору.

Ключевые слова: красноярская школа керамики; художественная керамика Сибири; фарфор; надглазурнаяроспись; декоративно-прикладное искусство Красноярска; выставки молодых художников; симпозиумы по керамике и фарфору.

А. Я. Мигас. Рыболюб. 2010. Шамот, ангобы. 105 см

Собственность автора

Говоря о существовании в Сибири красноярской школы керамики, конечно, стоит помнить, что само понятие школы сложно и многомерно. Школа подразумевает и близость манеры, и общность художественных приемов мастеров, и созвучие тематических поисков. Но не менее, а возможно и более, важным является и наличие общего центра обучения, концентрации мастеров в конкретной точке места и времени, в рамках единого образовательного процесса. И в случае с Крас-

ноярском все эти элементы присутствуют, а также распространяются на весь регион Сибири. Красноярская школа керамики -молодое и развивающееся явление. И, как всякий молодой организм, она обладает чертами неоднородности, разнохарактерности устремлений и вариативностью форм.

Истоки зарождения и развития школы, вероятно, следует искать в середине прошлого века. Экономическое и культурное развитие Сибири в конце 1950-х - начале

1960-х гг. привлекло в регион целый ряд художников, имеющих профессиональное образование в области декоративно-прикладного искусства.

Среди них был и A.M. Ткачев, художник керамики, выпускник художественно-промышленного вуза, приехавший в Красноярск в 1962 году. Основными мотивами в его творчестве стали природа и культура Севера. Монументальные вазы «Орнаментальная», «Ангарская» или изящные фарфоровые наборы («Набор для строганины») отражали своеобразие местной тематики, пусть и через призму классического советского понимания материала. Позднее от пейзажных и орнаментальных мотивов художник обратился к темам более глобальным и важным: так появилась целая серия изделий, посвященных Великой Отечественной войне. Значимым фактором, повлиявшим впоследствии на формирование традиции, стала его преподавательская деятельность в Детской художественной школе им. В.И. Сурикова.

Художники по тканям, по стеклу, а также народные мастера из различных районов края впоследствии составили основу секции декоративно-прикладного искусства в Красноярском отделении Союза художников. Крайне важной была в этот период проблематика производства массовой вещи, и творческие вопросы не сразу вышли на первый план. В советском декоративно-прикладном искусстве тех лет насущными представлялись такие проблемы, как «художник и производство», «вещь массовая и уникальная»; на предприятиях организовывались творческие лаборатории, и работавшие в них художники руководствовались программным лозунгом «Искусство - в быт!» [1, с. 208].

В 1978 году в Красноярском государственном институте искусств открылось отделение керамики. Первый выпуск состоялся в 1983 г. Главой кафедры на 30 лет стал художник, керамист, педагог Александр (Алесь) Яковлевич Мигас, приехавший в Красноярск после окончания Белорусского государственного театрально-художествен-

С. Е. Ануфриев. Старое солнце. 2008. Фарфор, металл, искусственный камень. ¡40 см Красноярский художественный музей им. а. И. Суриком (Красноярск)

Т. М. Криво. Хранители Ольхой а. 2014. Шамот, глазури, обжиг раку. 30x15x40 Иркутский областной

художес т ценны й музей им. tt.II. Сукачева (Иркутск)

И. II. Кротов. Игра. 2012. 5 предметов. Глина, глазури. 50x100x40 Собственность автора

ного института. За годы непрерывной педагогической деятельности из мастерской кафедры керамики вышли сотни мастеров, лауреатов международных и всероссийских конкурсов, членов Союза художников РФ, ярких самобытных мастеров. Многие из выпускников известны не только в России, но и за ее пределами [1].

В своей статье «Красноярская школа декоративной керамики: история и значение в художественной среде сибирского региона» Алесь Яковлевич вспоминает: «Открытие нового учебного заведения всегда связано с организационными трудностями. Но с отделением керамики случай особенный - она открылась практически на пустом месте: не было ни традиций, ни базы, ни сырья, ни оборудования, да еще город был закрытый... Главным моим открытием были люди. Впечатляла география студенческого сообщества: в институт поступали талантливые юноши и девушки из Восточной и Западной Сибири, Дальнего Востока, Приморья, Забайкалья, Бурятии, Хакасии, Тувы, Алтая, Севера, Якутии... Методологическим центром СССР были московские художественные вузы, но Москва была далеко. И, взяв все лучшее из прибалтийской, московской, ленинградской, минской методик, молодая кафедра создала программы, которые во многом принципиально отличались от программ ведущих вузов страны. В наших программах была реализована попытка связать технологическую и стерильную Европу с размашистой и фактурной Сибирью» [4, с. 68].

Как пишет в своей монографии, посвященной современной керамике, В.А. Малолетков, именно работы первых выпускников отделения керамики заметно выделялись на выставке в рамках арт-проекта «Дар Прометея» несколько лет спустя [3, с. 78].

Художники первых выпусков института С.Е. Ануфриев, A.C. Ильичев, Л.П. и С.А. Хахонины, H.A. Машуков задали мощный импульс дальнейшему развитию школы, показав, что в регионе есть творческий потенциал, энергия, нуждающиеся в выходе. Несмотря на то, что во многом постигать

азы профессии первым мастерам пришлось самостоятельно, материальных и педагогических возможностей в тот период было крайне мало, они сумели не только успешно окончить обучение и остаться в профессии, но и продолжать работать, выставляться, заниматься образовательной и административной деятельностью. Способствовать становлению керамической школы в регионе.

Уже в первых самостоятельных произведениях была задана высокая планка и обозначена сопричастность основным тенденциям развития отечественного декоративного искусства. Обращаясь к темам сибирской архаики и мифологии, молодые авторы рассматривали проблемы формообразования и поиска приема. Так, например, работа H.A. Машукова «Две формы» - пластический поиск почти абстрактного начала, что еще раз фиксируется в названии работы.

Стремление уйти от функциональности, прикладного значения керамики, обозначить самоценность скульптурного начала в декоративном воплощении - всё это можно наблюдать в работах мастеров первых выпусков. Конечно, темы сибирской природы и истории еще долго вдохновляли и продолжают вдохновлять мастеров («Смерды» С.А. и Л.П. Хахониных, «Пики» A.C. Ильичева). Но переход от того, что делают, к тому, как это делается, и становится поворотной точкой в становлении красноярской школы.

В первые годы существования сюжеты композиций, связанные с мифологическим началом, народные мотивы, литературный фон проступали почти в каждом произведении. Монументальные формы, шамотные фактуры, сдержанная цветовая палитра были обусловлены не только отсутствием ярких глазурей (хотя аспект материальной обеспеченности в 80-е годы XX века стоял в регионе очень остро), но и желанием приблизиться к форме и содержанию архаичной керамики. Активная обработка поверхностей, использование процарап-ки, отверстий, мощных налепов, имитация природных фактур - всё это характерно

для таких представителей школы, как С.М. Лавренов («Золотые крылья архаики»), С.М. Гинтер (декоративный пласт «Всадник»), А.П. Горелов («Начало земное и небесное») и др.

Почти непреодолимое желание фактуры наблюдается не только в творческих работах мастеров, объемные задания на разработку видов фактуры включаются и в учебную программу кафедры керамики Красноярского художественного института (ныне Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского).

Своего рода местной легендой стало негласное правило: главный инструмент керамиста - это вилка. Оно возникло из-за того, что Александр Яковлевич Мигас часто применял ее для обработки внутренней и внешней поверхностей своих скульптур. Причем изнутри борозды от вилки оставались в первозданном виде и служили своего рода средством дополнительного сцепления слоев глины и ребрами жесткости, а на внешней поверхности дополнительно обстукивались деревянной лопаткой либо слегка выравнивались и покрывались ангобом. Вслед за мастером этот прием стали применять и многие его ученики.

Такое многослойное фактурирование, любовь к шероховатостям и особенностям поверхности подчас могло даже изъян превратить в художественный прием. Так, например, многие мастера стали выявлять и подчеркивать фактуру бороздок, остававшуюся при заглаживании поверхности шамотных изделий.

Такие авторы, как А.Г. Богданов, УУ. Кара-жанов, А.Ю. Залуцкая и др., экспериментируют с возможностями пористой поверхности, добавляя в глину различные включения - опилки, камышовый пух, мелкотолченую скорлупу кедрового ореха. При обжиге эти органические включения выгорают, делая черепок легким, пористым и фактурным. Даже работы с кажущейся ровной поверхностью при ближайшем рассмотрении выявляют ее вибрирующую шероховатость и рукотворность.

Одним из приемов, который позволял добиться мастерам такой поверхности, стало использование при наборе и формировании стенки изделия деревянной лопатки с кусочками присохшей к ней глины. Работа чистой лопаткой велась на начальном этапе формирования стенки, а позднее - при обработке поверхности - лопатка, обросшая к тому времени налипшими на нее кусочка-

С. М. Гинтер. Чудо Георгия о змие. 2017. Шамот, ангобы, глазури. Высота 40 см

Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова (Красноярск)

М. В. Воронова. Дама с птичкой. Декоративная скульптура. 2020. Шамот, глазури, дровяной обжиг. 35 см. Сторона А

Собственность автора

И. В. Малогулко. Портрет Кристины. 2002. Шамот, глазурь, пигменты. 67 см Собственность автора

С. П. Типикин. Правитель. 2003. Глина, глазурь кракле. 40 см

Частная коллекция

ми глины, не мылась, а использовалась для создания фактуры. Различного рода отпечатки и оттиски готовых штампов, природных объектов, тканей активно применялись

мастерами. И, хотя этот прием не является специфическим именно для красноярской школы, в сочетании с другими он обретал органическую связь с пониманием свойств керамической поверхности.

Постоянный поиск художниками своей уникальной и узнаваемой фактуры приводил к таким экспериментам, как, например, воздействие каплями воды на внешний слой высохшей поверхности необожженного изделия, что создавало эффект своеобразного травления или коррозии, нерукотворности.

Своеобразную сверхидею поиска идеальной и нерукотворной фактуры высказал в беседах со студентами А.Я. Мигас. Суть ее заключалась в том, что красота почти дикого, ничем не обработанного среза куска глины и есть первозданная суть фактуры материала. И при создании художественного образа мастер должен помнить об этой сути, стремиться к ее выявлению при работе с поверхностью. Не копировать, не имитировать полностью, но помнить, что это и есть своеобразная душа глины. И она разная у каждого вида, у каждого месторождения.

Нельзя забывать и о фактуре гончарной поверхности, которая активно применяется в работах не только в 80-е годы, но и позднее, подчас становясь основой индивидуальной творческой манеры мастера. Тектоника таких произведений, как «Темная энергия» (2019) У.У. Каражанова или «Противостояние внешнего и внутреннего» (2019) Н. Качур, полностью строится на гончарных элементах. Абстрактные сложносо-ставные формы не скрывают фактуру техники, а, напротив, подчеркивают ее блеском глазурей. В гончарной скульптуре «Воин» (2016) и композиции «Он и она» (2016) П.А. Пахорукова фактура не так выявлена, но тоже считывается. Моделировка из гончарных элементов трактуется у этих мастеров свежо и современно.

Отношение к цвету у мастеров в тот период опирается в том числе на природные истоки. Часто применяются ангобы и флюсные ангобы, оксиды металлов и сдержанные цвета глазурей сближенных оттенков от ва-

риаций белого до темно-коричневого. Цвета местных глин с добавлением красных, черных, коричневых пигментов присутствуют в сериях сосудов А.Ю. Залуцкой, в композициях С.Е. Ануфриева, Т.М. Криво и др.

Думается, что настороженное отношение к блеску и яркому цвету в керамике являлось на том этапе развития школы своеобразным самоограничением авторов, во многом подсознательным. Желание при минимализме средств найти свое лицо, добраться до сути материала, не прикрываясь внешними эффектами, стало необходимым этапом саморазвития.

В 1990-е гг. на выставках и защитах дипломных работ художественного института можно было наблюдать, как постепенно развиваются малая пластика, декоративная скульптура, работа с пластом и вариати-вом росписей. Очень активно работают с поверхностями пласта, раскрывая диапазон глазурной колористики и возможности цветных масс, такие авторы, как И.В. Малогулко, И.Г. Окрух, М.М. Степанова-Ланская. Показательно, что возможности керамического пласта оказались неисчерпаемы, что можно наблюдать и в новейших работах перечисленных авторов (даже тех, кто давно живет вне сибирского региона).

Поиск выразительных возможностей геометрических форм и эффектов цветных глазурей присутствуют в работах И.Н. Кротова, С.П. Типикина, А.Я. Мигаса, С.М. Гинтер. Региональная выставка «Декоративное искусство Сибири», прошедшая в Красноярске в 1990 году, наглядно продемонстрировала развитие и творческий рост местных авторов.

1990-е годы - сложный, но важный этап в развитии российского декоративно-прикладного искусства. Керамика, как и другие виды ДПИ, становится сферой, где художник может выразить более глубокий уровень проблематики, чем раньше. Переосмысливаются не только принципы формообразования, но само понятие предметности. В искусствоведческой литературе периода часто появляются такие термины,

как «керамопластика» и «кераможивопись» [2].

Много внимания уделяется вопросам керамического объекта в интерьере, керамисты начинают активно сотрудничать с дизайнерами. Ярким примером такого сотрудничества в красноярской школе может служить творческий и семейный дуэт В.И. и И.Г. Окрух. Их совместные работы из керамики и обработанного, отполированного

дерева демонстрируют неожиданный и яркий взгляд на материал. На сочетании дерева и керамики работают и другие авторы: H.A. Семенова, Е.А. Краснова, И.Н. Кротов, и у всех это выглядит по-своему.

Выставки молодых авторов - это то, что наиболее наглядно позволяет анализировать происходящие процессы. Важно, что, наряду с официальными выставочными залами, организуются частные площадки, позволяющие представить более широкий диапазон авторов и работ.

Так, в 1997 году в галерее «Хинган» прошла персональная выставка И.Н. Кротова, продемонстрировав смелый взгляд автора:

И. Г. Окрух,

В. И. Окрух. Ковчег.

2415. Глина, эмаль,

дерево.

45x30

Собственность авторов

экспрессивные, почти абстрактные мотивы соединились с крепкой техничной формой.

Чуть позже в одном из залов Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова была открыта экспозиция выставки «Дар Прометея», где были представлены новые работы красноярских керамистов. Художники продемонстрировали произведения, выполненные в разных материалах: фарфоре, фаянсе, шамоте, гончарной глине. Из молодых авторов были представлены

М. Б. Ленченко. работы М.В. Ленченко, А.П. Горелова, Ю.Ю. Последняя молитва. Юшковой, И.Ф. Соловьевой, Е.Б. Логиновой, З.Н. Кузнецовой и др.

В конце 1990-х ежегодным событием становится краевая выставка декоративно-прикладного искусства «Сибирская радуга».

Названные выставки - показатель качества и барометр состояния керамики в регионе. В них участвовали как признанные мастера, так и молодые художники и студенты старших курсов.

Дополнительные материалы позволяют развивать новые пути формообразования, по-новому раскрывать природные мотивы. Ярко проявляют себя в этот период произведения, сочетающие керамику и стекло,

2004. Шамот, глазури, соли. 38x4 5

Частная коллекция

керамику и металл. Сосуды и декоративные композиции, повторяющие и преобразующие мотивы деревьев и растений, словно проникают в структуру биоформ.

Сформировалось понятие «биопластика» - построение художественной формы по законам формообразования мира природы. Так, Сергей Типикин особое внимание уделяет сложному пластическому движению формы и цвета («Сотворение», «Манские рассветы»).

Именно постепенное нарастание внимания к цвету в керамике, к усложнению сюжетов, обогащению ассоциациями и цитатами из мирового искусства и литературы характеризует этот период развития школы. Особенно ярко это заметно в скульптурной пластике таких авторов, как М.В. Ленченко, А.П. Горелова, С.Э. Шинкаренко, Е.И. Смердова, Ю.Ю. Юшкова. Подчас подобные сюжетно-метафорические композиции излишне литературны. Но именно это проживание сюжетности явилось на том этапе необходимым условием развития вглубь.

У некоторых мастеров непременное присутствие философских подтекстов и метафор становится определяющим и в дальнейшем творчестве (Т.М. Криво - «По кругу бытия», С.П. Типикин - «Путешествие», A.A. Беда - «Ковчег», «Дорога»).

В начале 2000-х выставочные пространства, связанные с проектом «Сибирская радуга», заполняются работами художников не только из Красноярска, но и других городов Сибири и Урала. Этот интеграционный процесс всецело приветствовался и поддерживался организаторами ежегодных выставок. Например, работы Г.М. Визель, художницы из Ханты-Мансийска, в которых убедительно представлены сибирские мотивы, продемонстрировали тот самый взгляд со стороны, позволили и красноярским авторам взглянуть иначе на привычные темы.

Постепенно среди молодых авторов намечается тенденция отказа от коллективных выставок. Персональные или авторские выставки двух-трех художников стали превалировать в экспозиционном пространстве

города. Желание обрести свой индивидуальный голос, а не теряться в толпе среди талантливых и очень разных коллег привело художников в малые выставочные пространства. Камерность маленьких галерей способствовала и более личностному диалогу со зрителем, и свободному, обстоятельному самовыражению.

В 2004 году прошли: групповая выставка С.П. Типикина, Т.Ю. Рудич и М.В. Ленчен-ко; экспозиция молодых художников «Разноцветные настроения»; авторский проект «След» с новокузнецкими художниками A.B. Сусловым и С.П. Лазаревым и др. Ярко заявили о себе молодые авторы О.В. Рябо-вол, Е.А. Краснова.

Несколько лет подряд в Красноярске успешно проходил выставочный проект «Мартовские коты», в котором принимали участие не только керамисты, но и живописцы, графики, скульпторы, искусствоведы. Несмотря на кажущуюся легковесность тематики, выставки пользовались большим успехом у зрителей. Привлечение горожан в выставочные залы понятным и близким обывателю содержанием позволило молодым художникам стать ближе адресату искусства - обычному рядовому зрителю. Услышать его мнение, вступить в диалог. Возможно, не всегда это мнение обладало глубиной анализа, но живой отклик и реакция оказались крайне важны. Они сделали то, что не могли сделать официальные серьезные выставки регионального и краевого уровня, - познакомили широкие массы людей с современными молодыми авторами, в том числе с керамистами. Работы Ю.Ю. Юшковой, Е.А. Красновой, М.В. Вороновой, Н.М. Мальцевой, А.Г. Богданова, С.М. Гинтер, H.A. Семеновой и многих других в разные годы экспонировались в рамках данного проекта.

Красноярские авторы все чаще присутствуют и на больших межрегиональных выставках, демонстрируют достойный художественный уровень (Всесибирская выставка современного искусства «Пост № 1» (2005),

Всероссийская художественная выставка «Россия-10» (2006) и др.).

С начала 2000-х гг. упоминание о красноярской школе керамики появляется в статьях и монографиях такого уважаемого исследователя, как В.А. Малолетков, назвавшего ее, наряду с московской и петербурж-ской (ленинградской), одной из трех ведущих керамических школ России.

В последние десятилетия школа проявляет себя очень ярко. В ней не только остаются сильны наработки прошлых этапов, но и появились новые, порой неожиданные тенденции, например интерес к фарфору.

Следует отметить основные направления развития. Во-первых, уважение к традиции, любовь к архаике и сибирской мифологии, увлеченность символикой, природными мотивами (работы С.Е. Ануфриева, И.Г. Окрух, А.П. Горелова, С.М. Гинтер, Н.Р. Самсоно-вой, И.Н. Кротова и др.).

Во-вторых, новаторское направление. Авторы, черпающие вдохновение в современности, много путешествуют, воспринимают актуальные мировые тенденции декоративного искусства, работают со сложной проблематикой (Е.А. Краснова, Ю.Ю. Юшкова, В.Ю. Фадеева, М.В. Воронова, Д.А. Глаголева, С.Н. Духович, И.И. Рудая, Е.С. Дво-рянцев, Н.Е. Мещерякова и др.).

Е. А. Краснова. Поимка Юнха. Из серии «Притяжение Nord». 2004. Шамот, глазури, ангобы, дерево. 75x77x14

Собственность автора

Новой, живой формой взаимодействия и обмена опытом стали симпозиумы по керамике и фарфору, проходящие в Красноярске или с участием красноярских авторов. Они позволяют узнавать и исследовать новые технологии обжигов, работать с разными керамическими массами, экспериментировать с глазурями и эффектами. Немаловажен и элемент шоу в подобных мероприятиях, позволяющий привлекать зрительский интерес и инвестиции для дальнейшего развития направления.

Например, одна из популярных и перспективных с точки зрения роста мастерства - «огненная скульптура», практикуемая на фестивалях и симпозиумах. Технология обжигов раку с эффектом восстановления глазурей также часто применяется и ста-

ла уже обязательным пунктом программы всех летних керамических мероприятий. Эстетические возможности данного вида обжига широки, так как он позволяет получать разнообразные эффекты окисления и восстановления глазурей, подчас непредсказуемые. Своеобразное сотрудничество художника и огня является определяющим моментом отличия керамики от других видов искусства, и потому закономерно, что именно вариациям обжигов уделяется в

П. Л. Семенова. Сумки. Из цикла «По лесной тропе. 2413. 2 предмета. Шамот, дерево, флюсный ангоб, глазурь. 1000x60, 75x30

Собс твенность автора

последние годы повышенное внимание не только в Красноярске, но и в других регионах страны. Да и в мире в целом.

Перспективным направлением представляется высокотемпературный дровяной обжиг, вариации газовых обжигов и все тот же раку. Применение новых, ранее не известных материалов - аффектарных глазурей, разнотемпературных масс, пигментов и других вызывает интерес у красноярских авторов. Они идут в ногу со временем и активно используют появляющиеся возможности.

Вошли в практику молодых авторов и новые темы. Экология, социальные, психологические аспекты современной действительности находят свое отражение в работах таких авторов, как Д.А. Глаголева (пласт «Весна» (2014), «Тайга XXI» (2019), композиция «Берестяные грамоты» (2017)), И.И. Рудая (композиции «Внутри» (2019), «Взмах крыльев» (2019), «Берегите птиц» (2020)), Е.А. Краснова (серия скульптур «У музыки в плену» (2011), скульптура «Гаджеты» (2015), триптих блюд с надглазурной росписью «Городские истории» (2018)). Смелые форматы, активное цветовое решение, разнообразие техник, среди которых особое внимание обращает на себя работа с росписями по сырой эмали и надглазурная роспись, говорят о формировании нового языка красноярской школы.

Активно проявляет себя линия тяготения к беспредметным абстрактным формам, геометрическим и биоморфным. Утилитарность, прикладной аспект, продолжая присутствовать в керамике, отошли на второй план. Так, в полный голос заявил о себе молодой красноярский автор Егор Дворян-цев. Его монументальные геометрические композиции не только продемонстрировали новый уровень технологических возможностей работы с материалом, но и новую концепцию понимания формы. То, что считалось «не керамичным», не соответствующим характеру керамики, любящей, как казалось, мягкие округлые формы, проявилось в работах автора убедительным и смелым высказыванием. Его работа «Форма № 2»

была представлена в рамках выставочного проекта «Керамика. Парадоксы» в 2021 году в Москве, в Царицыно, где вызвала большой интерес у зрителей и специалистов.

Важные события последних лет - проходящие в Красноярске симпозиумы по фарфору и надглазурной росписи, ставшие результатом инициативы молодых авторов и преподавателей Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского. Один из главных идеологов и вдохновителей проекта - Елена Анатольевна Краснова.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Календарь счастливых дней» (2012), Международный керамический симпозиум «Красная книга» (2017), Всероссийский керамический симпозиум «Звонкий. Белый. Цветной» (2018), Всероссийский керамический симпозиум «Агитфарфор XXI» (2020) и другие мероприятия являлись событиями в культурном пространстве Красноярска. Каждый год реализованных проектов становится все больше, и их художественный уровень растет. Результаты международных и региональных керамических симпозиумов и лабораторий - возможность обмена опытом, освоение новых технологий, свежего, неординарного подхода к формообразованию и декорированию керамики, анализ возможностей интеллектуального роста явления, его искусствоведческой и культурологической оценки.

Обращение к такому материалу, как фарфор, кажется не характерным для керамики региона. В Красноярском крае нет фарфоровых заводов (если не считать закрытый ныне завод в секретном городе Зеленогорске), нет здесь и месторождений каолина и полевого шпата. Но, тем не менее, тяготение к принципиально иному по своим эстетическим качествам материалу, к цвету, живописному началу явно проявило себя в работах участников проектов. Фарфор как нейтральный, лишенный фактуры материал особенно ярко подчеркивает эффекты росписи, цвета глазурей, живописные и графические возможности. В планах у организаторов развивать это направление и в следующих про-

ектах не только расписывать фарфор, но и работать с формовкой, отливкой, лепкой. В данном случае речь идет не о производстве, а о расширении творческих горизонтов.

Интересной тенденцией последнего времени стало участие художников с разной специализацией в проектах керамистов. Так, живописец Ю.С. Поротова и ее супруг художник-график Е.Е. Поротов, работающие с широким спектром материалов, пробуют свои силы в керамике и надглазурной росписи. Результаты, весьма убедительные, были представлены на нескольких выставках (в том числе «Сибирская радуга» и «Форма 2.0» в Новокузнецке).

Примечательны работы в росписи фарфора в творчестве художника-графика В.В. Резинкиной. На персональных выставках 2012-2020 гг. можно увидеть не только графические листы автора, но и мастерски выполненные блюда с надглазурной росписью. В контексте разговора о красноярской школе интересно отметить, что именно тема сибирской деревни, деревянного зодчества, пейзажа красноярских окраин pea-

I

Л. II. Горелов. Вопрос вопросов. 2011. Глина, глазури. 45 см Собственность автора

лизовалась в работах этого автора. Именно техника надглазурной росписи позволила сблизить графическое начало с керамикой и фарфором и открыла для автора новые перспективы.

Экспериментируют с надглазурной росписью графики А.И. Краснов и H.A. Стриж-нева. Выполненные в фарфоре проекты А.Г. Пашт-Хана во время его прохождения аспирантуры в Германии в 2002 г. открыли совершенно иной взгляд на технические и эстетические перспективы этого материала. Другую грань развития графического начала в керамике можно наблюдать в произведениях A.A. Тхоренко. Пласты, блюда и маски из шамота, декорированные линеарными орнаментами, экспонировались на выставке молодежного объединения в Союзе художников и на камерной выставке трех авторов в музее художника Б.Я. Ряузова.

Новые явления способствуют расширению творческих горизонтов, сближению художников, формированию синтеза искусств в междисциплинарных, порой кажущихся далекими друг от друга областях. Это всегда свежо и интересно, придает импульс дальнейшему развитию.

С. Э. Шинкаренко. У подножия вулкана. 2007. Глина, глазури. 75 см, 60 см, 57 см, 55 см

Частная коллекция

Литература

1. Воронова, М.В., Ивлиева, М.В. Декоративное искусство Красноярска // Художники Красноярского края : альбом / ред., сост. С.Е. Ануфриев. -Красноярск : Поликор, 2020. - С. 208-220.

2. Малолетков, В.А. Основные этапы развития российской керамики последней трети XX века : дис. ... канд. искусствоведения ; [место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова]. - Москва, 2006. - 272 с.

3. Малолетков, В.А. Современная керамика мира. Творческий опыт последней трети XX - начала XXI вв. - Москва : Керамика Гжели, 2014. - 208 с.

4. Мигас, А.Я. Красноярская школа керамики: история становления и значение в художественной среде сибирского региона // Традиционная культура и современное образование: проблемы, традиции, инновации : материалы III Международной научно-практической конференции (Абакан, 2021 октября 2016 г.) - Абакан : Изд-во ФГБОУ ВО «Хакасский гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова», 2016. - С. 67-74.

Об авторе

Воронова Мария Викторовна - кандидат искусствоведения, доцент кафедры социально-гуманитарных наук и истории искусств Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского

E-mail: : Gloria-nikita@mail.ru Orcid ID: 0000-0001-7264-126Х

KRASNOYARSK SCHOOL OF ART CERAMICS AS A PHENOMENON OF DECORATIVE ART

Voronova Maria Viktorovna

Candidate of Arts, Associate Professor at the Department of Social Studies, Humanities and History of Arts, Siberian State Academy of Arts named after Dmitri Hvorostovsky

Abstract: The article considers the main stages of the formation and development of the Krasnoyarsk school of ceramics, its aesthetic principles, works of the main representatives. The history of the phenomenon is traced from the first professional ceramists in the region to modern authors. The article analyzes the evolution of artistic techniques used in the ceramics of Krasnoyarsk from fireclay modeling to overglaze painting. The main exhibitions of ceramics and decorative and applied art in Krasnoyarsk and Siberia, the exposition of which can be used to track the main development trends, are given as an example. The experience of traditional exhibition forms is compared to the new ones that are relevant today - symposia and plein-airs of ceramics and porcelain.

Keywords: Krasnoyarsk school of ceramics; art ceramics of Siberia; porcelain; overglaze painting; decorative and applied art of Krasnoyarsk; exhibitions of young artists; symposia on ceramics and porcelain.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.