Научная статья на тему 'Сибирская Радуга: к истории проекта'

Сибирская Радуга: к истории проекта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
283
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«СИБИРСКАЯРАДУГА» / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО СИБИРИ / КЕРАМИКА СИБИРИ / THE SIBERIAN RAINBOW / DECORATIVE AND APPLIED ART OF SIBERIA / CERAMICS OF SIBERIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кротов И. Н.

Выставочный проект «Сибирская радуга» реализуется более 20 лет. Посвящен он декоративно-прикладному искусству и объединяет художников разных поколений. Проект включает не только выставки, но и издательскую деятельность. Выпущенные издания дают возможность наблюдать эту область искусства в развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIBERIAN RAINBOW: THE HISTORY OF THE PROJECT

The paper is devoted to the exhibition project «The Siberian rainbow», which was being implemented for more than 20 years. The project is dedicated to decorative and applied art and unites the artists of different generations. The project includes not only exhibitions, but also publishing activities. The published editions provide an opportunity to observe this area of art in development.

Текст научной работы на тему «Сибирская Радуга: к истории проекта»

УДК 745 (571.51) И. Н. Кротов

Сибирский государственный институт искусств им. Д. Хворостовского Красноярск, Россия

СИБИРСКАЯ РАДУГА:

К ИСТОРИИ ПРОЕКТА

Выставочный проект «Сибирская радуга» реализуется более 20 лет. Посвящен он декоративно-прикладному искусству и объединяет художников разных поколений. Проект включает не только выставки, но и издательскую деятельность. Выпущенные издания дают возможность наблюдать эту область искусства в развитии.

Ключевые слова: «Сибирскаярадуга»; декоративно-прикладное искусство Сибири; керамика Сибири

А. Я. Мигас. Рыболюб. Фрагмент. 2012. Шамот, ангобы.

В феврале-марте 2020 года выставочный проект «Сибирская Радуга» состоялся в залах музей-но-выставочного центра Зеленогорска Красноярского края, в 2021 году будет показан на трех площадках: в Абакане (республика Хакасия, Хакасский национальный музей им. Л.Р. Кызласова), Ачинске (Ачинский краеведческий музей им. Д.С. Каргаполова) и Зеленогорске Красноярского края (Музейно-выставочный центр).

К 20-летию выставочного проекта «Сибирская Радуга», состоявшегося в Красноярске в декабре 2018 года, подготовлен к печати юбилейный каталог «ХХ встреч с Радугой», посвященный художникам декоративно-прикладного искусства.

История выставочного проекта с таким названием началась с первой отдельной выставки художников декоративно-прикладного искусства в сезон 1998-1999 гг. Первая выставка проходила

на площадях Культурно-исторического центра, все последующие проекты были осуществлены на выставочных площадях Дома художника. Основой проекта с первых выставок стали произведения выпускников кафедры художественной керамики Красноярского государственного института искусств, в том числе первого выпуска института и кафедры. Первым куратором проекта явился председатель молодёжного объединения Красноярской организации Союза художников России Сергей Евгеньевич Ануфриев (в настоящее время заслуженный художник РФ, председатель правления Красноярского регионального отделения Союза художников России, председатель Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств, действительный член Российской академии художеств).

Заслуженный художник РФ, художник-проектировщик Алексей Алексеевич Беда

в проекте «Сибирская Радуга» играл главную роль в устройстве экспозиционных пространств, кроме того, показал себя как очень интересный художник декоративной живописи в стиле этно, выступив автором декоративных панно в стиле джаз.

Задавала тон в выставках группа первых выпускников, чей творческий азарт влиял на общее настроение проекта. На излёте советской эпохи им удалось большим сибирским десантом поработать на Воронцовском комбинате, успеть поучаствовать в нескольких международных симпозиумах, выступить с отчетной выставкой в Москве. Поработав в Красноярске, многие разлетелись по миру, но многие остались в Красноярске: Николай Машуков (Словения) и Татьяна Машу-кова (Москва), Сергей Хахонин и Любовь Хахонина (Словения), Александр Ильичёв (Москва), Сергей Ануфриев (Красноярск), Ольга Лопатина (Красноярск), Олег Трухин

(Красноярск - Барнаул), Светлана Гинтер (Красноярск), Ирина Малогулко (Красноярск), Тамара Криво (Канск - Красноярск), Ирина Окрух (Красноярск).

Последующие выпускники кафедры художественной керамики Александр Горелов (Красноярск), Сергей Типикин (Красноярск), Инесса Соловьёва (Красноярск), Татьяна Рудич (Красноярск), Лариса Григорьева (Красноярск), Иван Кротов (Красноярск), Светлана Шинкаренко (Красноярск) приняли эстафету и влились в выставочную деятельность Красноярской организации Союза художников России, участвовали практически во всех выставках секции декоративно-прикладного искусства.

Следующая группа выпускников пополнила отряд художников-прикладников почти одними девушками. Это Марина Ленченко (Красноярск), Елена Краснова

С. Е. Ануфриев. Начало. 2017. Медь, горячая эмаль

С. Е. Ануфриев. Солнечное гнездо. 2009.

Металл, стекло

Е. А. Краснова. Байкальская рыба. 2007. Бумажная глина,ангобы, оксиды, глазури

В. И. Окрух.

Затмение.

1994.

Декоративная

пластика,

дерево

(Красноярск), Ольга Рябовол (Красноярск

- Благовещенск), Татьяна Ерошенко (Красноярск - Иркутск, несколько лет подряд ведёт интереснейший международный симпозиум по керамике «Байкал - Керамистика» на острове Ольхон), Юлия Юшкова (Красноярск), Светлана Худякова (Красноярск), Евгений Лапо (Красноярск - Владивосток). Ещё позже в творческую жизнь пришли Елена Новикова (Смердова, Красноярск -Москва), Ольга Вычужанина (Красноярск

- Абакан), Ирина Лычагина, Анастасия Лы-чагина, Дана Самойлова, Евгения Щепелина, Светлана Титова, Ольга Калашникова (все в Красноярске).

На этом, к большому сожалению, приток творчески работающих выпускников прервался. Но сегодня процесс возобновился: теперь уже молодые выпускники пробуют свои силы и движутся к вершинам мастерства.

«Родителем» всех вышеупомянутых керамистов выступил Мигас Алесь Яковлевич, отважившийся на добровольную «ссылку», сменивший благостную Беларусь на «дикую» Сибирь. Он стоял у истоков образовательной и выставочной деятельности в Красноярске, связанной с керамикой. На протяжении всех лет работы проекта «Сибирская Радуга» является постоянным экспонентом.

За ним следует Сергей Михайлович Лав-ренов (в прямом и переносном смысле), который решил не возвращаться на малую Родину на Урал и также подался в Сибирь, где нашёл своего зрителя и своё место среди художников-керамистов Красноярска. Он тоже постоянный участник выставочного проекта, старейшина цеха.

Следует упомянуть выпускников кафедры художественной керамики, которые живут в других городах России, но принимают активное участие в выставках проекта «Сибирская Радуга». Это Василиса Портнова (Ханты-Мансийск), Елена Романенко (Омск

- Санкт-Петербург), Юрий Калашников (Новосибирск), Алёна Залуцкая (Новосибирск), Линира Лухманова (Самара),

Ирина Фёдорова (Чебоксары), Наталья Обласова (Екатеринбург), Елена Смерти-на, Елена Носова (обе из Кемерово), Оксана Кондрашина (Кемерово - Санкт-Петербург).

В нескольких проектах приняли участие замечательные мастера-керамисты: Андрей Салтан (Томск) и Надежда Посевкина (Же-лезногорск), Андрей Поляница (Иркутск).

Достойно вписалась в проект и украсила его своими работами самая молодая кера-мистка Красноярской организации Союза художников России Ирина Рудая, успевшая принять участие в нескольких международных керамических симпозиумах и смело влиться в группу мастеров.

Выпускница кафедры художественной керамики Дина Глагольева сегодня работает в Москве в частной мастерской по изготовлению художественного фарфора, находит возможность участвовать в выставочном проекте «Сибирская радуга».

В числе участников Валентина Фадеева, выпускница последнего выпуска «специали-тета» кафедры керамики Светлана Духович,

которая с самого начала показала себя интересными работами.

Неизменными участниками многих выставок являются художники, работающие с тёплым и благодатным материалом - деревом. Это заслуженный художник РФ, член-корреспондент РАХ Анатолий Петрович Золотухин (Красноярск), долго и плодотворно работающий в направлении деревянной механической или кинематической игрушки в размере от настольной до напольной. В деревянной скульптуре работает Валерий Сысоев (Красноярск), используя неповторимую авторскую технику и обладая уникальным видением материала.

Интересными, обладающими тонкой эстетикой, скрупулёзно проработанными в деталях панно из дерева представляется Владимир Окрух (Красноярск). Ещё один интереснейший автор, чувствующий и понимающий дерево, - Сергей Краснолуцкий (Шарыпово), он же непревзойдённый мастер по обработке сибирского камня серпентинита. Ему подвластны и объёмные вещи, и тончайшие ювелирные изделия, кроме того Сергей долго и плодотворно работает в археологии, чем заслужил мировое признание.

Мастером берестяного стиля является художник из Енисейска Юрий Макеев. Его «ажурные» туеса декорированы слоями прорезной бересты (до семи слоев), в них чув-

И. Г. Окрух. Птица. 2006. Глина, ангобы

С. Э. Шинкаренко. У подножия вулкана. 2010. Декоративная композиция. Глина, глазури

М. В. Ленченко. Семя. 2006. Глина, глазури, эмали

С. Э. Шинкаренко. Птицы-дивы. 2009. Глина, глазури

ствуется сибирская основательность и мону-ментализм.

В этом же направлении работает мастер из Кемерово - народный мастер России Евгений Животов, родоначальник и в течение долгого времени руководитель группы ма-стеров-берестянщиков г. Прокопьевска. Он поднял ремесло бересты до высокого профессионального уровня.

Постоянными участниками проекта являются единственный сегодня «текстильщик», работающий в технике аппликационного гобелена Геннадий Орлов (Красноярск). Уникальный мастер Сергей Карлов (Саяно-горск), работающий с природным камнем в технике мозаичного панно, участвовал в восстановлении храма Христа Спасителя в Москве.

В проекте участвовала одна из старейших художниц, работающих в стиле «гобелен», -Ирина Васильева (Красноярск - Санкт-Петербург). Большую лепту внес в выставочную деятельность заслуженный художник РФ Валерий Пилипчук (Красноярск): долго и плодотворно работающий в технике батика, он экспериментировал с разными материалами - стеклом, металлом, деревом, выстраивал всевозможные инсталляции, чем обогащал выставочное пространство. Рабо-

тами в технике батика участвовала мастер текстиля Зинаида Иванова (Красноярск).

Поддерживает выставочный проект «Сибирская Радуга» замечательный художник батика и эмальер из г. Омска Татьяна Кол-точихина. Благодаря её работам красноярцы практически впервые увидели работы в технике горячей эмали.

Замечательный художник, мастер гобелена и батика из г. Кемерово Инна Акимова на протяжении нескольких лет является постоянным участником проекта. Текстильное направление дополняют интересные авторские костюмы Людмилы Турчановой (Красноярск).

В проекте участвует мастер металлопла-стики Сергей Колчин (Красноярск), его работы привлекают внимание мастерским исполнением и тонким юмором, что не просто воплотить в технике ковки.

В 2015 году проект из межрегионального перешел в статус всероссийского (с международным участием): в нем принял участие замечательный узбекский мастер (усто) Али-шер Назимов из города поющей керамики

Риштан, он работает в традиционной, древней технике декорирования блюд (ляганов).

Свою нишу заняла Юлия Долгопол (Красноярск), работающая с художественным стеклом. Она руководит творческой студией «М-Арт», участвует в выставках серией работ в технике фьюзинга.

Новую страницу в проекте открыли два автора из Красноярска, обратившись к технике горячей эмали, - Сергей Ануфриев и Антон Тырышкин. В 2016 году в проекте принял участие молодой художник-эмальер Сергей Андрейко (Иркутск).

Компьютерной графикой принимает участие в выставках художник, работающий в области графического дизайна, Борис Потреба (Красноярск), он также делает печатную продукцию для проекта «Сибирская Радуга». В этом же направлении работает Станислав Гладченко, одни из ведущих мастеров графического дизайна в Красноярске.

Из серии «Порядок вещей». 2002. Шамот, цветные массы, металл

Проектами, связанными с дизайном среды, И. Н. Кротов. участвует Владислав Фурса.

В 2017 году выставочный проект «Сибирская Радуга» пополнился новыми авторами из городов Сибирского федерального округа. Это молодые керамисты из г. Омска Юрий Буренков и Светлана Горчакова (Мухина), которые первыми же работами показали себя зрелыми и интересными мастерами; Анна Семиколенова, мастер ручного ткачества, с серией замечательных гобеленов; Андрей Богданов, художник-керамист; Галина Назарова с серией батиков о земле Сибирской (Новокузнецкое региональное отделение Союза художников России); Рашит Багаут-динов, мастер- берестянщик (Прокопьевск) с кинетической композицией из бересты и дерева; Наталья Довнич и Анастасия Ижга-найтене, мастера художественного стекла; тандем молодых художников из Красноярска - Юлия и Евгений Поротовы, которые

И. Н. Кротов. Солнце, которое светит всем. 2007. Шамот, цветные массы, стекло, металл

работают в различных декоративных техниках, связанных с мотивами крайнего Севера.

В 2017 году в проекте участвовали мастера из центральной России: Мария Король-кова (Пенза) работает в технике «горячего батика», Майя Орехова (Санкт-Петербург) - в сложной авторской технике перевода на ткань авторского оригинала посредством машинной печати, достигая высочайшего качества исполнения.

Организаторы проекта «Сибирская радуга» целенаправленно занимаются издательской деятельностью. В 2007 году усилиями секции декоративно-прикладного искусства Красноярского отделения СХР к 10-летию проекта был издан каталог под названием «10 встреч с Радугой». В 2015 году произошло замечательное событие: увидел свет альбом, посвященный декоративно-прикладному искусству Красноярского края, - «Мир, преображённый руками мастеров», автором которого явилась кандидат искусствоведения Татьяна Ломанова [1], в котором была дана наиболее полная картина этого вида искусства.

Об авторе

Кротов Иван Николаевич - профессор кафедры «Художественная керамика» Сибирского государственного института искусств им. Д. Хворостовского, член Союза художников России, председатель секции декоративно-прикладного искусства Красноярского регионального отделения ВТОО «Союз художников России», куратор выставочного проекта «Сибирская Радуга»

E-mail: [email protected]

THE SIBERIAN RAINBOW: THE HISTORY OF THE PROJECT

Ivan Nikolayevich Krotov

Professor of the Department of «Artistic ceramics» of the Siberian State Institute named after D. Hvorostovsky, member of the Union of Artists of Russia, Chairman of the decorative and applied arts section of the Krasnoyarsk regional branch of the Union of Artists of Russia, curator of "The Siberian rainbow" exhibition project

Abstract: The paper is devoted to the exhibition project «The Siberian rainbow», which was being implemented for more than 20 years. The project is dedicated to decorative and applied art and unites the artists of different generations. The project includes not only exhibitions, but also publishing activities. The published editions provide an opportunity to observe this area of art in development.

Keywords: The Siberian rainbow; decorative and applied art of Siberia; ceramics of Siberia

Литература

1. Ломанова, Т. М. Мир, преображенный руками мастеров. Декоративно-прикладное искусство Красноярского края / Т.М. Ломанова. - Красноярск : Поликор, 2015. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.