ванного. Первое связано с нашим историческим прошлым, второе происходит достаточно спонтанно, принимая самые разнообразные оттенки - от частного эгоизма до регионального сепаратизма. Обе тенденции имеют право на существование. Какая же из них станет преобладающей, зависит не только от внешних факторов таких как принятие тех или иных законов либо ужесточение фискальных функций государства. а. скорее, от внутренних, в частности воспитания и образованности граждан, с учетом национальных традиций и культу ры народа.
Споры о том. должны ли мы пройти путь западного индивид} ализма или сможем шагнуть в постиндустриальное общество, используя собственный богатый опыт, не утихают. Экономические отношения во многой определяют иерархию отношений социальных, политических, культурных и т.д. Но так как на формирование новых экономических процессов оказывают влияние уже устоявшиеся обычаи, традиции, ценностные у становки. то этическое поведение, основанное на морально религиозных ценностях, является важнейшим компонентом любых отношений.
Литература
1. Платон. Соч. В Зт. Т. 3. Ч. 1. М.: Мысль, 1971. 687 с.
2. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М.: Соиэкгиз, 1962, 684 с.
3. Вебер М Избранные произведения. М.: Прогресс. 1990. 808 с.
4. Русская философия'собственности (XVIII—XX вв.). СПб.: Ганза, 1993.512 с.
5. ; Лосский Н О Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. 368 с.
6. Бердяев НА. Истоки и смысл русского коммунизма. М/. Наука, 1990.224 с.
О.И. Маюнова
РАЗВИТИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫХ ИСКУССТВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РЕГИОНОВ И ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Томский государственный педагогический университет
Культурная жизнь от древности до наших дней тесно связана с предметным миром декоративно-прикладных искусств. Его поэтичность, связь с природой, его неотрывность от материальной практики являются истопником поступательного движения в становлении и формировании личности человека на протяжении многих тысячелетий. Являясь прямым наследником древнейших форм человеческой культуры, декоративно-прикладные искусства доносят до наших- дней эстетические представления прошлых поколений, выверенный столетиями опыт человечества.
Человек всегда стремился к красоте. Им искусно создавались и украшались бытовые вещи, которые облегчали его труд. К строительству своего дома, в котором проводилась большая часть времени, человек подходил не только с точки зрения его утилитарных качеств. Дом должен быть красивым. И в процессе создания своего вещного мира, «второй природы», человек выражал, воспроизводил мир в себе и выражал, воспроизводил себя в мире.
Со временем социокультурный процесс развития общества привёл к выделению художественной деятельности в специальную область культуры. Художественно оформленные предметы труда и быта стали изготавливаться мастерами ремеслен-
ных дел. Произошло и разделение потребителей, которое сохраняется до сих пор. С распространением феодального строя ремесленники города и деревни стали делать предметы различной стоимости для власть иму щих классов и простолюдинов. Этот факт повлиял и на направленность творческой деятельности художника, приведшей к размежеванию ремёсел. Художник, гворящий для элиты, опирался в своем творчестве на общемировые достижения в искусстве, и вещи изготавливались из дорогостоящих материалов.
Крестьянское искусство отражало господствующие в сельском обществе вкусы и эстетические воззрения, было связано с массовой крестьянской психологией, идеологией быта. Вещи были сделаны из доступных, дешевых материалов. Но каждая вещь имела свою функцию - утилитарно-материальную или более высокую - духовно-символическую. Каждый предмет крестьянского быта сообразовывался с этой функцией. Он был не только красив, но и целесообразен. Искусство, продолжающее традиции художественных ремесел, развивалось обособленно, в отличие от рафинированного искусства для дворцов. Крестьянское искусство приобретало своеобразие и неповторимость, характерные только для данной местности. Основным
способом создания предметов был ручной труд. Художественную ценность предмету придавала рука мастера, его талант. Хорошему мастеру подражали, стремились делать вещь пропорциональнее, удобнее, красивее. Так постепенно временем отбирались и шлифовались наилучшие формы, узоры, композиционные схемы. Создавалась традиция, канон. Поэтому художественная согласованность предметов наблюдалась не только в пределах одной избы, но и в масштабах всей деревни или даже всех сёл данной местности. Определялся такой стилевой синтез единством обычаев, единством мироощущения, представлений о жизненных ценностях и идеалах, т.е. единством духовной и материальной культуры.
Декоративно-прикладные искусства, наряду с эпосом и песенным творчеством, были частью культурного опыта и служили механизмом его передачи подрастающему поколению. «Феномен учительства» основывался на такой естественной форме воспитания, как передача целостного образа жизни и осуществлялся в процессе различных форм общения: совместном труде, обрядах, развлечениях и т.д. Знание, вырабатываемое в традиционной культуре, было знанием потенциальным, передающимся только вместе с действием, т.е. имеющим прикладной характер. Традиция того времени вмещала весь культурный потенциал социума и позволяла в процессе различных форм общения передавать опыт и формировать значимые качества в человеке, воспитывать вкус, формировать понятия о жизненных ценностях, идеалах, красоте и т.д. Именно поэтому художественные ремесла в настоящее время привлекают внимание педагогов. Досту пность изготовления той или иной вещи, досту пность материала, возможность делать вещи вместе с детьми позволяют развивать декоративно-прикладные искусства в системе образования на уровне региональных промыслов.
В ХУП-Х1Х вв. развитие капиталистических отношений стало разрушать привычный жизненный уклад деревни. Иначе организуется хозяйство, развиваются связи с городом. Появляются городские товары: ситец, дешевый фаянс, металлическая утварь. Все это нарушило привычный уклад жизни и привело в упадок народное искусство.
Со временем произошло выделение института образования, появились специальные люди - учителя. «Развитие письменности как знаково-симво-лической формы передачи информации сделало возможной коммуникацию во времени и пространстве. С возникновением института науки постепенно и учитель определяется как носитель научного мировоззрения, так как качество современного знания становится теоретическим, общественно-отвлечённым по характеру» [3, с. 2]. Акцент на научности знания, отлучение его от традиционного,
взращенного на жизненных ценностях и идеалах деревенского уклада жизни, привёл к отрыву от традиций, нарушению единства мироощущения, трансформации духовной и материальной культуры. Предпочтение в обучении точным наукам развитию абстрактно-логической сферы личности ведет к перекосу в развитии личностных качеств ребенка, ущемляя развитие эмоционально-чувственного мышления, становлению которого способствуют занятия пластическими искусствами.
С изменениями в социуме менялся и характер организации производства предметов декоративно-прикладного искусства в деревне. Городское население стало интересоваться изделиями крестьянского ремесла. О своеобразии народного декоративного искусства заговорил Стасов. В Абрамцеве и Талашкине были созданы экспериментальные мастерские. Русские земства много сделали для сохранения и развития кустарных промыслов. Создавались первые артели, которые в какой-то мере обеспечали сохранение промыслов.
В первые послереволюционные годы эта форма существования народного искусства помогла сохранить и приспособить народные промыслы к социальным изменениям, которые происходили в стране. Но «революция, хотя и называлась народной. тем не менее не приняла народного искусства в его истинной сущности как культуру, связанную с патриархальной деревней и крестьянством, с религиозными воззрениями. Всё это искоренялось жесточайше. На такой почве вырастали лжетеории, подменявшие народное искусство самодеятельным творчеством и художественной промышленностью, лишающие его места в культу ре. что трудно изживается и теперь» [2, с. 56]. Положение Чернышевского о том. что искусство является только отражением объективной действительности стало следствием того, что декоративное и народное творчество, архитектура вообще искусством не признавались. Такая позиция сохраняется некоторыми теоретиками и теперь. В результате декоративное и народное творчество, самое близкое человеку и актуальное в его формировании, остается для теоретиков и организаторов-практиков за пределами искусства, рассматривается ими как деятельность материальная, но не художественная. А. Б. Салтыков, возродивший положение раннего Маркса о том, что «человек творит по законам красоты» в своих теоретических трудах обосновал тот факт, что декоративно-прикладные искусства являются деятельностью художественной, что вещи, которые окружают человека, являются предметным воплощением его сущности, чувств, под их влиянием человеческие чувства рождаются, развиваются, что они способны выражать глубокие понятия и чувства культурной памяти.
Не менее остро в декоративном искусстве стоит проблема традиции и новаторства, которая в условиях развивающейся художественной промышленности влияет на развитие художественных промыслов. Они меняются со временем, меняется технология их изготовления, меняется цветовое решение, одни виды декоративных искусств сохраняют свои архетипические черты, другие - нет, например глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Существует гипотеза о связи филимонов-ского промысла с местной культурой вятичей, с особенностями их племенной магии, что позволяет говорить о древнем происхождении «фидимонов-ки», промысел которой зародился возле промысла гончарного. Гончарным искусством, как правило, занимались мужчины, а женщины и дети лепили игрушки, которые продавались на базаре и стоили очень дешево. И, чтобы заработать, иные мастерицы лепили до сотни игрушек в день. И теперь в Филимонове почти все пожилые женщины умеют лепить фигурки. Постоянно же работает лишь несколько человек. Мастерицы объединены при мастерской, но игрушки они делают дома и обжигают в своих горнах, сохранившихся от дедов-гончаров.
Филимоновские игрушки своеобразны, необычны. Фантазия и воображение мастериц в процессе творчества трансформируют обычный мир в сказочный, создавая другую реальность, другой хмир, с одной стороны, с другой - дают возможность современникам увидеть, как проявлялось мироощущение наших пращуров в предметном мире, позволяют приобщиться к традиции.
Не менее известны своим древним происхождением и приверженностью традиции глиняные игрушки, создаваемые в Дымковской слободе. Но и они менялись с течением времени. Содержание старых дымковских изделий несколько отличалось от того, что мы сейчас вкладываем в понятие «игрушка». Они были принадлежностью древнего языческого культа, и вполне возможно, что задачи эстетические не имели первостепенного значения. Фигурки раннего происхождения выглядят грубоватыми, наскоро слепленными. Поверхность их неровна и шероховата. Вероятно, для древнего мастера была важнее их магическая предназначенность. Постепенно фигурки древних божеств превратились в «барынь» и «гусаров». Барыни, уточки, индюки, кони расписаны по ярко-белому фону в разноцветный горох и клетки, украшены сусальным золотом. Космогоническая содержательность древних образов скрылась за яркостью и декоративностью бытовых сюжетов. Именно в таком виде традиция изготовления дымковской игрушки дошла до наших дней. В миниатюрных скульшурках ощущается приверженность их создателей выработанным художественным канонам, верность традиции. Мотивы, сюжеты, образы «дымки» раскрыва-
ют нам народное понимание жизни и мира, свой особый фантазийный мир, свой стиль, свои понятия о красоте, свои масштабы вещей.
В селе Богородском вырезают из дерева «кузнецов»: мужик и медведь стукают молотками по наковальне. О благотворном влиянии подобных игрушек на развитие духовных качеств ребёнка писал в своих работах Р. Штейнер.
Кузнецы тоже видоизменились: иначе выглядят сами участники трудового процесса, их лица и одежда иногда приобретают современные черты, модифицируется и механизм игрушки, но она сохранила традиционные черты.
Деревни, что расположены на притоках Северной Двины, издавна славились изготовлением бураков и туесов из бересты. Эти сосуды служили для хранения пищи. Интерес представляет технология изготовления туеска, которая до сих пор известна жителям отдаленных деревень России, но в современных промыслах не используемая. Весной, во время интенсивного движения соков, со ствола срубленной берёзы снимали кору, надрезав её в двух местах по окружности. Полученный кусок бересты цилиндрической формы - основа туеска. Для прочности его обшивали ещё одним слоем бересты. Далее бересту распаривали в кипятке и вставляли выструганное по размеру деревянное дно. После высыхания береста прочно охватывала дно, и в туеске можно было носить даже воду. Берестяные стенки бурака не пропускают тепла, поэтому даже в зной вода в туеске холодная.
Туески украшались росписью, орнаментом. Своеобразие декора диктовалось традициями, а также задачами художника, который стремился сделать сосуд красивым, нарядным.
В Великом Устюге изделия из бересты украшались и украшаются прорезным орнаментом, традиционность которого не культивируется искусственно, а свободно варьируется, основываясь также на местной художественной традиции.
Интересны условия возникновения и развития промысла лаковой миниатюрной живописи в Палехе. Этот вид декоративного искусства возник довольно поздно, уж после 1917 г. Палехские мастера с давних времён славились как замечательные иконописцы. С зарождением капиталистических отношений этот промысел приходит в упадок, поскольку распространилась олеография - значительно более дешевый типографский способ воспроизведения икон. Палешане искали себе работу, скитаясь по сёлам Поволжья. С приходом социализма продолжение иконописного дела стало не только бессмысленным, но и опасным. Поэтому потерявшие надежду на возвращение к традиционному творчеству палехские мастера с интересом отнеслись к предложению расписывать шкатулки и пластины миниатюрными сценами на сюжеты из
истории, фольклора, литературы. Так возник новый вил. искусства - палехская лаковая миниатюра, в картинках которой за бытовыми, сказочными, историческими сюжетами зритель на подсознательном ч рсвне чувству ет, у гадывает образы святых. Они как бы сошли с небес, чтобы приобщить нас к чистоте, к небесной просветленной мудрости жизни.
Так традиция древней иконописи получила своё новое воплощение.
Народные промыслы, искусство которых традиционно, своим творчеством помогают человеку погрузиться в свой архетип, душу своего народа, а следовательно, помогают ему почувствовать свою самобытность, уникальность, способствуют его самоидентификации.
Как же творят мастера сегодня? Как влияет их творчество на эстетические воззрения современного человека, эстетическое развитие личности?
Попытаемся хотя бы слегка прикоснуться к этим процессам, рассмотрев творческие искания художников-прикладников г. Томска.
Одно из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства - керамика - довольно развито в Томске. Это утверждение подкрепляет наличие Богашевского керамического завода, который переживает сложности экономического кризиса, ищет новые художественные решения в производстве своей продукции: Томский керамический завод, а также творческая деятельность ху дожников-керамистов, работающих свободно: творчество художников-керамистов малого предприятия «Сибирский стиль».
Но, несмотря на обилие предприятий по производству керамики, на прилавках наших магазинов можно встретить проду кцию Новосибирского керамического завода, керамику из Прибалтики. Следовательно, существует незаполненная ниша, не удовлетворённый спрос потребителей.
Крупным предприятиям, таким как Богашев-ский завод, трудно наладить производство изделий, пользующихся спросом. Даже небольшой гончарной мастерской сложно перейти на выпуск нового изделия, поскольку, как выяснилось, технология производства, практику ющаяся теперь в производстве керамической посуды, не позволяет сделать это. Традиционный гончарный круг ушел в прошлое. Как рассказала Я. Беспатова, художник-керамист, гончарное производство очень сложно для освоения, очень трудно добиться пропорциональности, ровности поверхности, утке готовый сосуд в процессе сушки может деформироваться, потерять свои товарные качества, поэтому для более продуктивного производства, исключающего большое количество брака, в настоящее время в производстве керамической посуды используется техника заливки. Выглядит это так: сначала лепится мастером сосуд, затем по нему изготавливается
гипсовая форма и лишь после этого можно делать много одинаковой, но ровной и пропорционатьной посуды. В гипсовую форму заливается жидкая процеженная глина. Гипс имеет свойство быстро впитывать влагу7, поэтому на стенках гипсовуй формы появляется слой плотной глины. Когда этот слой станет нужной толщины, лишний раствор глины выливают, а полученный сосуд просушивают, дорабатывают и обжигают. После обжига сосуд декорируют: окрашивают специальными красителями. Красители содержат тяжелые металлы и вредны для здоровья. Поэтому многие художники обращаются к древним техникам декорирования. Это -«болтушка», когда сразу после обжига сосуд опускают в му чну ю болтушку , забивая поры в обожженной глине жидкой мукой, тем самым улучшая утилитарные качества глиняной посуды, - она лучше сохраняет влагу, и «дымление», когда в русской печи на смолянистых дровах сосуд покрывается копотью, после чего его бросают на опилки, затем обжигают, и он приобретает серо-черный матовый цвет. Следует отметить, что технология изготовления керамической посуды сложна, требует больших затрат времени и сил, а для того чтобы добиться результата, постигнуть секреты гончарного мастерства, нужно потратить годы на обучение.
В производстве керамической посуды у Я. Беспатовой не было стремления продолжать чьи-то традиции, тем не менее в керамических сосудах, производимых в её мастерской, преобладают формы классических греческих сосудов, в декоре -греческий орнамент.
Небольшие скульптуры, которые делались ею для души, воспринимаются симпатичными привидениями с добрыми глазками. Их белое «платье» декорировано абстрактным черным узором (выполнено в технике «дымление»), на «плечах» - сумочки с керамическими бусинами... Всегда мастера мечтали встретиться с потусторонними силами, как Данила-мастер, например, некоторых, достигших вершин мастерства, подозревали в таких связях. Видимо, желание найти ту силу волшебного творчества привело к созданию таких образов. В этих скульптурах нет традиционно-ста, в них - внутренний мир молодой художшщы, ищущей свой творческий путь.
Несколько лет Я. Беспатова занималась с детьми лепкой. Вела курс керамики, организованный при Томском художественном музее. Но преподавание, общение с детьми имеет свои сложности, дает большую психологическую и физическую нагрузку7, а результат виден не сразу. Возникали сложности в общении с детьми, организационные сложности, которые привели к решению оставить педагогическую деятельность.
Н.И. Броневская - член Союза художников России. В формировании её творческой индивидуаль-
ности сыграли роль традиции прибалтийских и, в то время, ленинградских керамистов, ставшие модными в 70-е гг. Но трансформированные через индивидуальность художницы, традиции прибалтов приобрели самобытность и необычность в художественном творчестве Н. Броневской. «Керамика, -считает Н.И. Броневская, - синтез всех искусств. Это и скульптура, и графика, и гобелены». Черты этих видов искусств переплетаются в творчестве томской художницы, воссоздавая её утонченный внутренний мир.
Совсем по-иному выглядит керамика объединения «Русский стиль». Это небольшие фигурки, в основном для детей: дракончики, зайчики, поросята, гномики. Характерна четкая проработка мелких деталей, фигурки натуралистичны, лица вылеплены мастерски: радость, удивление, глупость можно прочитать на них. Среди фигур встречаются персонажи, носящие черты европейских традиций. Это гномики, причудливые замки и т.д. Есть и чисто русские персонажи - это леший, удивленный и недоумевающий, русский Иван с панно «Кто в доме хозяин». Керамисты этого предприятия в своем творчестве опираются не только на русские традиции, но и на традиции и каноны других народов, транслируя их через свою индивидуальность, своё состояние души. Весельем и юмором насыщено их творчество, а руководит керамическим цехом Е.В. Кулакова.
Не менее интересно творчество Г. С. Шендель. Она занимается изготовлением бижутерии из керамики и художественных панно на керамической плитке.
Керамические бусы выглядят необычно. Форма каждой бусины разная: с выпуклостями, напоминающими лунные кратеры, или продолговатая с продольными полосками, или вообще неправильной формы. Фактура материала позволяет получить необычное цветовое решение: цвет бусин неоднороден, глазурь на бусинах разной плотности, и это усиливает впечатление внеземного происхождения данного материала.
Необычны и керамические подвески: Баба-Яга с распростёртыми руками, различные рыбки, геометрические формы - всё это на кожаных шнурочках с аккуратными узелками, которые усиливают декоративный эффект.
Панно на керамической плитке привлекают своей яркостью, жизнеутверждающей радостью. Необычна техника выполнения работ, изобретённая Галиной Сергеевной: на керамическую плитку специальной краской наносится рисунок, затем накладываются различные стеклянные осколки и всё это обжигается в муфельной печи. Так рождаются земные и неземные лунные пейзажи, пышные букеты, характерные для европейской традиции, абстрактные композиции.
Своей яркостью и необычностью привлекает роспись керамической плитки: бабочки, рыбы, земноводные населяют мастерскую художницы. Есть изображения человеческих фигур и лиц. Это Парис и три Грации, крылатая женщина-сфинкс и др.
Традиции народных мастеров изучались художницей в Московском художественном училище им. Калинина на отделении народных промыслов, но новаторство её привлекает больше. Творческое вдохновение она черпает в природе и в собственной фантазии. Г.С. Шендель приглашена преподавателем класса композиции на отделение «Инженер - художник» при Томском политехническом университете.
Т.В. Беглюк работает с тканью - ткёт гобелены и расписывает шелк в технике батик. Её творческая деятельность началась в семидесятые годы. В то время стали модными гобелены. Этот вид художественной деятельности возрождался по всей стране. В Томске тоже занялись этим видом декоративного искусства. Гобелены изготавливались в технике прибалтийской школы. Видным мастером, работавшим в этой технике, был С.Е. Хатылов. В его гобеленах традиционные мотивы орнамента хантов сочетаются с прибалтийской техникой ковроткачества, преломляясь через творческую индивидуальность профессионального ху дожника. У него училась Т.В. Беглюк ковроткачеству . Её гобелены говорят о совершенно ином мировосприятии. В её работах преобладает абстрактный рисунок, в котором угадываются мотивы природы: горные пейзажи, деревья, птицы.
С середины 80-х гг. она стала осваивать технику батика. Тематика её росписей по шелку различна: это всевозможные букеты в пастельных тонах, абстрактные композиции, цветовое решение которых отличается яркостью, насыщенностью цвета.
Создавая свои полотна, Т.В. Беглюк вычленяет характерные черты определённого образа, оставляя только главное, затем главный мотив обыгрывает-ся, изменяется посредством цветового решения, акцентированием фактуры материала и т.д. Это и определяет её творческий стиль.
К преподавательской деятельности она не стремилась, поскольку считает, что преподавание отнимает много времени и сил, которые необходимы профессиональному художнику для создания полноценных художественных произведений.
В 1993 г. в г. Томске при комитете по культуре образован центр народных мастеров декоративно-прикладного творчества, усилия которого способствуют сохранению и развитию творчества народных мастеров области и города. Занимаются народные умельцы резьбой по дереву, лозоштетени-ем, керамикой, ковроткачеством, вышивкой, лоскутной мозаикой, которую стали в последнее время называть на английский манер «квилтами». Но
особой известностью пользуются берестяные промыслы.
Изготовлением сувениров из бересты занимаются на предприятиях «Томский умелец» и «Сибирский стиль».
Предприятие «Сибирский стиль» создано в 1997 г. Народным мастером Д.К. Ширмановым разработано около ста моделей берестяных сувениров. Это всевозможных размеров шкатулки, украшенные прорезным орнаментом, а также тисненным рисунком, наборы для специй, подстаканники, берестяные домики, церкви с куполами: дамские украшения - серьги, заколки и т.д.
Технология изготовления емкостей отличается от традиционной. Береста склеивается, для внутреннего слоя уже не используется цельная береста, ведь эти емкости утратили своё былое назначение -в них не хранят проду кты, жидкости, они служат у крашением интерьеров современных людей определенного вкуса, которые хотят внести разнообразие в свой быт. Прорезной орнамент тоже крепится при помощи клея. Готовится он из нескольких слоев: верхний - отбеливается, предверхний - окрашивается морилкой. Вырезается берестяной узор специальными резцами, которые имеют форму полукрута и бывают разного размера, что позволяет создавать различные орнаменты. Затем наносится тиснение. Далее все слои склеиваются, покрываются морилкой и прорабатываются резинкой, чтобы тиснение чётче просматривалось. Готовое изделие покрывается мастикой.
В отличие от большинства мастеров, с которыми я беседовала о творчестве, на предприятии «Сибирский стиль» своих технических приёмов изготовления изделий из бересты не скрывают. Более того, ими организованы курсы резьбы то бересте, посещать которые может каждый желающий. В течение двух недель в среднем обучается 15 человек. Приблизительно две трети остаётся работать на предприятии. Многие обучаются этому искусст-в\ для Сббя,
Несмотря на молодость берестяного промысла нашей области, работы мастеров выглядят зрелыми, самобытными. Технология их изготовления изменилась, но «русский дух» сохранился даже в изделиях с изображениями готических храмов, делавшихся для гостей из Чехословакии. Фактурные свойства бересты, обращение хмастеров к традиционному русскому орнаменту не позволяют уйти от традиции.
Творчество томских художников - профессиональное. Мастера осуществляют производство вещей декоративного и декоративно-прикладного характера для потребления их человеком, в процессе которого происходит воспроизводство человека через предметный мир декоративно-прикладного искусства. В производимом профессиональными
художниками мире декоративных искусств черпается человеком вдохновение для собственного творчества и самовыражения.
Но для эстетизации личности, её духовного воспроизводства необходимым фактором является не только потребление уже готовых произведений искусства, но и их изготовление. В связи с этим существование такого огромного пласта культуры, как самодеятельное творчество, становится особенно актуальным. Творчество художников-любителей, вбирая в себя эстетические вку сы, запросы и идеалы той культурной прослойки общества, в которой он находится, несет в себе невыдуманные реалии жизни, отражая духовный мир конкретного человека. Каждый самодеятельный художник в своем творчестве создает свое видение мира, раскрывает свои эстетические воззрения. Самодеятельное иску сство расширяет поле нашего эстетического сознания, откликаясь на идеалы и потребности общества, и игнорировать эту стихию - значит выхолащивать реальное содержание культуры.
Виды декоративно-прикладного искусства, которым занимаются самодеятельные художники, тоже подвержены влияниям моды. Так, в 70-е гг. модной была чеканка, традиции и технология изготовления которой были заимствованы у кавказских народностей; в 80-е гг. стало модным у зелковое плетение - макраме, опирающееся на арабскую традицию, а также вязание кружевных салфеток, одежды и даже ваз и шкатулок: с 90-х гг. в молу входит лоскутная мозаика. Этот вид декоративно-прикладного искусства издревле существовал на территории нашей страны, особенно ярко проявившись в крестьянском быту. В период «социалистического» развития нашей страны этот вид декоративного искусства утратил свою попу лярность, сшивание уже ненужных в хозяйстве лоскутков считалось признаком бедности и провинциализма. Теперь мода на него пришла из западных стран уже с другими названиями: «квилт», «печ-ворк». В настоящее время в технологии изготовления лоскутной мозаики присутствуют не только исконно русские традиции, но и традиции американских индейцев, англичан и немцев.
Так же в мод\ вошла лепка. Но чтобы получить полноценнмо красивую вещь из глины, нужны большие мат-риагьные затраты, поэтому в настоящее время стали лепить из солёного теста, которое проще в обработке и не требует обжига в специальной печи.
Рассмотрев различные виды декоративно-прикладных искусств разных регионов в их временном развитая, можно сделать следующие выводы: - в развитии декоративного искусства нашей страны проявляется взаимодействие разных типов художественного творчества: народного, определяемого родовой спецификой; прикладного про-
фессионального индивидуального творчества, которое развивается на основе всего богатства национальных и мировых традиций; самодеятельного, создающего свой предметный мир, типологически не совпадающий ни с выставочными образцами, ни с ведами, создаваемыми промышленностью:
- реликтовые промыслы, развиваясь, сохраняют традиционные, архстипичсские черты, носят локальный характер, т.е. основываются на традиции одной местности:
- виды декоративно-прикладных искусств и промыслов более позднего происхождения используют более широкий круг традиций за счет творческого заимствования художественной практики, союзных республик и зарубежных стран, что, несомненно, способствует не только разнообразию самовыражения личности через мир предметных искусств, но и воспитывает в человеке толерантность, уважение к традициям других народностей;
- в настоящее время в способах коммуникации, трансляции культурного опыта сочетаются как устная традиция, так и знаково-символические формы передачи информации. Литературные источники. выставки, возможность обу чения на специальных курсах, возможность общения между художниками разных областей, стран дают богатую пищу для фантазии и выражения собственного понимания красоты, самовыражения в предметном мире, самоидентификации, а следовательно, и духовного роста. В связи с этим возникшее стилевое многообразие, эклектичность творческих результатов многих мастеров подвергаются критике. выдвигаются обвинения в безвкусице. Но
следует помнить, что вкус - это всего лишь избирательное отношение отдельного человека к явлениям искусства, что новаторские его формы принимаются не сразу и только время решает «быть или не быть».
Преподавание основ декоративно-прикладных искусств в школе и вузе на уровне региональных промыслов позволит не только возродить связь человека с родной культурой, но и будет активно раздвигать горизонты личности, способствовать ее гармоничному развитию.
Мир декоративно-прикладных искус гв огромен, и начинающий художник может выбрать свой путь в освоении различных его видов, начиная с наиболее доступных. Для творческого, созидательного освоения культуры декоративно-прикладных искусств начинающему художнику потребуются терпение, усидчивость, аккуратность. Активизируя эти качества, своё творческое начало, человек изменяет свой внутренний мир, совершенствуется духовно и преодолевает стандартизацию предметной среды, которая нивелирует индивидуальные качества личности.
Человеку, вступившему на путь учительства, необходимо иметь не только знания, навыки и умения, организаторские способности, но и огромное желание собрать разомкнутые звенья знаний, культурного опыта поколений в единое целое, воссоздавая, таким образом, целостную картину мира не только в собственном мировоззрении, но и в мировоззрении подрастающих поколений, способствуя тем самым их духовному развитию, умению созидать. творить по законам красоты.
Литература
1. Воронов Н.В. Искусство предметного мира. М.: Знание, 1977.
2. Некрасова М. На поворотах истории //Декоративное искусство. 1998. № 1-2. С. 56-58.
3. Педагогические мастерские в альтернативной школе. Томск, 1991.
4. Шапошникова 0 Новая жизнь.древнего промысла II Декоративное искусство. 1981. N8 2. С. 58.
Д.В. Лисицын
СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОТКРЫТОГО ОБЩЕСТВА
Томский государственный педагогический университет
Характерные черты социокультурной трансформации современности
Не подлежит сомнению тот факт, что в истории человеческой цивилизации с середины XX столетия наметился новый этап развития. По одному из распространенных определений - это переход от индустриального типа общества к постиндустриаль-
ному. Этому переходу сопутствует трансформация не только привычной для нас стру кту ры социума, но и кардинальный пересмотр образа мира. Возникает потребность в определении мировоззренческих ори-ентаций, которые обеспечивали бы адекватное восприятие сути происходящих перемен и тем самым способствовали бы переходу к новым, более совершенным формам социального бытия.