Научная статья на тему 'Народные промыслы: классификация по источникам сырья и распространение'

Народные промыслы: классификация по источникам сырья и распространение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2638
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шестакова А. В.

Рассматривается круг вопросов, связанных с возникновением народных промыслов и ремесел. Показана их ориентация на сырье: минеральное, растительного и животного происхождения. Предлагается классификация промыслов по источникам сырья. Представлена география важнейших промыслов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian folk crafts: their classification in accordance with sources of raw materials and distribution

The article focuses on a set of issues connected with folk crafts emergence in Russia. The article presents their dependence on raw materials of vegetable, mineral and animal origin. It introduces the classification of folk crafts in accordance with sources of raw materials. Geographical factors of the most important folk crafts distribution in Russia are described.

Текст научной работы на тему «Народные промыслы: классификация по источникам сырья и распространение»

104

Л. Ю. Мажар

туризма и разработке соответствующих программ регионального развития можно, лишь проанализировав ситуацию и характер трансформации территориальных туристско-рекреационных систем разного уровня. При этом с позиций системно-структурного подхода необходимо, прежде всего, думать об эффективном развитии всей интегральной территориальной общественной системы.

Список литературы

1. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М., 1983.

2. Влодарчик Б. Цикл развития туристского пространства / / Туризм и региональное развитие. Вып. 4. Смоленск, 2006. С. 225 — 234.

3. Николаенко Т. В., Николаенко Д. В. История и региональные особенности мирового туризма. Симферополь, 1998.

4. Пирожник И. И. Трансформация туристско-рекреационного пространства в эпоху глобализации // Туризм и региональное развитие. Вып. 4. Смоленск, 2006. С. 136 — 138.

5. Преображенский В. С. Направления эволюции географических моделей геосистем // Изв. АН СССР. Сер. Геогр. 1982. № 5.

6. Преображенский В. С., Азар В. И., Веденин Ю. А. и др. Системный подход при исследовании рекреационной деятельности // Изв. АН СССР. Сер. Геогр. 1974. № 2.

7. Преображенский В. С., Александрова Т. Д., Арманд А. Д. и др. Подходы к анализу использования понятий и терминов в географии // Известия АН СССР. Сер. Геогр. 1991. № 2.

8. Преображенский В. С., Веденин Ю. А., Зорин И. В. и др. Теория рекреалогии и рекреационной географии. М., 1992.

Об авторе

Л. Ю. Мажар — канд. геогр. наук, доц., Смоленский гуманитарный университет, lmazhar@shu.ru.

УДК 911.9:745/748

А. В. Шестакова

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ: КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ИСТОЧНИКАМ СЫРЬЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ

Рассматривается круг вопросов, связанных с возникновением народных промыслов и ремесел. Показана их ориентация на сырье: минеральное, растительного и животного происхождения. Предлагается классификация промыслов по источникам сырья. Представлена география важнейших промыслов России.

The article focuses on a set of issues connected with folk crafts emergence in Russia. The article presents their dependence on raw materials of vegetable, mineral and animal origin. It introduces the classification offolk crafts in accordance with sources of raw materials. Geographical factors of the most important folk crafts distribution in Russia are described.

Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 1. Естественные науки. С. 104 — 111.

Народные промыслы и ремесла, распространенные в средней полосе, северных и южных районах России занимают особое место в хозяйстве страны. Эти прикладные виды искусства веками складывались усилиями поколений. Сохранялось и передавалось «из рук в руки» мастерство, совершенствовались приемы и способы художественной обработки, закреплялись определенные формы изделий. При изготовлении любого предмета мастер делал его не только практичным, но и красивым. Для хрупких и изящных изделий применяли кость и дерево; из глины лепили посуду и фигурки разных форм и размеров. Форма сосуда зависела от его предназначения: для хранения жидкости, зерна, муки и т. п., для использования во время трапезы и т. д. Предметы, созданные из природных материалов, и их орнамент отражали представления мастера об окружающем мире, о красоте, добре и зле, связанные с историей народа.

Происхождение промыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, так и праздничных предметов (например, узорное ткачество, вышивка). Другие промыслы происходят от деревенских ремесел (гончарный промысел, плотничество), которые, постепенно распространяясь, охватывали целые районы. Некоторые зарождались из ремесла, связанного с заказами (например, холмогорская резьба, великоустюжская чернь) [5].

Промыслы возникали и развивались, как правило, вблизи природных источников сырья, определялись сырьевыми ресурсами. Так, художественная обработка дерева зарождалась в лесных районах (например, в Карелии), гончарное производство — в районах залежей глин. Производство металлических изделий возникало рядом с месторождениями руд черных и цветных металлов. Обработка камня — одно из традиционных занятий жителей горных районов (Кавказ, Урал, Алтай). Чукчи, коряки, ненцы, эскимосы издавна занимались обработкой кости морских животных. В районах развития овцеводства и разведения верблюдов (полупустыни) зародилось ковроткачество, которое в некоторых местах (Дагестан, Башкирия) перешло на промышленную основу. Обработка меха связана с домашними ремеслами, издавна бытовавшими в суровых климатических условиях Севера и Дальнего Востока. Изготовление кожаных изделий распространено среди народов, населяющих лесостепную, степную и полупустынную зоны (калмыки, буряты, башкиры, некоторые народы Дагестана). Почти повсеместно были развиты такие виды народного творчества, как вышивка и узорное ткачество. В народной одежде прослеживалось влияние климата: например, использование кожи и меха в костюме народов севера, легких тканей — на юге. В предлагаемых ниже схеме и таблице приведена классификация промыслов, основанная на использовании сырья.

Промыслы, основанные на использовании растительного сырья

Распространенным и универсальным материалом на Руси всегда было дерево. Это и не удивительно, ведь леса и теперь занимают 45 % территории нашей страны. Археологические находки свидетельствуют о том, что раньше вся Русь была деревянной. Начиная с ХІ—ХІІ вв. русские

105

106

плотники и столяры возводили деревянные постройки, делали мебель, вырезали ковши, корыта, ложки, игрушки и др. Мастера-резчики занимались и внутренней отделкой помещений: например, в некоторых церквях сохранились деревянные резные иконостасы. Мастера использовали не только саму древесину, но и бересту (кора березы), лыко (кора липы), кап и капо-корень (наросты на стволах и корнях деревьев), корни ели, сосны, можжевельника. Для каждого вида изделий обычно использовалась определенная порода дерева. Например, из ясеня делали посуду, которая хорошо удерживала влагу, из осины — вёдра, из липы — бочки. Деревянная утварь украшалась резным и расписным орнаментом. Красители использовались натуральные — сажа, глины, соки растений, отвары коры деревьев, корней, ягод. Например, мезенская роспись, одна из наиболее древних русских росписей, писалась сажей и краснокоричневой глиной, растертыми на смоле лиственницы. Узоры резьбы и росписи имели определенное символическое и магическое значение. В настоящее время традиции художественной резьбы и росписи по дереву сохранились во многих районах России (см. табл.).

Рис. Классификация промыслов по источникам сырья

Классификация промыслов по источникам сырья

Источник сырья Районы промысла

Сырье растительного происхождения

Древесина Республика Дагестан, Московская, Нижегородская, Кировская области и др.

Древесная кора (бере- Вологодская, Брянская, Архангельская, Томская, Ни-

ста, лыко и др.) жегородская области

Кап и капо-корень Кировская, Новгородская области

Корни деревьев Архангельская, Кировская области

Ржаная соломка Кировская, Вологодская области и др.

Лоза (ива, виноград, черемуха) Саратовская, Волгоградская, Кировская, Кемеровская, Псковская области

Лен, конопля Ивановская, Вологодская, Кировская, Липецкая, Нижегородская области и др.

Сырье животного происхождения

Кожа, шкуры Республика Калмыкия, Республика Дагестан, Камчатский край, Чукотский АО, Якутия

Кость, рог Архангельская, Нижегородская, Тюменская области, Чукотский АО, Якутия

Шерсть Воронежская, Тюменская области, Республика Дагестан, Республика Калмыкия и др.

Козий пух Волгоградская, Оренбургская области и др.

Окончание табл.

Источник сырья | Районы промысла

Натуральное минеральное сырье

Поделочные камни Калининградская, Свердловская, Челябинская области, Пермский край и др.

Глина Республика Дагестан, Архангельская, Кировская, Нижегородская, Пензенская, Псковская, Рязанская области и др.

Гипс Московская область, Ставропольский край

Благородные металлы Республика Дагестан, Вологодская, Челябинская области, Якутия и др.

Переработанное минеральное сырье

Сплавы металлов (чугун, бронза, латунь и др.) Новгородская, Тульская, Челябинская области, Пермский край и др.

Стекло, хрусталь Брянская, Владимирская, Пензенская, Ленинградская области и др.

Фарфор, фаянс Московская, Ростовская, Свердловская, Тверская области, Ставропольский край

107

Одним из любимых материалов у мастеров была береста. Из нее плели корзины, солонки, короба, обувь (лапти, ступни). Из комбинированных изделий (древесина и кора) самым распространенным был туес, состоящий из пластовой бересты и сколотня (берестяного цилиндра). Береста обладает антисептическими свойствами, что позволяет хранить продукты в берестяной посуде долгое время. Кроме утилитарных предметов в крестьянской избе встречались игрушки из бересты — плетеные мячи, погремушки (шаркунки), «берещаные» фигурки. Из бересты делались и простые музыкальные инструменты — рожки и дудки. Лентой из бересты обвивали горшки, стеклянные бутыли, рукоятки орудий труда. Берестяные промыслы, когда-то широко распространенные на всей территории страны, сохранились в северных, северо-восточных районах европейской части России, в Поволжье и Сибири. Кузовки из коры вяза делаются только в Брянской области (Малое Полпино). К сожалению, в настоящее время промысел находится на грани исчезновения, кузовки изготавливают только отдельные мастера.

Плетение из ржаной соломки — один из старейших промыслов. Из соломы делали вещи, необходимые в хозяйстве: дорожные сумки, емкости для хранения зерна, муки, соли и др. Жгуты соломки обвивали прутьями лозы, корнями ели или нитками, которые не только придавали изделиям прочность, но и украшали их. Сегодня плетением из ржаной соломки занимаются народные умельцы во многих районах России.

Одним из распространенных видов народного искусства было ручное узорное ткачество. Узорные полотна изо льна ткали в селах еще Киевской Руси. В Москве в ХУ1-ХУ11 вв. располагалось несколько ткацких слобод, которые снабжали льняными полотенцами и узорными скатертями царский двор и бояр [5]. Ткаными узорами украшали женские передники, подолы и рукава рубах, сарафаны. Ткать и прясть умела с детских лет каждая крестьянка. Ткани изготовляли на ручных станках. Ткали не только повседневную и праздничную одежду, но и

108

предметы домашнего обихода (полотенца, салфетки, столешницы и др.). Во многих районах России домотканая одежда использовалась до конца 1930-х гг. Ее украшали вышивкой, поясами с узорными металлическими накладками. Считалось, что вышивка на рукавах защищала руки, обереги — шею и тело. В конце XIX в. вышивка получила промышленное развитие, вышивальщицы стали работать по заказам. Основные центры вышивки сложились в центральных районах России.

Промыслы, основанные на использовании сырья животного происхождения

Художественная обработка кости в России известна с Х в. При раскопках были найдены костяные бляхи, шахматные фигурки, гребни, наконечники конских плеток и др. [5]. Материалом для этих изделий служили бивни мамонта, зубы кашалота и моржовая кость (или «рыбий зуб»). В XVI —XVII вв. «рыбий зуб» был выгодной статьей дохода у народов Севера. Кроме ценных видов кости косторезы издавна использовали простую животную кость (цевку) и рог животных. В России сформировались четыре традиционных косторезных центра — холмогорский, тобольский, чукотский и якутский.

Ручное ковроткачество — традиционный промысел многих народов России. Наибольшее развитие он получил у жителей Дагестана, русских и башкир. На Кавказе искусство изготовления ковров известно с первых веков нашей эры. В каждом районе Дагестана сложились свои виды ковров (особо ценятся лезгинские и табасаранские). Средний срок эксплуатации дагестанского ковра — около 250—300 лет. У русских и башкир ковроделие появилось позднее. Считается, что возникновение русского ковроделия относится к XVI—XVII вв. При монастырях и крупных вотчинах в «светлицах» изготавливались различные вещи, необходимые для убранства помещений, в том числе безворсовые ковры [3]. Однако обнаруженные при раскопках славянских захоронений XI-XII вв. местные шерстяные узорные ткани указывают на то, что уже в Киевской Руси ковроткачество имело повсеместное распространение [4]. Развитие русского ковроделия было связано и с ямским промыслом — ковры использовались для покрытия сидений. К началу ХХ в. выделялись два основных района кустарного производства ковров — Курская губерния (безворсовые ковры) и Западная Сибирь, особенно Тобольская губерния (махровые, ворсовые) [3]. В настоящее время дагестанские и башкирские ковры ручной работы известны далеко за пределами России. Наиболее ценятся ковры, изготовленные по технологии «сумах». Они ткутся из овечьей шерсти на вертикальном станке, имеют хлопчатобумажную основу; показатель их качества — высокая плотность вязки.

Первые сведения об изделиях из козьего пуха относятся к концу XVIII в. Считается, что уральские казачки переняли вязание у казахов и калмыков, применив в своих изделиях русские кружевные орнаменты. Промысел распространился по южной и восточной части Оренбургского края, по берегам Урала, Сакмары, Ори [3]. Оренбургские пуховые платки получили всемирное признание. Белые ажурные паутинки умещаются в скорлупе гусиного яйца, свободно проходят через обручальное кольцо, весят 250 — 300 граммов. Своей славой оренбургский пуховый платок

обязан не только мастерицам-вязальщицам, но и качеству исходного материала. В 300 километрах к востоку от Оренбурга находятся Губерлин-ские горы — место обитания пуховых коз, которые перекочевали в Оренбуржье через киргизские степи с Гималайских гор [2]. На рубеже XIX—XX вв. пуховязание получает развитие в Урюпинске (Волгоградская обл.) и становится традиционным урюпинским промыслом. К 1950-м гг. слава об урюпинских платках не уступала оренбургским.

Изготовлением разнообразных изделий из меха издавна занимались северные народы — эвенки, коми, ненцы, чукчи, якуты и др. Мастера славились умением обрабатывать мех, выделывать шкуры и кожу, окрашивать мех и замшу в различные цвета. У многих народов и в настоящее время распространено шитье и украшение национальной одежды, обуви и головных уборов мехом. Используется мех оленя, лося, песца, росомахи, лисицы и др. Корякские женщины с давних времен считаются искуснейшими мастерицами по изготовлению изделий в технике меховой мозаики, составленной из меха двух контрастных цветов.

Промыслы, основанные на использовании минерального сырья

Известным на Руси с древнейших времен было гончарное ремесло. Первые горшки, еще не зная гончарного круга, человек лепил из лент глины — налепом. С открытием обжига глиняные изделия (посуда и утварь) стали самыми необходимы в быту предметами. В IX—X вв. на Руси появился гончарный круг, который упростил и ускорил изготовление глиняной посуды [5]. С его появлением качество сосудов улучшилось, расширился их ассортимент. С XIII века одним из видов украшения глиняных изделий становится покрытие и роспись ангобом — жидкой глиной другого цвета, которая наносилась перед обжигом. С XVII—XVIII вв. применялись лощение, обварка и другие способы украшения глиняной утвари.

Изготовление посуды в гончарных промыслах почти всегда сопровождалось лепкой игрушек — остававшиеся комочки глины мастер превращал в фигурки людей, зверей, птиц. В этих фигурках отражались народные верования, приметы и суеверия. Часто в глиняных фигурках люди видели духов-охранителей. Со временем эти фигурки превратились в игрушки-свистульки. Например, в Костромской губернии в XIX в. гончарный промысел существовал во всех уездах, но лучшие гончары жили в деревне Петровское. Мастера лепили посуду и игрушки, смешивая два сорта глины — коричневую и красную [1]. На протяжении веков вместе с народной культурой глиняная игрушка менялась, вбирала в себя национальные черты и особенности. Некоторые районы распространения лепной керамики превратились в традиционные центры по изготовлению глиняных игрушек (см. табл.).

С 40-х гг. XVIII в. начался выпуск майолики — посуды с синей и многоцветной (желто-зелено-коричневой) росписью, которую наносили на сырую поверхность, покрытую белой эмалью (непрозрачной глазурью). В конце XVIII в. майолика была заменена более простым в изготовлении полуфаянсом и фаянсом (гжель, конаковский фаянс и др.).

109

110

В XVIII в., когда был раскрыт секрет изготовления фарфора, начался выпуск тонкостенной керамики (Санкт-Петербург).

Параллельно с фарфором и фаянсом продолжало во многих российских городах и селах развиваться гончарное производство. Возникновению и развитию промысла, вероятно, способствовала нужда жителей близлежащих районов в домашней утвари, поэтому посуда, изготовляемая в местах, имеющих запасы пластичных глин, имела обширный и выгодный рынок сбыта. В каждом районе существовали свои технологические и художественные особенности изготовления глиняных изделий, развившиеся в дальнейшем в народные художественные промыслы (см. табл.).

Технология изготовления стекла практически не изменилась за более чем пять тысяч лет существования стеклоделия. Значительный вклад в развитие российского стекольного производства внес М. В. Ломоносов, основавший в 1753 г. Усть-Рудицкую фабрику. Во второй половине XVIII

в. были созданы заводы, выпускавшие цветное стекло и хрусталь. Массовое производство стекла началось в 1756 г. и было связано с основанием завода в Гусь-Хрустальном. Знаменитые гусевские графины с петухами и букетами стали известны во всем мире. История другого, дятьковского хрусталя начинается со строительства в 1790 г. в деревне Дятьково хрустальной фабрики, поблизости от которой основывается еще несколько стекольных производств. На протяжении XIX в. фабрика становится одним из крупнейших предприятий России. В настоящее время оба завода сохранили статус художественного производства и являются традиционными центрами по изготовлению цветного стекла и хрусталя.

На рубеже XVII—XVIII вв. в России начинается обработка самоцветов. Это было связано, прежде всего, со строительством Петербурга и возведением архитектурных ансамблей как в самом городе, так и в его окрестностях. В связи с этим в первой половине XVIII в. были основаны Колываньская гранильная фабрика (Алтай) и специальная гранильная фабрика по обработке самоцветов в Екатеринбурге. Мастера-камнерезы выполняли облицовочные работы, делали лестничные марши, колоннады, беседки. Со второй половины XVIII в. изготавливались декоративные изделия для дворцов, садов и парков. С 1765 г. на Урале начинаются целенаправленные поиски и освоение месторождений хризобериллов, рубинов, аметистов, сапфиров, турмалинов и др. Камни, добытые на приисках, отправлялись на Екатеринбургскую фабрику, которая уже к концу XVIII в. стала мощным предприятием по обработке самоцветов. С конца XIX в. началась обработка мягких поделочных камней (селенит, кальцит и др.) На рубеже XIX—XX вв. складываются основные традиционные центры гранильных промыслов Урала — Екатеринбург, Нижний Тагил, Кунгур, Красный Ясыл, Челябинск, Куса.

У поселка Янтарный (Калининградская обл.) находится крупнейшее в мире месторождение янтаря — Пальмникенское, залежи которого составляют более 90 % разведанных мировых запасов. В середине ХХ в. на базе месторождения был создан комбинат по добыче янтаря, а при нем художественная мастерская, ставшая школой мастеров янтарного производства.

Обработка металла издавна развивалась на Руси. Литье было освоено еще в VI—VIII вв. Ремесленники Киева, Новгорода, Владимира и Москвы из золота, серебра и бронзовых сплавов изготавливали поясные накладки, браслеты, пряжки и др. Часто литье сочеталось с зернью, филигранью, чеканкой, эмалью [3]. В России появились города и районы, где художественная обработка металла достигла высокого уровня (Кострома, Ростов, Калуга, Вологда, Павлово-на-Оке и др.). В 1747 г. тульский купец Я. Коробков основал на Южном Урале в поселке Касли железоделательный и чугуноплавильный завод, который в 1752 г. купил Н. Демидов. Всемирную славу каслинскому чугунному литью принесла декоративная скульптура, отливаемая по моделям знаменитых скульпторов. Еще одним известным городом по обработке металла был Великий Устюг. Великоустюжские кузнецы снискали известность коваными решетками и медной кованой посудой. Но наибольшую славу городу принесло чернение по серебру (черневое серебро), развитию которого способствовало открытие месторождений серебра на реке Цильме (вблизи Великого Устюга). Первое официальное упоминание об устюжской черни относится к середине XVIII в.

Таким образом, многонациональная культура нашей страны, богатые сырьевые ресурсы и народные умельцы определили разнообразие развивающихся промыслов и ремесел. Народные промыслы — исторически сложившиеся, сохранившиеся и ныне действующие уникальные очаги народного творчества, представляющие собой товарное производство художественных предметов при обязательном использовании ручного труда. Во многих городах и районах России действуют музеи и выставочные центры народных промыслов. Многие изделия стали символами русского народного искусства, отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

Список литературы

1. Булатов С. Петровская глиняная игрушка // Народное творчество. 2004. № 6. С. 38—40.

2. Кузнецова О. Оренбургский пуховый платок / / Народное творчество. 2005. № 1. С. 5 — 7.

3. Народные художественные промыслы РСФСР / Под ред. В. Г. Смолицкого. М., 1982.

4. Орлова В. К. Русское ковроделие // Народное творчество. 2007. № 3. С. 34—45.

5. Попова О. С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. М., 1984.

Об авторе

111

А. В. Шестакова — канд. геогр. наук, доц., Ставропольский государственный университет, rubezhst@iskra.stavropol.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.