народные
промыслы
россии
Э. Г. Истомина, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института российской истории
Гжельская керамика
(об истории промысла)
Культурное явление, определяемое понятием «Гжель» — это мощный пласт традиционого народного творчества, воплощённого в создании на территории старинного гончарного района Подмосковья художественной керамики различных видов: фарфор и фаянс — с кобальтовой росписью, майолика — с полихромной живописью. Гжельская керамика имеет собственное лицо как вид искусства, выстроенного на бытовании народных традиций и выраженного в определённом ассортименте, формах, росписи и технологии.
Гжель — неотъемлемая часть культурного наследия России, народное достояние — продолжает поражать богатством своего ассортимента (чайная и столовая посуда, квасники и кумганы, скульптурная пластика, часы, светильники, камины и печи), основанного на образных орнаментально-декоративных решениях и обладающего особой пластической выразительностью.
Особенности национальной культуры, воплощённые в гжельских изделиях, являются носителями духовно-нравственных традиций, представляющих непреходящую ценность для современной культуры.
Гжель столь же знаменита во всём мире, как Хохлома и Палех, как Мстёра и Федоскино, как павловские платки и вологодское кружево, но занимает среди промыслов особое место. Такой большой художник, как народный артист России В. М. Захаров — создатель театра танца «Гжель», проведя десятки экспедиций по регионам России, прикоснувшись чутким сердцем к такому явлению, как Гжель, приступил к формированию мощного пласта традиционного народного творчества, где объединилась необыкновенная музыка,
необъятные просторы, многоцветие народных костюмов, звон бубенцов. Постепенно складывалось и вырастало такое явление, которое со временем люди начали называть «Захаров-арт», имея в виду многообразие и неповторимость народных промыслов, объединённых множеством драгоценных элементов...
Гжель — это историческое название района керамического промысла, истоки которого уходят вглубь веков. В настоящее время район объединяет около 30 сёл и деревень, расположенных в 60-ти километрах к юго-востоку от Москвы. В 1990-е гг. здесь появилось ЗАО «Объединение "Гжель"», где производят уникальный фарфор с ручной синей росписью и майолику с полихром-ным декором. Высокохудожественные изделия Гжели имеют свой фирменный знак — треугольник с изображением уточки на бегущей волне. На предприятиях, выросших на базе старинного промысла, трудятся потомственные керамисты. Многие из них — представители семейных династий гончаров.
Гжель — главный керамический район Подмосковья. В истории мирового искусства это единственный пример, когда четыре вида художественной керамики — майолика, полуфаянс, фаянс и фарфор всего за пятьдесят с небольшим лет были освоены и их производство налажено в широком масштабе. В майолике и полуфаянсе гжельские мастера достигли подлинных художественных высот, их изделия заняли почётное место в народном искусстве России.
Гжельская волость, названная так по селению Гжель, располагалась вдоль Касимовского тракта в местности, славящейся густыми лесами, но имеющей глинистые, не пригодные для сельского хозяйства почвы. Крестьяне в поисках других источников дохода занимались ручным ткачеством, резьбой по дереву, но главное — гончарством. Во второй половине XVIII в. Гжель приобрела славу места, где производили не просто бытовую, а художественную керамику.
В начале XIX в. на территории Гжельского керамического промысла в деревне Ново-Харитоново возник первый крупный фарфоровый завод. Его
основатели — местный кузнец и лесопромышленник Яков Васильевич с сыновьями Терентием и Анисимом, позднее принявшие фамилию Кузнецовых. Представители этого клана постепенно стали одними из самых крупных владельцев фарфоро-фаянсовых предприятий не только на территории Гжели, но и далеко за её пределами. Матвей Сидорович Кузнецов, владелец заводов в Дулёве Владимирской губернии, Риге и других местах в 1889 г. создал фирму, ставшую вскоре монополистом русского фарфора. Вся Москва знала торговый дом Кузнецова на Мясницкой, 8. В один из его каталогов было включено около двух тысяч видов фарфоро-фаянсовых изделий — от миниатюрных бонбоньерок и спичечниц до оригинальных каминных панно. Одних только чайных сервизов было названо 112 разновидностей.
В 1850-1860-е гг. в Гжели работало около 120 фарфоро-фаянсовых заведений, имевших до 140 горнов и печей для обжига. За год гжельцы перерабатывали около 320 тыс. пудов глины. Из Глу-ховского уезда Черниговской губернии привозили особый вид глины — каолин, небходимую добавку для подготовки полноценной сырьевой массы. Из Олонецкой и ряда других губерний везли полевой шпат, свинец — всё, что требовалось для производства. Однако всё явственней обозначалась кризисная ситуация. Росли цены на каолин, удорожалась его доставка. Всеми местными месторождениями глины и известняка постепенно завладели два гжельских предпринимателя. Запасы топлива катастрофически уменьшались — были вырублены все ближайшие к
19
производству леса. Продукцию гжельцев со всех рынков стала вытеснять посуда их земляков, прежде всего Кузнецовых — владельцев крупных капиталистических предприятий.
После войны с Японией 1904-1905 гг. на уцелевших производствах значительное место стал занимать выпуск технического фарфора для фармацевтической и электротехнической промышленности (аптекарская посуда, изоляционные ролики, розетки, штепсели). Забывались и терялись многие секреты и особенности прежнего производства керамических изделий, в том числе росписи синим подглазурным кобальтом — традиционного гжельского художественного приёма.
В первые годы после Октябрьской революции из-за экономической разрухи, гжельские заводы простаивали. Затем они были национализированы, но наладить работу на них оказалось весьма сложно. Население Гжели стало возвращаться к прежнему кустарному труду — в примитивных маленьких мастерских изготовляли глиняные игрушки, обжигая их в домашних печах.
Внимание Советского государства к мелкой кустарной промышленности как к наиболее приемлемой форме производства в создавшихся условиях помогло Гжели выжить. В августе 1920 г. состоялся Всероссийский съезд по глиняной промышленности, наметивший меры по возрождению керамического района. В это время в Гжели работало шесть государственных фарфоровых заводов, более 30 мелких фарфорово-гончарных предприятий и малые мастерские отдельных кустарей. Заводское производство (в основном по выпуску электротехнического фарфора) постепенно налаживалось.
Подъём производства наметился, когда в деревне Турыгино был построен первый, хорошо оснащённый цех с семиметровым горном и открыт Гжельский керамический техникум. В 1936 г. новое производство оформилось в кооперативную артель «Художественная керамика». Одной из важнейших специализаций артели было изготовление фарфоровых солдатиков, всадников,
20
различных зверей, кукол-голышей. На эту продукцию спрос был всегда высок. Выпускали и декоративные изделия — вазы, статуэтки, наборы из семи слонов (считалось, что они приносят удачу и счастье в дом).
Существовал ещё один керамический завод «Всекохудожник», основанный в 1932 г. по инициативе талантливого керамиста В. Г. Монахова. С 1934 по 1941 гг. заводом руководил художник, искусствовед-исследователь А. Б. Салтыков (известны его труды о традиционном гжельском керамическом промысле). Под руководством А. Б. Салтыкова мастера приступают к воссозданию знаменитой гжельской майолики и полуфаянса. И хотя формы сосудов не походили на существовавшие в XIX в., в них уже были видны традиционные черты гжельского народного искусства. Появились первые чайники с диско-видным туловом, подсказанные формой кумга-нов, кувшины с крышками, восстанавливалась подглазурная роспись кобальтом с характерными изображениями бутонов, спиралевидных завитков, усиков, ягод и веточек, напоминающих гроздья.
В 1960-1970-е гг. гжельские изделия постоянно участвуют не только в общесоюзных, но и зарубежных выставках (Монреаль, Токио, Загреб), где получают высокие награды. Возрождается изготовление и традиционных изделий — сосудов со скульптурой.
К 1970-м гг. в Гжели сложилась стройная художественная система приёмов письма, закреплявшаяся и совершенствовавшаяся в индивидуальном авторском почерке, в своеобразии манер мастеров. Более всего художники Гжели ценят роспись кобальтом — ей подвластны орнамент и пейзаж, жанровые и тематические сюжеты. Это сложное ручное производство.
Сегодня в Гжели создан Культурный центр, объединивший гжельских художников и тех, кто трудится в цехах, учится в промышленном колледже, посещает детскую художественную школу — всех, влюблённых в искусство Гжели. Живописцы достигли высокого мастерства, многие получили звание «Мастер-художник 1 класса», «Заслуженный художник РСФСР», «Народный художник СССР». Их уникальные произведения хранятся в крупнейших музеях России. Гжель имеет и собственный музей, в просторных залах которого собраны великолепные образцы скульптуры, посуды из майолики, полуфаянса и фарфора. Стенды музея раскрывают всю историю Гжельского керамического производства. Здесь представлены археологические находки, письменные исторические источники: пожелтевшие от времени архивные документы, фрагменты книг ХУ11-Х1Х вв., почётные дипломы и грамоты.
В 1999 г. гжельской творческой группой «Малахит» освоен выпуск юбилейного столового гарнитура, посвящённого третьему тысячелетию; напольной вазы «Роза»; оригинальной скульптуры А. С. Пушкина; рельефного панно, посвящённого Рождеству Христову; монументальной скульптуры Георгия Победоносца; монументального изделия «Пасхальная пирамида». С 1995 по 2000 гг. гжельские мастера со своими изделиями принимали участие в международных выставках в Бельгии, Германии, Франции, Польше, Голландии, Австрии. Гжель поставляет свою продукцию в страны Западной Европы, Скандинавии, США, Японии. Идёт освоение рынка Юго-Восточной Азии. Гжельский художественный полуфаянс, выросший из подмосковного промысла, продолжает творить прочную славу русской керамики.
21