Научная статья на тему 'Гжельская керамика (об истории промысла)'

Гжельская керамика (об истории промысла) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2161
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гжельская керамика (об истории промысла)»

народные

промыслы

россии

Э. Г. Истомина, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института российской истории

Гжельская керамика

(об истории промысла)

Культурное явление, определяемое понятием «Гжель» — это мощный пласт традиционого народного творчества, воплощённого в создании на территории старинного гончарного района Подмосковья художественной керамики различных видов: фарфор и фаянс — с кобальтовой росписью, майолика — с полихромной живописью. Гжельская керамика имеет собственное лицо как вид искусства, выстроенного на бытовании народных традиций и выраженного в определённом ассортименте, формах, росписи и технологии.

Гжель — неотъемлемая часть культурного наследия России, народное достояние — продолжает поражать богатством своего ассортимента (чайная и столовая посуда, квасники и кумганы, скульптурная пластика, часы, светильники, камины и печи), основанного на образных орнаментально-декоративных решениях и обладающего особой пластической выразительностью.

Особенности национальной культуры, воплощённые в гжельских изделиях, являются носителями духовно-нравственных традиций, представляющих непреходящую ценность для современной культуры.

Гжель столь же знаменита во всём мире, как Хохлома и Палех, как Мстёра и Федоскино, как павловские платки и вологодское кружево, но занимает среди промыслов особое место. Такой большой художник, как народный артист России В. М. Захаров — создатель театра танца «Гжель», проведя десятки экспедиций по регионам России, прикоснувшись чутким сердцем к такому явлению, как Гжель, приступил к формированию мощного пласта традиционного народного творчества, где объединилась необыкновенная музыка,

необъятные просторы, многоцветие народных костюмов, звон бубенцов. Постепенно складывалось и вырастало такое явление, которое со временем люди начали называть «Захаров-арт», имея в виду многообразие и неповторимость народных промыслов, объединённых множеством драгоценных элементов...

Гжель — это историческое название района керамического промысла, истоки которого уходят вглубь веков. В настоящее время район объединяет около 30 сёл и деревень, расположенных в 60-ти километрах к юго-востоку от Москвы. В 1990-е гг. здесь появилось ЗАО «Объединение "Гжель"», где производят уникальный фарфор с ручной синей росписью и майолику с полихром-ным декором. Высокохудожественные изделия Гжели имеют свой фирменный знак — треугольник с изображением уточки на бегущей волне. На предприятиях, выросших на базе старинного промысла, трудятся потомственные керамисты. Многие из них — представители семейных династий гончаров.

Гжель — главный керамический район Подмосковья. В истории мирового искусства это единственный пример, когда четыре вида художественной керамики — майолика, полуфаянс, фаянс и фарфор всего за пятьдесят с небольшим лет были освоены и их производство налажено в широком масштабе. В майолике и полуфаянсе гжельские мастера достигли подлинных художественных высот, их изделия заняли почётное место в народном искусстве России.

Гжельская волость, названная так по селению Гжель, располагалась вдоль Касимовского тракта в местности, славящейся густыми лесами, но имеющей глинистые, не пригодные для сельского хозяйства почвы. Крестьяне в поисках других источников дохода занимались ручным ткачеством, резьбой по дереву, но главное — гончарством. Во второй половине XVIII в. Гжель приобрела славу места, где производили не просто бытовую, а художественную керамику.

В начале XIX в. на территории Гжельского керамического промысла в деревне Ново-Харитоново возник первый крупный фарфоровый завод. Его

основатели — местный кузнец и лесопромышленник Яков Васильевич с сыновьями Терентием и Анисимом, позднее принявшие фамилию Кузнецовых. Представители этого клана постепенно стали одними из самых крупных владельцев фарфоро-фаянсовых предприятий не только на территории Гжели, но и далеко за её пределами. Матвей Сидорович Кузнецов, владелец заводов в Дулёве Владимирской губернии, Риге и других местах в 1889 г. создал фирму, ставшую вскоре монополистом русского фарфора. Вся Москва знала торговый дом Кузнецова на Мясницкой, 8. В один из его каталогов было включено около двух тысяч видов фарфоро-фаянсовых изделий — от миниатюрных бонбоньерок и спичечниц до оригинальных каминных панно. Одних только чайных сервизов было названо 112 разновидностей.

В 1850-1860-е гг. в Гжели работало около 120 фарфоро-фаянсовых заведений, имевших до 140 горнов и печей для обжига. За год гжельцы перерабатывали около 320 тыс. пудов глины. Из Глу-ховского уезда Черниговской губернии привозили особый вид глины — каолин, небходимую добавку для подготовки полноценной сырьевой массы. Из Олонецкой и ряда других губерний везли полевой шпат, свинец — всё, что требовалось для производства. Однако всё явственней обозначалась кризисная ситуация. Росли цены на каолин, удорожалась его доставка. Всеми местными месторождениями глины и известняка постепенно завладели два гжельских предпринимателя. Запасы топлива катастрофически уменьшались — были вырублены все ближайшие к

19

производству леса. Продукцию гжельцев со всех рынков стала вытеснять посуда их земляков, прежде всего Кузнецовых — владельцев крупных капиталистических предприятий.

После войны с Японией 1904-1905 гг. на уцелевших производствах значительное место стал занимать выпуск технического фарфора для фармацевтической и электротехнической промышленности (аптекарская посуда, изоляционные ролики, розетки, штепсели). Забывались и терялись многие секреты и особенности прежнего производства керамических изделий, в том числе росписи синим подглазурным кобальтом — традиционного гжельского художественного приёма.

В первые годы после Октябрьской революции из-за экономической разрухи, гжельские заводы простаивали. Затем они были национализированы, но наладить работу на них оказалось весьма сложно. Население Гжели стало возвращаться к прежнему кустарному труду — в примитивных маленьких мастерских изготовляли глиняные игрушки, обжигая их в домашних печах.

Внимание Советского государства к мелкой кустарной промышленности как к наиболее приемлемой форме производства в создавшихся условиях помогло Гжели выжить. В августе 1920 г. состоялся Всероссийский съезд по глиняной промышленности, наметивший меры по возрождению керамического района. В это время в Гжели работало шесть государственных фарфоровых заводов, более 30 мелких фарфорово-гончарных предприятий и малые мастерские отдельных кустарей. Заводское производство (в основном по выпуску электротехнического фарфора) постепенно налаживалось.

Подъём производства наметился, когда в деревне Турыгино был построен первый, хорошо оснащённый цех с семиметровым горном и открыт Гжельский керамический техникум. В 1936 г. новое производство оформилось в кооперативную артель «Художественная керамика». Одной из важнейших специализаций артели было изготовление фарфоровых солдатиков, всадников,

20

различных зверей, кукол-голышей. На эту продукцию спрос был всегда высок. Выпускали и декоративные изделия — вазы, статуэтки, наборы из семи слонов (считалось, что они приносят удачу и счастье в дом).

Существовал ещё один керамический завод «Всекохудожник», основанный в 1932 г. по инициативе талантливого керамиста В. Г. Монахова. С 1934 по 1941 гг. заводом руководил художник, искусствовед-исследователь А. Б. Салтыков (известны его труды о традиционном гжельском керамическом промысле). Под руководством А. Б. Салтыкова мастера приступают к воссозданию знаменитой гжельской майолики и полуфаянса. И хотя формы сосудов не походили на существовавшие в XIX в., в них уже были видны традиционные черты гжельского народного искусства. Появились первые чайники с диско-видным туловом, подсказанные формой кумга-нов, кувшины с крышками, восстанавливалась подглазурная роспись кобальтом с характерными изображениями бутонов, спиралевидных завитков, усиков, ягод и веточек, напоминающих гроздья.

В 1960-1970-е гг. гжельские изделия постоянно участвуют не только в общесоюзных, но и зарубежных выставках (Монреаль, Токио, Загреб), где получают высокие награды. Возрождается изготовление и традиционных изделий — сосудов со скульптурой.

К 1970-м гг. в Гжели сложилась стройная художественная система приёмов письма, закреплявшаяся и совершенствовавшаяся в индивидуальном авторском почерке, в своеобразии манер мастеров. Более всего художники Гжели ценят роспись кобальтом — ей подвластны орнамент и пейзаж, жанровые и тематические сюжеты. Это сложное ручное производство.

Сегодня в Гжели создан Культурный центр, объединивший гжельских художников и тех, кто трудится в цехах, учится в промышленном колледже, посещает детскую художественную школу — всех, влюблённых в искусство Гжели. Живописцы достигли высокого мастерства, многие получили звание «Мастер-художник 1 класса», «Заслуженный художник РСФСР», «Народный художник СССР». Их уникальные произведения хранятся в крупнейших музеях России. Гжель имеет и собственный музей, в просторных залах которого собраны великолепные образцы скульптуры, посуды из майолики, полуфаянса и фарфора. Стенды музея раскрывают всю историю Гжельского керамического производства. Здесь представлены археологические находки, письменные исторические источники: пожелтевшие от времени архивные документы, фрагменты книг ХУ11-Х1Х вв., почётные дипломы и грамоты.

В 1999 г. гжельской творческой группой «Малахит» освоен выпуск юбилейного столового гарнитура, посвящённого третьему тысячелетию; напольной вазы «Роза»; оригинальной скульптуры А. С. Пушкина; рельефного панно, посвящённого Рождеству Христову; монументальной скульптуры Георгия Победоносца; монументального изделия «Пасхальная пирамида». С 1995 по 2000 гг. гжельские мастера со своими изделиями принимали участие в международных выставках в Бельгии, Германии, Франции, Польше, Голландии, Австрии. Гжель поставляет свою продукцию в страны Западной Европы, Скандинавии, США, Японии. Идёт освоение рынка Юго-Восточной Азии. Гжельский художественный полуфаянс, выросший из подмосковного промысла, продолжает творить прочную славу русской керамики.

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.