Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ-КЕРАМИСТОВ В ГЖЕЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ-КЕРАМИСТОВ В ГЖЕЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Гжель / Гжельский государственный университет / подготовка художников / художественно-промышленное образование / декоративно-прикладное искусство / народное искусство.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канюк А.С., Первозванская О.А., Русович-Югай Н.С.

В статье представлен анализ образовательного процесса подготовки художников-керамистов в Гжельском государственном университете по направлению Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата и магистратуры), профиль «художественная керамика». Дана краткая историческая справка образования учебного заведения, развития художественно-промышленного образования в нем. Авторы статьи подчеркивают значение разработанных в ГГУ дисциплин («Декоративная живопись», «Декоративная пластика») в процессе подготовки художников-керамистов. Так же, по мнению авторов, важным компонентом в подготовке художника является воспитательная работа, формирование чувства патриотизма, любви к Родине, участие в социально значимых проектах, которые способствуют эмоциональной зрелости обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канюк А.С., Первозванская О.А., Русович-Югай Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ-КЕРАМИСТОВ В ГЖЕЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

КАНЮК Алексей Сергеевич,

доктор педагогических наук, доцент, профессор РАО, проректор по научной, образовательной деятельности и молодежной политике ФГБОУ ВО «Гжельский государственный

университет», e-mail: gzhelnauka@mail.ru

ПЕРВОЗВАНСКАЯ Ольга Антоновна,

старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного

искусства и дизайна ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет»,

e-mail: pervozvanskaja@gmail.com

РУСОВИЧ-ЮГАЙ Нам Сун,

кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой декоративно-прикладного искусства и дизайна ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет»,

e-mail: nama7@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ-КЕРАМИСТОВ В ГЖЕЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация. В статье представлен анализ образовательного процесса подготовки художников-керамистов в Гжельском государственном университете по направлению Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата и магистратуры), профиль «художественная керамика». Дана краткая историческая справка образования учебного заведения, развития художественно-промышленного образования в нем. Авторы статьи подчеркивают значение разработанных в ГГУ дисциплин («Декоративная живопись», «Декоративная пластика») в процессе подготовки художников-керамистов. Так же, по мнению авторов, важным компонентом в подготовке художника является воспитательная работа, формирование чувства патриотизма, любви к Родине, участие в социально значимых проектах, которые способствуют эмоциональной зрелости обучающихся.

Ключевые слова: Гжель, Гжельский государственный университет, подготовка художников, художественно-промышленное образование, декоративно-прикладное искусство, народное искусство.

KANYUK Alexey Sergeevich,

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of RAO, Vice-Rector for Scientific, Educational Activities and Youth Policy, Gzhel State University

PERVOZVANSKAYA Olga Antonovna,

Senior Lecturer of the Department of Decorative and Applied

Arts and Design, Gzhel State University

RUSOVICH-YUGAI Nam Sun,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Decorative and Applied Arts and Design,

Gzhel State University

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-4-303-307 NIION: 2018-0076-4/22-628 MOSURED: 77/27-023-2022-4-827

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL TRAINING OF CERAMISTS AT GZHEL STATE UNIVERSITY

Annotation. The article analyzes the educational process of training ceramics artists at Gzhel State University in the field of Decorative and Applied Arts and Folk Crafts (Bachelor's and Master's levels), profile "Artistic Ceramics". The article gives a brief historical overview of the formation of this educational institution and the development of art and industry education in it. The authors emphasize the importance of subjects ("Decorative Painting", "Decorative Plastics") developed at GSU in the process of training ceramic artists. Also, according to the authors, an important component in the training of an artist is educational work, fostering a sense of patriotism, love of country, participation in socially important projects, which contribute to the emotional maturity of students.

Key words: Gzhel, Gzhel State University, training artists, art and industrial education, decorative and applied art, folk art.

Гжель - уникальная местность недалеко от Москвы. С давних времен благодаря залежам глин и способностям местных жителей к ремеслу здесь развивалось керамическое искусство. Гжельский народный керамический промысел переживал расцветы и спады производства, но в то же время он удивляет разнообразием типов керамики, которые изготавливались здесь в разное время. Среди видов керамики - майолика, фаянс, фарфор и др. Именно одаренность и талантливость местных жителей, их успехи в производстве керамики послужили поводом для того, чтобы в 1899 г. в центре гжельской местности, селе Речицы, был открыт филиал Строгановского Императорского Технического Училища.

Именно эта дата станет началом художественно-промышленного образования в гжельской местности, а данное учебное заведение заложило основы будущего профессионального обучения художников-керамистов в данном регионе. Училище в Гжели претерпело несколько преобразований. Это связано с историческими событиями (революция, первая мировая война и др.). С 1918 г. филиал училища получил название Гжельская керамическая школа, в 1931 г. - Гжельский керамический техникум, с 2002 г. здесь был открыт Гжельский художественно-промышленный институт, с 2015 г. - Гжельский государственный университет [2].

История учебного заведения исследована в работах Б.В. Илькевича, В.В. Никонова, также вопросам обучения посвящены работы П.И. Исаева. Все эти труды помогают восстановить исторические события, узнать о личностях, которые совершили серьезный вклад в развитие художественного образования в Гжели. Стоит заметить, что Гжельский государственный университет продолжает традиции обучения, ориентируясь на высокие идеалы преподавания искусства. Здесь в стенах учебного заведения готовятся специалисты различных направлений, однако самым глав-

ным является Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профиль - «художественная керамика».

Еще в XIX в. было сформулировано значение профессионального образования для регионов, где существуют народные промыслы. Это необходимо для поддержания традиций, развития производств и улучшения художественного уровня произведений. Выпускники гжельской школы развивали технологическое направление производства керамики и художественное ремесло.

Рассмотрим основные особенности подготовки бакалавров и магистров в Гжельском государственном университете, обучающихся по направлению Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. На всех уровнях образование представляет собой сбалансированную систему учебной, научной и воспитательной деятельности. Учебный процесс направлен на освоение студентами различных компетенций. Согласно компетентностному подходу компетенция - это «знание в действии», «интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность» [1, с. 25, 26]. Так характеризует это понятие исследователь Э. Зеер. Данное понимание является общим для системы образования в России.

Этот же подход осуществляется и при подготовке художников декоративно-прикладного искусства. Содержание обучения наполнено различными методами и формами, которые помогают сформировать комплекс знаний, умений и навыков, и позволяют еще на этапе обучения понять профессию, глубоко и всесторонне рассмотреть сферу, в которой в будущем студенту предстоит проявить себя. Для бакалавров предполагается освоение художественной, проектной и педагогической деятельности, и в вузе успешно решаются задачи по развитию способностей студентов в этих направлениях.

Художники, освоившие программу бакалавриата, могут выполнять различные типы художе-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

ственных работ. Изучение основных академических дисциплин («Рисунок», «Живопись», «Скульптура») является основой для профессионализма, позволяет развивать способности в русле классического искусства, дает возможность заниматься не только керамикой, но и в течение профессиональной деятельности развиваться в изобразительном искусстве в целом. Изучение философии, истории, истории искусства позволяет заложить основы научного образа мышления, развивать способности к анализу материала, систематизации знаний.

Круг дисциплин социального значения («Психология», «Педагогика», «Социология» и многие другие) дает возможность художнику декоративно-прикладного искусства участвовать в жизни общества, понимать закономерности развития социума. Так же это дает возможность подготовить художников к педагогической деятельности, ведь, как известно, передача опыта другим поколениям есть важное звено развития искусства. Кроме обязательных дисциплин, определяемых ФГОС, в вузе имеется ряд дисциплин, разработанных с учетом регионального компонента. В Гжельском государственном университете изучается история декоративно-прикладного искусства, история гжельского промысла, основы искусства церкви.

Чтобы художник-керамист владел своей профессией и умел решать различные задачи по созданию произведений из керамики, происходит обучение по узко направленным дисциплинам. Например, «Декоративная живопись», где студенты осваивают техники живописного изображения с переработкой и стилизацией образов. Другая интересная дисциплина - «Декоративная пластика», которая предполагает создание скульптурных произведений декоративного характера. Это могут быть рельефы и круглая скульптура. Знания, полученные в процессе выполнения учебных заданий, позволяют будущим художникам декоративно-прикладного искусства оценить возможности декоративного метода, основанного на стилизации и творческой переработке образов. Проникновение в суть декоративных искусств в цвете и пластике позволяет найти наиболее выразительные приемы для передачи идеи непосредственно при изготовлении изделий.

Как известно, художник, работающий с керамикой, должен быть одновременно и скульптором, и живописцем, прекрасно знать технологию производства и вместе с тем ориентироваться в истории искусства [3]. Такая разносторонняя подготовка присуща всем направлениям декоративно-прикладного искусства. Один из важнейших факторов в обучении художников-керамистов -

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

изучение принципов работы с керамикой. В колледже ГГУ готовят технологов керамических изделий.

Наличие производственной базы, лабораторий и преподавателей, имеющих большой опыт работы на производствах керамики различного типа, положительно сказывается и на обучении технологии студентов художественного направления. Студенты изучают «Материаловедение и технологию» - дисциплину, которая дает представления об основных химических, физических процессах и закономерностях, происходящих в процессе изготовления керамики различных типов. Изучение этих материалов открывает художникам возможности для творческих экспериментов, основанных на знаниях.

Одна из важнейших дисциплин - «Основы производственного мастерства», ее дополняют такие предметы, как «Моделирование и конструирование», «Декорирование керамики». За время обучения удается выполнить множество изделий различной сложности, размеров, из разнообразных керамических материалов. Особое внимание уделяется изучению процесса декорирования изделий. Среди вариантов декора керамики на протяжении всего обучения студенты осваивают традиционную гжельскую роспись. Это необходимо для поддержания промысла, для развития уважения и любви к традициям русской керамики.

Следует отметить, что гжельская керамика очень разнообразна по видам материала и по декорированию. Изначально гжельская керамика была гончарной. Изготавливались изделия для повседневной жизни. Это позволяло ремесленникам справляться с трудностями жизни и проблемой неплодородной земли в этой местности. С развитием керамической технологии в гжельской местности последовательно сменяли друг друга: майолика (изделия из легкоплавких глин с белой эмалью и четырехцветной росписью), полуфаянс (изделия со светлым черепком и монохромной синей или коричневой росписью), фаянс (изделия часто выполнялись с печатным изображением), фарфор (в XIX в. фарфор производился с цветной надглазурной росписью; в XX в. фарфоровое производство налажено для выпуска изделий с кобальтовой росписью). Как видно из этого перечня, для освоения керамического искусства все эти периоды и опыт гжельской керамики является уникальными.

В университете стараются уделить внимание всем периодам и видам керамики, характерным для гжельского промысла. Разнообразие техник позволяет студентам выбирать для каждого произведения наиболее удачный материал и вид декора. На защитах выпускных квалификацион-

ных работ это разнообразие керамических технологий в совокупности с разными типами изделий (сервизы для чая и кофе, скульптурные композиции, часы, комплекты ваз, крупные скульптурные произведения и многое другое) создают особую выставочную атмосферу и показывают возможности промысла и керамического искусства в целом.

Для успешного выполнения выпускной квалификационной работы и для освоения искусства керамики студенты на занятиях по мастерству керамики учатся расписывать изделия, готовить модели из гипса и снимать с них формы, изготавливать скульптурные и объемно-пространственные композиции методом лепки, отливать изделия из жидкой массы (шликер). Последовательность изучения процессов, практика в учебно-производственных мастерских позволяют в конце выполнить дипломную работу на высоком уровне мастерства.

Однако для создания произведения мало только уметь работать с керамикой. Во времена, когда было осознано значение гжельской керамики и потенциал промысла, тогда же были сформулированы основные принципы развития этого искусства. Как уже упоминалось, гжельцы обладали способностями к искусству, что проявилось в их замечательных произведениях, дошедших до наших дней. Однако отсутствие знания закономерностей проектирования изделия и другие знания в области искусства сказывались на общем уровне художественных произведений. Именно это обусловило открытие здесь учебного заведения, где с самого начала большое внимание уделялось разработке изделий.

В современном курсе подготовки художников-керамистов одной из важнейших дисциплин является «Проектирование». Освоение этой дисциплины позволяет разрабатывать разнообразные типы изделий, находить гармоничные формы, связывать декор с формой, создавать оригинальные решения и показывать свои идеи и вдохновение в форме, понятной для других специалистов.

Комплекс учебных дисциплин неразрывно связан с воспитательной работой, которая предполагает развитие чувства ответственности, уважения к людям, патриотизма и других основополагающих для личности качеств. Это осуществляется за счет проведения различных акций помощи людям, волонтерской деятельности, экскурсий по местам, связанными с историей и религией, мероприятий, где студенты развивают свою гражданскую ответственность и становятся более зрелыми во взгляде на мир. Для художника очень важно получить не только сухие знания и умение рисовать, но и научиться видеть мир, чувствовать людей. Именно тонкое восприятие отличает художника. Эта восприимчивость должна стано-

виться основой для художественных произведений и выразительных художественных образов.

Уникальность профессии художника-керамиста заключается в совмещении очень разнообразных направлений деятельности. Среди них важное значение имеет научная деятельность. Студенты пишут статьи о вопросах теории искусства, истории керамики, технологических аспектах изготовления художественной керамики. Все это становится предпосылками для серьезного научного исследования в процессе обучения в магистратуре и аспирантуре.

Поднимаясь на образовательную ступень выше, художники имеют возможность дополнить свои практические навыки способностями к исследованию, всестороннему анализу. Уровень магистратуры позволяет освоить профессию как творческую, научную, проектную и педагогическую деятельность. Во время обучения в магистратуре проводится серьезная работа, которая выражается в ряде статей и керамических изделиях различных типов и техник по выбранной теме.

Процесс обучения завершается выполнением магистерской диссертации. Форма обучения, при которой магистр имеет возможность работать с одной большой темой, является эффективной и позволяет добиться высоких результатов исследования и творчества. Среди исследований есть те, которые обращаются к истории промысла и воссоздают на посудных и декоративных изделиях прекрасные образы Гжели в виде сине-белых цветов и птиц, полихром-ных пейзажей и букетов.

Гжель весьма богата образами, они будут вдохновлять еще много поколений керамистов. Кроме этого появляются совершенно другие темы: этнические композиции, анималистика, отражение современности и проблем общества. Все работы выполняются под руководством преподавателей, но с большой самостоятельностью студентов. Это позволяет научиться принимать решения, прорабатывать план действий, разрабатывать методы улучшения работы.

В данной работе осуществлена попытка кратко охарактеризовать опыт подготовки художников-керамистов в Гжельском государственном университете. Как и каждое учебное заведение, он имеет свою историю и традиции обучения, но также открыт к новым тенденциям, взаимодействию с другими университетами, в т.ч. иностранными. Это успешно осуществляется за счет программы студенческого обмена, обучения иностранных студентов, проведения мастер-классов, выставок, фестивалей и творческих встреч. Каждое такое взаимодействие обогащает опыт, дает новые идеи.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

Список литературы:

[1] Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.

[2] Илькевич Б.В., Никонов В.В. Художественно-промышленное образование в Гжели: дореволюционный период. - М.: Изд-во «Прометей», 2012. - 100 с.

[3] Федорова З.С., Мусина Р.Р. История художественной керамики. - М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2010. - 359 с.

Spisok literatury:

[1] Zeer E. Kompetentnostnyj podhod k mod-ernizacii professional'nogo obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2005. - № 4. - S. 23-30.

[2] Il'kevich B.V., Nikonov V.V. Hudozhestven-no-promyshlennoe obrazovanie v Gzheli: dorevoly-ucionnyj period. - M.: Izd-vo «Prometej», 2012. -100 s.

[3] Fedorova Z.S., Musina R.R. Istoriya hudozhestvennoj keramiki. - M.: MGHPA im. S.G. Stroganova, 2010. - 359 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.