Научная статья на тему 'Советский фарфор второй половины XX века в собрании Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова'

Советский фарфор второй половины XX века в собрании Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
828
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРФОР / КРАСНОЯРСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМ. В.И. СУРИКОВА / ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА / ДМИТРОВСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД / ДУЛЁВСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД / ГЖЕЛЬ / ХАЙТИНСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД / АРТЁМОВСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД / AM. ТКАЧЁВ / В. С. ПАВЛЕНКО / М.М. ГАРАЕВ / PORCELAIN / KRASNOYARSK ART MUSEUM NAMED AFTER V SURIKOV / LENINGRAD PORCELAIN FACTORY / DULEVO PORCELAIN FACTORY / DMITROV PORCELAIN FACTORY / GZHEL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ковалинская Виктория Юрьевна

Собрание советского фарфора Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова представлено изделиями второй половины XX века. В фондах музея хранятся произведения трёх крупнейших и широко известных фарфоровых заводов России: Ленинградского, Дмитровского и Дулёвского; предприятий Сибири и Дальнего Востока - Хайтинского и Артёмовского фарфоровых заводов, а также изделия гжельского промысла и красноярских художников-керамистов. В данной статье впервые предпринята попытка описания этой коллекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOVIET PORCELAIN OF THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY IN THE KRASNOYARSK ART MUSEUM NAMED AFTER V. I. SURIKOV

The collection of the Soviet porcelain in the Krasnoyarsk Art Museum named after V I. Surikov includes works of the second half of the XX century. The museum fund houses the works of the three largest and most famous Russian porcelain factories such as Leningrad, Dulevo and Dmitrov factories. The collection also includes the items made in the factories of Siberia and the Russian Far East, such as Haitinsky and Artem porcelain factories, as well as the works of Gzhel and Krasnoyarsk ceramists. This collection is described in the article for the first time.

Текст научной работы на тему «Советский фарфор второй половины XX века в собрании Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова»

УДК 666.51

В. Ю. Ковалинская

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова Красноярск, Россия

СОВЕТСКИМ ФАРФОР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА В СОБРАНИИ КРАСНОЯРСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ В.И. СУРИКОВА

Собрание советского фарфора Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова представлено изделиями второй половины XX века. В фондах музея хранятся произведения трёх крупнейших и широко известных фарфоровых заводов России: Ленинградского, Дмитровского и Дулёвского; предприятий Сибири и Дальнего Востока - Хайтинского и Артёмов-ского фарфоровых заводов, а также изделия гжельского промысла и красноярских художников-керамистов. В данной статье впервые предпринята попытка описания этой коллекции.

Ключевые слова: фарфор; Красноярский художественный музей им. В.Р1. Сурикова; Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова; Дмитровский фарфоровый завод; Дулёвский фарфоровый завод; Гжель; Хайтинский фарфоровый завод; Артёмовский фарфоровый завод; A.M. Ткачёв; B.C. Павленко; М.М. Тараев.

Рис. 1.

Е.П. Смирнов. Дружба народов. Ваза. Середина XX века. Фарфор, надглазурная роспись, позолота. 28,9x18,9

Красноярский

художественный

музей им. В. И. Сурикова

В коллекции Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова хранится более 450 изделий из фарфора Х1Х-ХХ веков, включая русские, европейские и китайские. Однако основная часть произведений относится к советскому времени второй половины XX века. Связано это с тем, что собрание фарфора в музее начало формироваться с конца 1950-х годов.

Первое крупное поступление предметов произошло в 1958 г., в год открытия музея, тогда называвшегося «Красноярская художественная галерея». Это были изделия Дулёвского и Дмитровского фар-

форовых заводов. В 1964 г. в фонды поступили произведения гжельского промысла и несколько сервизов и других изделий Ленинградского фарфорового завода. В 1970-х годах собрание музея пополнилось фарфоровыми произведениями первого красноярского профессионального керамиста A.M. Ткачёва, а немного ранее, в 1961-62 гг., в музее появились три скульптуры украинца B.C. Павленко, некоторое время жившего в Красноярске. Следующее большое поступление предметов случилось в 1983 году, и в это же время галерея стала именоваться художественным

музеем. Коллекция пополнилась произведениями Ленинградского, Хайтинского, Артёмовского фарфоровых заводов, Гжели, сервизом М.М. Тараева, изделиями русских частных заводов XIX в. В 1984 г. в салоне-выставке №1 г. Ленинграда были закуплены русские и европейские изделия XIX - начала XX века. В 1990 г. музей приобрёл несколько произведений непосредственно от художников Ленинградского фарфорового завода. Это декоративные тарелки Т.В. Афанасьевой и Л.И. Григорьевой, сервиз Л.Р. Афанасьевой, две вазы О.М. Матвеевой, мелкая пластика и чайный комплект Г.Д. Шуляк и скульптура Э.И. Еропкиной. В 2000-х в музей поступили китайские вазы XX века, а также фарфоровые композиции красноярских керамистов Н.Е. Мещеряковой и Е.А. Красновой. Таким образом, основная часть предметов была передана в музейную коллекцию через Министерство культуры и Художественный фонд РСФСР, часть куплена в антикварных салонах, несколько приобретены у самих авторов. Коллекция музея продолжает пополняться фарфоровыми произведениями, в том числе созданными уже XXI веке.

В настоящее время музейное собрание советского фарфора включает изделия крупнейших и широко известных фарфоровых заводов России: Ленинградского, Дмитровского, Дулёвского; предприятий Сибири и Дальнего Востока: Хайтинского и Артёмовского фарфоровых заводов, а также произведения гжельского промысла и красноярских художников-керамистов. В целом эти изделия дают представление об основных особенностях развития советского фарфорового искусства во второй половине XX века.

Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова

Часть музейной коллекции советского фарфора составляют произведения художников и скульпторов Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова. Это

был первый фарфоровый завод в России, основанный в 1744 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны. До революции 1917 г. он именовался Императорским фарфоровым заводом, и с 2005 г. вновь используется это название. Изделия завода обладают высоким художественным качеством, благодаря этому он остаётся одним из ведущих предприятий по выпуску фарфора до настоящего времени.

Во второй половине XX века, после перерыва во время Великой Отечественной войны, Ленинградский фарфоровый завод вернулся к выпуску художественного фарфора. На предприятии продолжили свою работу мастера, ставшие частью заводского коллектива ещё в довоенное время. Среди них - Алексей Викторович Воробьевский, заслуженный художник РСФСР. Он был «большим поклонником восточной миниатюры» [4, с. 98], которая оказала большое влияние на его творчество. Росписи A.B. Воробьевского всегда очень подробные, со множеством мелких деталей, обладающие повышенной декоративностью, - всё направлено на создание яркого, запоминающегося образа в духе Востока. Такова его роспись кружки «Молоко» (1960-е гг.)1 из собрания Красноярского художественного музея. Модель изделия в виде головы девушки в национальном уборе была выполнена скульптором Н.Я. Данько ещё в 1919 г.

Для изделий Ленинградского фарфорового завода второй половины XX века ха-

Рис. 2.

Т.Н. Беспалова-Михалёва. Певчие птицы. Сервиз. 1961. Фарфору над глазурная роспись, позолота. 9 предметов (кофейник, сахарница, 2 чашки, 2 блюдца, 2 тарелки, ваза)

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова

Рис. 3.

Э.И. Еропкина. Перед зеркалом. Скульптура. 1980-е. Фарфору над глазурная роспись, позолота. 22,4x9,7x14

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова

рактерна преемственность традиций раннего советского фарфора. К агитационному фарфору 1920-х годов художники чаще всего обращаются при создании юбилейных ваз, тарелок, сервизов, посвященных значимым событиям из жизни страны или известным людям. В собрании Красноярского художественного музея хранятся три больших декоративных блюда (1981) художницы Серафимы Петровны Богдановой, созданные к 20-летию первого полёта Ю.А. Гагарина в космос 12 апреля 1961 г. В зеркалах тарелок - портрет знаменитого космонавта, а также изображения ракеты и космической станции. По борту расположены крупные, бросающиеся в глаза надписи: «Овладение космосом служит науке, прогрессу, миру», «Труд, созидание, мужество открыли дорогу в космос», «Слава пионеру космоса

Юрию Гагарину 1961». Такие лозунги, в соответствии с традициями агитационного фарфора, играют активную роль наряду с изображением. Надписи на бортах двух тарелок, с портретом Ю.А. Гагарина и станцией, дополнены изображением лавровых листьев - символом славы и почёта. Совсем по-другому выглядит борт третьего блюда: на нём видны знаки зодиака в виде людей и животных. Роспись монохромная - это кобальт глубокого насыщенного цвета, дополненный позолотой.

Супрематический фарфор, созданный Н.М. Суетиным, И.Г. Чашником, К.С. Малевичем в 1920-х годах, также нашёл своё переосмысление в творчестве ленинградских фарфористов второй половины XX века. Интересно сравнить два чайных сервиза из собрания Красноярского художественного музея: «Закат южный» (другое авторское название - «Закат на море») (1961) Ларисы Ивановны Григорьевой и «Балтийская гамма» (1962) Нины Павловны Славиной, главного художника завода в 1978-1985 гг. У сервизов одинаковая форма, разработанная заслуженным художником РСФСР Эдуардом Михайловичем Криммером. Роспись, охватывающая всю поверхность предметов, построена на сочетании протяжённых ломаных или изогнутых полос, геометрических элементов, отдельных мазков кисти, близка традициям супрематизма. В отличие от раннего супрематического фарфора, в этих изделиях композиция более свободна, а роспись живописна. Разная цветовая гамма создаёт в каждом сервизе своё настроение: в «Закате южном» использованы тёплые яркие цвета, характерные для летнего морского побережья, в «Балтийской гамме» приглушённые серо-чёрно-бежевые тона напоминают скорее пасмурный осенний день. Таким образом, представленные произведения трёх художников являют собой замечательные примеры переосмысления наследия раннего советского фарфора во второй половине XX века.

В коллекции Красноярского художественного музея представлено ещё два

сервизных ансамбля Ленинградского фарфорового завода. Декоративное оформление сервиза «Певчие птицы» (1961) Тамары Николаевны Беспаловой-Михалёвой, с 1954 г. исполнявшей обязанности главного художника, отвечает направлению развития фарфорового искусства 1960-х гг., когда роспись занимает только часть поверхности предметов, а «акцент делается на ярком цветовом пятне, подчёркивающем конструкцию формы и белизну материала» [5, с. 113]. Больше всего Тамара Николаевна любила изображать розы, которые распустились на данном сервизе в созвучии с изображением птиц (рис. 2). Колорит росписи лаконичен: это сочетание ярких розовых роз с серыми и голубыми, птицы тоже выполнены серым цветом, рисунок дополнен зеленью и позолотой. В целом разбелённые, полупрозрачные краски напоминают акварель.

Совсем иная роспись у сервиза «Цветы красные» (1975) Любови Родионовны Афанасьевой, созданная уже в следующем десятилетии, в 1970-х годах, когда художники вновь обратились к богатому украшению изделий. Роспись целиком покрывает предметы сервиза и построена на цветовом контрасте: крытьё насыщенного тёмно-зелёного цвета противопоставляется букетам из красных цветов, написанным в квадратных резервах. Однако роспись не выглядит строгой: зелёно-золотые листья частично выходят за рамки резервов, создавая нарядный, праздничный облик сервиза.

Скульптура Ленинградского фарфорового завода представлена в коллекции музея несколькими именами. Эльвира Игоревна Еропкина пришла в художественную лабораторию в 1972 г. и впоследствии стала ведущим скульптором, а в 1978 г. была принята в члены Союза художников. В 1988 г. она проходила стажировку на Майсенском фарфоровом заводе в Германии. С 1993 г. жила в Иерусалиме. В своём творчестве Э.И. Еропкина обращается к темам театра, повседневности, литературным сюжетам. В фондах музея хранится одна из её жанровых скульптур - «Перед зеркалом» (рис.

3). Скульптура изображает девушку, сидящую на стуле и смотрящуюся в ручное зеркальце, которое она держит левой рукой, а правую отвела за голову. Отличительная особенность малой пластики Э.И. Еропкиной - в динамичности форм и неповторимом полихромном декоре, истоки которого можно проследить в творчестве A.B. Щеко-тихиной-Потоцкой и A.B. Воробьевского [7, с. 14]. Э.И. Еропкина в росписи скульптуры играет на контрастах и сочетает множество оттенков ярких красок, создавая поистине праздничную, радостно-эмоциональную атмосферу. Скульптура девушки с зеркалом будто живая - художнице точно удалось передать особенности её позы. Эти черты присущи и другим фарфоровым произведениям Э.И. Еропкиной, создающим её неповторимый авторский почерк. В коллекции Государственного Эрмитажа находится аналогичная скульптура девушки с зеркалом, но с другим цветовым решением.

Тема спорта, остающаяся важной для советского государства и во второй половине XX века, представлена в коллекции музея единственной скульптурой вратаря -хоккеиста (1950-1960-е), модель которой выполнила Ирина Николаевна Никонова, а роспись - Елизавета Николаевна Лупанова. Художница для росписи использует всего два цвета - чёрный и красный, но вместе они создают выразительный облик спортсмена.

В коллекции музея хранится скульптура «Юный A.C. Пушкин» (1960-е), выполненная по модели Софьи Борисовны Велиховой. Юноша изображён в момент творчества сидящим за круглым столом и записывающим пером новое стихотворение. Скульптура создана из глазурованного белого фарфора, и только детали стола, табурета, писчие принадлежности: бумага, перо, чернильница - украшены позолотой. Несмотря на такую лаконичную роспись, облик поэта сразу узнаваем.

Анималистическая скульптура представлена двумя произведениями: «Сорока» Бориса Яковлевича Воробьёва (роспись И.И. Ризнича) и «Чайка» Павла Павловича

Рис. 4.

О.М. Матвеева. Белая ночь. Декоративная тарелка. 1988. Фарфор>, подглазур-ная роспись. Диаметр 23,8 Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова

Рис. 5.

П.Е. Смирнов. Рассвет. Сервиз. 1982. Фарфор, надглазурная роспись, позолота. 9 предметов (чайник, сливочник, сахарница:, чашка, 2 блюдца, блюдо, подсвечник, ваза)

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова

Веселова (роспись В.М. Жбанова). Образы выполнены реалистично, отражая характерные позы и естественную окраску оперения птиц. Но если «Сорока» полна внутреннего движения, изображена кричащей, с открытым клювом и поднятым вверх хвостом, то «Чайка» спокойна и статична.

Художник по росписи фарфора и скульптор Галина Дмитриевна Шуляк работает на Ленинградском фарфоровом заводе (с 2005 г. - Императорский) с 1976 г. по настоящее время. В 2010 г. она получила звание «Заслуженный художник РФ», создав множество авторских тиражируемых работ и внеся свой

вклад в развитие декоративно-прикладного искусства. В скульптуре «Прогулка с плеером» (1988) она обращается к современности. Молодые люди - парень и девушка -вышли на прогулку, юноша слушает музыку через плеер, прикреплённый к его поясу. Обращает на себя внимание короткая стрижка девушки, а также одежда людей, соответствующая моде 1980-х годов. Фигуры расположены на подставке. Скульптура является частью большой декоративной композиции «Салют»2, созданной художницей под впечатлением от реальной жизни к 70-летию Октябрьской революции.

Помимо скульптуры в коллекции музея представлен также комплект для чая «Парус» (1989) с росписью Г.Д. Шуляк. Чашка украшена полихромной росписью с изображением парусника. Роспись двух блюдец кобальтовой краской в виде концентрических кругов имитирует морские воды, а на третьем блюдце присутствуют золотые звезды на синем фоне, создавая иллюзию ночного неба. Декор чайного комплекта имеет сходство с росписью сервиза «Арго» из коллекции Государственного Эрмитажа, автором и исполнителем которого также является Г.Д. Шуляк [2, с. 677]. Название сервиза - отсылка к легенде о греческом герое Ясоне, который на корабле «Арго» отправился в плавание к берегам Колхиды в поисках Золотого руна. На основании этого можно заключить, что на чашке из чайного комплекта представлен один из авторских вариантов изображения легендарного корабля аргонавтов.

Город, в котором жили и трудились художники Ленинградского фарфорового завода, неоднократно вдохновлял их на создание изделий с городской тематикой. Образ Ленинграда воплотился в нескольких произведениях члена Союза художников СССР Ольги Михайловны Матвеевой: ваза «Над Невой» (1985), декоративная тарелка «Белая ночь» (1988) и скульптура «Нева» (1991). На вазе художница изобразила решётку одного из мостов Ленинграда. В декоративной тарелке (рис. 4) набережная реки и мост с кованой оградой - типичный образ улиц города

на Неве. Борт её украшен орнаментом, напоминающим гротеск эпохи Возрождения или, может быть, рельефные украшения фасадов домов Ленинграда. Роспись выполнена монохромно в коричневых тонах. Скульптура «Нева» создана из бисквита, подставка в виде колокола тонирована голубой краской. Река Нева представлена в образе девушки в длинном одеянии, сидящей на рыбе.

Еще одно произведение О.М. Матвеевой - ваза «Утренний туман» (1989) - своей блеклой синей цветовой гаммой и несколько «туманной», размытой росписью с изображением трав и паука, плетущего паутину, напоминает изделия датского фарфора рубежа XIX-XX веков стиля модерн. В декоративной тарелке «Осень» (1986) изображены пожухлые листья и осенние дары природы: персик, груша, яблоко, сливы. Сочетание подглазурной кобальтовой и надглазурной полихромной росписи придает изделию особую декоративность.

Татьяна Васильевна Афанасьева, ведущий художник, заслуженный художник РФ, почётный член Российской академии художеств, работает на Ленинградском фарфоровом заводе (с 2005 г. - Императорский) с 1975 г. по настоящее время. Декоративное блюдо «Мельница» (1989) представляет собой прекрасный пример её раннего творчества. Полихромная роспись: сельский пейзаж с полями, прудом, деревенскими домиками и мельницей - словно живописная картина, занимающая всю плоскость тарелки. Художница прекрасно передаёт настроение спокойного раннего утра или, наоборот, вечерней природы на закате солнца - точное время здесь сложно определить. Однако в использовании геометрических элементов для построения пейзажной композиции уже угадываются её будущие фантазийные росписи.

К пейзажной теме обращается также член Союза художников СССР Лариса Ивановна Григорьева в овальном блюде «Осень», в зеркале которого изображён парк с прудом и мостом. Роспись выполнена в традиционных осенних тонах: жёлтом, оранжевом, ко-

ричневом и чёрном. Условность и обобщение применяются в качестве живописного приёма и делают роспись похожей на акварельную.

Цветочная роспись чайного комплекта «Подарочный» (1960-е) Л.И. Григорьевой очень своеобразна. Композиция построена на сочетании локальных цветовых пятен. А чтобы придать большую оригинальность

декору, художница применяет технику, использующуюся в графическом искусстве: она процарапывает надглазурную краску, создавая множество штрихов.

В собрании музея находится чайный комплект с самой известной росписью Ленинградского фарфорового завода, став-

Рис. 6.

О.М. Богданова. Малахитовая шкатулка. Скульптура. 1950-е. Фарфор, надглазур-ная роспись, позолота, люстр 21x15,5

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова

шей её символом, - «Кобальтовой сеткой». В послевоенные годы художник Ленинградского фарфорового завода Анна Адамовна Яцкевич создала роспись, в которой синие линии, выполненные подглазурной краской - кобальтом, образуют сетчатый орнамент, а золотые звёздочки скрепляют между собой части сетки. Считается, что эта роспись явилась творческим переосмыслением декора «Собственного» сервиза императрицы Елизаветы Петровны, созданного в середине XVIII века и выполненного в пурпурном колорите с цветами-незабудками на месте пересечения линий трельяжной сетки. Согласно другой версии, A.A. Яцкевич придумала свою роспись, глядя на заклеенные крест-накрест окна блокадного Ленинграда. Так или иначе, роспись «Кобальтовая сетка» в гармоничном сочетании с формами сервиза «Тюльпан», в основе которого - шар со слегка волнообразной поверхностью, напоминающей лепестки цветка (автор формы -заслуженный художник РСФСР Серафима Евгеньевна Яковлева), стала классической и не теряет своей актуальности уже более полувека.

Дмитровский фарфоровый завод

В коллекции Красноярского художественного музея хранятся изделия второго по времени появления в России фарфорового завода - Дмитровского, основанного в 1766 г. английским купцом Францем Яковлевичем Гарднером в селе Вербилки и ставшего первым русским частным заводом, производившим фарфор. В XIX веке продукция его считалась одной из лучших в России. В 1892 г. гарднеровский завод приобрёл Матвей Сидорович Кузнецов, и завод вошёл в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», где выпускал массовую продукцию.

Дальнейшее развитие предприятие получило уже в советское время. После 1917 г. завод стал именоваться по названию своего места расположения - Дмитровского уезда Московской губернии (существовал до 1929

г., сейчас это территория нескольких городских округов).

Чтобы соответствовать новой действительности, на заводе обновили росписи и формы изделий, которые во многом ещё повторяли декоративное оформление продукции кузнецовского периода в истории завода.

В 1937 г. на Дмитровском фарфоровом заводе была организована своя художественная лаборатория, куда вошли несколько мастеров, в том числе Евгений Петрович Смирнов, ставший впоследствии её руководителем. С 16 лет он трудился на заводе сначала гравёром, потом художником, с 1940 по 1980 гг. был главным художником предприятия. За время работы Е.П. Смирнов создал «свыше 500 оригинальных образцов оформления фарфора в самых различных техниках» [6, с. 179]. Среди них - роспись сервиза «Столовый» (1955), которая восходит к традициям оформления повседневных сервизов дореволюционного времени: цветы образуют орнамент вразброс, основная идея которого заключается в россыпи отдельных мелких цветочков или букетиков по всей поверхности изделия. Однако художник трактует традиционную роспись на современный лад: к цветочному украшению добавляет геометрический орнамент в виде ромбов. Другое произведение Е.П. Смирнова - ваза «Дружба народов» (рис. 1). В центре тулова с одной стороны изображена держащая в руках платок женщина на фоне цветочной композиции, с другой - женщина со снопом колосьев. Их фигуры окружены позолоченными колосьями и медальонами с изображением овощей и фруктов. На горле вазы расположен символ СССР - серп и молот, означающий единство рабочих и крестьян.

Для фарфоровых заводов нередка творческая преемственность поколений. Сын Е.П. Смирнова Пётр Евгеньевич продолжил дело своего отца. Он так же работал в художественной лаборатории, а в 1986-1991 гг. был главным художником предприятия.

В декоре сервиза «Рассвет» (1982) из собрания Красноярского художественного музея П.Е. Смирнов использует штрихи и цветовые пятна для изображения цветов и листьев, а также монохромный коричневый колорит с небольшим добавлением позолоты (рис. 5). Такое сочетание делает роспись созвучной искусству графики. Форма изделий сервиза также оригинальна. Тулова чайника, сливочника, сахарницы, вазы состоят из двух округлых объёмов, большего и меньшего, которые плавно переходят друг в друга. Их фигурные ручки, а также ручки чашки и подсвечника, напоминают крылья.

В 1957 г. в СССР отмечали 40-летие Октябрьской революции. Художники Дмитровского фарфорового завода выполнили несколько произведений, посвящённых этому событию. В фондах музея представлены два из них. Сервиз «Юбилейный» (1957) Клавдии Николаевны Паниковой украшен цветочной росписью, подчёркивающей белизну фарфора, а в центре тулова чайника в фигурном резерве имеется надпись «40 лет». Роспись вазы (1957) Александры Алексеевны Чекулиной представляет собой стилизованный растительный орнамент, выполненный в народном духе. В центре тулова овальный медальон с крупной цифрой «40», ниже - даты «1917-1957», а выше - изображение серпа и молота. Яркий колорит росписи в оранжево-жёлто-красных тонах и позолота придают вазе праздничный вид.

Скульптор (1967-1991) и главный художник Дмитровского завода (1991-1993), член Союза художников СССР Борис Ефимович Калита посвятил своё творчество созданию новых, необычных форм посудных изделий, которые часто сравнивают с архитектурой и мелкой пластикой. Его произведения - подлинно авторский фарфор: ни технология изготовления, ни само стремление художника к уникальности изделий не были предназначены для массового выпуска. В сервизе «Околица» (1989) из собрания музея формы предметов строгие, с чётко выверенными пропорциями, состо-

ящие из геометрических элементов: квадратов, прямоугольников, кругов, конусов. Сочетая изделия между собой, автор подходит к сервизу как архитектор, создавая гармоничный, законченный ансамбль. Сложные, художественно выразительные формы подчёркиваются лёгкой лаконичной росписью, в композицию которой активно включается белый цвет черепка фарфора, становящийся заснеженным полем. Вдохновляясь искусством авангарда и советским фарфором 1920-х гг., Б.Е. Калита творил свои сервизные ансамбли, находя тонкую грань между утилитарностью и декоративностью предметов.

До середины 1930-х гг. Дмитровский фарфоровый завод почти не выпускал произведений малой пластики, поскольку по экономическим причинам всё внимание было сосредоточено на выпуске массовой посуды. Однако с 1935 г., с приездом на завод С.М. Орлова, скульптура постепенно вновь вошла в ассортимент продукции этого предприятия.

Заслуженный художник РСФСР Дмитрий Владимирович Горлов всецело посвятил себя анималистическому жанру. В коллекции музея находится одно из его известных произведений - «Рысёнок» (1950-е). Скульптор, ученик художника-анималиста В.А. Ватаги-на, много времени посвятил изучению мира животных, особенностей их жизни и поведения, благодаря чему его фарфоровые изделия живо и точно изображают обитателей леса. «Рысёнок» - это наивно-детский образ молодого животного. Мягкие, пластичные формы, минимальное цветовое решение создают обобщённый и привлекательный облик представителя семейства кошачьих. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе скульптура была награждена Большой золотой медалью.

Танец - любимая тема скульптора, члена Союза художников СССР Ольги Сергеевны Артамоновой. За время работы в художественной лаборатории Дмитровского фарфорового завода она создала серию произведений малой пластики, посвящённую

Рис. 7.

Н.А. Малышева. Объяснение. Скульптура. 1976. Фарфор, подглазур-ная роспись. Высота 29

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова

национальным танцам и балету. В скульптуре «Уральский танец» (1950-е) О.С. Артамонова стремится раскрыть красоту и изящество движений девушки, а её одежда подчёркивает русский характер танца.

Дулёвский фарфоровый завод

В Красноярском художественном музее представлены изделия третьего завода, ведущего истоки из XIX века, - Дулёвско-го. Завод был основан в 1832 г. Терентием

Яковлевичем Кузнецовым, крестьянином из Гжели. До революции расцвет деятельности завода пришёлся на период управления им Матвеем Сидоровичем Кузнецовым, который создал «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова». В советское время предприятие продолжало успешно развиваться, выпуская как массовые, так и уникальные изделия.

Произведения Дулёвского фарфорового завода представлены в коллекции музея малой пластикой, чайными парами и сервизами.

Скульптура в основном демонстрирует произведения массового выпуска и достаточно разнообразна по тематике. Анималистический жанр представлен работами заслуженного художника РСФСР Алексея Георгиевича Сотникова. «Курица», одна из самых известных его скульптур, получила в 1958 г. Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе. Миниатюрными скульптурами овцы и ягнёнка он украшает крышку шкатулки (1956). Витой золотой узор в сочетании с кобальтовым фоном, которым декорировано это изделие, имитирует лазурит. Другая анималистическая скульптура - «Голубка» Павла Михайловича Кожина, также скульптора-анималиста, - выполнена обобщённо, с минимальным украшением: тонкие мазки золотой краски подчёркивают детали, подставка окрашена кобальтом.

Русские народные сказки представлены скульптурами «Гуси-лебеди» (1956) П.М. Кожина и «Снегурочка» (1950-е) Нины Александровны Малышевой. В первой из них ярко выражена динамика вытянутой вперёд шеи птицы и завитков вздымающихся волн, над которыми летит на лебеде мальчик. Во второй скульптуре также прослеживается движение в положении рук девушки, а наряд её, жёлтая шуба с узорами, покрыт сверху люстром, что усиливает декоративное звучание изделия.

Уральским сказам П.П. Бажова посвящены два произведения малой пластики. Скульптура «Каменный цветок» (1956) П.М. Кожина характеризуется богатством и красочностью росписи одежды Хозяйки Медной горы - русского сарафана и кокошника - и цветов у её ног. «Малахитовая шкатулка» (1950-е) Ольги Михайловны Богдановой изображает девушку Танюшку, примеряющую драгоценности и любующуюся собой в зеркале (рис. 6). Одежда её - традиционный крестьянский наряд: сарафан, белая рубашка с орнаментом-оберегом, кокошник.

Рис. 8.

З.В. Окулова.

Утушка.

Конфетница.

1979. Фарфор,

подглазурная

роспись.

12,7x20,5x9,3

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова

Справа от неё находится малахитовая шкатулка. Образ Танюшки полон юности и свежести. Есть у О.М. Богдановой и туалетный прибор-триптих (1955) по мотивам «Сказки о золотом петушке» A.C. Пушкина. Два флакона выполнены в виде Шемаханской царицы и Звездочёта, коробочка - в виде сидящего на троне царя Дадона. Роспись яркая и полихромная, как и подобает «сказочному» произведению. Триптих получил Бронзовую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г.

К жанровой скульптуре обращались многие мастера Дулёвского фарфорового завода. Во второй половине XX века они продолжают развивать темы, бытовавшие ещё в довоенное время. Изображение представителей народов СССР в фарфоре было одной из важных задач в советский период. В музейной коллекции наиболее ярко это

утверждение отражает скульптура «Украина» (1950-е) Асты Давыдовны Бржезицкой. В ней представлен образ спокойной, уверенной девушки в национальном костюме, стоящей среди подсолнухов. Скульптура входит в серию «Советские социалистические республики», где в женских образах нашли воплощение страны, входящие в состав СССР. Созданные А.Д. Бржезицкой, О.М. Богдановой, H.A. Малышевой и Г.Д. Чечулиной по государственному заказу произведения предназначались для одного из павильонов Выставки достижений народного хозяйства, проходившей в 1953-1954 гг. в Москве.

Кроме «Украины», в коллекции Красноярского художественного музея есть ещё две скульптуры, представляющие народы СССР. Образ девочки, разливающей чай, воплотился в «Узбечке» (1950-е) О.М. Богдановой. Эта работа в коллекциях других музеев

известна также под названием «Маленькая хозяйка». Трогательный образ матери, представительницы северного народа, поддерживающей рукой маленького ребёнка, сидящего на олене, запёчатлён в скульптуре «Север» (1950-е) H.A. Малышевой. Произведению присуждена Бронзовая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г.

Мотив сбора урожая берёт начало в 1930-х гг. и связан с развитием колхозов, поэтому для советского фарфора стал актуальным образ девушки, держащей в поднятых руках колосья. В скульптуре «Девушка со снопом» H.A. Малышевой этот образ решён очень просто и обобщённо, нижняя часть туловища скрыта длинной юбкой, что облегчает технологическое изготовление изделия, рассчитанного на массовый выпуск. Так же решены её скульптура «Девушка с самоваром» и «Хлеб-соль» (1955) А.Д. Бр-жезицкой, обращённые к русским крестьянским традициям.

В малой пластике нашли отражение актуальные для второй половины XX века события. Скульптура «Объяснение» (1976) H.A. Малышевой изображает беседующих мужчину и женщину, стоящих за круглым столиком, у их ног лежит собака в ошейнике с ме-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

далями (рис. 7). Вероятно, скульптура была создана по случаю возобновления строительства Байкало-Амурской магистрали в 1974 г., которое привлекло молодёжь из всех уголков СССР. Об этом можно судить по одежде мужчины: на безрукавке изображены индустриальные мотивы - плотины, заводы, мосты, вертолёт, а на куртке, переброшенной через плечо, имеется надпись «БАМ». В коллекции Калининградского областного музея изобразительных искусств находится такая же скульптура, но с другим названием: «Затянувшееся объяснение. Поедем на БАМ». На основании этого можно заключить, что в скульптуре из Красноярского художественного музея изображена сцена, когда молодой мужчина объясняет девушке, что собирается ехать на стройку, и приглашает её с собой.

К теме танца не раз обращались скульпторы в советское время. Свидетельство тому - многочисленные произведения, представляющие различные виды танцев. В коллекции музея это динамичный «Русский перепляс» (1955) А.Д. Бржезицкой. Более спокойные танцы представлены в скульптурах «Уральская кадриль» (1958) H.A. Малышевой, «Азербайджанский танец» (1950-е)

Рис. 9.

В.Н. Хазов,

Т.В. Хазова. Лоток.

1980-е. Фарфор,

подглазурная

роспись.

29,8x13,8

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова

О.М. Богдановой. А «Юная балерина» (1950) H.A. Малышевой - образ девочки, только готовящейся танцевать: она завязывает пуанты.

Скульптура украшает и бытовые изделия Дулёвского завода, в частности, крышки двух предметов из собрания музея. Образ девушки, смотрящейся в зеркало, воплотился в коробочке «Красавица» (1950-е) Галины Дмитриевны Чечулиной, а сказочный древнерусский город украшает шкатулку (1953) H.A. Малышевой.

Остальные изделия Дулёвского фарфорового завода представлены в фондах музея сервизами и чайными парами. Их объеди-

няет одна тема - изображение цветов, но каждый художник решает её по-своему.

Среди дулёвских мастеров одно из самых известных имён принадлежит заслуженному художнику РСФСР Петру Васильевичу Леонову. Более 40 лет - в 1932-1941 гг. и затем, после небольшого перерыва, в 19501982 гг. - он был главным художником завода. Создавая свои произведения, П.В. Леонов ориентировался на народные традиции, взяв от них самое лучшее: яркость и богатство красок, условность изображения, жизнерадостность. Его росписи часто покрывают всю поверхность изделий в соответствии с дулёвской традицией. Эти особенности

Рис. 10. A.M. Ткачёв. Сибирский лес. Декоративное блюдо. 1972. Фарфор, надглазур-ная роспись, позолота. Диаметр 34,5

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова

творчества П.В. Леонова отражают предметы из музейного собрания: декоративная тарелка с цветочной росписью, как в сервизе «Песня», и две чайные пары. Роспись первой пары восходит к знаменитому сервизу «Красавица», получившему Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. Форма этого сервиза, «Тюльпан», принадлежит художнице Ленинградского фарфорового завода Серафиме Евгеньевне Яковлевой. Декор другой чайной пары, с названием «Русский узор», повторяет роспись сервиза «Жар-птица». Декоративное оформление двух последних упомянутых сервизов было создано П.В. Леоновым еще в 1930-х годах, но предметы с такой росписью долго входили в ассортимент продукции завода, поэтому в музее представлены образцы 1950-х гг. Сервиз и отдельные чайные пары с росписью «Красавица» выпускаются и в настоящее время, став классическими для Дулёвского завода.

Иная по стилю роспись представлена в сервизах Владимира Климентьевича Ясне-цова, члена Союза художников СССР, заслуженного художника РФ. На его творческий почерк повлияли любовь к природе, а также рисунки китайского художника Ци Байши, которые он видел во время военной службы на Дальнем Востоке. В сервизе «Золотая ёлочка» (1957) роспись предельно лаконична, использованы всего три цвета: охра для ёлки, чёрный для веток и позолота. Роспись свободно располагается на изделиях, большую часть которых занимает простой белый фон. Что касается росписи второго сервиза, «Серебристый георгин» (1973), то она очень живописна. Художник сочетает различные оттенки кобальта, пишет размашисто, экспрессивно, делая центром композиции крупный цветок, а листья и стебли распределяя по оставшейся поверхности предметов. В.К. Яснецов всю творческую жизнь черпал вдохновение в природе, и потому его росписи - свободные, эмоциональные, радостные - так созвучны ей.

В своих росписях Вера Ивановна Тодор-ская, племянница писателя A.B. Перегудова,

придерживается сине-белой гаммы по аналогии с гжельском фарфором или голландским фаянсом XVII века. В вазе «Кобальтовые цветы» (1982) мазок кисти - широкий, уверенный, а тёмно-синий цвет краски придаёт росписи яркость и насыщенность.

Дулёвский фарфоровый завод известен цветочными росписями в народном духе, выполнявшимися быстрым лёгким широким мазком, - так называемыми «агашка-ми». В подобной манере создана роспись двух сервизов: «Петунии» (1954) Сергея Гуреевича Аникина и «Ромашки» (1956) Николая Михайловича Борисова. Цветы располагаются на чёрном фоне, полностью покрывающем изделия: сплошное крытьё -тоже особенность дулёвской росписи.

Более детальное изображение растений можно увидеть в чайных парах «Ежевика» (1950-е) Василия Васильевича Гуняева и «Папоротник» (1955) Сергея Епифановича Молоткова и сухарнице «Золотые птицы» (1955) Н.М. Борисова. В первом и втором случае детали ягод и листьев ясно обозначены золотыми контурами, в третьем изделии розы написаны в графической манере тонкими линиями, что уже подразумевает четкость изображения.

Живописную цветочную роспись находим в сухарнице «Последний букет» (1957) Валентина Александровича Городничева. Художник смешивает оттенки красок и использует светотень, чтобы придать объём и реалистичный вид изображению.

Гжельский фарфор

В коллекции Красноярского художественного музея хранится фарфор одного из старинных народных промыслов России - Гжели. Именно природные условия: наличие леса и глины, а также непригодность почвы для земледелия - способствовали развитию гончарства в местности недалеко от Москвы. С XVIII века в районе «гжельского куста», включающего несколько десятков деревень, местные мастера производили майолику, а в XIX веке освоили фаянс и фар-

фор. К началу XX века промысел постепенно пришёл в упадок, не выдержав конкуренции со стороны более крупных заводов. После революции 1917 г. гжельское производство было сосредоточено на выпуске технического фарфора и глиняных игрушек. И только со второй половины 1940-х гг., благодаря изучению гжельского наследия прошлых веков ученым-искусствоведом Александром Борисовичем Салтыковым и художницей, членом Союза художников Наталией Ивановной Бессарабовой, в Гжели начал постепенно восстанавливаться выпуск художественных изделий с росписью кобальтом по образцам сине-белого полуфаянса XIX века.

Н.И. Бессарабова внедрила множество новых вариантов традиционных гжельских росписей и форм в производство. Помимо посуды, художница занималась малой пластикой. В коллекции музея представлены три её скульптуры - «Птенчик», «Колхозница», изображающая девушку с лошадью, и «Жеребёнок». Роспись этих изделий - не подглазурный кобальт, ставший визитной карточкой Гжели, а полихромная, при этом основное звучание остаётся у белого цвета поверхности, а краски нанесены точечно, только в нескольких местах, и по минимуму использована позолота. Именно с анималистических скульптур Н.И. Бессарабовой началось возрождение традиционной гжельской малой пластики.

Художница не только сама создавала формы и росписи, но и обучала этому искусству других мастеров. В коллекции музея представлены изделия старшего поколения художников, учеников и соратников Наталии Ивановны.

Татьяна Сергеевна Дунашова, заслуженный художник РСФСР, член Союза художников, ветеран труда - потомственная ке-рамистка, с детства знакомая с промыслом. Фарфоровая шкатулка из фондов музея даёт представление о её творчестве. Художница любит пышные композиции, симметрию, цветы, которые она пишет без предварительных эскизов, доверяя руке и фантазии. В шкатулке пространство поверхности по-

делено на части, в которых чередуются изображения цветов и трельяжной сетки. В виде цветка выполнено и навершие крышки. Хотя роспись старается заполнить как можно больше поверхности изделия, всё же стремление к богатой орнаментальности не

противоречит одному из главных принципов гжельской росписи - полностью не закрывать черепок краской, оставляя возможность продемонстрировать белоснежную поверхность фарфора.

Гжельская роза - символ промысла -цветёт на крышке и тулове сахарницы «Квадратная» (1976). Т.С. Дунашова выработала свою особую манеру написания цветов, которая хорошо прослеживается в этой росписи. Обобщённый силуэт, плавные переходы от тёмно-синего до светло-голубого, сочетание крупного цветка с тонкими спиралями

Рис. 11.

B.C. Павленко.

Наталка.

Скульптура. 1950-е. Фарфор глазурованный и неглазу-рованный, роспись. 19x6,3x5,8

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова

трав и маленькими листочками - таково представление художницы о традиционной гжельской росписи.

В творчестве Людмилы Павловны Азаровой, народного художника СССР, в 19601972 гг. главного художника гжельской артели «Художественная керамика», тема чаепития, тесно сопряжённая с прошлым укладом жизни гжельцев, нашла воплощение и в малой пластике, и в росписи посудных форм. В коллекции музея представлена одна из лучших скульптур автора - «Чаепитие» (форма 1966 г., роспись 1990 г.), где две барыни пьют за столом чай по-старинному из блюдец и самовара, в то время как к ноге одной из них ластится кошка. Форме присущи плавные округлые очертания, особенно заметные в области трактовки рук, обобщённость. Роспись же добавляет выразительности и конкретности образу

Простота и округлость форм, плавное и неторопливое перетекание одних элементов в другие характерно для остальных произведений малой пластики Л.П. Азаровой из собрания музея: «Алёнушка», «Собирает яблоки», «Кошка», а также вазочки «Баба с котёнком» (1982). В последней тулово выполнено в виде женщины, декоративность явно преобладает над утилитарностью, и предмет воспринимается скорее как скульптура.

Тема чаепития, помимо малой пластики, отражена в росписи чайника (форма 1969 г., роспись 1992 г.), где с одной стороны ту-лова находится изображение барыни, пьющей чай в домашней обстановке. Её поза, движения, а также расположение элементов росписи схожи по композиции со скульптурой «Чаепитие». С другой стороны тулова изображена девушка, играющая с собакой. В том же изделии представлена ещё одна важная для гжельского промысла тема - изображение цветов. Лепные ромашки украшают крышку чайника и ручку, а также соединяют носик с горлом. Даже сама дисковидная форма тулова с рельефным декором по краю диска напоминает цветок.

Цветы своеобразно расцветают в другом произведении Л.П. Азаровой. В чайнике «Готическая роза» (1978) фигурное тулово состоит из двух соединённых четырёхлистни-ков, внутри которых, как в рамке, находится цветочная роспись, выполненная весьма условно. Такое декоративное решение можно сопоставить с окнами-розами европейских готических соборов.

Пышную орнаментальную роспись находим на бокале с крышкой, созданном тем же художником. Выполненный различными кистевыми техниками: точками, мазками, сетчатым орнаментом, - фигурный картуш обрамляет изображение петуха, исполненного в народном духе. Подобный орнамент охватывает также крышку изделия. Ручка в виде витого жгута придаёт бокалу ещё большую декоративность.

За время работы на гжельском промысле Нина Борисовна Квитницкая, член Союза художников СССР, по мнению Н.И. Бессарабовой, проявила себя «настоящим гжельским художником» [3, с. 60]. Скульптор по образованию, основное внимание она уделяла созданию новых форм бытовых изделий. В этом контексте представляет интерес подсвечник «Деревце» (1979). Оригинальное художественное решение формы в виде мужской и женской фигур, стоящих под деревом, доминирует над функциональностью. Достаточно простую и пластичную форму в качестве основы берёт Н.Б. Квитницкая для чайника из чайного набора (1980). Однако рельефная волнистая линия, украшающая носик, ручку, горло и крышку изделия, преображает его, придавая особую декоративность. В сочетании формы с росписью - сельским пейзажем с домиками и деревьями, обрамлённым фигурным картушем с завитками, - общий вид чайника приобретает рокайльный характер. В коллекции музея находятся также два жанровых произведения Н.Б. Квитницкой: небольшая скульптура «Мотает шерсть» женщины с намотанными на руки нитями и композиция «В саду» (1976), изображающая мать с ребёнком под деревом. Последняя имеет по: ИСКУССТВО | Урала, Сибири и Дальнего Востока | сентябрь 2020 55

лихромную роспись в зелёных, коричневых, жёлтых и розовых тонах. Декоративное блюдо «Семья» (1976) - трое людей в домашнем интерьере - также имеет многоцветную роспись.

Основное направление творчества Зинаиды Васильевны Окуловой - изображение цветов. В коллекции музея представлен её набор из кружки, кувшина и блюда «Георгин» (1977). Кобальтовая роспись контрастна: тёмная середина цветка сочетается со светлыми лепестками, обведёнными чётким контуром. Художница любит писать цветы крупно, плоскостно, заполняя большую часть поверхности изделий. Другое направление творчества художницы - создание посудных изделий в виде представителей фауны. Конфетница «Утушка» (1979) (рис. 8) выглядит как сидящая уточка. Рельефные детали птицы - голова и хвост - выполняют утилитарную функцию и служат ручками. Хваток крышки решён в виде утёнка, который расположился на спине утки. Форма соусника целиком мыслится как единое существо - рыбка. Слив и крышка образуют рот, ручка - хвост, рельефный декор на тулове соответствует спинному плавнику. Хваток крышки выполнен в виде рыбки. В обоих предметах роспись подчёркивает форму изделий, создавая законченный образ. К народным сказкам обращается художница в скульптуре «Иван и Жар-птица», где кобальтовая роспись лишь выделяет детали изображения. За художественные достижения З.В. Окулова была принята в Союз художников СССР, позднее стала кавалером ордена Дружбы народов и ветераном труда.

Творчество старшего поколения художников и скульпторов Гжели было оценено высоко. За вклад в развитие традиционного промысла Н.И. Бессарабовой, Т.С. Ду-нашовой, Л.П. Азаровой, З.В. Окуловой была присуждена Государственная премия РСФСР им. И.Е. Репина. На их работы ориентировались молодые художники, только пришедшие на производство. Однако каждый из них стремился внести в гжельскую традицию что-то своё, отвечающее их миро-

воззрению и видению. Проследить это можно на примере нескольких произведений из собрания музея с традиционным для Гжели мотивом - цветком.

Валентин Гельевич Розанов в 1982-1984 гг. был главным художником производственного объединения «Гжель», затем в 2004-2008 гг. «Гжельского фарфорового завода», также выпускавшего художественный фарфор. Прежде чем приступить к работе, он всегда выполняет рисунок будущего изделия, потому что «детальная проработка росписи в эскизе обеспечивает уверенное и точное выполнение декора» [3, с. 117]. Для изделий В.Г. Розанова, в частности вазы из музейной коллекции, характерно волнообразное движение стебля цветка, охватывающего по кругу тулово предмета. Своеобразно изображение цветов: они имеют трёхчастную структуру, центральный лепесток украшен сеточкой. Листья художник представляет как отдельные быстрые мазки кисти, расположенные последовательно от большего к меньшему. Чёткость и ритмичность орнамента, плавные переходы от густо-синего к нежно-голубому цвету кобальта дополняют специфику росписи. За создание высокохудожественных произведений В.Г. Розанову присуждено звание лауреата премии Ленинского комсомола.

У заслуженного художника РСФСР Александра Николаевича Федотова, в 1975-1982 гг. главного художника гжельского производства, любимым мотивом росписи являлся цветок, который художник мастерски изображал в своих изделиях. В сервизе из собрания музея крупное одиночное растение помещено в центре тулова предметов. Середина цветка обозначена тремя точками-тычинками, вокруг которых располагаются лепестки растения, выполненные быстрыми мазками кисти. Пространство вокруг дополнено завитками и листьями, создавая лёгкую роспись, прекрасно подчёркивающую округлые формы изделий.

Яркий орнаментальный растительный декор, охватывающий всю поверхность, представлен сразу в нескольких изделиях из

Рис. 12.

Т.Г. Матюхина. Снежный посёлок. Сервиз. 1981. Фарфор, роспись надглазур-ная и подглазурная, позолота. 21 предмет (кофейник, молочник, сахарница, 6 чашек, 6 блюдец, 5 тарелок, блюдо)

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова

коллекции музея. В подносе (1994) Натальи Спиридоновны Тихоновой само название «Ажурный» даёт представление о его декоративном оформлении. На зеркале цветочный и сетчатый орнамент образуют два концентрических круга вокруг центрального цветка, а борт имеет круглые сквозные прорези и волнистый край. Роспись из крупных бутонов, обрамлённых раскрывшимися цветами и листьями, охватывает тулово вазы «Лена» с росписью Владимира Ивановича Борунова. Сочетает «гжельскую» розу и трельяжную сетку в росписи вазы художница Екатерина Васильевна Авдонина. Особый декоративный эффект достигается за счёт того, что сетчатый орнамент выполнен не на плоской, а на выпуклой поверхности.

Для гжельского промысла нередки семейные творческие союзы. Александр Валерьевич Царегородцев и Маргарита Владленовна Подгорная познакомились в Абрамцевском училище и после, будучи художниками Гжели, всегда работали вдвоём: он занимался изготовлением форм, она - росписью. В наборе из трёх банок «Гжельские мотивы» (1982) художники воплотили сразу несколько особенностей старинного промысла - это украшение крышек маленькими скульпту-

рами животных и живописное изображение характерных мотивов: сказочной птицы и архитектурного пейзажа. На банках присутствуют надписи-подсказки о том, что должно находиться внутри: «Крупа», «Сахар», «Чай». Роспись выполнена в лучших традициях Гжели XIX века.

В своем творчестве A.B. Царегородцеву интересно экспериментировать с материалом и совмещать керамику с деревом, стеклом или металлом, поэтому художник создал немало вещей утилитарных, таких как камины, люстры, бра, часы. В коллекции музея есть одно из таких произведений -настольный светильник, по форме напоминающий керосиновую лампу и украшенный растительным орнаментом.

Владимир Степанович и Наталья Трофимовна Бидак вместе окончили Московский технологический институт. Став частью творческого коллектива гжельцев, они составили один из успешных и плодотворных союзов. В совместном творчестве мастера обращаются к народной традиции украшать бытовые изделия небольшой скульптурой. Крышка шкатулки «Сундучок» решена в виде девушки в крестьянской одежде, сидящей на кровати рядом с подушками, а спра-

ва от неё - кошка. Девушка будто сторожит приданое, которое спрятано под кроватью, то есть внутри шкатулки. Под влиянием маслёнки Л.П. Азаровой «Доярка» Н.Т. Би-дак выполнила маслёнку «Лужок», создав собственный образ на основе художественного решения своей предшественницы [1, с. 180]. Обобщённые, округлые формы стоящего бычка плавно переходят в скруглённые очертания крышки маслёнки, на которой он стоит.

Синяя гжельская птица нашла воплощение в произведениях художников семьи Ха-зовых. Ираида Алексеевна Хазова приехала в Гжель в 1955 г. и работала сначала живописцем-исполнителем, а затем стала создавать собственные формы и цветочные росписи. Её сын Виктор Николаевич Хазов познакомился с будущей женой Татьяной Васильевной в Абрамцевском училище, и вместе они решили продолжить свою творческую деятельность на гжельском промысле. Т.В. Хазова - создатель росписей, в которых образ птицы звучит ярко и эмоционально. И в вытянутом лотке (рис. 9), и в кумгане из музейного собрания гжельская птица стоит, расправив крылья, словно готова вот-вот взлететь. Роспись кумгана органично сочетается с маленькой скульптурной птичкой на крышке, а его форма, достаточно простая и устойчивая, была дипломной работой В.Н. Хазова в училище.

В коллекции музея есть ещё один кумган «Кукушка», созданный Ириной Викторовной Коршуновой. У него более сложные формы, дополненные завитками на ручке, и завиток же соединяет носик с горлом. В качестве хватка крышки тоже использована птица, но, в отличие от предельно обобщённой формы птички В.Н. Хазова, она выполнена более детально. Роспись на тулове - пышный гжельский букет с большим цветком в центре.

Сибирский фарфор

Коллекция фарфора Красноярского художественного музея обладает региональной

спецификой, которую представляют произведения сибирских керамистов. В частности, к особому разделу музейного собрания можно отнести изделия местных мастеров.

Первым профессиональным красноярским художником-керамистом стал Александр Михайлович Ткачёв. Окончил он Казахское республиканское театрально-художественное училище им. Н.В. Гоголя, затем Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной по специальности «художественная керамика». С конца 1960-х годов жил и работал в Красноярске, здесь же вступил в региональное отделение Союза художников СССР. А.М. Ткачёв творил в разных видах керамики: среди его работ есть как тяжёлые монументальные, созданные из шамота, так и более лёгкие терракотовые и фарфоровые изделия. Главные темы творчества художника - Сибирь и Русский Север. В коллекции музея представлены четыре фарфоровых произведения этой тематики. Сервиз «Охотничий» (1969) включает штоф с изображением лесных зверей и птиц и шесть стопок с рисунком сосновых веток, роспись всего набора выполнена кобальтом. В декоративном блюде «Сибирский лес» (1972) (рис. 10) роспись состоит из геометрических элементов, скомпонованных подобно мозаике и ассоциирующихся с хвойной веткой, на фоне которой изображены лесные жители: белка, глухарь, филин, бурундук, тетерев, горностай и соболь. По краю борта тянется ярко-красная отводка. В другом декоративном блюде (1974) роспись, изображающая глухаря, выполнена в народном стиле синим кобальтом, детали акцентированы позолотой. Северную тему представляет набор для строганины (1969), национального блюда народов Севера, включающий судок с крышкой, несколько ковшичков и блюдец.

К произведениям другой тематики относится роспись сервиза «Восточный» (1974). Она выполнена монохромно в коричневом цвете и построена по принципу симметрии. Художник использует восточные орнаменты, чтобы передать дух Востока.

В творчестве A.M. Ткачёва есть произведения, отражающие военную тему В музее представлены два их них. Сервиз «Гвардейский» (1970) посвящён 25-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне и прославляет подвиги гвардейцев. В верхней части штофа - золотой венок с красной звездой, флаг с надписью «гвардия», ниже в треугольник заключена надпись «25 лет Великой Победы». Стопки украшены красной звездой и георгиевской лентой. В блюде «Память» роспись - словно орденская звезда, в центре которой изображение упавшей на колени женщины, скорбящей о потерянном сыне. По краю борта - георгиевская лента, символ воинской славы и памяти о погибших.

В Красноярске в 1952-1973 гг. жил и работал скульптор украинского происхождения, член Красноярской организации Союза художников Василий Сергеевич Павленко. Своё творчество он посвятил портретам современников-рабочих Красноярского края, создавал монументальные памятники В.И. Ленина, партизан времён Великой Отечественной войны, революционных деятелей, также мастерство проявил в малой пластике. В коллекции музея находятся три его небольшие фарфоровые скульптуры. Две из них посвящены теме детства: это «Хакасский мальчик» и «Наталка». Художник с юмором подходит к созданию образов детей, тщательной проработкой и реалистичностью прекрасно передавая их психологическое состояние. Мальчик сидит в игрушечном седле, представляя себя храбрым полководцем, несущимся на коне, - о его фантазиях рассказывает сосредоточенное, несколько суровое выражение лица. Девочка стоит, заложив руки за спину и чуть отвернув голову, - по её позе и лицу становится понятно, что она чем-то расстроена (рис. 11). Для усиления декоративности произведений скульптор выбирает интересный приём: сочетание матовой неглазурованной и блестящей глазурованной поверхности. Третья скульптура (1956) B.C. Павленко связана с поэмой М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и представляет сцену, когда юноша, монастырский воспитанник, вступил в бой с барсом. Этому

произведению, как и двум предыдущим, присуще детальное и эмоциональное построение образа, а также ярко выраженное движение.

Сибирское фарфоровое производство во второй половине XX века развивалось и в Иркутской области. Ещё в 1869 г. недалеко от Иркутска возле реки Хайтинки, вблизи залежей белой глины, открылась «Фарфоро-фаянсовая фабрика торгового дома Переваловых». После национализации и реконструкции на производстве Хайтинского фарфорового завода в 1960 г. появилась своя художественная лаборатория, куда приехали работать выпускники ведущих вузов страны. Среди тех, кто посвятил себя работе на Хайтинском заводе, были супруги Виктор Васильевич и Станислава Дмитриевна Лозинские, выпускники Одесского государственного училища им. М.Б. Грекова. С 1975 по 1990 гг. В.В. Лозинский был главным художником завода. В коллекции музея представлен их сервиз «Соболиный край» (1978). Для росписи художники выбрали актуальную сибирскую тему: изображение бескрайней зимней тайги и её жителя - соболя. Белоснежный черепок фарфора активно включается в роспись и предстаёт в изделиях словно снежный покров, а деревья будто покрыты инеем благодаря изображению их синей краской. В сервиз входят два чайника разного размера, выполненные таким образом, что один может поместиться над другим и образовать единую двухъярусную композицию. Кончики носиков чайников похожи на птичьи клювы. Скульптурная фигурка соболя в круглом сквозном проёме в центре тулова вазы тесно связана с названием сервиза.

Дальневосточный фарфор

Т.Г. Матюхина и супруги В.И. и А.И. Проч-ко - одни из ярких представителей дальневосточного фарфорового искусства. Они работали в советскую эпоху на первом фарфоровом заводе, основанном в Приморском крае в 1965 году3 в г. Артёме.

Татьяна Григорьевна Матюхина родилась в 1946 г. в Хабаровске. В 1968 г. окончила Вла-

дивостокское художественное училище, год училась в Дальневосточном институте искусств, а в 1974 г. окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. Много лет она работала на Артёмовском фарфоровом заводе и преподавала в Детской школе искусств. В 1987 г. стала членом Союза художников СССР. После закрытия завода в 2003 г. посвятила себя живописи и графике.

Роспись сервиза «Снежный посёлок» (1981) Т.Г. Матюхиной из музейной коллекции представляет собой современный пейзаж (рис. 12). Художница старается охватить росписью всё пространство предметов, оставляя белый цвет черепка фарфора только в качестве неба. Роспись - затерянный в горах снежный посёлок - создаёт впечатление спокойствия и безмолвия. Но это только на первый взгляд -люди в посёлке живут своей жизнью: по небу летит вертолёт, а из труб домов виден дымок. Т.Г. Матюхина с особой тщательностью подходит к изображению пейзажа, прорабатывает мельчайшие детали, такие как ветви деревьев и снег на них в виде отдельных точек. Возможно, художница в сервизе запечатлела вид города Артёма.

Анатолий Иванович Прочко прибыл в Артём в 1965 году, а через год - его жена Валентина Ивановна. В 1966-1973 гг. А.И. Прочко был главным художником Артёмовского завода. В 1973 г. супругов перевели на Проко-пьевский фарфоровый завод в Кемеровской области. Во время работы на Дальнем Востоке художники создали сервиз «Таёжный». Роспись, близкая реалистической и органично положенная на мягкие округлые формы предметов, немногословность красок, подчёркивающих белый черепок фарфора, - всё это создает особую лёгкость и привлекательность сервиза, созвучного природным мотивам.

Отдельные фарфоровые произведения

Изделия, описанные ранее, были созданы художниками различных фарфоровых заводов России. Однако в музейной коллекции советского фарфора второй половины XX века

имеется сервиз, который можно рассматривать отдельно как авторское произведение без привязки к определённому заводу. Принадлежит он художнику-керамисту Михаилу Михайловичу Тараеву, ученику известного советского живописца и графика A.A. Дей-неки, преподававшего ему рисунок во время обучения. После окончания факультета керамики Московского института прикладного и декоративного искусства М.М. Тараев трудился художником во Всесоюзной торговой палате, позднее - по договорам: проектировал посуду из фарфора, фаянса, майолики; декоративные вазы, монументальную скульптуру, витражи. В Союзе художников РСФСР работал секретарём, получил звание народного художника СССР.

При создании чайного сервиза «Азбука» М.М. Тараев, вероятно, вдохновлялся детской настольной игрой. Кубики с изображением букв алфавита служат в качестве оснований чайника, сахарницы и чашек. Формы изделий простые, сужающиеся книзу, с заострёнными ручками. На туловах предметов, будто акварельными красками, художник изобразил весьма обобщённо, но узнаваемо фрукты и ягоды, первые буквы названий которых соответствуют буквам на кубиках. Таким образом, роспись сервиза несёт в себе не только декоративное, но и дидактическое значение.

***

В коллекции декоративно-прикладного искусства Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова хранится советский фарфор второй половины XX века, охватывая обширную географию заводов от Ленинграда до Дальнего Востока, а также изделия гжельского народного промысла.

В собрании музея представлены как сервизы, чайные пары, вазы и декоративные тарелки, так и мелкая пластика. Большинство посудных форм и сервизов имеют традиционные цветочные росписи и пейзажные композиции. В малой пластике наиболее хорошо представлена жанровая скульптура Ленинградского и Дулёвского фарфоровых заводов. Кроме неё можно выделить анималистику и изделия по мотивам сказок.

Музейная коллекции охватывает как массовые, так и малотиражируемые произведения художников и скульпторов. К первым относятся, главным образом, изделия Дулёв-ского завода и Гжели. Малотиражный фарфор демонстрируют авторские образцы мастеров Ленинградского завода, творчество Б.Е. Калиты и отдельно рассматриваемый сервиз М.М. Тараева.

Особый раздел коллекции, связанный с региональной спецификой, представляют произведения красноярских художников A.M. Ткачёва и B.C. Павленко. В творчестве первого керамиста воплотились темы Сибири, Крайнего Севера, памяти Великой Отечественной войны. Скульптуры другого на тему детства и поэму «Мцыри» М.Ю. Лермонтова обладают ясной психологической и пластической выразительностью.

В фондах музея представлены изделия, продолжающие развивать традиции и темы советского фарфора 1920-1930-х годов: в их числе произведения, выполненные в русле традиций агитационного и супрематического направлений, изделия с мотивами сбора урожая, а также представляющие народы СССР. В изделиях Гжели находим новую трактовку росписей и форм полуфаянса XIX века. Однако художники и скульпторы также обращались к темам и событиям, актуальным для второй половины XX столетия.

Фарфоровые произведения прошедшего века из коллекции Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова являются достоянием и регулярно демонстрируются на выставках, знакомя посетителей с советским искусством фарфора второй половины XX века.

Примечания

1. В статье датировка указана только к тем произведениям, где она известна.

2. Композиция «Салют», созданная в 1987 г., состоит из четырёх отдельных скульптур, изображающих людей, и четырёх колонн. Находится в коллекции Государственного Эрмитажа.

3. В дореволюционное время в Приморье существовала фарфоровая фабрика А.Д. Старцева на о. Путятине, а также работал Владивостокский фарфоровый завод (1971-2000).

Литература

1. Дулькина, Т.И., Григорьева, Н.С. Керамика Гжели XVIII-XIX веков. - Ленинград : Художник РСФСР, 1988. - 216 е., ил.

2. Петрова, Н. С. Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова, 1944-2004 / под науч. ред. В. В. Знаменова; Гос. музей-заповедник «Петергоф» [и др.]. - Санкт-Петербург : Глобал Вью, 2007.

- 895 е., ил.

3. Логинов, В.М., Скальский, Ю.П. Эта звонкая сказка - Гжель. - Москва : Сварог, 1994. - 191 е., ил.

4. Суслов, И.М., Андреева, Л.В. Художественный фарфор // Советское декоративное искусство, 1917-1945: очерки истории / отв. ред. В.П. Толстой.

- Москва : Искусство, 1984. - С. 93-113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Суслов, И.М. Фарфор // Советское декоративное искусство, 1945-1975: очерки / отв. ред. В.П. Толстой. - Москва : Искусство, 1989. - С. 109-120.

6. Чёрный, Н.В. Фарфор Вербилок. - Москва : Изобразительное искусство, 1970. - 295 е., ил.

7. Эльвира Еропкина: фарфор, керамика : альбом / авт.-сост. М.П. Тубли. - Санкт-Петербург : Алаборг, 2009. - 216 е., ил.

Об авторе

Ковалинская Виктория Юрьевна - научный сотрудник Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова.

E-mail: viktoria_kovalinskaya@mail.ru

THE SOVIET PORCELAIN OF THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY IN THE KRASNOYARSK ART MUSEUM NAMED AFTER V I. SURIKOV

Kovalinskaya Viktoria Yurievna Scientific researcher at the Krasnoyarsk Art Museum named after V. I Surikov

Abstract: The collection of the Soviet porcelain in the Krasnoyarsk Art Museum named after V^ I. Surikov includes works of the second half of the XX century. The museum fund houses the works of the three largest and most famous Russian porcelain factories such as Leningrad, Dulevo and Dmitrov factories. The collection also includes the items made in the factories of Siberia and the Russian Far East, such as Haitinsky and Artem porcelain factories, as well as the works of Gzhel and Krasnoyarsk ceramists. This collection is described in the article for the first time.

Keywords: porcelain; Krasnoyarsk Art Museum named after V^ Surikov; Leningrad Porcelain Factory; Dulevo Porcelain Factory; Dmitrov Porcelain Factory; Gzhel

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.