Научная статья на тему 'Творчество Т. Н. Безпаловой-Михалевой и М. Н. Моха 1960-х годов и традиции агитационного фарфора'

Творчество Т. Н. Безпаловой-Михалевой и М. Н. Моха 1960-х годов и традиции агитационного фарфора Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
584
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
советский фарфор / политическая агитация / Т. Н. Безпалова-Михалева / М. Н. Мох / советское искусство 1960-х гг. / Soviet porcelain / political agitation / Tamara Bezpalova-Mikhaleva / Mikhail Mokh / Soviet art of the 1960s.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шик Ида Александровна

Статья посвящена анализу специфики интерпретации темы политической агитации в советском фарфоре 1960-х гг. на примере творчества художников Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова Т. Н. Безпаловой-Михалевой и М. Н. Моха. Объектом исследования выступают произведения Т. Н. Безпаловой-Михалевой и М. Н. Моха, хранящиеся в коллекции отдела «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа. Предметом исследования является их формально-стилистическое и идейно-художественное своеобразие в контексте традиций фарфорового искусства 1920-х — 1930-х гг. и эстетических тенденций 1960-х гг. Автор приходит к выводу, что в творчестве Т. Н. Безпаловой-Михалевой и М. Н. Моха 1960-х гг. прослеживается преемственность искусству агитационного фарфора 1920-х–1930-х гг. (использование лозунгов и эмблем, объединение цветочных росписей с советскими символами, активная работа с цветом, стилизация форм, элементы повествовательности), которая органично сочетается с лаконичностью и выразительностью нового художественного языка эпохи «оттепели». Художники обращаются к теме сопоставления «старого» и «нового» мира (роспись вазы «Весь мир насилья мы разрушим...» (1966) Т. Н. Безпаловой-Михалевой), интерпретации событий революции (роспись вазы «Ночь в Октябре» (1966) Т.Н. Безпаловой-Михалевой; роспись вазы «Последний штурм» (1967) М. Н. Моха), прославлению различных форм сельского и промышленного труда (роспись сервиза «Гимн Труду» (1967–1968) М. Н. Моха), а также уделяют внимание образу В. И. Ленина (роспись вазы «По Ленинскому пути» (1969) М. Н. Моха и теме «Ленинских мест в СССР» (роспись вазы «По Ленинским местам» (1969) Т. Н. Безпаловой-Михалевой) и т.д. Работы Т. Н. Безпаловой-Михалевой и М. Н. Моха 1960-х гг. корреспондируют как с их собственными более ранними произведениями, связанными с темой политической агитации, так и находят параллели в творчестве других художников-фарфористов, создававших «юбилейные» композиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAMARA BEZPALOVA-MICHALEVA’S AND MICHAIL MOKH’S ART OF THE 1960S AND PROPAGANDA PORCELAIN TRADITIONS

The article analyzed the specificity of the political agitation theme interpretation in Soviet porcelain of the 1960s on the example of the artists of the Leningrad Porcelain Factory named after M.V. Lomonosova such as Tamara Bezpalova-Mikhaleva and Mikhail Mokh. The object of the research was the works of Tamara Bezpalova-Mikhaleva and Mikhail Mokh from the collection of the Museum of the Imperial Porcelain Factory of the State Hermitage. The subject of the research was their stylistic and conceptual originality in the context of the traditions of porcelain art of the 1920s — 1930s and the aesthetic trends of the 1960s. The author concluded that the works of Tamara Bezpalova-Mikhaleva and Mikhail Mokh of the 1960s traced propaganda porcelain traditions of the 1920s — 1930s (the use of slogans and emblems, the combination of floral paintings with Soviet symbols, active work with color, stylization of forms, narrative elements), organically combined with the brevity and expressiveness of the new artistic language of the “Thaw” era. Artists addressed the topic of comparing the “old” and “new” worlds (the vase “We will Destroy the Whole World of Violence...” (1966) by T. Bezpalova-Mikhaleva), interpreting the events of the revolution (the vase “Night in October” (1966) by T. Bezpalova-Mikhaleva; the vase “The Last Assault” (1967) by M. Mokh), glorifying various forms of agricultural and industrial work (service set “Hymn to Work” (1967–1968) by M. Mokh). They paid special attention to the image of V. I. Lenin (the vase “On the Leninist Way” (1969) by M. Mokh) and the theme of “Leninist places in the USSR” (the vase “In Leninist places” (1969) by T. Bezpalova-Mikhaleva), etc. The works of Tamara Bezpalova-Mikhaleva and Mikhail Mokh of the 1960s corresponded their own earlier works related to the topic of political agitation, and found parallels in the art of the other porcelain artists who created the “anniversary” compositions.

Текст научной работы на тему «Творчество Т. Н. Безпаловой-Михалевой и М. Н. Моха 1960-х годов и традиции агитационного фарфора»

УДК 738.1; 7.036.1

DOI:10.24411/2658-3437-2019-11010

Шик Ида Александровна, искусствовед, младший научный сотрудник, хранитель. Государственный Эрмитаж, Россия, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 34. 190000. ida.shik@bk.ru

Shik, Ida Aleksandrovna, art historian, junior researcher, curator. The State Hermitage Museum, Dvortsovaia nab., 34, 190000 Saint Petersburg, Russian Federation. ida.shik@bk.ru

ТВОРЧЕСТВО Т. Н. БЕЗПАЛОВОЙ-МИХАЛЕВОЙ И М. Н. МОХА 1960-Х ГОДОВ И ТРАДИЦИИ АГИТАЦИОННОГО ФАРФОРА

TAMARA BEZPALOVA-MICHALEVA'S AND MICHAIL MOKH'S ART OF THE 1960S AND PROPAGANDA PORCELAIN TRADITIONS

Аннотация. Статья посвящена анализу специфики интерпретации темы политической агитации в советском фарфоре 1960-х гг. на примере творчества художников Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова Т. Н. Безпаловой-Михалевой и М. Н. Моха. Объектом исследования выступают произведения Т. Н. Безпаловой-Михалевой и М. Н. Моха, хранящиеся в коллекции отдела «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа. Предметом исследования является их формально-стилистическое и идейно-художественное своеобразие в контексте традиций фарфорового искусства 1920-х — 1930-х гг. и эстетических тенденций 1960-х гг. Автор приходит к выводу, что в творчестве Т. Н. Безпаловой-Михалевой и М. Н. Моха 1960-х гг. прослеживается преемственность искусству агитационного фарфора 1920-х-1930-х гг. (использование лозунгов и эмблем, объединение цветочных росписей с советскими символами, активная работа с цветом, стилизация форм, элементы повествовательности), которая органично сочетается с лаконичностью и выразительностью нового художественного языка эпохи «оттепели». Художники обращаются к теме сопоставления «старого» и «нового» мира (роспись вазы «Весь мир насилья мы разрушим...» (1966) Т. Н. Безпало-вой-Михалевой), интерпретации событий революции (роспись вазы «Ночь в Октябре» (1966) Т.Н. Безпаловой-Михалевой; роспись вазы «Последний штурм» (1967) М. Н. Моха), прославлению различных форм сельского и промышленного труда (роспись сервиза «Гимн Труду» (1967-1968) М. Н. Моха), а также уделяют внимание образу В. И. Ленина (роспись вазы «По Ленинскому пути» (1969) М. Н. Моха и теме «Ленинских мест в СССР» (роспись вазы «По Ленинским местам» (1969) Т. Н. Безпаловой-Михалевой) и т.д. Работы Т. Н. Безпаловой-Михалевой и М. Н. Моха 1960-х гг. корреспондируют как с их собственными более ранними произведениями, связанными с темой политической агитации, так и находят параллели в творчестве других художников-фарфористов, создававших «юбилейные» композиции.

Ключевые слова: советский фарфор; политическая агитация; Т. Н. Безпалова-Михалева, М. Н. Мох, советское искусство 1960-х гг.

Abstract. The article analyzed the specificity of the political agitation theme interpretation in Soviet porcelain of the 1960s on the example of the artists of the Leningrad Porcelain Factory named after M.V. Lomonosova such as Tamara Bezpalova-Mikhaleva and Mikhail Mokh. The object of the research was the works of Tamara Bezpalova-Mikhaleva and Mikhail Mokh from the collection of the Museum of the Imperial Porcelain Factory of the State Hermitage. The subject of the research was their stylistic and conceptual originality in the context of the traditions of porcelain art of the 1920s — 1930s and the aesthetic trends of the 1960s. The author concluded that the works of Tamara Bezpalova-Mikhaleva and Mikhail Mokh of the 1960s traced propaganda porcelain traditions of the 1920s — 1930s (the use of slogans and emblems, the combination of floral paintings with Soviet symbols, active work with color, stylization of forms, narrative elements), organically combined with the brevity and expressiveness of the new artistic language of the "Thaw" era. Artists addressed the topic of comparing the "old" and "new" worlds (the vase "We will Destroy the Whole World of Violence..." (1966) by T. Bezpalova-Mikhaleva), interpreting the events of the revolution (the vase "Night in October" (1966) by T. Bezpalova-Mikhaleva; the vase "The Last Assault" (1967) by M. Mokh), glorifying various forms of agricultural and industrial work (service set "Hymn to Work" (1967-1968) by M. Mokh). They paid special attention to the image of V. I. Lenin (the vase "On the Leninist Way" (1969) by M. Mokh) and the theme of "Leninist places in the USSR" (the vase "In Leninist places" (1969) by T. Bezpalova-Mikhaleva), etc. The works of Tamara Bezpalova-Mikhaleva and Mikhail Mokh of the 1960s corresponded their own earlier works related to the topic of political agitation, and found parallels in the art of the other porcelain artists who created the "anniversary" compositions.

Keywords: Soviet porcelain; political agitation; Tamara Bezpalova-Mikhaleva; Mikhail Mokh; Soviet art of the 1960s.

Феномен агитационного фарфора первых лет революции — яркое явление в истории отечественного декоративно-прикладного искусства. Агитационный фарфор являлся частью ленинского плана монументальной пропаганды, включавшего в себя установку памятников героям революции и деятелям культуры, плакат и графику, оформление улиц и площадей, театрализованные представления, агитпоезда и агитпароходы и т. д.[4, с. 9-10]1.

Фарфор первых лет революции включал в себя предметы с советскими лозунгами и эмблемами (тарелка «Борьба родит героев» (1918), блюдо с монограммой «РСФСР» С. В. Чехонина (1922)), сюжетные композиции (блюдо «Телефонист» М. В. Лебедевой (1920)), и пластику (скульптуры «Работница (Агитатор)» (1924), «Работница, вышивающая красное знамя» (1921) Н. Я. Данько), в которых находили отражение новые социальные типы и актуальные события своего времени. Стиль раннего советского фарфора представляет собой блестящий синтез традиций книжной графики, классического и народного искусства, а также творческих поисков авангарда (футуризм, кубизм, экс-

прессионизм, супрематизм и т.д.). Одной из черт раннего советского фарфора было создание произведений, посвященных юбилеям (блюдо «Юбилей Красной Армии. 5 годовщина» (1923) М. М. Адамовича) и значимым событиям (тарелка «Да здравствует VIII съезд советов» (1922) А. В. Щекотихиной-Потоцкой). Тема политической агитации сохраняет свою актуальность и в последующие годы2.

Фарфор 1930-х — нач. 1940-х гг. отличается повествова-тельностью, прославляя темы сельского и промышленного труда (сервиз «Сбор урожая по республикам СССР» (1939-1940) Е. Н. Кубарской), социалистического строительства (ваза «Вперед за социализм! (Социалистическое строительство)») (1932) Р. Р. О'Коннель-Михайловской), стахановского движения (сервиз «Знатные люди нашей страны» (1936) Т. Н. Безпаловой-Ми-халевой), освоения Севера (скульптурная группа «Папанинцы на льдине» (1939) Н. Я. Данько), прославления армии и флота, спорта и советского детства (сервиз «Физкультурники» (1935) Л. К. Блак), образы партийных вождей (сервиз «Первое метро

в СССР» (1935-1936) Л. В. Протоповой, А. А. Скворцова) и т.д. Господствовавший в советском искусстве стиль социалистического реализма оказывает влияние как на выбор тематики росписей, так и на их стиль; художникам, однако, в определенной мере удается сохранить как свою творческую индивидуальность, так и преемственность традициям искусства фарфора. Значимым событием этого периода стала выставка, приуроченная к 15 летнему юбилею советской власти «Художники РСФСР за 15 лет», проходившая в Русском музее в 1932 г., которая включала в себя живопись, скульптуру, графику, декоративно-прикладное искусство. Специально для этой выставки художники Государственного фарфорового им. Ломоносова (Т. Н. Безпалова-Михалева, Т. Н. Глебова, М. В. Лебедева, Л. В. Протопопова, М. Н. Мох и др.) создали ряд произведений (ЦГА СПб, ф. 1181, оп. 16, д. 18); кроме того, на экспозиции были представлены и более ранние образцы советского фарфора [2].

В послевоенный период в декоративно-прикладном искусстве получает распространение «стиль Победа», характеризующийся торжественностью, праздничностью и тягой к героической тематике [4, с. 47] (композиция «Под солнцем сталинской конституции» (1951-1952) скульпторов С. Б. Велиховой, Л. М. Холиной). Как отметила Н. А. Щетинина, «после Великой Отечественной войны фарфоровый завод большое внимание уделял производству торжественных юбилейных ваз, воплощавших идейно-политические темы современности» [4, с. 182] (ваза «Великая советская держава» (1947) Л. И. Лебединской; ваза «Провозглашение

B. И. Лениным Советской власти» (1956); ваза «Юбилейная» к сорокалетию Октябрьской революции (1957)).

В конце 1950-х — нач. 1960-х гг. мастера Ленинградского фарфорового завода им. Ломоносова ведут активные поиски в области нового художественного языка, отличающегося лаконизмом и декоративной выразительностью3. Как отметила Т. В. Кумзерова, «в эти годы, как и первое послеоктябрьское время, темами росписей на фарфоре стали события дня, в сочетании с поиском новых форм вернулась романтика и декоративность» [4, с. 148]. Одним из наиболее значимых событий для фарфора 1960-х гг. стало создание произведений к 50 юбилею Великой Октябрьской революции4. «5 января 1967 года в газете "Правда" было опубликовано постановление ЦК КПСС "О подготовке к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции", призывающее: "Провести 50-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции как великий праздник трудящихся, славный праздник народов СССР, как торжество идей Октября, идей коммунизма"» [Цит. по: 4, с. 196]. Работы художников Ленинградского фарфорового завода им. Ломоносова к юбилею революции характеризуются сочетанием новаторского стиля 1960-х гг. с репрезентативностью и стремлением придать орнаментально-декоративный характер советским символам и эмблемам, с одной стороны, и определенным возвратом к по-вествовательности — с другой. К примеру, в росписях сервизов «Серп и молот» (1966) и «Юбилейный» (1967) Л. И. Лебединской «сочетание крупных фрагментов красного крытья, белоснежной поверхности фарфора и золотого декора в виде юбилейной даты и стилизованного изображения серпа и молота — главной государственной эмблемы Советского Союза — придает сервизным ансамблям мажорное звучание. Здесь красный цвет не только вызывает ассоциации с праздником, но и выступает как символ пролетарской революции» [4, с. 195]. В росписи сервиза «Юбилейный» (1967) и близкой к нему вазе «Юбилей Октябрю» (1967) А. Н. Семеновой красное крытье контрастирует с изысканными черными графическими изображениями серпа и молота, голубя, спелых колосьев — символов мира и процветания, и аббревиатуры «СССР», дополненных золотом с цировкой. В раннем советском фарфоре графические элементы активно вводились в роспись С. В. Чехониным. В 1960-е гг. эта тенденция получила развитие в творчестве многих художников Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова.

Характер орнамента советские символы, написанные золотом с цировкой на белой поверхности фарфора, приобретают в росписи сервиза «К юбилею» (1967) С. П. Богдановой. Как отметила И. К. Майстренко, «стройная графичная композиция сервиза, включающая в свой состав художественно переосмысленные советские символы, позволяет завуалированно внести элемент пропаганды коммунистической идеологии в утилитарный предмет» [4, с. 196]. В росписи сервиза «Праздничный» (1967)

C. П. Богдановой стилизованные изображения роз различных

оттенков пурпура объединяются с крупным серпом и молотом, написанным золотом с цировкой. Сюжетные росписи на историко-революционную тему предлагают К. Г. Косенкова, И. И. Ри-знич (ваза «Взятие Зимнего», 1967), Л. К. Блак (ваза «Конница Буденного», 1967). В росписи ваз «За власть советов» (1967) и «Октябрь» (1967) К. Г. Косенковой большая часть предметов покрыта красным крытьем, из которого словно «вырастают» красные фигуры борцов за революцию. Небольшое пространство отводится для неба (нерасписанная поверхность белого фарфора), рваный ритм контуров которого заставляет его казаться грозовым. Изобилие красного цвета придает композициям экспрессивный характер и напоминает о жертвах революции.

Другой значимой темой для фарфорового искусства 1960-х гг. стало празднование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина5. Анализируя проблему интерпретации ленинской темы в советском искусстве 1950-х-1970-х гг., М. Силина отмечает, что «следующий важный этап в истории увековечения Ленина начался после знаменитой кампании по десталинизации в 1954 году. Критика Сталина способствовала обновлению культа Ленина. Традиции и ритуалы вроде туристических экскурсий и ежегодных торжеств в честь революционных праздников, включая день рождения Ленина, стали с новой силой внедрять в развивающуюся инфраструктуру публичного искусства. Всесоюзная кампания празднования пятидесятилетия Октябрьской революции в 1967 году положила начало развитию социалистической иконографии, которая на деле мягко трансформировалась в деятельность по празднованию 100-летней годовщины рождения Владимира Ильича Ленина в 1970 году» [10]. Художники и скульпторы Ленинградского фарфорового завода им. Ломоносова создали к юбилею вождя революции бисквитные стелы и плакетки (стела «Сто лет со дня рождения В. И. Ленина» и одноименная плакетка (1969) В. Л. Семенова), вазы (Э. М. Криммер «Есть такая партия» (1968-1969); К. Г. Косенкова «Ленин и Ленинград» (1970); В. М. Городецкий «Ленин жив вечно» (1969); А. Н. Семенова «Ленинский декрет» (1969); Л. В. Протопопова «По Ленинским местам» (1970)), блюда (С.П. Богданова «Дело Ленина живет», «Цветы к юбилею» (1969); А. Е. Бессонов «Ленин и революция» (1970)); и бокалы с блюдцами (Л. В. Протопопова «Шушенское» (1969); А. Н. Семенова «Ленинский» (1969)). В этих работах можно отметить активное использование известных изображений Ленина, элементы повествовательности и переход от лаконизма фарфорового искусства первой половины 1960-х гг. к эффектности и праздничности декоративного стиля 1970-х гг.

В 2017 г. в Государственном Эрмитаже состоялась выставка «Голос времени. Советский фарфор: искусство и пропаганда», организованная Отделом «Музей императорского фарфорового завода», к которой был выпущен научный каталог (куратор выставки и автор вступительной статьи — Т. В. Кумзерова, авторы аннотаций: Т. В. Кумзерова, Н. А. Щетинина, Н. С. Петрова, И. К. Майстренко, М. А. Шипова) [4]. Выставка обозначила основные этапы развития темы политической агитации в советском художественном фарфоре, показав преемственность традициям раннего советского фарфора в работах мастеров второй половины XX — нач. XXI вв. Для дальнейшего научного изучения развития темы политической агитации в советском фарфоровом искусстве представляется актуальным ее более детальное рассмотрение на примере работ отдельных художников. В центре данной статьи — творчество Т. Н. Безпаловой-Михалевой и М. Н. Моха 1960-х гг. и его концептуальная специфика. Профессиональное становление обоих мастеров было тесно связано с фарфором 1920-х — 1930-х гг. Объектом исследования являются произведения Т. Н. Безпаловой-Михалевой и М. Н. Моха, хранящиеся в коллекции отдела «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа, посвященные теме политической агитации. Предметом исследования является их формально-стилистическое и идейно-художественное своеобразие в контексте традиций фарфорового искусства 1920-х — 1930-х гг. и эстетических тенденций 1960-х гг.

Тамара Николаевна Безпалова-Михалева начала свою работу на Государственном фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова в 1931 г. В творчестве художника нашли отражение как тема политической агитации, так и сказочные сюжеты и цветочные росписи. Как отмечают исследователи, для ранних работ Т. Н. Безпаловой-Михалевой характерна экспрессия и динамика [9, с. 63]. Примером работ на историко-революционную тему в раннем творчестве Т. Н. Безпаловой-Михалевой

Илл. 1. В. Л. Семенов (автор формы), Т. Н. Безпалова-Михалева (автор росписи). Ваза «Мы наш, мы новый мир построим!». Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова. 1969. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2019. Фото А. В. Теребенин, Е. А. Ткачук

являются поднос с изображением шагающих пионеров и кофейник с изображением конных всадников и матросов с надписью «25 октября» (1931). Для обоих произведений характерна лаконичная колористическая гамма, в которой преобладают красный, розовый, черный цвета, и стилизованный характер изображения человеческих фигур. Интересно отметить, что в росписи ножки и крышки кофейника советские красные звезды, соединенные сетью черных линий, приобретают декоративный характер. В сюжетных росписях 1930-х гг. особое внимание художник уделяет теме освоения Севера, популярной в советском фарфоре (сервизы «Хибиногорск» (1932), «Кировск» (1935), «Кировский апатит» (1935)). Композиция сервизов отличается четкостью построения, росписи выполнены в живописно-графической манере, а их колористическое решение весьма сдержанно. Изображения людей становятся у художника более реалистичными, а пейзаж отличается определенной условностью и несколько «идеализированным» характером.

В росписях ваз 1966-1969 гг.6 Т. Н. Безпалова-Михалева обращается к историко-революционной тематике, сравнивая старый царский и новый советский мир, подчеркивая трудность свержения самодержавия и придавая теме Октябрьской революции триумфальное звучание. В росписи вазы «Весь мир насилья мы разрушим...» (1966) графический черный двуглавый орел падает вниз головой словно под тяжестью написанного поверх него золотом с цировкой монументального серпа и молота; над ними реет красное знамя с датой «1917». Тема получает развитие в росписи вазы «Мы наш, мы новый мир построим!» (1969) (илл. 1.1, 1.2). На одной стороне тулова помещено мрачное изображение старого мира в серо-черных тонах: перед нами го-

родские и сельские дома, церковь, чадящие дымом фабричные трубы. Композиция опутана паутиной, которую плетет огромный паук с головой Николая II, увенчанный шапкой Мономаха. Внизу надпись: Так было до 1917 года. Беспросветное прошлое противопоставляется счастливому социалистическому «настоящему», изображенному на другой стороне тулова красным и золотом с цировкой: на дальнем плане высятся промышленные здания, на среднем плане — колхозники ведут сельскохозяйственные работы. На переднем плане помещено изображение серпа, молота и книги с надписью «Учиться, учиться и учиться». Завершают композицию изображения золотых спелых колосьев и листьев, символизирующих изобилие и процветание нового советского мира. Сочетание книги, молота и серпа характерно для работ художников Государственного фарфорового завода, созданных по заказу Госиздата в 1921 г., в которых часто встречается лозунг: «Тем, кто смел и сердцем молод, в руки книгу, серп и молот». Можно вспомнить также другие близкие по теме лозунги, нашедшие отражение в раннем советском фарфоре: «Коммунистическое просвещение — экономическое возрождение», «Труд свалил капитал, просвещение завершит работу», «Знание облегчит работу». Названия ваз отсылают к гимну Интернационала «Вставай, проклятьем заклеймённый» (1871), который лег в основу гимна РСФСР (1918-1922), а затем и СССР (1922-1944)7.

Более развернутые сюжетные композиции появляются в росписях ваз «Ночь в Октябре» (1966) (илл. 2) и «Вихри враждебные веют над нами» (1968). Роспись вазы «Ночь в Октябре», решенная в графической манере, покрывает три четверти всей поверхности тулова: перед нами композиция с городскими

Илл. 2. А. А. Лепорская (автор формы), Т. Н. Безпалова-Михалева (автор росписи). Ваза «Ночь в Октябре». Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова. 1966. Фарфор, роспись надглазур-ная полихромная. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2019. Фото А. В. Те-ребенин, Е. А. Ткачук

зданиями, улицей и броневиком на фоне толпы, и мостовая, освещенная светом фонаря. На переднем плане слева — тумба с поверженным двуглавым орлом; справа — группа вооруженных людей. Вверху на заднем плане собор и силуэты городских строений. Темный колорит и небо с клубами дыма придают композиции довольно мрачный и трагический характер, вызывая почти физическое ощущение холода и чувство напряженного ожидания. Оживляют роспись красное знамя, повязки, изображение серпа и молота и крытье ножки, а также голубые лучи прожекторов в небе. В росписи вазы «Вихри враждебные веют над нами» (1968) толпа вооруженных солдат и матросов под развевающимися знаменами бросается на штурм. Колористическое решение вазы также весьма лаконично — черный, коричневый, красный, розовый цвета и золото с цировкой. На другой стороне тулова помещено контурное изображение серпа и молота на фоне графической штриховки, что корреспондирует с другими произведениями, созданными к юбилею революции. Внизу надпись: Вихри враждебные веют над нами. Она отсылает к песне «Варшавянка», которая получила массовую известность во время революции 1905 г.8

В росписях вазы «Обильная» (1967) и двух одноименных ваз «Золотой сноп» (1966 и 1967) с надписью «50» средством «агитации» служат изображения цветов и спелых колосьев. Использование цветочных и растительных мотивов в агитационных росписях в сочетании с различными надписями и эмблемами характерно для советского фарфора с самых первых лет его существования. Довольно типично оно и для самой Т. Н. Без-паловой-Михалевой, бывшей мастером цветочных росписей. В работах к юбилею революции подобное решение находит па-

раллели в росписи вазы «Золотые колосья» (1967) Л. И. Григорьевой. В творчестве Т. Н. Безпаловой-Михалевой эта тема получит развитие в росписи блюда «Колос и роза» (1977) с ее нежным колоритом и праздничным звучанием, характерным для искусства фарфора 1970-х гг.

Идиллический образ советского хозяйства создается в росписи сервиза «Совхоз в Ленинградской области» (1966). Ранее Т. Н. Безпалова-Михалева уже обращалась к «сельской» тематике в росписи сервиза «Совхоз», который экспонировался на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» (1932) в Государственном Русском музее [4, с. 117]. В росписи сервиза «Совхоз в Ленинградской области» художник обращается не столько к теме сельского труда, сколько стремится дать внешний «образ» совхоза: на предметах сервиза помещены стилизованные изображения сельской местности: поля, пригорки, дороги, леса и небольшие домики. Всю поверхность блюдца занимают золотые и светло-оранжевые колосья, намекая на продуктивность совхозного хозяйства. Роспись выполнена в обобщенной манере, что отвечает как характерному для искусства фарфора 1960-х гг. лаконизму, так и находит параллели в более ранних работах Т. Н. Безпаловой-Ми-халевой с их довольно условными пейзажами. Колористическое решение росписи отвечает неярким краскам «северной» природы Ленинградской области: черный, светло-зеленый, желто-оранжевый, золотой и немного красного.

Тему политической агитации продолжают работы Т. Н. Без-паловой-Михалевой, созданные в преддверии 100-летия со дня рождения В. И. Ленина: чашка из серии «По Ленинским местам»

Илл. 3. С. Е. Яковлева (автор формы), Т. Н. Безпалова-Михале-ва (автор росписи). Ваза «По Ленинским местам». Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова. 1969. Фарфор, крытье подглазурное кобальтом, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2019. Фото А. В. Те-ребенин, Е. А. Ткачук

Илл. 4. С. Е. Яковлева (автор формы), М. Н. Мох (автор росписи). Сервиз «Гимн труду». Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова. 1967-1968.Фарфор, роспись надглазур-ная полихромная, позолота, цировка. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2019. Фото А. В. Теребенин, Е. А. Ткачук

(1968) и одноименная ваза. Тема «Ленинских мест в СССР» приобрела особую актуальность в преддверии юбилей вождя революции, получив распространение в краеведческой и популярной литературе, а также в изобразительном искусстве, фалеристике и филателии. Т. Н. Безпалова-Михалева обращается к событиям лета 1917 г., когда Ленин и Зиновьев скрывались от ареста в шалаше у озера Разлив в связи с обвинениями Временного правительства в организации июльских беспорядков в Петрограде. На тулове чашки «По Ленинским местам» (1968) помещено изображение шалаша, за которым виднеется лишенный листвы лес. На другой стороне надпись красным: «1917». Следует отметить, что изображение пейзажа и шалаша отличаются большей реалистичностью, чем ряд других пейзажей художника. Колористическое решение росписи предельно сдержанное, почти аскетичное: черный, коричневый, голубой цвета в пейзаже, отводка золотом по краю зева и красная надпись. Изображение шалаша на фоне пейзажа встречается в росписи вазы «По Ленинским местам»

(1969) (илл. 3). Здесь, однако, оно обрамлено золотой рамкой и дополнено графическими изображениями пурпурных цветов и черных ажурных листьев, которые контрастируют со строгим синим крытьем ножки. Подобное решение цветочных композиций в целом характерно для работ Т.Н. Безпаловой-Михалевой конца 1960-х — 1970-х гг. (ваза «Подарок друзьям» (1969)). С другой стороны тулова помещено монументальное изображение серпа, молота и колосьев золотом с цировкой в обрамлении аналогичных цветов. Активное использование золота и цветочных мотивов придает вазе праздничный характер.

Другой мастер, о котором пойдет речь в данной статье — Михаил Николаевич Мох — начал свою работу на Государственном фарфоровом заводе им. Ломоносова в 1929 г.

В творчестве Моха нашли отражение как тема политической агитации, так и образы Востока, литературные сюжеты, цветочные росписи, анималистические мотивы и т.д. Тема советских праздников и юбилеев получает развитие в росписях сервизов «Первомай» (1930) и «Юбилейный» (1932), ваз «Советские празд-

ники» (1931), «15 лет РККА» (1933). В ранних работах Моха особое внимание уделяется теме труда (сервизы «Металл» (1930), «Гончары» (1930)). Многие «агитационные» росписи Моха отличает лаконичность колористического решения, обобщенность форм и декоративная выразительность. Характеризуя известный сервиз «Металл» (1930), А. К. Лансере писала, что Мох выступает здесь как «последователь» Н. М. Суетина [7, с. 26]. В то же время росписи Моха, посвященные «восточной» тематике, характеризуются более тонкой проработкой деталей и орнаментальностью.

К теме труда художник обращается и в работах, посвященных 50-летнему юбилею революции. В росписи сервиза «Гимн труду» (1967-1968) (илл. 4) он прославляет различные виды труда, придавая советским людям героический и лапидарный облик. Роспись сервиза решена в красных, голубых, желтых, зеленых и золотых тонах. Яркие, локальные цвета сближают роспись М. Н. Моха с ранним фарфором, тесно связанным с творческими поисками авангарда в области формы и цвета. Сквозными мотивами росписи являются надпись «50 лет Октября» на фоне стяга и флаг с изображением серпа и молота.

Роспись сервиза «Гимн труду» охватывает широкий спектр тем, связанных с производством и строительством, а также уделяет определенное внимание темам искусства и освоения космоса. Тема выхода человека в космос была очень популярна в 1960-е гг. (неслучайно художник размещает ее на кофейнике — одном из самых крупных предметов сервиза) и нашла отражение в работах других художников Ленинградского фарфорового завода им. Ломоносова. Интерес к различным сферам жизни советского общества сближает сервиз «Гимн Труду» с традициями фарфора 1930-х гг., а его лаконичное композиционное и колористическое решение и «эмблематическая» трактовка сюжетов корреспондируют как с ранним творчеством М. Н. Моха, так и с эстетикой фарфорового искусства 1960-х гг.

В росписях ваз «Вся власть Советам!» (1967), «Последний штурм» (1968), «Накануне» (1969), «По Ленинскому пути» (1969) центральными становятся монументальные изображения во-

Илл. 5. Э. М. Криммер (автор формы), М. Н. Мох (автор росписи). Ваза «Накануне». Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова. 1969. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2019. Фото А. В. Теребенин, Е. А. Ткачук

ждя революции В. И. Ленина. Колористическое решение всех ваз очень близко к сервизу «Гимн труду»: красный, пурпур, голубой, золотой, зеленый придают им яркое, праздничное звучание. Композиционное решение ваз «Вся власть Советам!» (1967) и «Накануне» (1969) (илл. 5) во многом аналогично, поскольку они отсылают к одному и тому же событию — речи Ленина, произнесенной с броневика после его возвращения из эмиграции 3 апреля 1917 г. Название вазы «Вся власть Советам!» цитирует один из апрельских тезисов Ленина. С одной стороны тулова помещено стилизованное изображение Ленина на броневике, восходящее к памятнику вождю революции у Финляндского вокзала в Ленинграде. К «воспроизведению» этого изображения М. Н. Мох уже обращался ранее в росписи вазы «25 Октября 1917 года («Ленин — вождь Октября»)» (1939) с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». На заднем плане помещено изображение города («Вся власть Советам!») или праздничные стяги («Накануне»). На другой стороне тулова вазы, посвященной юбилею революции, помещено изображение серпа и молота и надпись «50». Тулово вазы, созданной в честь 100-летия со дня рождения Ленина, украшено изображением красных знамен, на которых золотом с цировкой написаны цифры 1870-1970.

Динамикой и экспрессией отличается роспись вазы «Последний штурм» (1967) (илл. 6), посвященная штурму Зимнего дворца в октябре 1917 г. С одной стороны тулова помещено изображение Ленина на броневике на фоне красного знамени, фабричных зданий, кранов и труб. Роспись корреспондирует с композицией вазы «Вся власть Советам!» (1967). С другой стороны размещается изображение Александровской колоны и арки Главного штаба. Сквозным мотивом росписи являются языки пламени, охватывающие ниж-

нюю часть композиции, которые символизируют «мировой пожар» революции. В верхней части вазы помещены лозунги: «Вся власть советам! Мир народам!». Роспись вазы «По Ленинскому пути» (1969) отличается большей повествовательностью. На фоне знамен с одним из «канонических» портретов В. И. Ленина и цветных лучей прожекторов по кругу расположены фигуры революционных солдат и матроса, шахтеров, спортсменов, космонавта, колхозницы и рабочего. Нижняя часть тулова декорирована золотым фризом с надписью: «Мы наш, мы новый мир построим»9. Проанализировав композиции «юбилейных» ваз М. Н. Моха, можно отметить склонность художника к цитированию и самоцитированию (воспроизведение «канонических» изображений В. И. Ленина; варьирование сходных мотивов, обращение к собственным более ранним творческим решениям), а также присущую им репрезентативность, умело сбалансированную выразительной лаконичной колористической гаммой и трактовкой форм.

Таким образом, в творчестве Т. Н. Безпаловой-Михалевой и М. Н. Моха 1960-х гг. прослеживается преемственность искусству агитационного фарфора 1920-х-1930-х гг. (использование лозунгов и эмблем, объединение цветочных росписей с советскими символами, активная работа с цветом, стилизация форм, элементы повествовательности), которая органично сочетается с лаконичностью и выразительностью нового художественного языка. Работы Т. Н. Безпаловой-Михалевой и М. Н. Моха 1960-х гг. корреспондируют как с их собственными более ранними произведениями, связанными с темой политической агитации, так и находят параллели в творчестве других художников-фарфори-стов, создававших «юбилейные» композиции.

Илл. 6. С. Е. Яковлева (автор формы), М. Н. Мох (автор росписи). Ваза «Последний штурм». Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова. 1967. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2019. Фото А. В. Теребенин, Е. А. Ткачук

Примечания:

1 Следует отметить, что «агитационная» функция не была чужда искусству фарфора и ранее: достаточно вспомнить настольные украшения екатерининских сервизов или чернильный прибор Павла I, являвшиеся репрезентацией ценностей императорской власти. В числе непосредственных прототипов раннего советского фарфора — «патриотические фаянсы» времен Великой французской революции [1, с. 59].

2 О фарфоре 1920-х-1930-х гг. см. подробнее: [1;3;4; 5;7;9].

3 О творчестве мастеров Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова см. подробнее: [4;7;8]

4 На заседании художественно-технического совета ВИАлегпрома от 15-19 ноября 1966 г. по просмотру «новых видов фарфорово-фа-янсовых изделий, а также сувенирных и подарочных изделий к 50-летию Советской власти» были рассмотрены «828 новых видов изделий, разработанных 29 фарфорово-фаянсовыми заводами Союзных республик. Рекомендовано для внедрения в производство 705 новых видов изделий» (ЦГА СПб, ф. 1181, оп. 27 (4), д. 754б, л.1). В их числе — 74 новых вида изделий и рисунков, представленных Ленинградским фарфоровым заводом им. Ломоносова. Совет решил «рекомендовать к выпуску 74 изделий, в том числе 62 с оценкой "отлично"» (ЦГА СПб, ф. 1181, оп. 27 (4), д. 754б, л.2). Оценки «отлично» удостоились работы А.Е. Бессонова, А. Н. Семеновой, Э. М. Криммера,

H. Б. Гусевой, В. М. Городецкого, К. Г. Косенковой, Л. И. Лебединской, Е. Г. Фирсовой, С. П. Богдановой, Л. В. Протоповой и др.

5 На заседании художественно-технического совета ВИАлегпрома от 10-13 июня 1969 г. были рассмотрены «359 новых видов сувенир-но-подарочных изделий, посвященных 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, разработанных 20-тью заводами союзных республик. Из них рекомендованы в производство 259 образцов» (ЦГА СПб, ф. 1181, оп. 27 (4), д. 915, л.1). В их числе — 62 новых вида сувенирно-по-дарочных изделий и рисунков, представленных Ленинградским фарфоровым заводом им. Ломоносова. Совет решил «рекомендовать к выпуску 57 изделий, в том числе 34 с оценкой "отлично"» (ЦГА СПб, ф. 1181, оп. 27 (4), д. 915, л.2). Оценки «отлично» удостоились работы Л. В. Протоповой, С. П. Богдановой, А. Н. Семеновой, Л. И. Лебединской, М. Н. Моха, К. Г. Косенковой, А. Е. Бессонова и др. (Там же, л. 2-5).

6 На заседании художественно-технического совета ВИАлегпрома от 15-19 ноября 1966 г. композиции юбилейных ваз Т. Н. Безпа-ловой-Михалевой «Ночь в Октябре», «Весь мир насилья мы разрушим», «Золотой сноп» удостоились оценки «отлично» (ЦГА СПб, ф. 1181, оп. 27 (4), д. 754б, л. 7).

7 Вставай, проклятьем заклеймённый, Весь мир голодных и рабов! Кипит наш разум возмущённый

И смертный бой вести готов. Весь мир насилья мы разрушим До основанья, а затем Мы наш, мы новый мир построим, — Кто был ничем, тот станет всем.

8 Вихри враждебные веют над нами, Тёмные силы нас злобно гнетут.

В бой роковой мы вступили с врагами, Нас ещё судьбы безвестные ждут. Но мы подымем гордо и смело Знамя борьбы за рабочее дело, Знамя великой борьбы всех народов За лучший мир, за святую свободу.

9 На заседании художественно-технического совета ВИАлегпрома по просмотру сувенирно-подарочных изделий, посвященных 100-летию со дня рождения В. И. Ленина ваза «По Ленинскому пути» (1969) удостоилась оценки «отлично» и была рекомендована к производству (ЦГА СПб, ф. 1181, оп. 27 (4), д. 915, л. 4)

Список литературы:

I. Андреева Л. В. Советский фарфор. 1920-1930 годы. М.: Советский художник, 1975. 339 с.

2. Безпалова-Михалева Т. Н. Обо мне и о моих товарищах // Форум для коллекционеров антиквариата. URL: http://www.antique-salon. ru/forum/lofiversion/index.php/t68367.html (дата обращения: 22.12.2018)

3. Вокруг квадрата: каталог выставки / Т.В. Кудрявцева, Т.В. Кумзерова и др. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2005. 159 с.

4. Голос времени. Советский фарфор: искусство и пропаганда: каталог выставки / Т. В. Кумзерова, Н. А. Щетинина, Н.С. Петрова, И. К. Майстренко и др. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2017. 240 с.

5. Государственный фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова. Художественный фарфор: каталог / Автор вступит. статьи Е. Я. Данько. Л., 1938. 84 с.

6. Киселева Т. Источник творчества — сама жизнь //Трудовая победа. 1972. № 24. С. 4.

7. Лансере А К. Советский фарфор. Л.: Художник РСФСР, 1974. 280 с.

8. Петрова Н. С. Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова. 1944-2004. СПб.: Оркестр, 2006. 719 с.

9. Самецкая Э. Б. Советский агитационный фарфор. М.: IP-Media, 2004. 480 с.

10. Силина М. Владимир Ленин и советская мемориальная индустрия // Центр экспериментальной музеологии. URL: http://redmu-seum.church/lenin_commemoration (дата обращения: 22.12.2018)

References:

Andreeva L. V. Sovetskiifarfor. 1920-1930 gody (Soviet Porcelain. 1920s — 1930s). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1975. 339 p. (in Russian) Bezpalova-Mikhaleva T. N. Obo mne i o moikh tovarishchakh (About Me and My Comrades). Forum dlia kollektsionerov antikvariata (Forum of Antiques Collectors). Available at: http://www.antique-salon.ru/forum/lofiversion/index.php/t68367.html (accessed: 22.12.2018) (in Russian) Kudriavtseva T. V.; Kumzerova T. V. and others. Vokrug kvadrata: katalog vystavki (Around, the Square: Exhibition Catalog). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2005. 159 p. (in Russian)

Kumzerova T. V. and others. Golos vremeni. Sovetskii farfor: iskusstvo i propaganda: katalog vystavki (The Voice of the Time. Soviet Porcelain: Art and Propaganda. Exhibition catalog). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2017. 240 p. (in Russian)

E. Ia. Dan'ko. Gosudarstvennyi farforovyi zavod imeni M. V. Lomonosova. Khudozhestvennyi farfor: katalog (The State Porcelain Factory Named, after M. V. Lomonosov. Art Porcelain: Catalog). Leningrad, 1938. 84 p. (in Russian)

Kiseleva T. Istochnik tvorchestva — sama zhizn' (The Source of Creativity — the Life Itself). Trudovaia pobeda (Labor Victory), 1972, no. 24, p. 4. (in Russian) Lansere A. K. Sovetskii farfor (Soviet Porcelain). Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1974. 280 p. (in Russian)

Petrova N. S. Leningradskii farforovyi zavod, imeni M. V. Lomonosova. 1944-2004. (Leningrad. Porcelain Factory Named, after M. V. Lomonosov. 1944-2004). Saint Petersburg, 2006. 719 p. (in Russian)

Sametskaia E. B. Sovetskii agitatsionnyifarfor (Soviet Propaganda Porcelain). Moskow, IP-Media Publ., 2004. 480 p. (in Russian)

Silina M. Vladimir Lenin i sovetskaia memorial'naia industriia (Vladimir Lenin and Soviet Memorial Industry). Tsentr eksperimental'noi muze-

ologii (The Centre of Experimental Museology). Available at: http://redmuseum.church/lenin_commemoration (accessed: 22.12.2018) (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.