Научная статья на тему 'Алексей песегов. Фарфоровых дел мастер'

Алексей песегов. Фарфоровых дел мастер Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
702
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕСЕГОВ АЛЕКСЕЙ СЕМЕНОВИЧ / ХУДОЖНИК-КЕРАМИСТ / СКУЛЬПТОР / АРТЕМ / ВЛАДИВОСТОК / АРТЕМОВСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД / ПРИМОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ / PESEGOV ALEXEY SEMENOVICH / ARTIST / CERAMIST / SCULPTOR / ARTEM / VLADIVOSTOK / ARTEM PORCELAIN FACTORY / PRIMORYE STATE ART GALLERY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Варламова Людмила Ивановна

Статья посвящена 95-летию со дня рождения Алексея Семеновича Песегова -старейшего члена Приморского отделения ВТОО «Союз художников России», заслуженного художника РФ, художника-керамиста, вложившего свою творческую энергию в создание первого фарфора в советском Приморье. По первоисточникам исследуется биография А.С. Песегова, история его профессиональной деятельности и его окружения в художественной мастерской Артемовского фарфорового завода (1964-1988 гг.), выставочная деятельность, комплектование коллекции Приморской государственной картинной галереи авторскими произведениями мастера. Впервые в научный оборот вводится большой массив биографических сведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alexey Pesegov. The porcelain master

The article is devoted to the 95th anniversary of the birth of Alexey Semyonovich Pesegov is the oldest member of the Primorsky branch of the Union of artists of Russia, honored artist of Russian Federation, ceramic artist who invested his creative energy in the creation of the first porcelain in the Soviet Primorye. The author used primary sources for research of biography of A.S. Pesegov and the story of his work on Artem porcelain factory (1964-1988), also exhibition activities, artworks of the master in the collection of Primorye state gallery. For the first time a large array of Pesegov’s biographical information is introduced in scientific use.

Текст научной работы на тему «Алексей песегов. Фарфоровых дел мастер»

The Art Of Eurasia No. 2 (13) • 2019

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.011

УДК 7.071.1

АЛЕКСЕЙ ПЕСЕГОВ. ФАРФОРОВЫХ ДЕЛ МАСТЕР

Варламова Людмила Ивановна Старший научный сотрудник Приморской государственной картинной галереи. Россия, г. Владивосток. [email protected]

Статья посвящена 95-летию со дня рождения Алексея Семеновича Песегова — старейшего члена Приморского отделения ВТОО «Союз художников России», заслуженного художника РФ, художника-керамиста, вложившего свою творческую энергию в создание первого фарфора в советском Приморье. По первоисточникам исследуется биография А.С. Песегова, история его профессиональной деятельности и его окружения в художественной мастерской Артемовского фарфорового завода (1964— 1988 гг.), выставочная деятельность, комплектование коллекции Приморской государственной картинной галереи авторскими произведениями мастера. Впервые в научный оборот вводится большой массив биографических сведений.

Ключевые слова: Песегов Алексей Семенович, художник-керамист, скульптор, Артем, Владивосток, Артемовский фарфоровый завод, Приморская государственная картинная галерея.

Библиографическое описание для цитирования:

Варламова Л.И. Алексей Песегов. Фарфоровых дел мастер // Искусство Евразии. — 2019. - № 2 (13). - С. 125-136. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.011. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1431023/21/

В 2019 году исполняется 95 лет Алексею Семеновичу Песегову — старейшему члену Приморского отделения ВТОО «Союз художников России», художнику-керамисту, вложившему всю свою творческую энергию в создание первого фарфора в советском Приморье [4]. Почти четверть века он работал на Артемовском опытно-экспериментальном фарфоровом заводе (АОЭФЗ) в разных должностях: художник, старший художник, главный художник (1964—1965, 1974), скульптор, старший скульптор, главный скульптор (1966—1988) [7].

В 1988 году А.С. Песегову были присвоены звания «Почетный работник Артемовского фарфорового завода» и «Ветеран труда». В 2001 г. за заслуги в области искусства указом президента Российской Федерации В.В. Путина он получил почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации», в 2004 был удостоен звания кавалера Почетного знака города Артема, а 27 июня 2007 года стал Почетным жителем Артемовского городского округа [1].

Аннотация

The Art Of Eurasia No. 2 (13) • 2019

В 1960—1980-е годы Алексей Семенович достойно представлял приморский фарфор на международных торгово-промышленных выставках в Японии, Канаде, ФРГ, Финляндии. В России можно отметить его участие на всесоюзной выставке «Урал, Сибирь, Дальний Восток» (Москва, 1971), республиканских — «Мы строим БАМ» (Улан-Удэ, 1978) и «50 лет Комсомольску-на-Амуре» (Комсомольск-на-Амуре, 1982), на зональных выставках «Советский Дальний Восток» (1967—1990) и, конечно, на

краевых выставках приморского декоративно-прикладного искусства во Владивостоке2.

Персональных выставок у мастера было шесть. Первая прошла в 1985 году в Народной галерее поселка Заводской Надеждинского района Приморского края, вторая — в 2000-м в Приморском государственном объединенном музее им. В.К. Арсеньева, остальные — в Историко-краеведческом музее города Артема [2].

Рис. 1. Алексей Семенович Песегов. Фото, 1964 год. Артем.

Художник родился 3 апреля 1924 года в селе Усть-Ерба Боградского района Хакасской автономной области Красноярского края в рабочей семье [4]. В 27 лет по направлению Министерства культуры Молдавской ССР, выдержав большой конкурс, поступил учиться в Одесское художественное училище им. М.Б. Грекова на отделение керамики (1951—1956). Учебу окончил с отличием по мастерской профессора П.С. Коновского, получив специальность художника-керамиста [4]. Дипломной работой стал чернильный набор «Сказка о царе Салтане» из пяти предметов: чернильница, пресс, пепельница и два бокала для ручек. Набор был создан

2 Каталоги выставок А.С. Песегова в России и за рубежом: Международная торгово-промышленная выставка, Япония, Осака (1966); Всемирная выставка «Экспо-67», Канада, Монреаль (1967); «Художники Урала, Сибири, Дальнего Востока», Москва (1971); республиканская выставка «50 лет Комсомольску-на-Амуре», Комсомольск-на-Амуре (1982); республиканская выставка «Мы строим БАМ», Улан-Удэ (1978); II зональная выставка «Советский Дальний Восток», Москва (1967); III зональная выставка «Советский Дальний Восток», Улан-Удэ (1969); IV зональная выставка «Советский Дальний Восток», Владивосток (1974); V зональная выставка «Советский Дальний Восток», Чита (1980); Международная торгово-промышленная выставка, ФРГ, Берлин (1984); VI зональная выставка «Советский Дальний Восток», Владивосток (1985); Национальная выставка произведений художников СССР, Финляндия, Хельсинки (1987); VII зональная выставка «Советский Дальний Восток», Якутск (1990).

The Art Of Eurasia No. 2 (13) • 2019

по мотивам сказки в стихах А.С. Пушкина. Форму и декор художник придумал сам. Тут и «Бочка по морю плывет...», и «Белка семечки грызет», и сама Царевна Лебедь с поверженным коршуном у ее ног [3].

После окончания учебы Песегов уехал в Новокузнецк, где работал художником-оформителем в различных организациях и в 1959 году женился на Елизавете Ивановне Федорко (Песеговой, 1923 г. рожд.). С 1 декабря 1959 года он начал работать скульптором в художественной лаборатории Хайтинского фарфорового завода в поселке Хайта Иркутской области. С 1960 стал выставлять свои авторские произведения на областных выставках в Иркутске. Это были чайные сервизы «Таежный» и «Красные чумы», винный набор «Кедровый», вазы. В Хайте по специальному заказу для президента ЧССР Антонина Новотнова художник создал винный набор «Сибирский» (рис. 2) [4]. В 1960 году у него родилась дочь Наталья и, чтобы решить жилищный вопрос, он переехал в Ангарск, где работал в художественных мастерских Иркутского отделения Художественного фонда РСФСР. В ноябре 1964 года администрация строящегося в Приморье Артемовского опытно-экспериментального фарфорового завода (далее — АОЭФЗ) пригласила его на работу [7]. Так в свои сорок лет он оказался на Дальнем Востоке.

Рис. 2. Песегов А.С. Винный набор «Сибирский». Хайтинский фарфоровый завод, 1963 г. Фарфор, роспись, тонированный кобальт.

В послереволюционное время фарфоровых заводов на Дальнем Востоке не было. Но до революции (до 1900 года) в Приморье существовала фарфоровая фабрика предпринимателя А.Д. Старцева на острове Путятин. Знаменательно, что и в советское время, после открытия Артемовского (1965) и Владивостокского (1971) фарфоровых заводов, именно фарфоровое производство получило наибольшее развитие в художественной промышленности края. АОЭФЗ, первенец фарфоровой промышленности Приморья, славился своим тонкостенным фарфором необыкновенной белизны, высоким качеством, оригинальностью и совершенством

ТЬе Ал Of Eurasia N0. 2 (13) • 2019

форм [1]. Завод использовал не только привозное, но и местное сырье (Гусевское месторождение фарфорового камня — дацита близ поселка Барабаш). Его продукция — столовые, чайные, кофейные сервизы, чайники, масленки, бокалы и вазы — поставлялась в 23 области и края Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.

«Строительство Артемовского фарфорового завода началось в 1958 году и велось до 1963 года. В декабре 1964 был подписан акт о сдаче в эксплуатацию АФЗ. В январе затопили печи, чтобы вывести их на рабочий режим. 16 марта 1965 года первая продукция поступила в торговые организации Приморья. К 1967 году завод освоил проектную мощность: 3 миллиона изделий в год. К 1975 году производство увеличилось до 6 миллионов изделий. Ассортимент составлял 70 наименований. Фарфор поставляли до Урала. К этому времени на предприятии работало 960 человек. Около 100 человек были подобраны для обучения профессии фарфориста и направлены на Дмитриевский и Дулевский фарфоровые заводы в Подмосковье. Часть ведущих специалистов была приглашена с действующих фарфоровых заводов: скульпторы, художники, модельщики, технологи. Песегов А.С. один из приглашенных на работу - первый скульптор», - пишет главный хранитель МКУ «Историко-краеведческий музей города Артема» Александр Владимирович Синцов [1].

В Архивном отделе Артемовского городского округа автором статьи были найдены очень краткие, ранее неизвестные сведения о специалистах АОЭФЗ, которые работали в заводской художественной лаборатории, созданной Песеговым в 1965 году. Эти мастера четверть века совершенствовали сложную технологию производства тонкостенного артемовского фарфора, налаживали его производство, разрабатывали и технически выверяли изделия массового выпуска, создавали авторские росписи и формы сервизов, наборов посуды, сувениров. Как и Песегов, почти все они стали членами Союза художников СССР, участниками краевых, зональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных художественных и художественно-промышленных выставок.

В 1964 году одновременно с Алексеем Семеновичем с Хайтинского фарфорового завода в Артем приехали скульптор-модельщик Владимир Геннадьевич Кузнецов и художник Анатолий Александрович Северов.

В.Г. Кузнецов родился в 1939 году в селе Мишелевка Усольского района Иркутской области. На Хайтинском заводе работал с 1958 года, сначала учеником скульптора-модельщика, потом модельщиком в заводской художественной лаборатории и в опытно-экспериментальном цехе. По направлению дирекции АОЭФЗ учился в Гжельском силикатно-керамическом техникуме (1969-1972) по специальности «Технология керамики», получив квалификацию техника-технолога. В 1973 году он уволился в связи с переменой места жительства [5].

Анатолий Александрович Северов родился в 1938 году в Вологде. Учился в художественном училище поселка Песочное Ярославской области (1953-1955). С 1955 года работал художником на Хайтинском фарфоровом заводе. В 1964 году был принят слесарем 5 разряда на еще строившийся тогда АОЭФЗ. Дирекцией завода был направлен учиться во Владивостокское художественное училище на живописно-педагогическое отделение (1967-1971), а после окончания учебы вернулся на завод [6].

Среди других талантливых мастеров, работавших вместе с А.С. Песеговым в заводской художественной лаборатории в период становления АОЭФЗ (1960-е годы), можно упомянуть супругов Аркадия Федоровича и Александру Родионовну

ТЬе Ай Of Eurasia N0. 2 (13) • 2019

Архиереевых. В 1967 году они были приглашены старшими художниками переводом с Коростенского фарфорового завода (г. Коростень, Житомирская область УССР).

Аркадий Федорович Архиереев (1914-1982) родился в деревне Подолино Палехского района Ивановской области РСФСР. Он был членом Союза художников СССР с 1938 года, участником Великой Отечественной войны. Окончил Палехскую профессионально-техническую школу древней живописи (1930-1933), получив квалификацию «художник миниатюры древней живописи», и Палехское художественное училище древней живописи (1935-1938), отделение монументально-декоративной живописи, получив аттестат первой категории. До войны А.А. Архиереев работал художником палехской «Артели древней живописи» (1933-1935), а после нее был главным художником Довбышского фарфорового завода (1950-1951, г. Довбыш, Житомирская область УССР), художником, начальником цеха и главным художником на Коростенском фарфоровом заводе (1951-1967) [6].

Александра Родионовна Архиереева родилась в 1924 году в селе Чапищево Прудковского района Смоленской области. Училась в Днепропетровском государственном художественном училище им. Е.В. Вучетича на живописно-педагогическом отделении (1944-1949) и в Львовском институте декоративно-прикладного искусства на факультете художественной керамики (1950-1956). Квалификация - художник декоративного искусства. С 1957 по 1967 год работала художником Коростенского фарфорового завода, член Союза художников СССР с 1972 года. Архиереевы уволились с АОЭФЗ в 1974, одновременно с А.А. Северовым, переводом на Богдановический фарфоровый завод. [6].

В 1965 году из города Армавир по направлению на АОЭФЗ приехал Анатолий Валентинович Прочко. С 1966 по 1973 год он был главным художником завода. Через год из Москвы к нему приехала жена, художник-керамист Валентина Ивановна Прочко. Анатолий Валентинович родился в 1938 году в селе Ардон Ардонского района СевероОсетинской АССР. Окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище (1960-1965), отделение художественной керамики [5]. Валентина Ивановна родилась в 1941 году в селе Деденево Дмитровского района Московской области. Окончила Гжельский силикатно-промышленный техникум, отделение художественной керамики (1957-1962). С 1966 по 1973 год работала художником 1-й категории в художественной лаборатории АОЭФЗ. В 1973 году Анатолий и Валентина Прочко уволились переводом на Прокопьевский фарфоровый завод (г. Прокопьевск Кемеровской области) [5].

В 1970-е годы молодые мастера, пришедшие на завод, привнесли в артемовский фарфор новые, свежие творческие идеи. В росписях Татьяны Григорьевны Матюхиной, ученицы и последовательницы ленинградской школы художественного фарфора, впервые появились лирические пейзажи, жанровые и портретные композиции. Татьяна Григорьевна Матюхина (1946, Хабаровск - 2013, Артем) окончила живописно-педагогическое отделение Владивостокского художественного училища (1963-1968) и Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (1969-1974), получив квалификацию художника-керамиста. Она была членом Союза художников СССР (с 1978 г.), членом Приморского отделения ВТОО «Союз художников России» (с 1992 г.), лауреатом Артемовского городского округа по изобразительному искусству (2007 г.). На АОЭФЗ работала с 1974 года: с 1991 г. - скульптором I категории, с января 1994 по сентябрь 1995 гг. - живописцем-исполнителем [8].

ТЬе Ал Of Eurasia N0. 2 (13) • 2019

Людмила Васильевна Смирнова (Рыбалочко) родилась в 1940 году на разъезде Хехцир Хабаровского края. В 1962 окончила Семеновское художественно-промышленное училище в городе Горьком и по распределению приехала во Владивосток. С 1975 по 1980 год Л.В. Смирнова — главный художник Владивостокского фарфорового завода. С 1980 по 1984 гг. — главный художник Туймазинского фарфорового завода (Республика Башкортостан, г. Туймазы). С 1984 по 1988 гг. — главный художник АОЭФЗ [7].

Во времена хрущевской оттепели Песегов и другие вышеназванные художники его окружения, ведущие специалисты завода, работали в стиле минимализма 1960-х годов, предельно упрощая форму и росписи фарфоровых изделий массового производства. Уже в 1966 году художественный совет Приморского отделения легкой промышленности дал оценку «отлично» сразу двум новым видам продукции артемовского фарфорового завода. Это были чайный сервиз «Север» (рис. 3) и чайно-кофейный сервиз «Золотые листья» (автор формы — А.С. Песегов, автор росписи — В.И. Прочко). Их признали соответствующими мировым стандартам и отобрали для советской Торгово-промышленной выставки в Японии. В 1966 году чайный сервиз «Север» экспонировался на международной Торгово-промышленной выставке в городе Осака. Чайно-кофейный сервиз «Золотые листья» экспонировался на Всемирной выставке «ЭКСПО-67» в Монреале. В 1972 году А.С. Песегов получил первую премию ВДНХ (г. Москва) за чайный сервиз «Золотые листья» и стал лауреатом Всесоюзного конкурса газеты «Известия» на лучшие товары массового спроса.

Рис. 3. Чайный сервиз «Север». Артемовский фарфоровый завод.

Автор формы «Бочоночек» — А.С. Песегов, автор росписи «Север» — А.А. Северов.

Место хранения: Историко-краеведческий музей г. Артема.

В 1987 году на национальной Торгово-промышленной выставке СССР в Хельсинки экспонировался набор «Тет-а-тет. Свадебный» (рис. 4). В 1984 году на международной Торгово-промышленной выставке в Берлине был представлен кофейный сервиз «Элегантный» (автор формы — А.С. Песегов, автор росписи — Т.Г. Матюхина).

The Art Of Eurasia No. 2 (13) • 2019

Рис. 4. Набор подарочный «Тет-а-тет. Свадебный». Автор формы «Элитный» — А.С. Песегов, автор росписи — Т.Г. Матюхина. Артемовский фарфоровый завод. Из личной коллекции А.С. Песегова.

В собрании Приморской государственной картинной галереи в основном фонде находится 188 музейных предметов приморского декоративно-прикладного искусства. Из них 150 - фарфор и другие виды керамики. Авторских работ Алексея Семеновича, представляющих первый фарфор советского Приморья в основном фонде, немного. Это чайно-кофейный сервиз «Лотос» (рис. 5) и чайный набор «Праздник Нептуна» (1972, 6 предметов, закупка УК Примкрайиспомкома в 1972 году, фарфор, роспись надглазурная, краски, золото, ПР-116-122) [3].

Рис. 5. Сервиз «Лотос», 6 предметов. 1969 г., АОЭФЗ. Фарфор, роспись надглазурная, краски, золото. Из собрания Приморской государственной картинной галереи.

ТЬе Ай Of Eurasia N0. 2 (13) • 2019

В 2000-м году Алексей Семенович подарил ПГКГ панно «Весна» (рис. 6). История его создания необычна. Летом 1970 года Песегов, находясь в Москве, неожиданно получил предложение от правления Союза художников РФ поработать на всесоюзной творческой даче художников-керамистов в Дзинтари (Латвия) [2]. Образы панно «Весна», созданного там, ему подсказала память о природе и древней истории Приморья.

В шамоте, пластичном и податливом материале, художник изобразил пару пятнистых оленей, под ногами которых растут лотосы. Между оленями в центре он поместил удэгейский орнамент, символизирующий вечность, а над их спинами — ветви элеутерококка. Рога оленихи изображены в виде цветка элеутерококка, а рога оленя — в виде подковы. На ней видны веточки с листочками, крайний из которых имеет форму сердца, которое олень как бы дарит своей подруге. Когда Песегов выставил панно «Весна» и скульптурную композицию «Кабаны» на отчетной выставке, руководитель заезда художников-керамистов академик Алде Какабадзе обняла его и сказала: «Еще один художник родился!». Переплетая приморские природные мотивы и удэгейский этнический орнамент, Алексей Семенович создал в Дзинтари изумительные керамические изделия в современной стилистике.

Песегов был сильной творческой личностью, способной сопротивляться постороннему влиянию, отстаивать свои творческие интересы и убеждения. Как главный скульптор и, периодически, главный художник АОЭФЗ он мог позволить себе работать свободно и, не нуждаясь в компромиссах, обновить уже существовавшие, признанные решения, начиная с выбора формы и сюжета. В начале творческого пути, работая на Хайтинском фарфоровом заводе, мастер пытался обращаться к авангардным традициям советского агитфарфора, например, в чайном сервизе «Красные чумы».

Рис. 6. Песегов А. С. Декоративное панно «Весна». 1970 г. Шамот, ангоб, цветные глазури. 48,5 х 32. Из собрания Приморской государственной картинной галереи.

ТЬе Ай Of Eurasia N0. 2 (13) • 2019

Но с середины 1960-х годов пафос политизированного соцреализма уже не привлекает мастера, и он подчиняет свое искусство чисто практическим задачам.

На АОЭФЗ творческой мерой Песегова становится не новаторская исключительность, а обычная человеческая норма. Тяготея к миру изящных, камерных вещей, он избегал крупных масштабов, тяжелых, массивных форм, прямых статичных линий и только в заказных юбилейных вазах сохранял внушительную массивность, строгость и торжественность формы. Рисунок и цвет у него не теряют натуральность, но и не делаются отчетливыми до чрезмерной жесткости. От рококо идет любовь мастера к мягким овалам и изгибам, от русского народного творчества - к посудным формам в виде кувшина, снопика, бочоночка. Чтобы сохранить «фарфористость» артемовских изделий, показать необыкновенную белизну материала, Песегов, как правило, не записывал форму полностью, добиваясь ее полной гармонии с росписью. Женственность была для него критерием красоты.

Сегодня уникальные авторские произведения фарфоровых дел мастера из Артема являются поистине национальным достоянием. В них царят простота и практичность, легкость и изящность формы, нежность и мягкая гармония колорита. Эти качества, характерные для индивидуальной манеры Алексея Песегова, легли в основу фирменного стиля артемовского фарфора.

В советское время фарфоровые заводы Урала, Сибири и Дальнего Востока России обменивались специалистами, технологиями разработки рецептуры фарфоровой массы и глазури, поддерживая друг друга. В годы перестройки ведущие фарфоровые заводы этого гигантского азиатского региона России - Богдановический, Прокопьевский, Туйманзинский, Владивостокский и Артемовский, став акционерными обществами, не выдержали конкуренции с наводнившей страну импортной продукцией и были закрыты. В 1988 году АОЭФЗ перевели на хозрасчет, в 1990-е намеревались провести его реконструкцию, в 2003 - закрыли. Музей художественной лаборатории завода был передан Историко-краеведческому музею города Артема. Сегодня там находится более 40 авторских работ Алексея Семеновича [1], первоклассных образцов, по которым можно восстановить их производство.

Произведения А.С. Песегова находятся в дирекции ГВМЦ РОСИЗО (Москва), в Читинском художественном областном художественном музее, в Приморской государственной картинной галерее, в Приморском государственном объединенном музее им. В.К. Арсеньева, в Историко-краеведческом музее города Артема, в частных коллекциях в стране и за рубежом [3]. Среди наград «короля приморского фарфора»: Золотая медаль ВТОО «Союз художников России», Почетный знак ВДНХ и первая премия за чайный сервиз «Золотые листья» (1972), Почетные знаки лауреата Всесоюзного конкурса газеты «Известия» на лучшие товары массового спроса (1972, 1982 гг.), почетная грамота губернатора Приморского края С.М. Дарькина, почетные грамоты и благодарности администраций АОЭФЗ, Приморского отделения Союза художников РСФСР, департамента культуры Приморского края [2].

ТЬе Ай Of Eurasia N0. 2 (13) • 2019

Литература

1. Архив МКУ «Историко-краеведческий музей города Артема», справка главного хранителя А.В. Синцова «Алексей Семенович Песегов».

2. Архив А.С. Песегова (личный).

3. Архив ГАУК «Приморская государственная картинная галерея».

4. Архив Приморского отделения ВТОО «Союз художников России. Личное дело

A.С. Песегова.

5. Архивный отдел Артемовского городского округа. АОЭФЗ, личные карточки дел на уволенных специалистов за 1973, 1974, 1988, 1995 гг. Ф. 5, оп. 1, д. 118а. —

B.И. Прочко, А.М. Прочко, В.Г. Кузнецов.

6. Архивный отдел Артемовского городского округа. АОЭФЗ, личные карточки дел на уволенных специалистов за 1973, 1974, 1988, 1995 гг. Ф. 5, оп. 1, д. 128а — А.Ф. Архиереев, А.Р. Архиереева, А.А. Северов.

7. Архивный отдел Артемовского городского округа. АОЭФЗ, личные карточки дел на уволенных специалистов за 1973, 1974, 1988, 1995 гг. Ф. 5, оп. 1, д. 294 — Л.В. Смирнова, А.С. Песегов.

8. Архивный отдел Артемовского городского округа. АОЭФЗ, личные карточки дел на уволенных специалистов за 1973, 1974, 1988, 1995 гг. Ф. 5, оп. 1, д. 375 — Т.И. Матюхина.

9. Костюкова Л. Из детского приемника — в короли фарфора / / Выбор (г. Артем). — 2009. - 3 апр. - С. 12.

10. Нестеренко З. Звездный час Алексея Песегова // Спад (Артем). — 1999. — 7 апр.;

11. Художник Алексей Песегов // Артем. 60 лет: фотоальбом. — 1998. — С. 86-87: фот.

Статья поступила в редакцию 02.02.2019 г.

The Art Of Eurasia No. 2 (13) • 2019

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.011

ALEXEY PESEGOV. THE PORCELAIN MASTER

Varlamova Lyudmila Ivanovna

Senior Researcher at the Primorsky State Art

Gallery.

Russia, Vladivostok. [email protected]

The article is devoted to the 95th anniversary of the birth of Alexey Semyonovich Pesegov is the oldest member of the Primorsky branch of the Union of artists of Russia, honored artist of Russian Federation, ceramic artist who invested his creative energy in the creation of the first porcelain in the Soviet Primorye. The author used primary sources for research of biography of A.S. Pesegov and the story of his work on Artem porcelain factory (1964—1988), also exhibition activities, artworks of the master in the collection of Primorye state gallery. For the first time a large array of Pesegov's biographical information is introduced in scientific use.

Keywords: Pesegov Alexey Semenovich, artist, ceramist, sculptor, Artem, Vladivostok, Artem porcelain factory, Primorye state art gallery.

Bibliographic description for citation:

Varlamova L.I. Alexey Pesegov. The porcelain master. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2019, No. 2 (13), pp. 125-136. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.011. Available at: https://readymag.com/u50070366/1431023/21/ (In Russian)

1. Archive of the Historical Museum of the city of Artyom, statement of the main curator A.V. Sintsov «Alexey Semenovich Pesegov».

2. Personal archive A.S. Pesegov.

3. Archive of the Primorsky State Art Gallery.

4. Archive of the Primorsky Branch of the Union of Artists of Russia. Personnel file of A.S. Pesegov.

5. Archive department of Artyomovsky city district. Artyomovsk Porcelain Factory, personal cards of affairs to dismissed specialists for 1973, 1974, 1988, 1995 F. 5, op. 1, d. 118a. -V.I. Prochko, A.M. Prochko, V.G. Kuznetsov.

6. Archive department of Artyomovsky city district. Artyomovsk Porcelain Factory, personal cards of affairs to dismissed specialists for 1973, 1974, 1988, 1995 F. 5, op. 1, d. 128a -A.F. Archiereev, A.R. Archiereeva, A.A. Severov.

7. Archive department of Artyomovsky city district. Artyomovsk Porcelain Factory, personal cards of affairs to dismissed specialists for 1973, 1974, 1988, 1995 F. 5, op. 1, d. 294 -L.V. Smirnova, A.S. Pesegov.

Abstract

References

The Art Of Eurasia No. 2 (13) • 2019

8. Archive department of Artyomovsky city district. Artyomovsk Porcelain Factory, personal cards of affairs to dismissed specialists for 1973, 1974, 1988, 1995 F. 5, op. 1, d. 375 -T.I. Matyukhina.

9. Kostyukova L. Iz detskogo priemnika — v koroli fafora [From the children's receiver — to the kings of porcelain]. Vybor — Choice, April 3, 2009, p. 12.

10. Nesterenko Z. Zvezdnyi chas Alekseya Pesegova [Alexey Pesegov's finest hour]. Spad — Recession, April 7, 1999.

11. Khudozpnik Aleksei Pesegov [Artist Alexey Pesegov]. Artem. 60 let: fotoal'bom [Artem. 60 years: photo album]. Artem, 1998, pp. 86-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received: February 02, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.