Научная статья на тему 'Принципы создания парадных дворцовых ваз на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге'

Принципы создания парадных дворцовых ваз на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1223
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фарфор / композиция / технология / форма / декор / рельеф / живопись / painting. / porcelain / composition / technology / shape / decor / relief

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Некрасова-Каратеева Ольга Леонидовна

В статье рассматриваются композиционные принципы создания фарфоро-вых парадных ваз, обусловившие уникальный характер этих произведений Им-ператорского фарфорового завода: функциональную целесообразность, развивающуюся технологию, художественно-образную выразительность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Некрасова-Каратеева Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Compositional Principles of Ceremonial Palace Vases at Saint-Petersburg Imperial Porcelain Factory

The article considers compositional principles of porcelain ceremonial palace vases as the basis of these artefacts unique nature characterized by functional expedi-ency, new technology, and expressive imagery.

Текст научной работы на тему «Принципы создания парадных дворцовых ваз на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге»

344

УДК 748 : 666.5 (470.23 - 25) «17/18»

О. Л. Некрасова-Каратеева

Принципы создания парадных дворцовых ваз на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге

В статье рассматриваются композиционные принципы создания фарфоровых парадных ваз, обусловившие уникальный характер этих произведений Императорского фарфорового завода: функциональную целесообразность,

развивающуюся технологию, художественно-образную выразительность.

The article considers compositional principles of porcelain ceremonial palace vases as the basis of these artefacts unique nature characterized by functional expediency, new technology, and expressive imagery.

Ключевые слова: фарфор, композиция, технология, форма, декор, рельеф, живопись.

Key words: porcelain, composition, technology, shape, decor, relief, painting.

Наиболее значимым достижением Императорского фарфорового завода (ИФЗ) стало создание интерьерных и подарочных ваз. Эти удивительные предметы представляют собой уникальные художественные композиции со сложной структурой форм и богатейшим декором от изысканных орнаментов до сюжетных, портретных и пейзажных живописных картин. На всех этапах творческого пути, от замысла до воплощения в материале, петербургские мастера разрабатывали собственные композиционные принципы, обеспечившие фирменные отличительные черты и особую ценность фарфора ИФЗ.

Первый базовый принцип - функциональной целесообразности -был осознаваем на ИФЗ как принцип изготовления оригинальных, высокохудожественных произведений. Завод создавался как императорская, элитная мануфактура, частное предприятие, владельцами которого были самые богатые и могущественные люди Российской империи. Идея связи престижа России с собственным фарфоровым производством обусловила щедрое финансирование производства самых дорогих и роскошных произведений. Эти цели подвигали создателей русского фарфора к свободному, неограничиваемому личному творчеству, которого от них ожидали и в котором они добивались невиданных ранее профессиональных успехов.

© Некрасова-Каратеева О. Л., 2015

345

Главным в параметрах принципа функциональной целесообразности интерьерных фарфоровых ваз ИФЗ был композиционный принцип их торжественной представительности. Перед заводом стояла цель изготавливать произведения, которые должны быть значимо ценными и дорогими подарками для правящих домов Европы и для знатных особ России. ИФЗ трудился также над созданием объектов великолепного убранства парадных царских резиденций (фарфоровые вазы, канделябры, скульптуры, рельефы, сервизы). Роскошь и пышность двора должны были свидетельствовать о величии и богатстве России, и фарфор способствовал достойному представительству Российской империи среди других европейских держав.

Естественным условием успешного решения таких задач было соблюдение принципа уникальности, так как заказчики и создатели русского фарфора учитывали индивидуальный характер адресата, его статус и эстетические предпочтения. Свободные от коммерческих целей и требований рынка руководители и мастера ИФЗ концентрировали свои усилия на решении художественных задач в создании самых изысканных, уникальных произведений из фарфора.

Положение придворной мануфактуры обязывало ИФЗ учитывать вкусы и запросы заказчиков, что являлось еще одним важным принципом создания уникальных фарфоровых изделий и влияло на их композиционное решение и художественно-стилистическую образность. Заказчиками были члены царской семьи, и их вкусы определяли стиль отделки царских резиденций и, вообще, стиль дворцового бытия.

Так, увлечение императрицы Елизаветы Петровны барочным стилем отразилось и в архитектуре, и в фарфоре. Философские и просветительские идеи Екатерины II воплотились в фарфоровых произведениях русского классицизма через своеобразную гармонию форм и росписей [2]. Русские императоры всегда обращали особое внимание на ИФЗ и влияли на характер его производства. Императрицы - жены русских императоров, дочери европейских правителей активно привносили в русскую жизнь элементы западных стилей. Тонкий художественный вкус Павла I и его супруги Марии Федоровны -женщины, художественно одаренной и образованной, потребовал от фарфористов создания изделий изысканной конфигурации, пропорций и декора в традициях античной Греции. При Александре I в соответствии с великодержавными настроениями в результате победы России в войне 1812 г. в изделиях ИФЗ утверждался высокий классицизм с переходом к ампиру. При Николае I образы Древнего Рима, преломленные в европейском искусстве наполеоновской поры, сказа-

346

лись в изделиях со стилистикой пышного, перегруженного, торжественного ампира. А увлечение его супруги императрицы Александры Федоровны прежними историческими эпохами повлияло на оформление дворцовых интерьеров и фарфоровых изделий в греческом, этрусском и готическом стилях. При Александре II увлечение англиканизмом сказалось не только в государственных реформах, но, будучи поддержанным любовью его супруги императрицы Марии Александровны к английскому фарфору, повлияло на изготовление на ИФЗ англизированных форм интерьерных ваз с рельефами «под Веджвуд». Ностальгия супруги Александра III императрицы Марии Федоровны (датской принцессы Дагмары) вызвала увлечение венценосной семьи продукцией Копенгагенской фарфоровой мануфактуры, за чем последовало освоение живописцами ИФЗ новой техники росписи подглазурными красками. Эстетизм самого Александра III воплотился в изделиях стилей историзм, эклектика, «югендстиль». При Николае II в начале XX в. модными стали неоклассицизм и модерн, а его жена - императрица Александра Федоровна - поддерживала создание фарфоровых изделий в новорусском (неорусском) стиле, она организовала ежегодные конкурсы художественных проектов для фарфора, делала к ним критические замечания и давала личные указания по внедрению их в производство на ИФЗ.

Торжественные события, приемы именитых гостей и свадьбы при дворе требовали исполнения срочных заказов на изготовление уникальных, исключительного качества изделий, которые использовались в качестве поднесения членам императорской фамилии и высочайших подарков, соответствующих случаю и чествуемой персоне. Все это создавало экстремальные условия, требовавшие усиленной творческой активности всех участников производственного процесса.

Личная инициатива, культура и компетентность руководителей завода также во многом определяли основные тенденции в формировании художественного облика фарфоровых предметов. Часто их идеи, программы, указания оформлялись в заказы и исполнялись под их непосредственным контролем. Определенные периоды истории развития завода названы их именами: «виноградовский», «щепотьев-ский», «юсуповский», «гурьевский», «галяминский».

Второй базовый принцип композиционного творчества в декоративно-прикладном искусстве - принцип технологизма (понимание того, что, из каких материалов и как должно быть сделано). Технические производственные условия предприятия, понимание и учет конструктивных и художественно-выразительных свойств мате-

347

риалов, приемы формообразования и декорирования определяют характер его продукции. Производство фарфора - дело технологически сложное, требующее участия множества разных специалистов. Фарфоровое изделие заключает в себе качества, являющиеся результатом искусного мастерства технологов (массозаготовителей, обжигальщиков, изготовителей красок и др.), модельщиков форм, лепщиков-декораторов, живописцев. Их умения и творческие способности определяли высокие достоинства фарфоровых произведений ИФЗ.

Соблюдая принцип постоянного совершенствования технологии, ИФЗ всегда направлял свои усилия на освоение всех новейших достижений керамического производства в мире и адаптировал их к собственным условиям, расширял свои возможности в решении актуальных художественных и стилевых задач.

В елизаветинский период, с момента основания Невской порце-линовой мануфактуры в 1744 г., первостепенной задачей было освоение материала как такового и попытки создания фарфоровых предметов «из земли российской». Уже через два года после начала экспериментальных поисков, Д.И. Виноградову [2; 8] удалось получить состав белой фарфоровой массы, изготовить первые удачные образцы и наладить небольшое производство изделий. Обжиг в небольших печах ограничивал размеры изделий, которые так и называли - «предметы малой руки» (чашки, миски, коробочки с лепным декором, шахматные фигурки). Они производились вручную, были простых форм, довольно тяжёлые и грубые. Росписи первых изделий были несложными, монохромными или малоцветными, палитра ограничивалась коричневой, черной и зеленой краской [6, с. 8]. Несовершенные качества фарфора и обжигов вынуждали прятать дефекты под сплошным крытьем фонов золотом или под росписью «разбросанных» мелких цветов и насекомых. Но труды Виноградова над улучшением фарфоровой массы, над конструированием большой печи (в 1756 г.), над расширением палитры красок для фарфора позволили достичь увеличения размеров предметов, количества обжигаемых изделий и тонкой, сложной, полихромной, миниатюрной живописи на фарфоре. Таков первый многопредметный «Собственный Ея Величества» сервиз на 50 персон (названный позднее «Елизаветинским»), отвечавший качеству европейского фарфора.

Для дальнейшего совершенствования производства в екатерининский период была проведена техническая реорганизация. Небольшая мануфактура превратилась в Императорский фарфоровый завод, были основаны отдельные крупные производственные участки, обеспечивающие весь цикл создания фарфоровых изделий. Приглашенные

348

иностранные мастера - химики, модельмейстеры, скульпторы - не только способствовали расширению производственных возможностей завода, но и обучали русских учеников.

Так, под руководством французского скульптора Антуана-Жака-Жана-Доминика Рашетта, возглавившего в 1779 г. скульптурную мастерскую, на ИФЗ была освоена технология сложного модельного дела по созданию фарфоровых скульптур и архитектурно сложных многочастных ваз [4].

На ИФЗ постоянно совершенствовалась роспись фарфоровыми «огненными» красками, цвет которых обусловлен физическими, химическими и оптическими свойствами красителей, их совместимостью между собой и с глазурью. В заводской лаборатории над созданием фарфоровых красок творчески экспериментировали химики; они разработали и опробовали богатую палитру ярких и чистых цветов для надглазурной росписи. Живопись по фарфору красками, по-разному проявлявшими цвет в огне, подвергалась многократным обжигам, и ее конечное художественное достоинство во многом зависело от мастерства обжигальщиков. Те или иные приемы кистевого (мазкового) надгазурного письма определяли авторский почерк мастера, а виртуозное владение ими позволяло живописцам ИФЗ добиваться удивительного цветосветового художественного эффекта.

В начале XIX в. вновь остро встала задача усовершенствования технического оснащения производства. И с целью улучшить художественные качества петербургского фарфора управляющим делами ИФЗ Д. А. Гурьевым были приглашены опытные мастера с европейских заводов. C Берлинской королевской мануфактуры, отличавшейся в то время высоким технологическим уровнем, были призваны мастера-технологи: составитель фарфоровой массы Шульц, механик Шрейбер, специалист по обжигу Зейферт [1, с. 38]. Из Франции, с Севрской мануфактуры в 1815 г. в Петербург прибыли: составитель масс, глазурей и красок Пьер-Шарль Ландель и «артисты фарфорового дела» -декоратор-позолотчик Дени-Иосиф Моро, скульптор и токарь Фердинанд Давиньон, живописцы Анри-Альбер Адам и Жак-Франсуа-Жозеф Свебах. Эти отличные мастера успешно реализовали свое умение на ИФЗ: Давиньон безукоризненно вытачивал антикизирован-ные формы ваз, Моро артистично декорировал их золоченым классицистическим орнаментом, а Адам и Свебах виртуозно исполняли живопись в стиле французского ампира. Все они обучили русских мастеров, которые сумели превзойти своих наставников в мастерстве и художественном творчестве, что обеспечило на весь александровский и николаевский периоды создание великолепных грандиозных ваз

349

разнообразных форм и декора для дворцовых интерьеров. Эти многочастные составные вазы отличает совершенная выделка рельефного декора и фигурных ручек, безупречное качество исполнения рельефных орнаментов, покрытых глянцевой и матовой позолотой разного оттенка, с тонким рисунком цировки, а также виртуозные живописные росписи. Освоенные технологии позволяли добиваться торжественной образности создаваемых ваз, что соответствовало их статусной функции и обеспечило произведениям ИФЗ мировое признание.

В 1870-1900-е гг. опыты с декоративными цветными глазурями открыли новые возможности для создания художественных изделий из фарфора. В декорировании полихромными глазурями (прозрачными, эмалевыми, кристаллическими) оригинальность каждой вещи создается не только идеей и рисунком художника, но мастерством технолога, составляющего рецепты глазурей и управляющего обжигом. В обжиге под воздействием пламени глазури изменяют свой цвет, неожиданно влияя на живописно-образное решение изделия. Отсюда возникло поэтичное название этого вида декорирования -«искусство огня» (art du feu).

На ИФЗ была освоена техника росписи фарфоровой массой по цветной глазури - пат-сур-пат (pat sur pate) - «слой за слоем». Постепенный набор кистью жидкого фарфорового шликера позволял добиваться тончайшего белого матового полупрозрачного рельефа на цветном фоне, что отвечало изысканному эстетизму модерна. Его стилистике также соответствовали росписи подглазурными красками. Петербургский завод одним из первых вслед за Копенгагенской фарфоровой мануфактурой сделал подглазурную роспись своей основной специальностью в период модерна. Роспись по фарфоровому черепку оксидами и солями металлов давала возможность художникам добиваться нежнейших тональных переходов цвета, особенно в изображении пейзажей [2].

К уникальным техникам декорирования фарфоровых изделий относится роспись цветными непрозрачными эмалями; она широко и успешно применялась в создании ваз в новорусском стиле.

Художественные преобразования в фарфоре часто определялись техническими возможностями производства и результатами технологических экспериментов. Но бывало и наоборот, эстетические требования времени и конкретного стиля в искусстве направляли технические поиски для решения художественно-творческих задач.

К технической группе композиционных принципов относится и мастерство исполнения.

350

ИФЗ прославился благодаря творчеству мастеров-виртуозов: технологов, химиков, составителей масс и глазурей, разработчиков рецептуры фарфоровых красок, инженеров-строителей печей и др. В их числе: Иосиф Регенсбург (работал с 1764 г.), Жан-Франсуа-Ксавье Гаттенбергер (с 1803 по 1806), Пьер-Шарль Ландель (с 1815), Теодор Поортен (с 1904), а также воспитанники завода: Андрей Чернов, Никита и его сын Василий Воиновы, Гавриил Сергеев, Ульян Иванов, Роман Неустоев, Яков Бык и многие другие.

Талантливые скульпторы, модельмейстеры - Жак-Батист Ви-старини (работал на заводе с 1756 по 1758); Жак-Жан-Доменик Рашетт (с 1779 по 1804), Фердинанд Давиньон (с 1815 по 1827), Август Шпис (с 1853 по 1890), Август Тимус (с 1896 по 1917), Алексей Кирсанов, Назар Козлов, Федор Крестишин, Иван Денисов, Григорий Лапшин, Иван Семенов, Гаврила Никитин, Степан Пименов, Алексей Воронихин, Федор Даладугин, Василий Шмаков и многие другие создавали уникальные, художественно изысканные по форме вазы и скульптуры.

Подлинными «артистами фарфорового дела» были декораторы-орнаменталисты и позолотчики Жан-Франсуа Арнульт (работал на ИФЗ в 1764-1765); Дэни-Иосиф Моро (с 1815 по 1830) и их русские ученики.

Особое значение для ИФЗ имела деятельность европейских специалистов, обучавших русских мастеров профессиональной живописи по фарфору: Анри-Альбер Адам (работал на ИФЗ с 1804 по 1816); Жак-Франсуа-Жозеф Свебах (с 1815 по 1820); Пьер Будэ (с 1853 по 1859); Виван Боссэ (с 1853 по 1868); Карл-Август Липпольд (с 1885 по 1903). Освоить подглазурную живопись мастерам ИФЗ в 18921895 гг. помогали Карл Лауритс Мортенсен и Карл Фредерик Ли-исберг [1; 5; 7]. Русские заводские живописцы достигли небывалой виртуозности в росписи фарфора.

Главным центром профессиональной подготовки уникальных мастеров ИФЗ была заводская школа, основанная еще при Д.И. Виноградове в 1750-е гг. для обучения детей заводских рабочих с целью их приобщения к фарфоровому производству. Устав и положение школы изменялись несколько раз: в 1766 г. она стала училищем; в 1768 - гимназией; в 1836 - вновь заводской школой; в 1863 - Техническим училищем ИФЗ, но суть обучения оставалась прежней. Молодые люди, получившие образование в заводской школе, где им преподавали общеобразовательные и начальные специальные художественные дисциплины, поступали затем на разные производствен-

351

ные участки завода (в лабораторию, живописную и скульптурную мастерские). Здесь они продолжали учебу и совершенствование в практической работе рядом с опытными мастерами. Начав работу в качестве заводских учеников, они постепенно, сообразно собственным успехам и способностям, достигали статуса подмастерьев и мастеров. На всем протяжении истории ИФЗ основной контингент профессиональных рабочих состоял из потомственных мастеров, обеспечивавших высокий технический и художественный уровень продукции этого уникального производства [5].

Начиная с последнего десятилетия XVIII в. будущие заводские кадры готовились также в Академии художеств. Эта традиция продолжилась и в XIX в. Например, в 1864 г. на ИФЗ поступили Федор Крестишин, Иван Семенов, Гавриил Никифоров, Афанасий Крылов, Андрей Соболев и Алексей Артемьев. Все они впоследствии за свои профессиональные достижения были удостоены серебряной медали Императорской Академии художеств [9].

В конце 1880-х гг. на завод стали принимать в качестве мастеров-живописцев выпускников двух художественно-промышленных учебных заведений - Рисовальной школы Общества поощрения художеств (осн. в 1839 г.) и Центрального училища технического рисования барона Штиглица (осн. в 1876 г.), но им необходимо было еще долго практически осваивать заводские условия и технологии.

Третья группа композиционных принципов создания фарфоровых ваз на ИФЗ связана с задачами достижения художественнообразных качеств произведения. Визуальные образы фарфоровых ваз базируются на восприятии основных характерных признаков, таких как качество материала, формы, декора. Эстетика фарфорового производства требует максимального раскрытия специфических свойств материала. Мастера ИФЗ постоянно стремились улучшить качество фарфора и добивались его красоты.

Главным композиционным принципом достижения художественной выразительности фарфорового произведения на ИФЗ был принцип образного соответствия формы, декора и всех языковых средств смысловому, духовному, художественному содержанию. Гармонизация (согласованность, соразмерность, единство) всех составляющих в процессе создания художественного произведения есть суть композиции, действенная система композиционных принципов. Еще на стадии проектирования происходит согласование материальнотехнологических возможностей и требований, определение характера формы и ее деталей, рельефного или живописного декора. Компози-

352

ционные принципы создания фарфоровых ансамблей отрабатывались и совершенствовались в творчестве ведущих художников ИФЗ. Над проектами новых изделий в качестве композиторов работали художники завода: Доменик Рашетт, Франц Г аттенбергер, Виван Боссэ, Федор Солнцев, Василий Дудин, Александр Новиков, Ипполит Монигетти и другие, а над исполнением этих проектов и над их совершенствованием трудились все мастера завода. Талант, художественное чутье, особое композиционное мышление и профессиональное мастерство этих людей на разных этапах развития предприятия формировали облик уникального петербургского фарфора.

Соответственно образной концепции и проекту осуществляется моделирование формы, при котором она обретает «телесность», конструкцию, основные объемы, общую конфигурацию. Формы ваз в производстве ИФЗ претерпевали важные преобразования в соответствии со стилевыми предпочтениями в культурном контексте эпохи. При огромном количестве разнообразных форм ваз на ИФЗ в разные периоды варьировались основные виды форм, получившие в производстве условные названия: «медицис» - кратероподобные составные вазы с широким горлом; «бондо» - амфороподобные вазы овоидной (яйцеобразной) формы на ножке-основании с коронообразным горлом; «фюзо» (от фр. fuseau - веретено) - высокие веретенообразные вазы удлиненной формы с высокой шейкой и небольшим раструбом. Вплоть до начала XX в. на ИФЗ изготавливалось большое количество вариантов вазовых форм, сочетающих в себе разные элементы названных видов.

Абсолютно новыми для ИФЗ на рубеже XIX-XX вв. стали формы ваз в стилистике модерна - цельные мягкие, лаконичные, вызывающие своей пластикой ассоциации с природными формами. По изяществу и проработке форм вазы ИФЗ являют собой эталоны красоты, стилевой чистоты и утонченного вкуса их создателей.

В композиционном проектировании ваз особая роль отводится декору. Активным элементом декора интерьерных фарфоровых ваз является рельеф, который: подчеркивает форму, украшает отдельные ее части, выделяет и обрамляет роспись, выходит в самостоятельную фигуративную пластику (ручки, скульптурки, гирлянды цветов, плодов, музыкальных инструментов). Разнообразны мотивы рельефов: орнаментальные (геометрические и растительные); изображения людей, животных, фантастических существ, многофигурные композиции. Рельефный декор изысканно и чувственно украшает формы ваз ИФЗ.

353

Мощная художественная сила русских фарфористов нашла выражение в росписи фарфоровых ваз. Декоративные росписи ваз ИФЗ были разнообразны: по технике - надглазурная и подглазурная, монохромная (гризайль) и многокрасочная, кистевая, тампонированная, печать, роспись золотом; по местоположению - свободная по форме (разбросанные цветы, насекомые, элементы орнаментов); выделяющая части формы - роспись горлышка, тулова, основания; формально организованная - гирлянды, орнаментальные ряды, миниатюры в резервах и медальонах, картины в рамах; по содержанию - декоративная (цветочная, орнаментальная); иллюстративная (авторская и копийная - пейзажи, портреты, жанровые сценки, исторические и мифологические картины); геральдическая (знаки, символы, гербы), шрифтовая; по характеру - линейная, пунктирная, мазковая, плотно кроющая, прозрачно «акварельная».

Русские заводские мастера, высококлассные живописцы по фарфору в разные периоды специализировались в создании сложных композиций.

Выдающимися миниатюристами были Иван Черный и его сыновья Александр и Андрей, Александр Захаров, Алексей Канунников и др.; виртуозными мастерами «картинной» («фигурной» и копийной) живописи были Василий Мещеряков, Семен Голов, Александр Васильев, Егор Щетинин, Николай Кирсанов, Василий и Федор Тарачковы и др.; орнаментальную роспись успешно исполняли Алексей Захаров, Федор Спиридонов, Иван Козырев, Николай Даладугин, Алексей Новиков и др.; цветочную живопись артистично писали Федор Красовский, Константин Красовский, Василий Корнилов и др.; пейзажную (перспективную) живопись мастерски писали Федор Алексеев, Григорий Зюзин, В.А. Столетов, П.Н. Щетинин и др.; подглазурную живопись прекрасно освоили заводские мастера Григорий Зимин, Сергей Романов, Эдмун Сулиман-Грудзинский, Вера Кленовская, Николай Даладугин и др. [5; 6].

Во все времена живописцы ИФЗ умело соблюдали принципы сомасштабной и формальной согласованности росписи с образным характером вазовых форм.

Императорский фарфоровый завод - предприятие большой культуры и заслуженной славы, имеющее богатые собственные традиции. Эстетико-художественные достижения в производстве фарфоровых декоративных ваз на ИФЗ во многом зависели от следования традициям композиционных принципов их создания.

354

Список литературы

1. Агаркова Г. Д., Петрова Н. С. 250 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу в Санкт-Петербурге. - СПб., 1994.

2. Виноградовские чтения в Петербурге. Фарфор XVIII-XXI вв.: Предприятия. Коллекции. Эксперты: материалы междунар.науч.-практ. конф. 2007-2009. -СПб., 2010.

3. Декоративные фарфоровые вазы и дворцовые сервизы первой трети XIX века из собрания Государственного Русского музея: Каталог выставки / автор вступ. ст. и сост. И. П. Попова. - Л., 1989.

4. Жак-Доменик Рашетт 1744-1809 / сост.: Е. Карпова, Т. Носович, И. Попова. - СПб., 1999.

5. Императорский фарфоровый завод. 1744-1904 / сост. И. Б. Вольф, С.А. Розанов, Н. М. Спилиотти, А. И. Бенуа. - СПб., 1906.

6. Кочнева Н. С. Роспись фарфора: учеб. пособие. - СПб., 1995.

7. Кудрявцева Т. В. Императорский фарфоровый завод // Декоративноприкладное искусство Санкт-Петербурга за 300 лет. Иллюстрированная эн-цикл. - СПб., 2004. - С. 191-276.

8. Никифорова Л. Р. Создатель русского фарфора. Жизнь и деятельность Д. И.Виноградова. - Л., 1962.

9. Тарханова А. В. Художественное проектирование типового орнаментального декора на Императорском фарфоровом заводе: 1830-1850-е гг.: дис. канд. искусствоведения: 17.00.06. - СПб., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.