Научная статья на тему 'Роль традиций народного художественного промысла гжель в подготовке художников-керамистов (на примере ГГУ)'

Роль традиций народного художественного промысла гжель в подготовке художников-керамистов (на примере ГГУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЖЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЖЕЛЬ / ТРАДИЦИИ / НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / GZHEL STATE UNIVERSITY / ART AND INDUSTRIAL EDUCATION / GZHEL / TRADITIONS / FOLK ARTS AND CRAFTS / CONTINUING EDUCATION / PROFESSIONAL MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илькевич Б. В., Лигновская Т. А., Осипова Н. В.

В статье представлен анализ системы подготовки художников-керамистов в Гжельском государственном университете на основе традиций народного художественного промысла Гжель. Подчеркивается значимость формирования креативности у будущих художников декоративно-прикладного искусства на основе изучения традиций древнего промысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of traditions of national art craft Gzhel in the preparation of artists-ceramists (for example, GSU)

The article presents an analysis of the system of training of ceramic artists in Gzhel state University on the basis of the traditions of folk art craft Gzhel. The importance of the formation of creativity of future artists of decorative and applied art on the basis of the study of the traditions of ancient craft is emphasized.

Текст научной работы на тему «Роль традиций народного художественного промысла гжель в подготовке художников-керамистов (на примере ГГУ)»

Humanity space International almanac VOL. 7, No 4, 2018: 612-616

Роль традиций народного художественного промысла Гжель в подготовке художников-керамистов (на примере ГГУ)

Б.В. Илькевич1, Т.А. Лигновская2, Н.В. Осипова3

1'2'3Гжельский государственный университет

140155, Московская обл., Раменский р-н, пос. Электроизолятор, д. 67 Gzhel State University

Elektroizolyator, 67, Ramensky District, Moscow Region 140155 Russia 1e-mail: [email protected] 2e-mail: [email protected] 3e-mail: [email protected]

Ключевые слова: Гжельский государственный университет, художественно-промышленное образование, Гжель, традиции; народные художественные промыслы, непрерывное образование, профессиональная мотивация. Key words: Gzhel State University, art and industrial education, Gzhel, traditions, folk arts and crafts, continuing education, professional motivation. Резюме: В статье представлен анализ системы подготовки художников-керамистов в Гжельском государственном университете на основе традиций народного художественного промысла Гжель. Подчеркивается значимость формирования креативности у будущих художников декоративно-прикладного искусства на основе изучения традиций древнего промысла. Abstract: The article presents an analysis of the system of training of ceramic artists in Gzhel state University on the basis of the traditions of folk art craft Gzhel. The importance of the formation of creativity of future artists of decorative and applied art on the basis of the study of the traditions of ancient craft is emphasized. [Ilkevich B.V.1, Lignovskaya T.A.2, Osipova N.V.3 The role of traditions of national art craft Gzhel in the preparation of artists-ceramists (for example, GSU)]

Гжель обладает уникальными традициями формообразования и росписи. На протяжении веков в производстве керамических изделий использовались различные материалы: майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор и т. д. Ассортимент продукции был очень широк: от мелкой пластики до иконостасов. Изделия гжельских заводов отличались своей самобытностью, выразительностью и непосредственностью. Ремесло на промыслах передавалось из поколения в поколение. Ремесленно-практическая деятельность в обучении мастеров позволяла им повышать художественный уровень, накапливать необходимые знания и навыки.

Т.И. Дулькина отмечает: «В истории русской керамики

Б.В. Илькевич, Т.А. Лигновская, Н.В. Осипова В.У. Пkevich, Т.А. Lignovskava, N.V.Osipova

Гжель занимает особое место не только потому, что именно она стала центром народного керамического искусства, но в силу того, что снабжала многие заводы глиной, поставляла превосходные кадры гончаров; они, в свою очередь, несли глубокие традиции гончарного искусства в другие места; гжельские крестьяне повсеместно основывали керамические предприятия. С гжельской майолики XVШ в. и начинается история развития народной художественной керамики в России» (Дулькина, Григорьева, Астраханцева, 1989: 235).

Художественно-промышленное образование (ХПО) в Гжельском регионе, которое стало активно развиваться с конца XIX в., позволило вывести древний промысел на новый качественный уровень. ХПО дает возможность молодым людям получить уникальную профессию художника-керамиста, реализовать свои творческие способности.

Поступая в вуз ХПО, студенты не всегда четко представляют себе, что объектом учения станет для них декоративно-прикладное искусство и недостаточно осознают ХПО как личную ценность. Активное включение обучающихся в творческий процесс и постижение ими уникальных традиций народного художественного промысла способствуют формированию креативности будущих мастеров декоративно-прикладного искусства и позволяют им создавать свои собственные произведения.

Гжельский государственный университет находится в месте традиционного бытования народного художественного промысла Гжель. В вузе сохраняются и преумножаются уникальные традиции воспитания и обучения мастеров народных художественных промыслов. Система непрерывного профессионально-мотивирующего художественно-

промышленного образования, внедренная в учебно-воспитательный процесс университета, позволяет осуществлять постоянное воспроизводство творческих кадров для отрасли.

Роль традиций народного художественного промысла Гжель в подготовке художников-керамистов трудно переоценить: «В Гжели много сделано для того, чтобы не прервалась нить, связующая нынешних мастеров с будущими

Б.В. Илькевич, Т.А. Лигновская, Н.В. Осипова B.V. Пkevich, T.A. Lignovskava, N.V.Osipova

поколениями создателей и ценителей уникальной народной художественной традиции. Это прежде всего система образования благодаря которой осуществляется постоянное воспроизводство творческих кадров для промысла. Сегодня в Гжели можно получить как среднее, так и высшее художественно-промышленное образование. Студенты Гжельского государственного художественно-промышленного института имеют счастливую возможность учиться, находясь в самом центре керамического района, у ведущих художников народного промысла» (Илькевич, Никонов, 2014: 5).

Современное ХПО требует внедрения в учебный процесс вуза личностно-развивающих инновационных образовательных моделей, формирующих готовность студентов к профессиональной деятельности. В настоящее время содержание образования в области традиционного декоративно-прикладного искусства формируется как материальное. При этом ХПО призвано не только обогащать человека знаниями, но и прививать ему стремление пользоваться ими в сфере традиционного искусства, совершенствовать профессиональное мастерство. Подобный подход обеспечит гармоничное сочетание предметной, функциональной, творческой и мотивационной составляющих содержания и методов обучения.

Гжельский университет с 2006 года является инновационной площадкой Российской академии образования. Целью проводимого на современном этапе эксперимента является разработка и реализация инновационных профессионально-мотивирующих образовательных моделей в вузе, находящемся в регионе традиционного бытования народных художественных промыслов. Это способствует формированию у выпускников художественно-промышленных учебных заведений готовности к профессиональной деятельности, достижения ими высокого уровня знаний и умений, художественно-промышленной мотивации, развитию стремления к профессиональному мастерству,

самообразованию, формирует способность переносить приобретенные знания в новые ситуации профессиональной деятельности на промысле, понимать и совершенствовать себя

Б.В. Илькевич, Т.А. Лигновская, Н.В. Осипова B.V. Пkevich, T.A. Lignovskava, N.V.Osipova

как личность.

Формирование компетенций будущих художников-керамистов в традициях народного художественного промысла Гжель осуществляется в ГГУ не только в ходе реализации образовательных моделей, но и в системе внеучебных научных и творческих мероприятий, на которых применяется синтез проектных и конкурсных образовательных технологий. Это такие мероприятия, как международный фестиваль «Художественная керамика», международный фестиваль детского, юношеского и студенческого творчества «Синяя птица Гжели», региональный конкурс «Надежда науки и творчества».

Целью таких мероприятий является развитие творческого потенциала молодежи в системе ХПО и в деле профессионального становления художников-керамистов, осуществление взаимодействия с учебными заведениями, готовящими кадры для народных художественных промыслов, и предприятиями народных художественных промыслов. Организация конкурсных и выставочных мероприятий в Гжельском университете основана на принципах преемственности и непрерывности в системе ХПО.

Представляя свои изделия на творческие конкурсы, студенты могут оценить уровень своего мастерства и увидеть многообразие воплощения традиций Гжели в работах мастеров из России и зарубежных стран.

Методы обучения в системе ХПО не могут ограничиваться только формированием культуры традиционного ремесла в учебном процессе, задача молодых художников-керамистов - не копировать традиции, а идти по пути их творческого переосмысления, найти новые образы, типажи, характеры, формы, привнести инновационный компонент в традиции промысла и сформировать таким образом свой стиль и творческий почерк.

ЛИТЕРАТУРА

Дулькина Т.И., Григорьева Н.С., Астраханцева Т.А. 1989. Гжель. Керамика

ХШ1-Х1Х веков. М.: Планета. 184 с. Илькевич Б.В., Илькевич К.Б. 2013. Профессионально-мотивирующее художественно-промышленное образование. Гжель: ГГХПИ, 204 с.

Б.В. Илькевич, Т.А. Лигновская, Н.В. Осипова B.V. Ilkevich, T.A. Lignovskaya, N.V.Osipova

Илькевич Б.В., Илькевич К.Б. 2014. Компоненты непрерывного профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования. Гжель: ГГХПИ. 100 с.

Илькевич Б.В., Никонов В.В. 2014. Художественно-промышленное образование в Гжели. 1899-1937 гг.: монография. Гжель: ГГХПИ, 2014. 352 с.

Пруслина К.Н. 1974. Русская керамика конца XIX - начала XX вв. М.: Наука, 136 с.

Получена /Received: 02.10.2018 Принята/Accepted: 23.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.