Научная статья на тему 'Роль непрерывного художественного образования в сохранении народных традиций России'

Роль непрерывного художественного образования в сохранении народных традиций России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА / НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / CONTINUOUS ART EDUCATION / ART EDUCATION / ART PEDAGOGY / FOLK ART CRAFTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юркова В. А.

В данной статье рассматривается опыт создания системы непрерывного художественного образования Гжельским государственным университетом в условиях региона бытования народных художественных промыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юркова В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of continuing art education in the preservation of national traditions of Russia

This article discusses the experience of creating a system of continuous art education Gzhel State University in the region of existence of folk arts and crafts.

Текст научной работы на тему «Роль непрерывного художественного образования в сохранении народных традиций России»

Humanity space International almanac VOL. 7, No 4, 2018: 766-770

Роль непрерывного художественного образования в сохранении народных традиций России

В.А. Юркова

Гжельский государственный университет

140155, Московская обл., Раменский р-н, пос. Электроизолятор, д. 67 Gzhel State University

Elektroizolyator, 67, Ramensky District, Moscow Region 140155 Russia e-mail: [email protected]

Ключевые слова: непрерывное художественное образование, художественное образование, художественная педагогика, народные художественные промыслы. Key words: continuous art education, art education, art pedagogy, folk art crafts. Резюме: В данной статье рассматривается опыт создания системы непрерывного художественного образования Гжельским государственным университетом в условиях региона бытования народных художественных промыслов. Abstract: This article discusses the experience of creating a system of continuous art education Gzhel State University in the region of existence of folk arts and crafts. [Yurkova V.A. The role of continuing art education in the preservation of national traditions of Russia]

Исторически развиваясь как часть отечественной образовательной системы, художественное образование базируется на богатейшем культурном наследии нашей страны. Сохранение народных традиций России, возрождение и рационализация традиционных народных промыслов становитсяцентром совершенствования системы

художественного образования. Культурное становление человека является основой для развития системы художественного образования. Особую роль в данном направлении играет система непрерывного художественного образования (далее НХО).

Гжельский государственный университет (ГГУ) на протяжении столетия накапливал уникальный опыт подготовки специалистов по разным направлениям народного искусства и художников-мастеров керамических изделий в регионе бытования народного художественного промысла Гжель.

В 1996 г. вуз был удостоен Государственной премии «За создание региональной системы непрерывного образования и воспитания молодого поколения народного художественного

промысла Гжель».

С 2015 г. ГГУ является экспериментальной площадкой Российской академии образования в качестве ресурсного центра по оптимизации образовательных технологий в деле профессионального становления молодежи (на примере народных художественных промыслов), где модель непрерывного образования выделена в качестве основной практической значимости эксперимента.

ГГУ реализует все уровни художественного образования: художественная школа - колледж - бакалавриат - магистратура -аспирантура.

Подробнее остановимся на деятельности художественных

школ.

В 2014 г. была создана художественная школа № 1. В 2015/2016 учебном году открылась художественная школа № 2 в Раменском. На данный момент это самая многочисленная художественная школа, так как в 2017 г. был открыт филиал Подготовительного отделения этой школы в другом районе Раменского. Художественная школа № 3 открылась в декабре

2015 г. в п. г. т. Красково городского округа Люберцы. Художественная школа № 4 работает в Бронницах с февраля

2016 г.

Все художественные школы направлены на реализацию концепции непрерывного художественного образования в регионе бытования народного художественного промысла. Образовательная программа дополнительного образования детей и взрослых для художественных школ специально разрабатывалась педагогическим коллективом университета на протяжении нескольких лет. Она имеет своей особенностью объединение преподавания ряда художественных дисциплин с обучением детей одному из видов декоративно-прикладного искусства. В конечном варианте программы основной декоративно-прикладной дисциплиной является

«Художественная керамика».

Интересным и перспективным направлением обучения детей, подростков и взрослых является их ориентация на производственную деятельность и получение практических навыков в одном или нескольких видах художественных

ремесел на основе знаний, приобретенных на занятиях изобразительным искусством (рисунок, живопись). Инновационным приемом является соединение

художественного воспитания обучающихся средствами изобразительного искусства с получением профессиональных знаний, умений и навыков в одном из видов декоративно-прикладного искусства (в частности, с овладением мастерством художественной керамики).

Разработанная программа отвечает всем требованиям многоуровневой системы НХО. Она имеет следующие уровни:

1 - подготовительное отделение для детей младшего возраста. Ребята принимаются на обучение с 4,5 до 6,5 лет в группах раннего эстетического развития 1 и 2. Дети 6-10 лет проходят обучение в 4-х классах подготовительного отделения;

2 - художественная школа для детей с 10-11 до 16-18 лет (четыре класса).

Наряду с занятиями по основной образовательной программе в художественных школах функционируют курсы углубленного изучения отдельных дисциплин: живописи, рисунка, различных направлений декоративно-прикладного искусства. Они рассчитаны на людей, увлекающихся искусством, а также тех, кто хотел бы повысить уровень своего профессионального мастерства.

По окончании каждого года обучения на подготовительном отделении художественной школы выдаются сертификаты, подтверждающие прохождение нужного количества академических часов для перехода на следующую ступень.

По окончании первой ступени подготовки -свидетельство об окончании подготовительного отделения художественной школы. Для выпускников художественной школы, прошедших полный курс обучения, предусмотрен диплом установленного образца, который открывает перед выпускниками большие возможности при поступлении на обучение по программам среднего профессионального и высшего образования.

Одним из интересных и перспективных направлений развития НХО в художественных школах ГГУ мы видим

вовлечение в творческую деятельность взрослых, а также людей среднего и пожилого возраста. В качестве дополнения к основным программам для взрослых разработаны краткосрочные программы освоения отдельных профессиональных дисциплин с последующей возможностью углубления знаний по отдельным дисциплинам изобразительного (рисунок, живопись, композиция) и декоративно-прикладного искусства (роспись фарфора, лепка из шамота и красной глины, роспись по дереву, стеклу и др.).

Еще одним направлением работы со взрослыми являются проводимые художественными школами мастер-классы для любителей художественного творчества, желающих освоить разнообразные техники исполнения (декупаж, рисование песком и др.). Подобного рода мероприятия проводятся не только на зданиях художественных школ, но и за ее пределами. Художественные школы плодотворно сотрудничают с различными учреждениями культуры, домами творчества, библиотеками.

Гармоничное сочетание учебных и внеучебных форм деятельности всех структурных подразделений Гжельского государственного университета помогает в реализации преемственной взаимосвязи во всех звеньях НХО и способствует повышению эффективности художественного образования для людей разных возрастов в регионе бытования народного художественного промысла.

В настоящее время актуальную задачу художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения для сохранения народных традиций России могут плодотворнорешать различные высшие учебные заведения художественной направленности, что подтверждает пример ГГУ.

ЛИТЕРАТУРА

Белогорцева И.Е., Гричаникова И.А. 2015. Опыт создания учебно-производственного кластера по профессиональному образованию в области художественного искусства на примере Белгородского государственного института искусств и культуры. - Наука. Искусство. Культура. № 1 (5): 130-138.

Ильинская Я.А. 2016. Региональная система дополнительного непрерывного образования как ресурс профессионального развития личности. Автореф. дисс. ... доктора педагогических наук. Петропавловск-Камчатский: ПКГУ. 41с.

Илькевич Б.В. 2013. Професионально-мотивирующее художественно-промышленное образование. Гжель: ГГХПИ. 204 с.

Кокурина И.П. 2008. Непрерывное художественное образование в контексте идеи развития и социализации личности обучающегося. - Научные исследования в образовании. № 9: 23-25.

Савинов А.М. 2016. К вопросу о сохранении отечественных традиций в сфере художественного образования. - Научно-методический электронный журнал «Концепт». Т. 18: 6-10.

Получена /Received: 20.09.2018 Принята/Accepted: 23.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.